бесплатно рефераты
 

Социальное страхование в России

p align="left">Реализация "Основных принципов и направлений социальной политики..." предполагала разработку целевых социальных программ: поддержки занятости, социального страхования, здравоохранения, социальной помощи и др.

В 1993 г. была утверждена программа "Развитие реформ, и стабилизация российской экономики на 1993-1996 гг.". В области реформ социальной защиты населения данная программа ставила следующие задачи:

· ускорение формирования законодательства в области социальной защиты населения;

· улучшение соотношения между уровнем пенсий, социальных пособий и прожиточного минимума;

· реализация пенсионной реформы для повышения эффективности пенсионного обеспечения;

· формирование региональных систем образования и переподготовки безработных граждан в структуре федеральной службы занятости;

· разграничение между, видами социальной помощи: отделение
тех, которые связаны с бедностью, от других: введение единого пособия по малообеспеченности вместо ряда социальных выплат;

· определение и законодательное установление объема социальных услуг, гарантируемого государством населению на бесплатной и льготной основе.

В области здравоохранения: улучшение санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации в стране, обеспечение населения и медицинских учреждений медикаментами по доступным ценам, приоритет финансирования программ социальной и медицинской профилактики.

Переход к обязательному медицинскому страхованию планировался в программе в течение двух-трех лет, по мере готовности регионов.

Социальная политика в Российской Федерации, помимо разработки социальных программ, включает формирование нового социального законодательства на основе принятия новой Конституции. Российский парламент в течение 1990-1996 гг. утвердил ряд новых законов в области социальной сферы: о минимальных заработной плате, пенсии и социальных пособиях, КЗОТ РФ, Кодекс о браке и семье РФ, Основы законодательства РФ в области здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, законы об образовании, о высшем и послевузовском образовании, о государственных пенсиях в РФ, о занятости населения РФ, о медицинском страховании граждан в РФ, о социальной защите инвалидов, о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, о некоммерческих организациях и др.

Вопросы социальной политики являются совместной компетенцией Федерации и ее субъектов. Важнейшая цель государственной социальной политики - стабилизация жизненного уровня российских граждан. Общий объем государственных социальных расходов (бюджетных и внебюджетных) в 1994 г. составлял 18% ВВП.

1.3. Система государственных внебюджетных фондов в РФ.

Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов
страхования от важнейших социальных рисков. Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают деятельность Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране.

ПФР обеспечивает:

§ аккумуляцию страховых взносов и финансирование расходов,
предусмотренных Положением о нем;

§ контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР
страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его
средств;

§ международное сотрудничество по вопросам, относящимся к
компетенции ПФР;

§ проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства ПФР направляются на:

* выплату государственных пенсий;

* выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

* оказание материальной помощи престарелым и
нетрудоспособным гражданам;

* обеспечение деятельности ПФР.

В России осуществляется постепенный переход от распределительной пенсионной системы к накопительной, суть которой состоит в том, что каждый работник в течение трудовой деятельности осуществляет взносы, в пенсионный фонд средства которого длительное время используются для инвестирования в экономику, а после прекращения трудовой деятельности идут на его личное пенсионное обеспечение. Аккумуляция финансовых ресурсов в пенсионном фонде и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Закон "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации". Он обеспечивает конституционное право граждан России на медицинскую помощь и направлен на повышение ответственности граждан, государства и работодателей в области охраны здоровья. Законом введено обязательное медицинское страхование (с 1993 г.), в России оно является всеобщим, составной частью государственного социального страхования и реализуется посредством программ обязательного медицинского страхования (базовой и региональных).

Согласно закону, граждане России имеют право на:

выбор страховой медицинской организации, свободный выбор
медицинского учреждения и врача;

медицинскую помощь на всей территории России;

предъявление иска страхователю, страховщику и медицинскому
учреждению на возмещение ущерба пациенту.

Для выполнения задач по обязательному медицинскому страхованию в РФ образован Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Средства ФОМС направляются на:

· финансирование ОМС проводимого страховыми медицинскими органами;

· осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы ОМС;

· выравнивание ресурсов городов, районов для проведения ОМС;

· направление финансовых ресурсов для разработки тарификации стоимости медицинских услуг;

· создание финансовых резервов устойчивого медицинского страхования;

· текущее содержание.

Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования России. Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.

Основные задачи фонда:

· обеспечение гражданам государственных пособий, санаторно-
курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей;

· участие в разработке и реализации государственных программ
охраны здоровья работников;

· осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость
фонда;

· разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов;

· подготовка и повышение квалификации специалистов системы
государственного социального страхования;

· сотрудничество с аналогичными фондами других государств и
международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства ФСС направляются на:

· выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

· оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

· оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения;

· частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;

· частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;

· частичное содержание детско - юношеских спортивных школ;

· оплату проезда к месту лечения и обратно;

· создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;

· обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

· проведение научно - исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

· участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

пенсия за выслугу лет;

пенсия по старости;

пенсия по инвалидности;

социальная пенсия.

По старости. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 450 рублей в месяц.

Сумма базовой части и страховой части трудовой пенсии по старости не может быть менее 660 рублей в месяц.

Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ, где
П - размер трудовой пенсии по старости;
БЧ - базовая часть трудовой пенсии по старости;
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по старости.

По инвалидности. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.

Размер базовой части трудовой пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности устанавливается в следующих суммах:
1) при III степени - 900 рублей в месяц;
2) при II степени - 450 рублей в месяц;
3) при I степени - 225 рублей в месяц.

Сумма базовой части и страховой части трудовой пенсии по инвалидности не может быть менее 660 рублей в месяц. Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:
П = БЧ + СЧ + НЧ, где
П - размер трудовой пенсии по инвалидности;
БЧ - базовая часть трудовой пенсии по инвалидности;
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по инвалидности;
НЧ - накопительная часть трудовой пенсии по инвалидности.

По случаю потери кормильца. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

Размер базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в следующих суммах:
детям, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам) - 450 рублей в месяц (на каждого ребенка);
другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца - 225 рублей в месяц (на каждого члена семьи).

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца определяется по формуле:
П = БЧ + СЧ, где
П - размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
БЧ - базовая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца не может быть менее 660 рублей в месяц.

Пенсия за выслугу лет. Пенсию за выслугу лет получают лица, работавшие по специальности, связанные с повышенными требованиями к трудоспособности (летчики, циркачи, педагогические работники). Размеры те же, что и у пенсий по старости. Военнослужащие получают пенсию за выслугу лет по специальному закону.

Пособие по временной нетрудоспособности. В 2004 году работнику, который в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности проработал фактически менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

В настоящее время размер пособия установлен при условии продолжительности непрерывного трудового стажа:
· до 5 лет - 60 процентов заработка;
· от 5 до 8 лет - 80 процентов заработка;
· от 8 лет и свыше - 100 процентов фактического заработка, но не более 11.700 рублей. 

 Пособие по временной нетрудоспособности при несчастных случаях на производстве или профессиональных заболеваниях выплачивается в размере 100% средней заработной платы без учета продолжительности непрерывного трудового стажа. При этом не применяется ограничение пособия максимальным размером.

Пособие при рождении ребенка. Единовременное пособие при рождении ребенка установлено с 1 января 2002 года в размере 4500 рублей. В случае рождения двух и более детей единовременное пособие выдается на каждого ребенка.

Пособие по беременности и родам. В 2004 году пособие по беременности и родам исчисляется из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих наступлению отпуска по беременности и родам, в размере 100% среднего заработка.

Размер пособия по беременности и родам не может превышать 11.700 рублей.

Оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет. Статьей 262 Трудового кодекса РФ предусмотрено предоставление работнику четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере дневного заработка.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель) С 1 января 2002 года размер данного пособия устанавливается в твердых суммах - 300 рублей.

Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижении им возраста полутора лет. С 1 января 2002 года размер пособия установлен в твердых суммах - 500 рублей в месяц.

Ежемесячные пособия на ребенка до 16 лет (а учащимся в общеобразовательных школах - до окончания учебного заведения)-70 рублей.

Пособие на погребение. установлено в размере, не превышающем десятикратного размера минимальной оплаты труда. С 1 января 2001 года размер пособия установлен в твердых суммах - 1000 рублей.

Право на социальную пенсию имеют постоянно проживающие в Российской Федерации:

инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числе инвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию;

дети-инвалиды;

дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, не имеющие права на пенсию по случаю потери кормильца;

граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию;

граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовую пенсию.

Социальная пенсия, назначенная гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не выплачивается в период выполнения ими оплачиваемой работы.

Социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:

1) гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства), детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного из родителей, - 100 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). При этом размеры социальной пенсии инвалидов, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности II степени (за исключением инвалидов с детства), и социальной пенсии детей в возрасте до 18 лет, потерявших одного из родителей, не могут быть менее 470 рублей в месяц;

2) инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени, инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, детям-инвалидам, детям в возрасте до 18 лет, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери - 100 процентов размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

3) инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности I степени, - 85 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), но не менее 400 рублей в месяц.

Размеры пенсий, определенные по нормам настоящей статьи в соответствующем процентном отношении от базовой части трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, проживающих в районах (местностях), в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти Российской Федерации установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением соответствующего районного коэффициента на весь период их проживания в указанных районах (местностях). При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе (местности) для работников непроизводственных отраслей. При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба. Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

Социальное страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.

Понятие социального страхования охватывает различные формы (государственного, или обязательного, и добровольно-общественного) страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов.

Особенность социальных рисков состоит в крупномасштабности их возникновения и высокой значимости последствий для личности и общества в целом (например, безработица ведет к росту заболеваемости, преступности, распаду семей и т.д.). По характеру выплат в системе социального страхования выделяются страхование пенсий, пособий, социальных услуг и льготных благ.

Организация социального страхования в рыночной экономике базируется на следующих основных принципах: сочетание обязательности и добровольности социального страхования; социальное партнерство государства, работодателей и наемных работников; компенсация потери личных доходов и трудоспособности; формирование и использование целевых внебюджетных фондов; сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования страховой деятельности; взаимодействие основных субъектов социального страхования - страхователей, страховщиков и застрахованных граждан; баланс экономической эффективности и социальной справедливости; общественная солидарность и индивидуальная ответственность в страховании граждан; профилактика и реабилитация социальных рисков.

С развитием общества место и роль социального страхования значительно возрастают, что обусловлено увеличением охвата населения обязательным социальным страхованием, переходом страны от государственного социального обеспечения к современной системе социальной защиты населения, развитием демократии и усилением социальной защиты важнейших прав человека, расширением программ социального страхования, ростом уровня выплачиваемых пенсий, пособий и стандартов качества оказываемых социальных услуг, повышением их стоимости и ростом реальных доходов населения.

Глава 2. Роль Пенсионного фонда России в социальной защите граждан в условиях проведения пенсионной реформы (на примере г. Пятигорска)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.