бесплатно рефераты
 

Система страхования вкладов физических лиц в Российской Федерации

p align="left">к) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов. См.: Федеральный закон от 10.07.2002 г. №86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». СПС КонсультантПлюс.

Статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" также установлено следующее:

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России;

кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения из числа перечисленных в ч. 1 и 2 настоящей статьи, если со дня его совершения истекло пять лет;

Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения из числа перечисленных в ч. 1 и 2 настоящей статьи.

5) Размещение и (или) инвестирование временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов.

Порядок размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов определен в ст. 38 Закона. В частности, согласно ч. 2 ст. 38 Закона направления, порядок и условия размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, а также предельный размер размещаемых и (или) инвестируемых временно свободных денежных средств ежегодно определяются советом директоров Агентства. 6) Право требовать от банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков.

Указанному праву Агентства корреспондируют:

установленная в п. 2 ч. 3 ст. 6 Закона обязанность банков представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;

возложенная на банки в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 6 Закона обязанность размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков.

7) Определение порядка расчета страховых взносов.

Согласно п. 7 ч. 2 комментируемой статьи в полномочия Агентства входит определение порядка расчета страховых взносов в соответствии со ст. 36 Закона. Однако в ст. 36 Закона предусмотрено, что Агентством устанавливается только порядок исчисления расчетной базы.

8) Иные полномочия.

Как установлено в п. 8 ч. 2 ст.15 Закона, Агентство при осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов может осуществлять и иные полномочия, направленные на достижение поставленных перед Агентством в соответствии с Законом о страховании вкладов целей. Соответственно, перечень полномочий Агентства является открытым. Осуществление Агентством функций по обязательному страхованию вкладов на основании Закона о страховании вкладов не требует получения лицензии на осуществление страховой деятельности. См.: Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». СПС КонсультантПлюс.

3.3 Органы управления Агентством по страхованию вкладов, их полномочия

Согласно общему правилу, содержащемуся в п. 1 ст. 53 части первой ГК РФ, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ. СПС КонсультантПлюс.

В соответствии с п. 3 ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" порядок управления ее деятельностью (в том числе органы управления государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных лиц государственной корпорации и их освобождения) должен быть определен в законе, предусматривающем создание государственной корпорации. См.: Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях». СПС КонсультантПлюс.

Как определено статьей 17 Закона о страховании вкладов, органами управления Агентства являются:

· совет директоров Агентства;

· правление Агентства;

· генеральный директор Агентства.

Совет директоров Агентства, как установлено ч. 1 ст. 18 названного закона, является высшим органом управления Агентства.

Согласно п. 2 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - это обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

В совет директоров Агентства входят 13 членов:

· семь представителей Правительства РФ;

· пять представителей Банка России;

· генеральный директор Агентства. Генеральный директор Агентства входит в состав совета директоров Агентства по должности.

Председатель совета директоров Агентства избирается советом директоров Агентства по представлению Правительства Российской Федерации.

Заседания совета директоров Агентства созываются его председателем или не менее чем одной третью членов совета директоров Агентства по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Протокол заседания совета директоров Агентства подписывается председательствующим на заседании совета директоров Агентства. Мнение членов совета директоров Агентства, оставшихся в меньшинстве при голосовании, заносится по их требованию в протокол.

Заседание совета директоров Агентства проводится председателем совета директоров Агентства, а в его отсутствие лицом, уполномоченным председателем совета директоров Агентства.

Совет директоров Агентства правомочен принимать решения, если на заседании присутствует не менее половины его членов. Решения совета директоров Агентства принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании совета директоров Агентства является решающим. См.: Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». СПС КонсультантПлюс.

Совет директоров Агентства реализует следующие полномочия:

1) утверждает предложения правления Агентства о прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в очередном году и направляет их в Правительство Российской Федерации для включения в проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной год;

2) устанавливает ставку страховых взносов;

3) определяет направления, условия и порядок размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств Агентства, а также предельный размер размещаемых и (или) инвестируемых денежных средств;

4) принимает решение о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов и направляет предложения о порядке его покрытия при наступлении страхового случая в Правительство Российской Федерации не позднее пяти дней со дня получения уведомления от правления Агентства;

5) принимает решение о перечислении в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации полученных в соответствии с настоящим Федеральным законом средств федерального бюджета после восстановления финансовой устойчивости фонда обязательного страхования вкладов;

6) утверждает порядок расчета страховых взносов;

7) утверждает годовой отчет Агентства;

8) утверждает порядок предоставления банкам отсрочки или рассрочки погашения задолженности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) утверждает смету расходов Агентства;

10) утверждает организационную структуру Агентства;

11) принимает решение о создании филиалов и об открытии представительств Агентства;

12) назначает на должность и освобождает от должности генерального директора Агентства;

13) назначает на должность и освобождает от должности членов правления Агентства;

14) назначает аудитора Агентства;

15) заслушивает отчеты генерального директора Агентства по вопросам деятельности Агентства;

16) утверждает регламент работы правления Агентства;

17) осуществляет руководство деятельностью службы внутреннего аудита Агентства;

18) принимает решение о выпуске Агентством облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

19) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». См.: Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». СПС КонсультантПлюс.

В соответствии с указанным документом правление является коллегиальным исполнительным органом Агентства, в пределах своей компетенции принимающим решения по вопросам текущей деятельности Агентства. Правление подотчетно Совету директоров. Функции Председателя Правления осуществляет Генеральный директор Агентства.

Основными задачами Правления являются:

· обеспечение эффективной деятельности Агентства по выполнению его задач и реализации решений совета директоров Агентства;

· своевременное принятие решений по вопросам, отнесенным к компетенции Правления.

Количественный и персональный состав правления определяется советом директоров по представлению генерального директора, который входит в состав правления Агентства по должности и руководит работой правления Агентства.

Члены правления должны активно участвовать в работе правления, действовать в интересах Агентства добросовестно и разумно. Член правления, являющийся заинтересованным в сделке или вступающий в конфликт интересов, не может принимать участия в голосовании при принятии решения о заключении такой сделки. В случае если все члены правления признаются заинтересованными в сделке лицами, сделка может быть совершена по решению совета директоров.

Заседания правления созывает и организует генеральный директор, а в случае его отсутствия - его первый заместитель или один из заместителей, на которого генеральный директор возложил эти функции.

Заседания правления проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели. Конкретную дату, время и место проведения заседания правления устанавливает генеральный директор.

Функции секретаря правления по решению правления могут быть возложены на сотрудника Агентства, не являющегося членом правления.

Заседания правления ведет генеральный директор, а в случае его отсутствия - его первый заместитель или один из заместителей, на которого генеральный директор возложил эти функции.

Передача голоса одним членом правления другому члену правления или третьему лицу запрещены.

Отсутствующий на заседании член правления имеет право заблаговременно изложить в письменной форме свое мнение по вопросам повестки дня заседания правления и передать его секретарю правления. Такое письменное мнение оглашается на заседании, учитывается при подсчете голосов и подшивается к протоколу заседания.

В случае необходимости, любое заседание правления может быть отложено или перенесено генеральным директором. См.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Комментарий к Федеральному закону "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". М., 2004. С. 45-47.

При осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов правление Агентства:

1) принимает решение о выплате вкладчикам возмещения по вкладам;

2) принимает решение о включении банка в реестр банков и об исключении банка из реестра банков в порядке, установленном Законом о страховании вкладов;

3) обращается в Банк России с предложением о применении к банку мер ответственности в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

4) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о развитии системы страхования вкладов, направлениях, об условиях и о порядке размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов;

5) вносит на утверждение в совет директоров Агентства предложения о размере фонда обязательного страхования вкладов, достаточном для осуществления прогнозируемых в предстоящем году выплат возмещения по вкладам, прогнозируемом размере расходов из федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в предстоящем году;

6) направляет в совет директоров Агентства уведомление о наличии дефицита фонда обязательного страхования вкладов на основе данных реестров обязательств банков перед вкладчиками, формирование которых предусмотрено пунктом 4 части 3 статьи 6 Закона о страховании вкладов, не позднее трех дней со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками в соответствии с частью 1 статьи 30 того же Закона;

7) рассматривает годовой отчет Агентства и передает его на утверждение совета директоров Агентства;

8) представляет в совет директоров Агентства предложения об использовании прибыли Агентства;

9) утверждает штатное расписание Агентства, определяет условия найма, увольнения, служебные обязанности и права, систему дисциплинарных взысканий, размер и формы оплаты труда служащих Агентства;

10) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о страховании вкладов, если они не находятся в компетенции совета директоров Агентства. См.: Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». СПС КонсультантПлюс.

Помимо указанного в тексте статьи 21 Закона о страховании вкладов к компетенции правления относится принятие решений по всем вопросам текущей деятельности Агентства (кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию совета Директоров), в том числе:

1) координация работы служб и подразделений Агентства, утверждение соответствующих правил, инструкций и регламентов, положений о подразделениях и должностных инструкций, а также других внутренних документов Агентства, регулирующих деятельность структурных подразделений Агентства, если утверждение таких документов не отнесено к компетенции совета директоров;

2) утверждение типовых форм, стандартных тарифов, общих условий заключения Агентством сделок;

3) иные вопросы, отнесенные к компетенции правления действующим законодательством, Положением о совете директоров Агентства, а также решениями совета директоров Агентства. См.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Комментарий к Федеральному закону "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". М., 2004. С. 48.

Правление не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции совета директоров Агентства, если эти вопросы не были переданы в компетенцию правления решением совета директоров либо относятся к исключительной компетенции совета директоров.

Правление обеспечивает контроль за исполнением собственных решений, а также решений, принятых советом директоров.

Генеральный директор Агентства назначается на должность советом директоров Агентства простым большинством голосов от числа присутствующих его членов при условии, если на заседании присутствует не менее половины его членов.

Кандидатура генерального директора Агентства представляется совету директоров Агентства председателем совета директоров Агентства.

Срок пребывания в должности генерального директора Агентства составляет пять лет.

За месяц до истечения (окончания) срока полномочий генерального директора Агентства председатель совета директоров Агентства должен представить совету директоров Агентства кандидатуру для назначения нового генерального директора Агентства.

Следует отметить, что установление конкретного срока пребывания в должности генерального директора Агентства в совокупности с предусмотренным в п. 2 ст. 22 Закона о страховании вкладов исчерпывающем перечнем случаев освобождения его от должности существенно усиливает устойчивость этого поста.

Этим генеральный директор Агентства выгодно отличается от, например, Председателя Правительства Российской Федерации, который может быть сменен в любое время.

Генеральный директор Агентства освобождается от должности советом директоров Агентства. Совет директоров Агентства вправе освободить от должности генерального директора Агентства по представлению председателя совета директоров Агентства.

Случаи, в которых генеральный директор Агентства может быть освобожден от должности, в целом аналогичны случаям освобождения от должности Председателя Банка России, предусмотренным в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". См.: Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». СПС КонсультантПлюс.

В отличие от Председателя Банка России, который может быть освобожден от должности в случае невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии, аналогичный случай в комментируемом законе не предусмотрен. Видимо предполагается, что возникновение указанного случая для генерального директора Агентства исключено.

Генеральный директор как единоличный исполнительный орган некоммерческой организации осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией.

4. Организационные и финансовые основы системы страхования вкладов

4.1 Организационные основы системы страхования вкладов

В рамках организационных основ системы страхования вкладов действующее законодательство устанавливает порядок взаимодействия Агентства по страхованию вкладов, органов государственной власти, Банка России и кредитных организаций.

Взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и Банка России по отношению к Агентству по страхованию вкладов строится на основе принципа невмешательства, в соответствии с которым вышеуказанные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Агентства по реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий.

Отношения Банка России и Агентства основаны в первую очередь на взаимном информировании друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов.

С указанной целью Банк России направляет в Агентство отчетность банков и иную необходимую информацию, в частности:

о выдаче банку разрешения (лицензии) Банка России;

о принятии решения о проведении проверки банка по предложению Агентства;

о применении Банком России к банку мер ответственности в виде наложения запрета (ограничений) на привлечение вкладов граждан, назначении временной администрации по управлению кредитной организацией, об отзыве (аннулировании), а также о замене лицензии Банка России;

о реорганизации банка;

о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

В свою очередь Агентство:

1) информирует Банк России:

о внесении банка в реестр банков и об исключении банка из указанного реестра;

об изменении ставки страховых взносов;

2) обращается в Банк России с предложениями:

о проведении проверки банка Банком России;

о применении Банком России к банку мер ответственности, предусмотренных федеральными законами, с приложением документов, обосновывающих необходимость применения указанных мер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.