бесплатно рефераты
 

Рынок ценных бумаг и фондовая биржа

p align="left">В итоге создается впечатление наиболее активного движения и популярности на рынке Украины именно подобных бумаг, что является далеко не положительной характеристикой, и по результатам анализа наиболее ликвидными являются ценные бумаги этих эмитентов с их предъявительской формой и искусственным взвинчиванием курса. Однако, если проследить изменение ликвидности (в качестве примера взяты АО "ОЛБИ-Украина", АО "Разноэкспорт-инвест" и ИФ "Новые инициативы") даже за небольшой период времени (см. Таблицу 1), можно заметить, что падение ликвидности ценных бумаг АО "ОЛБИ-Украина" остановилось после очередного обещания выплаты дивидендов в августе, а ликвидность ценных бумаг АО "Разноэкспорт-инвест" снизилась после очередной выплаты, что наблюдалось уже не раз. Скачки ликвидности ценных бумаг ИФ "Новые инициативы" объясняются периодически возрастающим интересом населения благодаря хорошо организованной рекламной компании в средствах массовой информации и активной скупке сертификатов этого эмитента, имеющего неплохую репутацию.

Как уже упоминалось, среди самых популярных на рынке наиболее надежными являются ценные бумаги АКБ "Украина" и АСК "Укрречфлот". В этих структурах хорошо налажена работа по переоформлению своих акций, имеющих именную форму, что существенно влияет на частоту сделок с ними.

Итак, в целом становление и развитие рынка ценных бумаг Украины имеет однозначную спекулятивную тенденцию, однако с выходом на него акций промышленных предприятий он начнет приобретать иной вид и иные приоритеты. Многие дилеры прекратили работу со спекулятивными ценными бумагами, а инвестиции в ценные бумаги приватизированных предприятий используются для участия в деятельности предприятий с последующим возможным получением долгосрочной прибыли от роста курсовой стоимости.

Таблица 2

Изменение ликвидности

Эмитент

Вид ценной бумаги

Период 20.06-10.07 1995 г.

Период 11.07-24.07 1995 г.

Период 25.07-07.08 1995 г.

АО "ОЛБИ-Украина"

АПП

0,93

0,81

0,81

АО "Разноэкспорт-инвест"

АПП

1,09

0,6

0,6

ИФ "Новые инициативы"

ИС

1,32

0,82

1,21

АСК "Укрречфлот"

АПИ

0,9

1,28

1

АКБ "Украина"

АПИ

1,03

0,94

0,97

Условные обозначения: АПП акция простая на предъявителя; ИС именной сертификат; АПИ акция простая именная.

Если посмотреть на опыт США и развитых стран Западной Европы, то видно, что национальные банки этих стран (в США Федеральная Резервная Система) играют одну из ведущих ролей на местных рынках ценных бумаг. В Украине же НБУ уделяет недостаточное внимание роли рынка ценных бумаг в улучшении сложившейся экономической ситуации.

Так, например, остается не до конца отрегулированным вопрос необходимости получения лицензии Национального банка Украины на приобретение ценных бумаг украинских предприятий иностранным инвесторам. Поскольку ценные бумаги украинских предприятий являются валютными ценностями, то их приобретение тем или иным образом может быть отнесено к валютным операциям. Как правило, проведение таких операций требует генеральной или индивидуальной лицензии Национального банка Украины, за исключением некоторых операций, определенных декретом Кабинета министров Украины "О режиме валютного регулирования и валютного контроля". В то же время Национальный банк Украины никак не ограничивал возможность приобретения акций украинских предприятий иностранными инвесторами как на вторичном рынке, так и при создании предприятий с иностранными инвестициями.

Кроме того, что НБУ, как было сказано выше, уделяет недостаточное внимание рынку ценных бумаг, он использует этот рынок в своих сугубо личных интересах, а ни как не в интересах народа. Так, например, первый аукцион по государственным ценным бумагам (облигациям) готовился в спешке о его проведении сообщили менее чем за неделю. Срок этот был слишком короток даже для Нацбанка. Пришлось отодвинуть аукцион еще на три дня. Никаких бумаг не напечатали, инструкцию по налогообложению не написали. До конца не было ясно, какие же средства могут направлять на аукцион коммерческие банки свободные или из нераспределенной прибыли. Кроме коммерческих банков другие юридические лица на аукцион не допускались. НБУ решил не рисковать, ограничив круг участников лишь своими подопечными. Довольно ясно объяснил весомость аукциона Виктор Ющенко, сказав, что он станет, скорее, политической акцией, свидетельством функционирования финансового рынка в Украине.

Разумеется, было сделано все, чтобы аукцион удался. Поскольку банков участ высокой 92 млн. крб, и отклонение ее от средневзвешенной цены было достаточно большим (особенно по сравнению с последующими аукционами).

И тут мы подошли, пожалуй, к самому интригующему событию, связанному с первым выпуском гособлигаций 1995 года, третьему аукциону по доразмещению 5000 тысяч облигаций, состоявшемуся 18 апреля. Его краткие итоги размещены все 5000 облигаций по средней цене 125,29 млн. крб.

Выходит, за неделю, прошедшую после второго аукциона, номинальная ставка по облигациям упала сразу на 35,5%, тогда как за месяц между первыми и старыми торгами ее падение составило всего 32%. Не правда ли, странно? К тому же никаких дополнительных мер для повышения спроса на госбумаги никто не предпринимал.

Несмотря на уверения Нацбанка в том, что правила игры неукоснительно соблюдались, в души банкиров все же закралось сомнение в честности главного игрока. Судите сами: количество участников не увеличилось, а наоборот сократилось с 35 до 32 банков. Меньше было подано и заявок. Так что спрос существенно не изменился. Отталкиваясь от цены прошлого аукциона, можно было прогнозировать цену отсечения в районе 101 млн. крб, что, вероятно, и сделали многие участники. Однако Виталий Мигашко утверждает, что 90% заявок было подано с ценой от 122 до 126 млн. крб, хотя максимальная цена, указанная в заявках, 126 млн. крб. Настораживает другой факт: почему объем продажи по неконкурентным заявкам (то есть по средневзвешенной цене) вдруг вырос до 65% от общего объема (при 20-30% на предыдущих аукционах)? Ведь доля неконкурентных заявок среди общего числа поданных существенно не изменилась, составив всего 18,8%. Для "разбора полетов" интересно было знать объем спроса по неконкурентным заявкам, однако в справке НБУ его почему-то нет.

Обратим внимание на фондовый рынок. Как повлиял на него выпуск гособлигаций? Главная причина по-прежнему не отрегулирован механизм обращения облигаций на вторичном рынке. Хотя еще в конце марта Виктор Ющенко с японских островов обещал, что в течении месяца этот механизм будет разработан и внедрен. Правда, НБУ не видит проблем с перерегистрацией стоит лишь одному из участников сделки добраться до временного депозитария Нацбанка. Но клиентов одно это условие мало устраивает. Если коммерческие банки готовы действовать под честное слово НБУ, то другим юридическим лицам этого явно мало. Во-первых, следует четко определить условия налогообложения операций с облигациями. Во-вторых, бумаги должны стать по-настоящему предъявительскими. Пока же все счета депо, на которых хранятся облигации, доступны Нацбанку, да и электронный вид облигаций не очень согласуется с принципами предъявительской ЦБ. В-третьих, не мешало бы уменьшить срок обращения бумаг, ввести унифицированный договор купли-продажи и так далее.

В итоге, пока безболезненно проходят операции купли-продажи облигаций лишь между банками, чуть хуже между банком и его клиентами, и совсем тяжело между клиентами различных банков. Для привлечения интереса к облигациям Приватбанк, например, гарантирует условия выкупа облигаций в обязательном порядке с начислением 350 тыс. крб за каждый день. Простому торговцу практически ничего не остается. Кстати, по достоверным данным, НБУ отказался от помощи торговцев ЦБ в разработке механизма обращения облигаций на внебиржевом рынке, оставляя это право лишь за УФБ, которое, как обычно, "тянет одеяло на себя".

И все же, несмотря на все недостатки отечественной практики в области госбумаг (что является в принципе основной деятельностью НБУ во имя государства), перспективы этого рынка огромны. Интерес к ним со стороны инвесторов (не только банков) огромен. Важность покрытия дефицита бюджета не эмиссионным путем тоже неоспорима. Пожалуй, самым горячим сторонником госбумаг со стороны государства будет НБУ. Ведь одно дело заниматься их размещением, получая от этого проценты, и совсем другое предоставлять правительству невозвратные кредиты. Уже сегодня валовая выручка от выпуска гособлигаций в 1995 году прогнозируется в районе 25 трлн крб, а чистая 17 трлн крб (валовая выручка составила 1 трлн 113 млрд. крб, которые необходимо погасить 29 декабря 1995 года). НБУ, понимая, что разместить такую сумму даже для него нешуточная задача, приходится выкладывать очередные козыри.

Во-первых, сегодня полным ходом ведется работа по созданию специального депозитария НБУ для работы с госбумагами. Ведется не кем-нибудь, а специалистами из Федеральной Резервной Системы США. В дальнейшем аналогичные депозитарии будут созданы и в коммерческих банках. Средства для этого выделила US AID. Во-вторых, после ее создания в обращение выйдут, наконец, более " короткие" облигации со сроком погашения 3 и 6 месяцев. Предположительно, из 25 трлн крб на долю девятимесячных придется около 8 трлн крб, шестимесячных - 9 трлн крб, остаток составят трехмесячные облигации. Размещение будет проводится по схеме: "три недели торги, четвертая погашение". Часть средств от последнего аукциона будет резервироваться Нацбанком для погашения предыдущих траншей в случае отсутствия денег у Минфина. В-третьих, после создания депозитария должен, наконец, заработать вторичный рынок, возможно, даже в автоматизированном виде. Начало такой работы намечено на сентябрь-октябрь 1995 г. Сегодня ведется работа по предоставлению налоговых льгот при работе с облигациями на вторичном рынке.

Будут решены неясности в вопросе уплаты госпошлины должен ли уплачивать ее участник аукциона по первичному размещению госбумаг. Похоже, близки к осуществлению надежды банкиров на то, что гособлигации могут учитываться в качестве обязательных резервов в Нацбанке. По крайней мере, сегодня коэффициент риска по ним снижен с 0,5 до 0,2.

Таблица 3

Основные показатели аукционов по размещению облигаций государственного займа 1995 года (по данным Минфина Украины).

Количество поданных заявок

22

88

85

из них неконкурентных

5

13

16

Объем спроса по конкурентным заявкам (млн. крб.)

438259

1505547,5

1473848

Цена отсечения

92

108

125

Средневзвешенная цена (млн. крб.)

95,9

108,22

125,29

Объем продажи (млн. крб.)

267825,3

238954,3

626442,5

из них по неконкурентным заявкам)

55334,3

71966,3

407192,5

Количество выставленных облигаций

5000

2208

5000

Количество размещенных облигаций по итогам аукциона

2792

2208

5000

Если все перечисленные выше мероприятия НБУ удастся внедрить в жизнь, то это существенно облегчит ему работу на рынке ценных бумаг. Однако, этим далеко не удастся исчерпать проблем, которые возникают практически каждый раз, когда НБУ пытается влиять на улучшение экономики Украины при помощи рынка ценных бумаг. Все это возникает, с одной стороны, из-за недостаточной компетентности в этих вопросах специалистов из НБУ, а с другой стороны, и это главное: из-за их нежелания использовать рынок ценных бумаг в Украине в полной мере на благо народа.

На начало 1996 года рынок ценных бумаг в Украине имеет уже четырехлетнюю историю. Конечно, в историческом аспекте срок достаточно короткий, но по основным характеристикам как количественным, так и качественным украинский фондовый рынок в основном сформировался.

Сердцем, ядром национального рынка ценных бумаг с самого начала его формирования была и сегодня остается Украинская фондовая биржа, созданная и зарегистрированная Кабинетом Министров Украины осенью 1991 года. За эти годы биржа сформировала распространенную сеть региональных центров, филиалов и брокерских контор, которые функционируют во всех областях Украины. При бирже создан Центральный депозитарий ценных бумаг и введена в действие система их электронного обращения. Все больший размах приобретают биржевые торги акциями, облигациями, векселями, производными от ценных бумаг опционами и фьючерсами.

2 августа 1995 года Украинскую фондовую биржу посетил Президент Украины Л.Д. Кучма, который дал высокую оценку деятельности биржи, ее технической оснащенности и кадровому потенциалу, возможностями УФБ в реформировании экономики, проведении приватизации в нашей стране. Президент Украины высказал мысль, что Украинская фондовая биржа следует придать статус национальной.

Расширяется внебиржевой рынок ценных бумаг. Сейчас на Украине работает больше 1000 финансовых посредников, которые занимаются фондовыми операциями. Это банки, инвестиционные фонды и компании, доверительные общества, торговцы ценными бумагами.

Непрерывно растет количество эмитентов ценных бумаг и объемы их эмиссии. Если в 1992-94 годах ценные бумаги в основном выпускали финансово-кредитные институты, то характерным признаком 1995 года было уже то, что увеличивался удельный вес эмитентов промышленных предприятий. Это результат углубления приватизационных процессов. Такую тенденцию украинского фондового рынка, которая будет иметь место и расширяться в этом году, следует воспринимать как позитивную. В прошлом году были выпущены первые государственные облигации, появились муниципальные ценные бумаги.

Так очень коротко можно определить основные черты нынешнего положения фондового рынка Украины.

В то же время дальнейшее развитие национального фондового рынка сдерживается рядом объективных и субъективных факторов. Самое главное из них это:

- кризис украинской экономики, высокий уровень инфляции, отсутствие твердой национальной денежной единицы;

- отставание существующей законодательной и нормативно-правовой базы функционирования фондового рынка и развития присущих ему реальных процессов (как пример можно вспомнить ситуацию, которая сложилась с трастами и другими финансовыми посредниками);

- недостаточность государственного регулирования национального рынка ценных бумаг;

- слаборазвитость первичного рынка ценных бумаг, небольшое количество операций с производными от ценных бумаг;

- отсутствие гарантий по операциям с ценными бумагами, недоверие населения и его психологическая неподготовленность к операциям на фондовом рынке;

- убогость большей части населения, его низкая покупательная способность, которая мешает появлению массового частного инвестора;

- отсутствие гарантий государства по защите денежных сбережений населения, в том числе и в ценных бумагах.

Выход Украины из кризиса, стабилизация экономического положения, повышения благосостояния людей невозможны без развитого рынка ценных бумаг. А для этого требуется выполнить ряд неотложных действий.

Прежде всего следует ускорить процессы приватизации, путем корпоратизации и акционирования частной собственности. В феврале 1995 года Президент Украины издал Указ "О участии Украинской фондовой биржи в приватизационных процессах", в соответствии с которым государственные пакеты акций открытых акционерных обществ, которые созданы в процессе приватизации могут продаваться за денежные средства на УФБ и ее филиалах. Аукционная продажа таких акций, которая началась только в июне, засвидетельствовал его высокую эффективность. Цена продажи отдельных акций превышала номинал в 38 - 40 раз, хотя далеко не все акции, которые выставлялись на аукционах, имели достаточную инвестиционную привлекательность. В целом за 1995 год на УФБ и ее филиалах продано около 8 млн. ценных бумаг. Для сравнения скажем, что их количество в 1992 году составило 68 штук, в 1993 году 1,4 млн., в 1994 году 2,7 млн.

Национальные фондовые рынки мира все больше интернационализируются. Это вполне естественно, ведь капитал вообще имеет интернациональный характер и свободно перемещается в те страны и регионы, где его обращение дает наибольший прирост. Это касается и обращения капитала в виде ценных бумаг. Вопрос обращения в Украине ценных бумаг иностранных компаний не решен прежде всего на законодательном уровне. Тут должны быть приняты государственные нормативно-правовые акты для решения этих принципиальных вопросов котирования и обращения в нашей стране: кто дает на это разрешение, по каким критериям и др. Одновременно необходимо определиться и с строго техническими вопросами: перевозка (или перевод) ценных бумаг через границу, механизм выплаты дивидендов, валюта за которую продаются ценные бумаги и в которой выплачиваются дивиденды и др.

Что касается выхода на мировые рынки ценных бумаг украинских компаний, то тут снова таки встают вопросы законодательного характера. Но есть и другие. Среди них один из наиглавнейших конкурентоспособность наших ценных бумаг. Естественно, что на Западе будут интересоваться только акциями высокоприбыльных и перспективных компаний. У нас же таких пока еще очень мало,. Например, в конце прошлого года в Украине с помощью УФБ зарегистрировано представительство одной из самых крупных в Германии маклерских фирм "БалльМайер и Шульц". Оно сразу включилось в торги на Украинской фондовой бирже, но интерес проявляет только к акциям АСК "Укрречфлот" акции других приватизированных предприятий его не привлекают.

Украинская фондовая биржа многое делает для заложения фундамента интеграции национального рынка ценных бумаг в Европейских и мировой рынки. Достаточно вспомнить сотрудничество с Организация французских бирж и Национальным депозитарием Франции, которое дало возможность в краткие сроки создать при УФБ Центральный депозитарий и ввести в действие систему электронного обращения ценных бумаг. Плодотворной является совместная работа с Организацией содействия развития фондовых и финансовых рынков Восточной и Центральной Европы (Германия), объединением немецких фондовых бирж (немецкая фирма АГ) и франкфуртсткой фондовой биржей. С помощью немецких специалистов в Киеве на базе УФБ проведена серия из 5 семинаров по вопросам фондового рынка, несколько групп украинских специалистов прошли стажировку вол Франкфурте - на - Майне.

Деловые отношения установились между УФБ и руководством Федерации Европейских фондовых бирж, Нью-Йоркской, Чикагской, Торонтской, Афинской, Будапештской, Пражской, Варшавской, Братиславской, Литовской, Российскими фондовыми биржами, установлены контакты с Токийской и Корейской биржами. Это сотрудничество сегодня больше носит характер информационного обмена, что, конечно, важно, ведь это, в первую очередь, обмен опытом. Но важнейшим является и то, что создан фундамент для многогранной совместной работы и деловой интеграции. И этот обмен опытом, пожалуй, можно выделить как главное, на что стоит опираться (учитывая особенности нашей экономики) при дальнейшем развитии рынка ценных бумаг на Украине.

2.2. Рынок ценных бумаг в Великобритании.

По количеству капитализации и оборота ценных бумаг фондовый рынок Великобритании крепко занимает третье место в мире после США и Японии, а по количеству международных операций с ценными бумагами не знает себе равных.

Впервые английский рынок ценных бумаг вспоминается в старовинных хрониках еще со времени короля Эдуарда I (1296 г.).

Ценные бумаги публичных компаний в Англии продаются включительно на фондовой бирже. Причем, если в США на фондовой бирже совершается вторичный оборот ценных бумаг, то в Великобритании фондовая биржа является важнейшим элементом первичного рынка. Существенная часть новых эмиссий проводится через фондовую биржу. Ценные бумаги, которые не имеют котировки на бирже, не будут предлагаться публике, поэтому эмиссия ценных бумаг всегда сопровождается их допуском на фондовую биржу.

На сегодняшний день Лондонская фондовая биржа (London Stock Exchange, LSE) крепко занимает третье место в мире по капитализации, тоисть за размерами курсовой стоимости акций, которые котируются на ней, и за количеством оборота. Сравнительно с биржами других стран на Лондонской фондовой бирже (ЛФБ) совершается наибольшее количество операций с акциями иностранных эмитентов, больше 40 % ее оборота выпадает на такие акции. На ней имеют листинг около 500 иностранных эмитентов. Значительная часть соглашений ЛФБ выполняется в рамках Автоматической системы котировки фондовой биржи (Stock Exchange Automated Quotation System, SEAQ). Всего в SEAQ вращается около 3000 ценных бумаг; система позволяет вводить до 70 тыс. заказов в час. Для ценных бумаг, которые не попали к SEAQ, существует Альтернативная система торговли на бирже (The Stock Exchange Alternative Trading Service, SEATS).

Одновременно Лондон занимает второе место после США в сфере торговли походными ценными бумагами - опционами и фьючерсами. Торговля опционами на ценные бумаги, фондовые индексы и на валюту совершается на двух английских биржах:

- Лондонской международной бирже фьючерсов и опционов (London International Financial Futures Exchange, LIFFE).

- Лондонская биржа ценных бумаг и их походных (The London Securities and Derivatives Exchange, OMLX).

Торговля опционами и фьючерсами на товары ведется на трех товарных биржах: Лондонской бирже метала (London Metal Exchange Ltd, LME), Международной фондовой бирже (International Petroleum Exchange of London Ltd, IPE) и Лондонской товарной бирже (London Commodity Exchange, LCE).

Сегодня у Великобретании действует три саморегулируещих органа (СРО):

1. Комисия с ценных бумаг и фьючерсов (SFA), которая регулирует деятельность около 1,3 тыс. лицензированных фирм, что совершают инвестиционную деятельность с ценными бумагами, еврооблигациями, финансовыми и товарными фьючерсами. Кроме того, в сферу регулирования SFA входят вопросы корпоративных финансов, а также внебиржевая торговля ценными бумагами. Приблизительно половина фирм, что регулируется SFA, принадлежит иноземным владельцам.

SFA имеет достаточно широкие уполномочевания на фондовом рынке и исполняет большинство функций, которые в других странах закреплены за державными органами.

К этим функциям относятся и лицензирование компаний с ценных бумаг. Фирма, которая стала членом SFA, обязана придерживаться всех ее требований и правил и предоставлять разнообразную информацию о своей деятельности. SFA периодически проводит инспектирование компаний с ценных бумаг, проверив директоров и служащих и требуя придерживаться любых документов учета.

Как правило, при выявлении нарушений законодательства про ценные бумаги SFA выдает распоряжение про их устранение. Наиболее серьезным наказанием, которое употребляет SFA, есть штрафы и исключение фирмы с членов этой организации, что автоматически закрывает ее доступ на рынок, поскольку деятельность без лицензии есть предступлением. SFA также командует компенсационым фондом, сделаным соответствено закона про финансовые услуги, который компенсирует потери инвесторов в случае банкротства инвестиционого института.

2. Организация инвестиционых командований (IMRO), которая регулирует деятельность институтов коллективного инвестирования, которые командуют разными фондами, в том числе работу командующих инвестиционными фондами, пенсионными фондами, менеджеров не регулированных совместных инвестиционных схем.

3. Комиссия частного инвестирования (PIA), которая регулирует деятельность больше 4 тыс. фирм, в том числе независимых финансовых советников, что консультируют мелких инвесторов или действуют от их имени. PIA есть главным органом наблюдения за деятельностью компаний, что действуют на рынке страхования и инвестиций, в том числе предприятия взаимного страхования, общих юнит-трастов инвестиционых компаний.

Заключение.

Ценная бумага - это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и денежной формы, которая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке и приносить доход.

На рынке ценных бумаг или фондовом рынке продаются и покупаются за деньги ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, и т.д. Различают первичный рынок продажи новых выпущенных бумаг после их эмиссии и вторичный рынок продажи уже обращающихся бумаг.

Акция - эмиссионная ЦБ, закрепляющая права ее акционера на получение части прибыли в виде дивидендов, на участие в управлении и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Облигация - долговое обязательство эмитента перед инвестором. Это ЦБ с фиксированным доходом, т.к. процент не зависит от результатов работы эмитента, и оговариваются заранее.

Вексель - долговое обязательство, составленное по определенной законом форме и дающее его владельцу безусловное право требовать оговоренную сумму по истечению указанного срока.

Фондовая биржа - основной элемент и инструмент рынка ценных бумаг, представленный самостоятельными частными акционерными или государственными учреждениями, регулирующими и контролирующими их куплю-продажу. Фондовая биржа функционируют на аукционной основе, что позволяет им оперативно регулировать спрос и предложение на ценные бумаги и формировать их рыночный курс. В отличие от продажи ЦБ их эмитентами на первичном рынке, фондовые биржи образуют и обслуживают вторичный рынок ЦБ, на котором обращаются ранее выпущенные ЦБ. Таким образом, фондовые биржи занимаются, по сути, перепродажей ЦБ. Фондовые биржи призваны быть средством мобилизации свободных денежных средств посредством продажи владельцам этих средств ЦБ, установления цены и биржевого курса ЦБ, способствования движению, переливу денежного капитала между государством, предприятиями, домашними хозяйствами.

Фондовая биржа - это, прежде всего место, где находят друг друга продавец и покупатель ценных бумаг, где цены на эти бумаги определяются спросом и предложением на них, а сам процесс купли-продажи регламентируется правилами и нормами.

Сегодня рынок ценных бумаг Украины находится в начальной стадии развития. При этом имеется значительный потенциал, как со стороны профессиональных участников рынка, так и со стороны инвесторов.

По количеству капитализации и оборота ценных бумаг фондовый рынок Великобритании крепко занимает третье место в мире после США и Японии, а по количеству международных операций с ценными бумагами не знает себе равных.

Ценные бумаги публичных компаний в Англии продаются включительно на фондовой бирже. В Великобритании фондовая биржа является важнейшим элементом первичного рынка. Существенная часть новых эмиссий проводится через фондовую биржу. На сегодняшний день Лондонская фондовая биржа крепко занимает третье место в мире по капитализации. На ней совершается наибольшее количество операций с акциями иностранных эмитентов. Всего вращается около 3000 ценных бумаг.

Одновременно Лондон занимает второе место в сфере торговли походными ценными бумагами - опционами и фьючерсами.

Список использованной литературы

1. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. М.: Финансы и статистика, 1992

2. Башняник Г.І., Лазур П.Ю., Медведєв В.С., Політична економия. - К.: Ніка - центр Ельга, 2000 - 527 с.

3. Бердников В.М. Рынок ценных бумаг. Приватизация. - Ужгород: Инпроф, 1998. - 101 с.

4. История мировой экономики / Будника В.С., Филипенка А.С. - М.: Дело и сервис, 2001 - 496 с.

5. Калина А.В., Корнеев В.В., Кощеев А.А. Рынок ценных бумаг (теория и практика): Учеб. пособие, -2-е изд., перероб и доп. - К: МАУР, 1999. - 256 с.

6. Камаев В.Д., Семенов В.Ф., Сорокин Д.Е., Стерников Ф.Ф. Учебник по основам экономической теории (экономика) - М.: Владос, 1995 - 384 с.

7. Килячков А.А. Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2002. - 704 с.

8. Кочетов Э.Г. Геоэкономика (освоение мирового экономического пространства), Учебник. - М.: Изд-во БЕК, 1999 - 480 с.

9. Ляшенко В.И. Фондовые индексы и рейтинги. - К.: ИКФ “Стаклер”, 1998. - 320 с.

10. Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок. - М.: Перспектива, 1995. - 550 с.

11. Политическая экономия: В 2-х тт. - Т.2: Пер. Сфр. - М.: Международные отношения, 1995. - 752 с.

12. Ревинский И.А. Международная экономика и мировые рынки: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998. - 350 с.

13. Ромашко О.Ю. Реголювання міжнародних фондових ринків: Навчальній посібник. - К.: КНЕЦ, 2000 - 240 с.

14. Рынок ценных бумаг. Под редакцией В.А. Галанова, А.И. Басова. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 352 с.

15. Фондовий ринок: Навч. Посібник. - К.: КНЕУ, 1999. 316 с.

Экономическая теория: Учеб. Пособие. - К.: Вікар, 2000. - 644

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.