бесплатно рефераты
 

Рынок ценных бумаг

Рынок ценных бумаг

89

План.

Введение.

Глава1. Исторические этапы развития рынка ценных бумаг.

Глава2. Понятие ценных бумаг

2.1. Классификация ценных бумаг.

2.2. Оборот ценных бумаг.

Глава3. Общая характеристика акций.

3.1. Виды акций.

Глава4. Общая характеристика облигаций.

4.1. Виды облигаций.

Глава5. Общая характеристика государственных ценных бумаг.

5.1. Виды государственных ценных бумаг.

Глава6. Другие основные ценные бумаги.

6.1. Вексель.

6.2. Депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих банков.

6.3. Чек и коносамент.

6.4 . Чек.

6.5. Коносамент.

6.6 . Ценные бумаги отсутствующие в Российском законодательстве.

Глава7. Рынок ценных бумаг.

7.1. Понятие о рынке ценных бумаг.

7.2. Участники рынка ценных бумаг.

7.3. Фондовая биржа

Заключение.

Приложение 1,2.

Список литературы и нормативного материала

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время уже можно с полным основанием заявить, что рыночная экономика не может существовать без развитого оборота ценных бумаг и инструмента, с помощью которого он обеспечивается, - ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг имеет длительную историю развития - от финансовых афер древности и средне-вековых меняльных контор до рынка государственных облигаций конца 18 века начала 19 века, а за тем рождения современного фондового рынка.

Российский рынок ценных бумаг возник и стал развиваться преимущественно в порядке стихийной инициативы. История биржевого дела в России включает его подъем в период НЭПа, ликвидацию в 30-е годы, многочисленные дискуссии вокруг проблем фондового рынка временна “отметили” 60-х годов, которая не привела к возрождению рынка ценных бумаг в Союзе Советских Социалистических республик положения меняется в эпоху перестройки. Об этом говорит, в частности, факт создания в конце 1990 года Московской центральной фондовой биржи и Московской международной фондовой биржи.

Однако и сейчас еще в стране не сложилось единого фондового пространства, нет единой инфраструктуры.

Тем не менее, динамическое развитие последних лет изменило ситуацию. Естественно, что накопленный за многие годы опыт организации фондового дела используется при создании различных институтов Российского рынка ценных бумаг. В процессе практической деятельности будут определены схемы и модели, которые наиболее приемлемы в Российской Федерации.

Достаточно энергично шел процесс накопления законодательного материала в этой новой и важной для экономики сфере.

До принятия закона “ О рынке ценных бумаг” от 22.04.96 года действовало более 300 нормативных актов. Это федеральные законы Российской Советской Федеральной Социалистической Республики, Указы президента России, постановления Правительства Российской Федерации, инструкции и иные нормативные документы Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, РНС Российской Федерации, Роскомимущества Российской Федерации, Государственного комитета статистики Российской Федерации и других Министерств и ведомств Российской Федерации. Они регулируют выпуск и обращение акций, облигаций, векселей, чеков и других ценных бумаг.

Особое место занимает Федеральный Комитет по ценным бумагам Российской Федерации, образованный Указом Президента от 04.11.94 года № 2063

“ О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации ”*, на которую возлагается контроль и регулирование рынка ценных бумаг и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Следует отметить, что развитие рынка ценных бумаг и его нормативного регулирования носило не только бурный характер, но и сопровождалось естественными “болезнями роста”, к числу которых можно отнести недостаточную последовательность и системность.

В результате в регулирующей базе существуют значительные проблемы и далеко не всякая регламентация могла бы быть признана удовлетворительной.

Государственный комитет РФ сформулировал положения характеризующие общие для всех ценных бумаг вопросы, четко определил категории ценных бумаг, их классификации, правила об их обороте и т.д.

Рынок ценных бумаг, сами ценные бумаги, их различная предназначенность в целевые аспекты требуют постоянного изучения и анализа. В связи с этим, в результате активного перехода Российской экономики к рыночным структурам, прежде всего к формированию новых видов собственности, в частности акционерной. В последние годы появились работы, посвященные ценным бумагам и рынку ценных бумаг. Среди них Б. И. Алехин “Рынок ценных бумаг. Введение и фондовые операции” ( 1991г), М. Ю. Алексеев “Рынок ценных бумаг” (1992г), Р. А. Гудкова “Инвестиции в ценные бумаги” (1996г), Е. Ф. Жуков “Ценные бумаги и фондовые рынки” (1995г), учебник “Рынок ценных бумаг” под редакцией В. А. Галанова, А. И. Басова (1998г).

Так же за последние 15 лет на русском языке было издано не менее 300 книг и брошюр зарубежных авторов, в которых так или иначе затрагиваются вопросы организации и функционирования рынка ценных бумаг.*

Рынок ценных бумаг, как и другие рынки, представляет сложную организационно-экономическую систему с высоким уровнем целостности и законности технологических процессов.

Через 6 лет после своего восстановления рынок ценных бумаг в России - это динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, со все более изощренными финансовыми инструментами диверсифицированной инфраструктурой.

Типов организации рынка ценных бумаг очень много. Если “уличный” рынок, где инвесторы заключают сделки купли-продажи ценных бумаг между собой. Этот рынок достаточно рискованный, его очень сложно контролировать, особенно если сделки заключаются по предъявительским ценным бумагам. Обычно на этом рынке заключается и исполняется относительно небольшое число сделок, не сопоставимое с общими размерами национальных фондовых рынков.

Подавляющее большинство сделок заключается участием профессионалов. Отсюда сам собой напрашивается вопрос : почему нужна профессионализация.

Ценные бумаги - это один из сложных видов товаров, что требует профессионализации деятельности связанной с ними.

Собственно, возникают профессиональные участки рынка ценных бумаг, осуществляющие финансовое посредничество между эмитентами и инвесторами, распределяющие и смягчающие финансовые риски и, наконец, ведущие деятельность на рынке ценных бумаг на квалифицированной “профессиональной” основе.

Именно профессиональные участники рынка пользуются максимальным доверие мелких инвесторов имеют высокую квалификацию, жестко регулируются государством.

Профессиональная деятельность - это специализированная деятельность на фондовом рынке распределению денежных ресурсов на основе ценных бумаг, по организационно-техническому информационному обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг.

Как правило профессиональная деятельность должна вестись на исключительной и преимущественной основе, составляя стержень работы к участника рынка ценных бумаг, претендующего вступление в члены профессионального сообщества.

Можно выделить три группы лиц заинтересованных в том, чтобы получить полную и обьемную информацию о состоявшейся сделке с ценными бумагами:

эмитенты, они (по именным ценным бумагам) должны иметь возможность знать тех, лиц перед которыми несут обязательства, выражаемые в ценных бумагах;

инвесторы, которые должны иметь возможность четко определить момент перехода права собственности на приобретаемые ценные бумаги;

государственные органы, которые заинтересованы в полном и своевременном взыскании налогов связанных с ценными бумагами и операциями с ними.

Для обеспечения интересов каждой из указанных групп лиц и необходимы профессиональные участники рынка ценных бумаг. Однако и теперь, спустя два года после вступления в силу Закона “О рынке ценных бумаг” № 39 от 24.04.96г., не сформировалось еще полное понимание того, какие функции и каким образом должна выполнятся выше указанными организациями. Все виды профессиональной деятельности строят свою деятельность вокруг одного и того же - сделок с ценными бумагами, но решаемые ими задачи при этом различны. Правда, определенную ясность вносят в этот вопрос Положение о Федеральной комиссии ценных бумаг, которая в настоящее время является основным органом, регулирующим деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Цель данной работы - раскрыть понятие рынка ценных бумаг, классификацию ценных бумаг, общая характеристика, виды ценных бумаг, понятие рынка ценных бумаг, участники рынка ценных .

Глава 1. Исторические этапы развития рынка ценных бумаг.

Рассматривая в историческом аспекте рынок ценных бумаг в нашей стране, следует отметить, что он существовал в дореволюционный период (до 1917г.), затем в период НЭПа в конце 20-х гг., а также и в последующий период, но в довольно суженном и урезанном виде. Все эти этапы существенно различаются определенной спецификой, дифференциацией и глубиной рассматриваемой категории.

Развитие капитализма в России в конце 19 века было ускорено отменой крепостного права в 1861г., которая подтолкнула к созданию качественно новых товарно-денежных отношений, а также к расширению внутреннего рынка на базе капиталистических отношений. Однако и до этого периода, можно сказать, существовал рынок ценных бумаг - в виде капитализма, особенно создание акционерных обществ на его поздней стадии развития в России, привело к широкому выпуску акций, т.е. к расширению рынка ценных бумаг за счет движения как акций, так и государственных облигаций. Все это заставило создать соответ-ствующие организационные механизмы функционирования рынка ценных бумаг. При этом был широко заимствован зарубежный опыт, т.к. в экономике дореволюционной России иностранный капитал занимал довольно заметное место.

Покупка и продажа ценных бумаг осуществлялась в основном через фондовые биржи и Центральный ( государственный) банк России. Оборот акций в основном происходил через три фондовые биржи - Санкт-Петербурга, Москвы и Гесингфорса. Продажа и реализация государственных облигаций произво-дилась главным образом через Государственный банк, но при довольно активном посредничестве коммерческих банков и других кредитных институтов. Покупателями акций были в основном российские частные предприятия, компании, кредитно-финансовые институты (банки, страховые компании), состоятельные слои населения, иностранные юридические и физические лица. То же самое можно сказать и о покупках государственных облигаций.

До конца 19 века в России не было ни одной фондовой биржи. Сделки с ценными бумагами осуществлялись на товарных биржах в соответствии с правилами биржевой торговли товарами. В России существовало 21 товарная биржа, а фондовые операции осуществлялись на семи: Петербургской, Московской, Варшавской, Киевской, Одесской, Харьковской и Рижской. Ведущей была Петербургская биржа. На ней осуществлялись сделки с наибольшим числом бумаг, а их курсы принимались другими биржами как определяющие.

На некоторых биржах проводилась самостоятельная котировка ценных бумаг лишь местных акционерных компаний. Официально на таких биржах осуществлялись лишь две основные операции с частными ценными бумагам: подписка на новые выписки этих бумаг и покупка и продажа их за наличные. С возникновением коммерческих 6анков ссудные операции под залог ценных бумаг перешли к ним. Торговля же акциями и паями на срок могла вестись лишь нелегально, либо вне официальной биржи, либо на ней, но в замаскированном виде. Сделки на срок не охранялись законом, что делало их рискованными. Биржи же лишались одной из важнейших операций, в результате чего, в частности, страдала котировка частных бумаг.

В марте 1883 г. были утверждены первые “Правила для сделок по покупке и продаже фондов и акций” на бирже. Однако имелись в виду исключительно сделки за наличные. Сделки с частными ценными бумагами были разрешены лишь законом 8 июня 1893 г. Покупка акций не за наличные деньги и поставка их на срок и по определенной цене перестали рассматриваться как противозаконные. Этим законом были приняты меры по упорядочению биржевой торговли, в частности, торговли ценными бумагами; введены некоторые ограничения в праве производить операции на бирже без посредничества маклеров, книги маклеров были подчинены ревизии Министерства финансов, а сам министр имел право увольнять маклеров с должности в случае обнаружения злоупотреблений.

Представление частных ценных бумаг на биржу и порядок их биржевой котировки употреблялись исключительно правилами каждой биржи.

На ведущей (Петербургской) бирже в 1888 и 1892 гг. котировались акции соответственно 24 и 32 акционерных обществ и облигации 5 компаний. Котировка частных ценных бумаг осуществлялась по инициативе правления компании, просто группы акционеров или банка. Для этого они должны были обратиться к биржевому комитету с заявлением, при котором прилагали устав общества, образец бумаги и отчет за последний год. Однако в 1890-х гг. допускались к котировке и бумаги только образовавшихся компаний. В этом случае требовалось еще подтверждение сбора всей суммы капитала. Не допускались к котировке бумаги тех акционерных компаний, капитал которых был менее 500 тыс. руб.. Ограничение суммы акционерного капитала объяснялось как мера против захвата компании путем скупки большинства ее акций на бирже в ущерб интересов прежних владельцев. Считалось, что капитал в 250-300 тыс. руб. легко может попасть в одни руки.

Из 100 членов биржи лишь 8 представляли операции с ценными бумагами. Потому назревала необходимость выделения фондовой торговли и создания Фондового отдела. Благодаря этому ограничивался круг лиц, которые могли заниматься биржевыми операции. Члены Фондового отдела делились на членов -посетителей и действительных членов. И те и другие должны были иметь промысловые свидетельства первого разряда и уплачивать сбор за право посещения биржевых собраний. Но участвовать в биржевой торговле и заключать биржевые сделки могли лишь последние. Только сделки между действительными членами ( или через их посредство), притом заключенные в самом биржевом собрании, признавались “биржевыми сделками” с рядом вытекающих отсюда важных последствий, в том числе фиксированием их в котировочном бюллетене. При этом упорядочивалась положение на бирже акционерных коммерческих банков и банковских домов, и также улучшался состав маклеров. Теперь они являются действительными членами Фондового отдела. Их деятельность обеспечивалась денежными залогами. Сохранялось введением в 1893г. подчинение маклеров административной власти министерства финансов. Сделка за собственный счет им запрещались. Но они получали право выполнения приказов на продажу и покупку ценных бумаг, исходящих и не от членов биржевого общества. 10 января 1901г. были утверждены подробные “Правила для Фондового отдела Петербургской биржи”,а также “Инструкция котировальной комиссии” и “Правила о допущении бумаг к котировке в Фондовом отделе Петербургской биржи”. Правилами был установлен порядок, при котором для введения акций в котировку требовалось ходатайство правления данной компании, основывающееся на постановлении общего собрания акционеров.

В ноябре 1907г. биржевое законодательство было дополнено новыми “Правилами для сделок по покупке” продаже иностранной валюты, фондов и акций на Петербургской бирже”, касающиеся только техники операций с акциями.

В начале 20 века Петербургская биржа ограничивала котировку многих российских компаний. Всего в 1911г. из 1617 акционерных компаний, существовавших в России, на Петербургской бирже котировались акции лишь 275. В 1912 г. сделки совершались с акциями 13 железных дорой, 9 петербургских, 2 московских и 3 провинциальных коммерческих банков, 10 земельных банков, 12 нефтяных предприятий, 6 цементных предприятий, 22 металлургических и механических предприятий , 3 стекольных, 5 ломбардных, 13-14 страховых и транспортных, 8 пароход и 18 прочих предприятий. Таким образом в 1912 г. в биржевой оборот входили лишь акции 173 предприятий, между тем как в официальном бюллетене насчитывалось 295 предприятий. Определить действительную сумму биржевых оборотов представлялось невозможным, т.к. на Санкт-Петербургской бирже не регистрировались количество и сумма сделок.

В июле 1914г. крупные российские биржи (Петербургская и ряд других) прекратили операции, что сделало невозможным нормальное в капиталистических условиях образования цен на процентные и дивидендные бумаги. Операции с ними оказались дезорганизованными.

Фондовые отдел Петербургской биржи был официально открыт 24 января 1917г. Однако нестабильная политическая обстановка в стране привела к тому, что биржа просуществовала всего месяц. Первые дни Февральской революции были последними днями Петроградской Фондовой биржи. 24 февраля отметилось падение курсов некоторых ценных бумаг, 27 февраля было принято решение не производить биржевые сделки, а 3 марта биржа была закрыта официально и окончательно.

Уровень развития рынка ценных бумаг в России по своим масштабам и глубине операций значительно отставал от западных стран, прежде всего от Германии, Франции, Англии, США. Более того, на российском рынке ценных бумаг было мало выпусков облигаций предприятий и компаний. Своего апогея рынок ценных бумаг России достиг в 1914г. После революции, гражданской войны и проведенной всеобщей национализации средств производства рынок ценных бумаг как таковой прекращает свое существование.

В период НЭПа начинается некоторое оживление рынка за счет выпуска государственных облигаций и незначительной части акций в системе разрешенного частного сектора. Это объясняется тем, что экономика принимает рыночный характер, начинает функционировать относительно разветвленная кредитная система, которая, кроме государственного банка, была представлена акционерными, кооперативными, коммунальными, сельскохозяйственными региональными банками, кредитной кооперацией, обществами взаимного кредита и сберегательными банками. Кроме того, в экономике, в тот период сравнительно широко использовался иностранный капитал.

Однако рынок ценных бумаг в период НЭПа носил весьма ограниченный характер в отличие от дореволюционного. В основном это было связано скорее с распределительным, чем с покупательным и мобилизационным аспектами ценных бумаг, так как не было фондовых бирж или самого рынка, где бы свободно покупались и продавались ценные бумаги. В основном акции распределялись как между различными организациями, так и между владельцами того или иного предприятия и банков. Таким образом произошло как бы сужение размеров и функций рынка ценных бумаг. В результате этого экономика лишилась дополнительного мобилизационного инструмента в получении денежных средств.

Период так называемой индустриализации и коллективизации привел к ликвидации коммерческого кредита, реформированию многих кредитных институтов, к широкой централизации банковских ресурсов в руках Госбанка и отраслевых банков и к ограниченному механизму рынка ценных бумаг в виде выпуска государственных займов. Причем обращение государственных займов носило добровольно-принудительный характер и таким образом они размещались в основном среди населения. До Великой Отечественной войны, а также в первые послевоенные годы до конца 50-х гг. это были выигрышные займы с последующим периодическим погашением облигаций. Главная цель их состояла в дополнительной мобилизации денежных средств населения в народное хозяйство СССР для восстановления его после войны и в последующем для реализации различных крупных инвестиционных промышленно-технических проектов.

Однако в конце 50-х гг. стало очевидным, что государству весьма сложно одновременно выпускать займы и оплачивать их населению. Поэтому был прекращен выпуск таких займов, а выплаты по ним заморожены на довольно длительный период. Единственным видом ценных бумаг остался так называемый Государственный 3%-ый выигрышный заем, который продавался и покупался свободно населением через систему сберегательных касс. Таким образом произошло еще большее сужение рынка. Правда, по замороженным займам в течении 70-80-х гг. эпизодически происходило погашение так называемых займов военных лет, займов восстановления и развития народного хозяйства. Однако задолженность государства населению по ним продолжает сохраняться и в настоящее время.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.