бесплатно рефераты
 

Роль Национальный банка в банковской системе Республики Беларусь

p align="left">Национальный банк вправе потребовать от банка и небанковской кредитно-финансовой организации сертификации внешней аудиторской организацией (аудитором) годового и любого внутригодового отчета, иной отчетности и представления аудиторского заключения в полном объеме. Аудиторская проверка банка и небанковской кредитно-финансовой организации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Аудиторская организация (аудитор) обязана составить заключение аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности банка или небанковской кредитно-финансовой организации, выполнении обязательных нормативов, установленных Национальным банком, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые законодательством Республики Беларусь и уставом банка или небанковской кредитно-финансовой организации. При проведении проверок деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций представители Национального банка, а также аудиторские организации (аудиторы), привлекаемые Национальным банком, вправе:

- проверять счета и другие документы банка и небанковской кредитно-финансовой организации;

- потребовать от администрации и работников банка и небанковской кредитно-финансовой организации представления информации по любому вопросу, относящемуся к деятельности банка и небанковской кредитно-финансовой организации и осуществляемым ими операциям.

В целях выполнения надзорных функций Национальный банк вправе запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации учредителей (участников) банка и небанковской кредитно-финансовой организации в случае приобретения ими более десяти процентов акций (долей) банка или небанковской кредитно-финансовой организации.

Полученная в порядке банковского надзора информация не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Порядок проведения проверок деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций устанавливается Национальным банком. Национальный банк и Правительство Республики Беларусь взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики Республики Беларусь./9, с. 12/

Национальный банк не отвечает по обязательствам Правительства Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь не отвечает по обязательствам Национального банка, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации, действующие на территории Республики Беларусь, представляют в Национальный банк в определяемом им порядке, а республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы в согласованном с ним порядке финансовую и экономическую информацию и документацию, необходимые Национальному банку для выполнения его функций.

Национальный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.

Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или по его поручению - совместно с республиканскими органами государственного управления./11, с.11/

Нормативные правовые акты Национального банка должны соответствовать законодательным актам Республики Беларусь. В случае противоречия нормативного правового акта Национального банка законодательному акту Республики Беларусь применяется законодательный акт Республики Беларусь.

Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за ним на праве оперативного управления.

Национальный банк обладает полномочиями по владению, пользованию и распоряжению закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями деятельности Национального банка, его уставом и иным законодательством Республики Беларусь./11, с.6/

Размер уставного фонда Национального банка определяется Уставом Национального банка. Он также создает резервный и иные фонды, предназначенные для обеспечения его деятельности. Порядок создания и использования резервного и иных фондов устанавливается Уставом Национального банка.

Национальный банк и его обособленные подразделения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов и пошлин (включая гербовые и таможенные).

Прибыль Национального банка образуется в результате осуществления им деятельности в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь. Он передает в доход республиканского бюджета часть прибыли в размере, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, а остальную часть прибыли использует на создание резервного и иных фондов Национального банка.

Правительство Республики Беларусь предоставляет Национальному банку долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг в сумме, необходимой для покрытия убытков Национального банка, понесенных в результате его деятельности и отраженных в его годовом балансе.

Погашение долговых обязательств производится в последующем за счет прибыли Национального банка.

Для Национального банка устанавливается ежегодный отчетный период с 1 января по 31 декабря включительно.

Национальный банк ежегодно до 15 апреля представляет Президенту Республики Беларусь годовой отчет о своей работе, утвержденный Правлением Национального банка, с аудиторским заключением.

Годовой отчет Национального банка включает:

- отчет об исполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за прошедший год;

- годовой баланс, отчет о прибыли и убытках Национального банка.

Годовой отчет Национального банка после его утверждения Президентом Республики Беларусь публикуется в официальных республиканских средствах массовой информации./9,с.16/

Аудиторская проверка деятельности Национального банка проводится ежегодно аудиторской организацией, определяемой Президентом Республики Беларусь. Национальный банк не отвечает по обязательствам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, за исключением случаев, когда Национальный банк принимает на себя такие обязательства. А также в соответствии с законодательством Республики Беларусь может участвовать в деятельности международных банковских фондов, союзов и ассоциаций.

Национальный банк представляет Республику Беларусь в международных организациях по вопросам денежно-кредитной политики Республики Беларусь, валютного регулирования и иным вопросам, находящимся в его компетенции.

Взаимоотношения между Национальным банком и кредитными организациями иностранных государств устанавливаются в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь, а также межбанковскими соглашениями. Для выполнения своих функций Национальный банк может открывать представительства в иностранных государствах. Имеет право на удовлетворение своих требований по кредиту и получение процентов по нему при наступлении срока платежа путем бесспорного списания денежных средств с корреспондентского счета соответствующего банка на основании распоряжения Национального банка. Может выступать кредитором последней инстанции, оказывая кредитную помощь банкам сроком до одного года без соответствующего обеспечения в целях поддержания их ликвидности, если такая мера помощи необходима для устойчивого функционирования банковской системы Республики Беларусь. Он вправе осуществлять покупку, продажу, мену, хранение иностранной валюты и иные валютные операции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь./6,с. 52/

Для пополнения и регулирования размеров золотовалютных резервов осуществляет следующие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями:

· открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории Республики Беларусь и за ее пределами;

· покупку, продажу, мену, доверительное управление, размещение и привлечение в депозит, хранение драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, драгоценных камней, а также их залог.

При осуществлении денежно-кредитного регулирования Нацбанк выпускает (эмитирует) ценные бумаги, определяет технические требования к их изготовлению, а также совершает операции с ценными бумагами. Выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь на рынке государственных ценных бумаг, организует их первичное размещение и обращение. Он вправе осуществлять хранение, инкассацию и перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и физических и юридических лиц в установленном им порядке./7,с 12/

Национальный банк в соответствии с законодательством Республики Беларусь выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь.

Национальный банк - единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

Структурные подразделения и организации Национального банка действуют на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом Национального банка. Органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка. Он также имеет право по согласованию с Президентом Республики Беларусь создавать организации, необходимые для обеспечения своей деятельности./7,с 14/

Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им. Правление Национального банка состоит из Председателя и десяти членов. Компетенция Правления Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка. Правление Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом.

Члены Правления Национального банка не могут занимать другие государственные должности, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь, а также состоять в политических партиях. На членов Правления Национального банка распространяются ограничения, установленные частью третьей статьи 68 настоящего Кодекса. Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет. Председатель Правления Национального банка руководит деятельностью Правления Национального банка, а также представляет Национальный банк как центральный банк Республики Беларусь. Полномочия Председателя Правления Национального банка определяются Уставом Национального банка./10,с.10/

3. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь

3.1 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь

Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. /7, с.86/ Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой «разнонаправленных» мероприятий.

В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

Сегодня можно говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов.

1. Беларуси одной из немногих стран бывшего СССР удалось избежать системного банковского кризиса. Конечно, случались и банкротства банков, и определенные сбои в работе. Но даже во время российского дефолта августа 1998 г., оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и всю экономику РБ, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги.

2. В последние годы в республике достигнуты определенные качественные сдвиги в уровне стабильности национальной валюты и инфляционной ситуации. После перехода к единому курсу белорусского рубля (14 сентября 2000 г.) темпы девальвации последовательно снижались: с 33,9% в 2001 г. до 21,5% в 2002 г. По темпам инфляции имеет место следующая динамика: в 2001 г. индекс потребительских цен составил 46,1%, в 2002 г. - 34,8% (снижение более чем в 1,3 раза) /8, с.5/.

Таким образом, отметим, что в Республике Беларусь продолжается дедолларизация экономики, что обусловлено стабильным обменным курсом национальной валюты, устойчивым снижением инфляции и действующей курсовой политики.

В то же время курсовая политика Национального Банка Республики Беларусь вносила существенный вклад в подавление инфляционных процессов и одновременно содействовала повышению эффективности внешней торговли.

Опережающие темпы кредитования в национальной валюте являются объективным подтверждением ее укрепления и расширения использования в хозяйственном процессе. За январь-июнь 2006 г. прирост валовых кредитов в иностранной валюте составил всего 2%, тогда как валовые кредиты в белорусских рублях за тот же период увеличились на 17,6%.

И в заключение, хотелось бы отметить некоторые положения, из которых Национальный Банк Республики Беларусь должен исходить при разработке денежно-кредитной политики республики.

Во-первых, важно иметь в виду, что стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежно-кредитная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы не допускать или, по крайней мере, обеспечивать максимальное смягчение возможных «шоков». Стремительный рост безработицы, «революционная ломка» производственных структур, сложившихся в течение десятилетий в рамках индустриального комплекса СССР и стран СЭВ, которая сопряжена с остановкой крупнейших предприятий и которую пережили или до сих пор переживают некоторые страны СНГ и Восточной Европы, не должны повториться в Беларуси /7, с.88/.

Во-вторых, следует учитывать, что, несмотря на то, что основу производственного комплекса экономики республики составляют высококонцентрированные предприятия, относящиеся к сложным, довольно наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.), в целом технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических, трудовых, а также финансовых ресурсов. Модернизация такой структуры, которая является весьма инерционной, требует времени и значительных инвестиций. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с рядом других фундаментальных отношений в экономике и социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и ряда других отраслей. И с этой точки зрения «завышенный» уровень официального валютного курса является «составным элементом» сложившейся, искаженной по отношению к мировому уровню, структуры цен ресурсоемкого типа технологического базиса производства.

Осуществляя оптимальную денежно-кредитную политику, Национальному Банку удалось добиться определенного прогресса. Динамика денежно-кредитных агрегатов выдерживается в пределах запланированных параметров, рыночные котировки рубля относительно стабильны, проводятся необходимые мероприятия по наращиванию золотовалютных резервов, платежная система функционирует нормально. Конечно, еще рано делать какие-то окончательные выводы об эффективности проводимой политики, тем более что проблемы, стоящие перед банковской системой Беларуси, также как и большинства других стран с переходной экономикой, весьма сложны и вряд ли могут быть решены в течение нескольких лет. Но однозначно можно сказать, что сложность той ситуации, в которой находится экономика республики, многообразие и серьезность задач, стоящих перед денежно-кредитной и в целом социально-экономической политикой, требуют комплексности и системности при определении конкретных мер экономической политики, придания им стратегической направленности.

Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений./7, с.93/

3.2 Макроэкономические условия реализации денежно-кредитной политики и развития банковского сектора

Проведение денежно-кредитной политики и развитие банковского сектора во многом определяются эффективностью функционирования всех отраслей экономики и социальной сферы, а также складывающимися макроэкономическими условиями. Макроэкономическая ситуация в 2008 году характеризовалась экономическим ростом, увеличением реальных денежных доходов и занятости населения, объемов внешней торговли и инвестиций в основной капитал, профицитом консолидированного бюджета и более высокой инфляцией (приложение 1).

Следует отметить, что начиная с сентября 2008 г. экономическая конъюнктура ежемесячно ухудшалась. Это выразилось прежде всего в снижении спроса на белорусские товары на внешнем рынке вследствие воздействия мирового финансово-экономического кризиса. В IV квартале 2008 г. наблюдалось замедление роста объемов производства и реализации продукции, что оказало негативное влияние на экономическое положение ряда предприятий и ситуацию на валютном рынке, обусловило рост неплатежей и запасов готовой продукции в промышленных организациях.

Объем валового внутреннего продукта в 2008 году составил 128,8 трлн. рублей и увеличился (в сопоставимых ценах) к уровню 2007 года на 10 процентов при прогнозируемом росте на 8 - 9 процентов.

Энергоемкость ВВП снизилась на 8,4 процента (при прогнозе на 7 - 8 процентов).

Рост валового внутреннего продукта обеспечен расширением как внутреннего, так и внешнего спроса, интенсивность которого была более высокой в январе-августе 2008 г.

Объем розничного товарооборота (в сопоставимых ценах) увеличился по сравнению с 2007 годом на 20,5 процента (в 2007 году в сравнении с 2006 годом - на 15,3 процента), реализация платных услуг населению - на 13,9 процента (в 2007 году в сравнении с 2006 годом - на 11,5 процента). Сложившаяся динамика оборота розничной торговли и платных услуг населению обусловлена повышением потребительского спроса, чему способствовали рост реальных денежных доходов и расширение банковского кредитования населения. Реальная заработная плата и реальные денежные доходы населения приросли на 9,9 и 12,7 процента соответственно.

Инвестиции в основной капитал в 2008 году (в сопоставимых ценах) к уровню 2007 года увеличились на 23,1 процента (в 2007 году - на 16,2 процента). Годовой объем инвестиций в основной капитал достиг 35,9 трлн. рублей. В процентах к ВВП удельный вес инвестиций составил 27,9 процента (в 2007 году - 26,8 процента).

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.