бесплатно рефераты
 

Регулирование и надзор деятельности банков второго уровня

p align="left">В таблице, приведённой в приложении А отображены данные по выполнению пруденциальных нормативов банками второго уровня на 01.01.07., из которых видно, что все банки второго уровня выполнили требования пруденциальных нормативов.

Введенные в 2006 году меры по установлению максимального лимита краткосрочных обязательств перед нерезидентами РК позволили снизить рост краткосрочных обязательств перед нерезидентами с первоначальным сроком погашения до одного года к собственному капиталу. Согласно рисунку 3, данный показатель уменьшился за период с 1 января по 1 декабря 2007 года с 0,81 до 0,31, соответственно, что стало результатом введенных норм.

Рисунок 3 - Динамика изменения обязательств перед нерезидентами РК к собственному капиталу [22]

Введение и установление максимального лимита по коэффициентам капитализации банков к обязательствам перед нерезидентами (К8 и К9) с 1 апреля 2007 года позволило сократить фактический рост обязательств перед нерезидентами до начала финансовых потрясений, что отразилось на снижении коэффициента с 3,65 до 3,05.

С 1 января 2009 года требования к нормативам будут усилены:

К8 - норматив будет составлять от 2 до 2.5 в зависимости от размера собственного капитала;

К9 - норматив будет составлять от 4 до 5 в зависимости от размера собственного капитала.

По состоянию на 1 января 2008 года уровень ликвидности банковской системы сохраняется на избыточном уровне. Сводный коэффициент текущей ликвидности по состоянию на 26 декабря 2007 года составил 1,45 (минимально допустимое значение К4= 0,3), коэффициент краткосрочной ликвидности - 0,96 (минимальная величина К5= 0,5).

На рисунке 4 можно заметить цикличность изменения коэффициента краткосрочной ликвидности. Например, с июля 2006 года также наблюдалось незначительное снижение данного коэффициента. Таким образом, процесс снижения доли ликвидных активов в совокупных активах банковской системы с начала текущего года (динамика значений с января по август 2007 года) наметился еще до возникновения проблем на внешних рынках.

Рисунок 4 - Динамика изменения коэффициентов текущей и краткосрочной ликвидностей по банкам второго уровня [22]

Согласно рисунка 5 отношение ликвидных активов к совокупным активам по системе по состоянию на 01.12.2007 года составляет 13,9%. При этом, в разрезе банков, данное отношение выше среднего показателя по банковской системе у 22 банков, ниже среднего показателя - у 12 банков, из которых 3 крупных БВУ.

По прогнозным оценкам погашение внешних обязательств в 2008 году составит порядка 12 млрд. долларов США, при этом объем ликвидных активов по системе на 1 декабря 2007 года - более 13 млрд. долларов США, что свидетельствует о платежеспособности банковской системы республики.

Рисунок 5 - Динамика изменения доли ликвидных активов в совокупных активах БВУ [22]

Рисунок 6 - Динамика изменения капиталов 1 уровня и 2 уровня, собственного капитала банков второго уровня (млрд.тенге) [22]

На рисунке 6 отображено, что в 2007 году собственный капитал банков второго уровня увеличился на 50,6% или на 591 млрд.тенге и составил на 01.12.2007 года 1 760 млрд. тенге. При этом за рассматриваемый период капитал первого уровня увеличился на 56,1% или до 1 274 млрд. тенге, капитал второго уровня - на 41,8% или до 546 млрд.тенге.

Выполнение пруденциальных нормативов крупнейшими банками второго уровня на 01.01.2008 г. приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Выполнение пруденциальных нормативов на 01-01-2008г.

Наименование банков второго уровня

Собственный капитал

k1

k2

k3

k3'

k4

k5

k6

k7

k8

АО "КАЗКОММЕРЦБАНК"

360 242 832

0,083

0,123

0,204

0,080

1,350

0,764

0,095

0,418

2,306

АО "БАНК ТУРАНАЛЕМ"

474 293 297

0,136

0,138

0,091

0,100

1,485

1,095

0,026

0,285

1,716

АО "Народный Банк Казахстана"

174 942 746

0,070

0,120

0,158

0,039

1,192

0,836

0,203

0,363

0,698

АО "АТФБанк"

133 011 473

0,085

0,145

0,172

0,084

1,594

0,772

0,188

0,856

2,746

АО "Банк ЦентрКредит"

107 644 233

0,073

0,128

0,107

0,025

1,297

0,938

0,103

0,634

1,727

Проанализируем деятельность крупнейших банков второго уровня, входящих в пятёрку лидеров в части выполнения ими пруденциальных нормативов

По данным таблицы 2 построена диаграмма, отражённая на рисунке 7.

Рисунок 7 - Выполнение пруденциальных нормативов крупнейшими банками второго уровня на 01.01.2008

Согласно рисунку 7 выполнение пруденциальных нормативов крупнейшими банками второго уровня в части коэффициентов k1, k2, k3, k3`, k6 близки по значению, поэтому на диаграмме они сливаются в одну линию. Диаграмма, приведённая на рисунке 7, наглядно отображает значения коэффициентов k4, k7, k8, k9 по анализируемым банкам, причём значения этих коэффициентов АО «Народного Банка Казахстана» по сравнению с другими банками являются наименьшими.

На основании данных, приведённых в таблице 2 построена диаграмма, отображённая на рисунке 7.

Рисунок 8 - Собственный капитал банков второго уровня на 01.01.2008 г.

Из рисунка 8 видно, что АО «Банк ТуранАлем» обладает наибольшим собственным капиталом, на втором месте по размеру собственного капитала стоит АО «Казкоммерцбанк», АО «Народный Банк Казахстана» соответственно на третьем месте.

Предпринятые Агентством меры по увеличению резервного капитала БВУ с мая 2008 года, в дальнейшем приведут к росту капитализации банков и, в частности, капитала первого уровня. В целях повышения финансовой устойчивости банков второго уровня и защиты интересов их депозиторов принят нормативный правовой акт, предусматривающий поэтапное увеличение с 1 января 2009 года и с 1 января 2010 года минимального размера собственного капитала, а также повышение с 1 января 2010 года минимального размера уставного капитала банков второго уровня.

2.2 Оценка результатов деятельности АФН в части банковского регулирования и надзора

Уже седьмой год отечественная экономика демонстрирует перманентный экономический рост и не в последнюю очередь благодаря финансовому сектору. Механизмы отечественной финансовой системы, оказывая технологически современные посреднические услуги, непосредственно способствуют качественному и количественному росту экономики.

Несмотря на достигнутые результаты, отечественный финансовый рынок характеризуется высокой степенью чувствительности и эластичности на изменение как внешней, так и внутренней среды.

В 2006 году Агентство в своей работе относительно дальнейшего развития финансового сектора руководствовалось задачами, поставленными Главой государства на совместном заседании Палат Парламента от 18 января 2006 года и обозначенными в Послании к народу Казахстана от 1 марта 2006 года [16].

Так, в истекшем году регулирование и вектор развития финансового рынка были направлены на достижение цели, поставленной Главой государства, - в ближайшие 10 лет вывести Казахстан в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. С этим также тесно связаны вопросы стратегического характера, такие как вхождение Казахстана в ВТО, углубление отношений в рамках интеграционных объединений, таких как ЕврАзЭС, ЕЭП, СНГ, ШОС, совершенствование параметров функционирования отечественного финансового рынка с учетом международной практики.

В течение 2006 года продолжалась работа по реализации установленного законодательством режима консолидированного надзора за банками второго уровня.

По состоянию на 1 января 2007 года на рынке Казахстана присутствовало 14 банковских конгломератов, в состав которых входят следующие банки: АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк ТуранАлем», АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана», АО «Темiрбанк», АО «Банк ЦентрКредит», АО «Альянс Банк», АО «Евразийский банк», АО «Нурбанк», АО «Банк Каспийский», АО ДАБ «АБН АМРО Банк Казахстан», АО «АТФ Банк», АО «Цеснабанк», АО «Сеним-Банк», АО «Казахстанский инновационный коммерческий банк», АО «Эксимбанк Казахстан». Динамика роста банковского сектора отображена на рисунках 9 и 10.

Рисунок 9 - Динамика роста банковского сектора [19]

Рисунок 10 - Динамика активов БВУ [19]

Как показано на рисунке 9, активы банков за 2006 год выросли почти в два раза. Однако, достаточность капитала, несмотря на снижение, остается стабильной на уровне 15%. Минимальный установленный Агентством уровень - 12%, Базельские рекомендации -8%.

Согласно рисунку 10, активы банков росли опережающими темпами по сравнению с ростом номинального ВВП, в результате чего отношение активов к ВВП достигло 91,1%.

По результатам дистанционного надзора в течение 2006 года банковскими конгломератами соблюдались пруденциальные нормативы, установленные постановлением Правления Агентства от 25 февраля 2006 года № 44 «Об установлении нормативных значений и методик расчетов пруденциальных нормативов для банковских конгломератов, а также форм и сроков представления отчетности об их выполнении», за исключением банковского конгломерата, в состав которого входит АО «Цеснабанк», которым по состоянию на 1 октября 2006 года нарушен максимальный размер риска на одного заемщика, связанного с банковским конгломератом особыми отношениями. В связи с чем, банковским холдингом АО «Корпорация «Цесна» был представлен план мероприятий, содержащий меры оперативного обеспечения коэффициента достаточности собственного капитала банковского конгломерата.

Агентство в соответствии с возложенными на него задачами выполняет основные функции по государственному регулированию и надзору, в том числе на консолидированной основе в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, за банковской, страховой деятельностью, деятельностью накопительных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, а также за рынком ценных бумаг.

В рамках контрольных полномочий Агентство вправе проводить проверки деятельности ликвидационных комиссий банков второго уровня. Проверка деятельности ликвидационных комиссий позволяет определить состояние ликвидационного процесса банков второго уровня, выявить нарушения законодательства, допущенные при осуществлении ликвидационных процедур и своевременно реагировать на эти нарушения, посредством принятия соответствующих мер по их устранению, в том числе путем направления в адрес ликвидационных комиссий соответствующих указаний.

В рамках указанных полномочий, Агентство осуществляет подготовку материалов о привлечении председателей ликвидационных комиссий к административной ответственности, ведет учет указанных материалов, контролирует исполнение вынесенных постановлений о привлечении к административной ответственности [10].

Полномочия Агентства в отношении комитета кредиторов ликвидируемой финансовой организации заключаются в утверждении состава комитета кредиторов добровольно или принудительно ликвидируемой финансовой организации, установлении особенностей формирования и деятельности комитета кредиторов.

Работниками Агентства ведется постоянный контроль за своевременностью и качеством представления ликвидационными комиссиями отчетов о проделанной работе, проводится их проверка и анализ на предмет достоверности отраженных в них данных и соответствия требованиям, установленными нормативными правовыми актами. При выявлении недостатков в отчетности в ликвидационные комиссии банков направляются письма с рекомендациями по их устранению.

Также, Агентство обладает полномочиями по:

- установлению особенностей и порядка формирования и утверждения сметы ликвидационных расходов. Смета ликвидационных расходов представляет собой документ, отражающий прогнозируемые затраты ликвидационной комиссии на определенный период времени;

- определению требований по выполнению ликвидационными комиссиями правил хранения наличных денег в кассе, совершения приходных и расходных операций с наличными деньгами, ведения кассовых документов, обеспечению расходования наличных денег, лимитов остатков кассы, а также сроков сдачи наличных денег на текущий счет ликвидационной комиссии.

Ликвидационное производство представляет собой процедуру прекращения деятельности финансовой организации, как юридического лица, осуществляемую в целях завершения дел финансовой организации и обеспечения расчетов с кредиторами. Учитывая, что осуществление всех расходов, связанных с ликвидацией финансовой организации производится только за счет средств этой финансовой организации, указанные полномочия Агентства позволяют ему, как уполномоченному органу, обеспечить надлежащий контроль за целесообразным расходованием ликвидационной массы и направлены на исключение вероятности неоправданных затрат и нарушений прав и интересов кредиторов со стороны ликвидационной комиссии.

Таким образом, уполномоченный орган имеет возможность контролировать исполнение ликвидационными комиссиями утвержденной сметы ликвидационных расходов, своевременное представление сметы, что в свою очередь, направлено на обеспечение упорядоченности в работе ликвидационных комиссий при формировании и представлении на утверждение (согласование) сметы ликвидационных расходов.

Контрольные полномочия Агентства в части установления требований по совершению кассовых операций направлены на повышение эффективности соблюдения кассовой дисциплины руководителями ликвидационных комиссий, а также на надлежащее ведение и учет кассовых операций в целях исключения неправомерного использования денег ликвидируемой финансовой организации.

Так с целью активизации ликвидационными комиссиями работы по завершению ликвидационного процесса, Агентством проводятся встречи с председателями ликвидационных комиссий, оказывается содействие в решении отдельных вопросов, возникающих в процессе ликвидации финансовой организации. Так, например, при возникновении у ликвидационных комиссий проблем, связанных с взысканием дебиторской задолженности, Агентство осуществляет взаимодействие с судебными органами, органами исполнительного производства, органами финансовой полиции и иными ведомствами.

В целях осуществления регулирования и надзора за деятельностью банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в том числе на консолидированной основе Агентство издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам банковской деятельности и ликвидации банков. Кроме того, Агентство осуществляет разработку новых и совершенствование действующих форм отчетности о проделанной работе ликвидационных комиссий.

В последние годы Агентством повышенное внимание уделяется рискам банковского сектора, связанным с ростом его внешних обязательств.

Как известно, рост обязательств перед нерезидентами приводит к повышению степени подверженности банковского сектора значительному валютному риску, негативное влияние которого может быть вызвано переоценкой валютных обязательств банков, а также рискам рефинансирования, процентному риску и риску ликвидности.

Необходимо отметить, что казахстанскими банками займы от нерезидентов привлекаются, в основном, по плавающей процентной ставке. В свою очередь, в случае резкого изменения ситуации на мировом рынке и условий кредитных соглашений, банки могут быть неспособны ответить своевременно по своим обязательствам, что может негативно отразиться как на рейтинге отдельного банка, так и всей банковской системы республики.

С этой связи Агентством в 2006 году был предпринят ряд пруденциальных мер, направленных на снижение краткосрочных обязательств перед нерезидентами и повышение валютной ликвидности банковского сектора, в частности, установлены лимиты валютной ликвидности в зависимости от сроков, максимальный лимит краткосрочных обязательств перед нерезидентами, а также снижены лимиты валютной позиции.

Процесс ликвидации банков в Казахстане пережил 3 основных периода:

1) внесудебную ликвидацию банков, когда Национальный Банк Республики Казахстан принимал решение о ликвидации банка и осуществлял процедуру ликвидации под своим контролем (1993 - 1997 годы);

2) судебную ликвидацию банков, когда суд принимал решение о ликвидации банка, назначал ликвидационную комиссию и осуществлял контроль за ее деятельностью (1997 - 2001 годы);

3) суд принимал решение о ликвидации банка и назначал ликвидационную комиссию, контроль за деятельностью которой осуществлял Национальный Банк Республики Казахстан (2001 - 2003 годы).

С введением в действие с 2004 года ряда законодательных актов, регламентирующих вопросы регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций, в силу вступили новые функции контроля за деятельностью временных администраций и ликвидационных комиссий финансовых организаций. Изменения в действовавшее законодательство были внесены по результатам работы и взаимодействия с иностранными консультантами и в целях реформирования финансового сектора. В частности, упразднен институт специального управляющего. Осуществлено закрепление за Агентством функций контроля за деятельностью временной администрации, осуществляющей управление финансовой организацией после отзыва у нее лицензии. Агентство наделено полномочиями по назначению состава ликвидационной комиссии, утверждению акта приема-передачи имущества и документов от временной администрации ликвидационной комиссии, утверждению промежуточного ликвидационного баланса и реестра требований кредиторов и состава комитета кредиторов, получению от временной администрации и ликвидационной комиссии периодической отчетности и дополнительной информации. На Агентство возложено проведение проверок деятельности временной администрации и ликвидационной комиссии, принятие решения о привлечении председателя ликвидационной комиссии к административной ответственности. Законодательно установлены ежемесячный размер вознаграждения ликвидационной комиссии, требования к порядку составления (утверждения) сметы расходов временной администрации и ликвидационной комиссии и соблюдению кассовой дисциплины, согласование отчета о ликвидации и ликвидационного баланса и другое.

Кроме того, предусмотрена возможность проведения операции по одновременной передаче обязательств по гарантируемым депозитам и имущества принудительно ликвидируемого банка другим банкам.

Внесение этих изменений в законодательные акты также было направлено на защиту интересов организации системы гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) и страховых выплат в случае возможной ликвидации их участника. Вместе с тем действующим законодательством предусмотрено участие работников организаций системы гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) и страховых выплат в составе временной администрации и ликвидационной комиссии.

В связи с принятием судом решения о принудительной ликвидации АО «Наурыз Банк Казахстан» акционерным обществом «Казахстанский фонд гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц» были начаты выплаты гарантийного возмещения по депозитам физических лиц - вкладчиков банка.

Введение максимального лимита краткосрочных обязательств было вызвано обеспокоенностью надзорного органа высокой волатильностью краткосрочных обязательств и рисками, сопутствующими практике привлечения банками внешних займов с коротким сроком погашения для последующего финансирования долгосрочных проектов, что может негативно отразиться на ликвидности банковского сектора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.