бесплатно рефераты
 

Развитие банковской системы Республики Казахстан

p align="left">В Указе Президента Республики Казахстан, имеющего силу Закона, «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 30 марта 1995 года, записано, что Нацбанк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения и все больше приобретает функции, присущие центральным банкам стран с рыночной экономикой.

31 августа 1995 года был подписан Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», в соответствии, с которым Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему, и Нацбанк представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы. Второй уровень банковской системы представлен следующими видами банков: государственные банки, депозитные банки, инвестиционные и частные банки, банки с иностранным участием, межгосударственные банки.

Основным содержанием принятого Указа о Нацбанке стало усиление регулирующих функций Нацбанка по отношению к банкам второго уровня.

С августа 1995 года за Нацбанком было закреплено право, самостоятельно принимать решение (постановлением Правления) о прекращении деятельности банков второго уровня.

Позже закон Республики Казахстан от 11 июля 1997 года № 154-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банковской деятельности» определил, что Нацбанк после аннулирования лицензий на проведение банковских операций с заявлением о принудительном прекращении деятельности (ликвидации) банка обращается в суд.

Получивший хорошие оценки международных финансовых организаций и экспертов. Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» исходит из предпосылки, что банковская деятельность не может регулироваться так же, как предпринимательская, поскольку, банки оперируют не только своими деньгами.

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» имеет важнейшее значение не только для банковской сферы, но и для всей страны.

В период с 1995 года в данные акты вносились изменения и дополнения с целью создания предпосылок к совершенствованию банковской системы Республики Казахстан и уточнения функций Нацбанка.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по оптимизации органов государственного управления»» от 30 июня 1998 года № 3986 Нацбанку переданы функции и полномочия государственного органа страхового надзора, что позитивно отразилось на развитии страховой отрасли. В ноябре 2000 года была принята Программа развития страхования в Республике Казахстан на 2000--2001 годы, которая обозначила новый этап в развитии системы страхования в нашей стране. В 2000 году Нацбанк стал членом Международной Ассоциации Органов Страхового Надзора (UAUS).

Для активизации притока сбережений населения в ноябре 1999 года создана система обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц.

Последний закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам банковской деятельности» был принят 2 марта 2001 года и введен в действие с 12 марта 2001 года. Основной целью данного закона является внедрение консолидированного надзора за банковской деятельностью с целью создания законодательных условий для учёта и объективной оценки всех рисков, которым подвергаются банки.

В вышеуказанном законе предусмотрено усиление полномочий Нацбанка в части получения любых сведений, необходимых для осуществления надзорных функций на консолидированной основе, введены новые понятия, необходимые для чёткого определения структуры владения банками, такие как, «крупный участник банка», «банковский холдинг», «дочерние организации банков», «банковская группа», раскрыто понятие «аффилированное лицо». Кроме того, Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» дополнен статьей, обязывающей банковские холдинги представлять в Нацбанк ежеквартальные, годовые балансы и отчеты о результатах финансово-хозяйственной деятельности. При этом, предусматривается обязательное проведение аудита аффилированных лиц банков по итогам финансового года, как на консолидированной, так и на индивидуальной основе.

Законом также предусмотрено введение контроля над деятельностью ликвидационных комиссий по принудительно и добровольно ликвидируемым банкам со стороны Нацбанка. В отношении дочерних организаций, крупных участников банков и банковских холдингов введены требования о получении банками разрешения Нацбанка на создание дочерней организации (либо участие в уставном капитале юридического лица, в результате которого оно становится дочерней организацией), а их аффилированными лицами - согласия на приобретение статуса крупного участника или банковского холдинга.

Вместе с тем, законом ужесточены ограничения на сделки банка с лицами, связанными с ним особыми отношениями, определен состав пруденциальных нормативов, устанавливаемых Нацбанком для обязательного соблюдения банковскими группами, усилена ответственность банков и установлена обязанность банковских холдингов обеспечивать соблюдение банком и банковской группой нормативов достаточности собственного капитала.

Нацбанку предоставлено право осуществления проверок (инспектирования) деятельности аффилированных лиц в целях определения степени и характера их влияния на деятельность банков, предусмотрено применение ограниченных мер воздействия и санкций, как к банкам, так и к их аффилированным лицам. При этом, законом определены требования для юридических лиц - нерезидентов Республики Казахстан, включая банки, по владению акциями банка -- резидента Республики Казахстан.

Внедрение консолидированного надзора за банковской деятельностью позволяет повысить устойчивость банковского сектора, и соответственно, рейтинги Казахстана и банков второго уровня, что существенно приблизит их к международным стандартам.

Также необходимо отметить, что в соответствии с данным Законом Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу законов, «О Национальном Банке Республики Казахстан», «О банках и банковской деятельности» приобрели статус законов Республики Казахстан.

Таким образом, банковское законодательство Республики Казахстан постоянно развивается и совершенствуется. Нацбанком Республики Казахстан в целях реализации норм Законов Республики Казахстан «О Национальном Банкс Республики Казахстан» и «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» разработан и утвержден целый ряд нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы банковской деятельности, порядок создания и функционирования банков их филиалов, представительств и расчетно-кассовых отделов (сберегательных касс), организаций, осуществляющих отдельные виды банковской деятельности, кредитных товариществ, ломбардов, порядок расчета и установления пруденциальных нормативов.

Необходимо также отмстить, что, наряду с представляющими банковскую систему Нацбанком и банками второго уровня, в Казахстане функционирует Банк развития Казахстана, с особым правовым статусом, не входящий в двухуровневую банковскую систему. Деятельность Банка развития Казахстана регламентирована Законом Республики Казахстан от 25 апреля 2001 г. Законодательство Республики Казахстан, регулирующее банковскую деятельность, применяется к Банку развития в части, не урегулированной названным Законом.

1.3 Денежно-кредитная политика Национального Банка Республики Казахстан в условиях реформы

До провозглашения республикой суверенитета денежно-кредитная политика страны строилась на основе строго централизованной планово-распределительной системы, которая носила целевой характер и диктовалась из центра - Москвы. Естественно, что предложение денег (кредитных ресурсов) и их распределение по отраслям экономики (спрос на деньги) задавались из центра. В центре планировались такие макроэкономические показатели, как соотношение спроса и предложения и строилась система ценообразования.

Совершенно очевидно, что условия суверенитета и рыночные отношения требовали иных подходов к макроэкономике и, в частности, к проведению денежно-кредитной политики.

Прежде всего, коренным образом изменились функции Нацбанка. В соответствии с законом «О Национальном банке Республики Казахстан» основными задачами центрального банка становилось не централизованное распределение кредитных ресурсов и кредитование отраслей народного хозяйства, а обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты, участие в разработке и проведении государственной политики в области денежного обращения, кредита, организации банковских расчетов и валютных отношений, способствующих достижению целей экономического развития страны и ее интеграции в мировую экономику.

Наиважнейшей задачей центрального банка теперь является обеспечение стабильности национальной валюты, то есть низкого уровня инфляции.

Используя постулаты монетарной теории денег, Нацбанк исходит из того, что для сохранения стабильности уровня цен необходим такой рост денежной базы (резервных денег), который соответствует уровню роста валового внутреннего продукта. По принятой республикой практике, инфляция измеряется индексом потребительских цен.

Регулирующая роль Нацбанка начинается с прогнозирования денежно-кредитной политики на предстоящий период (год, квартал, месяц, неделю) и заканчивается анализом исполнения прогнозных параметров, а также принятием решений на следующий период.

Общепризнанным подходом к формированию денежно-кредитной политики является определение Нацбанком совместно с Правительством прогнозных значений инфляции и оценки спроса на деньги в экономике республики, определяемом, исходя из целевых значений инфляции. Затем, Нацбанк использует инструменты денежно-кредитной политики, находящиеся в его распоряжении, для обеспечения заданных размеров денежной массы, на которую будет предъявлен спрос по этим оценкам.

Поскольку применение различных комбинаций инструментов денежно-кредитного регулирования приводит к получению определенного размера денежной массы, Нацбанк использует такую комбинацию, которая позволяет минимизировать денежную массу и максимизировать стабильность процентных ставок и валютных курсов.

Прогноз денежно-кредитных отношений сам по себе не будет работать, если не принимать меры, обеспечивающие его выполнение. С этой целью Нацбанк использовал определенные инструменты денежно-кредитного регулирования, конечной целью которых является регулирование денежной массы и достижение параметров, заложенных в прогнозных расчетах. В условиях Республики Казахстан использовались такие инструменты денежно-кредитного регулирования как:

а) ограничение или расширение Нацбанком централизованного кредитования. Механизм воздействия объема кредитов Нацбанка заключается в увеличении или сокращении денежной массы, которая непосредственно влияет на уровень цен;

б) процентная ставка по кредитам Нацбанка. Увеличивая ставку рефинансирования, Нацбанк снижает возможности коммерческих банков получать централизованные кредиты и, наоборот, при снижении ставки создаются условия для кредитной экспансии. Ставка рефинансирования также является индикатором процентной политики коммерческих банков, как по активным, так и пассивным операциям;

в) обязательные резервы, позволяющие эффективно ограничивать или увеличивать объем кредитования коммерческими банками своих клиентов. Обязательные резервы также позволяют снизить риски для банков и защитить интересы их клиентов и вкладчиков, а также снизить риски для всей банковской системы;

г) операции на открытом рынке, представляющие собой продажу или покупку Государственных ценных бумаг Нацбанком. для сокращения или увеличения денежной базы, а через нее денежной массы. Покупая ценные бумаги, Нацбанк увеличивает количество денег в обращении и, наоборот, продавая их, он сокращает денежную базу;

д) интервенции Нацбанка на валютном рынке. В условиях переходного периода, когда рынок ценных бумаг еще не развит, кроме основной роли - поддержания стабильности курса национальной валюты, интервенции Нацбанка на валютном рынке являются денежно-кредитным инструментом, оказывающим такое же влияние на денежную базу и денежную массу, как и операции с ценными бумагами на открытом рынке. Скупая иностранную валюту на валютном рынке, Нацбанк увеличивает денежную базу, а продавая валюту он изымает деньги из обращения, тем самым уменьшает денежную базу, а через нее и денежную массу.

Применение различных комбинаций инструментов денежно-кредитного регулирования непосредственным образом отражается на денежных агрегатах, которыми являются;

- денежная масса (МЗ);

денежная база;

денежный мультипликатор.

Денежная масса (МЗ) - представляет собой денежный агрегат, включающий в себя: наличные деньги (банкноты, монеты), находящиеся в обращении; остатки средств на различных счетах предприятий и организаций в банках второго уровня; срочные вклады и депозиты в банках второго уровня, включая депозиты в иностранной валюте.

Денежная база представляет собой первоначально созданные центральным банком средства, отражаемые в его балансе, и являющиеся базой, создающей вторичные деньги в коммерческих банках. Следует иметь в виду, что денежная масса (МЗ), находится в прямой связи с денежной базой, и зависит от размеров последней. Чем выше рост Денежной базы, тем больше, при прочих равных условиях, увеличивается денежная масса, и наоборот. Денежная база включат в себя наличные деньги (банкноты, монеты) в обращении, обязательные резервы коммерческих банков на корсчетах в Нацбанке и избыточные резервы коммерческих банков на корсчетах в Нацбанке.

Денежный мультипликатор. Как было отмечено, первоначально созданные денежные средства, которые определены как денежная база, являются основой последующего увеличения денег в обращении банками второго уровня.

Иными словами, рост денежной массы зависит не только от абсолютного роста денежной базы, но и возможности банков второго уровня создавать дополнительные деньги. Вторичное увеличение денежной массы банками второго уровня достигается посредством «мультипликации» части денежных средств первоначальной денежной базы, представленной банкам. Свободные средства хозорганов в коммерческих банках в виде избыточных резервов (сверх обязательных резервов), отраженных на корсчетах в Нацбанке, используются банками второго уровня для выдачи кредитов другим хозорганам и переводятся заемщиками в другие банки. Другие банки часть этих новых депозитов, временно неиспользуемых, снова выдают клиентам в качестве кредита. Конечным результатом этого, проходящего в несколько этапов, процесса является тот факт, что сумма созданных таким образом депозитов превышает исходную сумму ресурсов, помещенных клиентами в банках второго уровня. Отношение денежной массы (МЗ) к денежной базе и представляет собой «денежный мультипликатор».

Глава 2. Современное состояние банковской системы Республики Казахстан

2.1 Образование валютного рынка, валютное регулирование и валютный контроль

Формирование валютной политики независимого Казахстана началось в 1991 году одновременно с динамично развивающимися процессами становления рыночных отношений. В условиях распада СССР республика не смогла бы защитить свои экономические интересы без выработки собственной валютной политики. Начало этому процессу было положено принятием Закона Казахской ССР «О валютном регулировании Казахской ССР» от 11 июня 1991 года.

В этот период на территории республики допускалась розничная торговля и оказание услуг за иностранную валюту через специально созданные для этого валютные магазины.

В соответствии с Законом Казахской ССР «О валютном регулировании Казахской ССР» государственная монополия внешней торговли была в основном устранена. Все юридические лица независимо от форм собственности получили право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в том числе посредническую, без специальной регистрации, за исключением сделок по экспорту продукции государственного назначения. Одновременно были сняты ограничения на проведение валютных операций через уполномоченные банки для всех юридических лиц и граждан. Это означало, что отныне нерезиденты получили возможность осуществлять валютные операции не только через специализированный Alem Bank Kazakstan, но и другие банки, имеющие лицензию на проведение валютных операций.

Для стимулирования развития валютного рынка было разрешено открывать текущие валютные счета гражданам без предоставления сведений о происхождении валюты, а также отменено уголовное преследование за незаконные валютные операции. С другой стороны уполномоченные банки республики обязывались выдавать иностранную валюту, находящуюся на счетах граждан, иностранных фирм и представительств, по их требованию без каких-либо ограничений.

С целью изменения старой валютной системы, неприспособленной к требованиям рынка, отменялись все нормативные акты, принятые государственными органами бывшего СССР, в частности касающиеся налогов на экспорт и импорт товаров (работ, услуг), таможенных тарифов, бартерных сделок.

В целях удовлетворения повышенного спроса населения на наличную иностранную валюту принимались меры по расширению сети обменных пунктов иностранной валюты на территории республики.

Однако, названные мероприятия не были целостными. В Казахстане временно сохранялся порядок розничной торговли и оказания услуг гражданам, расчетов по оплате труда между юридическими лицами и гражданами за иностранную валюту. С одной стороны это способствовало легализации валютных сделок в сфере розничной торговли, вовлекало во внутренний товарно-денежный оборот валюту, находящуюся «на руках» у населения. С другой стороны - это послужило одним из факторов замещения национальной валюты другими иностранными валютами, снижая, тем самым, ее роль, и способствуя долларизации экономики.

В условиях реформирования валютно-денежной системы Казахстана законодательное обеспечение валютного регулирования претерпевало постоянные изменения. Принятый 14 апреля 1993 года Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании» явился новым этапом в юридическом оформлении валютного рынка в соответствии с требованиями рыночной экономики. В Законе были определены принципы осуществления валютных операций в Республике Казахстан, разграничены права и обязанности субъектов валютных отношений и установлена ответственность за нарушение валютного законодательства. В качестве основных задач системы валютного регулирования были признаны: поддержание определенного порядка расчетов в национальной валюте, подготовка и введение рыночного обменного курса для национальной валюты, обеспечение надлежащего порядка проведения валютных операций.

С середины 1993 начали проводиться первые торги на республиканской валютной бирже. Отсюда берет свое начало функционирование организованного внутреннего валютного рынка в Казахстане.

Использование в качестве собственной валюты денежной единицы другого государства - российского рубля обусловливало первоначальную узость валютного рынка республики и затрудняло проведение самостоятельной валютной политики. К операциям на валютном рынке в этот период допускались коммерческие банки, имеющие лицензию на проведение валютных операций. Купля-продажа иностранной валюты на внутреннем валютном рынке осуществлялась по рыночному курсу рубля к иностранным валютам на основе текущего соотношения спроса и предложения на республиканской валютной бирже. Торги на валютном рынке проводились еженедельно, а складывающийся единый фиксированный курс применялся ко всем сделкам, заключенным на аукционе.

Кроме того, действовал официальный обменный курс рубля, устанавливаемый Центральным Банком России на основе торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Официальный курс применялся при обязательной продаже части иностранной валюты предприятиями - экспортерами государству, платежах по обслуживанию государственного внешнего долга, для целей учета.

После введения национальной валюты потребовалось принятие мер по совершенствованию системы валютного регулирования и контроля в целях поддержания устойчивости тенге.

В целях формирования ликвидного валютного рынка Республики Казахстан, поддержания обратимости тенге и развития конкуренции в банковском секторе Указом Президента Республики Казахстан «О неотложных мерах по развитию валютного рынка Республики Казахстан» было установлено, что с 1 января 1994 года уплата экспортных и импортных пошлин юридическими лицами-резидентами осуществляется в тенге; для всех предприятий была временно введена обязательная продажа 50% выручки от экспорта товаров (услуг, работ) в свободно-конвертируемой валюте через уполномоченные банки на Казахстанской межбанковской валютной бирже (КМБВ). Данный порядок не распространялся на уже созданные предприятия с участием иностранного капитала. Кроме того, была прекращена практика прямого предоставления льгот по уплате экспортных (импортных) пошлин и обязательной продаже части валютной выручки.

В соответствии с названным Указом с 1 февраля 1994 года все предприятия розничной торговли, имеющие специальные лицензии Нацбанка, обязывались принимать в оплату за товары и услуги, наряду с иностранной валютой, тенге. Перевод таможенных платежей с иностранной валюты на оплату в тенге, изменение порядка продажи валюты и розничной торговли за иностранную валюту увеличили ликвидность валютного рынка и потребность в тенге, способствовали созданию более «прозрачной» валютной системы. Почти одновременно, с целью предотвращения спекуляций на валютном рынке, Нацбанк установил лимиты открытой валютной позиции по купле-продаже иностранной валюты, в качестве одного из нормативов уполномоченных банков.

В феврале 1994 года были отменены ограничения на вывоз юридическими лицами продукции и товаров, приобретенных в Республике Казахстан за тенге, а предприятиям производителям дано право свободно вывозить произведенную продукцию за рубеж за исключением продукции, подлежащей квотированию и лицензированию, или представляющей национальное достояние. Эти меры способствовали более широкому использованию тенге в международных расчетах и платежах.

В мае 1994 года Нацбанком юридически урегулирована деятельность обменных пунктов, порядок их открытия и ликвидации в новых условиях.

В декабре 1994 года Верховным Советом Республики Казахстан был принят Закон «Об иностранных инвестициях», в котором гарантировалась свобода денежных переводов, связанных с иностранными инвестициями, при условии уплаты налогов и других обязательных платежей. Иностранным инвесторам было предоставлено право наряду с выплатой заработной платы работникам, производить в иностранной валюте расчеты с контрагентами, реинвестировать валюту в Республику Казахстан.

1995 год стал переломным моментом в формировании полноценного валютного рынка в республике. Стремительное снижение уровня инфляции с 1258 процентов в 1994 году, до 60,3 процентов в 1995 году, и одновременное снижение темпов девальвации тенге по отношению к доллару США с 759,9 процентов в 1994 году, до 17,9 процента в 1995 году, возросшее доверие к тенге, улучшение сальдо торгового баланса, уменьшение трансфертов мигрантов, а также введение новых более доходных финансовых инструментов, сделало возможным исключение фактора повышенного спроса на иностранную валюту. В результате на валютном рынке стали наблюдаться первые признаки стабилизации. Это позволило уменьшить обязательную продажу валютной выручки с 50 до 30 процентов, а затем и отменить се вовсе. В свою очередь, это привело к зарождению и становлению достаточно ликвидного и значительного по объемам межбанковского валютного рынка.

Участие Нацбанка в формировании обменного курса тенге было ограничено интервенциями на Казахстанской межбанковской валютной бирже с целью исключения колебаний курса в результате краткосрочных изменений конъюнктуры на валютном рынке.

В начале 1995 года Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по укреплению и развитию валютного рынка Республики Казахстан на 1995 год» была запрещена розничная торговля за иностранную валюту и отменено действие ранее выданных лицензий, за исключением торговли (выполнение работ, оказание услуг), а также продажу билетов иностранным гражданам в транзитных зонах аэропортов и морских портов, на железнодорожном и воздушном транспорте, участвующем в перевозках пассажиров в международных сообщениях.

Заметное влияние на развитие валютного рынка оказал запрет в июле 1995 года на осуществление юридическими лицами -- резидентами Республики Казахстан бартерных операций. Это вызвало рост эффективности торговых операций и увеличило предложение иностранной валюты на внутреннем валютном рынке республики.

Достигнутый уровень развития внутреннего валютного рынка и относительная стабильность обменного курса позволили Нацбанку предпринять дальнейшие шаги по его либерализации. Так, 16 ноября 1995 года Нацбанком были сняты существующие ограничения па предоплату контрактов по импорту товаров и услуг в размере, превышающем 30 процентов, а также введен свободный порядок конвертации и покупки иностранной валюты на внутреннем рынке Республики Казахстан для нерезидентов, имеющих счета в тенге.

После введения указанных мер, казахстанские импортеры могли больше не обращаться в Нацбанк республики за получением разрешения на проведение предоплаты по контрактам импорта товаров и услуг. Вместе с тем, стали предъявляться повышенные требования к профессиональному уровню самих импортеров в части выбора надежных иностранных партнеров и методов платежей, а также правовой защищенности своих интересов в контрактах в случае нарушения последними своих обязательств. Также нужно отметить, что ранее существовавшее разрешение на предоплату в размере свыше 30 процентов, сыграло свою положительную роль. Выросло качество контрактов в части определения прав и обязанностей экспортеров и импортеров, условий поставки продукции, сформировались поведенческие требования к участникам внешнеторговых сделок.

Упразднив вышеназванные ограничения, Казахстан сделал еще один шаг в направлении либерализации внутреннего валютного рынка и установлении правил проведения валютных операций, принятых в развитых государствах.

В числе наиболее важных изменений в 1995 году следует назвать переход в конце года на электронную торговую систему ведения торгов (ЭТС). Преимущества нововведения заключались в большей открытости аукциона, маневренности дилерских операций.

В 1996 году Нацбанк продолжил осуществление политики унифицированного обменного курса тенге, отражающего соотношение спроса и предложения на биржевой площадке Казахстанской Фондовой биржи (в июле 1996 года Казахстанская межбанковская валютная биржа преобразована в КФБ) при ограниченном вмешательстве со своей стороны и сближении динамики изменения обменного курса и внутренних цен. За 1996 год снижение курса тенге к доллару США составило 15,4 процента.

Характерной особенностью валютного рынка в 1996 году стало его дальнейшее развитие за счет создания механизмов хеджирования валютных рисков. С этого же года на КФБ стали проводиться торги по валютным фьючерсам.

В 1996 году был сделан очередной шаг в направлении дальнейшей либерализации валютного рынка Казахстана, и норма вывоза иностранной валюты без представления подтверждающих документов для физических лиц была увеличена до 10 тысяч долларов США.

Присоединившись 16 июля 1996 года к условиям статьи VIII (разделы 2, 3 и 4) Соглашения МВФ, Казахстан взял на себя обязательства не вводить, или усиливать какие-либо валютные ограничения, не вводить, или модифицировать какую бы то ни было практику применения множественных валютных курсов, не заключать любые двусторонние платежные соглашения, противоречащие Статье VIII или вводить и усиливать ограничения на импорт по причинам, связанным с платежным балансом. В этой связи были сняты ограничения по выполнению платежей и переводов по текущим международным сделкам, что позволило достичь условий по обеспечению свободной конвертируемости тенге и переходу к многосторонней системе платежей, свободной от ограничений.

Следует отметить, что в декабре 1996 года был принят новый Закон «О валютном регулировании», поскольку ранее действовавший закон уже не отвечал достигнутому уровню либерализации в этой сфере, а в некоторых случаях нормативные акты устарели или противоречили друг другу. Особый интерес в новом Законе вызывали ограничения на проведение валютных операций. В целях выполнения международных обязательств и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций Президент Республики Казахстан имеет право приостановить, либо ограничить валютные операции, а Нацбанк, являющийся основным органом валютного регулирования республики, вправе установить ограничения на валюту платежа экспортной выручки. Кроме того, данным Законом было определено, что все текущие операции, к которым относятся и переводы дивидендов, вознаграждений (интереса) и иных доходов от инвестиций, осуществляются без ограничений. Лицензированию и регистрации в Нацбанке подлежат только тс операции, которые согласно определениям Закона отнесены к операциям, связанным с движением капитала. Причем лицензируется только отток капитала, а регистрация операций по притоку ведется только с целью статистического учета и не влечет за собой каких-либо ограничений.

Особенностью валютных операций на Алматинской бирже финансовых инструментов AFINEX (в сентябре 1997 года Казахстанская фондовая биржа преобразована в AFINEX) в 1997 году явилось введение в операционную практику таких инструментов, как СВОП-операции, позволившие удовлетворять потребности банков в долларах США и казахстанских тенге для покрытия краткосрочной ликвидности без повышения спроса и предложения на биржевом рынке и соответствующего колебания валютного курса. За 1997 год биржевой курс тенге к доллару США снизился на 2,8 процента.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.