бесплатно рефераты
 

Расчетно-кассовое обслуживание хозяйствующих субъектов коммерческими банками

p align="left">К сожалению, положительных примеров удачной организации эквайринга банков значительно меньше, чем неудачных проектов. Приведенные примеры показывают, что для банков и магазинов эквайринговый бизнес в основном убыточный, но не потому, что он в принципе менее прибылен, чем выдача наличных. Это объясняется тем, что 10% операций по картам совершается в торговой сети, а в среднем на одну карту приходится 0,15 платежной транзакции в месяц.

Чтобы эквайринг развивался, карточные платежные системы должны существенно снизить свои комиссионные до уровня, например, нескольких десятков центов. Однако, в этом случае надо понимать, что количество платежей должно возрасти в 30--50 раз по сравнению с существующим уровнем, иначе соответствующие комиссии не покроют издержки эквайринга.

Таким образом, эмиссия карт и их годовое обслуживание не приносят банку прибыль, и затраты на них, в лучшем случае, покрываются за счет соответствующих комиссионных. Наибольший доход банки получают от эксплуатации банкоматов и выдачи наличных, и этот доход позволяет им за два-три года окупать капиталовложения в инфраструктуру карточного бизнеса. Доходы от эквайринга незначительны, поскольку россияне крайне редко пользуются картами в качестве платежного инструмента.

3 Пути повышения рентабельности расчетно-кассовых операций

3.1 Моделирование тарифов на комиссии за открытие и ведение счета

Анализ общей доходности расчетно-кассовых операций показал ее недостаточный, низкий уровень как в сравнении с совокупными доходами банков, так и с издержками этих операций. Коммерческим банкам выгодно обслуживание только крупных предприятий, а обслуживание каждого счета малого предприятия приносит убыток в размере до 300 дол. США за год. Доходность обслуживания различных категорий клиентов усугубляется активным использованием средств ДБО со стороны крупных предприятий и дороговизной этих средств для большой массы малых предприятий. Были также выделены некоторые прибыльные или, по крайней мере, безубыточные виды расчетно-кассовых услуг для розничных клиентов -- это были отдельные виды карточных операций. Проанализировав рентабельность и ценообразование различных видов расчетно-кассовых операций, перейдем к выработке новой модели тарифов за расчетно-кассовые операции. Целевой установкой моделирования будет прибыльность для банков расчетно-кассовых услуг массовому розничному клиенту и одновременно оправданность и необременительность для таких клиентов.

При моделировании тарифов необходимо учитывать тенденции в совершенствовании технологий и изменения функций профессиональных субъектов платежных систем. Так прогнозируются упрощение и унификация платежного механизма платежных систем, по крайней мере, за счет объединения трех стадий карточного платежа в одну и проведение такого платежа через системы межбанковских валовых расчетов в реальном времени. Для еще большего упрощения процедуры проведения платежа и снижения его издержек возможна централизация текущих счетов клиентов в региональных ГРКЦ Банка России, перевод их туда из коммерческих банков и работа с ними исключительно через средства ДБО.

Традиционная ручная, неэффективная, нерентабельная первичная обработка платежных инструкций клиентов должна уйти в прошлое. Коммерческие банки вместо массы таких операций должны представлять высокотехнологичные, высокодоходные, штучные сложные услуги. Именно коммерческие банки должны осуществлять наладку и сервисное обслуживание средств ДБО, наполнять эти средства дополнительными возможностями, как то работа на финансовом рынке, автоматизация бухгалтерского учета и налогового администрирования, подтверждение ЭЦП клиентов и передача разнообразной электронной корреспонденции. Расширение безналичных расчетов в розничном сегменте платежного оборота приведет к сокращению чисто наличного оборота и увеличит объемы снятия и выдачи наличных с банковских счетов, повышается технологичность кассовых операций и соответствующей инфраструктуры, и все это «ложится на плечи» коммерческих банков. За коммерческими банками также остается открытие счетов и хранение досье клиентов, проведение сложных расчетов посредством аккредитива и инкассо, разрешение конфликтных ситуаций, экстренное традиционное физическое обслуживание клиентов.

Моделирование тарифов начнем с комиссии за открытие и ведение счета. В 2007 г. только несколько крупнейших коммерческих банков имели реальные комиссии за открытие и ведение счетов предприятий. Такие комиссии колеблются в диапазоне 300-500 руб. Подавляющее большинство коммерческих банков, боясь потерять клиентов, устанавливали чаще нулевые, а реже, чисто символические комиссии за открытие и ведение счетов предприятий. Вместе с тем, как указывалось выше, за выдачу и годовое обслуживание карт все банки-эмитенты берут с клиентов минимум по 5 дол. США, и такой уровень тарифов почти полностью покрывает соответствующие издержки банков и не вызывает отторжения у розничных клиентов. Предлагается запретить банкам нулевые или минимальные тарифы за открытие и ведение счета, установить их величину на уровне не меньше, чем по 5 дол. США.

Введение минимальных комиссий для либеральных экономистов выглядит нерыночно, для неверующих в эффективность государственного регулирования и надзора - нереально. Стоит возразить, что в карточных операциях банков такие комиссии сложились вследствие сочетания административных действий карточных систем и ключевых банков под действием рынка и исходя из рентабельности соответствующих расчетных услуг. Недополученные комиссии могут стать объектом налога на прибыль, -- для этого достаточно более четко использовать существующие конструкции налогового законодательства. Недобор комиссионного дохода для многих банков будет означать ухудшение показателей прибыльности, а это может быть основанием для Банка России отказов в рамках существующих процедур банковского надзора в открытии новых филиалов и дополнительных офисов, в увеличении капитала, в допуске в систему страхования вкладов. Таким образом, в руках государства достаточно рычагов принуждения коммерческих банков к использованию реальных, а не нулевых или минимальных тарифов, как за открытие и ведение счетов, так и других комиссий за РКО.

По различным данным Банка России и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, представленным выше, в нашей стране 2,5 млн работающих счетов предприятий и предпринимателей. Предположим, что в среднем одно предприятие будет менять банк, открывать новый счет, или будет открываться новое предприятие раз в два года. Численность населения России в возрасте старше 18 лет составляет 105 млн человек, для сравнения по данным Банка России открыто порядка 267 млн счетов физических лиц, из которых 1/3 текущие. Предположим, что в течение нескольких лет 3/4 взрослого населения станут активными клиентами банков, будут раз в два года менять банк или получать новую карточку. При таких данных получается, что за год коммерческие банки будут открывать до 1,25 млн счетов предприятий и до 40 млн счетов или карточек физических лиц, получая за каждую операцию по 5 дол. США и в совокупности 206 млн дол. США. За годовое обслуживание указанного выше количества счетов из расчета по 5 дол. США за год банки будут получать в совокупности 413 млн дол. США.

3.2 Определение приемлемых тарифов комиссий за традиционную ручную первичную обработку платежных документов и физическое обслуживание клиентов

Перейдем к определению приемлемого для коммерческих банков уровня комиссий за традиционную ручную первичную обработку платежных документов и физическое обслуживание клиентов. Соответствующие комиссии должны быть выгодны банкам, достаточно высоки для клиентов, чтобы стимулировать массовое использование средств дистанционного банковского обслуживания (далее - ДБО) и вместе с тем не должны быть для клиентов запретительными. Экономика карточного бизнеса ориентируется на себестоимость для банка одного сеанса работы операциониста в 2,5 дол. США, одна транзакция в международной карточной платежной системе также стоит не менее 2,5 дол. США. За проведение платежа в иностранной валюте внутри страны российский банк возьмет с клиента 3-5 дол. США, примерно такой же будет доля российского банка в совокупной комиссии за платеж в другую страну.

Предлагается установить минимальную комиссию за традиционный физический прием и первичную обработку платежного поручения, за физическое представление выписки по счету, за проведение сложных расчетов аккредитивом или инкассо, розыск платежа и разрешение конфликтных ситуаций на уровне 2,5 дол. США. Предполагается, что 2,5 дол. США за операцию в рамках традиционного физического обслуживания клиентов будет экстренным, побуждающим клиентов меньше обращаться в банк и больше использовать средства ДБО. Поэтому количество операций традиционного обслуживания должно снижаться и стать через несколько лет минимальным. В основном рассматриваемая комиссия ориентируется на предприятия, а традиционное физическое обращение в банк со стороны физического лица уже закладывается в комиссию за ведение карточного счета.

Предположим, что как в карточном бизнесе, каждое предприятие будет обращаться в банк традиционным образом два раза в год, т.е. будет порядка 5 млн обращений. Посредством платежного требования, аккредитива, чека и инкассо проведено по данным Банка России 1,9% от 738 млн всех платежей, т.е. 14 млн платежей. С использованием бумажных технологий проведено 27,7% от общего количества платежей, т.е. 204 млн платежей, но количество бумажных платежей будет быстро сокращаться. Для получения прогнозируемого количества традиционных обращений в коммерческие банки сложим первый и второй расчетные показатели, умножим их на 2,5 дол. США. Получим в совокупности 48 млн дол. США в год комиссий за традиционное физическое обслуживание клиентов.

Суммируем полученные прогнозируемые показатели по совокупным величинам комиссий за открытие и ведение клиентских счетов, за традиционное физическое обслуживание клиентов и прибавим к полученному результату доход за проведение платежей в иностранной валюте из табл. 5. Получается совокупная величина комиссионного дохода по расчетным операциям на уровне 206 + 413 + 48+ 194 = 861 млн дол. США. Полученная величина уже на 24% больше существующей величины комиссий за расчетные операции без учета комиссий за кассовые операции. Перейдем к определению уровня и совокупной величины комиссий за кассовые операции, дистанционное банковское обслуживание и дополнительные услуги. Эти три вида операций должны приносить коммерческим банкам еще больше комиссионного дохода.

3.3 Определение уровня комиссий за кассовые операции, дистанционное банковское обслуживание и дополнительные услуги

В настоящее время крупные предприятия получают в банках наличные на выплату заработной платы, а крупные торговцы сдают в банки наличную выручку. Конкуренция банков за обслуживание крупных предприятий высока и побуждает их устанавливать комиссии за выдачу и прием наличных на минимальном уровне, на пределе рентабельности. Возьмем представленные выше данные по обороту наличных через кассы банков, уменьшим оборот на величину выдач и взносов частных вкладов с нулевой комиссией, разделим полученный результат на величину доходов по кассовым операциям и получим, что в среднем за прием и выдачу наличных традиционным образом банки получают 0,08% от суммы.

В 2000-х гг. ощущается явная тенденция по росту выплат заработной платы с помощью платежных карт, оплате дорогостоящих потребительских товаров или мелкооптовых партий через операционные кассы банков переводом на счет продавца. В результате этого коммерческие банки получают вместо небольшого количества крупных предприятий большое количество розничных клиентов с небольшими суммами взноса или выдач наличных. Для массы розничных клиентов банки обычно устанавливают большие комиссии по кассовым операциям. Так, например, выдача наличных через банкоматы за рамками крупных зарплатных проектов осуществляется с комиссией 1-0,5% от суммы, традиционные прием и выдача наличных через кассы банков в небольших суммах для обычных розничных клиентов редко когда делаются за менее чем 0,5% от суммы.

Выдача наличных через банкоматы, как указывалось выше, высокоприбыльна для банков, позволяет быстро окупать инвестиции в инфраструктуру кассовых операций. Одновременно уровень соответствующих комиссий приемлем для розничных клиентов и стимулирует использование безналичных расчетов по сделкам верхней суммовой категории. Поэтому предлагается установить минимальный размер комиссии за выдачу и прием наличных на уровне 1%, как в карточных системах при выдаче наличных через банкоматы. За выдачу и взнос наличных традиционным способом также необходимо установить комиссии в размере 1%, чтобы стимулировать использование современных средств автоматизации кассовой работы.

Рассчитаем потенциальный объем оборота наличных через кассы банков и соответствующие доходы. Предположим, что за несколько лет удастся перевести на текущие счета выплату до 75% доходов россиян. Технологии платежных систем станут настолько эффективными, что россияне будут оплачивать безналичными платежами до 30% своих покупок. Совокупные доходы населения в 2006 г. в нашей стране составили около 300 млрд дол. США. Исходя из этого, «зарплатный» оборот наличных через банки возможно довести до 135 млрд дол. США в год, или порядка 4,3 трлн руб. в текущих ценах без учета инфляции. Для сравнения: совокупный оборот через кассы банков составил в 2006 г. 17 трлн руб., а совокупная выдача наличных через банкоматы 0,7 трлн руб. На фоне текущих показателей оборота наличных выход через три-пять лет на прогнозируемый уровень в 4,3 трлн.руб. вполне реален. Совокупный размер комиссий за выдачу наличных через банкоматы может достичь 1 350 млн дол. США в год.

Выдача наличных на заработную плату через банкоматы с указанными выше параметрами будет формировать далеко не весь кассовый оборот коммерческих банков. 25% заработной платы будет выдаваться традиционным образом оптовыми суммами через кассы банков. Все выдачи наличных физическим лицам будут истрачены и внесены обратно в коммерческие банки торговыми предприятиями или в рамках кредитно-депозитных операций. Заставить крупные торговые предприятия платить за взнос наличных по 1 % от суммы при существующих средних тарифах менее 0,1 % нереально и экономически нецелесообразно. Достаточно хотя бы разумно увеличить эти комиссии до уровня положительной рентабельности банков, т.е. до уровня 0,3% от суммы. Оптовый наличный оборот через кассы банков оценивается через 3-5 лет на уровне 285 млрд дол. США, или 9 трлн руб. в текущих ценах без учета инфляции. Банки при комиссии 0,3% заработают на этом обороте 855 млн дол. США комиссионного дохода.

Не стоит рассчитывать, что новые технологии платежных систем сделают экономически невыгодным теневой хозяйственный оборот. Теневой наличный оборот сейчас во многом проходит через банки, а точнее через фирмы-однодневки при банках. Существующие тарифы за обналичивание не превышают 1% суммы операции. Из них 0,3% получает банк в виде комиссий по кассовым операциям, и этим его интерес формально ограничивается. 0,7% получает фирма-однодневка на покрытие своих издержек. В эту часть включается теневая доходность банков.

Для банков фирмы-однодневки являются внешне обычными клиентами, платящими обычные комиссии за кассовые операции. Такие фирмы, по оценкам специалистов налоговых органов и самих банкиров, формируют до 25% оптового оборота наличных через кассы частных банков, не считая вкладного оборота. Этот оборот наличных через кассы банков на обналичивание оценивается на уровне 2,2 трлн руб. и приносит банкам 22 млрд руб. дохода, что в 1,3 раза больше легального дохода банков от кассовых операций.

Комиссии за обналичивание аналогичны комиссиям за выдачу наличных через банкомат. Обналичивание подвергается гонениям со стороны налоговых органов, поэтому банки предоставляют такие услуги ограниченному числу доверенных клиентов. В выплате заработной платы на банковские счета государство будет на стороне банков, поскольку такие выплаты будут способствовать налоговому администрированию. Это создает предпосылки к трансформации интереса коммерческих банков в сторону расширения легальных операций с наличными.

Средствами дистанционного банковского обслуживания в 2002 г. пользовалось в лучшем случае 5-6% предприятий с наибольшим оборотом. По данным Банка России, в среднем на один работающий счет предприятия приходится 25 платежей, на счет малого предприятия, очевидно, приходится в несколько раз меньше платежей, чем указанная средняя величина. Малое предприятие наравне с большим может использовать средства ДБО и платить за них от 20 до 40 дол. США в месяц, но при эпизодической работе с банком это будет дорого. Например, при 10 платежах в месяц каждый платеж будет обходиться предприятию от 2 до 4 дол. США, что существенно выше существующих 5 руб., которые берет Банк России.

Комиссию за использование средств ДБО необходимо установить в таком размере, чтобы, например, за 10 платежей в месяц через средства ДБО платилось ощутимо меньше комиссий, чем за те же 10 платежей по 2,5 дол. США при их традиционном физическом приеме и ручной обработке в банке. Необходимо использовать опыт операторов мобильной связи, существенно снизивших свои тарифы и сделавших свои услуги доступными не только для состоятельных слоев населения, но и для среднего класса. Предлагается установить комиссию за подключение и месячное абонентское использование Интернет-банка и телебанка по 10 дол. США в месяц. Это минимальная плата за использование мобильного телефона, доступная даже студентам.

Подключение клиента через Интернет или мобильный телефон не требует визита сотрудника банка в офис клиента. Процедура оформления документов в офисе банка не намного сложнее процедуры эмиссии пластиковой карты. Комиссия за подключение средства дистанционного доступа в 10 дол. США покроет издержки банка так же, как покрывает 5 дол. США за эмиссию пластиковой карты. Один крупный московский банк, предоставляющий услуги Интернет-банка, в рамках эксперимента в дополнительном офисе снизил комиссию за эти услуги с 25 до 10 дол. США в месяц. Такое снижение позволило в течение полугода перевести в Интернет обслуживание 45% предприятий и существенно разгрузить операционистов дополнительного офиса.

Рассчитаем потенциальный доход коммерческих банков от услуг дистанционного обслуживания. Предположим, что через Интернет и мобильный телефон будут работать с банками 90% предприятий. Всего поданным МНС России в нашей стране 2,5 млн работающих предприятий. Через мобильный телефон также будут работать с банками, например, 1/4 абонентов мобильной связи. Число абонентов мобильной связи в нашей стране к середине 2006 г. приближалось к 6 млн. Получается, что средствами ДБО будут постоянно пользоваться 4 млн клиентов, и эти клиенты будут платить банкам комиссии в 480 млн дол. США в год. Годовой доход за подключение средств ДБО будет в 20--25 раз меньше, поскольку клиенты вряд ли будут менять банк чаще, чем один раз в 2--3 года. Этот доход будет покрывать только издержки банков на подключение, так же, как комиссии за выпуск карт покрывают издержки только на их эмиссию.

К текущей работе средств ДБО коммерческие банки не будут иметь никакого отношения, так же, как в карточном бизнесе владелец платежной карты крайне редко становится объектом традиционного банковского обслуживания. Текущие издержки банков будут формироваться только в рамках сервисного обслуживания средств дистанционного доступа. По статистике карточного бизнеса банков и операторов мобильной связи, число жалоб клиентов минимально, не больше 1,7 обращения каждого клиента в год. Доходы от дистанционного банковского обслуживания практически не будут сопровождаться текущими расходами, а потому могут считаться прибылью банков, могут быть использованы на инвестирование или возмещение средств в развитие платежных технологий.

Прогнозируется массовое использование средств ДБО в качестве инструмента представления дополнительных услуг платежных систем. Предоставление дополнительных услуг мыслится как компенсация клиентам неудобства и большие издержки безналичных расчетов в сравнении с наличными. Специалисты коммерческих банков будут устанавливать в простые средства ДБО дополнительное программное обеспечение. Непосредственное потребление услуги со стороны клиента будет осуществляться самостоятельно и автоматически, также, как инициирование платежа или получение выписки. Установка программного обеспечения сложных дополнительных услуг для крупных предприятий будет требовать посещения офиса клиента специалистом банка. Посещение офиса клиента будет необходимо при установке наиболее функционального и защищенного средства ДБО типа «банк-клиент» или POS-терминала. Потребуется профессиональная привязка программного обеспечения средств ДБО и учетных программ предприятий, профессиональная установка на компьютер клиента программного обеспечения электронной коммерции.

Подключение сложных средств ДБО и оказание дополнительных услуг платежных систем, требующих визита специалиста банка в офис клиента, экономически невыгодно для банков предоставлять за 10 дол. США. Если установить комиссии за подключение средства «банк--клиент» и оказание дополнительных услуг платежных систем для крупных и средних предприятий в размере 100 дол. США, то они покроют издержки банка по ежедневному содержанию и обеспечению рабочего места двух специалистов, участвующих в установке соответствующего программного обеспечения. Такой размер комиссии за подключение будет приемлем для предприятия, получающего интересные дополнительные возможности по автоматизации ряда бизнес- и учетных процедур. Дополнительные услуги платежных систем следует ориентировать в основном на крупные и средние предприятия с оборотом, например, свыше 1 млн руб. в месяц. Таких предприятий в нашей стране, как указано выше, порядка 25% от 2,5 млн реально работающих, т.е. 625 тысяч.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.