бесплатно рефераты
 

Проект регионального развития системы ипотечного кредитования (на примере города Хабаровска)

p align="left">Распространение этого опыта, в том числе через деятельность филиалов Агентства, а также путем сотрудничества с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, постепенно позволит создать условия для развития единого рынка долгосрочных ипотечных жилищных кредитов в масштабе всей страны, снизить возможные кредитные риски, повысить надежность механизма рефинансирования и в конечном итоге уменьшить стоимость кредитов для заемщиков, сделав их доступными для большего числа российских семей.

В этой связи оказание государственной поддержки Агентству, обеспечивающему координацию деятельности по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, может осуществляться как через формирование уставного фонда Агентства, так и через систему государственных гарантий (Российской Федерации или субъектов Российской Федерации), предоставляемых с целью привлечения Агентством ресурсов для рефинансирования кредиторов.

Немаловажным законом стал принятый в 1998 году Федеральный закон РФ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Закон значительно расширяет возможность использования ипотеки в качестве средства обеспечения кредита:

В законе подробно регламентированы обязанности залогодателя по обеспечению сохранности заложенного имущества в течение действия договора ипотеки (его содержанию, ремонту, охране, страхованию, защите от притязаний третьих лиц и т.п.);

В связи с долгосрочностью ипотечного кредитования предусмотрены последствия для различных случаев возможного перехода прав на заложенную недвижимость от залогодателя к другим лицам (его отчуждения, конфискации, реквизиции, перехода в результате реорганизации юридического лица, наследования и др.) и обременения правами третьих лиц;

Изменен порядок реализации заложенного имущества, на которое обращено взыскание кредитором, допускается его продаже не только с публичных торгов, но и аукциона или по конкурсу, а также приобретение самим залогодержателем.

Таким образом, для регулирования отношений по поводу залога недвижимости основным источником права является закон «Об ипотеке», которым в отношении ипотеки могут быть предусмотрены иные правила, чем в ГК РФ применительно к залогу в целом, имеющие приоритет над общими положениями Гражданского кодекса о залоге Ужегов А.Н. Квартира в кредит: ипотечная сделка / А.Н. Ужегов. - СПб.: Питер, 2001. - С. 174-175.

К числу нормативных актов регулирующих ипотечное кредитование также следует отнести разрабатывающийся сейчас Федеральный закон «Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах». В последнее время действительно чрезвычайно большое внимание уделяется деятельности в направлении работы над этим законопроектом, которого давно все ждут, и который сейчас находится на рассмотрении в Государственной Думе.

Законопроект чрезвычайно важен для развития ипотечного кредитования в целом, т. к. времена, когда развивалось льготное кредитование, наверное, уже постепенно уходят. И без внедрения эффективно работающих рыночных механизмов ипотека в масштабах всей страны работать, однозначно, не будет.

Закон предусматривает два вида ценных бумаг. Это облигации, так называемые ипотечные облигации, и ипотечные сертификаты участия. Долгое время шла дискуссия о курсе ценных бумаг, который должен быть вовлечен в процесс ипотечного кредитования, в процесс секъютиризации ипотечных кредитов. Было мнение максимально сузить такой круг, оставить один вид ценных бумаг. Была и противоположная точка зрения, которая сводилась к тому, что необходимо в законе закрепить максимально широкий спектр с тем, чтобы потом рынку дать возможность определиться, а потом уже внести изменения в законодательство на основе того опыта, который покажет рынок. Но, тем не менее, по мнению Глазунова Д.А. (член ФКЦБ России), спектр который в настоящее время определен в законопроекте (и в депутатском, и правительственном варианте два вида ценных бумаг осталось), тот оптимальный набор инструментов, который позволит с одной стороны, ввести необходимую диверсификацию в инструменты рынка, с другой стороны, не допустит ситуации, при которой подвергалось бы сомнению надежность ценных бумаг, которые используются для секъютиризации ипотечного кредитования.

В Хабаровском крае существуют два основных документа, которые регламентируют ипотечное жилищное кредитование на территории субъекта: Концепция «Внедрения и развития системы ипотечного жилищного кредитования в Хабаровском крае» от 20.10.2006. - №175, Положение «О порядке и условиях предоставления государственной поддержки жителям Хабаровского края в строительстве жилья на условиях ипотеки с привлечением бюджетных средств» от 15.03.2005 №61.

Концепция «Внедрения и развития системы ипотечного жилищного кредитования в Хабаровском крае» определяет степень и роль участия краевых органов государственной власти и местного самоуправления в процессе формирования и внедрения ипотечного жилищного кредитования на территории края. Намечены конкретные направления деятельности этих органов, позволяющие использовать взаимно дополняющие друг друга рыночные механизмы и механизмы адресной социальной поддержки населения края. Концепция строится на следующих основных принципах: добровольность и доступность участия в системе ипотечного жилищного кредитования; четкое функциональное распределение обязанностей всех ее участников, их максимальная защита от рисков; безусловное исполнение участниками программы своих обязательств друг перед другом; эффективность функционирования рынка недвижимости, инвестиционного рынка, включая рынок ценных бумаг.

Данная Концепция подразумевает не только развитие ипотечного кредитования как такового, но и предлагает в определенной мере решение необходимых для этого других вопросов совершенствования жилищного рынка: повышение качества жилья, снижение его стоимости, необходимость улучшения эксплуатации жилого фонда, снижения стоимости коммунальных затрат для владельцев жилья, поскольку эти показатели будут влиять на решение о покупке жилья. Развитие данной Концепции позволит создать условия для приобретения жилья в собственность с учетом реальных доходов населения в сочетании с другими инструментами решения жилищной проблемы.

Положение «О порядке и условиях предоставления государственной поддержки жителям Хабаровского края в строительстве жилья на условиях ипотеки с привлечением бюджетных средств» устанавливает порядок и условия предоставления жителям Хабаровского края государственной поддержки в строительстве жилья на условиях ипотеки с привлечением бюджетных средств. Организация работы по реализации данного Положения возлагается на организацию, включенную в перечень предоставляемых государственных гарантий Хабаровского края.

Согласно Положению государственная поддержка предоставляется в объемах средств, предусмотренных законом Хабаровского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год, в следующих формах:

Оплата за счет средств краевого бюджета части стоимости жилья, строящегося на условиях ипотеки в соответствии с перечнем объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств краевого бюджета.

Предоставление государственной гарантии Хабаровского края организациям, включенным в перечень предоставляемых государственных гарантий Хабаровского края, на срок, необходимый для строительства жилья на условиях ипотеки.

Таким образом, на сегодняшний день сформирована основа законодательной базы функционирования системы ипотечного жилищного кредитования, как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ - Хабаровский край, регламентирована деятельность всех профессиональных субъектов ипотечного рынка (банков, оценочных, риэлтерских и страховых компаний). Однако необходимо осуществлять дальнейшее совершенствование правовых механизмов реализации прав по ипотеке, регулировать привлечение долгосрочных ресурсов в сферу ипотечного жилищного кредитования, создавать благоприятную налоговую среду для участников этой деятельности и обеспечивать условия для их эффективной работы.

2.2 Нормативно-правовая база муниципальных органов власти

Переход к рыночным методам жилищного строительства и формирование рынка недвижимости на территории города Хабаровска не обеспечило на сегодняшний день жильем граждан, нуждающихся в улучшении своих жилищных условий. Объем ввода нового жилья уменьшился с 297,6 тыс. кв. м в 1990 году до 141,4 тыс. кв. м в 2005 году.

Большинство жителей краевой столицы лишены возможности на улучшение жилищных условий путем его единовременной покупки. Основных причин этому несколько. Город Хабаровск обладает значительным промышленным и экономическим потенциалом, высокой инвестиционной привлекательностью, что способствует открытию в городе филиалов и представительств многих крупных российских и иностранных компаний, которые поддерживают высокий платежеспособный спрос на жилье со стороны юридических лиц и материально обеспеченных граждан других регионов страны. Как следствие, в последние годы средняя рыночная стоимость жилья в Хабаровске увеличивалась в среднем на 15 - 20% ежегодно. Денежные доходы жителей города несоизмеримы со стоимостью жилья на рынке недвижимости. Для того чтобы накопить на покупку квартиры из недорогого сегмента рынка новостроек общей площадью 56 кв. м, среднестатистической семье потребуется не менее 15 лет при условии, что она ежемесячно будет откладывать половину всех своих доходов, и рост доходов не будет отставать от роста цен на жилье.

Сегодня в городе созданы основные условия, необходимые для развития ипотечного жилищного кредитования. Следует отметить, что ипотечный рынок активно развивается на территории города. В настоящее время в городе Хабаровске предоставляют ипотечные кредиты населению 9 кредитных учреждений, которые имеют собственные ипотечные программы либо работают через ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство».

В целях увеличения доступности ипотечного жилищного кредитования для жителей города Хабаровска и стимулирования развития рынка жилищного ипотечного кредитования в Хабаровске, на основании Устава городского округа «Город Хабаровск» Хабаровская городская Дума решила:

Утвердить городскую целевую программу «Социальная ипотека для жителей города Хабаровска на 2006-2017 годы»;

Утвердить городскую целевую программу «Жилье для молодых семей на 2006-2009 годы».

Это два основных документа, которые на муниципальном уровне регулируют ипотечное жилищное кредитование.

Городская целевая программа разработана на основании Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. и постановлении мера г. Хабаровска от 21.04.2006 №500 «О мерах по реализации приоритетных национальных проектов в городе Хабаровске».

Целью этой программы является создание долгосрочной и гарантированной системы муниципальной поддержки жителей города в решении жилищной проблемы с использованием рыночных механизмов для развития строительного комплекса города Хабаровска.

Участниками программы являются жители города, обеспеченность которых общей площадью жилых помещений составляет менее:

на одиноко проживающего человека - 33 кв. м;

на семью, состоящую из двух человек, - 42 кв. м;

на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, - 18 кв. м;

проживающие в коммунальных квартирах и общежитиях.

Механизм реализации Программы предполагает оказание поддержки жителям города Хабаровска в улучшении жилищных условий путем компенсации 2/3 процентной ставки по ипотечным кредитам (займам).

Согласно Программе ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» проводит консультирование заемщиков по условиям ипотечного жилищного кредитования и осуществляет проверку документов, дает заключение о платежеспособности заявителей и определяет максимально возможную сумму займа с учетом дохода заемщика. ОАО «Хабаровское краевое ипотечное агентство» формирует список потенциальных участников Программы и представляет его до 20 декабря года, предшествующего году начала строительства жилого дома, в управление жилищного фонда и приватизации жилья администрации города Хабаровска вместе с заключением о возможности ипотечного кредитования по каждому заявителю, с указанием суммы кредита и сумм процентов.

Городская целевая программа «Жилье для молодых семей на 2006-2009 годы» направлена на реализацию одного из приоритетных направлений Национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», который предполагает формирование системы оказания бюджетной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья. В городе Хабаровске более 4000 семей в возрасте от 18 до 30 лет нуждаются в улучшении жилищных условий. Однако эти цифры не дают полного представления о числе нуждающихся в жилье молодых семей. Низкий процент нуждающейся молодежи из ее общего числа объясняется тем, что многие молодые семьи, которые реально нуждаются в улучшении жилищных условий, не обращались в органы исполнительной власти из-за отсутствия перспективы получить жилье. По данным социологического исследования по проблеме обеспечения жильем молодых семей, молодые люди пессимистично оценивают свои шансы на получение или приобретение жилья. Каждая вторая молодая семья считает ситуацию безвыходной. В качестве основных причин, по которым молодые семьи не желают иметь детей, в подавляющем большинстве случаев назывались отсутствие перспектив улучшения жилищных условий или низкий уровень доходов. Неудовлетворенность жилищным положением ведет к снижению уровня рождаемости и увеличению количества разводов среди молодых семей.

Основаниями для разработки Городской целевой программы «Жилье для молодых семей на 2006-2009 годы» является Постановление Правительства РФ от 13.05.06 года «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и Постановление Правительства РФ 31.12.05 №865 «О дополнительных мерах по реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Основная цель Программы - комплексное решение проблемы обеспечения жильем молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Основными принципами реализации Программы являются:

добровольность участия в Программе молодых семей;

признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъекта Российской Федерации и местного бюджета при улучшении жилищных условий в рамках Программы только один раз.

В данной Программе четко прописан механизм реализации, возможные участники Программы, финансовая база, сроки реализации.

Механизм реализации Программы предполагает оказание поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им безвозмездных субсидий. Субсидия предоставляется на строительство жилого помещения в молодежном жилищном комплексе, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям. Размер субсидии для молодых семей, не имеющих детей, составит 35% от расчетной стоимости части жилья, определяемой в соответствии с требованиями Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Размер субсидии для молодых семей, имеющих одного и более ребенка, составит 40% от расчетной стоимости жилья. Молодым семьям - участникам Программы предоставляется дополнительная субсидия за счет средств городского бюджета в размере 5% расчетной стоимости жилья, определяемой в соответствии с вышеназванной подпрограммой, при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на строительство жилья в молодежном жилищном комплексе. Также в Программе отражены следующие целевые индикаторы и показатели:

Количество молодых семей, улучшающих жилищные условия через строительство жилья по данной Программе, - 280 семей, в том числе: 2008 г. - 140 семей; 2009 г. - 140 семей.

Доля молодых семей, улучшивших жилищные условия через строительство жилья по данной Программе - 7%.

Привлечение внебюджетных средств в строительство - 295,2 млн. рублей, в том числе: 2007 г. - 147,6 млн. руб.; 2008 г. - 147,6 млн. рублей.

Таким образом, проанализировав нормативную базу муниципальных органов власти на примере города Хабаровска, можно сделать вывод, что ипотечное жилищное кредитование в городе Хабаровске получило свое достойное развитие, но все равно необходимо совершенствовать механизм кредитования населения и улучшать условия получения ипотечного жилищного кредитования молодых семей.

Заключение по второй главе: изучена нормативно правовая база на Федеральном уровне, на уровне субъекта (Хабаровский край), и на уровне муниципального образования (город Хабаровск). Проведенный анализ показал, что функция государства и органов местного самоуправления в процессе формирования рыночной системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования, которая заключалась в создании надлежащей законодательной и нормативной базы с целью правового обеспечения кредиторов и заемщиков, является выполненной, хотя, созданная нормативно-правовая база не является полностью завершенной.

3. Совершенствование механизма жилищного ипотечного кредитования в городе Хабаровске

Для того чтобы совершенствовать механизм жилищного ипотечного кредитования в городе Хабаровске необходимо рассмотреть проблемы, которые существуют на современном этапе развития ипотечного кредитования, как в Хабаровске, так и в России в целом. Также в данной главе предложены решения некоторых проблем ипотечного жилищного кредитования.

Объем ипотечного кредитования в России с каждым годом увеличивается. Однако дефицит жилья по-прежнему огромен. В улучшении жилищных условий нуждаются около 75% российских граждан, в то время как объемы строительства нового жилья покрывают потребности лишь 1,5% населения страны.

Первой проблемой ипотечного жилищного кредитования является нехватка долгосрочных ресурсов. Обеспечивать ипотечные кредиты за счет вкладов очень опасно из-за разрыва в сроках. Для рефинансирования ипотечных кредитов, рынок нужно обеспечить необходимыми ипотечными ценными бумагами, иначе ипотека не получит масштабного развития.

Новые высокие требования к уровню достаточности собственного капитала являются серьезным стимулом для развития в России секьюритизации, которая обеспечит списание активов с баланса и их одновременное превращение в высоколиквидные ценные бумаги.

Так, если следовать мировому опыту, то для обеспечения возможности нормального проведения секьюритизации (это в первую очередь относится к ипотечным активам) в стране необходимо соблюдение ряда основных условий:

1. Секьюритизированы могут быть лишь те активы, которые свободно передаются. Любые законодательные препятствия к передаче активов (например, запрет на уступку дебиторской задолженности) сужают круг активов, которые могут использоваться для секьюритизации.

Законодательное обеспечение процедуры осуществления «действительной продажи»: продажа и передача активов, подлежащих секьюритизации, покупателю должны быть необратимыми. Такие активы не должны включаться в общую конкурсную массу при банкротстве компании-оригинатора, а также использоваться на исполнение иных обязательств, помимо обязательств эмитента ценных бумаг, обеспеченных активами.

Передача активов покупателю не должна быть дорогостоящей или обременительной. В частности, необходимость уведомления должника при переуступке прав требования или необходимость регистрации передачи активов резко повышают издержки секьюритизации, делая данный механизм малопривлекательным.

Покупатель должен иметь возможность эффективно осуществлять свои права в отношении секьюритизированных активов в судебном порядке, в том числе налагать взыскания на активы в случае «дефолта» заемщика.

Процедура обращения взыскания на заложенное имущество должна быть прозрачной, прогнозируемой и достаточно эффективной.

В случае выпуска эмитентов нескольких траншей ценных бумаг, обеспеченных активами разного достоинства, законодательство должна обеспечить возможность соответствующего ранжирования порядка исполнения обязательств по траншам разного достоинства в случае банкротства эмитента.

Процедура секьюритизации должна обладать нейтралитетом с точки зрения налогообложения: активы, передаваемые покупателю, не должны подлежать дополнительному налогообложению (НДС, налог на прибыль), а также быть необоснованно освобожденными от налогообложения. Любые налоги на передачу активов, государственные пошлины или аналогичные сборы противоречат идее секьюритизации, увеличивают издержки по данной сделке и делают секьюритизацию менее целесообразной.

Следует отметить, что в некоторых странах (США, Великобритания, Швейцария и Германия) уже давно существуют механизмы рефинансирования, позволяющие заемщику увеличивать свою кредитную линию по мере увеличения стоимости его жилья и таким образом использовать полученные средства для приобретения «сопутствующих товаров», например, электробытовых приборов, автомобиля и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.