бесплатно рефераты
 

Правовые механизмы функционирования различных видов банковских счетов

p align="left">В пункте 2.1 Инструкции №28-И отсутствует еще один очень востребованный на практике счет. Известно, что на учредителей некоторых организаций, находящихся в процессе создания, возложена обязанность внести весь или часть ее уставного капитала в денежном выражении на счет в банке. Это необходимо, чтобы продолжить процедуру регистрации организации. Ранее на практике банк открывал так называемый временный (или накопительный) счет. Так, например, в соответствии с прежней Инструкцией учредителям акционерного общества открывался временный расчетный счет для зачисления первоначальных взносов учредителей и лиц, участвующих в подписке на акции. Этот счет имел ограниченный правовой режим, который допускал осуществление только операций по внесению средств. Интересно, что этот счет открывался на имя еще не зарегистрированного, т.е. юридически несуществующего, юридического лица на том же балансовом счете, который должен быть использован для открытия расчетного счета действующему юридическому лицу той же организационно-правовой формы. Интересно также, что после регистрации юридического лица банк не перезаключал договор и не изменял использованный им балансовый счет. Учредители обязывались представить банку пакет документов, подтверждающих регистрацию юридического лица, и банк начинал проводить операции в полном объеме. Очевидно, что такая практика не соответствовала гражданскому законодательству. Незарегистрированное юридическое лицо не обладает правосубъектностью и поэтому не может быть стороной договора банковского счета. Однако исключение временного (накопительного) из числа разрешенных к открытию видов счетов выявило пробел правового регулирования, который необходимо было устранить. Заинтересованные банки обратились в Банк России за соответствующими разъяснениями. В ответ на конкретные запросы банков ЦБ РФ, как правило, дает следующее разъяснение. Исходя из преамбулы Инструкции №28-И, ее действие не распространяется на порядок открытия и закрытия счетов, открываемых по иным основаниям, отличным от договора банковского счета (вклада). Поскольку накопительный счет, открываемый не на основании договора банковского счета (вклада), не является банковским счетом, на порядок его открытия указанная Инструкция не распространяется. Вопросы открытия, ведения и закрытия накопительного счета могут быть решены кредитной организацией самостоятельно по соглашению с лицом (уполномоченным учредителем создаваемого юридического лица), обратившимся в банк с целью открытия накопительного счета, с соблюдением требований п. 1.16 ч.1 Положения Банка России от 5 декабря 2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». Право кредитной организации осуществлять такие сделки основано на ч. 4 ст. 5 Закона о банках и п. 1.16 ч. 1 Положения Банка России «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». Из Положения ЦБ РФ № 205-П следует, что кредитные организации имеют право открывать юридическим и физическим лицам (клиентам) на определенный срок накопительные счета.

Таким образом, по мнению Банка России, во-первых, временный (накопительный) счет не является договором банковского счета, во-вторых, он квалифицируется как внутренний счет бухгалтерского учета банка, на котором учитываются деньги внесшего их учредителя. Данная позиция соответствует законодательству и позволяет решить «проблему правосубъектности» организации, находящейся в процессе создания, о которой речь шла выше. Отношения, складывающиеся между банком и учредителем, вносящим деньги, следует квалифицировать как непоименованный договор, в результате заключения которого между его сторонами возникают обязательственные правоотношения. В соответствии с заключенным договором банк принимает средства учредителя, которые составят уставный капитал (или его часть) будущего юридического лица. Банк обязуется предоставить учредителю справку о внесении указанных средств, которая необходима для представления в регистрирующий орган, а в случае успешной регистрации - зачислить внесенную сумму на счет вновь созданного юридического лица. Если создаваемое юридическое лицо не будет зарегистрировано, банк обязан вернуть внесенную сумму тому лицу, которое внесло эти средства. Иные учредители незарегистрированного юридического лица, как правило, не являются стороной указанного выше непоименованного договора с банком. Если при заключении договора с банком вноситель средств представит в банк доверенность от имени всех учредителей, то их также следует считать сокредиторами банка. В данном случае возникнет множественность лиц на стороне клиента банка. Вопрос о том, являются ли данные кредиторы долевыми или солидарными, не может быть решен однозначно. Представляется необходимым различать несколько случаев. При отсутствии иного в договоре с соучредителями банк может выдать всю сумму только солидарно всем учредителям вместе, поскольку он не осведомлен, в какой части каждый из них участвовал в формировании уставного капитала создаваемого юридического лица. Представляется, что для правильного заключения такого договора с несколькими учредителями в банк необходимо представлять учредительный договор, подтверждающий долю каждого учредителя в формировании уставного капитала юридического лица. Если внесенная сумма совпадает с суммой, указанной в учредительном договоре, либо каждый из соучредителей самостоятельно внес свою часть средств в уставный капитал будущего юридического лица, что оформлено документами банка, то учредителей можно считать долевыми кредиторами. В этом случае при отказе регистрирующего органа в регистрации юридического лица банк вправе вернуть внесенные средства каждому из соучредителей в отдельности в соответствии с его долей согласно учредительному договору или документам банка, подтверждающими ее внесение.

Инструкция №28-И не содержит специальных правил для открытия счета нерезиденту-предпринимателю. В связи с этим у банков возник вопрос, вправе ли банк открыть счет индивидуальному предпринимателю-нерезиденту. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, устанавливает ЦБ РФ. Такой порядок определен Инструкцией №28-И. Указанная Инструкция распространяется на счета и вклады любых клиентов как резидентов, так и нерезидентов, что следует из ее преамбулы. Если для открытия некоторых видов счетов нерезидентов требуется представить дополнительные документы, то в Инструкцию №28-И включаются специальные нормы. Например, в соответствии с п. 4.2 для открытия расчетного счета юридическому лицу - нерезиденту в банк должны быть представлены документы, предусмотренные п. 4.1 для юридических лиц - резидентов, а также документы, подтверждающие правовой статус юридического лица - нерезидента по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое лицо, в частности документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица - нерезидента. Отсюда следует, что если Инструкция №28-И не содержит таких специальных правил для открытия счетов иностранных юридических лиц или граждан, то должно применяться общее правило.

Так, п. 4.7 Инструкции №28-И установлены единые требования для открытия расчетного счета индивидуальному предпринимателю. Они должны одинаково применяться при открытии счетов как российским, так и иностранным гражданам или лицам без гражданства [48, c. 15]. Представляется, что для такого вывода имеются также основания, вытекающие из иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Из Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следует, что иностранный гражданин может заниматься на территории Российской Федерации предпринимательской деятельностью. Для этого он должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и получить разрешение на работу в случаях, указанных в упомянутом Законе. Порядок регистрации иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя определяется ст. 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В частности, в число документов, представляемых иностранным гражданином в регистрирующий орган, входит копия документа, подтверждающего право физического лица - иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации. Следовательно, если иностранный гражданин представляет в банк документ о государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, как это предусмотрено в подп. «д» п. 4.7 Инструкции №28-И, то миграционная карта или вид на жительство у иностранного гражданина уже имеется. Поэтому можно согласиться с Банком России, который не устанавливает какой-либо обязанности иностранного гражданина представлять в банк указанные документы для открытия ему счета индивидуального предпринимателя.

Вопрос о необходимости представления в банк копии разрешения на работу для открытия расчетного счета индивидуальному предпринимателю может показаться спорным. Иностранный гражданин не вправе осуществлять на территории Российской Федерации индивидуальную предпринимательскую деятельность без разрешения на работу за исключением случаев, перечисленных в п. 4 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Иными словами, разрешение на работу требуется не всегда и может быть получено после регистрации иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

По нашему мнению, разрешение на работу не требуется представлять в банк для открытия индивидуальному предпринимателю-иностранцу расчетного счета по следующим формальным основаниям. Как уже было сказано выше, право устанавливать порядок открытия счетов нерезидентов принадлежит Банку России в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Банк России реализовал свое право и не посчитал нужным указать разрешение на работу в качестве одного из документов, которые должны быть представлены в банк. В противном случае банку пришлось бы в каждом конкретном случае выяснять, требуется ли этот документ индивидуальному предпринимателю для осуществления его трудовой деятельности на территории России. По общему правилу п. 3 ст. 845 ГК РФ банк лишен права контроля над денежными средствами своего клиента. Следовательно, банк вправе открыть расчетный счет индивидуальному предпринимателю - иностранцу на балансовом счете № 40802 после представления им документов, перечисленных в п. 4.7 Инструкции №28-И, т.е. таких же документов, какие обязаны представить физические лица - резиденты, являющиеся индивидуальными предпринимателями.

Много вопросов вызвали нормы Инструкции №28-И, определяющие порядок работы с клиентурой, который изложен в главе 1 «Общие положения».

Так, в соответствии с п. п. 1.4 - 1.7 Инструкции №28-И непосредственная работа с клиентурой возложена Банком России на должностных лиц банков. Например, в п. 1.4 указано, что исполнительный орган банка должен издать приказ и определить в нем круг должностных лиц, ответственных за работу с клиентами по открытию и закрытию счетов. Эти должностные лица банка обязаны непосредственно осуществлять прием документов, необходимых для открытия счета соответствующего вида, проверку надлежащего оформления документов, полноты представленных сведений и их достоверности. В указанных целях должностные лица банка непосредственно взаимодействуют с клиентами и их представителями, запрашивают и получают необходимую информацию, проводят оценку полученных сведений и выполняют иные действия, предусмотренные Инструкцией №28-И и банковскими правилами. Должностные лица банка могут быть также уполномочены оформлять карточку с образцами подписей и оттиска печати. Понятие «должностные лица банка» в Инструкции №28-И не раскрывается. Поэтому для толкования указанного термина по традиции применяется определение, содержащееся в прим. 1 кп. 3 ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации. Под «должностными лицами» УК РФ предлагает понимать лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Применительно к банку это означает, что к числу его должностных лиц должны быть отнесены любые руководящие работники, которые выполняют «организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции». На практике руководящие работники банка (например, председатель правления банка, руководители различных подразделений) не вступают в непосредственный контакт с клиентурой, если отсутствует конфликтная ситуация. Непосредственную работу по оформлению договоров, проверке документов, удостоверяющих личность, обычно выполняют операционисты, работающие в клиентском зале. Если указанной деятельностью, согласно Инструкции №28-И, должны заниматься только должностные лица банка, то неясно, какую работу обязан выполнять рядовой персонал. Проблема осложняется тем, что некоторые банки довольно часто привлекают к работе по оформлению договоров банковского вклада лиц, которые вообще не являются сотрудниками банка. Например, это могут быть работники ФГУП «Почта России», действующие на основании доверенности банка. Находясь на почте, т.е. на своем рабочем месте, они помогают банку привлекать вкладчиков, расширяя тем самым клиентскую сеть банка. Поэтому сотрудникам ФГУП «Почта России» приходится оформлять договоры банковского вклада, они принимают суммы вкладов и проводят работу по идентификации клиентов. Последняя обязанность предусмотрена не только п. 1.5 Инструкции №28-И, но и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». По определенным причинам банки не желают принимать своих представителей ни на руководящие должности, ни просто в штат банка. В результате правила п. п. 1.5 - 1.7 Инструкции №28-И фактически лишают кредитные организации возможности действовать через представителей, что вряд ли обоснованно и законно (см. п. 2 ст. 1 ГК РФ). Учитывая неудачный характер рассматриваемых норм, Ассоциация российских банков обратилась в Банк России за соответствующими разъяснениями.

В настоящее время Банк России издал официальное разъяснение от 13 июля 2007 г. № 32-ОР «О применении пунктов 1.4, 1.5 и 1.11 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. №28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)», в котором разъяснил, что п. п. 1.4, 1.5 и 1.11 Инструкции №28-И не содержат ограничений для осуществления приема документов, проверки полноты представленных сведений и их достоверности, заверения копий документов лицам, не являющимся должностными лицами банка.

Отсюда следует, что банк вправе действовать через представителей, которые могут выполнять всю работу по оформлению договоров банковского вклада и банковского счета, включая идентификацию вкладчика (клиента) или выгодоприобретателя, руководствуясь доверенностью банка. Пункт 1.4 Инструкции №28-И разрешил кредитным организациям утверждать внутренние банковские правила, определяющие порядок открытия и закрытия банковских счетов и вкладов. В связи с этим полагаем, что в указанном внутреннем документе можно уточнить некоторые правила работы с клиентурой, нечетко изложенные в Инструкции №28-И. Например, банк мог бы определить несколько стадий преддоговорной работы с клиентурой, определив в какой момент должен привлекаться руководящий сотрудник банка. Например, всю подготовительную работу по оформлению юридического дела по открытию счета или по оформлению банковского вклада мог бы выполнять рядовой операционист банка, а проверку его работы - соответствующее должностное лицо банка.

Пункт 1.5 Инструкции №28-И возложил на банки, открывающие счета клиентам, обязанность проверять наличие у клиента дееспособности и правоспособности. Данная норма обычно порождает недоумение у банковских юристов. Последние утверждают, в связи с тем, что они не в состоянии получить всю информацию о лицах, признанных недееспособными в судебном порядке, они не могут точно определить, обладает ли конкретное лицо дееспособностью или нет. Отвечая на сходный вопрос, поставленный Ассоциацией российских банков, в письме от 12 февраля 2007 г. № 31-1-6/363 Юридический департамент Центрального банка РФ отвечает следующее: что отталкиваясь из общих положений Гражданского кодекса РФ, сделка должна быть совершена лицом, обладающим необходимой дееспособностью. При этом, в силу ст. 171 и 172 ГК РФ, сделки, совершенные физическими лицами, такой дееспособностью не обладающими, являются не имеющими силы. Обязанность банка по проверке наличия у клиента - физического лица дееспособности будет считаться исполненной, например, при проверке банком достижения гражданином установленного и предусмотренного законом, возраста и наступления обстоятельств, с которыми закон связывает наступление полной дееспособности граждан (вступление в брак, эмансипация) в соответствии с требованиями п. п. 1.1 и 1.5 Инструкции №28-И.

С учетом процитированного выше разъяснения Юридического департамента Банка России предполагается обоснованной следующая позиция банка. У любого клиента - физического лица, обратившегося в банк для заключения договора банковского счета или договора банковского вклада, необходимо потребовать паспорт или любой другой документ, удостоверяющий личность. У лица, достигшего 18 лет, правоспособность и дееспособность предполагаются, если у банка отсутствуют иные сведения. В отношении лиц, не достигших 18 лет, рекомендуется поступать по-разному в зависимости от следующих обстоятельств [83, c. 202]. Лица, не достигшие 14 лет, правоспособны, но не могут заключать договоры банковского вклада и банковского счета. Эти договоры в их интересах может заключить только опекун. Лица, достигшие возраста 14 лет, вправе самостоятельно без согласия попечителя вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (подп. 3 п. 2 ст. 26 ГК РФ). Поэтому при заключении таким несовершеннолетним договора банковского вклада согласия попечителя не требуется. Однако закон делает исключение только для вкладов, внесенных самими несовершеннолетними. Поэтому для заключения договора банковского счета, а также для распоряжения вкладом, внесенным на имя несовершеннолетнего иным лицом (ст. 841 и ст. 842 ГК РФ), должно применяться общее правило п. 1 ст. 26 ГК РФ. Следовательно, договор банковского счета может открываться только при наличии предварительного согласия попечителя несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет. На основании изложенного представляется не соответствующей законодательству практика некоторых банков, которые заключают с несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет договоры банковского счета, предназначенные для использования банковских платежных карт (карточные счета) без согласия попечителей. Такая практика приобретает массовый характер, если «карточные» счета открываются несовершеннолетними - учащимися различных учебных заведений для систематического зачисления причитающейся им стипендии. По нашему мнению, эти договоры представляют собой разновидность договора банковского счета.

Для того, чтобы несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет доказать банку, что они получили дееспособность в абсолютном объеме им необходимо представить банку надлежащий документ: свидетельство о браке, решение суда об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) или решение органа опеки и попечительства.

Пункт 1.8 Инструкции №28-И возлагает на банки обязанность иметь в наличии и хранить копии документов, удостоверяющих личность лица, идентифицируемого банком, или личность которого нужно определить при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту). Термин «копия» обычно понимается на практике как документ, который, во-первых, удостоверен в установленном порядке и, во-вторых, точно воспроизводит содержание подлинника. Опираясь на указанный способ, банки зачастую требуют от клиентов - физических лиц обязательного представления нотариально заверенных копий общегражданских паспортов. Предполагаю, что такие требования не вполне соответствуют дословному смыслу Инструкции №28-И. Кроме того, известно, что нотариусы отказываются заверять копии общегражданских паспортов, но на сегодняшний день их позиция не основана на законодательных актах.

Во-первых, Основы законодательства РФ от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 «О нотариате» не содержат нормы, которая бы запрещала свидетельствование подлинности копии общегражданского паспорта. Аналогичные правила отсутствуют также в Указе Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и в Постановлении Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации».

Во-вторых, единственное ограничение такого рода заключалось ранее в п. 122 Инструкции Минюста РСФСР «О порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР», однако она потеряла силу в связи с изданием Приказа Минюста России от 26 апреля 1999 г. № 73.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.