бесплатно рефераты
 

Правовые и экономические аспекты и тенденции развития исламского страхования

p align="left">Договор коммерческого страхования вызывает возражения ряда авторитетных правоведов по причине его несоответствия ряду положений шариата. Имеющиеся недостатки могут быть преодолены за счет исключения тех элементов, которые противоречат нормам мусульманского права. Однако это не дает полной гарантии, что при осуществлении страхового бизнеса по «западному» образцу будут соблюдены все требования ислама.

Более приемлемым способом решения существующей проблемы является учреждение такафул-компании, чья деятельность будет целиком базироваться на нормах и принципах шариата.

Такафул, представляет собой не специальный страховой продукт, предназначенный для мусульман, а систему, альтернативную системе традиционного заключается в том, что часть взносов предоставляется страхователем страховщику на безвозмездной основе в виде дара, - в то время как по другой их части страхователь может претендовать на фиксированный доход. Кроме того, уплаченные взносы не могут использоваться в деятельности, запрещенной шариатом. Благодаря этому в договоре такафул элемент неопределенности играет незначительную роль, а элемент риба отсутствует полностью.

Существующие проблемы можно условно разделить на две категории: проблемы, связанные с экономической эффективностью такафул-бизнеса, и проблемы, касающиеся соответствия исламского страхового бизнеса нормам и принципам шариата. И если первые носят сугубо практический характер, то вторые относятся к сфере идеологических вопросов, имеющих тем не менее большое значение, поскольку от них напрямую зависит вопрос о целесообразности функционирования системы такафула.

В настоящее время перед исламскими страховщиками и экономистами стоит задача придание исламскому страховому бизнесу большей эффективности, а перед мусульманскими правоведами - задача приведения такафул - бизнеса в большее соответствие с положениями ислама.

В последние годы Россия активно налаживает отношения со многими государствами Востока. Этому способствует как изменение приоритетов в российской внешней политике, так и объективная экономическая потребность во взаимовыгодном экономическом сотрудничестве с потенциальными партнерами в странах третьего мира.

Больше внимания стало уделяться научно-техническому, финансовому взаимодействию. Некоторые крупные банки стремятся привлечь специалистов по мусульманским финансам, что свидетельствует о серьезности их намерений в деле развития дальнейших партнерских отношений с исламскими банками-корреспондентами за рубежом.

Появление первого в России исламского банка - «Бадр-Банка»-подтверждает эту тенденцию. К сожалению, объем деятельности банка недостаточно велик. Это вызвано, прежде всего, неподготовленностью российского рынка к возможности функционирования подобных учреждений. Однако факт создания в России первого исламского банка по достоинству оценен специалистами за рубежом. Относительно возможности создания исламской страховой компании в России ситуация еще сложнее. С одной стороны , появление в нашей стране такафул-оператора кажется проблематичным из-за неподготовленности рынка, недостатка опыта подобной деятельности в отечественном страховом бизнесе, нестабильной экономической ситуации и целого ряда других негативных факторов.

В России процесс развития исламского страхования займет гораздо больше времени и будет сопряжен с теми трудностями, с которыми сталкивается все новое и неопробованное.

Учреждение такафул-компании в России необходимо по следующим причинам:

1. Исламское страхование, в отличие от традиционного, полностью соответствует положениям ислама. Потенциальными клиентами такафул-компании в России могут быть до 20 миллионов мусульман, проживающих на территории нашей страны. Один из принципов шариата, вошедший в «Маджаллу», учит, что нужно выбирать наименьшее из двух зол.

2. Многие торговые и финансовые партнеры России на Ближнем Востоке не спешат инвестировать деньги в различные взаимовыгодные проекты, опасаясь нестабильности экономической ситуации и недобросовестности российских коллег. При таком положение дел уместно учредить такафул - компанию, которая обеспечивала бы гарантией риски мусульманских инвесторов. Это способствовала бы росту инвестиций из исламских стран.

3. исламское страхование выгоднее для страхователей, чем традиционное. Помимо получения страховой выплаты , участники могут претендовать на стабильный фиксированный доход то части уплаченных взносов.

4. Главная цель исламского страхования - оказание взаимной поддержки участниками, а не погоня за наживой. Несмотря на переход Росси к рыночной экономики, взаимопомощь и поддержка продолжают играть большую роль в отношениях между людьми. Поэтому исламское страхование, взаимное по своей сути, даже если осуществляется на коммерческой основе, должно встретить понимание среди россиян.

5. такафул-компании в России будут инвестировать свои средства в объекты , имеющие отношения к исламу и мусульманам, что не может не отразится на увеличении благосостояния членов уммы.

Таким образом, с точки современной ситуации в России, появление исламской страховой компании не должно желательно, но не полезно. Тем более после принятия 20.11.1999г. Федерального закона ”О внесении изменений и дополнений в Закон РФ ”Об организации страхового дела в РФ”сделать это гораздо проще.

В соответствии с данным законом зарубежные страхователи получили право учреждать свои дочерние компании с 100% участием иностранного капитала. Тем самым снято установленное еще в 1992 году 49-процентное ограничение для доли иностранного капитала в уставных капиталах в российских капиталах.

Сфера страхования жизни объявлено запретной для деятельности зарубежных страховщиков из-за опасения, что может произойти крупный отток капитала из России, поскольку резервы таких страховых компаний будут формироваться за рубежом.

Cсогласно статистике в странах Запада операции по личному страхованию обеспечивают страховым организациям до 60% всех поступлений.

Среди такафул-операторов не существует жесткого разделения на компании, занимающиеся страхованием жизни, и компанией, специализирующиеся на предоставление других видов страховых услуг. И хотя страхование жизни занимает важное место в деятельности многих исламских страховщиков другие продукты такафул-компании так же среди мусульманского и немусульманского населения. В рамках семейного такафула существует множество других схем, которые могут пользоваться спросом в России: Например, упоминавшиеся уже такафул-сисва, такафул-рават, такафул-сихат и даже такафул-вакф-план, который даст возможность такому богоугодному явлению, как благотворительность, получить еще большее распространение.

Заключение

С точки зрения рассматриваемой проблематики содержание моей курсовой работы “Правовые и экономические аспекты и тенденции исламского страхования”, где с позиции мусульманской правовой доктрины, которая, как отмечал Л.Р. Сюкияйнен в своей работе “мусульманское право”,выступает на протяжение веков в качестве основной формы существования мусульманского права, рассматривается соответствие страховых отношений нормам шариата.

Целью курсовой работы было рассмотрение возможности приспособления отношений в области традиционного страхования к нормам мусульманского права, поскольку не во всех странах и регионах политические и экономические условия способствуют созданию исламских страховых компаний.

В своей курсовой работе я рассмотрела такие вопросы как, сущность такафула, основные элементы договора исламского страхования, перспективы исламского страхования в России, динамику роста общих нетто-активов, прибыли до вычета закята и налогов в период с 1996 по 2000г, прибыль до вычета, закята и налогов, таблицу страховых компаний в арабских, неарабских мусульманских, и немусульманских государствах.

Поскольку договор страхования и сами страховые отношения не запрещены напрямую в Коране или Сунне, - следовательно, они имеют право на существование. Кроме того, говорят правоведы-сторонники данной позиции, с точки зрения теории интереса в мусульманском праве, все, что приносит пользу обществу, не должно запрещаться

При анализе перспективы учреждения исламской страховой компании в России мной были рассмотрены только основные, но далеко не все препятствия, которые могут помешать реализации идей исламского страхования в стране. Например, в соответствии с мнением большинства мусульманских правоведов, оператором или страховщиком в исламском страховании должен выступать мусульманин. Однако, по моему мнению, данное условие не обязательно соблюдать, поскольку в каждой такафул-компании должен быть шариатский наблюдательный совет, в чьи задачи входит оценка осуществляемых компанией сделок с точки зрения их соответствия шариату. Кроме того, во избежание конфликта с российским законодательством, провозглашающим светский характер государства, целесообразнее использовать в названии страховых компаний, действующих в соответствии с мусульманским правом, слово "такафул". Так, например, в странах Юго-Восточной Азии исламские страховые компании называются такафул-компаниями, а на Ближнем Востоке имеют слово "исламский" в названии.

Подводя итог, необходимо выделить следующие положения работы:

1) Отношения между страхователем и страховщиком, осуществляемые на основе традиционной модели в большинстве стран мира, не соответствуют ряду существенных положений мусульманского права. Операции в сфере коммерческого страхования относятся к категории "харам" - запрещенных исламом сделок. Такафул, в отличие от коммерческого страхования, не противоречит положениям мусульманского права.

2) Исламское страхование, практикующееся в настоящее время в ряде государств, представляет собой не вид коммерческого страхования, а систему, альтернативную существующей в большинстве стран системе т.н. "традиционного" или "коммерческого" страхования.

3) Регулирование деятельности исламских страховщиков в немусульманских странах целесообразнее осуществлять в рамках законодательства, посвященного коммерческому страхованию, в то время, как в мусульманских странах желательно принимать отдельные законодательные акты, регулирующие отношения в сфере исламского страхования.

4) Отношения в сфере исламского страхования не имеют принципиальных противоречий с законодательством России.

Список использованной литературы

Список на английском языке

[1] Billah Masum.Sources of Law Aaffecting Takaful (Islamic Insurance) //www.islamic-finance.net

[2]Billah Masum.Takaful (Islamic Insuranc): an Econjmie Paradigm//www.islamic-finance.net

[3]Badawi Zaki. A Model for Mutual Insurance// Islamic Banker .-1998.June.P.18

[4]Billah Masum. Islamic Life Insuranct (Family Takaful)in tne 21-st Centrys Cljbal Economic Reality//www.islamic-finance.net

Список на арабском языке.

[5]Ийсуф ал-Карадави. Ал-Халал ва-л-харам фи-л-ислам//www.qaradawi.net

Приложение

Динамика роста общих нетто-активов , прибыли до вычета закята и налогов в период с 1996 по 2000г

1996 1997 1998 1999 2000

48,603,360 65,835,023 99,684,112 116,085,572 143,035,458

63,379,848 79,520,690 99,073,101 107,602,150 113,136,975

Ш Takaful Keluagra

Ш Takaful Am

Валовые такафул-взносы

(MYR,млн)

 

Арабские государства

 

Компании

Годы

Страны

Al-Salam Takaful Co

1992

Бахрейн

Bahrain Islamic Insurance Co

без года

Бахрейн

Takaful International

1989

Бахрейн

Islamic Insurance Co.Pls

без года

Иордания

Qatar Islamic Insurance Co

1994

Катар

Al-Aman Cooperate Insurance

1985

Саудовская Аравия/ОАЭ

International Islamic Insurance Co

без года

Саудовская Аравия/ОАЭ

Islamic Arab Insurance Co

без года

Саудовская Аравия/ОАЭ

Islamic International Insurance(salamat)

1985

Саудовская Аравия/ОАЭ

Аl-Baraka Insurance Co

1984

Судан

Islamic Incurance Co

1979

Судан

Sheikan Insurance Co

без года

Судан

Alliance Incurance

без года

ОАЭ

Oman Insurance Co

без года

ОАЭ

The Islamic Arab Insurance Co

1980

ОАЭ

 

Неарабские мусульманские государства

 

Компании

Годы

Страны

Insurance Islam TAIB Sendirian Berhad

1993

Бруней

Tabung Amanah Islam

без года

Бруней

Takaful Ab.Birhad

без года

Бруней

life Takaful Pte

1999

Бангладеш

General Takaful Pte

1999

Бангладеш

Syarikat Takaful Indonesia

без года

Индонезия

PT Asuranci Takaful Keluagra

1994

Индонезия

PT Asuranci Takaful Umun

без года

Индонезия

Takaful Asuransi

без года

Индонезия

ASEAN Takaful Group

1996

Малайзия

Syarikat Takaful Malaysia Bhd

1993

Малайзия

Ihlas Sigorta As

без года

Турция

Немусульманские государства

Компании

Годы

Страны

Takaful Australia

без года

Австралия

Islamic Takaful & Re-Takaful

без года

Багамы

Metropolitan Insurance Co.Ltd

без года

Гана

International Takaful Co.

без года

Люксембург

Sosar Al Amane

1982

Сенегал

Keper Insurance

без года

Сингапур

Syarikat Takaful Singapura

1995

Сингапур

Amana Srilanka Pte.

1999

Шри-Ланка

Takaful UK Ltd

1982

Великобритания

Failaka Investments Inc

1996

США

Takaful USA Managament Services LLC

1996

США

 

 

 

Глоссарий

Амана (араб.- надежность, честность) - договор, по условиям которого одно лицо, выступающее в роли учредителя доверительной собственности, передает другому лицу(доверительному собственнику) имущество для управления в интересах назначенных им бенефицариев (выгодоприобретателей). Отношения сторон по договору Амана могут быть как выраженными, так и подразумеваемыми.

Бай'(араб.- продажа)- договор купли-продажи. По условиям договора одна сторона(продавец) обязуется передать товар и перенести право собственности на него на другую сторону(покупателя). В обязанности покупателя входит уплата оговоренной цены и получение приобретенной вещи или предмета.

Бай'ас-салам или салам- договор купли-продажи товаров с отсроченной постановкой, по условиям которого цена товара уплачивается вперед, а сам товар предоставляется через оговоренный между продавцом и покупателем промежуток времени. Бай' ас-салам является, по сути, авансовым финансированием, применяется преимущественно в аграрном секторе и схож с договором контрактации. Количество и свойства передаваемого товара, а также время его поставки покупателю должны быть определены. Объектом бай' ас-салам в основном являются движимые вещи, которые могут быть оценены по качеству, количеству и вложенному в их производство труду,- за исключением золота, серебра и др. товаров, могущих заменить деньги. В случае дефекта в предмете договора контракт может быть расторгнут.

Бай'би саман аджил(араб.- продажа по отсроченной цене)- договор купли-продажи по отсроченной цене. Согласно условиям данного договора одна сторона(продавец) покупает товар и продает его другой стороне (покупателю) по согласованной цене, включающей издержки, понесенные продавцом. Деньги за товар выплачиваются в будущем целиком или частями. В современном исламском банковском деле данный договор представляет собой сделку между банком и покупателем, где банк приобретает товар по текущей рыночной цене и продает его покупателю по повышенной цене, уплачиваемой в виде частичных платежей, вносимых в течение периода, согласованного между двумя сторонами.

Гарар(араб.- неясность, неопределенность; обман) - зд.: элемент неопределенности в предмете договора, или сам договор, где одна или обе стороны введены в заблуждение относительно предмета сделки. Среди правоведов нет согласия относительно степени гарара, позволяющей лишить договор юридической силы. Например, в договоре купли-продажи большинством факихов выделяются следующие виды сделок с элементом гарара, являющиеся незаконными с точки зрения шариата:

· Продажа неизвестных товаров(напр., содержания закрытой коробки)или неизвестных товаров по несоответствующей цене;

· Продажа товаров без их точного описания;

· Продажа товаров, которые продавец не может вручить(напр., не родившегося теленка, проданного отдельно от матери);

· Продажа товаров без определения фактической цены(напр., продажа по текущей цене);

· Продажа безнадежно больного животного или товаров в трюме утонувшего корабля;

· Продажа товаров на основе ошибочного описания и др.

Гарим(араб.- должник)- зд.: заемщик, не имеющий возможности выплатить сумму долга из имеющихся в его распоряжении средств.

Джу'ла (араб.- плата, вознаграждение)- односторонний договор, по условиям которого одна сторона (джа'ил) объявляет о предоставлении вознаграждения любому лицу, которое окажет ей требуемую услугу,- напр., владелец пропавшей вещи, дающий объявление с обещанием премии тому, кто возвратит ему продажу. Лицо, оказавшее такого рода услугу, получает право на оплату своего труда.

Кафала(араб.- поручительство)-зд.: договор, по которому одна сторона (поручитель) предоставляет другой стороне (заимодавцу) поручительство, что она отыщет и представит заимодавцу, если он скроется при наступлении срока оплаты долга. С согласия заимодавца поручитель имеет право передать свое обязательство другому лицу.

Мандуб(араб.- рекомендуемое)-поступки и действия, не являющиеся обязательными, но поощряемые с точки зрения общества(напр., помощь людям, попавшим в беду и т.д.).

Мирас(араб.- наследство;син, ирс, вираса, вирс, турас)-односторонняя сделка, в результате которой от одного лица переходит имущество, права и обязанности к другим лицам. В понятие мирас помимо непосредственно получения имущества наследователя входит уплата его долгов, исполнение оставшихся неисполненными обязательств покойного, выполнение распоряжений по завещанию, опека над семьей умершего и др. Наследникам по закону полагается не менее 2/3 оставленного имущества, а наследникам по завещанию- не более1/3.

Среди наследников по закону выделяются три степени родства.

1) родственники 1-й степени: родители, жены, дети;

2) родственники 2-й степени: деды, бабки, братья, сестры, внуки;

3) родственники 3-й степени: дядья, тетки, двоюродные братья и сестры.

Родственники 2-й степени могут наследовать только при отсутствии родственников 1-й степени, а родственники 3-й степени могут наследовать , если нет родственников 1 и 2 степеней. При отсутствии очевидных наследников выморочное имущество, как правило, становится общественной собственностью или используется в благотворительных целях.

Мубах (араб.- дозволенное)- поступки и действия, которые не осуждаются и не поощряются с точки зрения шариата. В основном это обыденные действия , однако к категории мубах могут быть также отнесены вопросы, связанные с принятием или непринятием новшеств в общественной жизни и быту.

Мудараба(араб.- спекуляция)- зд.: институт исламской экономики. По сути, трастовое финансирование. Действовала в торговле на Аравийском полуострове в доисламский период. Суть мудараа заключается в том, что владелец избыточных средств доверяет их лицу, обладающему возможностями и определенным предпринимательским опытом для их эффективного использования.

Мудариб - участник договора мудараба.

Нисаб(араб.- начало, основа)- минимум собственности, подлежащей обложению закятом.

Риба(араб.- увеличение, приращение)- в договоре заема любое добавление к сумме основного долга, получаемое заимодавцем в качестве основного условия предоставления средств заемщику. В договоре ссуды риба представляет собой любое несоответствие в количестве товара и времени его поставки.

Такафул (араб.- взаимное предоставление гарантии)- исламский договор страхования. Система взаимного сотрудничества и предоставления гарантии, основанная на принципах солидарности и взаимопомощи, в рамках которой участники договора обеспечивают взаимную поддержку друг друга в случае ущерба, причиненного любому из них. Классический договор такафул должен включать в себя:

· специальный механизм обоюдного разделения рисков и предоставления взаимной гарантии;

· условия участия в договоре, где держатели полисов являются совладельцами такафул- фондов;

· условия управления, предоставляющие держателям полисов право участия в операциях и право контроля над счетами;

· условия инвестирования, касающиеся использования уплаченных участниками взносов в не запрещенной исламом деятельности;

· условия распределения результатов финансовой деятельности между участниками.

Фард(араб.- обязательное)- поступки и правила поведении, по сути, религиозные заповеди. Различаются фард'ал-`айн- обязательные для всех правила и фардал-кифайа - поступки и действия , неисполнение которых может быть объяснено человеческими факторами. Под ал-кифайа также понимается коллективная безопасность, относящаяся ко всей общине в целом. Однако, если данная обязанность уже была выполнена частью общины, другая ее часть не обязана заново выполнять проделанную работу. Некоторые ученые относят к категории фард только предписания, основанные на Коране. И объединяют их с предписаниями, выведенными из хадисов и именуемыми «сунна», в единый источник под названием «ваджиб»(араб.- должное).

Харам (араб. запретное)- зд.: - поступки и действия , запретные с точки зрения шариата. Определение тех или иных действий в качестве харам во многом зависит от факиха- интерпретатора, который может оперировать тремя степенями запретных поступков: а) батил однозначно запретные поступки, связанные с нарушением закона и религиозных обязанностей, в) фасид-т.н. «порочные» поступки, последствия которых могут быть признаны действительными с юридической точки зрения, если допущенные нарушения будут преодолены, с) сахих- правильное по форме, но безнравственные по сути, поступки.

Хиба (араб.- дар) - договор дарения. Заключается в передаче любой собственности от одного лица к другому лицу без какой-либо компенсации со стороны последнего. Собственность, которая предоставляется в дар, должна существовать в момент дарения. Подаренная вещь не может быть потребована назад,- за исключением особых случаев. Напр., согласно хадису, приведенному ал-Аскалани, отец может забрать дар, врученный им свому сыну, назад, если он оставил без подарка других сыновей. Право на возвращение дара называется радж'. Возврат подаренной вещи должен производиться по решению суда.

Хийал (араб.- хитрость, уловка) - юридическая уловка, с помощью которой можно «обойти» некоторые запреты шариата, не нарушая основ ислама. Действия, легализованные с помощью хийал в основном, могут быть отнесены к категории сахих.

Аш-Шари'а (араб.- прямой, правильный путь; закон)-зд.: шариат; совокупность закрепленных в Коране и в сунне предписаний, являющихся источником конкретных норм мусульманского права

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.