бесплатно рефераты
 

Правовое регулирование страхования в Российской Федерации

p align="left">Иски о признании договора медицинского страхования недействительным и о применении его недействительности предъявляются в течение одного года с момента, когда истец должен был узнать или узнал об обстоятельствах, являющихся основанием для признания договора недействительным. Иски о применении последствий недействительности договора страхования, если он является ничтожной сделкой могут быть предъявлены в течение десяти лет с момента начала исполнения договора медицинского страхования.

Как следует из проведенного исследования, прекращение обязательств медицинского страхования регламентируется общими нормами. Однако специфика медицинского страхования требует более детального подхода к указанному вопросу и конкретизации гражданского законодательства.

Медицинское страхование является относительно новым институтом в страховании. Оно выступает подвидом личного страхования, поэтому правовое регулирование медицинского страхования подчиняется общим правилам о страховании. Помимо этого в законе выделены специальные, присущие только данному виду страхования нормы.

Предоставление услуг специфического медицинского страхования страховщиками осуществляется посредством заключения между ними и страхователями договоров обязательного и добровольного страхования.

III. СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел связана с опасностью их гибели (смерти), причинения вреда здоровью. Такая опасность значительно возросла в последнее время в первую очередь из-за существующей в нашем обществе социальной нестабильности и напряженности. Поэтому задача создания системы гарантий социального и материального обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей на случай гибели (смерти) или утраты профессиональной трудоспособности сейчас, как никогда, встает со всей остротой.

Наряду с традиционной системой пособий и компенсаций за вред, причиненный сотрудникам органов внутренних дел при исполнении ими служебных обязанностей, сегодня складывается принципиально новая система обязательного государственного страхования жизни и здоровья, позволяющая наиболее полно обеспечить имущественные интересы рассматриваемой категории граждан путем создания специальных страховых фондов Венедиктов, А. С. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел : дис. … канд. юрид. наук / А. С. Венедиктов. - СПб. : СПбУ МВД РФ, 2005. - С. 3..

В настоящее время отечественный рынок страховых услуг сотрудников органов внутренних дел находится в стадии формирования. В таких условиях одним из основных направлений деятельности государства по стабилизации сложившейся ситуации выступает развитие обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел.

1. Правовые основы обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел

Рассматривая обязательное государственное страхование жизни и здоровья, следует обратить внимание на то, что в настоящее время интересующие нас общественные отношения регулируют различные правовые нормы, содержащиеся в самостоятельных нормативных правовых актах, принятых как Государственной Думой, так и органами исполнительной власти. Данные нормы предусматривают обязательное государственное страхование одних и тех же категорий сотрудников бюджетной сферы, но на различных условиях.

Прежде всего, в качестве источников гражданско-правового регулирования обязательного страхования необходимо назвать международные акты.

Среди международных актов, обладающих непосредственным отношением к гражданско-правовому регулированию обязательного страхования, особое место занимают многосторонние договоры (конвенции), ратифицированные Россией. Относительно темы настоящего исследования в качестве примера можно привести Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств, подписанное участниками Содружества Независимых государств (далее - СНГ) 15 мая 1992 г. в Ташкенте1 Бюллетень международных договоров. - 1994. - .№9., а также Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых государств, подписанное участниками СНГ 24 декабря 1993 г. в г. Ашхабаде2 СЗ РФ. - 1999. - №41. - Ст.4866..

Следующей по важности группой источников правового регулирования рассматриваемых отношений выступают нормативно-правовые акты Российской Федерации. Мы не будем останавливаться на тех актах, которые уже подверглись анализу выше. Кроме Гражданского кодекса и Закона об организации страхового дела имеется довольно большое число и других федеральных законов, включающих нормы гражданского права о страховании. Основную их часть составляют законы, содержащие положения об обязательном страховании.

Один из них - ФЗ РФ от 8 мая 1994 г. №3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» СЗ РФ. - 1994. - №2. - Ст.74; № 7. - Ст.3588; 1996. - №12. - Ст.1039; №34. - Ст.4029; 1999. - №28. - Ст.3466; 2001. - №17. - Ст.1588; №25. - Ст.2484; №7. - Ст.614; 2002. - №28. - Ст. 2785; 2003. - №2. - Ст.160; №52. - Ст.5038; 2004. - №17. - Ст.1588; №25. - Ст.2484.. Статья 22 этого Закона предусматривает, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения депутата Государственной Думы на случай:

а) гибели (смерти) вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью;

б) причинения увечья или иного повреждения здоровья.

В качестве примера можно также привести Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», согласно которому работники ядерных установок и иных аналогичных предприятий и некоторые другие лица подлежат обязательному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии (ст. 18).

Статья 16 Закона РФ от 21 марта 1991г. №493-1 «О налоговых органах Российской Федерации»4 Ведомости РСФСР. - 1991. - № 15. - Ст.492; 1993. - №12. - Ст.429; СЗ РФ. - 1995. - №25. - Ст. 2958; 1997. - №47. - Ст.5341; 1999. - №28. - Ст.3484; 2000.- №46. - Ст-4537; 2002. - №1. - Ст.2; №22. - Ст.202б; 2003. - №21. - Ст.1957; 2004. - №27. - Ст.2711. устанавливает обязательное государственное личное страхование всех работников этой службы.

Пункт 8 ст.15 Федерального Закона от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» СЗ РФ. - 1995. - № 31. - Ст.2990; 1999. - №8. - Ст.274; 2000. - №46. - Ст.4537; 2003. - №22. - Ст. 2063. Согласно ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» по истечении шести месяцев после дня его официального опубликования ФЗ «Об основах государственной службы в РФ» признан утратившим силу. предусматривает право государственных служащих на обязательное государственное страхование здоровья и имущества в связи с исполнением ими должностных обязанностей.

Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» СЗ РФ. - 2004. - №31. - Ст.3215. предусмотрены выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ст. 52)

Законом РФ от 11 марта 1992 г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»3 Ведомости РФ. - 1992. - №17. - Ст.888; СЗ РФ. - 2002. - №12. - Ст.1093; 2003. - №2. - Ст.167. установлено обязательное личное страхование за счет нанимателя лиц, работающих по найму и занимающихся частной детективной и охранной деятельностью (ст. 19).

Федеральным законом от 17 декабря 1994 г. №67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» закреплено, что «жизнь и здоровье лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации для сотрудников органов внутренних дел» (ст. 10.1.)4 СЗ РФ. - 1994. - № 34. - Ст.3547; 2001. - № 49. - Ст.4558; 2003. - №27. - Ст.2700; - №52. - Ст.5038..

Законом РФ от 2 июля 1992 г. №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»5 Ведомости РФ. - 1992. - №33. - Ст.1913; СЗ РФ. - 1998. - №30. - Ст.3613; 2002. - №30. - Ст.3033; 2003. - №2. - Ст.167; 2004. - №27. - Ст.2711. установлено обязательное государственное личное страхование врачей-психиатров и другого персонала, участвующего в оказании психиатрической помощи (ст. 22).

Законом РФ от 26 июня 1992г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» Ведомости РФ. - 1992. - № 30. - Ст.1792; 1993. - №17. - Ст.606; СЗ РФ. - 1995. - №26. - Ст.2399; 1999. - №29. - Ст.3690; 2000. - №26. - Ст.2736; 2001. - №51. - Ст.4834; 2004. - №27. - Ст.2711. предусмотрено (п.1 ст.20) обязательное государственное личное страхование жизни, здоровья и имущества судьи, осуществляемое за счет федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его пятнадцатилетней заработной платы.

Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. №45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» СЗ РФ. - 1995. - №17. - Ст.1455; 1998. - №30. - Ст.3613; 1999. - №2. - Ст.238; 2000. - №10. - Ст.1067; 2001. - №26. - Ст.2580; №49. - Ст.4566; 2002. - №50. - Ст.4928; 2003. - №27. - Ст.2700; 2004. - №27. - Ст.2711. предусматривает обязательное государственное страхование народных заседателей и присяжных заседателей, их обязательное государственное страхование производится за счет средств федерального или соответствующих других бюджетов.

Федеральный закон от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации» СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст.3170. предусматривает обязательное государственное страхование судей военных судов, а также работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента из числа военнослужащих за счет средств соответственно Верховного Суда РФ и Судебного Департамента.

Федеральным законом от 10 января 1996г. №5-ФЗ «О внешней разведке» СЗ РФ. - 1996. - №3. - Ст.143; 2000. - №46. - Ст.4537; 2003. - №27. - Ст.2700. установлено обязательное государственное личное страхование всех сотрудников кадрового состава органов внешней разведки за счет средств федерального бюджета (ст. 22).

Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности в Российской Федерации» СЗ РФ. - 1995. - №15. - Ст.1269; 2000. - №1. - Ст.9; №46. - Ст.4537; 2001. - №53. - Ст.5030; 2002. - №19. - Ст.1794; 2003. - №2. - Ст.15б; №27. - Ст.2700. установлено обязательное государственное личное страхование сотрудников этих органов.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Ведомости РФ. - 1992. - №8. - Ст.366; СЗ РФ. - 1995. - №47. - Ст.4472; 1999. - №7. - Ст.878; №47. - Ст.5620; 2000. - №2. - Ст.140; 2001. - №1. - Ст.2; №53. - Ст.5018, 5030; 2002. - №26. - Ст.2523; №30. - Ст.3029; №40. - Ст.3853; 2003. - №27. - Ст.2700., предусматривает обязательное государственное страхование прокуроров и следователей за счет федерального бюджета.

Законом РФ от 9 июня 1993 г. №5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» Ведомости РФ. - 1993. - №28. - Ст.1064; СЗ РФ. - 2000. - №19. - Ст.2024; 2001. - №17. - Ст.1638; 2002. - №52. - Ст.5132. установлено обязательное личное страхование донора за счет средств службы крови на случай заражения его инфекционными заболеваниями при выполнении донорской функции (ст. 8).

Таможенный кодекс РФ СЗ РФ. - 2003. - №22. - Ст.2066; №52. - Ст.5238; 2004. - №27. - Ст.2711; №34. - Ст.3533. в п.4 ст.418 устанавливает обязательное государственное личное страхование должностных лиц таможенных органов Российской Федерации за счет средств Федерального бюджета. Условия и порядок осуществления обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов определяются договором между федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела, и страховой организацией.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» СЗ РФ. - 1994. - №35. - Ст.3694; 1998. - №4. - Ст.430; 2000. - №46. - Ст.4537; 2001. - №1. - Ст.2; №33. - Ст.3413; 2002. - №1. - Ст.2; №30. - Ст.3033; 2003. - №2. - Ст.1б7; 2004. - №19. - Ст.1839; №27. - Ст.2711. предусмотрено, что сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы «подлежат обязательному государственному личному страхованию... за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств предприятий, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы» (ст. 9).

Согласно ст. 7 Закона РФ от 14 июля 1992г. №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» Ведомости РФ. - 1992. - №33. - Ст.1915; СЗ РФ. - 1996. - №49. - Ст.5503; 1998. - №31. - Ст.3822; 1999. - №14. - Ст.1665; 2000. - №1. - Ст. 10; 2001. - №1. - Ст.2; №53. - Ст.5030; 2002. - №52. - Ст.5132; 2003. - №52. - Ст.5038. «граждане, проживающие или работающие в закрытом административно-территориальном образовании, подлежат обязательному бесплатному государственному страхованию на случай причинения ущерба их жизни, здоровью и имуществу из-за радиационного или иного воздействия при аварии на предприятиях и (или) объектах».

Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда автотранспортными средствами предусмотрено многочисленными двусторонними международными договорами об автомобильном сообщении, участником которых является Россия, а также Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств» СЗ РФ. - 2002. - №18. - Ст.1720; №52. - Ст.5132; 2003. - №26. - Ст.2566..

Обычно обязательное страхование осуществляется за счет страхователя (п. 2 ст. 936 ГК). В некоторых случаях оно производится не за счет страхователя (например, п. 1 ст. 343 ГК РФ). Обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества граждан осуществляется за счет соответствующего бюджета (п. 3 ст. 927 ГК РФ), который обычно указывается в соответствующем законе.

В силу правила п. 2 ст. 937 ГК РФ тот, кто не выполнил возложенную на него законом обязанность заключить договор страхования или выполнил эту обязанность ненадлежащим образом, тем самым обязывает себя выплатить страховое возмещение (страховую сумму) при наступлении страхового случая в полном соответствии с условиями того договора, который должен был иметь место.

Если договор страхования был заключен, но на худших условиях, нарушитель обязан заплатить разницу между тем, что заплатит страховщик, и страховым возмещением (страховой суммой), которая причиталась бы выгодоприобретателю по договору, заключенному на требуемых законом условиях.

Пункт 1 ст. 969 ГК РФ, допуская установление законом обязательного страхования жизни, здоровья и имущества определенных категорий государственных служащих, не раскрывает, какие именно категории имеются в виду.

Согласно п. 1 ст. 3 «Закона об основах государственной службы», государственным служащим признается гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности, которая, согласно п. 1 ст. 1 Закона, связана с определенным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий государственного органа, образованного в соответствии с Конституцией; перечень государственных должностей дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации.

Пункт 1 указанной статьи понимает под государственными служащими более широкий круг лиц. Это следует из того, что ст. 15 Закона об основах государственной службы устанавливает обязательное государственное страхование всех государственных служащих, подпадающих под действие этого Закона, а не отдельных их категорий, как того требует комментируемая статья. Кроме того - и это, пожалуй, главное - в настоящее время действует ряд законов, установивших обязательное государственное, т.е. осуществляемое за счет соответствующего бюджета, страхование лиц, которые вообще вряд ли могут быть отнесены к категории государственных служащих в смысле вышеупомянутого Закона, хотя они работают по найму в государственных организациях. Перечень этих законов дан в комментарии к ст.935. Нет оснований считать, что обязательное государственное страхование лиц, не подпадающих под определение государственного служащего в трактовке Закона об основах государственной службы, должно быть отменено.

Абзац 2 п.1 ст.969 ГК РФ надлежит понимать в том смысле, что страхователем должен выступать тот орган федеральной исполнительной власти, на который эта обязанность возложена соответствующим законом и которому выделены из соответствующего (по-видимому, федерального) бюджета средства, необходимые для уплаты страховых взносов.

В соответствии с п.2 в качестве страховщиков могут выступать созданные государством страховые организации, либо иные организации (например, создаваемые для этих целей специализированные фонды, аналогичные Федеральному фонду обязательного страхования вкладов, предусмотренному ст. 38 Закона «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. №17-ФЗ1 СЗ РФ. - 1996. - №6. - Ст.492; 1998. - №31. - Ст.3829; 1999. - №28. - Ст.3469, 3470; 2001. - №26. - Ст.2586; №33. - Ст.3424; 2002. - №12. - Ст.1093; 2003. - №50. - Ст.4855; №52. - Ст.5032, 5033.), либо обычные страховые организации.

В соответствии с п.3 размер страховых взносов по данному виду страхования устанавливается соответствующими законами или иными правовыми актами, под которыми, согласно п.6 ст.3 ГК РФ, понимаются только указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Беря за основу комплексный характер страхового законодательства, вряд ли допустимо ограничивать его состав лишь федеральными законами. Подзаконные нормативные акты составляют значительную группу источников правового регулирования рассматриваемых отношений. Поэтому, в состав страхового законодательства также могут входить подзаконные нормативные акты, такие как указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты. Перечисленные акты образуют федеральный уровень регулирования обязательного страхования, основанный на централизации управления экономикой. Так, указом Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» от 6 апреля 1994 г. определены приоритетные направления в развитии обязательного страхования в России1 САПП РФ. - 1994.- № 15. - Ст.1174..

Гражданско-правовые нормы о страховании могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственные нормативные акты). Наряду с этим следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7 ст. 3 ГК РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права только в случаях и в пределах, предусмотренных законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

В подавляющем большинстве случаев актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти утверждены правила обязательного государственного страхования служащих соответствующих министерств и ведомств.

Особая роль среди ведомственных нормативных актов, посвященных вопросам страхования, принадлежит приказам Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, ими определяется порядок выдачи и отзыва лицензий на осуществление страховой деятельности, формирования страховых резервов, регистрации правил отдельных видов страхования, а также решаются другие вопросы, относящиеся к организации страховой деятельности.

Представляется целесообразным более подробно рассмотреть источники правового регулирования обязательного государственного страхования сотрудников органов внутренних дел. Впервые обязательное государственное личное страхование сотрудников органов внутренних дел было введено постановлением Совета Министров СССР «О государственном обязательном личном страховании военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел» от 30 декабря 1990 г. № 1393.

Далее было принято соответствующее Постановление Совета Министров РСФСР от 4 июля 1991 года № 382 и принята Инструкция от 25 июля 1991 года «О порядке проведения государственного обязательного личного страхования лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в системе Министерства внутренних дел РСФСР»1 Постановление правительства объявлено Приказом МВД РСФСР №127 от 2 августа 1991 г. .

Инструкцией и Постановлением Совмина регулировался порядок осуществления обязательного государственного личного страхования сотрудников органов внутренних дел через органы государственного страхования. Так, вводились перечень страховых случаев и размеры страховых сумм. В случае гибели или смерти сотрудника органов внутренних дел в период прохождения службы, либо до истечения одного года после увольнения со службы выгодоприобретателями становились его наследники (по предъявлении свидетельства о праве на наследство).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.