бесплатно рефераты
 

Политика пенсионного обеспечения, страхования и социальной помощи

p align="left">Анализ состояния отрасли показывает, что за прошедшие десять лет практически сформировалась "Национальная система страхования".

"Вес" отрасли в экономической системе пока относительно невелик (отношение собранных страховых премий к ВВП значительно меньше, чем в развитых странах), однако можно говорить о ее серьезном потенциале. Чтобы его реализовать, необходимо теоретическое обоснование его государственного регулирования, предполагающее выделение следующих двух аспектов страхования.

Во-первых, страхование представляет собой инструмент, позволяющий оптимизировать финансирование процесса восстановления ресурсов, утраченных в ре-зультате случайных событий. Так, страхование имущества и ответственности представляет собой аккумулирование денежных средств на восстановление имущества, утраченного страхователем, или потерь, вызванных действиями страхователя (застрахованного). Тогда как личное страхование представляет собой способ покрытия ущерба, причиненного жизни и/или здоровью страхователя и/или застрахованного.

Во-вторых, страхование выступает как инструмент финансирования восстановления экономических ресурсов - трудовых и капитальных. Так, страхование жизни используется также как способ сбережения и приумно-жения сбережений.

Выступая как "регулятор особого типа, обеспечивающий динамическую стабильность всей системы народного хозяйства путем выравнивания отклонении в отдельных блоках (в организациях, предприятиях, в сельском, домашнем хозяйстве и т.д.), использующих этот регулятор", страхование выполняет также инвестиционную функцию. Временно свободные средства страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов представляют собой инвестиционный ресурс, являясь составной частью фундамента кредитной системы. Необходимо иметь в виду также социальную функцию страхования, являющуюся основной в социальном страховании.

Направления воздействия государства на отрасль

Путем анализа и систематизации сложившейся практики регулирования можно сформулировать основные направления государственного регулирования страхования. Оно включает:

разработку, принятие и исполнение специального страхового законодательства,

— создание специализированных надзорных органов, имеющих законодательно установленный масштаб надзора (т.е. рамки вмешательства в отрасль),

— регистрацию и лицензирование профессиональных участников страхового рынка,

— текущий надзор за их деятельностью.

Важным экономическим регулятором является также налогообложение страховых операций.

План развития государственного регулирования страхования

Комплекс мероприятий по стимулированию развития страхования в части его компенсационной функции включает в первую очередь систему мер по стимулированию спроса на страхование, которые условно подразделяются на экономические и административные. К экономическим мерам, в частности, относятся:

создание платежеспособного спроса и увеличение уровня жизни;

— стимулирование развития страхования с помощью налоговых механизмов;

— повышение доверия населения к страхованию (путем, в том числе, индексации вкладов в органы государственного страхования СССР).

Административными мерами стимулирования страхования, в частности, являются:

— введение системы обязательного страхования;

— разработка и реализация программ страхования государственного сектора.

Вторым рычагом стимулирования компенсационной функции страхования на первом этапе должно стать создание благоприятной и стабильной социально-экономической среды.

В рамках страхового рынка эта цель модифицируется в создание единого экономического пространства для всех участников рынка страхования. Имеется в виду применение наиболее экономически обоснованного подхода, предполагающего, что при регулировании доступа на рынок задачей государства должно быть обеспечение равных возможностей и одинаковой жесткости контроля при предоставлении однородных продуктов. Необходимо создать нормальные условия инвестирования для рынка страхования, а также поддерживать соответствующую конкурентную среду.

Мероприятия по завершению создания системы регулирования страхования заключаются, во-первых, в создании единой, непротиворечивой нормативной правовой базы, касающейся страховой деятельности. Многие аспекты этой проблемы изучены и опубликованы. В частности, сформулирована концепция научной корректировки регулирования страховой деятельности, содержащая научные рекомендации по совершенствованию системы нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность.

В рамках реализации задачи по созданию сильного надзорного органа наиболее остро стоят проблемы:

— связанные с необходимостью обеспечить единство принципов регулирования всех сегментов страхового рынка;

— финансирования и подбора профессионалов соответствующей квалификации;

— создания ситуации, в которой надзорный орган будет работать не "на процесс", а на конкретный результат.

Что касается вопроса участия государства на рынке страхования, предлагается:

— определить критерии рациональности участия государства в уставном капитале страховых организаций и способы поддержки таких организаций;

— принять решение по вопросу необходимости создания полноценной страховой организации по страхованию экспортных кредитов,

— рассмотреть вопрос о целесообразности модификации образовательных программ с целью подготовки квалифицированных кадров для страхования.

При стимулировании инвестиционной функции страхования необходимо реализовывать мероприятия по обеспечению стабильного функционирования финансовых рынков путем проведения адекватной денежно-кредитной политики и установления адекватной системы регулирования финансовых рынков. Актуальным станет вопрос об особенностях инвестиционных условий для страховых организаций, и, возможно, государственных гарантий инвестиций страховых организаций, а также создание режима льготного налогообложения долгосрочных инвестиций.

Совершенствование системы регулирования страхования предполагает законодательное разделение страхования жизни и "не жизни", развитие долгосрочного пенсионного страхования и обеспечение условий для сравнительно свободного доступа иностранных страховщиков на страховой рынок государства.

Программа реализации плана развития

Что касается места страхования в концепции социально-экономической политики Правительства на долгосрочную перспективу, а также в Плане действий Правительства в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 -- 2001 гг., то в них практически не сформулированы цели макроуровня. Следовательно, плохо просматривается связь целей развития системы страхования с основными целями экономического развития.

Кроме того, рассмотрение всех мероприятий по развитию рынка страховых услуг в группе мероприятий по созданию благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата является неверным на настоящем этапе. Правомерным является отнесение к этому блоку экономической политики ряда мероприятий по стимулированию инвестиционной функции страхования.

Что касается мер, направленных на стимулирование компенсационной функции страхования, и мер, касающихся страхования на микроуровне, то они должны быть частью структурной политики государства, так как присоставлении программы и плана развития страхование целесообразно рассматривать как институт, отвечающий требованиям рыночной экономики (взамен, прежде всего компенсаций из государственного бюджета). Тогда страхование будет экономически адекватно восприниматься, прежде всего, как рыночный инструмент восстановления экономических ресурсов - трудовых и капитальных. И его необходимость будет соответствующим образом оценена. 5, стр.24-28

3.Использование финансовых инструментов государственного регулирования в политике пенсионного обеспечения и страхования

Регулирование через систему бюджетных расходов включает использование прямого государственного финансирования бюджетных субсидий (дотаций, субвенций). Экономическая сущность этой группы операций перераспределение государственных средств, носящее непроизводительный характер.

Согласно кейнсианской теории, государственные расходы увеличивают совокупный спрос и приводят к мультипликативному росту национального продукта, а, следовательно, занятости. "Государственные расходы, так же как и частные инвестиции, оказывают мультиплицированное (умноженное) воздействие на доход вследствие того, что непосредственно за этим имеют место производные потребительские расходы со стороны тех, чей труд оплачивается государством". Сам Дж.М. Кейнс считал, что если государство финансирует организацию общественных работ, пусть даже неэффективных, это "привело бы к значительному увеличению как реального дохода общества, так и его капитального богатства по сравнению с существующими размерами"5. Однако в современных условиях такая позиция не является бесспорной. Возможный негативный эффект увеличения бюджетных расходов связан с тем, что они финансируются не за счет налоговых поступлений, а за счет роста бюджетного дефицита, в результате чего возникают инфляционные тенденции.

Будучи частью финансово-кредитной системы страхование в определенной мере может использоваться в качестве регулятора. Такое мнение выражалось некоторыми ведущими специалистами по теории финансов, в частности В.М. Родионовой, Е.В. Коломиным и др. Другая точка зрения (В.В. Шахова), согласно которой страхование -- самостоятельная экономическая категория, также не исключает возможности его использования в качестве регулятора. Возможности страхования в этой области длительное время были ограничены отно-сительно низким размером доли ВВП, перераспределяемой через страховой рынок по сравнению с бюджетом или кредитной системой.

Однако устойчивый ежегодный рост доли страховых взносов в ВВП Украины и Рооссии, достигший к 2001 г. более 2%, заставляет задуматься о возможности использования страховых инструментов регулирования. Рычаги воздействия на экономику через финансы и кредит привлечены уже практически полностью, и масштабы их применения, в сущности, исчерпаны, тогда как потенциал страхования (причем не только как косвенного регуля-тора, но главное -- и как инструмента стабилизации, защиты от непредвиденных потерь, то есть по его "прямому назначению") используется всего лишь на десятую часть от возможного.

В развитых странах страхование как инструмент государственного регулирования используется по нескольким направлениям. Например, антиинфляционное воздействие в развитых странах оказывает долгосрочное страхование жизни. Стимулируя проведение этого вида страхования, государство тем самым снижает избыточный спрос на другие товары, отвлекает из текущего оборота излишнюю денежную массу, находящуюся на руках у населения и, кроме того, содействует увеличению долгосрочных инвестиций страховщиков в экономику, что тоже является стабилизирующим фактором.

Или другой пример -- обязательное страхование ответственности автовладельцев. На первый взгляд, прямое назначение этого вида страхования -- защита интересов пострадавших в результате ДТП. Однако поскольку условия страхования, лимиты ответственности, франшизы, а главное -- тарифные ставки устанавливаются централизовано, при непосредственном участии государственных органов, то при их помощи появляется возможность косвенно воздействовать на другие сферы экономической жизни. Например, практически во всех странах для владельцев старых машин действуют повышенные тарифы. С одной стороны, это объективно необходимо, так как риск их попадания в аварию несколько выше. Но главное -- такая мера стимулирует приобретение новых автомобилей и отказ от эксплуатации старых. Тем самым, санкционируя повышение тарифов для старых автомобилей (в том числе иногда чуть больше, чем того требует реальная статистика рисков), государство косвенно увеличивает сбыт автомобилей и стимулирует развитие отечественного автомобилестроения (впрочем, и принимаются подобные решения не без участия крупных автомобильных концернов). Не говоря уже о стимулировании тем самым безопасности дорожного движения (каждый безаварийный водитель имеет значительные скидки), экологической безопасности и др.

Не меньшим потенциалом, чем коммерческий страховой рынок, обладает сфера государственного страхования, а также негосударственного пенсионного обеспечения, служащие важным орудием государственной со-циальной политики.

Все вышесказанное иллюстрирует, какое значение для рыночной экономики имеет действие экономических регуляторов.

Для современной экономической жизни важное значение имеет и еще один уровень регулирования, исторически появившийся последним, -- межгосударственное экономическое регулирование. Международное разделение труда и интернационализация производства вызвали необходимость участия национальных экономик в мировой экономической системе, которая регулируется на уровне межгосударственных экономических организаций при приоритете экономических, а не административных регуляторов. Поэтому процессы глобализации затронули не только сами регулируемые экономические отношения, но и инструменты государственного воздействия на них.

Таким образом, современная система государственного регулирования социально-экономических процессов представляет собой сложный механизм, каждый из компонентов которого имеет конкретное действие, направленное недостижение государством поставленных целей, и в то же время работающий как целостная система, служащая инструментом реализации государственной экономической и социальной политики. Не последнее место в этом механизме занимают финансово-кредитные инструменты. 6, стр.11-19

5.Роль государства в оказании социальной помощи гражданам Украины

Правительство Украины оказывает возможную поддержку малоимущим слоям населения. Это отражается в законах Украины и других нормативных документах.

Закон Украины “О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям” направлен на реализацию конституционных гарантий права граждан на социальную защиту - обеспечение уровня жизнь не ниже прожиточного минимума путем предоставления денежной помощи наименее социально защищенным семьям.

Государственная социальная помощь малообеспеченным семьям - это ежемесячная помощь, которая дается малообеспеченным семьям в денежной форме в размере, который зависит от величины среднемесячного совокупного дохода семьи.

Малообеспеченной семьей считается семья, которая с уважительных или независимых от нее причин имеет среднемесячный совокупный доход ниже прожиточного минимума для семьи.

Прожиточный минимум определен для каждой семьи в зависимости от ее состава, сумми прожиточных минимумов, рассчитанных и утвержденных соответственно Закону Украины "О прожиточном минимуме" для личностей, которые относятся к основным социальным и демографическим группам населения.

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Закона Украины "О прожиточном минимуме", Закона Украины “О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям”, других нормативно-правовых актов, которые регулируют правоотношения из предоставления государственной социальной помощи.

Право на государственную социальную помощь имеют малообеспеченные семьи, которые постоянно проживают на территории Украины.

Размер государственной социальной помощи определяется как разность между прожиточным минимумом для семьи и ее среднемесячным совокупным доходом, но не может быть большим, чем 75 процентов прожиточного минимума для семьи.

Уровень обеспечения прожиточного минимума устанавливается, исходя из реальных возможностей расходной части Государственного бюджета Украины, и утверждается одновременно с принятием закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

Государственная социальная помощь назначается на шесть месяцев.

Одиноким личностям, признанным по результатам медико-социальной экспертизы нетрудоспособными, которые не имеют других источников к существованию, государственная социальная помощь может быть предназначена на срок признания личности нетрудоспособной.

Одиноким личностям, которые достигли 65-годового возраста и не имеют других источников к существованию, а также нетрудоспособной чете при отсутствии личностей, обязанных их удерживать соответственно закону государственная социальная помощь может быть предназначена пожизненно.

Государственная социальная помощь выделяется за счет ассигнований, которые учтены в расчетах размера средств, предусмотренных Государственным бюджетом Украины, бюджетом Автономной Республики Крым, областей, города Киева и Севастополя в виде дотаций и нормативных отчислений от общегосударственных налогов и сборов.

За счет местных бюджетов и специально созданных региональных фондов социальной помощи органы местного самоуправления могут проводить доплаты к установленным соответственно Закону размеров государственной социальной помощи исходя из утвержденного регионального прожиточного минимума.

Контроль за правильностью предоставления государственной социальной помощи и использование средств Государственного бюджета Украины, направленных на предоставление государственной социальной помощи, осуществляет специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере труда и социальной политики непосредственно и через социальных инспекторов.13

Еще один Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» устанавливает гарантированный государством уровень материальной поддержки семьям с детьми путем предоставления государственной денежной помощи с учетом состава семьи, ее доходов и возраста детей и направленный на обеспечение приоритета государственной помощи семьям с детьми в общей системе социальной защиты населения.

В этом законе говорится, что граждане Украины, в семьях которых воспитываются и проживают несовершеннолетние дети, имеют право на государственную помощь в случаях и на условиях, предусмотренных этим Законом и другими законами Украины.

Иностранцы и личности без гражданства, которые постоянно проживают в Украине, а также личности, которые получили статус беженца, имеют право на государственную помощь наравне с гражданами Украины на условиях, предусмотренных этим Законом, другими законами или международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставленное Верховной Радой Украины.

В случае, если международным договором Украины предусмотрены другие правила, чем те, что содержатся в этом Законе, применяются правила, установленные этим договором.

Порядок назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми и перечень документов, необходимых для назначения помощи по этому Закону, устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Соответственно Закону «О государственной помощи семьям с детьми» назначаются такие виды государственной помощи семьям с детьми:

1) помощь в связи с беременностью и родами;

2) единовременное пособие при рождении ребенка;

3) помощь по уходу за ребенком к достижению его трехлетнего возраста;

4) помощь на детей, которые находятся под опекой или заботой;

5) помощь малообеспеченным семьям с детьми.

Местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и объединение граждан за счет собственных средств могут вводить дополнительные виды помощи и устанавливать доплаты к государственной помощи семьям с детьми.

Покрытие затрат на выплату государственной помощи семьям с детьми осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины в виде дотаций к местным бюджетам.

Размер государственной помощи семьям с детьми, предусмотренной статьями 15, 18 и 20 Закона «О государственной помощи семьям с детьми», определяется Верховной Радой Украины каждый год в процентном отношении к прожиточному минимуму с постепенным приближением к прожиточному минимуму, но при этом не может быть ниже величины, которая равна 25 процентов от установленного уровня прожиточного минимума.12

Вывод

При написании данной контрольной работы были рассмотрены вопросы, касающиеся социальной политики государства в переходной период, вопросы пенсионной реформы и социального страхования. Были изучены многие учебники по государственному регулированию, Законы Украины и нормативные документы, периодические издания украинских и российских журналов.

Изучив этот материал, можно сделать вывод, что в переходной период целью государственного регулирования доходов и потребления есть социальная защита населения от роста цен и товарного дефицита для гарантированного обеспечения прожиточного минимума граждан.

Особое значение имеет проб-лема пенсионного обеспечения, охватывающего миллионов граждан и практически касающегося каждой третьей семьи в государстве.

Оценивая эффективность действующей в Украине пенсионной системы, следует отметить, что увеличение денежных средств, необходимых для покрытия выплат пенсий и денежного обеспечения, постоянно опережает возможности государства по погашению долгов по пенсиям.

Из прочитанных первоисточников видно, что повышение уровня жизни населения происходит в тех странах, где экономические реформы проводятся наиболее активно.

Для пенсионной системы в Украине характерны низкий уровень пенсионного обеспечения, отсутствие надлежащей дифференциации размеров пенсий, наличие значительных преимуществ и льгот в пенсионном обеспечении отдельных категорий работников при одинаковом уровне отчислений средств на пенсионное обеспечение.

Пенсионное обеспечение пожилых людей - одна из самых острых социаль-ных проблем, с которыми столкнулось украинское общество в кризисные 90-е гг., как по масштабам охвата населения, так и трудности решения.

Государственное социальное страхование (или обязательное социальное страхование) как часть системы социальной защиты населения имеет специфику и требует особых подходов при формулировке теории государственного регулирования.

Совершенствование системы регулирования страхования предполагает законодательное разделение страхования жизни и "не жизни", развитие долгосрочного пенсионного страхования и обеспечение условий для сравнительно свободного доступа иностранных страховщиков на страховой рынок государства.

Список использованной литературы

І.Михасюк, А.Мельник,М.Крупка, З.Залога. Державне регулювання економіки. - ЛНУ ім.Франка, Львів: “Українські технології”, 1999. - 640с.

Стеченко Д.М.Державне регулювання економіки: Навч.посібник - К.: МАУП, 2000. - 176с.

Гнибіденко I. Ефективність пенсійної системи в Україні та її реформування на страховій основі // Економіка Украіни (укр.).- 1999.- № 12.-С. 15-19

Маркова Н. Возможности совершенствования пенсионной системы // Экономист (рус.).- 1999,- № 12.-С. 38-47

Бусарова А. Регулирование страховой деятельности в экономической политике государства//Страховое дело(рус.)-2001.- №7.-С.24-30

Жилкина М. Финансовые, кредитные и страховые инструменты государственного регулирования экономических процессов //Финансовый бизнес (рус.).- 2001.- № 7.-С. 11-20

Березина С.Б. Про необхдність і деякі напрями реформування пенсійної системи // Банківська система Украіни: теорія i практика становления: 36ірник наукових праць: В 2 т. Т.2.- San Francisco:,1999.- С.533-539

Ріппа М.Б. Фінансові проблеми реформування системи пенсійного забезпечення // Фінанси України (укр.).- 2000.- № 5.-С. 98-102

Малютина М.С. Макроэкономические аспекты реформы системы пенсионного обеспечения: анализ модели пересекающихся поколений // Экономика и математические методы (рус.).- 2000.- №1.-С.63-75

Папинова О. Начало пенсионной реформы в Украине // Баланс(рус.).-2000.-№ 1.-С.28-33

Гвозденко А.А. Финансово-экономические методы страхования.- М.: "Финансы и статистика", 1998.-184 с.

Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми»,

Закон Украины “О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям”

Трансформація моделі економіки України Інститут економічного прогнозування; за ред. Академіка НАН України В.М.Гейця. - К.: Логос, 1999. - 500с.

Джон Стігліц. Економіка державного сектору - К.: «Основи», 1998 - 854с.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.