бесплатно рефераты
 

Особенности проведения трастовых операций в коммерческих банках

p align="left">2. Работник кредитного отдела заполняет специальную документацию с информацией о клиенте и предоставляемом кредите. При этом рассчитывается сумма:

содержащихся на счете клиента ценных бумаг по рыночному курсу;

ценных бумаг по рыночному курсу с учетом риска (максимальный предел);

предоставляемого кредита. Сумма кредита не должна превышать максимальный предел. Как правило, банки ограничивают и минимальную сумму кредита.

3. При полном соответствии всех параметров требуемым условиям кредитной деятельности банка работник кредитного отдела подписывает полученную форму-заявку (подтверждая тем самым свое согласие с решением о выдаче кредита) и передает ее руководителю этого отдела, а тот - в дирекцию (правление) банка. Решения о выдаче кредита свыше определенной суммы принимаются только членами совета банка.

4. В случае принятия на всех уровнях положительного решения о выдаче кредита клиенту работник кредитного отдела направляет ему для подписи особый договор, подписываемый также одним из членов правления банка. Кроме того, клиент обязан удостоверить факт своего согласия с тем, что он должен продавать принадлежащие ему ценные бумаги в данном банке лишь с банковского согласия, с помощью специального заверения. Эта мера предусмотрена в связи с тем, что инвестиционный портфель клиента служит обеспечением предоставляемого кредита, своеобразным залогом, изменение которого может произойти лишь с ведома работников отдела доверительных операций. Заверение отсылается банком в специальную юридическую контору, где ведется учет выданных кредитов, и клиент не сможет получить кредит в другом банке под обеспечение теми же ценными бумагами.

Таким образом, при кредитовании клиентов отдела доверительных операций происходит зачисление на счет клиента дополнительных средств, с помощью которых осуществляется приобретение ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и др. Важнейшая особенность данного вида кредитования состоит в том, что сумма кредита не покидает пределы банка в отличие от обычной ссудной деятельности.

Очевидная выгода кредитования клиентов отдела доверительных операций для банка состоит в том, что с увеличением доходов клиентов растут доходы и самого банка, которые в будущем могут использоваться для расширения спектра предлагаемых услуг и последующего роста прибылей банка. Так, приобретая высоколиквидные и доходные активы в пользу клиента за счет выданных ему заемных средств, банк производит своеобразные инвестиции, с помощью которых стремится к достижению сразу нескольких целей. Во-первых, это получение прибыли для клиента, которая может быть направлена как на дальнейшее приобретение ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов и пр., так и на другие нужды - по указанию клиента. Во-вторых, извлечение комиссии для самого банка, что улучшает показатели его ликвидности и баланса и приносит дополнительный доход. В-третьих, повышение интереса у данного клиента к расширению сотрудничества с банком, улучшение репутации последнего, привлечение новых клиентов, а значит, дополнительных средств. При этом нельзя не отметить незначительную степень риска подобного кредитования для банка вследствие того, что средства, инвестируемые в пользу клиента, остаются в сущности под контролем банка на счете этого клиента.

Другое, не менее актуальное, направление деятельности отделов доверительных операций коммерческих банков в странах с развитой рыночной экономикой состоит в аккумуляции средств клиентов, не могущих себе позволить зачисление суммы на счет для проведения управления инвестиционным портфелем вследствие высокого минимального лимита. Нередко число таких клиентов бывает достаточно велико для того, чтобы банк мог бы с ними легко расстаться, и, по мнению банковских специалистов, гораздо выгоднее не снижать этот предел, а найти другой, более оптимальный способ привлечения средств клиентов. К числу наиболее распространенных таких способов относится создание банком инвестиционной компании (или инвестиционного фонда) в соответствии с требованиями законодательства страны его пребывания.

Как правило, банки стремятся к созданию инвестиционного фонда акций и инвестиционного фонда облигаций в рамках единой инвестиционной компании. Данные фонды образуются за счет взносов небольших сумм, принадлежащих тем клиентам, которые не могут себе позволить инвестировать сумму, превышающую минимально допустимый предел. Основная деятельность инвестиционных фондов заключается в купле-продаже ценных бумаг на рынке и получении дохода, распределяемого между клиентами при удержании банком комиссии в свою пользу. Жуков А.И. Услуги коммерческих банков.Зарубежный опыт и практика./ Серия”Международный банковский бизнес”.М.:Изд-во АО “Консалтбанкир”,1995

1.6 Правовая база доверительных (трастовых) операций

Правовой базой, на которой развиваются операции по доверительному управлению имуществом являются ГК РФ (часть 2). Отношению доверительного управления имуществом регулируются главой 53 ГК РФ, в соответствие с которой по договору доверительного управления одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). При этом передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Доверительный управляющий имеет право совершать в отношении этого имущества любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя, действуя при этом от своего имени, не указывая, что выступает в качестве доверительного управляющего.

ГК РФ установлено, что объектами доверительного управления могут быть предприятия или другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Деньги не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом№.

В соответствие со ст. 5 и 6 «О банках и банковской деятельности» в качестве доверительного управляющего могут выступать и кредитные организации.

Возникновение в мировой банковской практике трастовых операций как разновидности комиссионно-посреднических услуг, оказываемых коммерческими банками своим клиентам, и их быстрое развитие были вызваны целым рядом объективных причин.

Во-первых, это проблема банковской ликвидности и снижение доходности традиционных видов ссудных банковских операций, а также стремление банков обеспечить выполнение одной из ключевых задач - повышение доходности операций при сохранении благоприятного уровня ликвидности.

Во-вторых, растущая заинтересованность банковской клиентуры, особенно промышленных предприятий в получении все более широкого набора услуг от банка.

В-третьих, обострение конкуренции на рынке ссудных капиталов, борьба банков за привлечение клиентов; появление и развитее новых видов услуг, предлагаемых как физическим, так и юридическим лицам.

В-четвертых, преимущества доверительных операций для банков по сравнению с другими видами деятельности, которые заключаются в следующем:

а) неограниченные возможности для привлечения средств: при проведении операции за свой счет банк органичен определенными рамками, так как его собственные ресурсы небезграничны, как небезграничны и потенциальные кредиты, а при обслуживании же клиентов на основе траста число последних крайне велико, и, следовательно, доходы банка растут с увеличением числа клиентов;

б) четкая структуризация в работе банка: все операции по обслуживанию клиентов не рассредоточиваются по разным отделам, а собраны в одном функциональном подразделении (отделе, управлении и т.д.);

в) сравнительно невысокие банковские издержки на проведение доверительных операций;

г) расширение корреспондентских отношений банка, улучшение его положения на межбанковском рынке, повышение репутации.

Учредителями доверительного управления могут быть только резиденты Российской Федерации: как юридические, так и физические лица (собственники имущества, опекуны, попечители, исполнители завещаний и т.п.)

1.7 Налогообложение доверительных (трастовых) операций

Действующее налоговое законодательство не содержит специальных норм, регулирующих налогообложение трастовых операций коммерческих банков. Поэтому они должны платить налоги, руководствуясь общими нормами налогового законодательства, рассматривая в отдельности каждый элемент своей деятельности, включаемый в понятие "доверительное управление" (купля-продажа валюты, ценных бумаг, получение дивидендов по акциям и процентов по облигациям, получение вознаграждения за осуществление доверительного управления). Часть сумм, получаемых банком в результате доверительного управления имуществом клиента, фактически должна поступать бенефициару. Поэтому налогоплательщиком должен быть именно он. Но поскольку имущество, находящееся в доверительном управлении, нередко числится за банком, ряд налогов удобнее платить ему. В этом случае он может выполнять поручение своего клиента о своевременном и полном перечислении налогов в бюджет. При этом не следует забывать, что деятельность коммерческих банков по доверительному управлению имуществом своих клиентов обладает самостоятельной ценностью и не может быть сведена к простой сумме элементов. Это неизбежно накладывает отпечаток и на порядок налогообложения такой деятельности. Так как действующее налоговое законодательство никак не учитывает эту специфику, на практике неизбежно будут возникать конфликты коммерческих банков с налоговыми инспекциями.

Рассмотрим отдельные виды налогов, которые должны уплачивать коммерческие банки от деятельности по доверительному управлению имуществом своих клиентов.

а) Налог на добавленную стоимость

В соответствии с подп. "ж" п. 1 ст. 5 Закона РФ от б декабря 1991 года "О налоге на добавленную стоимость" от налога на добавленную стоимость освобождаются операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа (кроме используемых в целях нумизматики), а также ценных бумаг (акций, облигаций, сертификатов, векселей и др.), за исключением брокерских и иных посреднических услуг.

Таким образом, коммерческий банк, осуществляющий во исполнение договора о доверительном управлении куплю-продажу валюты или ценных бумаг, должен платить налог на добавленную стоимость только в том случае, если такие сделки можно отнести к числу посреднических. Причем налогоплательщиком в этом случае является именно коммерческий банк, а не клиент. Объектом налогообложения следует считать не всю сумму, полученную по сделке, а только комиссионное вознаграждение. Если комиссионное вознаграждение по каким-либо причинам отсутствует, то отсутствует и объект налогообложения, а следовательно, нет обязанности платить указанный налог. В литературе уже было высказано мнение, что трастовые операции коммерческих банков можно рассматривать как посреднические. Рассмотрим, можно ли согласиться с этой точкой зрения.

К сожалению, действующее законодательство не содержит определения посреднических сделок. В литературе и на практике существует "широкое" и "узкое" определение понятия "посреднических" сделок.

Например, можно рассматривать в качестве посредника любое лицо, которое самостоятельно не занимается выполнением работ, оказанием услуг и не имеет собственных товаров, но занимается деятельностью, направленной на облегчение процесса перехода этих благ от их непосредственного производителя к конечному потребителю. Причем юридическая форма, в которую облекаются отношения такого посредника с изготовителем и потребителем этих благ в отдельности, не имеет значения. Посредник может действовать на основании договоров комиссии или поручения; самостоятельно не вступать ни в какие отношения, а просто "сводить стороны", а может действовать как дилер, то есть приобретать то или другое имущество в свою собственность, а затем уже от своего имени реализовывать его конечному потребителю. Это так называемое "широкое" определение посреднических сделок. В "узкое" определение включаются все перечисленные выше варианты, кроме дилерских операций. Интересно, что на практике налоговые инспекции относят к числу посреднических сделок главным образом брокерские операции. По нашему мнению, следует придерживаться широкого определения посреднических сделок, учитывая, что именно оно точно отражает экономическую природу этих отношений. Естественно, что для целей налогообложения этот термин следует толковать ограничительно (как и делается на практике), поскольку в противном случае посредническими можно будет назвать подавляющее большинство сделок, заключаемых на территории Российской Федерации. В эту категорию попадут все сделки коммерческих банков с валютой и ценными бумагами, учитывая, что они их не производят (кроме ценных бумаг собственной эмиссии). Тогда льгота, предоставленная налоговым законодательством, окажется просто бессмысленной.

Как было показано выше, объектом правоотношения, возникающего в результате заключения договора об инвестиционном трасте, является деятельность управляющего по инвестированию средств клиента и управлению объектами инвестиций. Она имеет самостоятельную ценность для клиента и не сводима к простому посредничеству. Осуществляя деятельность по доверительному управлению средствами клиента, банк осуществляет выбор будущих объектов инвестирования, анализ экономической конъюнктуры на денежных и финансовых рынках, то есть в этом случае банк является самостоятельным производителем такого рода услуг. Сама купля-продажа ценных бумаг и иностранной валюты имеет уже вторичное значение. Таким образом, деятельность банков по доверительному управлению имуществом своих клиентов нельзя признать посреднической. Естественно, речь идет только о доверительных операциях второго типа. Следовательно, операции по купле-продаже валюты и ценных бумаг, совершенные доверительным управляющим - коммерческим банком, не должны облагаться налогом на добавленную стоимость.

Что касается вознаграждения управляющего за осуществление им доверительного управления, то оно, на наш взгляд, должно облагаться налогом на добавленную стоимость вне зависимости от объекта управления (валюта, ценные бумаги, наследственное имущество и т.п.). Как было сказано ранее, деятельность доверительного управляющего имеет самостоятельное значение, на доходы от нее не распространяются налоговые льготы.

б)Спецналог

В соответствии с подп. "а" п. 25 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" [4] определение плательщиков специального налога и объектов налогообложения, облагаемого оборота, порядка и сроков уплаты, порядка применения налоговых льгот, а также ответственности плательщиков за правильность и своевременность уплаты специального налога производится в соответствии с Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость". Поэтому все, что было сказано относительно уплаты налога на добавленную стоимость, применимо и к спецналогу.

в) Налог на имущество

В соответствии с п. 16 Указа Президента РФ о трасте налог на акции приватизированных предприятий, находящихся в федеральной собственности, которыми доверительный собственник владеет в силу договора об учреждении траста, вносится им из средств, подлежащих выплате бенефициарию, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Налог на иное имущество, находящееся в доверительном управлении, банк-управляющий не обязан платить, поскольку он не является его собственником. Такой вывод основывается на норме подп. "б" п. 4 Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 16 марта 1992 года № 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий".

Налог на операции с ценными бумагами уплачивается в общем порядке в соответствии с Законом РФ от 12 декабря 1991 года № 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами".

Налог на прибыль уплачивается коммерческими банками в общем порядке с сумм, полученных в качестве вознаграждения за осуществление доверительного управления.

Данный анализ налогового законодательства является первой попыткой разобраться в вопросах налогообложения доверительных (трастовых) операций. Учитывая несовершенство законодательства (его неразработанность), следует отметить, что некоторые сделанные выводы, возможно, будут отвергнуты в ходе его последующего развития. Однако на сегодняшний день, как представляется, они являются правильными.

ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ТРАСТОВЫХ ОПЕРАЦИЙ КОМЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ

Развитие трастовых операций в России по существу началось с созданием коммерческих банков. Однако такое развитие тормозится отсутствием полного законодательного обеспечения самого института доверительной собственности. Первое появление траста конечно связано с ваучерной приватизацией в стране в 1992-1993гг., когда физические лица получили в собственность большие суммы средств, которыми необходимо было управлять.

Причины возникновения доверительных операций в России отличны от предпосылок возникновения подобных операций в зарубежных странах. Первопричинами возникновения спроса и создания рынка доверительных операций в России явились:

изменения, связанные с переходом экономики от плановой к рыночной, и обесценение вкладов населения, средств предприятий на расчетных счетах вследствие гиперинфляции;

неподготовленность к таким изменениям большинства граждан, руководителей предприятий.

Кроме того, в рамках рыночной экономики различные компании и предприятия создают свои портфели ценных бумаг, управлять которыми не могут в результате отсутствия у них информации о рынке ценных бумаг.

Попытки реализации услуги доверительного управления в нашей стране начались с принятия указа Президента РФ №2296 от 24.12.93г. “О доверительной собственности (трасте)”. Тогда эта услуга использовалась банками в основном для ухода от резервирования, неизбежного при обычных банковских операциях. Инвесторов не интересовало, в каких операциях будут использоваться их средства. Поэтому наилучшим способом размещения денежных средств считался депозитный вклад с высокой ставкой дохода, а по трастовым операциям обычно гарантировалась ставка, на10-15% превышающая депозитную. Однако серия банкротств коммерческих банков в 1996г не позволила им занять лидирующее положение. С развитием российского рынка ценных бумаг у инвестора появились варианты размещения денежных средств. Возникает спрос на услуги по формированию и управлению портфелем ценных бумаг и предоставление аналитической информации.

В своей деятельности по доверительному управлению коммерческие банки на территории РФ руководствуются Гражданским Кодексом, законом “О Центральном банке России”, законом РФ “О банках и банковской деятельности”, законом “О рынке ценных бумаг” и Инструкцией ЦБ “О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ”.

Доверительное управление ценными бумагами заявлено в законе “О рынке ценных бумаг” в качестве одного из видов профессиональной деятельности на рынке. Поэтому оно подлежит государственному лицензированию ФКЦБ (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг).

Центральный банк РФ разработал Методические указания по проведению доверительных (трастовых) операций коммерческими банками на территории России, включающее в себя следующие разделы:

правильное оформление управления имуществом;

общие фонды банковского управления;

договор о доверительном управлении имуществом в общем фонде банковского управления.

При заключении соглашения о трасте доверителю (независимо от того, является ли он физическим или юридическим лицом-резидентом или нерезидентом) предлагается аналитическая информация о состоянии финансового рынка, содержащая помимо словесного описания и графические иллюстрации. Анализ финансового рынка проводится экспертами-аналитиками банка с применением методов статистической статистики обработки информации и экономико-математического моделирования.

По условиям соглашения о доверительном управлении денежными средствами, заключаемого банком с юридическим (или физическим) лицом, потенциальному инвестору предлагается осуществить на основе собственных предпочтений в один или несколько сегментов финансового рынка:

государственные ценные бумаги;

ценные бумаги банка - доверительного управляющего;

ссудный капитал: коммерческие кредиты юридическим лицам-резидентам РФ, межбанковские кредиты (депозиты) российских и иностранных банкам;

вторичный фондовый рынок: корпоративные ценные бумаги российских промышленных предприятий, фондов, объединений, банков.

На основании соглашения о трастовом размещении денежных средств и управлении ими сотрудники банка формируют “Портфель вложений” путем выполнения инструкции доверителя и инвестирования средств в сегменты финансового рынка, предусмотренные условиями соглашения, а также наиболее перспективные области, выделенные в результате анализа экономической ситуации и прогноза динамики ее развития. При этом в период осуществления соглашения доверитель получает от банка полную информацию о ходе реализации заключенного соглашения посредством ежемесячных отчетов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.