бесплатно рефераты
 

Организация денежного обращения и расчетов в Российской Федерации

Организация денежного обращения и расчетов в Российской Федерации

Содержание

  • Введение
  • 1. Теретико-методические аспекты организации денежного обращения и расчетов
  • 1.1 Сущность, функции и формы денежных расчетов
  • 1.2 Нормативно-правовое регулирование денежных расчетов в РФ
  • 1.3 Анализ денежных расчетов в Российской Федерации и основные проблемы развития денежного оборота России
  • 2. Расчетно-аналитические аспекты состояния денежных расчетов на предприятии
  • 2.1 Анализ и оценка движения денежных потоков на основе данных финансовой отчетности ООО "Новосибстрой"
  • 2.2 Анализ состояния наличных расчетов на предприятии
  • 2.3 Пути совершенствования организации денежных расчетов по товарным и нетоварным операциям
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение 1.Развитие форм безналичных расчётов в России
  • Приложение 2. Формирование денежного потока
Введение

Основной частью денежного оборота является безналичный платежный оборот, который опосредствует практически все сферы хозяйственных отношений предприятий и организаций, банковских и финансовых органов, населения.

Поскольку в современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни, все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами, которые могут принимать как наличную, так и безналичную форму.

Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку достигается значительная экономия на издержках обращения. Безналичный платежный оборот полностью осуществляется через банковские учреждения, в которых открыты счета предприятий и организаций.

Актуальность работы связана с тем, что от правильной организации системы расчетов в целом зависит своевременность и быстрота осуществления расчетов между хозорганами, их финансовое положение, состояние платежной дисциплины в стране.

Целью курсовой работы является изучение организации денежного обращения и расчетов в Российской Федерации.

В связи с поставленной целью автором поставлены следующие задачи курсовой работы:

1. Проанализировать денежные расчеты, определить их сущность, функции и формы, а также систему нормативно-правового регулирования.

2. Рассмотреть основы организации системы безналичных расчетов в Российской Федерации - дать понятие системы безналичных расчетов, рассмотреть принципы построения системы.

3. Проанализировать основные формы безналичных расчетов в российской экономике и в практической части работы изучить организацию денежного обращения конкретного предприятия.

Актуальность выбранной темы "Организация денежных расчетов на предприятии" в том, что любое предприятие в процессе своей деятельности испытывает потребность в финансовых ресурсах, необходимых для осуществления взаимоотношений с другими юридическими и физическими лицами.

Бесперебойный кругооборот финансовых и денежных потоков в воспроизводственном процессе означает выполнение обязательств перед бюджетом, партнерами, отсутствие просроченных долгов перед предприятием и у самого предприятия, нормальную платежеспособность, необходимую финансовую устойчивость, кредитоспособность и рентабельность.

Цель управления финансовыми и денежными потоками - обеспечение кругооборота средств предприятия, являющегося условием для его нормального функционирования - обуславливает актуальность и значимость темы данной работы для современных предприятий различных сфер и направлений деятельности.

При написании курсовой были изучены учебники и пособия по финансам, финансам предприятия, финансовому менеджменту, экономике предприятия, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия, планирование и расчеты денежных средств организации. При анализе использовались бухгалтерские отчеты: бухгалтерский баланс, отчеты по прибылям и убыткам.

Анализ денежных средств и управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера.

1. Теретико-методические аспекты организации денежного обращения и расчетов

1.1 Сущность, функции и формы денежных расчетов

Современная экономическая система любого государства представляет собой сложную сеть взаимоотношений входящих в нее хозяйствующих субъектов, основой которых являются денежные расчеты, связанные с поставкой материальных ценностей, оказанием услуг, с погашением требований и обязательств финансового характера. Денежные расчеты могут принимать как наличную, так и безналичную форму. Совокупность всех платежей в стране за определенный период времени в наличной и безналичной формах образует денежный оборот страны. В зависимости от экономического характера операций, опосредствуемых денежными расчетами, денежный оборот распределяется по нескольким денежным потокам: товарным (расчеты за товары, услуги, работы), трудовым (оплата труда и платежи, к ней приравненные), финансовым (платежи финансовой системы, расчеты на финансовом и биржевом рынках, страховые платежи), кредитным (расчеты с банковской системой).

Денежный оборот опосредствуется деньгами в двух функциях: как средства обращения и как средства платежа, что позволяет выделить ряд частных понятий.

Платежный оборот -- совокупность платежей с использованием денег в качестве средства платежа. Он поглощает все безналичные платежи и часть налично-денежных, связанных в основном с оплатой труда.

Налично-денежный оборот -- часть совокупного денежного оборота, в котором наличные деньги играют роль средств обращения и платежа. Сфера применения налично-денежных платежей связана в основном с реализацией доходов населения и в ограниченных размерах они используются в расчетах хозяйствующих субъектов друг с другом.

Безналичный денежный оборот -- часть совокупного денежного оборота без использования наличных денег, осуществляемая путем перечисления платежей по банковским счетам. Такая организация денежных расчетов гораздо предпочтительней платежей наличными деньгами, поскольку позволяет экономить последние, сокращать издержки обращения, осуществлять контроль за операциями предприятий, соблюдением ими налоговой, платежной и расчетной дисциплины.

Организатором безналичных расчетов в РФ, методическим центром по разработке правил, форм и сроков расчетов, стандартов платежных документов является Центральный банк РФ. На него возложены лицензирование, координация и регулирование деятельности организаций, осуществляющих расчеты, включая клиринговые системы в РФ. Банк России через сеть своих учреждений осуществляет расчеты между кредитными организациями, он несет ответственность за эффективное и бесперебойное функционирование национальной системы расчетов. Непосредственно осуществлением межхозяйственных расчетных операций по поручению клиентов занимаются коммерческие банки. Их платежно-расчетная функция, наряду с приемом депозитов и выдачей ссуд, относится к числу важнейших банковских операций и на нее приходится не менее 2/3 всего операционного времени банковского персонала.

В основу современной системы безналичных расчетов положены принципы их организации, соответствующие рыночному характеру отношений между участниками воспроизводственного процесса, они закреплены в гражданском законодательстве и нормативных актах Банка России.

Первый принцип -- списание денежных средств со счета клиента проводится банком только на основании распоряжения клиента. Такое распоряжение им может быть дано в различных формах:

* путем выписки расчетного документа, содержащего приказ о списании денег со счета (платежное поручение, расчетный чек, заявление на открытие аккредитива);

* в форме согласия оплатить (акцептовать) расчетный документ, предъявленный кредитором (платежное требование).

Второй принцип -- свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения. Этот принцип обеспечивает утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка (независимо от формы собственности) при организации договорных и расчетных отношений и повышение их материальной ответственности за выполнение условий заключенных договоров. Банку отводится роль посредника в платежах, главным субъектом расчетной операции является плательщик, поскольку при всех формах безналичных расчетов ему принадлежит инициатива платежа, что соответствует рыночному характеру отношений между участниками хозяйственных сделок.

Третий принцип -- срочность платежа, что означает осуществление расчетов строго в соответствии со сроками, предусмотренными в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина России, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Экономический смысл этого принципа заключается в том, что получатель денежных средств должен знать точные сроки их зачисления на свой счет. Принцип срочности платежа имеет важное практическое значение, так как предприятия и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о сроках платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, точнее определить потребность в заемных средствах и управлять ликвидностью своего баланса.

Четвертый принцип -- обеспеченность платежа. Последний должен быть обеспечен настоящими или будущими поступлениями средств на счет плательщика или наличием у него права на получение кредита. Различают оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Первая определяется наличием у плательщика достаточных ликвидных средств для совершения платежа в данный момент. Она может иметь различные формы: постоянные, не снижающиеся остатки средств на счете предприятия, предварительное бронирование средств для предстоящего платежа (например, при расчетах по аккредитиву), право на получение кредита (например, в форме овердрафта по расчетному счету). Вторая предполагает оценку кредите- и платежеспособности плательщика и возможных будущих источников совершения платежа. Принцип обеспеченности платежа создает его гарантию, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

Существует две формы денежных расчетов - наличная и безналичная. Безналичные расчеты являются преобладающей формой денежных расчетов в экономике. В соответствии со ст. 861 Гражданского Кодекса РФ в безналичном порядке должны проводиться расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Вместе с тем Кодекс допускает в определенных пределах проводить расчеты между указанными лицами и наличными деньгами. В настоящее время, в соответствии с указаниями Центрального банка РФ от 11 ноября 2001 г. № 1050-У, предельный размер таких расчетов установлен в сумме 60 тыс. руб. Указанная сумма является предельной по совокупности платежей, совершенных одним хозяйствующим субъектом в адрес другого в один день в порядке реализации одного договора (контракта), В остальной части сфера использования налично-денежных платежей связана с реализацией денежных доходов и расходов населения. В РФ наличными деньгами проводятся следующие расчеты:

* предприятий, учреждений и организаций, с одной стороны, при выплате населению заработной платы, пенсий, стипендий и т.д., а с другой стороны, при получении от населения наличных денег в оплату товаров, работ, услуг;

* между отдельными гражданами на товарных и продуктовых рынках;

* частично расчеты населения с финансово-кредитной системой (уплата налогов, штрафов, сборов, получение и возврат кредитов, уплата процентов за кредит и т.п.).

Несмотря на то, что в целом по объему официальный оборот наличных денег значительно меньше безналичного, значение его в организации нормальных экономических отношений в хозяйстве очень велико. Именно в сфере движения наличных денег происходит окончательная реализация произведенных товаров (работ, услуг). Поэтому от состояния налично-денежного оборота, нормальной циркуляции денег в стране во многом зависит устойчивость их покупательной способности.

Наличные деньги выпускаются в обращение Центральным банком РФ. На практике это происходит путем перевода наличных денег из межрегиональных хранилищ (резервных фондов Центрального банка РФ) в оборотные кассы ГРКЦ или РКЦ (рис. 13.1). Таким образом, наличные деньги поступают в обращение. Из оборотных касс ГРКЦ или РКЦ они направляются в операционные кассы коммерческих банков для выдачи клиентам -- юридическим или физическим лицам (либо в кассы предприятий и организаций).

Они могут быть направлены и непосредственно в кассы предприятий и организаций либо выданы частным лицам. Часть наличных денег, находящихся в кассах клиентов, используется для расчетов между ними (в пределах установленных законом сумм), но большая часть передается населению в виде денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, страховых возмещений, выплаты дивидендов, процентов, поступлений от продажи ценных бумаг и т.д.). В свою очередь население использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая часть их расходуется на покупку товаров и оплату различных услуг; выплату налогов, сборов, страховых платежей, оплату коммунальных платежей, покупку ценных бумаг, лотерейных билетов, уплату штрафов, пени и т.д. В результате деньги возвращаются либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы предприятий и организаций и прежде всего предприятий торговли и организаций, оказывающих услуги населению.

В РФ для каждого предприятия (организации) устанавливаются лимиты остатка наличных денег в их кассах. Все деньги, превышающие лимит, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков также устанавливаются лимиты их операционных касс, а наличные деньги в сумме, превышающей лимит, они сдают на свой корреспондентский счет в ГРКЦ или РКЦ. Последним также устанавливаются лимиты их оборотных касс. Наличные деньги в сумме, превышающей указанный лимит, переводятся из оборотной кассы РКЦ (ГРКЦ) в резервные фонды Центрального банка РФ, т.е. изымаются из обращения. Тем самым цикл кругооборота наличных денег в хозяйстве завершается.

Подавляющая часть всех платежей в стране обслуживается, как правило, несколькими институционализированными системами расчетов, которые в своей совокупности формируют каркас платежной системы страны.

Платежная система -- это совокупность институтов, инструментов и процедур, используемых для перевода денежных средств между экономическими агентами с целью погашения возникающих у них ежедневно платежных обязательств. В соответствии с законодательством общее руководство платежной системой РФ осуществляет Банк России, который должен обеспечивать ее эффективное и бесперебойное функционирование. Центральное место в структуре платежного оборота занимают безналичные платежи, которые производятся в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств, открытых в банковских учреждениях. Основной объем безналичных расчетов в экономике составляют сегодня так называемые межбанковские расчеты.

По существу лишь на основе расчетов между банками можно завершить межхозяйственные расчеты их клиентов, а также обеспечить погашение обязательств банков по собственным экономическим связям. Таким образом, банковская система выступает системообразующим звеном в организации платежного оборота страны. При современных формах организации платежного оборота 70% операционного времени банков приходится на платежно-расчетные операции, тогда как на депозитные и кредитные -- только 30%.

1.2 Нормативно-правовое регулирование денежных расчетов в РФ

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы регулирующие движение денежных средств целесообразно представить в виде следующей системы:

1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации. К ним относятся:

Гражданский кодекс РФ:

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 года. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность, требования к составлению первичной документации и учетных регистров.

Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 1998 года № 416-У "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения ";

2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности. Единственным регулирующим органом системы нормативных документов является Министерство Финансов РФ.

К ним относятся:

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ , утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н. Регулирует общие вопросы организации и ведения бухгалтерского учета, составления первичных документов, организации документооборота;

"Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте". ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 года №2н;

"Бухгалтерская отчетность организации". ПБУ 4/99 г. Утверждено приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;

3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств. Методические рекомендации и инструкции призваны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями. Они разрабатываются Минфином РФ и различными ведомствами.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 года № 94н. Эта инструкция применяется как регулирующая организацию и ведение бухгалтерского учета кассовых операций;

Приложение № 2 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 года № 85 "Типовая форма договора о полной индивидуальной материальной ответственности";

Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 года № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" - применяется в части требований по группировке и детализации данных о движении наличных, денежных средств и иных ценностей, хранящихся в кассе, а также в части требований по составлению Отчета о движении денежных средств;

"Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденный решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 40 и сообщенный письмом Банка России от 4 октября 1993 года № 18 применяется в полном объеме;

Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 5 января 1998 года № 14-П применяется в части порядка получения денежных средств в банке и сдачи наличных денег в банк, установления лимита остатков наличных денег и других вопросов, касающихся отношений между организацией и банком в рамках договора о расчетно-кассовом обслуживании;

Положение о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Центробанка РФ от 9 октября 2002 года № 199-П применяется в части, касающейся организации порядка банками приема денежной наличности и ее выдачи организациям;

Приложение № 13 к Инструкции Центробанка РФ от 16 ноября 1995 года № 31 "По эмиссионно-кассовой работе в учреждениях банка России" "Признаки платежеспособности банкнот и монеты Банка России;

Указание Центробанка РФ от 14 ноября 2001 года № 1050-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, указания Центробанка РФ в изменение данного указания, а также разъяснения Центробанка РФ, Минфина РФ и МНС РФ о порядке применения указаний Центробанка РФ о пределах расчетов наличными денежными средствами;

"О введении новых форматов расчетных документов" Указание от 22 февраля 1999 года N 502-У о внесении изменений и дополнений в указание банка России от 03 декабря 1997 № 51-У;

Инструкция № 28 о расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР. Утверждена Госбанком СССР 03 октября 1986 года (С изменениями от 21.06.03 года № 1297-У);

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995 года № 49.

4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

· документ по учетной политике предприятия;

· утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

· графики документооборота;

· утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

· утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

1.3 Анализ денежных расчетов в Российской Федерации и основные проблемы развития денежного оборота России

В России объем безналичного оборота зависит от размера ВВП, уро
вня цен, налогов, структуры производства, стоимости материальных и нематериальных ценностей, активов и факторов производства, обращающихся на рынке, процентных ставок по кредитам и депозитам, скорости платежей и расчетов, состояния банковской платежной системы и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.