бесплатно рефераты
 

Негосударственные пенсионные фонды в пенсионной системе Российской Федерации и Республики Коми

p align="left">Следующий аргумент также в продолжение о страховой базе НПО. Вторая часть Налогового Кодекса позволяет работодателям перечислять за год пенсионные взносы в пользу своих работников по договорам НПО без обложения этих взносов налогом на доходы физических лиц в размере 162 млн. руб., что составило бы всего 3,3% годовой чистой прибыли организаций г. Сыктывкара. Конечно, если учесть фактор наличия в городе прибыльных и убыточных предприятий, то названная сумма несколько уменьшится. Зато с другой стороны, если вспомнить о ст. 18 Закона №118-ФЗ, определившего порядок вступления в силу второй части Налогового Кодекса, то сумма необлагаемых подоходным налогом взносов работодателей по договорам НПО в 2001 г. могла бы составить астрономическую сумму в 810 млн. руб.

Это были захватывающие возможности НПО в г. Сыктывкаре. Чтобы от них раньше времени не закружилась голова, предлагаю взглянуть на те обстоятельства, которые, если их не устранить, сделают не то что невозможным - скорее бессмысленным всякие игры в НПО. Итак, несколько слов о барьерах, ограничениях и препятствиях для негосударственных пенсионных фондов в Сыктывкаре.

Первое из них относится к инвестиционным ограничениям. Конечно, то, что инвестиционный климат, как в экономике вообще, так и в НПО в частности, оставляют желать лучшего, не новость. Однако особенность НПО заключается в том, что неблагоприятный инвестиционный климат наблюдается не повсеместно в России, а лишь во всех регионах, за исключением только Москвы и области. Чем можно измерить степень благоприятности инвестиционного климата в регионах? Да очень просто: соотнести число участников НПФ, проживающих в регионе, и численность населения региона: так вот, если в Москве данная величина составляет около 10%, то в среднем по России… 1,6%. Вот это и будет наилучшая характеристика инвестиционного климата в регионе, которая, если ее переложить на Сыктывкар, означала бы следующее: если в г. Сыктывкаре обеспечить для НПФ инвестиционный климат, сопоставимый с тем, что имеется в Москве, то в столице республики будут жить примерно 25 тыс. участников НПО; если же в г. Сыктывкаре будет создан среднероссийский инвестиционный климат - то менее 4 тыс. участников. Общая сумма пенсионных взносов по договорам НПО на условиях льготного налогообложения подоходным налогом для 25 тыс. участников составит 50 млн. руб., а для 4 тыс. участников соответственно 8 млн. руб. Но поскольку быстрое (впрочем, медленное тоже) создание в г. Сыктывкаре «московского» инвестиционного рая проблематично, то более вероятны аутсайдерские цифры - 4 тыс. участников НПО и 8 млн. руб. пенсионных взносов в их пользу за год. Сравните эту сумму с потенциально возможными цифрами поступлений в НПО, которые приводились выше: 260 млн. руб. и 162 млн. руб. Стоит ли в таком случае ради несчастных 8 млн. руб. заваривать кашу с негосударственным пенсионным обеспечением?

Другая причина, способная охладить пыл работодателей иметь дело с НПФ, заключается в расходах на содержание фондов. Прикинем, в какие суммы может вылиться сыктывкарским работодателям посильное участие в создании жизнеспособного регионального НПФ в городе. Допустим, что в штате фонда первые два-три года будет только три сотрудника с заработком, равным средней заработанной плате по городу (на 1 октября 2000 г.), а также примем, что прочие расходы на содержание фонда (командировки, канцелярские расходы, автотранспорт, содержание и уборка помещений) равны половине расходов по оплате труда, включая единый социальный налог. Тогда годовая сумма расходов составит: 3 чел. ? 3500 руб. ? 12 мес. ? 1,356 ? 1,5 ? 256 тыс. руб. за год.

Удовольствие, как видим, не из дешевых. Но это только расходы на этапе становления фонда, в первые несколько лет, когда поток денежных средств идет в одном направлении --- от вкладчиков в фонд в виде пенсионных взносов первых, - и соответственно расходы фонда минимальны. Однако рано или поздно придет время пенсионных выплат, и штат фонда, площадь его офисных помещений и потребность в автотранспорте и командировках резко увеличатся. Вероятно, расходы могут возрасти раза в два, т.е. достичь величины 500 тыс. руб. в год. Чтобы обеспечить такие расходы, возможны два источника - за счет инвестирования имущества для обеспечения уставной деятельности фонда и целевое финансирование вкладчиками фонда. Пусть имущество для обеспечения уставной деятельности, инвестируемое в целях содержания фонда, составляет порядка 2,5 млн. руб. (установленный Законом №75-ФЗ минимум составляет 15000 МРОТ, или 1,25 млн. руб.) и приносит чистый доход из расчета 10% (за вычетом налога на прибыль), т.е. 250 тыс. руб. в год. И тогда всю оставшуюся часть расходов придется закрывать вкладчикам через целевое финансирование, т.е. соотношение самофинансирования фонда и внешнего финансирования будет в итоге примерно1:1. Но если в год будет поступать пенсионных взносов всего на 8 млн. руб., то 250 тыс. руб. целевых взносов составят 3% от суммы взносов. Это, вообще говоря, довольно большая величина, а потому вкладчики должны быть достаточно богаты, чтобы финансировать такую «нагрузку».

Следующая причина, которая может затормозить становление регионального НПФ, связана с тем, что фонд должен работать достаточно эффективно. Это означает, что высокие расходы на содержание фонда будут оправданы не менее высоким уровнем пенсионных резервов. Как показывает опыт западных страховых организаций и пенсионных фондов, средним для стабильно работающих кампаний является соотношение уставного капитала (имущества для обеспечения уставной деятельности по терминологии российских НПФ) и страховых (пенсионных) резервов не ниже 1:12, и для начала возьмем именно это соотношение. Кроме того, предположим, что региональный НПФ обладает имуществом для обеспечения уставной деятельности, которое состоит из законодательно утвержденного минимума 1,25 млн. руб. (будем считать, что эта часть имущества капитализирована); 2,5 млн. руб., предназначенных для инвестирования в высоколиквидные активы с целью получения дохода и тем самым средств на содержание фонда, а также минимальной величины страхового резерва в размере 5% от суммы пенсионных резервов (данный норматив установлен Приказом Инспекции НПФ от 7 февраля 2000 г. №7). При этих условиях сумма пенсионных резервов фонда будет равна 112,5 млн. руб., а имущество для обеспечения уставной деятельности фонда составит 9,375 млн. руб., в т.ч. 1,25 млн. руб. - вклады учредителей, представленные капитализированными активами; 5,625 млн. руб. - страховой резерв, также представленный ликвидными и надежными финансовыми или иными вложениями. Как мы видим, пенсионные резервы могут составить весьма внушительную сумму - в два раза больше, нежели в настоящее время приходится на один среднестатистический НПФ. Если исходить из того, что реальный суммарный годовой поток пенсионных взносов составит порядка 8 млн. руб., то выйти на сумму 112,5 млн. руб. возможно лет за 15. Это очень много, если учесть, что ожидаемый средний срок внесения пенсионных взносов в пользу одного участника окажется меньше и будет, скорее всего, в пределах 10-15 лет, не более того. Следовательно, для фонда окажется практически невозможным набрать даже минимум пенсионных резервов, который был оценен в 112,5 млн. руб., а это означает, что его положение долгое время будет недостаточно стабильным. Ситуация может улучшиться лишь со временем, и то за счет демографического фактора - по мере увеличения продолжительности жизни жителей города, являющихся участниками НПФ.

Наконец, допустим, что региональный фонд все-таки встал на ноги и располагает всем, о чем говорилось выше - 4 тыс. участников, 112 млн. руб. пенсионных резервов, 9,4 млн. руб. имущества для обеспечения уставной деятельности, - или, если одним словом, фонд самодостаточен. Самодостаточность - это, конечно, замечательно, но это не цель НПФ, его цель - выплата негосударственных пенсий участникам фонда. А вот что будут иметь участники фонда? 112 млн. руб. пенсионных резервов в расчете на 4 тыс. участников - это в среднем 28 тыс. руб. на счету участника в момент начала получения им негосударственной пенсии (в настоящее время на счету среднестатистического участника российских НПФ всего 4,6 тыс. руб., т.е. в 6 раз меньше). Если допустить, что доходность инвестирования пенсионных резервов составляет 5% и срок пенсионных выплат участнику растянут на пять лет (единовременная выплата всей суммы категорически запрещена Правительством РФ (п.6 Постановления Правительства РФ «Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения» от 13.12.99 №1385)), то сумма ежемесячной негосударственной пенсии составит 526 руб. При той же доходности в 5%, но сроке выплат 10 лет ежемесячный размер пенсии из фонда будет существенно меньше, всего 295 руб. Ну, а при сроке выплат 15 лет, что, кстати, сопоставимо с ожидаемой продолжительностью для 60-летнего сыктывкарца и 65-летней сыктывкарки - только лишь 219 руб. Как можно видеть, более или менее сносный размер пенсии возможен лишь при небольшом сроке выплат, а если же участник попытается растянуть удовольствие подольше, то размер негосударственной пенсии способен разве что вызвать раздражение, и не более того. Смею полагать, что если потенциальным участникам НПФ заранее рассказать, какие негосударственные пенсии их ожидают, то вряд ли это вызовет у них острый приступ желания стать реальными участниками НПФ.

Однако самое большое препятствие на пути НПО - это вовсе не количественный фактор (пенсионные взносы, пенсионный резерв, имущество для обеспечения уставной деятельности и т.п.), а то, что каждый третий работающий в г. Сыктывкаре есть работник бюджетной сферы, перед которым двери НПО по определению наглухо закрыты: не может же государство быть вкладчиком негосударственного фонда. Если к этому добавить еще и полуторный перекос в размере заработной платы в бюджетной сфере и коммерческом секторе, способном впоследствии стать полуторным перекосом в размере государственной пенсии по старости, то станет понятно, что треть работающего населения города в ходе строительства НПО может оказаться здорово обижена. Явная поддержка развития негосударственного пенсионного обеспечения со стороны республиканской власти в данной ситуации означала бы косвенную дискриминацию работников бюджетной сферы.

Заключительный вопрос: если перспективы развития НПО в республике и ее столице так пессимистичны, то что же должны предпринимать республиканские власти, чтобы НПО из пустой трехбуквенной аббревиатуры превратилось в социальный институт, с которым могли бы связать свои надежды жители республики?

В принципе, они ничего не должны предпринимать, что, собственно говоря, и делают. Причин две. Первая - макроэкономическая нестабильность российской экономики, которая приводит к реальному «проеданию» долгосрочных инвестиций, являющихся предметом специализации негосударственных пенсионных фондов. Вторая - известная социальная дискриминация работников бюджетной сферы, которые имеют существенно более низкую заработную плату в сравнении с коммерческим сектором, и к тому же по понятным причинам не могут стать участниками НПФ. Названные барьеры теоретически, конечно, преодолимы, но - только лишь усилиями федеральных властей. Это их прерогатива и обязанность. А до тех пор, пока обе причины не будут устранены, т.е. не будет кардинальных перемен в экономике и бюджетной сфере, власть республики поступает очень взвешенно и мудро, не пытаясь форсировать события в сфере негосударственного пенсионного обеспечения. Как говорится, всему свое время.

2. Республиканские негосударственные пенсионные фонды

В настоящий момент в республике насчитывается 4212 участников НПО, из них треть (1407 чел.) являются участниками республиканских НПФ, а две трети (2805 чел.) - участниками НПФ, зарегистрированных в других регионах.

Что представляют из себя республиканские, они же столичные, негосударственные пенсионные фонды, показано ниже:

Таблица 2

Наименование показателей

НПФ «Мета»

НПФ «Полярный»

Собственное имущество фондов (тыс. руб.)

3906

276

· имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД)

349

276

· пенсионные резервы

3557

-

Инвестированное собственное имущество (тыс. руб.)

3583

-

Пенсионные взносы за январь-сентябрь 2000 г. (тыс. руб.)

-

-

Пенсионные выплаты за январь-сентябрь 2000 г. (тыс. руб.)

-

-

Количество участников фондов (чел.)

1407

-

· получающих негосударственную пенсию

-

-

Пенсионные резервы в расчете на одного участника (руб.)

2528

-

Размещение пенсионных резервов

Ограничения Инспекции НПФ

НПФ «Мета»

НПФ «Полярный»

· Федеральные ценные бумаги

Не менее 30%

29,8

-

· Ценные бумаги субъектов РФ

-

-

· Банковские вклады

-

-

· Акции и облигации

-

-

· Векселя

Не более 10%

9,8

-

· Недвижимость

Не более 10%

52,3

-

· Валюта

-

-

· Прочие

9,1

-

Итого:

100,0

-

3. Негосударственный пенсионный фонд «Мета»

Вкладчиками фонда на сегодняшний день являются 9 юридических лиц - предприятий и организаций промышленности, связи, жилищно-коммунального хозяйства, финансово-кредитной сферы.

Было заключено 9 договоров негосударственного пенсионного обеспечения, которые, согласно актуарной классификации Инспекции НПФ, представляют собой пенсионные схемы с установленными взносами, фондируемые, сберегательные, индивидуальные, причем расторгнутых договоров не было.

Пенсионные выплаты пока не производятся. Возрастной состав участников фонда на сегодняшний день показан ниже:

Таблица 3

Мужчины

Женщины

Возрастная группа

Человек

Возрастная группа

Человек

До 30 лет

14

До 30 лет

5

От 30 до 40 лет

68

От 30 до 40 лет

25

От 40 до 50 лет

485

От 40 до 50 лет

399

От 50 до 55 лет

151

От 50 до 55 лет

241

Старше 55 лет

155

Старше 55 лет

164

Всего:

573

Всего:

834

Серым фоном выделены 25% участников-мужчин (155 человек) почти половина участников-женщин (405 человек), которые уже получают государственную пенсию по возрасту, но в то же время в соответствии с Положениями об НПО, действующими на предприятиях-вкладчиках, еще не приобрели права на негосударственную пенсию. Временной лаг между началом выплат государственных пенсий и негосударственных пенсионных выплат, который, как мы видим, в г. Сыктывкаре может составлять от 10 до 12 лет, и есть один из важнейших стимулов развития НПО в республике, особенно в плоскости возрастных льгот, предоставляемых северянам Законом РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г. №4520-1.

Фонд имел приостановленную лицензию в связи с нарушением ограничения по доле пенсионных резервов, размещенных в недвижимость, и в силу этого не имеет права расширять круг учредителей. Это затрудняет, во-первых, доведения совокупного вклада учредителей до установленного законом уровня (15000 МРОТ); во-вторых, делает проблематичным простое наращивание пенсионных резервов с целью приведения их структуры в рамки требований Инспекции НПФ, что позволило бы восстановить лицензию. Получается своего рода замкнутый круг, выхода из которого не видно.

4. Негосударственный пенсионный фонд «Полярный»

Соучредителем фонда является Администрация Главы Республики Коми. Стоит отметить, что Указом Главы РК от 15 октября 1997 г. №292 фонду отведена роль «главного» регионального НПФ.

Поскольку оба названных обстоятельства юридически до сих пор остаются в силе, то можно считать, что (хотя бы теоретически) шансы «Полярного» стать в перспективе лидером регионального рынка НПО все еще сохраняются.

Откровенно говоря, картина представляется унылая, если обозреть пейзаж регионального негосударственного пенсионного обеспечения. Но если сравнить республику с другими регионами России, то становится ясно, что состояние НПО у нас ничем не лучше и не хуже, чем в среднем у остальных областей, за исключением, может быть, пяти-шести регионов из 89.

Заключение

Анализируя вышеизложенное, можно заметить, что на данном этапе развития негосударственные пенсионные фонды в силу определенных обстоятельств не играют значительной роли в пенсионном обеспечении граждан как по России, так и по Республике Коми. Однако это не говорит о стагнации в развитии негосударственного пенсионного обеспечения. Предпринимаемые правительством РК меры, разрабатываемые нормативно-правовые акты свидетельствуют о поэтапном развитии НПФ на территории РК. Нынешнее состояние НПФ необходимо развивать, учитывая зарубежный опыт, который и нужно изучать.

Список литературы

1. «О государственных пенсиях в РФ»: Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. №340-1

2. «О негосударственных пенсионных фондах»: Федеральный закон от 7 мая 1998 г. №75-ФЗ

3. Игнатов А.В. Пенсионное обеспечение: сегодняшний и завтрашний день. Сыктывкар: 2001

4. Материалы Центра стратегических разработок (под рук. Г.Грефа) - http://www.csr.ru/

5. Материалы сайта «Лаборатория пенсионных систем» - http://www.ice.ru/

6. Материалы сайта Pensionline - http://www.pensionline.ru/

7. Материалы сайта «Фонд информационной поддержки экономических реформ (ФИПЕР)» - http://www.fiper.ru/

8. Материалы сайта «Российское общество актуариев» - http://www.fe.msk.ru/pensionreform/actuary

Диаграмма1. Число негосударственных пенсионных фондов

(количество действующих лицензий)

Диаграмма 2. Изменение имущества фондов по времени (млн. рублей)

Диаграмма 3 Структура фондов по величине пенсионных резервов

(в процентах от общего числа)

Диаграмма 4 Величина пенсионных взносов (млн. руб.)

для различных групп фондов по величине пенсионных резервов

Диаграмма 5 Доля взносов физических лиц (%)

для различных групп фондов по величине пенсионных резервов

Диаграмма 6 Соотношение пенсионных резервов фонда и средней величины

выплачиваемой пенсии

Диаграмма 7. Структура пенсионных резервов НПФ по отраслям хозяйства

(в процентах от суммы по фондам)

Диаграмма 8. Структура участников НПФ по отраслям хозяйства

(в процентах от общего числа участников)

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.