бесплатно рефераты
 

Негосударственные пенсионные фонды в пенсионной системе Российской Федерации и Республики Коми

Негосударственные пенсионные фонды в пенсионной системе Российской Федерации и Республики Коми

3

Министерство образования Российской Федерации

Сыктывкарский государственный университет

Кафедра финансов

РЕФЕРАТ

по предмету: Внебюджетные фонды

на тему: «Негосударственные пенсионные фонды в пенсионной системе Российской Федерации и Республики Коми»

Выполнил: Одинцов Ю.Н.

III курс, 436 группа.

Проверила: Ладанова Л.А.,

к.э.н., доцент

Сыктывкар

2003

Содержание

  • Введение 3
  • О месте негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе Российской Федерации 4
    • 1. Структура пенсионной системы Российской Федерации 4
    • 2. Состояние системы НПФ 4
    • 3. Основные проблемы развития добровольного пенсионного обеспечения 6
    • 4. Участие негосударственных пенсионных фондов в обязательных видах пенсионного обеспечения 7
    • 5. Меры по обеспечению надежности негосударственных пенсионных фондов 8
  • Негосударственные пенсионные фонды в Республике Коми 8
    • 1. Стратегические ориентиры пенсионного обеспечения в Сыктывкаре 8
    • 2. Республиканские негосударственные пенсионные фонды 12
    • 3. Негосударственный пенсионный фонд «Мета» 13
    • 4. Негосударственный пенсионный фонд «Полярный» 14
  • Заключение 15
  • Список литературы 16
Введение

В последнее время в средствах массовой информации и околонаучных кругах все активнее обсуждается пенсионная реформа, проводимая в нашей стране. Эта тема важна для всех, поскольку затрагивает личные права каждого из нас, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В данной работе раскрывается сущность негосударственных пенсионных фондов в общенациональном и региональном (по Республике Коми) разрезе, выявляется значение НПО в системе пенсионного обеспечения граждан, анализируются факторы, непосредственно влияющие на НПФ.

31

О месте негосударственных пенсионных фондов в пенсионной системе Российской Федерации

1. Структура пенсионной системы Российской Федерации

С принятием президентского пакета пенсионных законов об обязательном пенсионном страховании и трудовых пенсиях и внесением в Государственную Думу проекта федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах» вырисовывается следующая структура системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации:

обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей)старости, страховую и накопительную части трудовой пенсии по инвалидности, а также страховую часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

обязательные профессиональные пенсионные системы, обеспечивающие защиту работников, работающих в неблагоприятных условиях труда. Обязательные профессиональные пенсии призваны заменить действующую в настоящее время систему льготных пенсий;

добровольное пенсионное обеспечение, включающее в себя пенсии, выплачиваемые за счет взносов работодателей, и самостоятельные пенсионные накопления трудоспособного населения.

Обязательные профессиональные пенсионные системы стоят в этой системе несколько особняком, поскольку призваны защитить интересы пусть и значительной (в среднем по Российской Федерации 15,2% от общего числа работающих) но обособленной части работников.

Добровольное пенсионное обеспечение, нормы и правила которого определяются договором сторон, может осуществляться как за счет средств работодателей в рамках коллективных и индивидуальных трудовых договоров, так и за счет средств самих участников.

Даже при самых благоприятных условиях преобразования системы государственного пенсионного обеспечения в полноценную систему обязательных пенсий в обозримом будущем не удастся обеспечить коэффициент замещения (отношение размера пенсии к величине последнего заработка работника) выше 20 -30 %, именно поэтому уже сегодня возможно и необходимо всемерно развивать добровольное пенсионное обеспечение как механизм привлечения работодателей и самих работников к созданию достойных условий жизни после выхода на пенсию.

Формирование системы добровольного пенсионного обеспечения должно опираться, прежде всего, на развитие и повышение финансовой надежности действующей системы негосударственных пенсионных фондов.

2. Состояние системы НПФ

Система негосударственных пенсионных фондов, действующая в Российской Федерации в настоящее время, представлена 263 фондами, имеющими лицензию Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России.

В значительной степени отработана, хотя и требует совершенствования, система государственного контроля за деятельностью фондов, включающая в себя их лицензирование, унифицированную систему бухгалтерского учета, обязательные ежегодные аудиторские проверки и актуарное оценивание, отчетность пенсионных фондов перед Инспекцией НПФ.

Сложилась сеть общественных объединений фондов. Сформирована инфраструктура, включающая в себя ряд организации, которые специализируются на работе с фондами, в том числе специализированные депозитарии, управляющие компании, аудиторские фирмы, консалтинговые компании, фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения. В фондах на постоянной основе работает свыше трех тысяч специалистов.

Основные показатели деятельности фондов по итогам 2001 года представлены в таблице и на диаграммах.

Таблица 1

№№ п/п

Наименование показателей

По фондам в целом

По фондам с величиной пенсионных резервов

более 30 млн. руб.

1.01.2001

1.01.2002

1.01.2001

1.01.2002

1

Собственное имущество фондов (млн. руб.)

23323,9

45103,0

19119,3

40700,3

2

Имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) (млн. руб.)

5892,3

10327,2

4437,8

7283,4

3

Пенсионные резервы

(млн. руб.)

15642,4

33639,5

14577,7

32490,7

4

Количество участников фондов (тыс. чел.)

3340300

3953103

2506978

3175575

5

Количество участников, получающих негосударственную пенсию (тыс. чел.)

280975

330500

159890

210637

6

Сумма пенсионных взносов за 2001 год (млн. руб.)

6693,3

6170,7

7

Сумма пенсионных выплат за 2001 год (млн. руб.)

1024,1

866,7

Негосударственные пенсионные фонды расположены в 51 субъекте Российской Федерации, в том числе в Москве - 113 фондов, в Санкт-Петербурге - 19, Нижегородской и Самарской областях - по 9. Участники фондов проживают в 80 субъектах Российской Федерации.

Действующие пенсионные фонды организованы в наиболее успешно развивающихся секторах экономики. Из 66 фондов, имеющих размер пенсионных резервов, превышающий 30 млн. руб., 24 (36,3%) действуют на предприятиях промышленности, 13 (20%) - на предприятиях топливно-энергетического комплекса, 8 (12,1%) - на предприятиях транспорта. Распределение числа участников и размера пенсионных резервов по отраслям хозяйства приведено на диаграмме 3.

Общая величина собственных средств негосударственных пенсионных фондов выросла за 2001 год на 16,4%, величина пенсионных резервов - на 19,6%.

Структура пенсионных фондов по величине пенсионных резервов представлена на диаграмме 2.

Основная доля пенсионных резервов (97%) сосредоточена в 66 (30,8% от общего числа фондов) негосударственных пенсионных фондах, сумма пенсионных резервов которых превышает 30 млн. рублей. В 16 негосударственных пенсионных фондах, пенсионные резервы которых превышают 300 млн. рублей, (7,5% общего числа фондов) сосредоточено 85% пенсионных резервов и 60% участников. Через эти фонды выплачивается 64% всех негосударственных пенсий.

Сумма пенсионных взносов, поступивших в фонды за 2001 год, составила 6693,3 млн. рублей и увеличилась по сравнению с 2000 годом в 1,63 раза. Большую часть пенсионных взносов (91,3%) составили взносы от юридических лиц. Это свидетельствует о преимущественном развитии системы добровольного пенсионного обеспечения как системы корпоративных пенсий.

Сумма пенсионных взносов от физических лиц выросла по сравнению с 2000 годом в 2,23 раза.

Сумма пенсионных накоплений граждан в негосударственных пенсионных фондах в 11 раз превышает сумму вкладов на срок свыше 3 лет, внесенных населением в банки России. При этом доля пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, сформированных за счет взносов физических лиц (около 3,4 - 3,7 млрд. руб.), приблизительно равна сумме вкладов населения в банки России на срок более 3 лет (3,2 млрд. руб.). Это свидетельствует о том, что уровень доверия населения к негосударственным пенсионным фондам соответствует доверию к банковской системе, а готовность населения размещать свои средства в долговременные вклады в те или другие социально-финансовые институты определяется уверенностью в долговременной общей стабильности.

Пенсионные выплаты в 2001 году производили 175 негосударственных пенсионных фондов. Дополнительную пенсию в системе негосударственных пенсионных фондов получали 312 тыс. человек, выплаты за год составили около 1024,1 млн. руб.

Средний размер пенсии, полученной участниками в 2001 году, составил, в расчете на месяц, 258,5 рубля, что превышает 57% от установленного размера базовой пенсии. При этом средний размер пенсии, которую выплачивали фонды с величиной пенсионных резервов, превышающей 300 млн. рублей, составлял от 330 до 770 руб. (от 73 до 170% базовой пенсии).

Отметим, что средний размер накопительной части трудовой пенсии по старости, которая будет выплачена гражданам 1952 года рождения в 2012 году, составит 52 рубля в ценах 2002 года (12% размера базовой пенсии).

Таким образом, пенсии, выплачиваемые негосударственными пенсионными фондами, уже сейчас является существенным дополнением к пенсионному обеспечению работников тех предприятий, в которых развито добровольное пенсионное обеспечение.

Дальнейшая судьба добровольного пенсионного обеспечения во многом зависит от того, насколько потенциал негосударственных пенсионных фондов будет востребован в ходе пенсионной реформы.

3. Основные проблемы развития добровольного пенсионного обеспечения

Добровольное пенсионное обеспечение уже сейчас осуществляется в весьма разнообразных формах. К формам его реализации относятся как пенсионные системы отдельных организаций, отраслей экономики и территорий, созданные на базе существующих негосударственных пенсионных фондов, так и личное пенсионное обеспечение граждан, производящих в негосударственных пенсионных фондах накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение.

В этом многообразии форм добровольного пенсионного обеспечения заключается его способность удовлетворить различные потребности в пенсиях в зависимости от уровня заработной платы, стажа и опыта работы. В результате, пенсионер получает возможность иметь совместно с обязательными видами пенсионного обеспечения ту пенсию, которую он пожелает и будет в состоянии заработать. В свете этого важно создание условий и предпосылок для развития институтов и инфраструктуры пенсионного самообеспечения граждан на основе стимулирования социального партнерства и индивидуальной инициативы.

Опыт 90-х годов показывает, что даже в условиях запретительного налогообложения существовал спрос на услуги по негосударственному пенсионному обеспечению и страхованию, однако главной проблемой его дальнейшего развития добровольного пенсионного обеспечения является недостаточный охват добровольным пенсионным обеспечением.

Хотя в ведущих отраслях промышленности 30 - 40% работающих являются участниками негосударственных пенсионных фондов, число участников в среднем по России в настоящее время составляет только 5,3% экономически активного населения.

Для реализации потенциала общественной активности в области самообеспечения в старости необходимо проведение целого ряда организационных мероприятий и законодательных новаций по следующим направлениям:

· создание экономических (налоговых и иных) стимулов для работодателей и граждан к участию в добровольных пенсионных системах;

· развитие инфраструктуры рынков негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования;

· совершенствование методов и форм государственного контроля и защиты прав участников этих рынков.

Очевидно, что основой экономического стимулирования развития данной сферы является установление для всех субъектов негосударственного пенсионного обеспечения и страхования налогового режима, способствующего ускоренному росту пенсионных накоплений и предполагающего налогообложение выплат из пенсионных систем при освобождении от налогов взносов и дохода от их инвестирования.

Настолько же важным является также предоставление возможности размещать пенсионные резервы негосударственных пенсионных фондов в инвестиционные проекты, обеспеченные государственными гарантиями.

4. Участие негосударственных пенсионных фондов в обязательных видах пенсионного обеспечения

Основой пенсионного обеспечения должно стать обязательное пенсионное страхование. Условия данного вида страхования должны быть полностью унифицированы для всех субъектов. Обязательное страхование должно строится на принципах накопительного финансирования и предполагать свободу застрахованного в выборе института, осуществляющего страхование.

Участие НПФ в обязательных пенсионных системах установлено Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» («Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом»), а также проектом федерального закона «Об обязательных профессиональных пенсионных системах», который представлен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, предусмотрено создание обязательных профессиональных пенсионных систем не только на базе Пенсионного фонда Российской Федерации, но и на базе негосударственных пенсионных фондов.

Исходя из имеющихся проектов документов, определяющих требования к негосударственным пенсионным фонду, осуществляющим деятельность по обязательному пенсионному страхованию, в полной мере удовлетворяют этим требованиям (сумма собственных средств фонда свыше 30 млн. руб. и ведение пенсионных счетов более 5000 чел.) 13 фондов: НПФ «Газфонд» (Москва), НПФ «Благосостояние» (Москва), НПФ электроэнергетики (Москва), Национальный НПФ (Москва), НПФ «Сургутнефтегаз», (г. Сургут Ханты-Мансийского а.о.), НПФ «Телеком-Союз» (Санкт-Петербург), НПФ «Алмазная осень» (Республика Саха (Якутия), НПФ «Уголь» (Москва), НПФ ГАЗ (Нижний Новгород), НПФ «Мосэнерго» (Москва), Первый национальный НПФ (Москва), НПФ «Железнодорожный» (Нижний Новгород) и Всерегиональный НПФ «Северный» (Ленинградская обл.).

5. Меры по обеспечению надежности негосударственных пенсионных фондов

Для снижения рисков всей накопительной системы пенсионного обеспечения, в том числе и негосударственных пенсионных фондов, необходимо сформировать и законодательно закрепить систему внутренних и внешних резервов, предполагающую:

- создание внутренних резервов фондов, размеры которых определяются в зависимости от рискованности портфеля;

- введение требований по наличию минимального собственного имущества пенсионных фондов, управляющих компаний, депозитариев, и специализированных пенсионных страховых компаний;

создание внешнего резервного фонда, участниками которого должны являться все пенсионные фонды, осуществляющие пенсионное страхование. Причем такой фонд должен управляться саморегулируемой организацией участников рынка;

С точки зрения управления рынком и контроля за его субъектами представляется необходимым создание саморегулируемой организации (СРО) участников рынка. СРО должна осуществлять выработку стандартов и правил деятельности участников рынка, осуществлять текущий контроль за их состоянием, а в случае возникновения финансовых затруднений - антикризисное управление такими субъектами рынка от имени всего сообщества и с использованием ресурсов контролируемого ей внешнего резервного фонда.

Негосударственные пенсионные фонды в Республике Коми

1. Стратегические ориентиры пенсионного обеспечения в Сыктывкаре

В свое время, а если точнее, то в 1997 г. была принята республиканская концепция НПО, в приложениях 1-2 которой подробно расписывалось, кто, когда и в какой форме принимает участие в создании системы НПО. Затем в начале 1998 г. был разработан проект Закона РК «О негосударственных пенсионных фондах в Республике Коми», который обещал немалые льготы юридическим и физическим лицам, рискнувшим ввязаться в авантюру с НПО. Однако дальнейшие события бурного 1998 г. притормозили процесс строительства НПО в республике. Наконец, свою роль сыграли и положительные тенденции, наблюдавшиеся в экономике с конца 1998 г. (как следствие девальвации национальной валюты и удвоения денежной массы), а в принципиально важных для экономики республики нефтяной и лесной отраслях - с начала лета 1999 г. (имеется ввиду благоприятная ситуация на мировых рынках нефти и нефтепродуктов, продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности). С одной стороны, эти благоприятные факторы открыли для республики шлюз легких экспортных денег, но, с другой, опьяняюще подействовали на законодательную и исполнительную власти республики и привели к тому, что те даже думать забыли о «длинных деньгах» НПО. В результате можно констатировать как свершившийся факт то, что республиканские власти полностью утратили интерес к негосударственному пенсионному обеспечению.

Но в таком случае, может быть, создание НПО в республике действительно бесперспективное занятие, за которое не стоит даже браться?

Мы не будем судить о всей республике, но некоторые любопытные данные по г. Сыктывкару, свидетельствующие о пользе НПО и его проблемах, приведем:

Сначала о демографической ситуации в городе. Она благоприятствует развитию НПО. На рис. 1 указан интервал «активный трудовой возраст», а внутри последнего выделен интервал «резерв НПФ». Как нетрудно понять, нижняя граница «резерва» соответствует установленному Законом РФ №4520-1 пенсионному возрасту сыктывкарцев , тогда как верхняя граница отвечает приблизительно возрасту, когда работники окончательно расстаются с предприятиями в связи с выходом на заслуженный отдых (отчасти это установлено также на примере возрастной статистики участников НПФ «Мета»). Обозначенный «резерв» - это чистый временной выигрыш накопительных пенсионных схем в НПО по сравнению с государственным пенсионным обеспечением и, как видим, он не так уж и мал - порядка 9 лет для мужчин и 12 лет для женщин. Если сравнить возрастные распределения для 2000 г. и 2010 г., то обнаруживается, что к концу десятилетия величина «резерва» благодаря росту численности населения в соответствующих возрастах только увеличится. Данный временной резерв может быть весьма полезен для НПО.

А какова возможная страховая база НПО в г. Сыктывкаре, или, иначе говоря, есть ли у предприятий средства, которые они могли бы без большого для себя ущерба перечислять в какой-либо региональный НПФ? Так вот, возможные суммы пенсионных взносов работодателей в пользу своих работников по договорам НПО в целом по г. Сыктывкару, которые в соответствии с пп. «р» п. 2 Положения №552 «О составе затрат…» предприятия вправе отнести на себестоимость, могли бы составить за 9 месяцев 2000 г. 195 (!!!) млн. руб., а в пересчете на год и того больше - порядка 260 млн. руб. Впечатляет, не правда ли?

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.