бесплатно рефераты
 

Место центрального банка в банковской системе

Место центрального банка в банковской системе

МЕСТО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ

Основные функции центрального банка

На ранней стадии развития капитализма банки верхнего уровня назывались эмиссионными. Однако к настоящему времени их функ-ции значительно расширились, поэтому в теории и на практике стало употребляться понятие «центральный банк».

Основными функциями центрального банка являются:

денежно-кредитное регулирование экономики;

эмиссия кредитных денег;

контроль за деятельностью кредитных учреждений;

аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений:

кредитование коммерческих банков (рефинансирование);

кредитно-расчетное обслуживание правительства;

хранение официальных золотовалютных резервов.

Инструменты денежно-кредитной политики

Важнейшей функцией центрального банка является денежно-кредитное регулирование. При этом помимо административных методов (установление прямых ограничений на деятельность коммерческих банков, проведение инспекций и ревизий, издание инструкций, сбор и обобщение отчетности и т.д.) центральные банки располагают и экономическим инструментарием для регулирования банковской сферы. Наиболее важными из них являются:

- минимальные обязательные резервы;

-операции на открытом рынке ценных бумаг;

-ставка рефинансирования.

Политика минимальных резервов

Минимальные резервы -- это обязательные вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается зако-нодательством в определенном отношении к банковским обязатель-ствам (вкладам клиентов).

Повышение резервной нормы на несколько процентных пунктов снижает величину избыточных резервов и значение денежного муль-типликатора, в результате чего возможности коммерческих банков создавать кредитные деньги уменьшаются.

Пример. При ставке минимальных резервов гг 20% (или 0,2) к сумме банковских де-позитов DD 100 тыс. руб. объем обязательных резервов RR составит 20 тыс. руб., а объем избыточных резервов ER -- 80 тыс. руб. При допущении, что вся сумма избыточных ре-зервов используется банками для кредитования, величина денежного мультипликатора MMull будет равна 1 : 0,2 = 5, а максимальное расширение денежной массы &MS в ре-зультате мультипликации текущих счетов составит 5 ¦ 80 000 = 400 000 руб.

AMS = MMult ¦ ER = -- (1 ~rr) DD = --0,8. 100 000 = 400 000 руб.

it 0,2

При увеличении л-до 30% объем избыточных резервов сократится до 70 000 руб., де-нежный мультипликатор уменьшится до 3,33, а максимальное расширение денежной массы AMS составит только 233 333,33 руб.

Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-е годы XX в., и сразу после Второй мировой войны ее вне-дрили в практику центральные банки всех ведущих капиталистических стран. Например, в США в 1972--1976 гг. норма их варьировалась от 1 до 17,5%.

Норма минимальных резервов может изменяться в зависимости как от конъюнктуры, так и от вида и величины вкладов. В ФРГ для бессрочных вкладов, по которым сумма минимальных резервов уточ-няется практически ежедневно, резервная норма установлена в раз-мере 30%, для срочных вкладов -- 20%, а для сберегательных-- 10%.

В России в 2000 г. норматив обязательных резервов по депозитам физических лиц в рублях составил 7%, по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте -- 10%.

Место центрального банка в банковской системе

Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке сводятся к покупке или продаже центральным банком государственных ценных бумаг. В период высо-кой конъюнктуры, когда коммерческие банки особенно активно за-нимаются кредитованием, центральный банк выбрасывает на рынок ценных бумаг государственные облигации по выгодным ценам. Если их покупают сами коммерческие банки, это означает непосредствен-ное сокращение объемов кредитования. Если же их покупают част-ные липа или фирмы, то сокращаются размеры их банковских вкла-дов, что опять-таки влечет за собой уменьшение кредитных возмож-ностей банков. В обоих случаях происходит сокращение денежного предложения MS. Наоборот, в период спада центральный банк может заниматься выкупом этих облигаций на выгодных условиях, что при-водит к увеличению MS.

Впервые этот инструмент начал применяться в США в 20-х годах XX в. В настоящее время операции на открытом рынке считаются ключевым средством контроля денежного предложения. Почему в этом качестве выступают не минимальные резервы? Операции на от-крытом рынке более гибки, к тому же минимальные резервы сродни налогам, нельзя их увеличивать до бесконечности.

Политика рефинансирования

Ставка рефинансирования -- это ставка, взимаемая центральным банком по кредитам, предоставляемым коммерческим банкам.

Применение этого инструмента базируется на том, что коммерче-ские банки могут увеличивать свои кредитные ресурсы путем привле-чения средств центрального банка. Повышение ставки рефинансиро-вания, естественно, делает рефинансирование, осуществляемое цент-ральным банком, менее привлекательным и при прочих равных условиях приводит к снижению кредитной активности. Снижение ставки рефинансирования дает противоположный результат.

Этот инструмент монетарной политики -- самый старый. В США он применяется с 1913 г. Используется он и в нашей стране, более того, на первых порах (в начальный период развития двухуровневой банковской системы в России) это было единственное активно применяемое средст-во в деятельности Центрального банка РФ. С момента начала использо-вания этого инструмента в январе 1991 г. ставка рефинансирования многократно изменялась, достигнув своего максимума 210% в октябре 1993 г. Впоследствии ока снизилась и в конце 2000 г. составила 25%.

В то же время с точки зрения действенности изменения учетной ставки проигрывают по сравнению с операциями на открытом рынке и резервной политикой. Дело в том, что количество кредитных ресур-сов коммерческих банков, получаемых путем займов у центральных банков, обычно очень невелико. В США в среднем лишь 2--3% бан-ковских резервов приобретаются таким путем. Поэтому к.п.д. учетной политики довольно низок. Кроме того, если влияние резервной поли-тики и операций на открытом рынке на уровень денежного предложе-ния можно относительно точно предсказать, то в случае с изменением учетной ставки сделать этого нельзя.

Статус, основные цели и функции ЦБ РФ

Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке РФ» и другими фе-деральными законами. В соответствии со ст. 71 российской Конститу-ции федеральные банки (следовательно, и Центральный банк РФ, иму-щество которого является федеральной собственностью) относятся к федеральным экономическим службам и находятся в ведении РФ. В части ст. 75 Основного закона закрепляется, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ; а в части 2 этой статьи определяется основная функция Банка России -- защита и обеспечение устойчивости рубля. Эту функцию он осуществляет неза-висимо от других органов государственной власти. Вопросы правового регулирования деятельности Центрального банка РФ затрагиваются в ряде других федеральных законов. В частности, взаимоотношения Банка России и кредитных организаций регламентируются Федераль-ным законом «О банках и банковской деятельности» и Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

В пределах своих полномочий, предоставленных ему Конститу-цией РФ и федеральными законами, Банк России независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправ-ления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномо-чий, принимать решения, противоречащие Федеральному закону.

Уставный капитал и имущество Банка России являются федера-льной собственностью. Однако Банк России является только титуль-ным владельцем принадлежащей ему собственности; специфической особенностью является его обязанность осуществлять правомочия владения, пользования и распоряжения указанным имуществом не в своих интересах, а в интересах государства или, точнее, общества и целом. Свои расходы Банк России осуществляет за счет собственных доходов, т.е. государство не финансирует его деятельность. В соответствии с Налоговым кодексом РФ Банк России уплачивает налоги и сборы. На деятельность ЦБ РФ налагается ряд ограничений. Так, Банк России не вправе участвовать в формировании капитала рос-сийских кредитных организаций. Государство не отвечает по обязательством Банка России, а Банк России -- по обязательствам государства. Центральный банк, имеющий независимый статус (разу-меется, в четко определенных законом пределах), жизненно необхо-дим экономике рыночного типа. Действуя в интересах государства и всего общества, Банк России не имеет частноправовых целей. Основными целями Банка России являются:

• защита и обеспечение устойчивости российского рубля;

• развитие и укрепление банковской системы РФ;

• обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Как видно, получение прибыли не является целью функциониро-вания Центрального банка РФ.

Поставленные перед ЦБ РФ цели определяют его функции, ко-торые сформулированы в ст. 4 Федерального закона. Центральный банк РФ:

взаимодействует с Правительством РФ, разрабатывает и прово-дит единую государственную денежно-кредитную политику;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и органи-зует их обращение, что закреплено в ст. 29 Закона о ЦБ РФ. Ее прове-дение -- исключительная функция Центрального банка РФ. Эмис-сия -- главный источник ресурсов Банка России;

является кредитором последней инстанции для кредитных ор-ганизаций, организует систему рефинансирования;

устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

устанавливает правила проведения банковских операций, бух-галтерского учета и отчетности для банковской системы;

принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензии на осуществление банковских опе-раций, приостанавливает их действие и отзывает их;

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организа-циями;

осуществляет в соответствии с законодательством РФ валютное регулирование и валютным контроль как непосредственно, так и че-рез уполномоченные банки;

10) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

осуществляет эффективное управление золотовалютными ре-зервами Банка России;

осуществляет самостоятельно или по поручению Правительст-ва РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

определяет порядок проведения расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также юридически-ми и физическими лицами;

устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по по-купке и продаже иностранной валюты, выдает, приостанавливает, от-зывает разрешения валютным биржам на их проведение;

в целях осуществления названных выше функций Централь-ный банк РФ проводит анализ и прогнозирование состояния эконо-мики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответству-ющие материалы и статистические данные;

осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Все перечисленные функции Центрального банка РФ тесно взаи-мосвязаны. Их реализация позволяет создать необходимые предпо-сылки для выполнения ЦБ РФ функций регулирования всей денеж-но-кредитной системы страны и, следовательно, регулирования эко-номики. На современном этапе все большее значение приобретает надзорная функция ЦБ РФ.

Таким образом, Центральный банк РФ, являясь федеральным ор-ганом власти, не входит в систему федеральных органов законодатель-ной, исполнительной и судебной власти и осуществляет свои функции независимо от них. Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает норма-тивные акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами. В то же время нормативные акты Банка России не должны противоречить федеральным законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.

Структура ЦБ РФ и задачи его департаментов

Банк России представляет собой единую централизованную сис-тему с вертикальной структурой управления. В состав органов управ-ления входят Национальный банковский совет, Председатель Банка России и Совет директоров.

Национальный банковский совет -- коллегиальный орган Банка России. В его состав входят 12 человек, из которых двое направляют-ся Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое -- Государственной Думой из числа депута-тов Государственной Думы, трое -- Президентом РФ, трое -- Прави-тельством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

К компетенции Национального банковского совета относятся:

а) утверждение общего объема административно-хозяйственных расходов и отчета об их исполнении, объема капитальных вложений, правил бухгалтерского учета и отчетности для Банка России, порядка формирования провизии и распределения прибыли, остающейся в его распоряжении;

б) решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций; определение аудиторской организации -- аудитора годовой финансовой отчетности ЦБ РФ;

в) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности ЦБ РФ и его структурных подразделений;

г) рассмотрение проекта и основных направлений денежно-кредитной политики, вопросов совершенствования банковской системы, а также информации по основным вопросам деятельности ЦБ РФ и т.п.

Органом управления Банка России является и Совет директоров, в состав которого входят Председатель Банка России и 12 членов, ра-ботающих на постоянной основе. Председатель Банка России назна-чается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Председатель Бан-ка России несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России, обеспечивая реализацию возложенных на него функций. Кандидатура на должность Председателя ЦБ РФ представляется для рассмотрения и утверждения в Государственную Думу Президентом РФ. Занимать должность Председателя Банка России одному и тому же лицу разрешается не более трех сроков подряд. Государственная Дума рассматривает вопрос и об освобождении Председателя Банка России. Члены Совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председа теля Банка России. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» ограничивает компетенцию Совета директоров Бан-ка России в сфере административно-хозяйственного управления, оставляя за ним полномочия в решении вопросов, относящихся к функциям центрального банка как органа контроля за денежным об-ращением и гаранта стабильности банковской системы. Совет дирек-торов разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направле-ний денежно-кредитной политики. К его полномочиям относится принятие решений:

об определении лимитов операций на открытом рынке;

об изменении процентных ставок Банка России;

о величине резервных требований;

о применении прямых количественных ограничений;

об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

* о порядке формирования резервов кредитными организациями.

В организационном ллане в структуру Банка России входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заве-дения и другие предприятия и организации, необходимые для осуще-ствления деятельности Банка России.

В структуре центрального аппарата. Банка России функционируют в настоящее время 22 департамента, главное управление экспертизы (на правах департамента) и три подразделения (главная инспекция кредитных организаций, главное управление безопасности и зашиты информации, главное управление недвижимости), которые в совокупности осуществляют реализацию возложенных на Банк России функций. Рассмотрим специфику работы департаментов и подразде-лений центрального аппарата Банка России на конкретном примере. Так, департамент лицензирования деятельности и финансового оздо-ровления кредитных организаций является структурным звеном Бан-ка России, которое обеспечивает выполнение возложенных на Банк России функций государственной регистрации кредитных организа-ций и выдачи им лицензий. Задачами этого департамента являются:

• осуществление надзора за соблюдением требований законодательства РФ, нормативных актов Банка России кредитными организациями на стадии их создания и лицензирования;

организация работы по подготовке и реализации мер по восстановлению деятельности коммерческих банков, испытывающих финансовые трудности;

обеспечение проведения реорганизационных и ликвидацион-ных процедур в отношении проблемных банков.

Задачей департамента банковского регулирования и надзора яв-ляется методическое и организационное обеспечение функций Бан-ка России в сфере пруденциального надзора за деятельностью кре-дитных организаций. Главная инспекция кредитных организаций занимается инспекционной деятельностью территориальных учреж-дений Банка России, координацией их работы при подготовке и проведении инспекционных проверок. Кроме того, в задачи этого подразделения входит нормативное, методическое и информацион-но-аналитическое обеспечение деятельности подразделений инс-пектирования кредитных организаций в территориальных учрежде-ниях Банка России.

Департамент исследований и информации занимает одно из веду-щих мест в структуре Банка России, так как результаты его работы служат основой для формирования банковской политики и выработ-ки перспектив ее развития. В функции департамента входит, во-пер-вых, анализ текущих тенденций, причем не только в банковской сфере, но и в экономике в целом, поскольку одна из задач любого центрального банка -- стимулирование экономического роста на ста-бильной основе; во-вторых, прогнозирование хозяйственной конъ-юнктуры в денежно-кредитной системе и на основе этого составление программ действий, с тем чтобы руководство Центрального банка РФ было осведомлено о проблемах, с которыми придется столкнуться в перспективе, и могло выработать методы их преодоления; в-третьих, создание информационной базы для проведения макроэкономиче-ских исследований.

В процессе своей деятельности департаменты центрального аппа-рата Банка России тесно взаимодействуют между собой. Так, депар-тамент банковского регулирования и надзора является заказчиком ряда инспекционных проверок, а также потребителем «продукции», которую производят работники главной инспекции кредитных орга-низаций. На основании актов проведенных инспекционных проверок департамент банковского регулирования и надзора делает выводы о качестве представляемой коммерческими банками отчетности. Де-партамент лицензирования деятельности и финансового оздоровле-ния кредитных организаций совместно с подразделениями безопас-ности, эмиссионно-кассовой работы проводит отбор наиболее достойных претендентов на занятие высоких должностей в коммерче-ских банках. При планировании мероприятий по предотвращению сбоев в деятельности коммерческих банков сводно-экономический департамент и департамент банковского регулирования и надзора взаимодействуют с главной инспекцией кредитных организаций, де-партаментом валютного регулирования и валютного контроля.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.