бесплатно рефераты
 

Место банковской системы в условиях перехода к рынку

Место банковской системы в условиях перехода к рынку

- 1 -

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации Академия налоговой полиции ФСНП РФ

Уфимский филиал Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

Место банковской системы в условиях

перехода к рынку

Выполнил: слушатель 1 курса

группы ОЭ-99-02

ГарееваК.Р

Научные руководители:

Лузина И.А.

Короткое А.Ю.

Уфа-2000

Содержание:

  • Введение 3
    • Принципы организации банковской системы 4
    • Проблемы и пути развития банковской системы Российской Федерации 8
    • Центральный и коммерческие банки, их функции и характер взаимодействия в современных условиях 13
    • Денежно-кредитная политика в России. 18
    • Заключение 24
    • Список использованной литературы: 27

Введение

Переход к новым экономическим отношениям в России определил необ
хо-димость разработки и применения принципиально новых, рыночных, под-ходов к реа-лизации эффективной банковской политики на уровне конкретного кредитного учреждения.

Демонополизация банковской системы и децентрализация способ-ствовали развитию банковской конкуренции и созданию финансовых рынков, в частности, рын-ка депозитов и рынка ссудных капиталов. В результате меро-приятий, направленных на проведение экономической реформы, в том числе реорганизации банковской системы страны на основе принятых законов о бан-ках и банковской деятельности право привлекать денежные средства населения в депозиты и выполнять широкий спектр операций по обслуживанию частных клиентов получили все коммерческие банки. Формирование рыночных отно-шений в России, преобразование в связи с этим банковской системы коренным образом изменило характер проведения процентной политики.

Банки стали самостоятельно определять уровень процентных ставок, учитывая при этом влияние целого ряда факторов: соотношение спроса и пред-ложения на финансовых рынках, государственное регулирование уровня про-центных ставок, темпы инфляции, общий уровень рентабельности хозяйства, конкуренцию в банковском деле, прибыльность банка, срок и размер предос-тавляемых (привлекаемых) средств, степень риска данной операции, платежес-пособность клиен-та, его характер, вид ссуды, тип банка, его размер и другие.

Мировая практика экономической жизни убедительно свидетельствует о том, что без создания эффективной банковской системы невозможно нормаль-ное функцио-нирование и развитие экономики. Эффективность функциониро-вания банковской системы России - залог успешного перехода к рыночные от-ношениям. Этим объясняется актуальность рассматриваемой в данной работе темы.

Принципы организации банковской системы

Основное назначение банка -
посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками переме-щение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъ-екты финансового рынка имеют два сущест-венных признака, отличающие их от всех других субъектов. [ 2, с.24]

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким обра-зом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущен-ные другими. Это отличает банки от финансо-вых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долго-вых обяза-тельств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обяза-тельств с фикси-рованной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, кото-рые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, рас-пределяет среди своих акционеров.

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предостав-ление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверитель-ные операции и т.п.

В России банки могут создаваться на основе любой формы собствен-ности - частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается воз-можность соз-

дания банков, основанных исключительно на государственной форме собственнос-ти, которые в соответствии с действующим законодательст-вом могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для фор-мирования уставных капи-талов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций в соответствии с Условиями откры-тия банков с участием иностранного капи-тала на территории Российской Феде-рации, утвержденными ЦБ РФ 08.04.93 г., понимаются:

- совместные банки, т.е. банки, уставной капитал которых формируется за счет средств резидентов и нерезидентов;

- иностранные банки - банки, уставной капитал которых формируется за счет нерезидентов;

- филиалы банков-нерезидентов.

В настоящее время Банковская система децентрализована, создана двух-уров-невая банковская структура. Двухуровневая структура (в различных фор-мах) суще-ствует длительный период в странах Западной Европы и Америки и оправдала себя.

1. Верхний уровень занимает государственный банк (Центральный банк Российской Федерации), который диктует кредитную политику, но не вмеши-вается в дела самостоятельных банков нижнего уровня. Центральный банк стремится к стабилизации кредитной системы, избежанию кризисов и бан-кротств в банковской сфере, то есть осуществляет в большей или меньшей сте-пени государственное регулирование кредитного сектора.

2. Нижний уровень занимают коммерческие банки и иные небанковские финансово-кредитные институты (имеющие лицензию на осуществление банковских операций).В Законе о банковской деятельности они названы дру-гими кредитными учреждения.

Управление и контроль устойчивостью банковской системы.

Устойчивость банковской системы является одной из гарантий бескри-зисного развития экономики.

В связи с этим Центробанк РФ, отвечающий за устойчивость Банков-ской системы, формирует следующие Резервные и Страховые фонды:

1. Фонд обязательных резервов. Банки перечисляют 20% от объема привлечен-ных ресурсов и перечисляют сверх того средства, если уставной ка-питал оплачен не полностью, а также если они нарушают установленные или экономические нормативы.

2. Фонд компенсации в % ставках. Норматив отчислений в фонд компенсации разниц в % ставках устанавливается в размере 1 процента от при-были коммерческого банка. Из фонда банкам выплачиваются компенсации ес-ли они теряют свои доходы при применении пониженных ставок. В фонд изы-маются также все доходы коммерческих банков, полученные от применения ими процентных ставок по ссудам свыше предель-ных, установленных Банком России и другие незаконно полученные доходы от опера-ций по производству и торговле материальными ценностями.

3. Фонд страхования депозитов. Норматив отчислений устанавливается в разме-ре 1% от прибыли коммерческого банка. Формирование указанного фон-да в случае неплатежеспособности банка дает коммерческим банкам право компенсации вкладов и депозитов своим клиентам со стороны Банка России в двадцатикратном размере от величины фонда страхования депозитов.

4. Фонд страхования коммерческих банков от банкротств. Норматив отчисле-ния составляет 1% от прибыли. Формирование указанного фонда дает право коммер-ческим банкам получать ссуды Банка России на восполнение временного, сезонного недостатка ликвидности в двадцатикратном размере к оплаченной величине фонда.

Управление и контроль за устойчивостью банковской системы заключа-ется в выполнении банками определенных условий, обеспечивающих выпол-нение 12 основ-ных нормативов. [4, с.53]

Н1-минимальная достаточность капитала - соотношение капитала банка и суммарного объема активов, взвешенных с учетом риска.

Н2-минимальная текущая ликвидность - отношение суммы активов к сумме обязательств банка по счетам до востребования более половины ликвидных активов представлено остатками по счету "Операции с государственными ценными бумагами".

Н3-норматив мгновенной ликвидности банка-отношение суммы высоко-ликвид-ных активов к обязательствам банка до востребования.

Н4-максимальный риск по долгосрочным кредитам - отношение кредитов сроком свыше года к капиталу и долгосрочным депозитам.

Н5-минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов. Соотноше-ние ликвидных активов и суммарных активов. Суммарные активы рас-сматриваются как активы-нетто.

Н6-максимальный размер риска на одного заемщика - отношение сово-купной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику к капиталу банка.

Н7-максимальный размер риска по крупным кредитам - соотношение со-вокуп-ной величины крупных кредитов и 50% гарантий к капиталу банка.

Н8-максимальный размер риска на одного кредитора - соотношение ве-личины вклада по счетам одного кредитора к капиталу банка.

Н9-максимальный размер кредитов, предоставленных одному акционеру -отно-шение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заем-щику-акцио-неру, к капиталу банка.

Н10-максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставлен-ных инсайдеру. Отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, вы-данных инсай-дерам, к капиталу банка.

Н11 - максимальный размер привлеченных вкладов населения. Соотноше-ние общей суммы вкладов граждан и капитала банка.

Н12-максимальное использование собственных средств для приобретения акций одного юридического лица. Процентное соотношение инвестируемых и собственных средств.

Проблемы и пути развития банковской системы Российской Федерации

Известно, что в последние годы банковская система испытывала серьез-ные трудности (кризис валютного рынка в 1994 г., кризис банковской ликвид-ности в 1995 г., крах фондового рынка 17 августа 1998 г.).

Решение проблем развития банковской системы России усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные:

- постоянно меняется законодательная база;

- разгул преступности в стране - как следствие - желание мафиозных структур прибрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское;

- стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль - как следствие - развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в це-лом..

Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредит-ных институтов. Коренным образом должка измениться вся система отноше-ний внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового бан-ковского работника - хорошо образованного, думающего, инициативного и го-тового идти на обдуманный и взвешен-ный риск. На это требуется время. Не-обходимо, путем вдумчивого изучения зарубеж-ной практики, восстановить ут-раченные рациональные принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на многове-ковой опыт ры-ночных финансовых структур.

Рассмотрим причины и последствия банкротства банков.

Три главных нежелательных обстоятельства могут послужить причиной банкротства банка:

- невозврат ссуды или потеря стоимости других активов;

- неликвидность;

- убытки от основной деятельности.

Каждое из этих обстоятельств ведет к уменьшению собственного капитала банка. Когда собственный капитал банка падает ниже нуля, банк становится неплатежеспособным: его пассивы (обязательства) превосходят его активы. В этой ситуации ревизоры банков обычно настаивают на том, чтобы банк прекратил свою деятельность.

С момента возникновения банковского дела нестабильность, вызванная банкротствами отдельных банков, массовыми изъятиями вкладов с проводимой политикой частичного резервного покрытия, объективно подталкивала государство к расширению практики регулирования банковского дела. С помощью регулирования государство пытается защитить вкладчиков от финансовых потерь и избежать разрушительных для экономики последствий банкротств банков.

К числу трех важнейших типов мероприятий, с помощью которых государство пытается обеспечить надежность и стабильность банковской системы, относятся:

- проведение банковских ревизий;

- проведение централизованных банковских операций;

- страхование депозитов.

Ключевым вопросом этой проблемы является подрыв доверия со стороны вкладчиков к банку.

В условиях перехода к рыночной экономике оптимальная кредитная политика коммерческого банка во взаимоотношениях с клиентами должна строиться исходя из интересов участников кредитных отношений.

Развитие рыночных отношений в России, нестабильное законодательст-во, "частые изменения" фискальной политике Правительства и другие внешние причины (наряду со стратегией развития и тактикой действия) вынуждают рос-сийские банки периодически пересматривать свои приоритеты в кредитовании реального сектора.

В качественно новых условиях перед национальной банковской индуст-рией как

составной частью экономики России объективно стоят два принципи-альных вопроса:

- во-первых, какую роль ей предстоит сыграть в осуществлении струк-турной перестройки экономики страны;

- во-вторых, как она должна развиваться в будущем.

Доминирующей тенденцией развития российских банков становится ак-тивная концентрация капитала. Формируется ядро крупнейших банков. На до-лю первых 30-ти по величине активов уже сейчас приходится 66% совокупных активов банковской системы. Другим проявлением тенденции концентрации банковского капитала стало сокращение количества кредитных организаций под действием рыночных процессов конкуренции и концентрации (их количе-ство уменьшилось за два последних года в 1,5 раза -- с 2600 до 1700).

Концентрация капитала и активов крупнейших банков сопровождается их экспансией на международных рынках капитала. Некоторые конкретные цифры пока-зывают масштабы проникновения отечественных кредитных учре-ждений на междуна-родные финансовые рынки: на 1 января 1998 г. в общем объеме привлеченных рос-сийскими банками межбанковских кредитов доля иностранных банков составила 70,8%, за 1997 г. о на увеличилась примерно в 1,5 раза. Такого результата удалось до-биться, несмотря на жесточайший кризис на мировых фондовых рынках, существенно подорвавший доверие у инвесто-ров к кредитным учреждениям развивающихся стран.

На фоне ускорения темпов сокращения, общего количества действую-щих кредитных организаций достаточно устойчивую и динамично развивающуюся подгруппу в банковской системе России составляют банки с участием иностранного капитала. Удельный вес их количества возрос с 7,3% на 1 января 1998 г. до 8,4% на ту же дату 1999 г. Объем иностранных инвестиций в капитал российских банков за прошлый год составил 4,13% совокупного уставного ка-питала всей банковской системы. При этом лимит привлечения иностранного капитала (12%) не исчерпан. За последние два года наблюдался рост числа банков, контролируемых нерезидентами. Большин-ство из них входит в группу 200 крупнейших банков. Необходимо отметить, что со стороны таких банков усиливается конкуренция за лидирующие позиции в банковс-

кой системе Рос-сии. Это ставит вопрос об уточнении принципов регулирования их деятельно-сти, чтобы снизить риск внезапной миграции иностранного капитала.

Следует особо подчеркнуть, что в условиях финансового кризиса, разразив-шегося 17 августа, в стране сохранилось достаточно много банков, которые не относятся к категории проблемных даже в это непростое время. Свою ус-тойчивость и возможность продолжения нормального рабочего процесса пока-зал целый ряд средних российских банков.

Причины надежности этих банков в условиях кризиса в том, что они не вкладывали значительных средств в государственные ценные бумаги, не брали под залог ГКО кредиты у банков-нерезидентов, не участвовали в доходном «прокручи-вании» бюджетных средств, не увлекались игрой на рискованном межбанковском рынке. Основным направлением их деятельности оставалось качественное обслу-живание традиционной клиентуры, кредитование предпри-ятий реального сектора под высоколиквидные залоги. В результате случаи не-возврата или просрочки креди-тов у них относительно редки.

Проводимая сегодня реструктуризация банковской системы вызывает необходимость продуманного адекватного ее регулирования со стороны ЦБ РФ с учетом норм международного банковского опыта.

Основными путями достижения банками цели повышения прибыльности деятельности на современном этапе являются:

- автоматизация банковских расчетов;

- совершенствование существующих банковских продуктов и ввод новых услуг;

- расширение сети банкоматов и электронных систем обслуживания;

- развитие систем автоматизации, в частности подсистемы «банк - клиент»;

- расширение клиентской базы за счет привлечения на обслуживание юридических лиц.

Основные положения современных подходов к эффективному управ-

лению финансовыми ресурсами коммерческих банков определяются рядом факторов:

- меняется содержание приоритетов банковской политики, которая рассматривается в широком смысле как с позиций банка так и кредитора и заемщика;

- развитие кредитных рынков (национальных и международных) предполагает изменение сути банковской деятельности с учетом требований рынка. Возникает необходимость в проведении банковского менеджмента, маркетинга, внедрения новейших технологий, изучения и покрытия экономических рисков с целью наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов банков с минимальными затратами;

- социально- экономическая роль банков в рыночном хозяйстве предполагает расширение сферы и повышение качества банковских услуг. При этом, банкротства банков последних лет крайне негативно сказались на отношении к банкам со стороны клиентов;

- вступление отечественной экономики на путь рыночных преобразований предопределяет ее развитие в русле общемировых тенденций;

- формируя современную кредитную политику, коммерческие банки все в большей степени ориентируются на знания и опыт, существующие в мире.

Однако, в нынешних условиях достижения западной экономической теории не могут в полной мере отвечать специфике российского банка и применимы лишь в той части, которая отвечает национальным особен-ностям:

1. Налогового законодательства;

2. Методов бухгалтерской отчетности;

3. Взаимоотношений хозяйствующих субъектов РФ.

Центральный и коммерческие банки, их функции и характер взаимодействия в современных условиях

Банк - (в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности в
РФ) коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому на основании лицензии, выдаваемой Банком России, предоставлено право при-влекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего име-ни размещать их на условии возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.

По состоянию на 1 июля 1999 года число коммерческих банков в России составило 1946 [ 5, с. 12]

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. [ 5, с.31] Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Преж-де всего это относится к срокам тех и других. Так если банк привлекает средст-ва главным образом на короткие сроки, а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его ликвидность оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ре-сурсов.

Вторым важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразу-мевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей дея-тельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоря-жения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.