бесплатно рефераты
 

Кредитные операции банка

редитные инструкции представляют собой самую высокую ступень конкретизации кредитной политики, это описание последовательных действий (шагов), закрепляющих общий алгоритм реализации кредитной процедуры. Кредитная инструкция соответствует определенной кредитной процедуре и может быть представлена схематическим описанием последовательности взаимосвязанных шагов сотрудников (исполнителей) банка в соответствии с их полномочиями и обязанностями. Процедуры, описываемые в инструкциях, это правила оформления кредитной документации, проведения анализа финансового состояния заемщика, правила мониторинга кредитов и др.

Эти три документа можно объединить в один "Руководство по кредитной политике". Руководство по кредитной политике является самым эффективным средством реализации кредитной политики [7, с.116 - 121].

После того, как в банке принята кредитная политика можно перейти конкретно к рассмотрению кредитного процесса в банке. Кредитная политика закладывает основы кредитования в банке - это приемы и методы, принятые в банке при осуществлении кредитования. Эти приемы и методы, как единичные действия, составляют суть кредитного механизма. Можно выделить следующие его компоненты:

анализ кредитоспособности заемщиков;

методы кредитования и формы счетов для учета кредитной задолженности;

кредитная документация для предоставления в банк;

процедура выдачи кредитов;

процедура погашения;

кредитный мониторинг и др.

Рассмотрим непосредственно сам кредитный процесс.

Кредитованию предшествуют переговоры, инициатор (банк или клиент) обращается с предложением, стороны выдвигают свои условия. После этого начинается первый этап кредитования, клиент предоставляет в банк пакет документов:

ходатайство на получение кредита, с указанием цели, срока, суммы и т.д.;

бухгалтерскую отчетность (балансы, отчет о прибылях и убытках);

копии контрактов кредитуемых сделок;

копии учредительных документов;

копии документов о государственной регистрации;

карточку с образцами подписей и оттисками печатей;

другие документы, установленные банком [18].

На основании этих и иных, дополнительно установленных банком, документов кредитные работники проводят анализ кредитоспособности возможного кредитополучателя, под которой понимают способность заемщика полностью и в срок погасить сумму задолженности по кредиту и процентов по нему. Уровень кредитоспособности - это степень индивидуального риска банка, связанного с выдачей кредита.

В международной практике существует множество различных способов и методов оценки кредитоспособности. В основе любого из них лежат определенные критерии, их можно выделить в следующие блоки: характер клиента; способность заимствовать; способность заработать средства в ходе текущей деятельности; капитал; обеспечение кредита; условия совершения кредитной операции; контроль.

Под характером клиента понимается репутация юридического лица или его руководителей, степень ответственности, четкость представления клиента о цели кредита и соответствие ее кредитной политике. Репутация юридического лица складывается из соответствующих показателей его деятельности, срока существования, кредитной истории и репутации в деловом мире; репутация менеджеров - сумма моральных, деловых, финансовых и социальных качеств руководителей. Способность заимствовать определяется наличие у лица самостоятельного права заимствовать средства. Это определяется наличием дееспособности и правоспособности у физического лица и правоспособности у юридического лица. Кроме этого, у физического лица должны быть источники доходов. При оценке кредитоспособности важно учитывать эффективность и прибыльность работы, анализировать денежные потоки. Достаточность капитала, с одной стороны, и степень участия собственными средствами в кредитуемой сделке, во-вторых, определяют заинтересованность заемщика в отслеживании рисков кредитования. Качество обеспечения является наиболее важнейшим при принятии решения о выдаче кредита. Условия, при которых осуществляется кредитная сделка, охватывают текущую и прогнозную экономическую ситуацию, другие политические, региональные и отраслевые факторы. Последний критерий - контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствия стандартам.

Перечисленные критерии и определяют содержание различных способов оценки кредитоспособности. Среди них выделяют:

оценка делового риска;

оценка менеджмента;

оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых показателей;

анализ денежного потока;

сбор информации о клиенте;

наблюдение за работой клиента путем выхода на место [6, с.222 - 224].

Как правило, анализ кредитоспособности служит основой составления кредитных рейтингов, которые являются основанием для принятия решений о выдаче кредитов тому или иному клиенту.

После проведенного анализа кредитоспособности, кредитный работник (эксперт) оформляет заключение, которое вместе с иными сопроводительными документами направляется к лицу или в орган, уполномоченные разрешать выдачу кредита. Важно отметить, что объективность оценки кредитного проекта и кредитоспособности клиента во многом определяется разделением функций кредитного анализа и организации кредитования между подразделениями банка. С другой стороны, на объективность составления заключения влияет так называемый принцип "четырех глаз", когда параллельно составляется второе заключение в другом отделе, лицом несвязанным с работниками кредитного отдела [6, с.254 - 255].

Санкционирование кредита может быть произведено по одному из трех методов:

индивидуальное;

коллективное;

санкционирование кредитным комитетом [18, с.220].

Самым распространенным является последний способ, когда принятие решения о выдаче кредита происходит на высшем звене управления. Однако данный метод имеет ряд недостатков. Так, данная модель санкционирования кредитов не может быть приемлема для крупных и розничных банков, банков с большой филиальной сетью. Способом решения этих объективных ограничений может служить система делегирования полномочий, основанной на принятии решений в пределах определенной компетенции, которая в свою очередь определяется уровнем квалификации, опытом и качеством работы сотрудников банка [6, с.256; 7, с.134].

Система делегирования много ступенчата. Выделяются следующие основные уровни принятия решений:

Индивидуальная подпись, определяет индивидуальные полномочия конкретного работника, которые выражаются максимальной суммой, определенным качеством кредита. Данные ограничения зависят от квалификации сотрудника, его качества работы. Лимиты сумм могут устанавливаться как по отдельным кредитным продуктам, так и по их общей совокупности. Правом индивидуальной подписи наделяются сотрудники кредитных отделов или руководители филиалов.

Двойная подпись (индивидуальная "плюс" подпись начальника или иного вышестоящего лица) определяет границы (сумма, качество) ответственности начальников отделов при санкционировании кредитов.

Множественная подпись. Здесь при принятии решения требуется подпись одного из членов кредитного комитета банка.

Санкционирование кредитным комитетом банка. Такой способ применяется для "особых" кредитов и для кредитов, требующих больших полномочий, нежели имеются у низшего уровня санкционирования кредита [7, с.134 - 136].

После санкционирования кредита кредитный работник производит структурирование кредита, определяет его важнейшие параметры: цель кредита, сумма кредита, срок ссуды, погашение кредита, обеспечение, процентная ставка и др. [4, с.284 - 287].

Второй этап кредитования - оформление кредитной документации. В это же время начинается формирование кредитного досье клиента.

Третий этап кредитования - это использование кредита, на котором осуществляется контроль над кредитными операциями: соблюдением лимита кредитования, целевым использованием кредита, уплатой ссудного процента, полнотой и своевременностью возврата и др.

Перечисленные этапы могут иметь различное содержание в зависимости от видов банковского кредита. Некоторые виды банковских кредитов не предполагают наличие всех этапов.

Рассмотрим особенности некоторых видов банковского кредитования кредита

3. Банковское кредитование в Республике Беларусь: особенности и проблемы

Одна из ключевых ролей банковской системы в народном хозяйстве - кредитование. Через выполнение своих общеэкономических функций банковский сектор имеет набор инструментов воздействия на развитие экономики, хотя взаимосвязь между ними носит взаимообусловленный и взаимоопределяющий характер. С одной стороны банковская система, как основа современной кредитной системы Беларуси, прямо воздействует на процесс общественного производства, с другой стороны макроэкономические условия являются определяющим фактором развития банков.

Показателями, характеризующими роль банков в экономике, являются отношение активов (кредитов) к объему валового внутреннего продукта. Для западных развитых стран данный показатель соотношения кредитов банковской системы к ВВП составляет в процентном отношении более 100%. В Беларуси же отношения всех активов банковской системы составляют 69% (на 01.04.2004), причем доля кредитов составляет 76% (на 01.04.2004). Соотношение кредитов к общим активам банковской системы соответствует международному уровню. Очевидно, что значение банковской системы не достаточно, поэтому перед банками лежит задача нарастить уровень активов.

В "Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы" определены следующие моменты, характеризующие, проблемы связанные с кредитованием в банковском секторе:

В области привлечения и размещения банковских ресурсов - это недостаточная диверсификация источников формирования ресурсов банков, несоответствие активов и пассивов по срокам, низкий удельный вес длинных пассивов (фактор, влияющий на инвестиционную активность) и др. Роль банковского сектора в кредитовании экономики ограничена в силу общей моакроэкономической нестабильности, что, в конечном счете, сказывается на недостаточной диверсификации пассивов, несоответствия по срокам привлечения ресурсов и их размещения в кредиты. Так, диаграмма (рис.1) показывает, что в ресурсной базе и структуре кредитных вложений банковской системы наблюдается несоответствия по срокам и по размерам. Данное обстоятельство является сдерживающим фактором развития инвестиционного и долгосрочного кредитования в республике. Однако в последнее время наблюдается положительная тенденция, роста удельного веса срочных депозитов.

Рисунок 1. Структура вновь привлеченных депозитов и вновь выданных кредитов в национальной валюте банковской системы Беларуси.

Примечание: Источник: [12, с. 20]

Рисунок 2. Состав пассивов банковской системы по состоянию на 01.04.2004.

Примечание. Источник: собственная разработка

На 01.04.2004 пассивы формировались следующим образом (рис.2). Среди источников наиболее важным являются вклады (49%), вторым по важности являются остатки по текущим и расчетным счетам (21%), межбанковские кредиты занимают третью позицию (15%).

Банковская система республики подвержена высокому кредитному риску. Это выражается в высоком уровне проблемных кредитов в кредитном портфеле банков. Эта проблема остается актуальной и сейчас, хотя в последние годы были предприняты меры по улучшению качества портфеля банков. Так, если в 2001 году данный показатель колебался в пределах 11 - 13%, то в последующие годы характеризуются снижением данного показателя до максимально допустимого в международной практике (не более 5%) и ниже (рис.1). На 01.04.2004 он составил 3,7%. Высокие значения данного показателя были обусловлены снижением платежеспособности предприятий, недостаточной обеспеченностью

.

Рисунок 2. Изменение удельного веса проблемной задолженности в кредитной задолженности банков 2003 - 2004 годах, в процентах

Примечание. Источник: собственная разработка собственными оборотными средствами, низкой кредитной дисциплиной, отсутствием ответственности руководителей предприятий за её несоблюдение. Причем, если рассматривать в целом банковскую систему, то необходимо отметить, что наиболее не качественными кредиторами являются уполномоченные банки (рис.3)

Рисунок 3. Распределение проблемных кредитов по банкам.

Примечание: Источник: собственная разработка.

Основными инвесторами (собственниками) банков являются государственные органы или предприятия, основанные на государственной форме собственности. Такое участие в капитале негативно сказывается на эффективности работы банков, решения, принимаемые по отдельным операциям, могут прямо или косвенно противоречить целям и задачам деятельности коммерческих банков.

Беларусь относится к странам с высокой концентрацией и централизацией банковского капитала. В шести системообразующих банках сосредоточены большинство пассивов и активов. Такое положение способствует формированию на рынке банковских услуг монопольных тенденций.

На рынке банковских услуг республики невысокая конкуренция, обусловленная дифференциацией ресурсной базы банков и нервными условиями функционирования. Набор банковских услуг не соответствует международным стандартам, корпоративное управление банками не оказывает существенного влияния на эффективность работы банков. Банковские технологии неадекватны потребностям рынка.

В области законодательства существуют проблемы связанные с недостаточной регламентацией правоотношений банковского законодательства.

Не сформированы предпосылки и условия для привлечения вкладов населения и инвестиций в банковскую систему. Существующий механизм гарантий недостаточно эффективен и др.

Формирование данных проблем было обусловлено различными макроэкономическими факторами: низкая эффективность общественного производства, неудовлетворительные темпы институциональных и функциональных преобразований, высокая инфляция, эмиссионное покрытие бюджета, низкие доходы населения, низкий уровень накоплений, недостаточная кредитоспособность и транспарентность предприятий, низкий уровень рентабельности предприятий, значительный удельный вес убыточных предприятий и др.

В концепции указаны также направления развития банковской системы. В частности определено, что в части совершенствования функциональной и институционально структуры в 2000-2010 гг. необходимо обеспечить снижения уровня активов системообразующих банков до 50 - 60%, предполагающее увеличение роли других банков в процессе кредитования. Развитие банковского дела в Беларуси предполагается в рамках универсального статуса коммерческих банков, как фактора снижения рисков банковской системы (в том числе и кредитного). Снижение доли государства в акционерных капиталах банков позволит осуществлять им свою деятельность независимо от органов государственного управления в соответствии со своими целями и задачами. Привлечение в банковскую систему зарубежного капитала позволит повысить как количественные стороны роли банков в экономике (увеличение доли кредитов, расширение участия банков в процессе долгосрочного кредитования и т.п.), так и качественный аспект их деятельности. Иностранный капитал приносит с собой и новые виды банковских услуг и продуктов, является фактором развития технологий в банковском деле. Иными словами, применительно к банковскому кредитованию иностранные инвестиции в банковскую систему приводят к формированию и повышению кредитной культуры. В рамках функциональных преобразований также предполагается повышение самостоятельности банков в своем стратегическом развитии и осуществлении деятельности на принципах коммерческой эффективности, ответственности за её результаты, что могло бы найти свое отражение в кредитной деятельности в виде создания комплексной системой её управления (кредитная политика, единая культура кредитования, система управления кредитным риском и т.п.).

В части такого направления развития банковской системы как расширение ресурсной базы и оптимизации активов и пассивов предполагается повышение функциональной роли банков в области аккумулирования свободных денежных средств для их последующего размещения с целью обеспечения эффективности воспроизводственного процесса. С целью обеспечения организации банками финансирования экономики предусматривается расширить ресурсную базу банков, преимущественно за счет внутренних источников (средства предприятий, населения и государственных органов управления). При этом требуется соотносить увеличение банковских ресурсов с обеспечением оптимизации активов и пассивов банков.

Банковское кредитование является самым значительным проявлением роли банков, а в условиях современной Беларуси они стали основными финансовыми посредниками. Поэтому планомерное развитие и совершенствование банковского кредитования должно стать ключевым моментом денежно-кредитной политики.

Заключение

Банковский кредит является самой распространенной формой кредита, его роль в экономике не переоценима. Банковское кредитование - это не только движение денежных средств между контрагентами (банком и заемщиком), кредитная операция банка - это некая уникальная технология, банковский продукт. Содержание кредитной операции характеризует не только сущность банковской формы кредита, но и организация кредитной деятельности в банке, которая, в общем, выражается в сформированной единой кредитной культуре. Кредитная культура, как наиболее общая характеристика существующей в конкретном банке системы кредитования, предполагает комплексность и системность подхода к организации кредитного процесса. Это выражается в том, что сама система кредитования имеет ряд подсистем и элементов: система управления кредитным риском, система управления кредитной деятельностью, управление кредитным портфелем и др.

Развитие банковского кредитования в Республике Беларусь имеет свои особенности. Это, прежде всего, сложившаяся олигополистическая структура банковской системы, высокая концентрация и централизации банковского капитала, достаточно высокая степень кредитного риска, недостаточность и недиверсифицированность ресурсной базы и др.

Развитие качественной и количественной роли банковского кредита в народном хозяйстве должно быть направлено соблюдение законов и границ кредита. Только точное следование принципам кредитования может улучшить состояние кредитной и инвестиционной сфер.

Список использованных источников

1. Банковский кодекс Республики Беларусь. - Мн.: Амалфея. 2001. - 192 с.

2. Постановление правления Национального банка Республики Беларусь "Об утверждении инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата" // Нормативно-правовая база НЦПИ.

3. Постановление правления Национального банка Республики Беларусь "Об утверждении правил формирования и использования специального резерва на покрытие возможных убытков по активам банка подверженных кредитному риску" // Нормативно-правовая база НЦПИ.

4. Банковское дело: Учеб. / Под ред. Г.Г. Коробовой. - М.: Юристъ, 2002. - 751 с.

5. Банковское дело: Учеб. / Под ред. Г.Н. Белоглазовой и Л.П. Кроливецкой. - СПб.: Питер, 2002. - 384 с.

6. Банковское дело: Учеб. / Под ред.О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 672с.

7. Банковское дело: стратегическое руководство / Под ред. В. Платнова, М. Хиггинса. - М.: Консалтбанкир, 2002. - 357с.

8. Банковское дело: управление и технологии: Учеб. / Под ред. А.М. Тавсиева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 863с.

9. Бюллетень банковской статистики. №2.2004.

10. Дашкевич В. Банки и баночки // Белорусский рынок. № 15.2004.

11. Игнатов А. О роли кредитных бюро для развития экономики РБ // Белорусский банковский бюллетень. № 3.2003. с.43 - 47.

12. Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в 2003 году // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. №3.2004. с.11 - 23.

13. Калимов Д., Томкович Р. Кредитная либерализация // Национальная экономическая газета. №10.2004.

14. Карачун О. Особенности функций банков в переходной экономике // Банковский вестник. №7.2002. С.17 - 20.

15. Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001 - 2010 годы // http // www.nbrb. by

16. Мосейчик Г. Инвестиционные процессы в контексте развития финансовых институтов в Республике Беларусь // Банковский вестник. №1.2003. с.3 - 15.

17. Осипов В. Банковская система Беларуси: актуальные проблемы взаимодействия с реальным сектором экономики // Директор. №7.2001. с.16 - 19.

18. Организация деятельности коммерческих банков: Учеб. / Г.И. Кравцова, Н.К. Василенко, И.К. Козлова и др.; Под общ. ред. Г.И. Кравцовой. - Мн.: БГЭУ, 2001.512 с.

19. Основы банковского дела: Учеб. пособие / Под ред. Ю.М. Ясинского. - Мн.: Тесей, 1999. - 448 с.

20. Саморуков Ю. О развитии надежности банковской системы в условиях трансформации экономики // Белорусский банковский бюллетень. №13.2002. с.40 - 45.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.