бесплатно рефераты
 

Кредитно-денежная политика

p align="left">В 1991 г. в Чехии создается Консолидационный банк -специальный государственный институт для решения задачи реструктуризации огромной проблемной задолженности госбанков. В 1991 г. с баланса крупнейших чешских банков (Коммерческого, Инвестиционного, Всеобщего кредитного, Чехословацкого торгового и др.) на баланс Консолидационного банка переводятся долговые требования к предприятиям на сумму 110 млрд. чешских крон, или 20% всей задолженности государственного сектора экономики. Это помогло коммерческих банкам улучшить свое финансовое состояние. Предприятия же получили возможность погашать задолженность в течение длительного времени (в среднем 8 лет) не по рыночным процентным ставкам, а по фиксированной ставке в 13%. Часть задолженности государственных предприятий (прежде всего подлежащих приватизации) в дальнейшем была списана за счет средств Фонда национального имущества. Для реализации этой программы фонд выпустил облигации на сумму 30 млрд. крон, размещенные прежде всего между коммерческими банками. В Финляндии Государственный гарантийный фонд взял под управление просроченные кредиты крупнейшего в стране STS-банка в размере 3,4 млрд. марок, а остальные были переведены в КОР-банк, принявший на себя функции бридж-банка.

Оценка проблемных кредитов

Один из важнейших моментов при покупке проблемных кредитов - это выбор методов их оценки. Наиболее распространенным методом определения текущей цены кредитов является дисконтирование текущей стоимости, при этом, как правило, необеспеченные кредиты реализуются с большим дисконтом, а обеспеченные получают более высокую стоимостную оценку.

Во время банковского кризиса 1997 г. в Южной Корее Корпорация по управлению активами выкупала проблемные кредиты банков по цене, составлявшей 45% от балансовой стоимости обеспеченных кредитов. Значительная часть необеспеченных кредитов приобреталась существенно ниже, например за 3% номинальной стоимости.

В Чехии государственное финансовое учреждение - Консолидационный банк - выкупало проблемную задолженность у коммерческих банков по справедливой рыночной стоимости (обычно около 60% от номинальной стоимости покупаемого актива).

В Малайзии применялся так называемый механизм однонаправленной корректировки цен. Если корпорация по управлению активами продавала приобретенные кредиты за большую цену, чем она выплатила банку, то последнему возвращалось до 80% прибыли.

Впрочем, нередко специализированные агентства приобретали у банков проблемные кредиты по балансовой стоимости. Например, в Мексике Банковский фонд защиты сбережений покупал проблемные активы по так называемой нетто-стоимости (балансовая стоимость кредита за вычетом созданного резерва).

Формы оплаты «плохих» кредитов

При покупке монетарными властями или специальными институтами проблемных кредитов применяются различные формы их оплаты, например, не только за деньги, но и за гарантированные правительством облигации или векселя. В этом случае предполагается, что к сроку их погашения большая часть проблемных кредитов будет реализована, а вырученные средства пойдут на выплаты по ценным бумагам.

Например, в Венгрии сомнительная и безнадежная задолженность выкупалась у коммерческих банков в обмен на гособлигации со сроком обращения до 20 лет. Доходность этих инструментов была привязана к доходности казначейских векселей США.

Взамен «плохой» задолженности коммерческие банки Мексики получали векселя Банковского фонда защиты сбережений сроком на 10 лет, доходность по которым устанавливалась на минимальном уровне, соответствующем ставке по краткосрочным казначейским обязательствам со сроком обращения 91 день. В дальнейшем в ходе реализации программы реструктуризации в целях предотвращения ухудшения финансового состояния банков было решено, что в течение первых 3 лет ставка по полученным векселям будет превышать ставку по казначейским векселям на 2 п.п., а в течение последующих 7 лет - на 1,35 п.п.

Передача проблемных кредитов в траст

Наряду с покупкой проблемных кредитов может применяться и схема их передачи в управление (траст) специализированной компании. К плюсам передачи активов в управление можно отнести сохранение отношений между банком и заемщиком, а также восстановление кредитных взаимоотношений в случае погашения долга.

Достаточно оригинальная схема применялась в Мексике. Портфель «плохих» кредитов, приобретенный компанией FOBAPROA у банков, передавался в доверительное управление тем же самым коммерческим банкам. Вырученные от управления портфелем суммы должны были идти на погашение обязательств перед FOBAPROA. Причем стимулом для банков активно заниматься реализацией безнадежной и сомнительной задолженности стало введение финансовых санкций за несвоевременное погашение векселей, выданных взамен проблемной задолженности. Так, если банк не в состоянии оплатить вексель за счет реализации портфеля сомнительной задолженности, то он получает только 20--30% от номинальной суммы задолженности, покрытой векселем.

Технологии работы с проблемными кредитами

В мировой практике в настоящее время сформировались следующие основные технологические процедуры работы с проблемными кредитами:

проведение открытых торгов по продаже проблемных кредитов;

банкротство должников;

реструктуризация долга;

привлечение частных специализированных организаций по управлению и продаже активов.

В ряде стран с развитым банковским законодательством и инфраструктурой применялись и более сложные схемы. Например, в США Трастовая корпорация по делам банкротств в ряде случаев предоставляла возможность компании, которая приобрела у нее «плохой» кредит, вернуть этот актив корпорации в течение установленного времени. При этом корпорация возмещала возвращаемый компанией-покупателем кредит соответствующим рефинансированием. При применении данной технологии покупки кредитов условия варьировались по различным видам ссуд, но в среднем позволяли вернуть купленный актив в течение года. На практике только треть совокупных кредитов, проданных по такой схеме, были возвращены покупателями. Использовалась также схема, по которой корпорация выдавала ссуды на покупку проблемных активов.

На заключительном этапе своей деятельности Трастовая корпорация активно применяла секыоритизацию кредитов, в частности ипотечных. В этом случае образовывался пул достаточно однородных кредитов, который затем передавался трастовому фонду для выпуска сертификатов, обеспеченных данным пулом. Всего была осуществлена секьюритизация ипотечных кредитов на сумму 42,2 млрд. долл. Использование такого механизма реализации «плохих» кредитов позволило Трастовой корпорации в условиях ограниченного времени реализовать значительный объем ипотечных кредитов по более высоким ценам, чем при продаже каждого кредита в индивидуальном порядке.

Секюритизация активов, в частности проблемных кредитов, активно использовалась также в Южной Корее, где для этого были созданы специальные институты.

В силу неразвитости банковского права и институтов секьюритизация для решения проблемы «плохих» кредитов в переходных экономиках практически не применялась, но, как представляется, у данной формы финансовых отношений большое будущее в этих странах не только в кризисной, но и в обычной ситуации.

Проблема «плохих» кредитов на современном этапе

В 1990-е гг. неудовлетворительное качество совокупного кредитного портфеля банковского сектора наблюдалось во многих странах с развивающимися и переходными экономиками. В ряде развитых стран показатель уровня неработающих кредитов был на достаточно высоком уровне. Однако в последние годы в связи с улучшением макроэкономической ситуации, реструктуризацией банковских систем в целом ряде стран, повышением качества банковского надзора и регулирования, эффективности управления кредитными рисками в банках, развитием кредитных бюро и другими институциональными преобразованиями ситуация с качеством кредитного портфеля заметно улучшилась. В настоящее время важнейшие показатели качества кредитного портфеля (удельный вес «плохих» кредитов во всех кредитах и уровень сформированных резервов на возможные потери по ссудам) достигли в большинстве стран хорошего уровня (см. табл.).

Наиболее сложная ситуация с удельным весом проблемных кредитов сложилась в африканских странах. Так, в Египте этот показатель достигает 2б%3, в Марокко - 16,6, Тунисе - 23,5, Эфиопии - 19,9, Кении - 19,3, Руанде - 34,1, Зимбабве - 23,2%. Можно сказать, что эти страны или переживают банковский кризис, или стоят на его пороге.

Качество кредитного портфеля большинства латиноамериканских стран за последние годы улучшилось. Например, доля «плохих» кредитов в банковском секторе Аргентины (она перенесла в последние 20 лет несколько банковских кризисов) заметно уменьшилась (с 13,1% в 2001 г. до 6,6% в 2005 г.). При этом величина сформированных банковских резервов на возможные потери по ссудам (в процентах от суммы «плохих» кредитов) за этот же период увеличилась с 66,4 до 115,6%. В Бразилии также отмечалось улучшение качества совокупного кредитного портфеля. Так, удельный вес «плохих» кредитов бразильских банков снизился за аналогичный период с 5,6 до 4,1%, а величина сформированных резервов возросла с 126,6 до 152,8%. Наиболее проблемным остается банковский сектор Боливии (доля «плохих» кредитов в 2005 г. -- 13,7%, а величина сформированных резервов - 78,1%). Однако и в этой стране отмечается в целом положительная динамика важнейших показателей качества совокупного кредитного портфеля.

В Азии высокий уровень безнадежных кредитов наблюдается в Бангладеш (15,3%), Индонезии (15,8%), Филиппинах (20,6%), Таиланде (11,1%), Иордании (13,6%), Пакистане (10,6%). Причем в период азиатско-тихоокеанского кризиса показатели были значительно хуже.

В Китае еще несколько лет назад качество кредитного портфеля было очень плохим: в 2001 г. доля «плохих» кредитов в нем достигала 29,8%. Власти Китая задействовали для решения этой проблемы значительный арсенал мер, прежде всего, в области надзора. Народный банк Китая специально проинспектировал банки с целью выявления причин накопления «плохих» кредитов и принятия мер по их возврату. Были проверены кредитные дела более 200 крупнейших заемщиков, совокупная задолженность которых достигала 57 млрд. юаней.

Результаты инспекции показали многоплановость причин ухудшения качества кредитного портфеля: в 22% случаев невозврата кредитов был обусловлен слабостью внутрибанковского управления, в 43% - неудовлетворительным финансовым состоянием предприятий, в 35% - факторами макроэкономического регулирования и изменениями рыночной конъюнктуры. Благодаря предпринятым мерам уже в 2003 г. удельный вес безнадежных кредитов уменьшился до 22,1%, в 2004 г. - до 15, в 2005 г. - до 10,5%.

В Индии, например, в последние годы также наблюдалось значительное улучшение качества кредитного портфеля: доля «плохих» кредитов уменьшилась с 11,45 в 2001 г. до 1,5% в 2005 г.

Уровень «плохих» кредитов в банковском секторе ряда стран с переходной экономикой в последние годы также продолжал снижаться, что было связано с улучшением макроэкономической ситуации и успешной реструктуризацией банковских систем. Однако еще в 2001 г. доля «плохих» кредитов в банковском секторе ряда этих стран была очень высокая. Например, в Азербайджане она достигала 28%, в Армении - 24,4, Грузии - 11,6, Казахстане - 12,2 (2002 г.), Белоруссии -13,1, Болгарии - 13,1, Чехии - 13,7, Молдавии - 10,4, Словакии - 11,1, на Украине - 25,2%.

В последние годы в большинстве стран с переходными экономиками наряду с уменьшением доли проблемных кредитов удалось добиться также увеличения резервов на возможные потери по ссудам (по отношению к сумме «плохих» кредитов). Уменьшились крупные кредитные риски, были созданы кредитные бюро, улучшено законодательство в области защиты прав кредиторов. Вместе с тем удельный вес «плохих» кредитов в ряде этих стран пока все еще приближается или превышает 10% кредитов, что является достаточно серьезным сигналом о ситуации в банковской системе. Например, по последним данным МВФ, в Болгарии этот показатель составлял 8%, в Венгрии -10,5, Сербии и Черногории - 19,8, Украине - 19,6, Азербайджане - 7,2, Казахстане - 11,7%.

В России доля неработающих кредитов в последние годы неуклонно снижалась (2001 г. - 6,2%, 2003 г. -5, 2005 г. - 3,4%). Вместе с тем бурный рост кредитных операций банков, в частности потребительского кредитования, не всегда сопровождался адекватным управлением кредитным риском. Это создает предпосылки для ухудшения качества кредитного портфеля банковского сектора в недалеком будущем, особенно в случае неблагоприятных макроэкономических тенденций. Нельзя не отметить также угрозу снижения качества ипотечных ссуд в случае резкого снижения цен на недвижимость.

В большинстве развитых стран уровень безнадежной ссудной задолженности в последние годы уменьшился. Хотя есть и исключения. В частности, в Италии этот показатель достигал в 2005 г. 6,3%, в Греции - 7,5%, в Германии - 5,1%, во Франции - 4,2%. В то же время в США доля «плохих» кредитов составила всего 0,7%, в Великобритании - 1,9, Австралии - 0,2, Канаде - 0,5%. Банковское дело №3 2007 год Однако прогнозы ряда банковских аналитиков и самих банков относительно качества кредитного портфеля в ближайшем будущем достаточно пессимистичны.

Так, согласно результатам исследования, проведенного в январе 2007 г. Конфедерацией британской промышленности (CBI) совместно с ведущей аудиторской компанией PricewaterhouseCoopers, почти 30% опрошенных банков ожидают в ближайшем будущем роста числа невозврата кредитов. В этом случае банки будут вынуждены пересмотреть свою кредитную политику, в частности, уменьшить количество одобренных новых займов. По данным CBI, объем безнадежных кредитов продолжает расти в последние кварталы, причем самым рискованным остается потребительский сектор, в частности, кредитные карты и банковские ссуды на личные нужды. Сходная ситуация наблюдается в США. Начиная с августа 2006 г. о проблемах, связанных с невозвратными кредитами, заявляли такие крупные банки, как Fifth Third Bancorp, National City, SunTrust Banks. Ожидается, что этот список значительно увеличится после публикации многими крупными банками отчетности по IV кварталу и прогнозов на 2007 г.

Вывод

Кредитные риски остаются одними из самых значимых для банков как развитых, так и развивающихся стран. Улучшение макроэкономической ситуации и реструктуризация банковских систем в последние годы способствовали улучшению качества кредитного портфеля банков. Большую роль в решении проблемы «плохих» кредитов сыграли монетарные власти, институты и специальные подразделения банков по управлению проблемными активами. Острота проблемы явно уменьшилась, однако в условиях глобальной финансовой нестабильности практически для всех стран актуальной остается задача развития инструментов снижения кредитных рисков, начиная от регулирования и надзора, кредитных бюро, рейтинговых агентств, до качества управления рисками в самом банке. Важно также быть готовыми к применению всех инструментов управления «плохими» кредитами в случае ухудшения качества кредитного портфеля, учитывая успехи и недостатки последних лет в этой области.

Таблица1

Качество кредитного портфеля в развитых, ведущих развивающихся и переходных экономиках в 2005 г. Банковское дело №3 2007 год

Страна

Доля плохих кредитов в совокупном кредитном портфеле, %

Величина сформированных резервов (в % к «плохим» кредитам)

Развитые страны

США

0,7

163

Япония

2,4

44

Канада

0,5

51.8

Австралия

0,2

198,4

Великобритания

1,9

80,7

Франция

4,2

59

Германия

5,1

Нет данных

Италия

6,3

Нет данных

Испания

0,7

313

Швейцария

1,6

90,9

Австрия

2,2

51,5

Швеция

0,9

76,4

Норвегия

0,9

38,8

Финляндия

0,3

83,6

Нидерланды

2

75,1

Бельгия

2,2

51,5

Люксембург

0,3

Нет данных

Ирландия

0,8

87,4

Португалия

1,6

83,4

Греция

7,5

51,5

Турция

6,0

88,1

Развивающиеся страны

Аргентина

6,6

115,6

Бразилия

4,1

152,8

Мексика

2

232,1

Чили

1

143,9

Венесуэла

1,2

196,3

Египет

26

54,2

Саудовская Аравия

3

164

Пакистан

11,6

73,6

Китай

10,5

Нет данных

Индия

5,2

Нет данных

Филиппины

20,6

36,6

Таиланд

11,1

67,7

Индонезия

15,8

39,5

ЮАР

1,6

82

Марокко

16,6

59,3

Страны с переходной экономикой

Польша

5,7

59,4

Чехия

4,3

62,6

Словакия

2

69,3

Венгрия

2.1

51,1

Румыния

8,2

33.1

Болгария

8

36,5

Словения

5,5

34

Сербия и Черногория

19,8

47,8

Литва

2,5

Нет данных

Латвия

1

92.3

Эстония

0,2

Нет данных

Россия

3,4

137,8

Украина

19,6

25,0

Белоруссия

3,5

43,1

Молдова

4,8

Нет данных

Казахстан

11,7

15,3

Армения

6,9

107,4

Азербайджан

7,2

Нет данных

Грузия

3,8

44,3

Заключение

Кредит играет специфическую роль в экономике: он не только обеспечивает непрерывность производства, но и ускоряет его. Кредит содействует экономии издержек обращения. Это достигается за счёт:

а) сокращения расходов но изготовлению, выпуску, учёту и хранению денежных знаков, либо значит, часть наличных денег оказывается ненужной;

б) ускорения обращения денежных средств, многократного использования свободных денежных средств;

в) сокращения резервных фондов.

Роль кредита в различных фазах экономического цикла не одинакова. В условиях экономического подъема, достаточной экономической стабильности кредит выступает фактором роста. Перераспределяя огромные денежные и товарные массы, кредит питает предприятия дополнительными ресурсами. Его негативное воздействие может, однако, проявиться в условиях перепроизводства товаров. Особенно заметно такое воздействие в условиях инфляции. Новые платежные средства, входящие посредством кредита в оборот, увеличивают и без того избыточную массу денег, необходимых для обращения.

Кредит вне зависимости от своей социальной стороны выполняет определенные функции, такие как регулирование объема совокупного денежного оборота, перераспределение денежных средств на условиях их последующего возврата, аккумуляция временно свободных денежных средств.

На рынке реализуются в основном следующие формы кредита:

а) коммерческий;

б) банковский;

в) потребительский;

г) ипотечный;

д) государственный;

е) международный.

Они отличаются друг от друга составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента, сферой функционирования и т. д.

Список литературы

Экономическая теория. Учебник для вузов. Под редакцией д-р экон. наук, проф. В.Д. Камаева 1998 год.

Банковское дело. Банковское законодательство. №1 «Банковское законодательство» стр55 - 59.2007 год.

Банковское дело. Банковское законодательство. №3 «Банковские риски» стр48-55;63-68.2007 год.

Экономическая теория. Под редакцией И.П. Николаевой 2000 год.

Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под редакцией Л.А. Дробузиной. 1997 год.

Общая теория денег и кредита. /Е.Ф. Жукова 1995 год.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.