бесплатно рефераты
 

Кредитная система и её звенья

p align="left">При вступлении каждый из членов ОВК вносит определенный кредит (например, 10--30% открытого ему кредита в качестве оплаты своего паевого взноса) и обязуется нести ответственность по своим личным долгам, а также по операциям ОВК в размере, равном сумме открытого ему кредита.

По решению ОВК отдельным его членами размер членского взноса может быть увеличен без изменения суммы открытого ему кредита. При выбытии из ОВК его участник погашает сумму основного долга (с уплатой причитающихся обществу кредитов), приходящуюся на участника часть убытков общества, если таковые имеются. После этого выбывающему возвращаются его вступительный взнос и заложенное имущество.

Поскольку главной целью ОВК является обеспечение регулярных сбережений и предоставление кредита своим членам, то для реализации этой цели в настоящее время разработан и внедрен целый ряд конкретных сервисных моделей. Наиболее разработанными и популярными у населения большинства стран финансовыми услугами ОВК являются:

1. сберегательные счета, включающие в себя простой сберегательный счет (по данным счетам не устанавливается минимальный размер вклада, не ограничивается количество открываемых счетов и размер хранимых на счетах денежных средств, а проценты устанавливаются и пересматриваются правлением ОВК), срочный сберегательный счет (устанавливается определенная величина вклада на конкретный срок и выплачивается более высокий процент по сравнению с простым сберегательным счетом), вклад до востребования (по нему осуществляются расчеты по чекам, векселям и пластиковым дебетовым карточкам, а ставка процента всегда значительно ниже, чем по простому сберегательному счету), специальный счет для отдельных групп вкладчиков с целью получения последними налоговых льгот, например, по пенсионным счетам (обычно открываются на длительный срок и по ним устанавливаются более высокие проценты);

2.кредиты, включающие в себя кредит без обеспечения или «кредит под подпись» (обычно не возобновляется, поскольку договор теряет силу после возврата кредита), кредит с обеспечением (под личные гарантии, под личное имущество и под недвижимость), возобновляемый кредит (наиболее распространенным видом являются кредитные карточки и кредитные линии), коммерческий кредит (любой кредит, взятый заемщиком для увеличения своего дохода).

В настоящее время существует ряд финансовых организаций, которые напрямую не входят в состав кредитно-финансовых учреждений, но очень близки к последним. К ним относятся страховые учреждения.

Страхование является способом мобилизации средств частных лиц в дополнение к депозитному (заемному) и трастовому способам. Страховые компании собирают страховые взносы (премии) с частных лиц для того, чтобы возвратить им эти средства через некоторое время по наступлении определенных условий. Некоторые виды страхования не отличаются от сберегательных банковских вкладов, другие отличаются тем, что принцип возвратности обеспечивается в отношении группы лиц, а не каждого отдельного лица в этой группе.

Страховые операции сами по себе не приносят прибыли страховым компаниям, поскольку они получают от инвестирования временно находящихся в их распоряжении взносов клиентов. Фактически страховые компании прямо конкурируют на одном и том же рынке с традиционными кредитными институтами: за привлечение сбережений населения (частными пенсионными фондами, траст-компаниями, инвестиционными фондами, страховыми компаниями и др.).

Страховым компаниям приходится конкурировать по активным операциям, что ставит их в один денежно-кредитный ряд. К тому же банки сами занимаются такими страховыми операциями, как страхование валютных рисков, страхование экспортных кредитов и т.д. Фактически по своей сути страховыми являются и такие чисто банковские операции, как индексирование коммерческих векселей, предоставление (за плату) банковских гарантий.

Финансовые компании образуются с целью содействия формированию и развитию рынка ценных бумаг, мобилизации временно свободных денежных средств с целью их последующего инвестирования и т.д. Они осуществляют коммерческую и посредническую деятельность по ценным бумагам, размещают денежные средства в ценные бумаги, проводят различного рода консультации, занимаются эмиссией ценных бумаг и т.д. Иногда они занимаются кредитованием продажи в рассрочку потребительских товаров длительного пользования, а также операциями с недвижимостью. Капитал финансовых компаний формируется за счет взносов учредителей, различного вида доходов от своей деятельности.

Пенсионные фонды представляют собой совокупность пенсионных касс, созданных отдельными предприятиями или группой предприятий (частные пенсионные фонды) и государственным сектором. Пенсионные фонды аккумулируют взносы наемных работников я предпринимателей, управляют этими денежными средствами, а при выходе вкладчика на пенсию выплачивают ему либо единовременную сумму, либо пожизненную пенсию.

В настоящее время среди пенсионных фондов наибольшее распространение получили:

1.фонды с фиксированным пособием, когда в соответствии с договором о пенсионном страховании размер регулярно выплачиваемой пенсии устанавливается заранее;

2.фонды с фиксированным взносом, когда договор определяет только величину регулярных взносов клиента в пенсионный фонд, а размер его пенсии определяется общей суммой его взносов и величиной дохода, полученного от размещения средств пенсионного фонда;

3. фонды долевого участия, когда наниматель вносит в фонд часть своей прибыли, а пенсионный фонд инвестирует эти денежные средства и выплачивает пенсии из полученной прибыли.

Инвестиционные фонды специализируются на привлечения временно свободных денежных средств мелких я средних инвесторов путем выпуска собственных ценных бумаг и последующим размещением этих денежных средств в ценные бумаги других юридических лиц с целью получения прибыли. Фактически инвестиционные фонды выступают финансовыми посредниками, а двойной обмен долговыми обязательствами отличает их от других субъектов финансовых отношений (брокеров и дилеров), которые также способствуют перемещению денежных средств от кредиторов к заемщикам, но не эмитируют собственных долговых обязательств. Инвестиционные фонды имеют жесткий режим работы, т.е. они изначально не ставят основной задачей своей деятельности свободу маневра мобилизованными денежными ресурсами и расширение бизнеса за счет полученной прибыли. Это объясняется рядом ограничений в деятельности инвестиционных фондов, например, сосредоточением только на операциях с ценными бумагами, распределение всех доходов между акционерами и т.д.

Возникновение расчётно-кассовых центров связано с необходимостью осуществления комплекса банковских услуг для юридических и физических лиц. Расчётно-кассовые центры проводят операции по открытию счетов (включая корреспондентские), осуществляют приём и зачисление на соответствующие счета денежных средств, производят различного рода платежи, дают консультации и т.д.

В высокоразвитых странах в настоящее время получили распространение специализированные банковские учреждения в форме траст-компаний, траст-банков, инвестиционных и доверительных фондов.

В отличие от акционерных банков, вышеназванные учреждения не обязаны предоставлять властям или кому бы то ни было сведения о своей деятельности о привлекаемых средствах вкладчиков. Такие банки привлекают средства клиентов не в форме депозитов или ссуд, а на основе договора ответственного хранения, что обеспечивает ям статус частных юристов, запрещающий по закону разглашение сведений о делах их клиентов. Поэтому чаще всего в качестве таких траст-банков выступают юристы, практикующие частным образом, или юридические и консультационные финансовые компании.

В этих формах существуют совместные и индивидуальные и инвестиционные банки и дома, а также своеобразные кредитные учреждения как ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы, кредитные кооперативы. Особенность таких учреждений состоит в том, что они могут принимать вклады и выдавать ссуды только своим участникам, хотя часть своих резервных средств они могут помещать в рекомендованные правительством “первоклассные ценные бумаги”, поэтому все их прибыли и убытки автоматически распределяются на каждого участника такого учреждения.

Сфера денежно-кредитных отношений включает в себя такие своеобразные учреждения, как так называемые организованные рынки, включающие в себя фондовые и страховые (Ллойд) биржи, аулы (золотой, алмазный), валютные рынки, клубы банков кредитов и т.д. По степени своей организованности и долговременности существования многие из них могут быть вполне приравнены к обычным финансово-кредитным организациям, а по своей роли они не уступают крупнейшим банковским учреждениям. Поэтому современные кредитно-денежные отношения немыслимы без деятельности специализированных кредитных организаций (ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы, кредитные кооперативы и др.), а также страховых учреждений и организованных финансовых рынков, которые входят в состав кредитно- финансовых организаций.

1.2 Банковская система и модели её построения

Банковская система является ключевым звеном кредитной системы, концентрирующим основную массу кредитных и финансовых операций. Банки являются одной из старейших и наиболее распространенных групп кредитных учреждений, выполняющих в настоящее время большинство кредитно-финансовых услуг и по существу являющихся институтами универсального (за исключением их небольшого числа) профиля.

Тем не менее, в зависимости от того, в какой мере регламентируется банковская деятельность, выделяются два типа организации банковского дела:

1.специализированное банковское дело, когда существует жесткая грань между операциями банков и парабанков, вводятся запреты и лимиты для банков по осуществлению квазибанковских операций и не разрешается осуществление “классических” банковских функций СКФИ;

2. универсальное банковское дело, дающее возможность практически всем видам кредитных институтов осуществлять различные виды кредитно-финансовых услуг (возможно установление некоторых их количественных ограничений).

В странах, где практикуется универсализация банковского дела, в большей степени размываются границы между специализацией отдельных звеньев кредитной системы. В настоящее время превалирует тенденция к универсализации банков, проявляющаяся в стирании традиционных границ между банковскими институтами (учреждениями). Эта тенденция характерна как для стран Западной Европы, так и для США и Японии, где традиционно законодательство разграничивает деятельность разных по характеру банков. Устранение функциональной специализации превращает современные банки в многофункциональные кредитные учреждения, способные предоставлять своим клиентам до 200 видов услуг. При этом банки теряют свою индивидуальность, а вместе с ней довериечасти клиентов. Поэтому параллельно в определенной мере идет процесс восстановления или воссоздания некоторой специализации банков.

Банковская система не существует сама по себе. Она обслуживает потребности экономики и социальной сферы, а поэтому должна быть адекватна им. В условиях экономического роста возрастает потребность в банковских услугах и, наоборот, экономический спад и низкий уровень жизни населения ограничивают потребности в банковских услугах. Банковская система работает неэффективно, когда отсутствуют платежеспособные ссудозаёмщики, научно обоснованные инвестиционные проекты для кредитования, несовершенна законодательная база, регулирующая банковскую деятельность. Поэтому банковская система должна быть нацелена на использование интенсивных факторов роста, когда исчерпание резервов экстенсивного роста банковской системы обусловлено усилением дефицита денежных средств, обслуживающих экономику и являющихся ограничителем ресурсного предложения на рынке банковских услуг, а также снижением доходности банковских операций до уровня, соразмерного с другими сферами деятельности, и, следовательно, выравниванием нормы прибыли на вкладываемый капитал.[8,с.129].

Вследствие этого должно устанавливаться оптимальное соотношение между крупными и мелкими банками, хотя первые, бесспорно, имеют преимущества, состоящие в наличии значительных финансовых возможностей для инвестиций, более высоких потенциальных возможностях обеспечения надежности через диверсификацию своей деятельности, применении современных банковских технологий, позволяющих достичь более высокого уровня обслуживания клиентов. Опыт функционирования банковских холдинговых компаний (БХК) -- организаций, владеющих акциями одного или нескольких банков или компаний, представляет интерес.

Фактически БХК представляют собой портфельные (владеют акциями и контролируют деятельность других банков или компаний) и инвестиционные (осуществляют также управление портфелем ценных бумаг, приобретаемых банком или компанией) общества, имеющие долю в совокупных активах приобретаемых банков или компаний. В условиях конкуренции ВХК создают возможность диверсификации портфеля -- разнообразия компонентов своих активов, что позволяет снижать процентную ставку по кредитам и повышать по депозитам, обеспечивая тем самым благоприятные условия для привлечения временно свободных капиталов и накоплений субъектов хозяйствования и населения, расширять инвестиционную деятельность. В то же время для бесфилиальных коммерческих и инвестиционных банков самостоятельная диверсификации портфеля активов является трудноразрешимой задачей. Холдинговая форма организации банковской деятельности позволяет банкам осуществлять внедрение их капитала в промышленно-производственную сферу и социальную инфраструктуру.

Цель малых банков состоит не в накоплении крупных инвестиционвых ресурсов и активной работе на финансовых и фондовых рынках, а в расчетно-кассовом обслуживании и кредитовании текущей деятельности местных предприятий и организаций. У крупных банков интересы несколько иные: незначительные клиенты не представляют для них интереса. Следует заметить, что в настоящее время тенденция укрупнения коммерческих банков характерна для многих государств. Так, в середине 90-х гг. ХХ столетия в СIIIА более 15 тысяч коммерческих банков контролировали активы на сумму около 2,5 трлн. долларов США, получив 15,5 млрд. долларов прибыли. К 2000 г. осталось всего 9500 коммерческих банков с активами на сумму более 5 трлн. долларов США и прибылью в 17 млрд. долларов США. [2, с.246].

В настоящее время четкой классификации банков в индустриально развитых странах не существует. В Англии, например, согласно одной из структурных схем Банка Англии, выделяются депозитные банки, учетные дома, акцептные дома, иностранные и прочие банки. Классификация банковско-кредитных учреждений ФРГ включает в себя коммерческие банки, сберегательные банки и кредитные общества, ипотечные банки и строительные сберегательные кассы, банки потребительского кредита, инвестиционные компании, кредитные институты с особыми задачами. В Японии в сфере частного кредита выделяют городские банки, региональные банки, траст-банки, банки долгосрочного кредита, иностранные банки.

Банковская система должна иметь устойчивые контакты и связи между высшим, руководящим и низовыми звеньями. Для проведения мероприятий центрального банка служат его региональные учреждения, а при необходимости - специально назначенные и уполномоченные центральным банком институты. В целях повышения действенности и оперативности регулирующих мероприятий центрального банка практикуется деление банковской и парабанковской систем на сектора, включающие аналогичные по функциональным признакам институты, например, сектор земельных банков, сектор потребительского кредита, сектор лизинговых компаний и т.д.

Основная цель подобного дробления состоит в установлении дифференцированных регулирующих процедур и правил в зависимости от специфики организации операций и деятельности институтов того или иного сектора. Для реализации основных направлений своей политики центральный банк определяет (назначает) центральный институт соответствующего сектора и наделяет его полномочиями по организации регулирующих и контрольных мероприятий. Если учреждений в секторе слишком много (например, в сектор коммерческих банков в США входят около 9,5 тысячи институтов), то для выполнения указанных функций может быть выделено несколько привилегированных банков, состав и число которых могут меняться по усмотрению центрального банка в зависимости от соподчиненности кредитных институтов согласно банковскому законодательству и иерархической структуре кредитной системы. [9,с.6].

Экономическая теория и банковская практика выделяют два основных типа построения банковской системы -- одноуровневую и двухуровневую. Одноуровневая банковская система предполагает преобладание горизонтальных связей между банками, а также универсализацию операций банков и их функций.

В рамках одноуровневой банковской системы все кредитные учреждения, включая центральный банк, находятся на одной иерархической ступени, выполняя аналогичные функции по кредитно расчетному обслуживанию клиентов. Подобный принцип построения характерен в основном как для стран со слабо развитыми экономическими структурами, так и для стран с тоталитарными или командно-административными режимами управления. Так, после кредитной реформы 1930--1932 гг. Госбанк СССР стал фактически монополистом банковского дела страны в качестве единого центра краткосрочного и долгосрочного кредитования, эмиссионного, расчетного и кассового центра народного хозяйства.

В условиях одноуровневой банковской системы мероприятия по денежно-кредитному регулированию и ограничению количества платежных средств в экономике сводятся к жестким ограничениям операций с наличностью и централизованному перераспределению через банковскую систему безналичных денежных средств предприятий, организаций и банков в рамках единого государственного ссудного фонда страны. Функций по управлению деятельностью банков как таковых не существует, поскольку все кредитно финансовые операции концентрируются практически в одном банке с единым центром управления.

В СССР длительное время преобладал одноуровневый принцип построения банковской системы с характерной для подобного типа организации кредитного дела концентрацией кредитных операций в едином центре (Государственном банке СССР и его учреждениях) и в нескольких государственных спецбанках, осуществлявших по его поручению отдельные виды операций, например, в Промстройбанке СССР и Внешторгбанке СССР. При этом Госбанк СССР осуществлял краткосрочное кредитование клиентов, за Стройбанком СССР закреплялись функции по долгосрочному обслуживанию клиентов, за Внешторгбанком -- по обслуживанию внешнеэкономической деятельности.

К концу 80-х гг. ХХ столетия в результате реорганизаций банковская система СССР состояла из шести звеньев:

1. Государственного банка СССР (Госбанк СССР);

2. Агропромышленного банка СССР (Агропромбанк СССР);

3.Промышленно-строительного банка СССР (Промстройбанк

СССР);

4.Банка жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР);

5.Банка внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэ-комбанк СССР);

6.Банка трудовых сбережений и кредитования (Сберегательный банк СССР).

Однако такая структура банковской системы себя не оправдала: она привела к увеличению численности банковского персонала и усложнению практической работы банков. Поэтому в условиях рыночной экономики преимущество отдается двухуровневой банковской системе.

Двухуровневая банковская система включает в себя верхний и нижний уровни. Верхний уровень -- это центральный банк, не посредственно кредитованием не занимающийся, а выполняющий функции “банка банков” и являющийся центром денежно-кредитного регулирования. Нижний уровень банковской системы -- это коммерческие банки, работающие на принципах рыночной экономики, самостоятельно мобилизирующие и использующие кредитные ресурсы.

Коммерческие банки разделяются на универсальные и специализированные. Универсальные осуществляют все или почти все виды банковских операций (прием вкладов всех видов, предоставление краткосрочных и долгосрочных кредитов, операции с ценными бумагами и т.д.), обслуживание субъектов хозяйствования любых форм собственности и любых отраслей, а также населения. Специализированные банки осуществляют одну или несколько банковских операций.

В отличие от одноуровневой двухуровневая банковская система основывается на построении взаимоотношений между банками по вертикали и по горизонтали. Взаимоотношения по вертикали - это отношения подчинения между центральным банком как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями (коммерческими и специализированными банками). Взаимоотношения по горизонтали- это отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями. При таких отношениях происходит разделение административных и оперативных функций, связанных с обслуживанием хозяйства. Центральный банк остается банком в полном смысле слова только для коммерческих и специализированных банков, а также правительственных структур. Для него преобладающими становятся функции “банка банков” и управления деятельностью банковских учреждений в целях регулирования и контроля за функционированием рынка кредитно-финансовых услуг.

Банки в зависимости от специфики выполняемых ими функций подразделяются на эмиссионные и неэмиссионные банки. Эмиссионными банками являются, как правило, центральные банки, наделенные правом эмиссии денежных знаков в обращение. В разных странах они называются народными, национальными, резервными, центральными.

Несмотря на чрезвычайное множество и разнообразие банковских учреждений, их различную сочетаемость в разных странах, существование двухуровневой банковской структуры позволяет центральному банку посредством экономических методов регулировать деятельность банков и воздействовать на процесс общественного воспроизводства. Поэтому в глобальном плане регулирование банковской деятельности приводит к использованию банковской системы как инструмента макроэкономического регулирования. Развитие здоровой межбанковской конкуренции и предотвращение кризиса доверия к банкам рассматривается современной экономической теорией как главное условие их эффективного функционирования.

1.3 Проблемы развития кредитной системы в Республике Беларусь

1.3.1Тенденции развития кредитной системы Республики Беларусь

Для большинства промышленно развитых зарубежных стран характерна многоуровневая структура кредитной системы, включающая:

Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.

Банковский сектор (коммерческие, сберегательные, инвестиционные, ипотечные и специализированные торговые банки).

Страховой сектор (страховые компании и пенсионные фонды).

Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, трастовые отделы коммерческих банков, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные союзы). [5, с. 11].

В нашей республике многоуровневая кредитная система только начинает развиваться и носит переходный характер. Проблема состоит в том, что необходимо завершить переход от жестко централизованной кредитной системы к рыночной модели организации кредитной системы. Важно то, что этот переход должен идти параллельно с движением к рыночной организации всей экономики в целом. Но сегодня хозяйство Беларуси остаётся в значительной мере огосударствленным. Поэтому и сохраняются многие элементы централизованной кредитной системы, обеспечивающей обслуживание государственного сектора экономики: льготное кредитование убыточных малорентабельных государственных предприятий, производящих не пользующуюся спросом продукцию, малоэффективного аграрного сектора.

И при этом, несмотря на то, что деньги и кредиты сегодня есть и для малого бизнеса, взять им их нельзя. Банки требуют высоколиквидный залог, например, валютный депозит. По этой же причине не многим доступна и ооновская программа. Вот и получается: есть хороший проект, который обещает быструю отдачу, но человек не может взять кредит, потому что ему нечего закладывать. [10,с.12].

Сегодня Центральный банк республики подчинен интересам бюджета, его дефициты кредитуются в первую очередь, что также является свидетельством того, что элементы централизованной экономики у нас все еще присутствуют. К примеру, кредитная эмиссия Национального банка на 2009 год пока запланирована на 35 триллионов белорусских рублей. Из них 10 триллионов будут направлены на жилищное строительство, а 25 триллионов плюс 3,5 триллионов (за счет погашения ранее выданных кредитов) - на покрытие дефицита государственного бюджета. Эти суммы, в свою очередь, разбиты на следующие статьи расходов: 11 триллионов - на строительство жилья; 5,5 триллионов - на поддержку агропромышленного комплекса; 2,3 триллиона - на компенсацию вкладов; оставшиеся - на другие потребности бюджета. [4,с.9].

Сегодня белорусские банки не все сделали для снижения инфляции, развития экономики Беларуси. Удельный вес кредитных операций коммерческих банков низок.

Ярко проявляются и негативные тенденции в развитии самих кредитных операций:

1. большая часть кредитов идет не в сферу производства, а на обслуживание торгово-посреднических операций;

2. значительная часть кредитов носит краткосрочный характер;

3. отсутствует надежный механизм обеспеченности выдачи и возврата кредита, не достаточное развитие получило залоговое право (в том числе ипотека, заклад, залог ценных бумаг), поручительства и гарантии, в целом система страхования;

4. из-за значительного риска инфляции белорусские банки продолжают вкладывать свои ресурсы в валютные операции;

5. расчеты, совершаемые банками, ведутся довольно медленно.

Началась волна банкротства коммерческих банков, наметилась тенденция их объединения.

Политика процентных банковских ставок по кредитам и депозитам остаётся не отрегулированной.

Большинство небанковских кредитно-финансовых институтов не получило развития в нашей республике.

Всё это свидетельствует о том, что развитие кредитной системы в республики нуждается в дальнейшем совершенствовании.

1.3.2 Законодательство по кредитованию в Республике Беларусь и проблемы, связанные с его несовершенством

В настоящее время кредитная деятельность в РБ регулируется огромным количеством законов РБ, декретов, указов Президента, постановлений Правительства РБ, решений Национального банка и иных подзаконных актов.

Важнейшими законами, регулирующими кредитную деятельность в республике, являются:

1.«О Национальном банке Республики Беларусь» (от 14.12.90 г. с изменениями и дополнениями);

2.«О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» (от 14.12.90 г. с изменениями и дополнениями);

3.«О страховании» (от 3.06.93 г. с изменениями и дополнениями);

4.«О залоге» (от 24.11.93 г.);

5.«О ценных бумагах и фондовых биржах»;

6.«Об основах внешнеэкономической деятельности»;

7.«О бюджетной системе Республики Беларусь»;

законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения (с изменениями и дополнениями) и ряд других законов;

кроме того, к законодательству общего характера можно отнести и Конституцию Республики Беларусь.[6, http//: www.pravo.by].

Проанализировав существующую законодательную базу, регулирующую кредитование в РБ, можно прийти к выводу, что многие принципы ее построения, используемые в зарубежных странах, у нас не соблюдаются или соблюдаются не полностью.

Во-первых, многие положения законодательных актов (и тем более нормативных актов) постоянно меняются. Часто некоторые из них сформулированы нечетко и трактуются неоднозначно. Если принять во внимание еще и тот факт, что таких законодательных актов имеется достаточно большое количество, то неудивительно, что довольно часто бывает трудно решить, какими актами следует руководствоваться при решении того или иного вопроса. Кроме того, практически все законы имеют подзаконные акты, которые зачастую не увязываются и не согласуются между собой.

Все указанные законы действуют от трех лет и более. За это время они устарели и, как следствие, не отражают тенденций и не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. То же самое можно сказать и обо всей кредитной системе в целом. У нас до сих пор нет законов, которые регулировали бы деятельность банковских кредитно-финансовых учреждений. И то, что пенсионные и инвестиционные фонды и другие организации, относящиеся к этому сектору, не получили развития в республике либо находятся в полулегальном положении, во многом объясняется отсутствием необходимой законодательной базы.

В республике нет правовой базы, необходимой для развития трастовых компаний, ссудно-сберегательных ассоциаций, благотворительных фондов, различных кредитных союзов и т.д. Также отсутствуют законы, регулирующие лизинг, ипотечное кредитование, факторинговые операции.

Таким образом, все говорит о том, что большая часть отношений, касающихся кредитной деятельности, в Республике Беларусь законами не регулируется. Специальное и общее законодательство по кредитованию нуждается в значительной корректировке.[ 5, http//:www.economick.ru ].

1.3.3 Проблемы развития системы ипотечного кредитования в Республике Беларусь

Жилищное строительство является одним из главных приоритетов в Основных направлениях социально-экономического развития до 2000 года в Республике Беларусь. Но двигателем экономического роста оно сможет стать лишь при наличии достаточно устойчивого платежеспособного спроса на его продукцию. Но ни у государства, ни у граждан, нуждающихся в жилье, нет достаточных для строительства средств.

На сегодняшний день основным финансовым источником жилищного строительства являются льготные эмиссионные кредиты Нацбанка, направляемые населению через АСБ «Беларусбанк» на льготных условиях. Кроме того, внедряются системы привлечения в жилищное строительство внебюджетных источников, включая систему сбережений, основанную на долгосрочных жилищных накоплениях граждан. Но эта система имеет недостаток, который выражается в том, что она ограничивает размер привлекаемых средств только объемами сбережений вкладчиков, заинтересованных в получении жилищных кредитов. [7,с.129].

В такой ситуации, по мнению заместителя начальника Управления методологии кредитных отношений и монетарного регулирования Национального банка Республики Беларусь Светланы Илюкевич, задачу концентрации имеющихся ресурсов в жилищное строительство может решить ипотечное кредитование.

В нашей республике строящееся жильё является объектом залога. Признать такое кредитование ипотечным в полном смысле нельзя, потому что в данном случае не происходит мобилизации сбережений инвесторов на цели жилищного строительства.

Следует отметить, что само создание ипотечных банков и специализированных агентств для нашей республики ещё ничего не решает. Вначале должны быть созданы необходимые правовые и экономические условия для перехода к кредитованию жилья на условиях ипотеки как одного из сегментов рынка капиталов, включая организацию вторичного рынка ипотечных ценных бумаг, обеспеченных ипотечными долговыми обязательствами.

По мнению Светланы Илюкевич, для внедрения ипотечного кредитования в Республике Беларусь необходимо предпринять следующие меры:

1. Быстрейшее принятие закона об ипотеке.

В силу того, что принятие этого закона затянулось, нет основы для разработки конкретных механизмов, способствующих развитию ипотечного кредита.

Необходимо решение проблемы обращения взыскания на заложенное имущество.

Необходимо решение вопроса залога строящихся зданий и сооружений, права на которые, включая и ипотеку, сегодня никто не уполномочен регистрировать.

Необходимо создание в республике правовой основы закладных и формирование инфраструктуры ипотечного рынка.

Необходима стабилизация экономики, причем самым важным условием является сокращение инфляционных процессов. [3с.6-7].

Заключение

Как видно, кредитная система нашей республики ещё не достигла того уровня, когда можно было бы говорить об окончательном переходе к рыночной модели её организации. У нас в стране всё ещё присутствуют элементы централизованной экономики. Национальный банк год от года становится всё более и более зависимым от правительства - сегодня он практически полностью лишён ответственности и самостоятельной роли в финансово-экономической жизни республики. Обслуживание государственного сектора экономики проводится на льготных условия, в то время как условий для развития высокоприбыльного малого бизнеса у нас нет. Второй уровень кредитной системы (осуществляющий кредитование не государственного сектора экономики, а предприятий и граждан), кроме коммерческих банков, вообще не получил широкого распространения. Успешному развитию кредитной системы препятствует отсутствие соответствующего законодательства, а отсюда нечёткость, неоднозначность и несогласованность между собой многих подзаконных актов. Как уже было отмечено, законодательство Республики Беларусь в этой области по многим параметрам не соответствует международным правовым нормам.

Всё говорит о том, что рассмотрев эту проблему, на ней нельзя поставить точку. Но сегодня точка тут и не ставится. В своём послании Национальному собранию Президент Республики Беларусь А. Лукашенко отметил, что, несмотря на то, что денежно-кредитная политика стала одним из важнейших факторов экономического роста, «проблемы в этой сфере не только не были преодолены, но и в значительной степени обострились». Было отмечено, что доля сбережений населения в денежной массе постоянно сокращается, а политика процентных ставок эти сбережения не стимулирует. В связи со сложившейся в республике ситуацией, основной задачей Правительства и Национального собрания на 1999 год в области кредитования является усиление контроля над осуществлением кредитной эмиссии.

Итак, каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные фонды (Пенсионный фонд. Фонд занятости населения и т.п.). В сравнении с ними государственный или местный бюджет - денежный фонд общего назначения. Центральное место в финансовой системе Республики Беларусь занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме республиканского бюджета, бюджетов субъектов РБ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов Республики Беларусь развития местного самоуправления.

Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей юридических и физических лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды - новое звено финансовой системы Республики Беларусь, появившееся в начале 90-х гг. При формировании этих фондов был использован зарубежный опыт. Внебюджетные целевые фонды создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления.

Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэффективного использования их в рамках фондов проведено включение (консолидация) в бюджетную систему части этих фондов. Так с 1995 г. в государственном бюджете консолидируются дорожный и экологический фонды, государственный фонд борьбы с преступностью, развития таможенной системы и др. при сохранении своей обособленности в форме целевых бюджетных фондов.

Очевидно, что ещё многое предстоит сделать для того, чтобы кредитная система нашей республики достигла уровня развитых стран, и все формы кредита смогли выполнять свои функции.

Список использованных источников:

1. Банковский кодекс Республики Беларусь в редакции закона РБ от 17 июля 2006г. №145-3. Глава 14. Статья 105.

2. В.И. Тарасов. "Деньги, кредиты, банки"/ Издательство: "Минсанта", Минск 2003г.с.239

3. Илюкевич С. Проблемы развития системы ипотечного кредитования в Республике Беларусь/Банковский вестник. -2007. - №2. - С.6.

4. Воробьев И. Обсуждаются основные экономические документы на 2004 год/Национальная экономическая газета. -2004г. - 4 января. - С.9.

5. Интернет ресурс: http//:www.economick.ru.

6. Интернет ресурс: Национально- правовой интернет-портал РБ : http//: www.pravo.by.

7. Стародубцева Е.Б. Основы банковского дела/ М.: Форум - Инфра-М, 2005.- с.36

8. А.Л. Подгайский «Финансово - кредитные системы зарубежных стран»/ Курс лекций- Минск 2004.-с.129.

9. Еженедельная аналитическая газета для деловых людей: «Белорусский рынок»- 2004 г. №39- с.6

10. Калимов Д. Политика кнута и пряника характеризовала банковское законодательство в 2004году //Белорусская газета. -2005.- 11 января. - С.12.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.