бесплатно рефераты
 

Кредит и его роль в регулировании экономики

собой формой кредита является государственный кредит, при котором заемщиком (кредитором) выступают государство или местные органы власти, а кредит приобретает вид государственного займа, реализуемого через кредитно-финансовые институты, прежде всего через Центральный банк. Этот вид кредита следует разделять на собственно государственный кредит и государственный долг. В первом случае кредитные институты государства (банки и другие кредитно-финансовые институты) кредитуют различные секторы экономики. Во втором случае государство заимствует денежные средства у банков и других финансово-кредитных институтов на рынке капиталов для финансирования бюджетного дефицита и государственного долга. При этом, кроме кредитных институтов, государственные облигации покупают население, юридические лица.

Межбанковский кредит предоставляется банками друг другу, когда у одних банков возникают свободные ресурсы, а у других их недостает. Следует отметить, что размеры кредитов одних банков (кредиторов), предоставляемых другим банкам (дебиторам), довольно существенны. Так, по данным за 1997 г., из общей суммы кредитных вложений на долю этого вида кредитов приходилось более 20%Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит. учебное пособие - Москва; Юриспруденция 2003.

Субъектами кредитных отношений межхозяйственного кредита выступают различные предприятия и организации, дающие средства взаймы друг другу. Этот вид кредита имеет сходство с коммерческим кредитом. Однако, в отличие от коммерческого кредита, который носит в основном товарный характер, когда продаются товары с рассрочкой платежа, межхозяйственный кредит предполагает предоставление денежных средств взаймы. Такие ссуды в порядке оказания финансовой помощи могут получать предприятия при временных финансовых затруднениях от корпорации, в которую они входят, для выполнения, к примеру, совместных производственных программ.

Международный кредит охватывает экономические отношения между государством и международными экономическими организациями. Он имеет как частный, так и государственный характер, отражая движение ссудного капитала в сфере международных экономических и валютно-финансовых отношений. Международный кредит существует в форме как коммерческого, так и банковского кредита.

Таким образом, формы кредита тесно связаны с его структурой и в определенной степени отражают сущность кредитных отношенй

2. Особенности кредитных отношений в России

2.1 Основы законодательного регулирования кредитных отношений в России

Под законодательным регулированием кредитных отношений понимают систему мер, с помощью которых государство обеспечивает стабильную, безопасную, с минимальными рисками деятельность банков. В современных условиях кредитное регулирование сводится прежде всего к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. В основе законодательного регулирования кредитных отношений лежат следующие критерии:

достаточность капитала (отношение собственных средств к суммарным активам);

качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;

качество менеджмента (квалификация управляющих);

ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять обязательства (соотношение ликвидных и прочих активов);

доходность;

В системе экономических отношений современного общества кредитные организации занимают одно из ведущих мест, поэтому развитие и совершенствование банковской деятельности и поддержание ее стабильности является необходимым условием создания рыночного механизма в России.

Рыночная экономика, прежде всего, связана с риском, но все же в подавляющем большинстве случаев риск можно и нужно уменьшить, а то и избежать вообще. А поскольку кредитные организации в современной экономике играют важную финансовую роль, связанную с перераспределением финансовых ресурсов, расчетно-кассовым обслуживанием экономики, являясь "кровеносными сосудами" всей экономики, от их уровня надежности зависит не только их дальнейшее развитие и деятельность как функциональных институтов, но и экономики страны и мирового сообщества в целом.

Деятельность финансовых посредников должна регулироваться и контролироваться для создания условий по сохранению накоплений из-за подверженности финансовых институтов и других экономических Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (ред. от 06.12.2007, с изм. и доп. от 01.01.2008);субъектов (особенно в условиях нестабильной финансовой системы) системному риску и банкротству.

Кредитная организация представляет собой финансовое учреждение, созданное для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Однако в соответствии с действующим в настоящее время Федеральным законом РФ от 03.02.96г. № 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности" кредитная организация - это юридическое лицо, имеющее право осуществлять банковские операции, предусмотренные указанным федеральным законом, и созданное для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального Банка РФ. При этом банк - это уже кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Таким образом, понятие "кредитной организации", включающее в себя понятие "банк", несколько шире, а поскольку контроль и надзор, проводимый Банком России в частности распространяется на все юридические лица, зарегистрированные Центральным Банком, рассматривать проблему регулирования деятельности следует именно кредитных организаций, при этом с учетом особенностей работы и подходов к надзору за банковскими и небанковскими кредитными организациями.

Основное назначение коммерческого банка - осуществлять посреднические операции по движению денежных средств от кредиторов к заемщикам. Для них характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои долговые обязательства (депозиты, векселя, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими, в том числе и другими кредитными учреждениями. Кроме того, банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например, при движении средств клиентов по расчетным счетам и во вклады, включая депозитные сертификаты.

Коммерческие банки осуществляют комплексное кредитно-расчетное, кассовое и валютное и другое банковское обслуживание предприятий, организаций и физических лиц и функционируют на принципах самостоятельности, инициативы и ответственности. Вместе с тем их деятельность согласно действующему законодательству подлежит надзору и регулированию со стороны определенных государственных органов с соответствующими полномочиями.

Так основными направлениями государственного регулирования в России являются: политика ЦБ и других ответственных государственных органов (Федеральной комиссии по ценных бумагам и фондовому рынку, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам и т.п.) в отношении негосударственных финансовых институтов; налоговая политика правительства на центральном и местном уровнях; участие государства в лице исполнительных органов власти в деятельности кредитных организаций; законодательные мероприятия законодательной и исполнительной власти, регулирующей деятельность различных институтов финансово-кредитной системы.

В отличие от юридических лиц - небанковских учреждений, которые > подотчетны только двум основным инстанциям: учредителям (вышестоящей организации) и налоговым органам, кредитные организации в России в первую очередь подотчетны Центральному Банку как органу выдающему разрешения (лицензии) на осуществление банковских операций. Таким образом, Центральный Банк с одной стороны, являясь одним из субъектов банковской системы, совместно с другими кредитными организациями решает возложенные на них задачи по реализации кредитно-денежной политики государства, а, с другой стороны, Центральный Банк на основании предоставленных ему прав осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций.

В современных условиях наличия в России свыше 1300 кредитных организаций (Бюллетень банковской статистики. - 1999. - № 11 (78). - С.63) вопросы регулирования их деятельности встают на первое место. Необходимо подчеркнуть, что, начиная с 1995 года Россия вышла на интенсивный путь развития банковской системы, связанной с концентрацией банковского капитала. Этот процесс затормозил появление новых банков, вытеснил с рынка мелкие и бесперспективные банки. Во многом данному процессу.

Кредитное законодательство включает как нормы гражданского права, регулирующие банковские договоры, так и нормы административного права, с помощью которых осуществляется надзор за созданием и функционированием кредитных организаций.

Административная составляющая кредитного законодательства не меняет сущность банковских сделок, основным объектом которых являются имущество и имущественные права, поскольку денежные средства являются имуществом особого рода, денежные средства на счете банка являются собственностью банка, а вкладчик сохраняет право требования к банку; ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме являются объектом гражданского права (ст.128 Гражданского кодекса РФ). Административные нормы, как нормы кредитного законодательства, необходимо рассматривать как определенные ограничения по созданию и деятельности кредитных организаций. Таким образом, банковское регулирование кредитных отношений представляет комплексную отрасль, в которой главным является не выделение основных отраслей, а, наоборот, интеграция их для той или иной сферы деятельности. Можно говорить о единстве гражданско-правовых и административных отношений, складывающихся в процессе банковской деятельности. Гражданско-правовые нормы непосредственно выражают отношения между банком, иной кредитной организацией и клиентом. Административные правила поведения регулируют отношения по надзору Банка России за созданием и деятельностью кредитных организаций. Соответственно и нормы регулирующие данные отношения необходимо разделять по предметам регулирования, помнить об этом разделении при их правоприменении и возможной конкуренции.

Как закреплено в ст.2 ФЗ "О банках и банковской деятельности" правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) ", другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

Следовательно, иерархию источников законодательного регулирования кредитных отношений можно построить следующим образом:

Конституция РФ;

специальное банковское законодательство ФЗ "О банках и банковской деятельности" и ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) "

иные законодательные акты;

нормативные акты Банка России.

Рассмотрим каждую из ступеней представленной иерархии.

Конституция РФ устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральный банк

Согласно ч.1 ст.75 Конституции РФ государственной денежной единицей является рубль. Исключительно Банк России осуществляет денежную эмиссию.

Следующая ступень иерархии - специальное банковское законодательство непосредственно направленное на правовое регулирование кредитных отношений включает в себя:

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" [2] (с изм. и доп. от 13 декабря 1991 г., 24 июня 1992 г., 3 февраля 1996 г., 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г.,19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 30 июня, 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября, 29, 30 декабря2004 г., 21 июля 2005 г., 2 февраля, 3 мая, 27 июля, 18, 29 декабря 2006 г)

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" [3] (с изменениями от 10 января, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 23 декабря 2004 г., 18 июня, 18 июля 2005 г., 3 мая, 12 июня, 29 декабря 2006 г). Настоящий закон закрепляет функции и полномочия Банка России, устанавливает, что Банк России осуществляет свою деятельность независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В эту же группу (специального банковского законодательства), на наш взгляд, необходимо включить: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" [4] (с изменениями от 2 января 2000 г.,19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 28 июля,20 августа 2004 г., 18, 29 декабря 2006 г); Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" [5] (с изменениями от 20 августа, 29 декабря 2004 г.,20 октября 2005 г., 27 июля 2006 г). Настоящие законодательные акты устанавливают специфику банкротства кредитных организаций, особые обязанности для кредитных организаций, привлекающих вклады от физических лиц.

Данные акты в виду их специального характера имеют приоритет перед общими нормами иных законодательных актов в вопросах регулирования банковской деятельности, функционирования кредитных организаций.

К числу "иных законодательных актов" можно отнести кодифицированные законодательные акты (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ), ряд специальных законодательных актов (Федеральный закон от 10 декабря 2003г. №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" [6] (с изменениями от 29 июня 2004 г., 18 июля 2005 г., 26 июля, 30 декабря 2006 г) и весь массив иных законодательных актов).

На сегодняшний день существует немало пробелов и недостатков, вызывающих необходимость серьезного пересмотра действующего законодательства.

Основная цель совершенствования банковского законодательства - это создание правовой основы для эффективного осуществления банковской деятельности, а также для защиты прав и интересов инвесторов и клиентов банков и других финансово-кредитных учреждений.

Основные направления государственной политики в сфере правового регулирования банковской деятельности должны опираться на следующие моменты:

1. Первейшей задачей являются увеличение инвестиционных вложений банков и рост кредитов реальному сектору экономики. Для этого важно обеспечить соблюдение прав акционеров и кредиторов, устранить недоработки в законодательстве о банкротстве, снизить налоги.

2. Важно качественно и количественно увеличить банковские операции, совершаемые с физическими лицами. С этой целью следует налоговыми и законодательными мерами стимулировать увеличение доли безналичных расчетов между частными лицами. Нужны новые формы привлечения сбережений населения, законодательное обеспечение рынка ипотечного кредитования, развития рынка потребительского кредитования.

3. Назрела потребность в четком формулировании принципов налогообложения банковских операций.

4. Необходимо законодательно закрепить многоукладную структуру сложившейся кредитной системы, многообразие форм собственности и сфер деятельности кредитных организаций. То есть четко сформулировать основания их классификации, позволяющие, в частности, делить банки на государственные и банки с государственным участием, банки универсальные и специализированные, региональные, банки-резиденты с иностранным капиталом, небанковские кредитные организации и другие.

5. Подлежит пересмотру и роль государственного регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. www.finmarket.kubangov.ru

2.2 Развитие кредитных отношений в Краснодарском крае

Краснодарский край традиционно привлекателен для банковских структур. По уровню их представительства он входит в первую десятку регионов России. Краснодарский край располагает развитой банковской инфраструктурой - в регионе работает 124 банковские организации, имеющие 570 дополнительных офисов, Краснодарский край занимает в Южном федеральном округе лидирующее положение как по количеству действующих кредитных организаций и филиалов банков, так и по ряду ключевых показателей деятельности банковского сектора. По размеру кредитного портфеля край стабильно входит в первую десятку регионов России. В 2005 году международным агентством Standard & Poor's Краснодарскому краю был присвоен международный кредитный рейтинг "В+ позитивный" и "ruA" по национальной шкале. Активно идет процесс кредитования предприятий и организаций отраслей реального сектора экономики. Стремительными темпами в крае развивается ипотечное жилищное кредитование.

Малое предпринимательство играет существенную социально-экономическую роль в хозяйственной жизни Кубани. Кредитование этого сектора экономики является важнейшей стратегической задачей банков в Краснодарском крае.

По данным кредитных организаций за 2008 год субъектам малого и среднего бизнеса выдано кредитов на сумму свыше 47,3 млрд. рублей, что в 1,6 раза превышает аналогичный показатель 2007 года.

Всего 70 банковских организаций из 125, работающих на территории края кредитуют средний и малый бизнес.

На сегодняшний день в крае успешно занимаются кредитованием предприятий малого и среднего бизнеса следующие кредитные организации:

Краснодарский филиал Внешторгбанка - 5,8 млрд. руб;

Отделения Сбербанка России - 4,4 млрд. руб;

Краснодарский филиал Банка Москвы - 4,6 млрд. руб.;

Краснодарский филиал банка Уралсиб-Юг Банк - 2,1 млрд. руб.;

банк Кубань Кредит - 1,6 млрд. руб.;

ВБРР - 1,5 млрд. руб.

Крайинвестбанк - 1,3 млрд. руб.;

Кредитование начинающих предпринимателей остается одной из актуальных проблем в развитии субъектов малого и среднего бизнеса.

Активно принимают участие в развитии кредитования малого и среднего бизнеса:

Новокубанский район (рост в 41,2 раза)

Отрадненский район (рост в 8,8 раза)

Город Туапсе (рост в 5,9 раза)

Темрюкский район (рост в 4,1 раза)

Староминский район (рост в 3,6 раза)

Славянский район (рост в 3,4 раза)

Калининский район (рост в 3,3 раза)

Опыт других стран показывает, что предприниматели могут быть не только надежными заемщиками, но и в состоянии выплачивать высокие проценты по кредитам, что позволяет банкам окупать свои затраты и получать при этом существенную прибыль.

В настоящее время кредитными организациями делаются конкретные шаги навстречу среднему и малому бизнесу:

Все больше банков в крае выходят на рынок кредитования и обслуживания малого и среднего бизнеса. Процентная ставка по кредитам для малого бизнеса большинством банков в 2008 году была снижена на 3-5 пунктов и составляла в среднем от 14,5 до 17% годовых, без обеспечения, стартовые кредиты выдавались под 18% годовых. В 2009 году, в условиях кризиса кредитные учреждения были вынуждены ужесточить требования к заемщикам. Проценные ставки по кредитам увеличились на 3-7% и колеблются от 17 до 30% годовых.

За 2008 год выдано кредитных ресурсов в экономику края 630 млрд. рублей, в том числе предприятиям малого и среднего бизнеса более 140 млрд. рублей, на 14% больше, чем за 2007 год.

Постепенно увеличиваются сроки кредитования, в некоторых банках максимальный срок увеличен до 3-х лет, а представительство Банка кредитования малого бизнеса выдает кредиты до 5 лет в рублях, и до 7 лет в иностранной валюте, Сберегательный банк предлагает инвестиционные кредиты сроком до 7 лет.

Решается основная проблема предпринимателей - отсутствие залоговой базы:

Банками предлагаются кредитные продукты для малого бизнеса до определенной суммы без залогового обеспечения (УралСиб-Югбанк до 900 тысяч рублей без обеспечения, Сберегательный банк до 750 тысяч рублей).

Расширился перечень видов залога по кредиту. Многие банки в качестве обеспечения кредита наряду с недвижимым имуществом берут и любое движимое имущество, в том числе и товары в обороте.

На рынке банковских кредитов малому бизнесу появляются программы с применением упрощенной методики определения финансового состояния, кредитоспособности, эффективности кредитного проекта, применяются скоринговые модели.

Многие банки при принятии решения о предоставлении кредита к рассмотрению принимается управленческую документацию заемщика, не нашедшую отражения в официальных бухгалтерских и налоговых отчетах.

Сокращены сроки рассмотрения документов. В среднем такой срок составляет 3-7 дней в зависимости от суммы кредита.

Смягчаются требования к срокам ведения хозяйственной деятельности малого предприятия, претендующего на кредит. Некоторые банки рассматривают документы субъекта малого бизнеса с опытом ведения хозяйственной деятельности не менее 3 месяцев. В основном этот срок составляет не менее 6 месяцев.

Индивидуальный подход к каждому клиенту, заинтересованность в привлечении клиента на обслуживание, высокое качество предоставляемых банковских услуг - залог успеха работы каждой кредитной организации.

В последнее время, страхование залогового имущества в России получает широкое распространение. Наличие страхового полиса становится обычным условием предоставления банковской ссуды. Примерно 80% залогов по выдаваемым кредитам в России застрахованы.

Банки, выдавая кредиты, практически не рискуют - в случае не возврата выданные средства возместит страховая компания.

На практике, как правило, банки очень осторожно и взвешено подходят к вопросу кредитования малых предприятий и на сегодняшний день не могут полностью удовлетворить существующую потребность в заемных средствах по ряду таких причин как:

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.