бесплатно рефераты
 

Контроль в системе управления филиалом ЗАО "Банк Русский Стандарт"

p align="left">Организация системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием ряда факторов: отношение руководства к системе внутреннего контроля; размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности кредитной организации; цели и задачи системы внутреннего контроля; степень механизации и компьютеризации деятельности кредитной организации; ресурсное обеспечение; уровень компетентности кадрового состава. По мнению исследователей Морковкиной Е.Б., Акулова А.В., Малыхина Д.В., Малюта Н.Е. система внутреннего контроля кредитной организации представляет собой совокупность взаимосвязанных действующих элементов (цель, предмет, объект, субъект, механизм), позволяющая объективно оценить эффективность и результативность финансовых операций кредитной организации, достоверность финансовой информации, соответствие этих операций и информации законодательству Российской Федерации и внутренним документам организации [48. С.35]

Таким образом, эффективный контроль может быть реализован только в системе внутреннего контроля посредством взаимодействия всех ее элементов. Данные исследователи представляют схематично организацию качественной системы внутреннего контроля (приложение А).

Предметом системы внутреннего контроля является соответствие деятельности кредитной организации законодательству Российской Федерации и внутренним документам. Для эффективного осуществления деятельности кредитной организацией необходим непрерывный контроль за:

соблюдением сотрудниками кредитной организации законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности;

предупреждением конфликтов интересов;

обеспечением надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности.

Под объектами системы внутреннего контроля понимается вся совокупность элементов системы коммерческого банка, попадающих в зону действия контроля. К объектам системы внутреннего контроля относятся: организация деятельности кредитной организации; функционирование системы управления банковскими рисками и оценка банковских рисков; распределение полномочий при совершении банковских операций и других сделок; управление информационными потоками (получение и передача информации) и обеспечение информационной безопасности; функционирование системы внутреннего контроля. Организация системы внутреннего контроля банка предполагает охват контрольными процедурами всех без исключения сфер деятельности банка (тотальный контроль). Однако с точки зрения потенциального риска различные операции и сделки, проводимые банком, далеко не равнозначны. Риск возможных потерь колеблется от минимального, возникающего при проведении простейших операций, до риска утраты значительной части активов -- при выборе ошибочной стратегии кредитования или при ошибках проведения инвестирования. Соответственно отличается и подход к внутреннему контролю: от создания простейших контрольных процедур в рамках бухгалтерского учета до применения сложных технологий оценки и управления риском с участием многих подразделений банка.

Субъекты системы - участники системы внутреннего контроля, кто главным образом проводит контроль и кто выполняет контрольную функцию («организующий» элемент). К субъектам системы внутреннего контроля в кредитной организации можно отнести: органы управления кредитной организации; ревизионную комиссию (ревизор); главного бухгалтера и его заместителей; руководителя и главного бухгалтера филиала кредитной организации; подразделения и служащих, осуществляющих внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами кредитной организации. Процесс подотчетности субъектов системы внутреннего контроля кредитной организации представлена на рисунке 1.2 [49. С.36].

110

Рисунок 1.2 - Процесс подотчетности субъектов системы внутреннего контроля кредитной организации

В системе управления коммерческим банком задача службы внутреннего аудита состоит, прежде всего, в разработке действенной системы внутреннего контроля, четком методическом и организационном ее обеспечении, периодической оценке состояния внутреннего контроля, а в случае недостаточности его на тех или иных участках - в непосредственном его осуществлении, подготовке выводов и предложений по повышению эффективности деятельности банка.

В соответствии с письмом Банка России от 13.05.2002 г. N 59-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору» план департамента внутреннего аудита должен соответствовать следующим параметрам [17]:

составляться департаментом внутреннего аудита и утверждаться главным исполнительным лицом банка или советом директоров;

включать график и периодичность планируемой работы по внутреннему аудиту;

иметь в основе методологию оценки контроля над рисками;

при анализе рисков проверять все направления деятельности и все подразделения банка, а также всю систему внутреннего контроля;

быть реалистичным, то есть включать в себя запас времени для выполнения других задач и другой деятельности, таких, как специфические проверки, вынесение заключений и обучение;

регулярно пересматриваться и при необходимости обновляться.

Механизм системы внутреннего контроля в кредитной организации -- «образующий» элемент системы, то есть то, посредством чего обеспечивается непосредственное проведение внутреннего контроля [34. С.24]. Элементами механизма системы являются: контрольная среда, регламентация, контрольные процедуры, мониторинг системы внутреннего контроля (таблица 1.2). Следует отметить, что международные нормы регулирования систем внутреннего контроля кредитных организаций, все шире применяются в банковской практике. Принципы Базельского комитета по банковскому надзору нашли свое отражение в Положении Банка России N 242-П от 16.12.2003 «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» [18]. Данный документ предусматривает, что план проведения проверок, осуществляемых службой внутреннего контроля, должен включать в себя график проверок и составляться, исходя из принятой в кредитной организации методологии оценки управления банковскими рисками, учитывать как изменения в системе внутреннего контроля, так и новые направления деятельности банка.

Таблица 1.2 - Элементы механизма системы внутреннего контроля кредитной организации

Контрольная среда

Регламентация

Контрольные процедуры

Мониторинг системы внутреннего контроля

представляет собой фундамент для всех остальных элементов системы внутреннего контроля, обеспечивающий дисциплинированность сотрудников. Данное понятие характеризует общее отношение, осведомленность и практические действия, мероприятия и процедуры руководства банка, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля

представляет собой систему нормативных документов, регулирующих деятельность банка, его подразделений и сотрудников. Она включает разработку, принятие и соблюдение нормативных документов

представляет собой методы и правила, дополняющие элементы контрольной среды, разработанные администрацией для достижения стоящих перед банком целей. Это процесс взаимодействия и функционирования отдельных элементов системы внутреннего контроля. Контрольные процедуры направлены на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений, которые могут возникнуть при проведении операций

предполагает осуществление на постоянной основе наблюдения за функционированием системы внутреннего контроля в целях выявления сбоев в ее работе, оценки степени ее соответствия задачам деятельности банка, разработки предложений и осуществления контроля за реализацией решений по ее совершенствованию. Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляется руководством и служащими различных подразделений, включая подразделения, осуществляющие банковские операции и другие сделки и их отражение в бухгалтерском учете и отчетности, а также службой внутреннего контроля

При составлении графика должна учитываться установленная в кредитной организации периодичность проведения проверок по направлениям деятельности структурных подразделений и кредитной организации в целом. Разработанные службой внутреннего контроля планы работы должны согласовываться с единоличным и (или) коллегиальным исполнительным органом и утверждаться советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации. Отчеты о выполнении планов представляются не реже двух раз в год совету директоров (наблюдательному совету). Положение Банка России также предполагает, что по каждому включенному в план направлению (вопросу) деятельности кредитной организации должна разрабатываться отдельная программа проверки. Она должна содержать цели проверки, определять ключевые банковские риски и механизмы обеспечения полноты и эффективности контроля в проверяемом направлении банковской деятельности, охватывать все направления системы внутреннего контроля и основываться на собственных обоснованных методиках службы внутреннего контроля по выявлению и оценке рисков [7]. Следует отметить, что отсутствие в кредитной организации таких программ является нарушением и при проведении инспекционных проверок может стать основанием для замечаний со стороны надзорного органа. Руководствуясь требованиями Банка России, служба внутреннего контроля каждой кредитной организации самостоятельно разрабатывает план проведения проверок и утверждает его решением совета директоров (наблюдательного совета). На современном этапе задачи этой службы уже не ограничиваются предупреждением кризисных ситуаций и проверкой соответствия внутренним процедурам и нормативным требованиям. На первый план выходят такие вопросы, как оптимизация бизнес-процессов. Все большее значение приобретает обеспечение эффективной поддержки руководства в различных областях деятельности. Все это, естественно, отражается в планах, и уже по их состоянию можно судить о профессионализме деятельности службы внутреннего контроля.

При составлении плана проверок следует выявить и спрогнозировать зоны повышенного внимания. Это, прежде всего, те направления деятельности конкретной кредитной организации, которые характеризуются (или будут характеризоваться) наиболее высоким уровнем риска. Тщательной проверке целесообразно подвергать те структуры и виды деятельности, которые не проверялись службой внутреннего контроля в предыдущем периоде, либо проверки были, но выявили значительные недостатки с точки зрения внутреннего контроля. Следует учитывать также состав филиальной сети и других внутренних структурных подразделений, их географическую удаленность, численность, характер выявленных нарушений и другие особенности [6].

В общем виде алгоритм проверки службы внутреннего контроля состоит из следующих этапов: план проверки, график проверки, программа проверки, проведение проверки, оценка полученной информации, сообщение результатов, отслеживание исполнения рекомендаций и принятых решений (рисунок 1.3).

110

Рисунок 1.3 - Этапы проверки службы внутреннего контроля

В развернутом виде процесс проведения проверок состоит из следующих основных этапов:

определение области проверки;

проверка;

подготовка проекта заключения по результатам проверки;

выработка совместно с руководителем проверяемого подразделения дальнейших действий по устранению выявленных отклонений;

подготовка окончательного заключения по результатам проверки, которое должно содержать как сведения о выявленных нарушениях, так и рекомендации по их устранению;

ознакомление с заключением исполнительного органа и совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, а также руководителя проверяемого подразделения;

осуществление мониторинга и совместно с руководителем проверяемого подразделения корректировка действий по устранению выявленных отклонений, ознакомление с результатами руководства банка.

Таким образом, завершенный цикл проверки должен предусматривать также и контроль за исполнением рекомендаций и указаний, направленных на устранение нарушений. В связи с этим в практической деятельности службы внутреннего контроля, помимо плана проведения проверок, должен быть и план мероприятий по осуществлению последующего контроля, включающий, в том числе, повторные плановые и внеплановые проверки.

В течение года в план могут вноситься изменения, например, после получения предписания контролирующего органа с требованием устранить выявленное нарушение. По согласованию с советом директоров (наблюдательным советом) служба внутреннего контроля может проводить внеплановые проверки. В связи с этим становятся особо востребованы рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору о регулярном пересмотре и обновлении плана и о возможностях его реального выполнения [19]. Кредитные организации могут отражать их в своих внутренних документах, в частности, в положении о службе внутреннего контроля.

Под системой управлением банковским риском понимается «совокупность приемов (способов и методов) работы персонала банка, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий» [25. С. 22]. Основная задача системы внутреннего контроля в сфере управления рисками заключается в установлении механизма принятия банком оптимального уровня риска. Для её реализации банк осуществляет контроль за функционированием системы управления банковскими рисками, оценку банковских рисков, контроль за распределением полномочий и за управлением информационными потоками (таблица 1.3). Оценка банковских рисков предусматривает выявление и анализ внутренних (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и внешних (изменение экономических условий деятельности банка) факторов, оказывающих воздействие на деятельность банка в порядке, установленном внутренними документами банка, регулирующими порядок оценки основных рисков [30. С. 270].

Таблица 1.3 - Контроль для оптимального уровня риска

Контроль

Порядок осуществления

контроль за функционированием системы управления банковскими рисками

проводится на постоянной основе в порядке, установленном внутренними документами банка, регулирующими порядок управления банковскими рисками

оценку банковских рисков

проводится на консолидированной основе с учетом всех организаций, являющихся по отношению к банку дочерними или зависимыми

контроль за распределением полномочий

осуществляется при совершении банковских операций и других сделок

за управлением информационными потоками

устанавливается внутренними документами и распространяется на все ее виды

По мнению аналитиков, Россия будет по-прежнему демонстрировать высокие темпы развития экономики, но из-за кризиса он будет существенно ниже, чем планировался. Однако рост ВВП в 2009-2011 годах будет находиться на уровне 5-6%. Что же касается банковского сектора, то планируется замедление роста активов банков в период 2009-2011 годов, но он будет не ниже 25-30% в год с учетом инфляции [36. С. 54].

Для оценки степени риска можно использовать качественный и количественный анализ [25. С. 25].

Качественный анализ - это анализ источников и потенциальных зон риска, определяемых его факторами. Поэтому качественный анализ опирается на четкое выделение факторов, перечень которых специфичен для каждого вида банковского риска.

Количественный анализ - это анализ, при котором преследуется цель численно определить степень риска. В таком анализе условно выделяем несколько блоков: выбор критериев оценки степени риска; определение допустимого для банка уровня отдельных видов риска; определение фактической степени риска на основе отдельных методов; оценка возможности увеличения или снижения риска в дальнейшем.

Изучение характерных особенностей отдельных видов рисков привело к пониманию того, что финансовые риски по своей природе могут быть объединены в несколько групп, имеющих общие черты и управляемые с использованием одинаковых подходов [22]:

кредитные риски (прямые кредитные риски, суверенные и трансграничные риски, риски неполучения средств в расчётах, риски, связанные с условными обязательствами -- гарантиями и аккредитивами и т. д.);

рыночные риски (процентный, валютный, ценовой, часто в эту группу включают и инвестиционные риски) и риски потери ликвидности (может быть выделен из рыночных рисков при отсутствии свободного доступа к финансовым рынкам);

операционные риски (включая юридические риски и риски несоответствия требованиям законодательства, или комплаенс-риски [19], риски искажения финансовой отчётности, риски несанкционированных действий сотрудников и третьих лиц, технологические риски, риски невозможности продолжения деятельности в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств и т. д.) [13];

страховые риски (имущественные риски, риски случайного ущерба и риски страхования жизни);

правовой риск и риск потери деловой репутации кредитной организации [14];

предпринимательские риски (риски принятия менеджментом неверных предпринимательских решений).

Более подробные формализованные определения этих основных рисков можно найти в различной учебной и теоретической литературе, а для кредитных организаций -- также в нормативных документах Банка России, например в письме «О типичных банковских рисках» от 23 июня 2004 г. № 70-Т [22].

Нынешняя сложившая ситуация в мировой экономике является следствием наложения друг на друга сразу двух кризисов: в международных кредитно-денежных отношениях и в финансовом секторе США. Оба этих кризиса некоторым образом связаны между собой, их совпадение во времени - случайность, а вот развитие и обострение каждого из них было закономерно и неизбежно. В настоящее время на территории Российской Федерации ведут банковскую деятельность более 1000 кредитных организаций, около 930 работают в системе страхования вкладов, из них активно осуществляют банковские операции около 600 [36. С. 55].

В результате укрупнения банковского сектора в России аналитиками прогнозируется на период 2009-2011 годов следующая его структура [36. С.55]:

10 транснациональных банков для работы на мировом рынке;

30-40 федеральных банков, достаточно крупных, которые будут работать в разных городах страны;

200-300 региональных банков.

В итоге должны остаться 250-350 полноценно работающих банков. Это оптимальное число, которое будет поддерживать финансово-экономическое положение страны [35. С. 56].

Немаловажная тенденция - работа российских банков по изменению внутренних процессов и технологий. Такая работа очень важна, так как она направлена на снижение издержек. В России эта тема очень актуальна в связи с тем, что раньше издержки никого не волновали, больший интерес представляла прибыль. В западных странах такой проблемы не существовало, и проекты по минимизации издержек там проводились регулярно.

По итогам кризисного 2009 года многие банки наращивали кредитование при почти полном отсутствии источников финансирования. В данный период у службы внутреннего контроля осложняется задачи в связи с тем, что кризис порождает неопределенность, которая влияет на поведение людей. Поэтому стратегия поведения практически всех участников финансового рынка -- принимать на себя как можно меньше риска, выжидать, когда начнется выздоровление экономики (таблица 1.4). Беда в том, что не все кредитные организации могут эффективно вести свой бизнес и продержаться в таком состоянии долгое время: постоянные и операционные издержки велики, давит долговая нагрузка.

Таблица 1.4 - Совершенствование системы внутреннего контроля путем выявления дополнительных рисков в период мирового кризиса

Риски

Социально-политическая сфера

Область занятости, доходов, имущества

Окружение, семьи, кланов

Физическое состояние

- резкая смена социального статуса;

- смена социальной ориентации;

- резкое повышение или снижение реально проявляемой политической активности;

- смена места работы с изменением социального статуса;

- изменение социального положения в связи с браком, наследством, обнаружившимися родственниками.

- снижение стабильности статуса физического лица (например, конкурсное избрание, контракт, сезонный контракт, почасовая занятость);

- изменение статуса места работы, формы собственности организации;

- активизация отраслевых, региональных рисков, рисков операционного цикла в сфере занятости;

- крупные приобретения, значительные продажи имущества;

- смена квартиры, места проживания;

- кражи, ограбления физического лица.

- активизация в регионе проживания группировок, криминальных структур, сект (риск вовлечения членов семьи, их похищения и др.);

- появление новых родственников (бракосочетание), принадлежащих к народностям со специфическими общественными отношениями, иерархиями (кланы, тейпы, племена), моральными принципами, правилами поведения, отношением к обязательствам и т.п.

- политические, социальные, национальные, религиозные, возможно природные или техногенные факторы, изменяющие у отдельных народностей семейные и/или финансовые отношения;

- резкие изменения в семейном положении и окружении;

- «критический» семейный статус (холостяки, разведенные).

- достижение «критического» возраста;

- заболевания, в том числе близких родственников;

- ухудшение экологической обстановки региона проживания или работы, вероятность эпидемий.

В такой неопределенный период выделяются такие виды рисков, которые при стабильном развитие экономики страны мы уделяли бы меньше внимание. Анализ рисков с использованием информации, согласно таблице 1.4, несомненно, повысит эффективность работы по управлению рисками. Возникает некоторый конфликт интересов, при котором в отношении появления хоть малейших подозрений в их непорядочности, допущения злоупотребления, нарушающих законов, давление со стороны органов управления, службе внутреннего нужно будет обеспечивать надлежащий уровень надежности.

1.3 Классификация видов внутреннего контроля в кредитной организации

Основываясь на исследования разных учёных и экономистов в области внутреннего контроля в коммерческих банках попробуем представить классификацию внутрибанковских контрольных действий (таблица 1.5).

Таблица 1.5 - Классификация видов внутреннего контроля в коммерческом банке

Направления

Виды контроля

в зависимости от специфики решаемых задач

-административный;

-бухгалтерский;

-финансовый;

-правовой

-технологический;

-управленческий;

-специальный;

в зависимости от объемов и полноты охвата контролем

-полный или частичный;

-комплексный или тематический;

-сплошной или выборочный;

в зависимости от времени совершения контрольных действий

-предварительный (анализ, юридическая оценка и логический контроль);

-текущий (мониторинг, анализ, юридическая оценка, формальная и арифметическая проверка, логический контроль и визуальное наблюдение);

-последующий (ревизия, аудит, анализ, встречная проверка, инвентаризация и экспертиза);

в зависимости от источников информации (данных), на основе которых осуществляется контроль

-документальный (юридическая оценка, логический контроль, встречная проверка, формальная проверка, способ обратного счета и др.);

-фактический (инвентаризация, экспертиза, визуальное наблюдение, контрольный замер, лабораторный анализ и др.);

-компьютерный;

в зависимости от используемых приемов и процедур при проведении внутреннего контроля:

-аудит;

-анализ;

-ревизия;

-мониторинг;

в зависимости от уровня контроля

- низший (уровень работника или группы работников);

-средний (уровень принятия текущих решений и их реализации подразделений);

-высший (уровень прогнозирования и планирования деятельности банка в целом);

В зависимости от специфики решаемых задач, в своем учебном пособии Л.В.Усатова выделяет только 2 вида: финансовый и административный [33. С.44], а Р.Г.Ольхова выделяет 4 вида: административный, бухгалтерский, финансовый и правовой [30. С.273]. А.М. Тавасиев дополняет к этим видам ещё рыночный, технико-технологический, управленческий, информационный и учётно-отчетный [32. С.330]. Многие исследователи согласны с его классификацией, но исключают рыночный, объединяя технико-технологический, технологический и информационный в один вид, а учётно-отчётный разделяют на финансовый и бухгалтерский.

Административный контроль включает в себя контроль за: ходом выполнения стратегических и текущих планов; обеспечением полноты, уровня и своевременности разработки правил, инструкций, процедур, раскрывающих алгоритмы проведения операций, а также положений, регламентирующих деятельность органов управления банка; обеспечением стандартизации внутрибанковских процессов; правильностью и целесообразностью действий руководителей всех уровней и органов управления банка; координацией действий внутренних подразделений банка; состоянием его технического уровня, экономической и информационной безопасности; совершенствованием взаимоотношений с клиентами; качеством предлагаемых услуг.

Бухгалтерский контроль, в первую очередь, должен обеспечивать контроль за: сохранностью привлеченных средств банка, его активов и имущества; полнотой и достоверностью учетной информации и отчетности; соблюдением учетной политики, правильностью оценки активов в соответствии с ее принципами; обоснованностью производимых затрат банка, совершением клиентских и банковских платежей; выполнением нормативных требований ЦБ и налоговых органов. В условиях усиления конкуренции в банковской сфере контроль за затратами банка становится одной из актуальных задач бухгалтерского контроля.

Финансовый контроль представляет собой контроль за: выполнением финансовой политики банка; качеством управления его финансовыми потоками; образованием, распределением и использованием ресурсов всеми подразделениями банка; соблюдением установленных лимитов; эффективным управлением ликвидностью, банковскими рисками; проведением комплексного экономического и финансового анализа деятельности банка, его подразделений; организацией и эффективностью внутрибанковского хозрасчета; формированием и корректировкой бюджетов; созданием и использованием резервов; соблюдением финансовых нормативов.

Правовой контроль служит инструментом надзора за законностью всех проводимых банком операций и заключаемых сделок, правовым обеспечением деятельности банка в целом, ведением на должном правовом уровне судебных, арбитражных дел.

Технологический контроль предполагает осуществление контрольных функций за четким соблюдением технологии осуществления всех банковских операций, процедур выполнения работ, должностных инструкций.

Управленческий контроль представляет собой систему оперативных мер за правильностью и целесообразностью действий руководителей всех уровней и органов управления банка; осуществляет при этом контроль со стороны менеджеров за деятельностью руководимых ими подразделений банка и деятельностью непосредственных подчиненных; за выполнением управленческих решений; за распределением потоков управленческой информации.

К специальному может быть отнесен контроль в целях противодействия легализации через банки доходов, полученных преступным путем. В соответствии с федеральным законом № 115-ФЗ от 07.08.2001г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» банк обязан выявлять операции своих клиентов с деньгами и/или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю на основании данного Закона, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, и сообщать о таких операциях уполномоченному органу, каковым сначала являлся Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ), а с апреля 2004 г. - Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) [4]. В целях реализации банками указанной обязанности Банк России выпустил «Рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Банки обязаны разработать и утвердить в соответствии с порядком, установленным правительством РФ и Банком России, правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных, а также ввести специальную должность ответственного сотрудника, который отвечал бы за разработку и реализацию правил и иных внутрибанковских мер в тех же целях. Данный ответственный сотрудник должен быть независим в своей деятельности от других структурных подразделений банка и подотчетен только руководителю банка. Банкам также разрешается определить или сформировать структурное подразделение для этих целей.

Анализируя в зависимости от времени совершения контрольных действий доктор экономических наук Г.Г. Коробова выделяет только текущий и последующий виды контроля [27. С. 728-731], но нельзя забывать о необходимости предварительного контроля. В своих работах Л.В. Усатова и Т.И. Капаева считаю, что система внутреннего контроля должна начинаться даже с контроля за подбором и расстановкой кадров [29. С. 44].

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Обычно он проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, учредительных документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.

Текущий контроль, который также называют оперативным, проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций, исполнения финансовых планов, бюджетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризацией и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет отслеживать и регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств.

Последующему контролю подлежат итоги формирования и использования финансовых средств. Проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и целесообразность их расходования при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. В результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных финансово-хозяйственных операций, достигнутых финансовых результатов проводится оценка. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период [24. С.53]. Его результаты тесно связаны с результатами предварительного или текущего контроля, что позволяет вскрыть недостатки их проведения.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.