бесплатно рефераты
 

Коммерческие банки

p align="left">Бюро кредитных историй. Эта организация обеспечивает хранение кредитной истории в течение 15 лет со дня последнего изменения содержащейся в ней информации. По истечении указанного срока кредитная история аннулируется (исключается из числа кредитных историй, хранящихся в соответствующем бюро кредитных историй). Центральный каталог кредитных историй обеспечивает хранение информации о бюро кредитных историй, в котором сформирована кредитная история субъекта кредитной истории, до получения сообщения от бюро кредитных историй об аннулировании кредитной истории субъекта кредитной истории. В случае объявления повторных торгов несостоявшимися при ликвидации бюро кредитных историй кредитные истории передаются организатором торгов на хранение в Центральный каталог, который обеспечивает хранение переданных ему кредитных историй до передачи их в бюро кредитных историй, но не более пяти лет со дня передачи ему таких кредитных историй. По истечении указанного срока кредитные истории аннулируются. Бюро кредитных историй обеспечивает защиту информации при ее обработке, хранении и передаче сертифицированными средствами защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бюро кредитных историй, его должностные лица несут ответственность за неправомерное разглашение и незаконное использование получаемой информации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Совокупность информации, полученной бюро кредитных историй, представляет собой ограниченно оборотоспособный объект.

Государственный контроль и надзор за деятельностью бюро кредитных историй осуществляются уполномоченным государственным органом в соответствии с законодательством Российской Федерации. На этот орган возложены следующие функции:

• ведение государственного реестра бюро кредитных историй;

• установление требований к финансовому положению и деловой репутации участников бюро кредитных историй;

• утверждение плана проведения контрольно-ревизионных мероприятий по проверке соблюдения бюро кредитных историй требований настоящего Федерального закона;

• проведение контрольно-ревизионных мероприятий на основании утвержденного плана, а также в случае наличия письменных обращений субъектов кредитных историй, источников формирования кредитных историй; Центрального каталога кредитных историй или бюро кредитных историй, при этом предметом контроля являются качество предоставляемых бюро кредитных историй услуг (в том числе точность и достоверность информации), соблюдение прав участников информационного обмена, соблюдение требований Федерального закона «О кредитных историях»;

• направление в бюро кредитных историй обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных в их деятельности нарушений;

• осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с Центральным каталогом;

• осуществление иных функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Решения уполномоченного государственного органа могут быть обжалованы бюро кредитных историй в судебном порядке.

Бюро кредитных историй считается созданным со дня его государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Юридическое лицо вправе осуществлять деятельность в качестве бюро кредитных историй в соответствии с Федеральным законом «О кредитных историях» только после внесения записи о нем в государственный реестр бюро кредитных историй. Внесение записи о юридическом лице в государственный реестр бюро кредитных историй осуществляется уполномоченным государственным органом. Уполномоченный государственный орган направляет в Центральный каталог кредитных историй информацию о вновь зарегистрированных бюро кредитных историй не позднее двух рабочих дней со дня внесения записи о бюро кредитных историй в государственный реестр бюро кредитных историй. Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридических лиц, осуществляющих в соответствии с федеральным законодательством деятельность в качестве бюро кредитных историй или ассоциаций (союзов) бюро кредитных историй, не может использовать в своем наименовании слова «бюро кредитных историй» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление такой деятельности.

Внесение записи о бюро кредитных историй в государственный реестр бюро кредитных историй осуществляется уполномоченным государственным органом на основании заявления бюро кредитных историй, к которому должны быть приложены:

1) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов;

2) сведения о руководителях бюро кредитных историй и об их заместителях;.

3) подлинник или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия лицензии на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации;

4) документы, подтверждающие обеспечение защиты информации в бюро кредитных историй при ее обработке, хранении и передаче сертифицированными средствами защиты в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) документы, подтверждающие финансовое положение и деловую репутацию участников бюро кредитных историй. Перечень указанных документов устанавливается уполномоченным государственным органом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Уполномоченный государственный орган рассматривает заявления юридических лиц о внесении записи о бюро кредитных историй в государственный реестр бюро кредитных историй в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения необходимых документов. Основанием для отказа во внесении записи о юридическом лице в государственный реестр бюро кредитных историй являются:

1) наличие у руководителей бюро кредитных историй и их заместителей судимости за совершение преступлений в сфере экономики;

2) несоответствие требованиям, устанавливаемым уполномоченным государственным органом к финансовому положению и деловой репутации участников бюро кредитных историй;

3) несоответствие документов, прилагаемых к заявлению бюро кредитных историй, требованиям законодательства Российской Федерации;

4) непредставление определенных документов, необходимых для внесения записи о бюро кредитных историй в государственный реестр бюро кредитных историй;

5) факт владения соответственно долей или суммой долей в капитале бюро кредитных историй, превышающей 50%: одним лицом; лицом и лицами, являющимися аффилированными по отношению к нему; лицами, являющимися аффилированными по отношению к лицу, не участвующему в капитале бюро кредитных историй;

6) участие в капитале бюро кредитных историй организаций, совокупная доля участия в которых государства, органов государственной власти, органов местного самоуправления и (или) Банка России составляет 100%, и (или) аффилированных по отношению к ним лиц (данное ограничение не распространяется на кредитные организации).

Решение об отказе во включении в государственный реестр бюро кредитных историй сообщается бюро кредитных историй в письменной форме и должно быть мотивировано. Отказ во включении в государственный реестр бюро кредитных историй, а также непринятие уполномоченным государственным органом в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в судебном порядке. Бюро кредитных историй обязано информировать уполномоченный государственный орган об изменениях, внесенных в его учредительные документы, в 30-дневный срок со дня государственной регистрации этих изменений в установленном порядке.

На основании заявления уполномоченного государственного органа бюро кредитных историй в случае неоднократного нарушения им Федерального закона «О кредитных историях» может быть исключено арбитражным судом из государственного реестра бюро кредитных историй. Кредитные истории, хранящиеся в бюро кредитных историй, исключенном из государственного реестра бюро кредитных историй, в течение 10 рабочих дней со дня исключения бюро кредитных историй из указанного реестра передаются на хранение в Центральный каталог кредитных историй для дальнейшей реализации в порядке, предусмотренном законом.

Бюро кредитных историй несет ответственность по законодательству Российской Федерации. Неисполнение им положений Федерального закона «О кредитных историях» и предписаний уполномоченного государственного органа может быть основанием для предъявления уполномоченным государственным органом в судебном порядке требования об исключении бюро кредитных историй из государственного реестра бюро кредитных историй.

Должностные лица уполномоченного государственного органа не вправе использовать иначе чем в целях, предусмотренных Федеральным законом «О кредитных историях», и разглашать в какой- либо форме информацию, составляющую коммерческую, служебную, банковскую, налоговую тайну бюро кредитных историй, источников формирования кредитных историй, субъектов кредитных историй и пользователей кредитных историй.

7. Коммерческие банки на финансовых рынках

Вложения в ценные бумаги. По состоянию на 01.06.06 в долговые ценные бумаги кредитными организациями было вложено 1257 млрд руб. В связи с падением доходности государственных ценных бумаг они утратили свою колоссальную привлекательность для коммерческих банков, которой обладали до 1998 г. Тем не менее по состоянию на 01.06.06 в них было вложено 514 млрд руб. и еще 108 млрд в долговые обязательства субъектов РФ и муниципалитетов, тогда как в акции было вложено всего 293 млрд руб.

Учет (дисконтирование) векселей означает покупку векселей банком до истечения срока их погашения. Учитывая вексель, банк становится его владельцем и выплачивает бывшему владельцу векселя определенную сумму денег. За эту операцию банк взимает вознаграждение, которое называется учетным процентом, или дисконтом.

Выпуск ценных бумаг. Долговые ценные бумаги, выпускаемые коммерческими банками, включают векселя, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты.

Наибольший удельный вес в пассивах коммерческих банков на 1.03.00 г. занимали векселя и банковские акцепты -- 5,7%. Привлекательность векселей объясняется, во-первых, простотой их выпуска, во-вторых, тем, что это единственная ценная бумага, которая может быть использована в качестве расчетного и платежного средства.

По состоянию на 01.06.06 коммерческими банками были привлечены средства путем выпуска рублевых векселей в размере 514 млрд руб. Из них со сроком «до востребования» -- 10%, на срок до 30 дней -- 3, от 31 до 90 дней -- 7, от 91 до 180 дней -- 9, от 181 дня до 1 года -- 32, от 1 до 3 лет -- 27, свыше 3 лет -- 7,5%. Значительно меньшие суммы были привлечены выпуском векселей, номинированных в иностранной валюте, -- 116 млрд в пересчете на рубли.

Облигации. На втором месте после векселей по удельному весу в пассивах стоят облигации. Из-за сложности и дороговизны выпуска облигаций российские коммерческие банки достаточно долго игнорировали этот способ привлечения средств на отечественном рынке и первыми начали осваивать зарубежные рынки, поскольку на них можно было привлечь более значительные суммы по более низкой ставке.

Одними из первых облигаций на отечественном рынке стали рублевые дисконтные облигации, выпуск которых был зарегистрирован Внешторгбанком 28.04.2000 в объеме 1 млрд руб. сроком на 2 года. Однако уже с 2002 г. количество выпусков облигаций быстро увеличивалось. По состоянию на 01.06.06 выпуском облигаций было привлечено средств на 97,6 млрд руб., их основная масса получена на срок более 3 лет.

Начиная с 1997 г. отечественные банки стали активно осваивать западные рынки ценных бумаг. На международных финансовых рынках одними из первых еврооблигации разместили СБС-АГРО, Альфа-банк, Онексимбанк, «Российских кредит». Срок размещения составлял в основном 3 года, а купонный доход колебался около 10--11% годовых. После кризиса 1998 г. облигации в течение нескольких лет не размещались. По состоянию на 01.04.06 задолженность российских банков перед нерезидентами по долговым ценным бумагам составила 2,1 млрд долл.

Сертификаты. На третьем месте по объему привлеченных средств стоят сертификаты. По состоянию на 01.06.06 банки привлекли 38 млрд руб. по депозитным сертификатам и 9,7 млрд -- по сберегательным. Основная масса сертификатов, как депозитных, так и сберегательных, выпускалась на срок от 181 дня до 1 года -- 61 и 47% соответственно.

Сберегательный (депозитный) сертификат -- это ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в кредитную организацию, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в кредитной организации, выдавшей сертификат, или в любом ее филиале.

Депозитные сертификаты выпускаются только для юридических лиц, а сберегательные -- только для физических. По сравнению с векселем сертификат имеет серьезный недостаток: им нельзя рассчитаться за купленный товар.

Лизинг. Недостаточная инвестиционная активность остается одним из основных препятствий на пути активного развития отечественной экономики. Мировой опыт предлагает один из выходов из этого тупика -- лизинг. В настоящее время до 25% общего объема инвестиций в США, Японии и других промышленно развитых странах финансируется на условиях лизинга. Причины этого заключаются в высокой эффективности и чрезвычайной гибкости лизинга.

Лизинг обладает многочисленными достоинствами.

Для банка это:

* расширение круга операций, рост численности клиентов и дохода банка;

* снижение риска потерь от неплатежеспособности клиентов. При осуществлении лизинговых операций банк остается собственником имущества, переданного в аренду, и, следовательно, при нарушении условий договора может потребовать возврата переданного в лизинг имущества.

Для арендатора в этом случае нет необходимости в больших первоначальных затратах; все лизинговые платежи входят в затраты и тем самым уменьшают налогооблагаемую прибыль; может использоваться ускоренная амортизация с коэффициентом не выше 3; можно более равномерно распределить во времени расходы, связанные с оплатой задолженности.

В настоящее время лизинговая деятельность в Российской Федерации регулируется Законом «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ с последующими дополнениями и изменениями. В соответствии с этим законом лизинг -- это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга.

В соответствии с договором лизинга арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

В лизинг можно получить любые непотребляемые вещи, кроме земли или других природных объектов.

Различают внутренний и международный лизинг. При внутреннем лизинге лизингодатель, лизингополучатель и продавец -- резиденты Российской Федерации. При международном лизингодатель или лизингополучатель являются нерезидентами Российской Федерации.

На практике обычно выделяют следующие виды лизинга:

1) финансовый -- лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать ему это имущество за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование. Срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации имущества или превышает его;

2) возвратный -- разновидность финансового, продавец предмета лизинга одновременно становится и лизингополучателем;

3) оперативный -- лизингодатель на свой страх и риск закупает имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на опре- деленных условиях во временное владение и пользование. В этом случае предмет лизинга может быть неоднократно передан в лизинг в течение полного срока его амортизации.

По истечении срока действия договора предмет лизинга возвращается лизингодателю, и при этом лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга, если иное не было оговорено договором.

Предмет лизинга является собственностью лизингодателя, но при этом он может учитываться на балансе как лизингодателя, так и лизингополучателя (по соглашению сторон).

В Российской Федерации лизинговыми операциями занимаются в основном специализированные компании, созданные при участии коммерческих банков. Предоставление лизинговых услуг непосредственно банками не получило распространения.

Факторинг. Это одна из наиболее распространенных услуг в странах с развитой рыночной экономикой. В основе факторинга лежит договор финансирования под уступку денежного требования. В России факторинг не получил такого распространения, как на Западе, хотя наряду с кредитованием физических лиц это наиболее активно развивающийся банковский продукт. В России термин «факторинг» не имеет официального законодательного закрепления. Тем не менее, необходимая законодательная база для предоставления этого рода услуг создана. Этот вид финансирования регулируется гл. 43 ГК РФ. Прирост рынка факторинговых услуг в 2005 г. составил от 80 до 120%, а объем -- от 3 до 5,7 млрд долл. Российские аналитики рассчитали, что, если в ближайшие два-три года достигнутые темпы расширения рынка сохранятся, к концу 2008 г. его оборот составит не менее 40 млрд долл., что уже сопоставимо с показателями европейских государств.

В соответствии со ст. 824 ГК по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Клиент может уступить денежное требование к должнику финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения своего обязательства перед финансовым агентом.

Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования. Кроме того, обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями -- предметом уступки. Благодаря этому малые и средние фирмы экономят на оплате высококвалифицированных бухгалтерских, юридических и других служб.

Воспользовавшись услугой банка по финансированию под уступку денежного требования, предприятие получает необходимые ему денежные средства. Если уступка денежного требования финансовому агенту осуществляется в целях обеспечения ему обязательства клиента, то финансовый агент обязан представить отчет клиенту и передать ему сумму, превышающую сумму долга клиента, обеспеченную уступкой требования (ст. 831 ГК РФ). Если денежные средства, полученные финансовым агентом от должника, оказались недостаточными для покрытия задолженности клиента, клиент остается ответственным перед финансовым агентом за остаток долга.

На практике схема факторинга включает следующие этапы:

• продавец продукции обращается в банк и заключает соответствующий договор;

• банк изучает покупателя и устанавливает продавцу лимит финансирования;

• продавец заключает договор с покупателем своей продукции с отсрочкой платежа и отгружает товар;

• продавец передает в банк документы, подтверждающие отгрузку товара (накладные, счета-фактуры и др.);

• банк переводит на счет продавца деньги за поставленный товар (обычно до 90% суммы поставки);

• при поступлении денег от покупателя переводится оставшаяся сумма (за вычетом вознаграждения банку) продавцу.

Вместе с тем не всякое предприятие может воспользоваться факторинговыми услугами банка. Банку не выгодно обслуживание предприятий:

• с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

• занимающихся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;

• предприятий, реализующих свою продукцию с послепродажным обслуживанием, практикующих компенсационные сделки;

• заключающих со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Важное достоинство факторинга для клиента заключается в том, что в отличие от кредита финансирование может предоставляться без тщательного изучения финансового положения получателя, что позволяет воспользоваться этой услугой и клиентам с плохим финансовым положением. В то же время факторинг обычно дороже кредитования, поскольку риски, которые при этом несет банк, значительно выше.

Плата за факторинг, как правило, включает три составляющие: комиссию за финансирование, комиссию за обслуживание и фиксированный сбор за обработку документов. Так, в Транскапитал-банке за финансирование взимается от 15,05 до 18,88% годовых, за обслуживание -- 0,12--0,35% суммы финансирования плюс по 59 руб. за обработку каждого расчетного документа. Собинбанк берет 1000 руб. за установление лимитов финансирования, 15--18% годовых -- за предоставленные ресурсы; 0,3--1,2% переуступленных требований -- за административное управление дебиторской задолженностью и по 20 руб. -- за обработку каждого комплекта товарораспорядительных документов.

В 2006 г. наблюдалось активное снижение стоимости факторинговых услуг. Это в первую очередь связано с понижением общего уровня цены кредитных ресурсов, а также с увеличением конкуренции на рынке факторинга за счет все большего числа банков, предоставляющих эту услугу. Например, в НОМОС-банке за 2006 г. цены услуги снизилась на 2 пункта, в Транскредитбанке стоимость ресурсов снизилась с 15 до 12% годовых.

За эти деньги банк не только финансирует сделку, но и оказывает дополнительные услуги. Банк-фактор проверяет платежную дисциплину и деловую репутацию покупателей, контролирует своевременность оплаты поставок дебиторами, помогает поставщику грамотно строить лимитную и тарифную политику. Клиенты банка-фактора регулярно, по мере осуществления операций, снабжаются подробными отчетами о зарегистрированных поставках, удержанной комиссии и состоянии дебиторской задолженности.

Операции с драгоценными металлами. Российские коммерческие банки получили право на совершение ряда операций с драгоценными металлами только в 1996 г. В соответствии с положением Банка России «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории РФ и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами» от 1 ноября 1996 г. № 50 коммерческие банки имеют право осуществлять следующие операции с драгоценными металлами:

• покупать и продавать их как за свой счет, так и за счет клиентов;

• привлекать по вклады (до востребования и на определенный срок);

• размещать от своего имени и за свой счет на депозитные счета в других банках и предоставлять займы в драгоценных металлах;

• предоставлять и получать кредиты в рублях и валюте под залог драгоценных металлов;

• оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища.

На практике развитие получили только продажа и покупка драгоценных металлов, их хранение и перевозка, а также выдача кредитов под залог металлов.

Следует различать покупку драгоценного металла с физической поставкой и без нее. В первом случае покупатель получает сам купленный слиток, а во втором -- только свидетельство на право собственности на какой-то обезличенный слиток определенного веса.

Свободной продажей золотых слитков, занимаются многие банки, но только единицы потом выкупают их у тех, кто их приобрел. С покупкой золота без физической поставки такой проблемы не существует.

Доверительное управление. С 1997 г. коммерческие банки начали осуществлять доверительное управление. Нормативной основой для этого стала гл. 53 ГК РФ. В соответствии со ст. 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает в доверительное управление другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Переход имущества не влечет за собой перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

В настоящее время только кредитные организации и профессиональные участники рынка ценных бумаг могут получать в доверительное управление денежные средства. Деятельность кредитных организаций по доверительному управлению регулируется инструкцией Банка России «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями РФ» № 63 (1997) с учетом последующих дополнений и изменений.

Индивидуальный договор доверительного управления предусматривает управление имуществом без объединения имущества данного учредителя в единый имущественный комплекс с имуществом других лиц, с объединением имущества образуется общий фонд банковского управления (ОФБУ).

Это имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления. Юридическое или физическое лицо, передавшее свои денежные средства (или ценные бумаги) в доверительное управление банку, называется учредителем управления ОФБУ. Это лицо получает сертификат долевого участия -- документ, свидетельствующий о факте передачи имущества в доверительное управление и размере доли учредителя в составе ОФБУ.

Каждому ОФБУ соответствует своя инвестиционная декларация -- документ, содержащий информацию о доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.п.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ, доле средств, размещаемых в валютные ценности, об отраслевой диверсификации вложений. Банк обязан зарегистрировать ОФБУ в территориальном учреждении Банка России.

Успешной деятельности ОФБУ помешал кризис 1998 г., их возрождение началось только в 2004--2005 гг. Эти фонды очень близки к паевым инвестиционным фондам, поскольку обе эти структуры основаны на договоре доверительного управления. Однако в отличие от управляющей компании вознаграждение банку уплачивается обычно в определенном проценте от полученного дохода, кроме того, перечень объектов инвестирования у банка шире.

Список литературы

1. Э.Я. Брегель. Кредит и кредитная система России. М., 2005.

2. М. С. Атлас. Кредитная реформа в СССР. М., 1952.

3. В.В. Иконников. Кредит в капиталистическом обществе. М., 2007.

4. А. К.Коровушкин. Кредитная система. М., 2006.

5. Б.С. Захаров. Банковская система и ее роль в управлении экономикой. М., 2006.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.