бесплатно рефераты
 

История развития и основы функционирования Банка России

p align="left">Руководители Государственного банка РСФСР - Центрального банка РСФСР -Центрального банка Российской Федерации (Банка России)

1. Матюхин Г.Г. -Председатель Государственного банка РСФСР - Центрального банка РСФСР - Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1990-1992 гг.

2. Геращенко В.В.-Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1992-1994 гг.; 1998-2002 гг.

3. Парамонова Т.В. -исполняющий обязанности Председателя Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1994-1995 гг.

4. Хандруев А.А. -временно исполняющий обязанности Председателя Банка России с 8 по 22 ноября 1995 г.

5. Дубинин С.К.-Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1995-1998 гг.

6. Игнатьев С.М. -Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России) с 2002 г.- по н./в.

Часть 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА РОССИИ

2.1 Задачи и функции банка России

Банковская система -- это совокупность дополняющих друг друга элементов (центрального банка, других банковских институтов, банковской инфраструктуры), находящихся в тесных отношениях и связях между собой и с внешней средой, сложившаяся исторически и нацеленная на достижение цели устойчивого развития экономических процессов.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ , принят Государственной Думой 27 июня 2002 года "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами, с действующими изменениями, внесенных Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ. В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Ключевым элементом правового статуса Центрального банка Российской Федерации является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться за заключением в Банк России. Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. На 8 мая 2009 года ЦБ РФ принадлежит 57,6 % акций Сбербанка РФ. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах. В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Банк России осуществляет полномочия по владению, использованию и распоряжению золотовалютными резервами и другим имуществом. В соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

· во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

· монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

· является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

· устанавливает правила осуществления расчётов в Российской Федерации;

· устанавливает правила проведения банковских операций;

· осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

· осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России (Международные резервы Российской Федерации по годам);

· принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

· осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

· регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

· осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

· организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· определяет порядок осуществления расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

· устанавливает правила бухгалтерского учёта (Положение Банка России N 302-П от 26 марта 2007 года «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации») и отчётности для банковской системы Российской Федерации (Указание Банка России от 16 января 2004 года № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»);

· устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

· принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса Российской Федерации и организует составление платёжного баланса Российской Федерации;

· устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

· проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

· осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

· осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора. Банк России по своей сути эквивалентен центральным эмиссионным банкам других стран. В качестве своей основной функции, Банк России формирует и претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства. Спектр деятельности Банка России весьма широк: от действия в качестве агента государства и управления банковскими холдинг-компаниями до обеспечения необходимого количества денег. Он независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Он может быть распущен и ликвидирован только специальным законодательным актом. Банк России является "банком банков", он предоставляет кредиты и принимает вклады только от депозитных учреждений. Он имеет право выпускать в обращение денежные знаки, которые, тем самым, образуют предложение бумажных денег. Такую функцию другие банки в РФ не имеет.

2.2 Платежная система ЦБ РФ

Платежная система как совокупность организационных форм, инструментов и процедур, способствующих обращению денежных средств, имеет большое значение для осуществления Банком России эффективной денежно-кредитной политики. Порядок, формы и правила расчетов в Российской Федерации являются обязательными для всех субъектов хозяйствования, предприятий, организаций и населения. Формы безналичных расчетов определены Гражданским кодексом Российской Федерации. Основными формами безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениями, в меньшей степени применяются расчеты платежными требованиями (по инкассо) , расчеты аккредитивами и чеками применяются незначительно. Часть расчетов юридических и физических лиц осуществляется посредством платежных карт, их применение получает все большее развитие. Коммерческие банки выпускают собственные платежные карты, карты российских систем (STB Card, Union Card, Золотая Корона) , а также международные платежные карты, в частности VISA, Eurocard/MasterCard, Diners Club, JCB и American Express. Банк России проводит политику обеспечения бесперебойности функционирования системы расчетов, ее быстродействия и надежности. Большая часть платежей осуществляется через расчетную сеть Банка России. Банком России издан Справочник банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории Российской Федерации" ("Справочник БИК РФ") , который содержит информацию о наименовании кредитной организации-участнике расчетов, ее банковском идентификационном коде, корреспондентском счете в Банке России, местонахождении и др. "Справочник БИК РФ" периодически корректируется. Кредитные организации, расположенные на территории Российской Федерации (резиденты) , имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации на совершение банковских операций, открывают только один корреспондентский счет в одном из учреждений Банка России (расчетно-кассовом центре или операционном управлении) , которое осуществляет их обслуживание. Филиалы кредитных организаций имеют корреспондентские субсчета, но некоторые филиалы осуществляют расчеты только через корреспондентский счет головного банка. Для осуществления безналичных расчетов юридическим и физическим лицам открываются счета в коммерческих банках, в особых случаях счета юридическим лицам также могут быть открыты в учреждениях Банка России. Расчеты клиентов учреждений банков с клиентами других учреждений банков, их расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами производятся через корреспондентские счета. Что касается расчетов между клиентами одного банка, то они проводятся списанием или зачислением средств на соответствующие счета клиентов, минуя корреспондентский счет банка. Расчеты между одногородними банками, или банками, обслуживаемыми одним вычислительным центром, часто организуются через счет взаимных расчетов. Вся информация по расчетно-денежным документам, обработанная в установленном порядке в коммерческом банке, вводится в ЭВМ. На корреспондентском счете банка в расчетно-кассовом центре отражается только сальдо проведенных операций. Такие расчеты представляют собой вид локального клиринга. Расчеты между расчетно-кассовыми центрами по операциям кредитных организаций, а также по их собственным операциям осуществляются через счета межфилиальных оборотов (МФО) . Средством межфилиальных расчетов являются авизо по МФО. Правильность совершения расчетов со стороны расчетно-кассовых центров подтверждается совпадением начальных и ответных оборотов в процессе квитовки, т.е. сопоставления каждого ответного провода с начальным.

Платежи осуществляются почтовым и телеграфным способом (бумажная технология) и электронным способом (безбумажная технология) . Доля электронных платежей увеличивается по количеству и сумме проведенных документов за счет снижения доли почтовых и телеграфных платежей. Общий срок безналичных расчетов установлен Федеральным Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) " и не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации. Часть межбанковских расчетов, а именно расчетов многофилиальных банков, в том числе по перераспределению кредитных ресурсов, осуществляется между головным банком и его филиалами и между филиалами банков с отражением на их балансовых счетах. Внутрибанковские расчеты динамично развиваются. Межбанковские расчеты осуществляются также через корреспондентские счета, открываемые в других банках. Порядок открытия и режим функционирования корреспондентского счета одного банка в другом определяется по соглашению между ними. Развитие корреспондентских отношений зависит от различных факторов: взаимных потоков платежей, цены и спроса на рынке кредитных ресурсов, возможности участия в торгах на региональных валютных биржах и других. Расчеты между банками - корреспондентами составляют значительную часть всего платежного оборота России. Таким способом совершается большая часть расчетов с банками стран СНГ и зарубежными банками. Еще одним способом межбанковских расчетов являются расчеты через клиринговые палаты. В основу принципов проведения клиринговых операций положены две возможные модели. Первая - без предварительного депонирования средств на счетах банков-участников расчетов в клиринговом учреждении. Окончательный расчет в этом случае осуществляет

Центральный банк Российской Федерации. Вторая модель - с предварительным депонированием средств на счетах банков-участников в клиринговом учреждении. Расчетным агентом по такой схеме является само клиринговое учреждение

Политика валютного курса Центрального банка Российской Федерации в 1997 году осуществлялась в общем контексте денежно-кредитной политики, проводимой Правительством Российской Федерации и Банком России, и являлась дополнительным фактором финансовой стабилизации. Важным этапом в развитии валютной политики стало принятие Правительством Российской Федерации и Банком России в июне 1996 года международных обязательств по снятию ограничений на конвертируемость рубля по текущим операциям в рамках присоединения к VIII статье устава МВФ, что создало принципиально новые условия для процесса курсообразования и привлечения на российский рынок иностранных инвесторов. В 1997 году Банк России активно участвовал в разработке базовых, системообразующих нормативных актов. Речь идет, в первую очередь, о проекте Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Что касается перспектив развития валютного законодательства, то важнейшее направление в деятельности Банка России связано с продолжением начатой в 1996 г. и реализуемой в настоящее время взвешенной политики, нацеленной на упрощение и постепенную отмену ограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями. Основное внимание предполагается уделить созданию более благоприятного климата для деятельности зарубежных инвесторов на российском рынке и особенно тех из них, кто намерен осуществить долгосрочные инвестиции в экономику России. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего финансового рынка Банком России будет продолжена работа по созданию нормативной базы, направленной на “дедолларизацию” экономики, препятствующей утечке капиталов за границу, проникновению из-за рубежа и отмыванию “грязных” денег.

В 2005 году развитие банковской системы России шло высокими темпами. За год активы банковского сектора увеличились на 35,1% и достигли 5601 млрд. рублей, а капитал вырос на 40,3%, составив 814,9 млрд. рублей. Доля активов банков в ВВП увеличилась с 38,2% на 01.01.2003г. до 42,1% на 01.01.2004г., капитала с 5,4% до 6,1%.

Постоянно возрастает значение банковской системы для экономики страны. Доля кредитов, предоставленных нефинансовым предприятиям и организациям, в ВВП увеличилась с 14,6% на 01.01.2005г. до 17,3% на 01.01.2006г.

Общий объём кредитов физическим лицам за 2003 год увеличился на 47,4% и составил на 01.01.2004г. 299,7 млрд. рублей.

За 2005 год объём привлечённых банками вкладов и депозитов увеличился на 41,2% до уровня 1 924 млрд. руб. При этом в 2005 году вклады населения в банках выросли на 47,1% и достигли 1540 млрд. рублей.

«В апреле - декабре 2009 г. в условиях восстановления мировой экономики, роста цен на основные товары российского экспорта и укрепления курса рубля на фоне роста бюджетных расходов объем денежной базы РФ в широком определении увеличился на 50,4%.

Основными источниками увеличения денежной базы было расходование средств Резервного фонда, а также покупки ЦБ РФ валюты. В частности, использование средств Резервного фонда для финансирования бюджетного дефицита привело к увеличению денежного предложения на величину более 2 трлн руб. В то же время сокращение кредитования Банком России коммерческих банков позволило обеспечить менее стремительный рост денежной базы. Использование средств Резервного фонда в 2009 г. начало вносить существенный вклад в увеличение денежного предложения. Если на 1 января 2009 г. совокупный объем Фонда национального благосостояния и Резервного фонда составил 6612,1 млрд руб. (225,1 млрд долларов США), то на 1 января 2010 г. объем данных фондов равнялся 4599,5 млрд руб. (152,4 млрд долларов США).», по материалам статьи «Денежная база в России в широком определении за 2009 г. возросла на 15,9% - до 6,4673 трлн руб.», к.э.н., зав. лабораторией денежно-кредитной политики

Института Экономики Переходного Периода (ИЭПП) П.В. Трунина.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.