бесплатно рефераты
 

История развития Государственного банка России

p align="left">Основные цели деятельности Банка России: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательской способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Теории спроса и предложения денег, равновесия на денежном рынке дают научную основу для проведения обоснованной, взвешенной кредитно-денежной политики, направленной на стабилизацию экономического развития.

Кредитно-денежная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики, при этом он преследует конкретные цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

В большинстве промышленно развитых стран политика Центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах.

1. Учетная политика заключается в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые, в свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального банка. В России эта процентная ставка называется ставкой рефинансирования коммерческих банков.

2. Второй формой является определение Центральным банком нормы обязательных резервов.

Смысл этой формы заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентных счетах в Центральном банке. Изменяя норму резервирования, Центральный банк расширяет или ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков на кредитном рынке страны.

3. Операции на открытом рынке являются важнейшим направлением кредитно-денежной политики Центрального банка во многих странах с рыночной экономикой. Суть этих операций, воздействующих на предложение денег, - покупка или продажа Центральным банком государственных ценных бумаг. При этом все кредитно-финансовые институты, согласно законодательству, обязаны покупать у Центрального банка определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит государственного бюджета.

4. Четвертой формой является прямое воздействие Центрального банка на кредитную систему путем прямых инструкций, директив, предписаний и писем, а также применение санкций за их нарушение.

Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка России сформулированы в ст. 35 Закона о Банке России:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

«Существует документ направлений денежно - кредитной политики на 2010-2012 гг., одобренный Госдумой, который предоставил Центробанк.

В документе дан анализ развития экономики России и денежно-кредитной политики в 2009 году, рассмотрены цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов, а также перечислены мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы России.

Главной целью денежно-кредитной политики на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов определяется последовательное снижение инфляции: в 2010 году - до 9-10%, в 2011 году - до 7-8%, в 2012 году - до 5-7%.

После обсуждения в Госдуме Банк России доработал и представил депутатам новый вариант ДКП с учетом их замечаний. ЦБ улучшил официальный прогноз по инфляции, оттоку капитала и динамике международных резервов в 2009 году.

Согласно документу, инфляция по итогам 2009 года может составить «заметно меньше 11%». Первоначальный вариант ДКП, представленный в Госдуму, предполагал рост потребительских цен на уровне «менее 12%». В 2008 году инфляция в РФ составила 13,3%.

Банк России предполагает в трехлетний период завершить создание условий для применения режима таргетирования инфляции и перехода к свободному плаванию курса рубля. Прогнозируется дальнейший рост валютных резервов и одновременно - последовательное снижение темпов его прироста. По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности.

Центробанк после обсуждения с депутатами и доработки документа несколько повысил прогноз среднегодовой цены на нефть в 2009 году - до 59,5 доллара за баррель с 57,0 долларов за баррель. Соответственно были скорректированы некоторые показатели платежного баланса. Так, счет текущих операций платежного баланса, по оценке ЦБ, может быть сведен с положительным сальдо в 34,2 миллиарда долларов (первоначальный вариант - 32,4 миллиарда долларов), а профицит баланса товаров и услуг оценивается в 71,8 миллиарда долларов (первоначально - 67,7 миллиарда долларов). Чистый вывоз частного капитала в новом документе оценивается в 40 миллиардов долларов (ранее - 42 миллиарда долларов), а прирост международных резервов - в 2,2 миллиарда долларов (в первоначальном варианте - сокращение на 3 миллиарда долларов).

Прогнозы на 2010-2012 годы подверглись менее существенной корректировке. Задачи по снижению инфляции подтверждены.

Ожидания по чистому оттоку капитала в 2010 году тоже не изменились - от 25 до 10 миллиардов долларов в зависимости от варианта прогноза (первый вариант предусматривает среднегодовую цену на российскую нефть в 45 долларов за баррель, второй - 58 долларов, третий - 68 долларов, четвертый вариант - 80 долларов).

В то же время прогноз динамики международных резервов в 2010 году немного улучшен: по первому варианту резервы сократятся на 8 миллиардов долларов (первоначальный прогноз - 10,8 миллиарда долларов), по второму-четвертому вариантам - вырастут на 15,5-69,7 миллиарда долларов (ранее - 13,1-67,3 миллиарда долларов).» РИА Новости////http://bankir.ru/news/article/3165707

3.1 Характеристика экономического кризиса 1998 г. и 2008 г.

В курсовой работе проведена сравнительная характеристика кризиса 1998 г. и кризиса 2008 г.

Каждый большой экономический кризис по-своему загадочен и оригинален. Даже спустя много десятилетий продолжаются споры об основных причинах и последствиях отгремевших событий. И действительно, многое становится видным с больших временных расстояний. Но тем не менее множественно общих черт и различий поддаются оперативному анализу. Часть российских факторов кризиса лежала в русле общемировых тенденций, некоторые имели национальную специфику. Можно выделить ряд разноплановых отечественных фундаментальных причин кризиса:

І Высокие темпы роста российской экономики после 1998 г. породили общую эйфорию. Нарастание различных диспропорций, отмечаемое экспертами, не насторожили ни власть, ни общество;

І Эйфория привела к стагнации роста производительности труда, перекапитализации нашего фондового рынка, раздуванию издержек, росту зарплатоемкости ВВП и т.д. Все это стало тормозить развитие;

І Налоговый пресс и иные формы государственного давления на бизнес также стали сказываться на хозяйственных процессах;

І Экономическое развитие в свою очередь находилось под воздействием искусственного стимулирования нефтегазометаллическими деньгами;

І Всеобщий сверхоптимизм: стабильность и рост - это надолго, если не навсегда - заразил часть компаний и граждан вирусом жизни в долг;

І Проявились негативные последствия сырьевой ориентированности экспорта. Быстрое падение в пару-тройку раз цен на товары, составляющие 70-80% российского экспорта, явилось серьезным отрицательным фактором;

І Низкая степень доверия в обществе. Недружественность власти к бизнесу, ее неверие в структуры рыночной экономики и ряд других факторов привели к тому, что при появлении затруднений уровень доверия очень резко снизился. Это усугубило многие проблемы;

І Трудности создала и перекапитализация фондового рынка. Как отмечалось выше, постепенно в мире изменились цели корпоративного управления: рост капитализации компаний стал важней роста производительности труда. Россия не избежала общего процесса. Похожая подмена происходила в ряде случаев и с целями государственного регулирования;

І Нарушение техники финансовой безопасности. Как отмечалось выше, Россия внесла свой вклад в надувание финансового пузыря. Показатель капиталоемкости ВВП (отношение совокупной капитализации рынка акций национальных компаний к объему номинального ВВП) по итогам 2007 г. достиг 116%, что, к примеру, почти в два раза превысило показатель Германии (64%).

Каждый кризис по-своему внезапен. Россияне с этим в полной мере столкнулись как в 1998-м, так и в 2008 г. Десять лет назад тоже возникла напряженность в мировой финансовой системе, но в основном в ее азиатской части. Но главное, нарастали серьезные проблемы в хозяйстве России. Но все это практически всеми, недооценивалось. В итоге фондовый рынок тогда рухнул, банковская система распалась на отдельные сегменты.

Россия извлекла серьезные уроки из дефолта 1998 г. Главным стало осознание того, что слабость государственных финансов дорого обходится стране. Кроме того, была признана необходимость защищать экономику от неожиданных изменений внешней конъюнктуры. Дефолт действительно был вызван сочетанием огромного бюджетного дефицита с резким падением стоимости нефти. Еще одной важной ошибкой, совершенной в 1998 г., была попытка поддержать неизменный курс рубля, когда цены на нефть рухнули. В конце концов это привело к гораздо большей девальвации, чем было необходимо вначале.

Сравнительная характеристики основных параметров кризиса приведены в Приложение 5. Правда, здесь нужно сделать принципиальную оговорку. Кризис 1998 г. давно закончился. Кризис 2008-2009 гг. продолжается. Вполне возможно, жизнь еще внесет свои поправки в различные параметры нынешних событий. Тогда последующие исследования можно будет провести более точно, чем наш экспресс-анализ. Бурный мировой экономический подъем последних лет привел к резкому росту нестабильности. Различные волны от общемирового цунами расходятся постепенно, от одного региона к другому, от одних товаров и активов перекидываясь на другие.

Но есть и негативные отличия. Принципиальная разница: тот кризис был российским. Формула выхода: снижение рубля + подъем мирового спроса на наши товары = 3% роста ВВП в 1999 г. Нынешний - мировой. И пока не исчерпает свою злую энергию, будет мучить отечественную экономику. Поскольку второе слагаемое отсутствует. Сейчас проблемы сложнее, чем в 1998 г. Яма глубокая. Тогда выбрались самостоятельно и довольно быстро.

Россия стала неотъемлемой частью мировой экономики. Никто нас туда силком не затискивал. Сами отчаянно стремились. И правильно делали. Получили много хорошего. Теперь увидели изнанку. Осознали, что рыночная система - явление экономической природы.»«Экономический кризис и личные финансы» С.В. Пятенко, Т.Ю. Сапрыкина, Москва 2009 г., с. 99-105

«Попробуем оценить состояние российской экономики в каждый из рассматриваемых периодов. Самую общую информацию о структурных характеристиках народного хозяйства можно получить из анализа структуры использованного ВВП (приложение 6).

Как показывают данные прил. 6, структура использованного ВВП в российской экономике претерпела существенные изменения. Прежде всего, значительно возросла доля валового накопления основного капитала, достигшая в 2008 г. 22% ВВП. При этом произошло снижение доли ВВП, использованного на государственное управление и потребление домашних хозяйств. И только доля экспорта в структуре использованного ВВП осталась неизменной. Таким образом, экспорт как в 1998 г., так и в 2008 г. играл значительную роль в формировании экономической динамики.

Основная особенность ситуации, сложившейся в 2008 г., состоит в том, что произошло значительное «сжатие» внешнего спроса, сопровождавшееся обвальным падением цен на основные товары российского экспорта. И в 1998 г. наблюдалось ухудшение мировой конъюнктуры, выразившееся в снижении цен на ключевые товары российского экспорта, но существенного торможения мировой экономики не произошло, спрос на продукцию российского ТЭК, металлургии и химии сохранялся.

Важно также отметить, что российская экономика 2008 г. значительно отличалась от экономики 1998 г. и по уровню доходов, и по уровню инвестиционного потенциала, и по уровню резервов, имевшихся в распоряжении государства, бизнеса и населения. Достаточно сказать, что к 2008 г. российская экономика по объемам ВВП практически достигла докризисного уровня, в то время как в 1998 г. она находилась в низшей точке падения.

Однако несмотря на все различия в состоянии экономики в 1998 и 2008 гг., остается актуальным вопрос о механизмах развертывания кризиса. Причем ответ на этот вопрос представляет чисто практический интерес, поскольку непосредственным образом влияет на выработку решений в области экономической политики. Экономические агенты (бизнес, население, государство) реагируют на разрастание негативных тенденций экономического развития, оптимизируя издержки, пересматривая инвестиционные планы. Можно предположить, что 10 лет - слишком малый срок, чтобы поведение основных субъектов экономики в условиях ухудшения ситуации резко изменилось, поэтому ретроспективный анализ может в существенной мере помочь в выборе мероприятий по минимизации экономических последствий кризиса. Динамика ВВП, которая является индикатором состояния экономики в целом, показывает, что после распада СССР вплоть до I кв. 1999 г. темпы роста ВВП (за исключением III и IV кв. 1997 г.) были отрицательными. Следовательно, период 1998-1999 гг. представляет собой продолжение экономического спада предшествующих лет, только более быстрыми темпами. В этом по-видимому, состоит одно из ключевых различий в механизмах формирования и протекания экономического кризиса в 1998 и 2008 гг.

Такой же выглядит ситуация по материалам месячной статистики. Спад в промышленности, следующий за некоторым ее оживлением (в июле 1997 г. - апреле 1998 г.), мог бы указывать на начало кризиса, но это оживление имело фрагментарный характер, было достаточно вялым и весьма непродолжительным, чтобы считать завершенным спад всех предшествующих лет. Кроме того, следует подчеркнуть, что такие важнейшие показатели, как, например, инвестиции в основной капитал и в строительство вообще не демонстрировали устойчивых положительных темпов роста многие годы в период перед кризисом 1998-1999 гг.

Аналогичная динамика была характерна для транспорта, сельского хозяйства и оптовой торговли. При этом рост безработицы наблюдался уже с начала 1990-х годов, а в 1998 г. ситуация только усугубилась, но собственно тенденция роста безработицы сформировалась еще до 1998 г.

Таким образом, о 1998-1999 гг. можно говорить только как о периоде усугубления многолетнего спада. Если 1998-1999 гг. и можно охарактеризовать как кризис, то он был связан, прежде всего, со значительным падением потребительского спроса, который в отличие от других показателей продолжал расти вплоть до августа-сентября 1998 г.

Подведем итоги выше изложенного. Во-первых, ситуацию в российской экономике во второй половине 1998 г. - первой половине 1999 г. вряд ли можно назвать экономическим кризисом. Более правомерно охарактеризовать этот период как завершение многолетнего спада, обусловленного осложнениями, которые ускорили динамику спада и довели его до «низшей точки». Во-вторых, если применить данное ранее определение экономического кризиса к периоду 1998-1999 гг., то ускоренный экономический спад длился 17 мес. - с июня 1998 г. до ноября 1999 г. В-третьих, осложнения, усугубившие многолетний спад в российской экономике, в значительной степени были вызваны внешними по отношению к российской экономике факторами, прежде всего, падением конъюнктуры на мировых товарных рынках.

В то же время необходимо отметить, что в течение 1991-1998 гг. произошла значительная «выбраковка» неэффективных производств, были созданы основные рыночные институты. Это позволяет говорить о том, что в период спада происходило накопление факторов, способствующих началу экономического роста. Для задействования факторов был необходим «спусковой механизм», которым и стала девальвация рубля с последующим «сжатием» объемов импорта. Дополнительным фактором, способствовавшим началу экономического роста в 1999 г., стало наличие значительного резерва незагруженных мощностей в промышленности. В 2008 г. фаза нарастания кризисных явлений была существенно короче. Ее начало было также связано с падением мировых цен на топливно-энергетические товары и снижением сальдо торгового баланса в сентябре 2008 г.

Следует отметить, что кроме сокращения внешнего спроса на основные товары российского экспорта, в 2008 г. существенное негативное воздействие на экономическую динамику оказал мировой финансовый кризис. Следствием его стали недоступность международных ресурсов капитала для российского частного сектора и вывод капитала из страны, который за август-декабрь 2008 г. составил 165,8 млрд. долл.

Завершение первой фазы произошло в декабре 2008 г. - январе 2009 г. На наш взгляд, на данный момент имеются все основания полагать, что пик снижения сальдо торгового баланса (4,6 млрд. долл.) был пройден в декабре 2008 г. Отток капитала после января 2009 г. практически прекратился.

Нарастание негативных последствий внешнего шока устраняется только с переоценкой национальной валюты, которая позволяет сбалансировать взаимосвязи национальной и мировой экономик. Однако новое равновесие для торгового обмена и потоков капитала, требующее соответствующей балансировки внутренних рынков - денежного, товарного и рабочей силы - устанавливается до окончательной стабилизации сальдо внешней торговли и оттока капитала, что приводит к наложению начала активной фазы кризиса на фазу накопления кризисных предпосылок.

Итак, началом активной фазы кризиса в первом случае можно считать май 1998 г., а во втором - ноябрь 2008 г. В обоих случаях происходит наложение друг на друга первой и второй фаз. Как уже отмечалось, одно из основных различий рассматриваемых периодов заключается в динамике экономических показателей в предшествующее время. Так, если кризисные явления 1998-1999 гг. представляют собой продолжение в «обостренной» форме многолетнего спада, то конца 2008 г. - начала 2009 г., наоборот, постепенного развития после многолетнего роста. Это существенное различие может выражаться в темпах экономического спада: в 1998-1999 гг. они должны быть меньшими по сравнению с 2008-2009 гг. Иными словами, спад конца 2008 г. - начала 2009 г. может иметь более острое проявление, чем десять лет назад.

Кроме того, об этом свидетельствует скорость, с которой протекает кризис начала 2008 г. Если в первом случае первая фаза длилась восемь месяцев, и вторая фаза началась через шесть месяцев после начала первой, то во втором случае первая фаза длилась пять месяцев, а начало второй фазы последовало за ней через три месяца.

Проведенный анализ показывает, что к февралю 2009 г. в российской экономике закончилась активная фаза экономического кризиса и началась стабилизация, предшествующая фазе активного восстановления.

Меры экономической политики приобретают особую актуальность в фазе стабилизации, когда требуются системные мероприятия по обеспечению высоких темпов восстановления экономики и устойчивого долгосрочного развития.

В текущих условиях наибольший эффект дальнейшего развития страны возможен в случае выхода экономики из фазы стабилизации без существенной поддержки со стороны внешних рынков. Для России сейчас имеется уникальная возможность создать механизм экономического роста, движущие силы которого будут опираться на внутренний рынок. Такое развитие событий в наибольшей степени может способствовать созданию условий для устойчивого развития экономики в долгосрочной перспективе.»

3.2 Анализ сравнительной характеристики кризисов 1998 и 2008 гг.

Банковская система России: в 1998 г. число банков сократилось намного больше чем в 2008 г. только в первый кризис банки пропали вместе с деньгами вкладчиков, а во второй кризис, многие вклады были застрахованы, из-за чего государство увеличило сумму до 700 тыс. руб.

Фондовый рынок в России: падение фондовых индексов в 1998 г. значительно выше, чем в 2008 г. в 1998 г., падение составило почти в 10 раз, а в 2008 г. в 4-5 раз.

Политика властей предкризисная: к первому кризису, дефолту в 1998 г., никто не готовился, он пришел неожиданно, что нельзя сказать про кризис 2008 г. к нему готовились много лет.

Политика властей антикризисная: Сравнивать антикризисные политики кризисов разных годов бессмысленно. В 1998 г., у государства не было опыта, чтобы правильно и осмысленно подойти к проблема кризиса. А вот уже в 2008 г. антикризисная политика была достаточно активная и эффективная, но ее эффективность значительно снижалась из-за коррупционных составляющих.

Наличие финансовых резервов у государства: в 1998 г. к началу кризиса финансовый резерв составлял 20 млрд. дол., а в 2008 г. 600 млрд. дол. Разница значительна большая, что говорит о том, что промежуток в 10 лет научил наше государство лучше справляться с кризисом.

Затраты на борьбу с кризисом: в 1998 г. на поддержание валютного курса было потрачено 10 млрд., а в 2008 г. 250 млрд. или около 14% ВВП.

Цены на нефть до и в ходе кризиса: Если сравнивать кризис 1998 и 2008 гг., то до кризиса были цены выше, чем во время, во время кризиса, цена за баррель очень сильно упала. С 18-20 до 9-10 дол и с 100-140 до 30-40 дол. соответственно.

Масштаб: Разница этих двух кризисов по масштабу состоит в том что, кризис в 1998 г. имел локальный характер коснулся только нашей страны. А в 2008 г. кризис был мировой, затронул много стран нашего мира.

Реальные доходы населения: доходы населения в 1998 г. упали значительно больше, чем во время кризиса в 2008 г. в 2008 г., процент доходов населения упал с 2 до 5%, а в 1998 г. с 12-16%.

Изменение курса рубля: разница видна, в 1998 г. резкая девальвация, с последующим, плавным движением, а в 2008 г. плавная девальвация, так же с последующим плавным движением.

Готовность бизнеса к кризису: в 2008 г. предприятия лучше подготовлены к кризису, чем 10 лет назад. Накопился опыт рыночного хозяйствования, многие имеют опыт работы в кризисе 1998 г. Можно было использовать мировой опыт, избегая ошибок, уже совершенных западными коллегами. Но увы, на это внимание было не обращено.

Основные факторы преодоления кризиса: Способы борьбы с кризисом различны, в 1998 г. мощная девальвация рубля, рост мирового спроса на товары нашего экспорта, массовое снижение издержек и оптимизация бизнеса российских компаний. А в 2008 г. были представлены такие антикризисные действия, как стабилизация мировых экономических процессов, контролировались действия участников хозяйственных процессов и государственных и финансовых властей.

Заключение

В современных банковских системах центральный банк занимает особое место. Он является органом государственного регулирования экономики, наделен правом монопольного выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредитных отношений страны. В центральном банке хранятся золотовалютные резервы страны. Он осуществляет руководство и контроль над всей кредитной системой, является банком банков, хранит временно свободные денежные средства правительства, бюджета, других правительственных органов, обязательные резервы коммерческих банков. В целом центральные банки, как правило, являются государственными.

По закону РФ центральный банк России правительству не подчинен. Он кредитует банки и кредитные учреждения и организует систему рефинансирования. Банк России - расчетный центр страны, определяющий систему, порядок и формы расчетов в стране, в том числе и между банками.

Деятельность центрального банка России - обеспечение устойчивости российской валюты, покупательской способности рубля и минимизации инфляции, а также эффективности всей банковской системы расчетов в интересах экономики в целом.

Основным проводником денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который в настоящее время наиболее активно использует четыре основных инструмента денежно-кредитного регулирования: это регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, политика обязательных резервов, операции на открытом рынке и ограничение кредитования.

Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности.

Одной из важнейших функций центрального банка является участие в управлении государственным долгом, который формируется из обязательств центрального правительства, местных органов власти, предприятий государственного сектора. Управление государственным долгом используется одновременно в качестве способа разрешения проблем государственных финансов и регулирования спроса и предложения на внутреннем денежно-кредитном рынке.

При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям. Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)».

3. Балабанов. Банки и банковская деятельность. - М., 2001

4. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003.

5. «Деньги. Кредит. Банки» под ред. Лаврушина О.И., Москва 1999 г.

6. «Деньги. Кредит. Банки» под ред. В.В. Иванов, Б.И. Соколов, Москва 2009 г.

7. «Экономический кризис и личные финансы» С.В. Пятенко, Т.Ю. Сапрыкина, Москва 2009 г.

8. Борискин А.В. Деньги Кредит Банки / Е.Ф. Борискин, А.А. Тарабцева. - С-Пб.: СпецЛит, 2000

9. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002.

10. http://www.cbr.ru - официальный сайт Центрального банка РФ.

11. http://www.rshb.ru/about/mission/history.php

12. http://institutiones.com/general/1475-sravnitelnyj-analiz-dvux-krizisov.html

13. http://bankir.ru/news/article/3165707 (РИА Новости)

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.