бесплатно рефераты
 

Инструменты и методы денежно-кредитной политики

Инструменты и методы денежно-кредитной политики

- 19 -

  • План
  • Введение………………………………………………………………….……..…3
  • 1. Банковская система Российской Федерации…………………….……….….4
  • 1.1 Формирование двухуровневой банковской системы………………….…..4
  • 1.2 Современная банковская система Российской Федерации……………….6
  • 2. Центральный банк Российской Федерации…………………………………7
  • 2.1 Статус и цели Центрального банка России………………………………..7
  • 2.2 Структура Центрального банка России…………………………………….8
  • 2.3 Функции Центрального банка России…………………………………….12
  • 2.4 Инструменты и методы денежно-кредитной политики …………………14
  • 3. Денежно-кредитная политика Центрального банка Российской Федерации……………………………………………………………………….16
  • 3.1 Основные задачи, цели и формы денежно-кредитного регулирования…16
  • 3.2 Методы денежно-кредитной политики…………………………………….17
  • 3.3 Инструменты денежно-кредитной политики……………………………..20
  • 4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год…………………………………………………………...34
  • 4.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу………………………………………………………..………..…..34
  • 4.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2008 году………37
  • Заключение ………………………………………………………………………41
  • Список используемой литературы……………………………………………43
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Центральный банк - центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, он сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка общей кредитной политики.
  • Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
  • В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
  • Нельзя забывать и о том, что денежно-кредитная политика - чрезвычайно мощный, а потому необыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. Без верной денежно-кредитной политики, экономика не может эффективно функционировать.
  • 1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ
  • 1.1. Формирование двухуровневой банковской системы
  • Современная банковская система создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившейся в период централизованной плановой экономики. В то время государственная кредитная система включала в себя три банка - монополиста: Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Внешторгбанк СССР, каждый из которых выполнял строго определенные функции в системе централизованного планового управления экономикой.
  • Основу денежно-кредитного регулирования в тот период составляло кредитное и кассовое планирование, а также балансирование доходов и расходов населения, включая меры по изменению розничных цен на товары и услуги, размеров заработной платы, пенсий и др. Структура и функции банковской системы, сложившиеся в период построения социализма, полностью соответствовали централизованной плановой, административно управляемой экономики.
  • Провозглашение новых принципов управления экономикой потребовало пересмотра сложившейся структуры кредитной системы, функций ее отдельных звеньев и форм организации кредитных отношений. Реформирование государственной кредитной системы началось в рамках проведения радикальной экономической реформы 1987 г. Оно предусматривало изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков в экономике и усиление их влияния на развитие народного хозяйства.
  • В 1987 г. на первом этапе реформирования государственной кредитной системы была разработана концепция реорганизации банковской системы, которая включала:
  • · создание двухуровневой банковской системы, верхний уровень которой должен был занять Госбанк СССР как Центральный банк страны, а нижний - вновь созданные государственные специализированные банки (Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Агропромбанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Сбербанк СССР). На эти банки возлагалось кредитно-расчетное обслуживание соответствующих народнохозяйственных комплексов. Госбанк СССР должен был осуществлять функции координатора деятельности специализированных банков и проводника единой государственной денежно-кредитной политики:
  • · перевод государственных специализированных банков на хозяйственный расчет и самофинансирование, повышение заинтересованности низовых звеньев банков в эффективном и качественном обслуживании предприятий различных отраслей экономики;
  • · внедрение новых форм и методов кредитных отношений с предприятиями и организациями (кредитование по совокупности материальных запасов и производственных затрат, вексельные расчеты, факторинг, лизинг и др.)
  • В результате системы банков усилились их связи с хозяйством, повысилась роль кредита в инновационном процессе, улучшилась структура кредитных вложений. Однако принципиальных изменений в кредитной системе не произошло (на самом деле они и не предполагались): монопольная структура банковской системы не была ликвидирована, поскольку сферы влияния между банками были распределены административным путем по ведомственному типу; условия для свободного перелива капитала и формирования финансового рынка небыли созданы.
  • Государственный банк СССР, подчиняясь правительству страны, оставался административным органом и не мог проводить самостоятельную денежно-кредитную политику. Он не сумел овладеть присущим центральным банкам инструментарием воздействия на денежно-кредитную систему. Проблемы экономического управления денежным оборотом страны, регулирования деятельности низовых звеньев банковской системы, развития конкуренции между банками обусловили потребность в углублении реформ в банковской системе.
  • 1.2 Современная банковская система России
  • Второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита начался в 1988 г. с создания первых коммерческих банков на паевой и акционерных основах. Параллельно с созданием коммерческих банков начался процесс акционирования государственных специализированных банков. Эти банки были полноценными рыночными субъектами: проводили независимую кредитную политику, были ориентированы на получение прибыли, несли всю полноту ответственности за принимаемые ими решения, чем в корне отличались от учреждений специализированных банков.
  • Создание негосударственных коммерческих банков означало преодоление монополии в банковской сфере, отказ от отраслевой специализации банков, развитие коммерческих начал в банковской деятельности. Таким образом, были заложены основы двухуровневой банковской системы с присущей ей возможностью саморегулирования. Коммерческие банки сыграли позитивную роль в становлении и развитии экономической рыночной системы в стране, в создании инновационной среды, ломающей традиционные структуры и открывающей путь дальнейшим преобразованиям.
  • В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в народном хозяйстве страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. После обретения Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в государствах с развитой рыночной экономикой.
  • 2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • 2.1 Статус и цели Центрального банка России
  • Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он отражает общенациональный интерес, проводит политику в интересах государства, формирует главные принципы всей банковской деятельности.
  • В банковской системе Центральный банк страны играет ключевую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития национальной экономики и ее банковского сектора. Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, Центральный банк создает экономические предпосылки для движения товаров и услуг от производителя к потребителю.
  • Независимость Центрального банка носит относительный характер в рамках правительственных структур, так как его экономическая политика определяется приоритетами макроэкономического курса правительства и не может быть успешной без согласования ее основных элементов с правительством. Основная цель Центрального банка в развитии рыночной экономики выражается в поддержании денежно-кредитной и валютной стабилизации в целях экономического роста.
  • Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был образован на основании закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 2 декабря 1990 г. Главной его задачей в условиях двухуровневой банковской системы стали поддержание стабильности функционирования банковской и денежной систем страны, организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности банков и других кредитно-финансовых институтов.
  • Историческое развитие банковской системы России, принятые законодательные и нормативные акты нашли отражение в Федеральным законе «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 12 апреля 1995 г. С последующими изменениями и дополнениями, которыми Центральный банк руководствуется и в настоящее время. Этот документ, определяющий цели, функции, права и обязанности и механизм деятельности Центральный банк, содержит 95 статей (вместо 39 в законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 2 декабря 1990 г.).
  • Основными целями его деятельности являются:
  • - защита и обеспечение устойчивости национальной валюты - рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • - развитие и укрепление банковской системы РФ;
  • - обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
  • Получение прибыли не является целью деятельности Центрального банка. В соответствии с Федеральным законом это орган государственного руководства, выполняющий роль «банка банков» и наделенный правами и полномочиями монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения, кредитно-банковской деятельности, валютной сферы, хранения золотовалютных резервов. Центральный банк - не отвечает по обязательствам государства, равно как и государство не отвечает по денежным обязательствам банка, если они не приняты на основе федерального законодательства.
  • 2.2 Структура Центрального Банка России
  • Центральный банк в пределах своих полномочий, предоставленных Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности от распорядительных и исполнительных органов государственной власти и подотчетен высшему законодательному органу своего государства - Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
  • Высшим органом Центральный банк является Совет директоров, который определяет основные направления его деятельности и осуществляет руководство и управление им. Это коллегиальный орган, в состав которого входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров. Председатель назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года большинством голосов от общего числа депутатов. Члены совета работают на постоянной основе в Банке России.
  • Совет директоров в соответствии со ст. 16 Закона выполняет следующие задачи:
  • 1) разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики государства во взаимодействии с Правительством РФ;
  • 2) утверждает годовой отчет Центральный банк и представляет его Государственной Думе;
  • 3) рассматривает и утверждает счету расходов Центральный банк на очередной год;
  • 4) определяет структуру его подразделений;
  • 5) принимает решения, касающиеся:
  • · создания и ликвидации учреждений и организаций Центральный банк;
  • · установления обязательных нормативов для кредитных организаций;
  • · величины резервных требований;
  • · изменения процентных ставок Центральный банк;
  • · определения лимитов операций на открытом рынке;
  • · участие в международных организациях;
  • · купли и продажи недвижимости для обеспечения деятельности Центральный банк;
  • · применения прямых количественных ограничений;
  • · выпуска и изъятия банкнот и монет из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;
  • · порядка формирования резервов кредитными организациями;
  • 6) вносит в Государственную Думу предложения об изменении уставного капитала Центральный банк;
  • 7) утверждает порядок своей работы;
  • 8) назначает главного аудитора Центральный банк;
  • 9) утверждает его внутреннюю структуру;
  • 10) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему РФ.
  • Для совершенствования денежно-кредитной системы и координации работы Центральный банк, законодательных и исполнительных органов власти, министерств, ведомств, хозяйственных структур и кредитных учреждений при нем создан Национальный банковский совет, в состав которого входят по два председателя от палат Федерального Собрания РФ и Правительства РФ, а также министр финансов РФ и министр экономики РФ. Остальные его члены назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Центральный банк. Как экспертно-совещательный орган он выполняет следующие функции:
  • · рассматривает проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля;
  • · определяет концепцию совершенствования и развития банковской системы;
  • · разрабатывает основные принципы организации системы расчетов в РФ и регулирования деятельности кредитных организаций;
  • · осуществляет экспертизу проектов законов и иных нормативных актов в области банковского дела.
  • Закон подтверждает организацию Центральный банк по принципу единой централизованной системы с вертикальной схемой подчинения, включающей центральный аппарат, территориальные учреждения, РКЦ, вычислительные центры, учебные и другие учреждения. Национальные банки республик в составе РФ являются территориальными учреждениями Центральный банк. Как подразделения Банка России они не имеют статуса юридического лица. Кроме того, они не могут принимать решения нормативного характера, а также выдавать гарантии, поручительства, вексельные и другие обязательства.
  • Центральный банк Российской Федерации имеет уставной капитал, служащий обеспечением его обязательств, может создавать за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения, в том числе страховой фонд, формируемый за счет обязательных отчислений коммерческих банков на условиях и в порядке, определяемых Уставом банка. Нормативы отчислений прибыли в эти фонды и порядок их расходования определяются Советом директоров.
  • Центральный банк издает нормативные акты, которые обязательны для федеральных органов государственной власти, субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также для всех юридических и физических лиц. Они не имеют обратной силы.
  • Отчетный период устанавливается с 1 января по 31 декабря каждого года. Структура баланса банка определяется Советом директоров. Годовой отчет представляется ежегодно Государственной думе не позднее 15 мая. Последняя рассматривает его до 1 июля очередного года и направляет со своим заключением Правительству и Президенту РФ. После этого он публикуется не позднее 15 июля очередного года. Кроме того, центральный банк ежемесячно публикует сой баланс, данные о денежном обращении, включая динамику и структуру денежной массы, обобщенные данные о своих операциях.
  • Центральный банк перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета банка Советом директоров, оставшуюся прибыль - в резервы и фонды различного назначения. Он и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сбора пошлин и других платежей на территории РФ.
  • Для рассмотрения годового отчета центрального банка Государственная Дума до завершения отчетного года принимает решение об его аудите и назначает аудиторскую фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории Российской Федерации.
  • Внутренний аудит Центральный банк осуществляется службой главного аудитора, непосредственно подчиненной Председателю Центральный банк.
  • 2.3 Функции Центрального банка России
  • Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции:
  • - во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;
  • - монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  • - является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • - устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • - устанавливает правила проведения банковских операций;
  • - осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • - осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  • - принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  • - осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
  • - регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • - осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  • - организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • - определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  • - устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
  • - устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  • - принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • - устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности");
  • - проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  • - осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации: http://cbr.ru
  • 2.4 Инструменты и методы кредитно-денежной политики
  • Согласно закону, Центральный банк разрабатывает и проводит во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику. При этом он задает основное направление экономической политики Правительства РФ и использует экономические рычаги для регулирования денежной массы в обращении и направления ее в соответствующие сферы экономики О.Г. Семенюта Основы банковского дела - с.72. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Центрального банка являются:
  • 1) процентные ставки по операциям Банка России;
  • 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов;
  • 3) операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки);
  • 4) рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей);
  • 5) валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
  • 6) установление ориентиров роста денежной массы;
  • 7) прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование
  • 8) банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).
  • 3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
  • 3.3 Основные задачи, цели, и формы денежно-кредитного регулирования

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.