бесплатно рефераты
 

Иностранное страхование

p align="left">Таким образом, нужно отметить, что на сегодняшний день нет единой консолидированной позиции российских страховых и перестраховочных организаций по вопросам допуска иностранных страховщиков на российский рынок, и анализируя состояние российского страхового рынка, можно сделать вывод, что иностранные страховые компании сегодня - неотъемлемая часть нашего страхового рынка. Вопрос заключается в том, насколько далеко допускать иностранных страховщиков, в какие виды страхования их нельзя пускать, а также как регулировать. Беспокойство о нашествии «иностранцев»… Будет хорошая, четкая правовая база, крепкий национальный рынок с хорошо организованной инфраструктурой и, главное, без чего невозможно все перечисленное, - высокий платежеспособный спрос - тогда никакая экспансия не будет страшна. Присутствие иностранных страховщиков на рынке необходимо - во-первых, для обеспечения здоровой конкуренции, во-вторых, для укрепления межгосударственных связей. Укрепление отношений с иностранными страховщиками - это шаг на пути к более тесному международному сотрудничеству, но такое возможно, только если обе стороны будут одинаково относиться к вопросу о сотрудничестве, если Россия не будет рассматривать присутствие иностранных страховщиков на рынке как неизбежную угрозу национальной экономической безопасности, и если иностранные страховые компании, в свою очередь, будут рассматривать деятельность на территории России не как средство получить больше прибыли, а будут подходить с позиций долгосрочного сотрудничества.

Сегодня необходимо создание равных условий для деятельности национальных и иностранных страховщиков. На нынешний момент присутствие авторитетных иностранных фирм на страховом рынке - важный способ повышения эффективности функционирования рынка, поскольку он обеспечивает новые процедуры и технологию, расширяет диапазон услуг и способствует снижению цен на них. Значительная часть проблем, возникающих в связи с приходом иностранных страховщиков, может быть устранена посредством соответствующих методов регулирования.

Важно сформировать развитый страховой рынок в России, создать ясный и понятный административно-правовой режим. В основе законодательных решений должен лежать трезвый взвешенный подход, учитывающий как внутренние потребности России в страховых услугах, так и задачи ее интеграции в мирохозяйственную систему.

Национальные интересы состоят в том, чтобы отсечь фирмы, преследующие в России конъюнктурные цели и не имеющие серьезных долгосрочных планов работы в области страхования. Приоритетной задачей должно стать развитие страхового рынка, а не защита национальных компаний любой ценой.

Глава 4. Роль иностранного страхования в развитии экономики России

Иностранные страховые компании присутствовали на российском рынке страховых услуг с момента зарождения страхования в России. На протяжении всего периода развития страхования сначала в Российской Империи, затем в Советском Союзе и, наконец, в Российской Федерации наряду с отечественными страховыми компаниями появлялись, развивались и достаточно успешно функционировали зарубежные страховщики. Безусловно, их роль в развитии рынка страховых услуг и экономики России в целом очень важна. Экономика любой страны и страховой рынок в частности, не может полноценно развиваться, не взаимодействуя с внешним миром. В самом начале своей деятельности в России иностранные страховщики оказывали услуги, предоставлением которых тогда в стране никто не занимался, в силу объективных причин - это была новая, неизученная сфера деятельности для российских предпринимателей. А в других странах история развития страхования насчитывала к тому времени уже не один десяток лет, если не столетия. На страховой рынок России приходили компании, работавшие в этой сфере много лет, компании с солидной историей. Иностранные страховые компании были в определенном смысле первопроходцами, катализатором, вызвавшим развитие страхового дела в России. Безусловно, что иностранные страховые компании не являлись причиной возникновения страхования в России, нет, зарождение страховых отношений в России относится к гораздо более раннему периоду, но страхование именно как предпринимательская деятельность начало развиваться с середины XVIII века и когда первые попытки государства создания страховых обществ потерпели неудачу, на рынок пришли иностранные страховщики. При появлении иностранных организаций, осуществлявших в этой сфере экономики предпринимательскую деятельность, у национальных предпринимателей появлялось вполне понятное чувство национальной гордости за свою страну и желание превзойти зарубежных страховщиков. Да и впоследствии, иностранные страховщики служили своего рода определенным ориентиром, их присутствие не давало отечественным страховым компаниям расслабляться, заставляло все время совершенствоваться, добиваться наиболее эффективной деятельности, чтобы успешно конкурировать с зарубежными компаниями. В течение периода, когда на деятельность иностранных страховых компаний в России был наложен запрет, Большое значение присутствие иностранных страховщиков имело еще и с той точки зрения, что постоянно заставляло правительство совершенствовать законодательно-правовую базу, регулирующую их деятельность на российском рынке. Необходимость ограничения на работу иностранных страховых компаний в России в разумных пределах, обусловленная объективной необходимостью защищать национальный рынок от чрезмерной внешней экспансии вынуждало правительство к проведению политики протекционизма в сфере страхования. Государственное регулирование любого сектора экономики необходимо и рынок страховых услуг не исключение. Вопрос заключается в том, в каких пределах необходимо вмешательство государства в функционирование страхового рынка. На протяжении всей истории развития страхования в России политика правительства была направлена на ограждение национальных страховых компаний от иностранной конкуренции. Это было оправдано, поскольку прямого запрета на деятельность иностранных страховщиков не было (кроме периода социалистического развития страны), вводились лишь ограничения, вызванные разумным беспокойством за состояние и дальнейшее развитие страхового рынка, а национальные страховые компании были еще слишком слабы, чтобы составить серьезную конкуренцию зарубежным страховщикам. Таким образом, деятельность иностранных страховых компаний послужила фактором развития нормативно-правовой базы страхового рынка, а, следовательно, и фактором развития страхового рынка в целом.

Анализируя деятельность иностранных страховых компаний на российском рынке страховых услуг, можно выделить множество положительных последствий, наиболее значительными из которых являются следующие:

1. Улучшение обслуживания в сфере страхования. Иностранные страховщики способствуют усилению конкуренции, что приводит к расширению структуры и повышению качества страховых услуг, снижению издержек на их предоставление и повышению их эффективности.

2. Передача новых технологий и ноу-хау. Иностранные страховщики организуют свою деятельность в соответствии с национальным законодательством, создавая совместные предприятия или филиалы и отделения. Привлекаемый местный персонал должен иметь хорошее образование и, приобретя опыт работы в организации с иностранным участием при смене места работы, будет распространять более совершенные навыки среди национальных страховых компаний.

3. Аккумуляция национальных сбережений. Присутствие на рынке более эффективных страховщиков должно повысить норму сбережений и обеспечить новые каналы, через которые эти сбережения могут инвестироваться.

4. Приток нового капитала. Иностранный страховщик, покупая существующую компанию или основывая новую, должен будет ввозить капитал не только в целях приобретения офисных помещений и оборудования, но и для того, чтобы обеспечить требуемый законодательством размер уставного капитала, тем самым, способствуя повышению капитализации и емкости национальной страховой отрасли.

5. Распределение рисков. Иностранные страховщики при наличии разрешения, как правило, перестраховывают риски за границей. В итоге если происходит страховой случай, например, с судном или самолетом, а риск был перестрахован, потерю будет оплачивать иностранный перестраховщик, а результатом урегулирования претензии станет приток капитала.

6. Совершенствование регулирования страховой сферы. Эффективность функционирования рынка в интересах страховщиков и страхователей непосредственно связана с ясной и отлаженной системой регулирования. Присутствие на рынке иностранных страховщиков увеличивает потребность в эффективном регулировании, и способствует распространению международного опыта регулирования.

В то же время, целый ряд аспектов деятельности иностранных страховщиков и их влияния на развитие страхового рынка вызывает обоснованное беспокойство.

1. Доминирование иностранных страховщиков на внутреннем рынке. Иностранные компании как более крупные и мощные организации, могут препятствовать укреплению российских страховщиков или пытаться вытеснить их с рынка. В значительной степени это зависит от принятого в стране режима для иностранных страховщиков.

2. Возможность развития страхового сектора с помощью национальных страховщиков. Этот аргумент имел бы существенное значение в том случае, когда национальная система регулирования страхового дела гарантировала бы наиболее эффективное функционирование внутреннего рынка и обеспечивала необходимый набор страховых услуг. Такая ситуация явно не характерна для российского страхового рынка. Однако даже при этом условии запрет или серьезные ограничения на деятельность иностранных страховщиков вряд ли оправданы. Если внутренний рынок работает эффективно, конкуренция не будет служить угрозой национальным страховщикам. Если рынок не обеспечивает необходимого набора услуг, участие иностранных страховщиков может только ускорить формирование развитого страхового сектора в стране.

3. Важность сохранения национального контроля над страховой системой. По соображениям национальной безопасности некоторые важные объекты должны быть застрахованы только российскими страховщиками. Причина этого связана с возможной дестабилизацией рынка страхования в результате изъятия иностранного капитала в случае конфликта, или необходимостью предотвратить концентрацию страхования важных национальных объектов в руках нескольких иностранных страховых компаний, а также это относится к стратегическим видам страхования - страхование космических рисков, а также военно-промышленного комплекса должно проводиться национальными страховыми компаниями, поскольку приходится работать со сведениями, составляющими государственную тайну. Подобные беспокойства имеют под собой реальную основу. Однако это недостаточный аргумент в пользу общего ограничения операций иностранных страховщиков

4. Возможность оттока капитала в результате деятельности иностранных страховщиков. Процесс развития бизнеса иностранных компаний приведет к притоку капитала. Действия инвестора на рынке неизбежно будут связаны со сложной структурой платежей. В пределах внутреннего рынка будет осуществляться сбор премий, страховые выплаты, арендная плата, заработная плата и плата другим поставщикам услуг. Вне России будут осуществляться платежи западным перестраховщикам (где это разрешено), переводы прибыли и дивидендов в родительские компании. В случае ущерба, риск возникновения которого был перестрахован за границей, страховая выплата станет притоком капитала. В совокупности все эти платежи, осуществляемые в разное время, могут дать в результате чистый приток или отток капитала в течение года, но это не означает выкачивания ресурсов из национальной экономики в долгосрочном плане.

Обобщая все вышесказанное нельзя не признать того, что иностранное страхование оказало неоспоримое значение на развитие страхования в России. Страховой рынок Российской Федерации сложился под влиянием многих факторов и не последним из них было воздействие иностранных страховщиков. Деятельность иностранных страховых компаний нельзя оценивать только с положительной или только с отрицательной точки зрения. Необходимо объективно воспринимать как плюсы от присутствия на национальном рынке компаний-нерезидентов, так и определенные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия с зарубежными коллегами. Причем, не только трезво оценивать эти проблемы, но и пытаться их решать, поскольку, как уже говорилось, страховой рынок России может полноценно развиваться, только находясь в постоянном взаимодействии с внешним миром, с международным рынком страховых услуг. Поэтому от проблем, связанных с деятельностью иностранных страховщиков нельзя убегать, их необходимо решать. В этом заинтересованы, прежде всего, мы сами. Решая проблемы иностранного страхования, мы делаем еще один шаг к созданию крепкого, развитого, надежного отечественного рынка страховых услуг. А это и является главной целью для нашей страны в сфере страхования на современном этапе развития.

Заключение

Таким образом, в заключение всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Иностранное страхование появилось в России почти одновременно с появлением первых отечественных страховых компаний и прошло долгий путь развития от компаний, проводивших 200 лет тому назад только операции перестрахования, до субъектов страхового рынка, предоставляющих в России почти такой же широкий спектр видов страхования, как и в их родных странах.

Немаловажное значение в развитии иностранного страхования в России имели место компании, занимавшиеся страхованием жизни. Они составили серьезную конкуренцию российским страховым компаниям, способствовали развитию нормативно-правовой базы, регулировавшей страховой рынок России.

Период с 1917 по 1991 гг. характеризуется относительно слабым развитием страхового дела и, главное, проведением жесткой политики государственной монополии на иностранное (и не только) страхование и однобокими, неравнозначными отношениями с другими государствами в сфере страхования. Однобокость отношений проявлялась в том, что правительство Советского Союза проводило страхование на территории других стран через Ингосстрах, а деятельность страховых компаний, принадлежавших другим государствам, на территории России была запрещена.

На протяжении всего периода развития иностранного страхования в России, российское правительство не оставляло попыток создать государственной монополии на проведение страхования. В течение различных периодов степень государственной монополии была различной - от прямого запрета страховать жизнь и имущество в иностранных страховых компаниях, как это было в самом начале развития иностранного страхования в России - в начале XIX века и в СССР, до наложения ограничительных условий на допуск иностранных страховых компаний в различные виды страхования и на долю иностранных страховщиков на российском рынке страховых услуг.

Таким образом, подводя итог можно заключить следующее: история иностранного страхования в России богата событиями различного характера - были периоды, когда иностранные страховые компании играли в определенных секторах страхового рынка немаловажную роль, были моменты временного затишья в развитии, но неизменным остается следующее: на протяжении всего периода развития страхования в России иностранные страховые компании принимали активное участие. Иностранное страхование оказало несомненное влияние на развитие российского рынка страховых услуг.

На сегодняшний день иностранные страховые компании являются важным и неотъемлемым сегментом национального страхового рынка. Их присутствие необходимо - для развития отечественного страхового рынка, для оказания конкуренции российским страховщикам, для укрепления межгосударственных отношений, для ускорения интеграционных процессов. Необходимо учесть опыт иностранных страховщиков, применить его для решения проблем страхового рынка, перенять опыт наиболее развитых, успешно функционирующих компаний. Для обеспечения равноправного, равносильного сотрудничества с наиболее крупными, лидирующими компаниями необходимо принимать меры по оздоровлению и укреплению национального страхового рынка, созданию развитой инфраструктуры, воспитанию страховой культуры населения. В государственной политике необходимо выработать сбалансированный подход к развитию страхового рынка и, в особенности, такого важного его элемента как деятельность иностранных страховых компаний. Основой такого подхода должно стать введение в России четко продуманного национального режима для иностранных страховщиков, который бы четко регламентировал процедуры лицензирования, учреждения организаций с иностранным капиталом, возможности участия иностранных граждан в управлении страховыми компаниями.

В таком случае иностранное страхование в Российской Федерации будет успешно развиваться и в будущем и отношения российских страховых компаний с зарубежными коллегами перейдут на качественно новый уровень.

Список использованной литературы

1) Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г.)

2) Федеральный закон РФ от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О страховании» (с изм. от 17 июля 1999 г.)

3) Аленичев В.В. Страховое законодательство России. Историко-правовое исслед. - М.:ЮКИС, 1998.

4) Ефимов С.Л., Акимов В.В., Борзых В.Н. Страховое дело в России: вехи истории. - М.: Русское слово, 1997.

5) Журавлев Ю.М., Аленичев В.В. Формы и методы иностранного страхования в СССР - М.: 1991.

6) Журавлев Ю.М. Иностранное страхование в СССР (теория и практика).- М.: 1987.

7) Ильин С.В. Страховое дело в России (XIX начало ХХ в.) - М.: ЭКОН, 2001.

8) Ингосстрах. Опыт практической работы / Под ред. В.П.Кругляка. - М.: 1999

9) Иностранное предпринимательство и заграничные инвестиции в России (сборник очерков). - М.:1997

10) Плешков А.П., Орлова И.В. Очерки зарубежного страхования. - М.: Издательский центр «Анкил», 1997.

11) Пылов К.И. Страховое дело в России. - М.: ЭДМА, 1993.

12) Рогозин И.И. История страхования в России. - СПб.:1994.

13) Серегин В.П. Иностранный капитал в России. - М.:1994.

14) Гришина Т.М. Иностранные страховщики не дотянули до квоты // «Коммерсантъ» 2000, N 86,

15) Кононенко М.В. Ночной кошмар российских страховщиков. Быть или не быть иностранным страховым компаниям в России?// «Российские вести» 2003, №7(1667) (26 февраля - 6 марта)

16) Страхование в Российской Федерации в первом полугодии 2002 г. Сборник стат. материалов. / Под ред. А.А. Цыганова - М.: Издательский дом «Страховое ревю», 2004.

17) По материалам сайта www.allinsurance.ru

Приложение 1

Иностранные общества по страхованию жизни в России в 1897 году

Общество

Местонахождение главного агентства и время начала деятельности в России

Залог

Другие капиталы

Всего

(в тыс. руб.)

Американское общество страхования жизни «Нью-Йорк»

Санкт-Петербург, 1885 год

500

6792

7292

Американское общество страхования жизни «Эквитебль»

Санкт-Петербург, 1889 год

500

1992

2492

Французское общество страхования жизни «Урбэн»

Санкт-Петербург, 1889 год

500

2902

3402

Операции американских страховых обществ в России

New York life Insurance C

Год

Получено премий (тыс. руб.)

Уплачено страховат. (тыс. руб.)

Резервный фонд (тыс. руб.)

1895

1620,3

437,9

3959,3

1900

3211,1

1380,3

10062,6

1905

6182,8

5289,1

23733,3

1909

6518,9

9074,1

34029,6

1913

7812,7

13567,9

46987,4

Equitable Life Assurance C

Год

Получено премий (тыс. руб.)

Уплачено страховат. (тыс. руб.)

Резервный фонд (тыс. руб.)

1895

799,7

186,8

1228,1

1900

1415,6

441,4

5238,3

1905

2366,7

807,7

11054,3

1909

нет св.

2059,9

25099,3

1913

нет св.

2897,2

15891,7

Источник: Иностранное предпринимательство и заграничные инвестиции в России (сборник очерков). - М.:1997.- С. 282.

Приложение 2

Страховой полис, выданный французской страховой компанией «Урбэн» в 1905 году.

Приложение 3

Страховой полис, выданный американским страховым обществом «Нью-Йорк» в 1910году

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.