бесплатно рефераты
 

Государственные ценные бумаги: сущность и значение

p align="left">Ценные бумаги, подтверждая наличие тех или иных имущественных правоотношений, сами могут выступать объектом каких-либо гражданских сделок. Более того, именно для того, чтобы имущественные права могли свободно и надежно осуществляться и обращаться и существуют ценные бумаги. Здесь следует различать имущественные элементы от самого документа, представляющего собой вещественную форму закрепления соответствующих прав.

Если не принимать во внимание товарные распорядительные бумаги, которые обращаются преимущественно на товарном рынке в качестве так называемых псевдоценных бумаг, то в отношении остальных видов ценных бумаг можно сказать, что они обращаются на финансовом рынке, обеспечивающем распределение денежных средств между участниками экономических отношений. Причем эти документы обращаются именно на рынке ценных бумаг, являющемся составляющей финансового рынка. В отличие от рынка ссудных капиталов рынок ценных бумаг является сферой обращения документов, удостоверяющих отношения кредита или участия в предприятии, которые имеют собственную стоимость и могут самостоятельно продаваться, покупаться и погашаться.

1.2 Инструменты рынка ценных бумаг и его инфраструктура

Как уже упоминалось выше, в самом рынке ценных бумаг выделяются денежный рынок, где можно привлечь временно свободные денежные средства на небольшой период, и рынок капиталов, на котором денежные ресурсы привлекаются на длительные сроки. Бумаги, обращающиеся на денежном рынке, как правило, выполняют функцию платежных средств. Надо отметить, что четкой границы между двумя этими рынками нет хотя бы потому, что, например, облигации имеют самый различный срок погашения.

Таким образом, фондовый рынок - это институт или механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов фондовых ценностей, т.е. ценных бумаг.

Фондовый рынок, как уже отмечалось выше, является сегментом, как денежного рынка, так и рынка капиталов, которые также включают движение прямых банковских кредитов, перераспределение денежных ресурсов через страховую отрасль, внутрифирменные кредиты и т.д.

В рыночной экономике рынок ценных бумаг является основным механизмом перераспределения денежных накоплений. Фондовый рынок создает рыночный механизм свободного, хотя и регулируемого, перелива капиталов в наиболее эффективные отрасли хозяйствования. Рынок ценных бумаг охватывает как кредитные отношения совладения, выражающиеся через выпуск специальных документов, которые имеют собственную стоимость и могут продаваться, покупаться и погашаться.

Любой фондовой рынок состоит из следующих компонентов:

- субъекты рынка;

- собственно рынок;

- органы государственного регулирования и надзора;

- саморегулирующиеся организации;

- инфраструктура рынка: а) правовая, б) информационная, в) депозитарная и расчетно-клиринговая сеть, г) регистрационная сеть.

Правовое регулирование финансового рынка РК представлено широким спектром законодательных и других нормативно правовых актов, главным из которых является гражданский кодекс. В гражданском кодексе даются основные понятия ценным бумагам, сделкам, посредникам. Кроме того, принят ряд законов «О рынке ценных бумаг», «О лицензировании», «Об инвестиционных фондах», «О фондовой бирже» /5-8/. Большую роль в правовом регулировании деятельности на финансовом рынке играет также налоговый кодекс Республики Казахстан.

По мере развития рынка ценных бумаг, появления новых финансовых институтов и инструментов и развития новых технологий проявляется необходимость постоянного совершенствования системы и методов защиты прав и интересов инвесторов.

Уровень защиты прав и интересов акционеров в Республике Казахстан уже в 2000 году заслужил оценки Европейского банка реконструкции и развития - «достаточно всеобъемлющая защита». На данный момент с целью защиты прав и интересов инвесторов АФН осуществляется пруденциальное регулирование только компаний по управлению пенсионными активами, банков-кастодиантов и управляющих портфелем ценных бумаг. Прочие профессиональные участники являются объектами обязательных для выполнения критериев финансовой устойчивости.

В целях реализации данного направления требуется поэтапное внедрение комплекса мероприятий:

1) Переход к международным стандартам раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Переход к международным стандартам раскрытия информации будет осуществляться на базе адаптации норм директив Европейского союза по раскрытию информации, в частности, при прохождении листинга на организованном рынке, в проспекте эмиссии, регулярной отчетности листинговых компаний, информации о крупных держателях. Одновременно будет решаться вопрос стандартов допуска иностранных ценных бумаг к торговле на казахстанском рынке. Основной мерой, направленной на повышение степени информационной прозрачности казахстанского фондового рынка, станет создание централизованных систем раскрытия информации о деятельности акционерных обществ. Другим важным шагом в данном направлении, безусловно, станет переход к международным стандартам финансовой отчетности всех хозяйствующих субъектов Республики Казахстан, который обеспечит полноту, понятность и достоверность раскрываемой информации для инвесторов;

2) Совершенствование регулирования лицензируемых субъектов рынка ценных бумаг. Данная мера предполагает введение пруденциального регулирования по отношению к лицензируемым субъектам рынка ценных бумаг, являющимся основными посредниками инвестиционного процесса, параллельно будет происходить постепенная адаптация некоторых норм финансовой устойчивости, профессиональной этики и процедур взаимодействия с клиентами в соответствии с требованиями директив Европейского союза. Указанные мероприятия, помимо увеличения степени защиты инвесторов, будут способствовать понятности национального рынка, что является одним из условий повышения уровня развития фондового рынка;

3) Стимулирование добросовестной конкуренции на рынке ценных бумаг. В рамках данного вопроса будут применяться меры по адаптации норм директив Европейского союза по вопросам инсайдерской торговли и злоупотреблений на рынке ценных бумаг. Кроме того, будут стимулироваться такие превентивные меры, как повышение уровня прозрачности биржевых торгов, раскрытие информации о конфликтах интересов и активизации деятельности маркет-мейкеров на рынке ценных бумаг;

4) Меры по обеспечению сохранности активов институциональных инвесторов, помимо комплекса вышеизложенных мер, будут включать постоянное совершенствование листинговых требований, в том числе по дифференциации эмитентов по секторам экономики, увеличение степени диверсификации их инвестиционных портфелей и становление страхования рисков на рынке ценных бумаг.

Согласно закона РК от 2 июля 2003 года «О рынке ценных бумаг» в инфраструктуру финансового рынка входят следующие виды деятельности, подлежащие лицензированию уполномоченным органом:

Брокерско-дилерская;

Ведение системы реестров держателей ценных бумаг;

Управление инвестиционным портфелем;

Инвестиционное управление пенсионными активами;

Кастодиальная;

Трансфер - агентская;

Депозитарная;

Организация торговли с ценными бумагами и иными финансовыми инструментами.

Брокеры - посредники, действующие на фондовой бирже от своего имени и заключающие сделки по продаже и покупке ценных бумаг по поручению своих клиентов и за их счет.

Дилеры - члены фондовой биржи и банки, занимающиеся куплей-продажей ценных бумаг, валют, драгоценных металлов. Действуют от своего имени и за собственный счет и могут заключать сделки между собой, с брокерами, а также непосредственно с клиентами.

Еще одним элементом инфраструктуры финансового рынка является фондовая биржа.

Фондовая биржа - организованный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг.

Центральный депозитарий является некоммерческой организацией. Акции центрального депозитария размещаются среди профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торгов и международных финансовых организаций. Центральный депозитарий - это единственная организация на территории Республики Казахстан, осуществляющая депозитарную деятельность.

Таким образом, субъектами рынка ценных бумаг являются:

1) эмитенты - государство в лице уполномоченных им органов, юридические лица и граждане, привлекающие на основе выпуска ценных бумаг необходимые им денежные средства и выполняющие от своего имени предусмотренные в ценных бумагах обязательства;

2) инвесторы - граждане или юридические лица, приобретающие ценные бумаги в собственность, полное хозяйственное ведение или оперативное управление с целью осуществления удостоверенных этими ценными бумагами имущественных прав;

3) профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица и граждане, осуществляющие виды деятельности, признанной профессиональной на рынке ценных бумаг.

Институциональная инфраструктура рынка ценных бумаг

на 01.07.07

на 01.10.07

Брокеры-дилеры

92

99

Регистраторы

16

17

Кастодианы

10

10

Инвестиционные управляющие пенсионными активами НПФ

11

11

Управляющие инвестиционным портфелем

49

55

СРО

2

2

Трансфер-агенты

2

2

Организатор торгов с ценными бумагами

1

1

В третьем квартале 2007 года на осуществление брокерской и дилерской деятельности с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя получено 4 лицензии /9/. Кроме того, за период июль - сентябрь выдано 4 лицензии на осуществление брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя, организациям, зарегистрированным уполномоченным государственным органом по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алма-Аты.

В 2007 году Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка приостановлено действие лицензии на осуществление брокерско-дилерской деятельности на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя АО «СЕНИМ-БАНК» и возобновлено действие лицензии на осуществление брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя АО «Алматы Инвестмент Менеджмент».

По состоянию на 1 октября 2007 года количество организаций, осуществляющих деятельность по ведению реестра держателей ценных бумаг, составило 17. Общее количество банков, обладающих лицензией уполномоченного органа на осуществление кастодиальной деятельности, составило 10. По состоянию на 1 октября 2007 года 11 организаций осуществляли инвестиционное управление пенсионными активами накопительных пенсионных фондов, из них 6 накопительных пенсионных фондов, имеющих лицензию на самостоятельное управление пенсионными активами, АО «Дочерняя организация АО «Банк ТуранАлем» НПФ «БТА Казахстан», АО «НПФ «Капитал», АО «НПФ «Казахмыс» и АО «НПФ «Отан»).

В третьем квартале 2007 года выдано 6 лицензий на осуществление деятельности по управлению инвестиционным портфелем. По состоянию на 1 октября 2007 года общее количество управляющих инвестиционным портфелем составило 55 организаций. Лицензией на осуществление трансфер - агентской деятельности обладали 2 организации: АО «Казпочта» и АО «C-n-D Express».

В цепочке сделок по купле-продаже ценной бумаги одна всегда является первой, обеспечивающей поступление фондовой ценности на рынок.

Все остальные носят вторичный характер, ибо они связаны с перепродажей уже поступившего на рынок инструмента другим субъектам. Учитывая существенные различия в способах первоначального размещения ценных бумаг и их последующего обращения, выделяют первичный и вторичный рынки ценных бумаг.

Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями.

Само понятие эмиссии может относиться, по-видимому, только к таким видам ценных бумаг, которые могут выпускаться в массовых количествах как однородный, например, долговой, инструмент, когда за один выпуск эмитируется большое число бумаг с одинаковыми условиями выпуска, номинальной стоимостью и иными сходными моментами. К таким бумагам, являющимся предметом массовых эмиссий, относятся акции, облигации, казначейские обязательства государства, предусмотренные законодательством республики. Векселя, чеки и товарные бумаги, наоборот, появляясь на основе реальных сделок, могут выдаваться в единственном экземпляре на произвольную сумму, на конкретный товар, то есть со своими отличными от других бумаг условиями и не являются ценными бумагами как таковыми. Республиканским законодательством регулируется вопрос об эмиссии именно акций, облигаций и казначейских обязательств.

В соответствии с законодательными актами Республики Казахстан эмитентом может выступать государство или юридическое лицо, которое от своего имени выпускает ценные бумаги и обязуется выполнять обязательства, предусматриваемые в условиях выпуска. Государство в данном случае выступает в лице своих республиканских и местных органов государственной власти и управления, например, при выпуске облигаций внутреннего государственного займа, казначейских обязательств. Юридическими лицами, выполняющими функции эмитентов, могут быть акционерные компании, другие хозяйственные товарищества, выпускающие акции, облигации.

Эмиссия ценных бумаг осуществляется:

- при учреждении акционерного общества;

- при увеличении размеров уставного фонда акционерного общества путем выпуска акций;

- при привлечении заемного капитала юридическими лицами, государством в лице его центральных и местных органов власти и управления путем выпуска облигаций и других долговых документов.

Решение о выпуске ценных бумаг принимает сам эмитент. Для регистрации выпуска ценных бумаг эмитент должен предъявить пакет определенных нормативными актами документов, в числе которых заявка на регистрацию, копии учредительных документов, проспект эмиссии ценных бумаг и др. Только при предъявлении всех необходимых документов регистрирующий орган примет их к регистрации. Законодательство Республики Казахстан закрепляет положение о том, что отказ в регистрации может быть заявлен только в случаях несоответствия предъявленных документов требованиям Закона, нарушения законного порядка регистрации.

Эмитент имеет право обжаловать действия регистрирующего органа в судебном порядке в случаях приостановления регистрации, отказа в регистрации или признания выпуска несостоявшимся.

После регистрации выпуска ценных бумаг эмитент обязан через средства массовой информации сделать сообщение о выпуске акций, включающее в себя срок начала продажи ценных бумаг, адрес, местонахождение и телефон организации, в которой покупатели могут ознакомиться с проспектом эмиссии, узнать дату, время и место продажи, полное наименование и номер телефона продавцов. До регистрации выпуска реклама недопустима.

Выпустив в обращение ценные бумаги, эмитент осуществляет мероприятия по распространению их на первичном рынке ценных бумаг. Можно выделить следующие способы размещения эмитированных ценных бумаг:

1. Эмитент сам размещает ценные бумаги на рынке. Этот способ предполагает хорошее знание эмитентом рынка, его известность на этом рынке и наличие у него связей с возможными покупателями. Из-за отсутствия этих условий данная форма размещения используется редко и не каждым эмитентом.

2. Более частой формой является эмиссия ценных бумаг других институтов. В этом случае эмитент обращается к банкам, которые и осуществляют для него эмиссию. При такой форме эмиссии между банком и эмитентом заключается договор о покупке ценных бумаг или договор комиссии. После заключения соответствующего договора и передачи ценных бумаг банку последний, имея связи с вкладчиками, может распространить ценные бумаги по подписке или предложить их для немедленной продажи. Подписка представляет собой действие, которое совершает лицо, желающее приобрести ценную бумагу. Это действие заключается в том, что приобретатель вносит определенный процент номинальной стоимости ценной бумаги и получает временное свидетельство о праве держателя этой бумаги; остальную сумму приобретатель должен внести в сроки, определенные эмитентом. За нарушение этих действий к приобретателю применяются санкции.

Таким образом, первичный рынок - это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов.

Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств. Вся деятельность на первичном рынке служит для раскрытия информации: подготовка проспекта эмиссии, его регистрация и контроль государственными органами с позиций полноты представленных данных, публикация проспекта и итогов подписки и т.д.

Существует две формы первичного рынка ценных бумаг: частное размещение и публичное предложение.

Частное размещение характеризуется продажей ценных бумаг ограниченному количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи.

Публичное предложение - это размещение ценных бумаг при их первичной эмиссии путем публичных объявления и продажи неограниченному числу инвесторов.

Соотношение между публичным предложением и частным размещением постоянно меняется и зависит от типа финансирования, который избирают предприятия в той или иной экономике, от структурных преобразований, которые проводит правительство, и других факторов.

Под вторичным фондовым рынком понимаются отношения, складывающиеся при обращении ранее эмитированных на первичном рынке ценных бумаг.

Важнейшая черта вторичного рынка - это его ликвидность, т.е. возможность успешной и обширной торговли, способность поглощать значительные объемы ценных бумаг в короткое время, при небольших колебаниях курсов и при низких издержках на реализацию. Как считают некоторые авторы, целью функционирования вторичного рынка является не привлечение в отличие от первичного рынка новых инвестиций, а создание механизма свободной перепродажи ценных бумаг, что является основой доверия инвесторов и стимулирует последующие инвестиции.

Вторичный рынок ценных бумаг подразделяется на: организованный рынок и неорганизованный рынок.

Организованный или биржевой рынок исчерпывается понятием фондовой биржи, как особого, институционально организованного рынка, на котором обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества и операции на котором совершают профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Как уже упоминалось выше, фондовая биржа - это организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемая профессиональными участниками фондового рынка.

Функции фондовой биржи: а) создание постоянно действующего рынка; б) определение цен; в) распространение информации о товарах и финансовых инструментах, их цена и условия обращения; г) поддержание профессионализма торговых и финансовых посредников; д) выработка правил.

К котировке на фондовой бирже допускаются только ценные бумаги, которые прошли листинг, т.е. удовлетворяют определенным требованиям, предъявляемым к ценным бумагам данной биржей. На разных биржах существуют различные критерии допуска ценных бумаг к котировке. Это правовой статус ценных бумаг, степень капитализации рынка, минимальное количество акций, способы распределения акций у акционеров и т.п.

Согласно законодательству Республики Казахстан фондовая биржа организуется в форме акционерного общества, являясь юридическим лицом. Действует биржа на основании законов республики и своего устава. Учредителями фондовой биржи могут выступать юридические лица, имеющие лицензию на право ведения профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Внебиржевой рынок охватывает рынок операций с ценными бумагами, совершаемых вне фондовой биржи.

Через этот рынок проходит а) большинство первичных размещений; б) торговля бумагами худшего качества.

Как большинство экономических или финансовых моделей управления управление операциями с ценными бумагами базируется на оптимизации переменных, которые в наиболее общем виде можно охарактеризовать как прибыль от инвестиционных и клиентских операций, оптимизацию собственного и заемного капитала и снижение цены привлечения ресурсов при эмиссионных операциях.

Однако практика показывает, что в управлении операциями с ценными бумагами не всегда используются минимаксные модели: иногда политика построена на достижении нефинансовых целей. Поэтому организация работы на рынке ценных бумаг предполагает, прежде всего, формирование целей и задач инвестиционной деятельности - разработки политики на рынке ценных бумаг. Для этого целесообразно проанализировать общее состояние экономики, оценить предпринимательский и инвестиционный климат на основе изучения показателей финансовой и долевой активности. В случае решения инвестировать в корпоративный сектор следует использовать отраслевой анализ для выбора отраслей и сфер экономики приоритетного инвестирования средств.

С учетом оценки экономической ситуации, состояния денежного рынка, определенных целей и задач инвестиционной политики определяются: круг финансовых инструментов, с которыми работает тот или иной участник фондового рынка, и операции, которые он проводит с данными ценностями. Эффективность деятельности на рынке ценных бумаг зависит в последнюю очередь от того, как эта деятельность организована участником фондового рынка - от организованной структуры управления.

Кроме организационной структуры, имеет место функциональное деление работников, обеспечивающих операции с ценными бумагами - это прежде всего менеджеры, координирующие операции с именными бумагами; аналитики, профессионалы, составляющие «фронт-офис», и работники «бэк-офиса».

Основной задачей деятельности информационно-аналитического отдела является выработка финансовой политики и осуществление координации деятельности всех подразделений, занимающихся операциями с ценными бумагами на ее основании.

Информационно-аналитический отдел, осуществляя управление банковским портфелем ценных бумаг, вырабатывает рекомендации для фондового отдела и отдела организации эмиссионной работы.

Основной задачей отдела организации эмиссионной работы является привлечение ресурсов на основе выпуска и размещения собственных ценных бумаг. При управлении эмиссионными операциями могут использоваться оптимизационные задачи максимизации капитала, снижения издержек по привлеченным ресурсам, управление капиталом исходя из структуры баланса.

Фондовый отдел - отдел активных операций на рынке ценных бумаг, в его задачи входит прежде всего прибыльное размещение ресурсов собственных, привлеченных, полученных по договору управления на денежном рынке. Данный договор предусматривает проведение операций по усмотрению брокерско-дилерской компании или банка с предоставлением или без предоставления услуг номинального держателя.

Эффективность работы фондового отдела зависит от получения чистого дохода, не связанного с процентом и рассчитываемого как разница непроцентного дохода, например брокерского вознаграждения, и затрат, не связанных с выплатой процента.

Условием активной инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг является гибкая организационная структура фондового отдела. Основными структурными звеньями фондового отдела могут быть фронт-офис и бэк-офис, объединенные в одну рабочую группу. Фронт-офис состоит из группы высококвалифицированных специалистов, имеющих лицензию на право совершения операций на рынке ценных бумаг, а также соответствующий имидж и связи с профессионалами того сектора фондового рынка, где проводятся операции с определенным видом ценных бумаг или совокупностью фондовых инструментов. В задачи специалиста входит заключение сделок с данным финансовым инструментом.

Бэк-офис включает одного или нескольких технических работников. Технические работники осуществляют документальное оформление сделки: подготовку и оформление договора, внесение параметров сделки в журнал регистрации, передачу информации о заключенной сделке в бухгалтерию, оформление другой необходимой документации. При большом объеме операций на рынке ценных бумаг целесообразно формирование двухуровневой организационной структуры фондового отдела. Первый уровень - это сектора: сектор государственных ценных бумаг, сектор банковских ценных бумаг, сектор корпоративных ценных бумаг. В составе каждого сектора исходя из складывающейся ситуации на рынке ценных бумаг может быть сформировано различное количество рабочих групп.

Но на сегодняшний день создание таких специализированных групп для подавляющего большинства профессиональных участников рынка не оправдано, так как доходность операций с корпоративными ценными бумагами не обеспечивает покрытие соответствующих издержек.

1.3 Законодательно-нормативная база рынка ценных бумаг Казахстана

Традиционно рынок ценных бумаг понимается как та область правоотношений, в рамках которой совершаются различные гражданско-правовые сделки с ценными бумагами как особенной разновидностью вещей, причем таких ценных бумаг, в которых выражаются кредитные отношения и отношения совладения бизнесом или предприятием /10/.

Такой подход обоснован именно юридической природой ценной бумаги как документа, удостоверяющего имущественные права собственников ценных бумаг; документа, в своем обращении связанного с удостоверяемым им имущественным правом настолько, что для осуществления такого имущественного права или для передачи этого права третьим лицам необходимо передать подлинник документа соответственно должнику или правопреемнику упомянутого собственника бумаги. Однако современное развитие практики и законодательства свидетельствует о целесообразности корректировки этого подхода, как это уже осуществлено в развитых странах.

Являясь простыми листами бумаги, такие документы приобретают стоимость в основном за счет стоимости того имущественного права, которое они собой удостоверяют. Так как такие ценные бумаги представляют собой предметы материального мира, то при их обращении в сфере гражданского оборота на них полностью распространяется установленный Гражданским кодексом Республики Казахстан правовой режим вещей. При этом, поскольку каждая ценная бумага со своими специфическими реквизитами, требуемыми законодательством, удостоверяет своим содержанием конкретное, уникальное имущественное право ее надлежащим образом легитимированного владельца, то законодательством установлен такой режим, при котором ценные бумаги обращаются в качестве движимого имущества - вещей индивидуально определенных, незаменимых. Например, согласно статье 132 ГК РК /11/ при передаче прав по именной ценной бумаге прежний документ аннулируется, а на имя нового правообладателя оформляется другая именная ценная бумага.

Основываясь на таком понимании правовой природы ценных бумаг, статья 129 ГК РК содержит традиционное определение понятия ценной бумаги как документа. Это уже отмечалось выше. Эта же статья предусматривает альтернативный способ фиксации имущественных прав в виде записей в специализированных реестрах. Причем, регулируя такой способ фиксации имущественных прав, статья 135 ГК РК оперировала понятием «бездокументарные ценные бумаги», однако неоднозначно определяла это понятие. В связи с этим, эта статья исключена из ГК РК Законом РК №416 от 16 мая 2003 года. Так, вопрос о том, что представляют собой бездокументарные ценные бумаги - запись в реестре как способ удостоверения определенной категории имущественных прав или сами эти права, остается на данный момент без четкого законодательного ответа.

В частности, можно ошибочно предположить, что поскольку классические ценные бумаги удостоверяют имущественные права, то бездокументарные ценные бумаги также являются способом удостоверения таких прав, т.е. они являются записями в реестрах. Но тогда напрашивается другой закономерный вопрос - что в таком случае регулируется гражданским правом? Получается, что применительно к бездокументарным ценным бумагам объектом гражданских прав становится обычная запись в книжном или электронном реестре. Полагаю, однако, что такой вывод является тупиковым, поскольку запись в реестре, скорее всего не является объектом права и предметом гражданских правоотношений. Таким образом, выяснение правовой природы бездокументарных ценных бумаг имеет важное значение для теории гражданского права Казахстана, национального законодательства и практики обращения ценных бумаг. Решение этого вопроса в данной работе важно постольку, поскольку долговые ценные бумаги являются предметами массовых эмиссий и объектами рынка ценных бумаг. Более того, в ряде случаев законодательство прямо предписывает, что эмиссионные ценные бумаги, предназначены к обращению на организованных рынках ценных бумаг, должны быть выпущены только в бездокументарной форме.

Такой пробел в теории ценных бумаг привел к тому, что законодателем была сделана попытка объединить общим термином два различных правовых явления, два различных объекта гражданских прав. Это, в свою очередь, создало почву для различного рода ограничений, а нередко и нарушений прав владельцев ценных бумаг. На практике такие ограничения могут быть связаны с неясностью в вопросах о том, с какого момента права по бездокументарным ценным бумагам считаются переданными, каким образом управомоченный субъект может «предъявить» требования об исполнении по таким бумагам, как удостоверяется такое исполнение, и др. Кроме того, суды сейчас создают практику защиты прав по бездокументарным ценным бумагам, поскольку вполне очевидно, что некоторые традиционные средства защиты гражданских прав не применимы к правоотношениям по бездокументарным ценным бумагам.

В сущности же, дело в том, что Гражданский кодекс Республики Казахстан ориентирован преимущественно на регулирование оборота вещей, права на которые нередко подтверждаются лишь фактическим обладанием или пользованием, а передача прав на такие вещи сопровождается передачей соответствующих материальных предметов. Оборот же ряда имущественных прав как объектов гражданских правоотношений регламентирован недостаточно. В частности, пункт 1 статьи 129 и статей 130-134 ГК РК регулирует режим классических ценных бумаг, существующих в форме документов. Содержание этих статей практически полностью соответствует теории ценных бумаг, сформировавшейся в правовой науке человечества несколько столетий назад.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.