бесплатно рефераты
 

Функционирование предприятия в сфере услуг ипотечного кредитования

. Копия о зарегистрированных в жилом помещении лицах (форма 9).

6. Копия справки о характеристике жилого помещения (форма 7).

7. Справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам.

8. Копии паспортов (свидетельств о рождении) продавцов Объекта недвижимости (все страницы паспорта, включая незаполненные).

9. При наличии несовершеннолетних продавцов - копия разрешения органов опеки и попечительства (ООП) на продажу жилого помещения.

10. В случае если право собственности на коттедж перешло в порядке наследования или дарения - Справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности по налогам на наследство или дарение.

11. Отчет об оценке Объекта недвижимости.

Общая схема проведения ипотечной сделки выглядит следующим образом:

1. Клиент обращается к специалисту, предоставляет всю необходимую информацию. На основании первичной консультации специалист подбирает оптимальное для клиента решение: банк и программу финансирования. Клиент получает подробную информацию о программе кредитования, расходах по сделке, условиях работы и собирает необходимые документы.

2. На основании пакета документов специалист по кредитованию принимает окончательное решение о соответствии заемщика требованиям того или иного банка, заполняет анкету-заявку и подает пакет документов на рассмотрение в банк.

3. По факту получения положительного решения из банка на выдачу клиенту необходимой суммы кредита начинается работа по поиску объекта недвижимости. Банковское решение действует, как правило, в течение 3-4 месяцев. За это время необходимо определиться с приобретаемым жильем и провести сделку.

4. По объекту недвижимости собирается пакет документов, на основании которого в банке будет проведена юридическая экспертиза этого объекта на предмет его соответствия требованиям, предъявляемым к нему банком. Специалист организует оценку объекта недвижимости и комплексное страхование.

5. При наличии положительного заключения банка по объекту недвижимости и окончательного решения страховой компании назначается дата проведения сделки. Специалист подробно консультирует клиента о ходе сделке, всей процедуре и еще раз напоминает о предстоящих расходах. По итогам сделки документы уходят на регистрацию в ФРС. По факту регистрации клиент получает документы о собственности на приобретенную недвижимость с зарегистрированным залогом от банка. Сделка считается оформленной.

При оформлении потребительского кредита алгоритм работы будет значительно проще, поскольку по факту вынесения банком положительного решения о выдаче кредита клиенту сразу назначают дату и время выдачи денежных средств. В ходе непосредственной работы по сделке клиент сможете получить подробную информацию от своего персонального консультанта.

2.3 Оценка эффективности предлагаемых услуг на предприятии ООО "Центр ипотечных программ"

Самым значимым событием в жизни компании был 2006 год. Активное развитие бизнеса и всевозрастающие потребности клиентов привели компанию к реконцептуализации своих целей. Основной группой клиентов, на которую ориентируется компания, становится аудитория с высоким уровнем дохода. Значительно расширяется спектр оказываемых услуг, компания впервые заявляет себя как консалтинговая.

В 2007 году компания стала оператором на рынке земельных участков, оказывающая широкий спектр услуг в данном сегменте. На сегодняшний день в активе компании находится несколько проработанных земельных участков различной категории.

В 2008 году компания начала активно осваивать направление зарубежной недвижимости. Основные показатели 2008 года реализации программ ипотечного кредитование увеличились по сравнению с результатами 2007 года.

Количество семей, которым была оказана государственная поддержка в 2008 году, по сравнению с 2007 годом, увеличилось на 1,2% и составило 7 189 семей.

Совокупная стоимость жилья, приобретенного с государственной поддержкой в 2008 году в рамках подпрограммы, составила более 18 млрд. руб. Всего же за три года реализации подпрограммы было приобретено жилье общей стоимостью, превышающей 45 млрд. руб.

Большинство сделок по приобретению жилья в рамках программы ипотечного кредитования в 2008 году было совершено с целью долевого участия в строительстве и приобретения квартир в многоквартирных домах нового строительства.

Предпочтения жителей города Новосибирска в течении года не изменились - двухкомнатные квартиры по-прежнему пользуются наибольшим спросом, их выбирает половина участников подпрограммы.

Наибольшая категория граждан, берущих ипотечные кредиты- молодые семьи и молодые специалисты: в 2007 году - 69,8%; в 2008 году - 69,0%.

В таблице 2.1 представлен демографический портрет граждан, обратившихся в ООО "Центр ипотечных программ".

Таблица 2.1 - Демографический портрет обратившихся в ООО "Центр ипотечных программ граждан

2007 год

2008 год

Возраст:

От 20 до 40 лет

89,6%

89,7%

Более 40 лет

10,4%

10,3%

Состав семей:

Полные семьи

77,8%

77,5%

Неполные семьи

12,2%

12,1%

Одинокие граждане

10,0%

10,4%

Количество членов семьи в полных и неполных семьях:

Два человека

16,6%

21,6%

Три человека

34,7%

32,4%

Четверо и более человек

38,7%

35,6%

Средняя сумма предоставленного в 2008 году ипотечного кредита льготного жилищного займа составляет 1 981 682,92 руб. Исходя из существующих условий получения ипотечного кредита/льготного жилищного займа, максимальный ежемесячный платеж по нему равен 16 514,02 руб. Данные ежемесячные расходы могут себе позволить 68,1% от общей совокупности обратившихся в Агентство граждан. В приложении А представлена сегментация среднемесячного дохода обратившихся в ООО "Центр ипотечных программ" семей, %.

Количество обратившихся в Агентство граждан, которые могут позволить себе средние ежемесячные расходы на погашение ипотечного кредита с государственной поддержкой и/или льготного жилищного займа, увеличилось с 67,5% в 2007 году до 68,1% в 2008 году. На сегодняшний день мировой экономический кризис неблагоприятно сказался на российской ипотеке. Аналитики считают, что фактически количество выдаваемых населению кредитов откатилось к уровню 2004 года.

Практически все отечественные банки изменили условия по выдаче ипотечных кредитов, ужесточив требования к заемщикам и повысив проценты. Еще одной тенденцией современного ипотечного кредитования является отказ банков в выдаче кредитов на приобретение объектов первичного рынка жилья (новостроек). Аналитики крупнейших российских банков и ипотечных брокеров утверждают, что перспективы развития отечественной ипотеки напрямую связаны с развитием сценария мирового кризиса. Деловая активность кредитных организаций и заемщиков обещает вернуться в прежнее состояние после окончания кризисных явлений. Большинство экономических экспертов говорят о том, что новый виток в отечественном ипотечном кредитовании стоит ожидать не ранее чем через год-полтора. Это связано, прежде всего, с кредитными возможностями банков, а также с необходимостью наличия доверия заемщиков и кредиторов к существующей экономической ситуации. Определяющее значение для возрождения ипотеки имеет годовой уровень инфляции и материальное благополучие населения. При удачном разрешении мировой финансовой ситуации в России вновь станет популярным жилищное ипотечное кредитование населения, а также коммерческая ипотека на развитие предприятий. Большое будущее имеет также ипотечное кредитование на приобретение земельных участков, водных и воздушных судов.

На предприятии ООО "Центр ипотечных программ" по результатам первого квартала 2009 года наметился существенный спад в сравнении с первым кварталом 2008 года. Это связано в первую очередь с тем, что некоторые российские банки вообще отказались от ипотечного кредитования, и занимаются исключительно привлечением денежных средств, рекламируя вклады. Также снизились средние доходы семьи (таблица 2.2).

Таблица 2.2 - Динамика основных показателей ипотечного кредитования ООО "Центр ипотечных программ",%

Показатели

1-й квартал 2008г.

1-й квартал 2009г.

Динамика,%

Средняя сумма предоставляемого кредита тыс.руб

1 905,01

1 867,14

-2,03

Средний ежемесячный платеж, тыс. руб.

15,90

15,80

-0,63

Средний доход семьи, тыс. руб.

40,83

39,38

-3,68

Платежеспособный спрос,%

65,00

59,80

-8,70

Средняя сумма предоставляемого кредита уменьшилась на 2,03%, сумма среднего ежемесячного платежа уменьшилась на 0,63%, уменьшение среднего дохода семьи составило 3,68%, а платежеспособного спроса 8,70%.

3. Проблемы и перспективы развития ипотечного кредитования на ООО "Центр ипотечных программ"

3.1 Перспективные тенденции развития предприятий сферы услуг в условиях ипотечного бизнеса

В настоящее время ведется работа по реформированию программы "Жилище" на период 2006-2010 гг. и входящих в ее состав подпрограмм, предполагающая осуществление более эффективного и целенаправленного использования средств федерального бюджета в интересах стимулирования спроса и предложения на рынке жилья, а в конечном счете -- решения проблемы обеспечения граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем [35, c.67].

Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 28, определено, что деятельность АИЖК будет способствовать перераспределению рисков ипотечного кредитования и прежде всего снижению риска ликвидности и процентного риска, возникающих при несоответствии структуры активов и пассивов первичных кредиторов.

На сегодняшний день АИЖК уже обеспечивает рефинансирование ипотечных жилищных кредитов, номинированных в рублях, со сроком до 27 лет и процентной ставкой 15% годовых.

На период до 2010 г. АИЖК должно стать основным проводником государственной политики по становлению и развитию УСР ИЖК и ее ключевым институциональным элементом.

Стратегическое предназначение АИЖК в развитии ипотеки в стране при опоре на поддержку государства должно состоять, прежде всего, в осуществлении рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, а также в разработке и внедрении основных стандартов на различных уровнях и в различных сегментах ипотечного рынка, создании его инфраструктуры и стимулировании его роста. В дальнейшем, в ходе развития и совершенствования ипотечного рынка в стране, апробированные практическим опытом работы функции АИЖК по рефинансированию будут осуществляться и другими участниками ипотечного рынка (банками, региональными ипотечными агентствами, другими операторами вторичного рынка).

Роль государства в данном процессе на период становления в России рынка долгосрочных финансовых инструментов и прежде всего рынка долгосрочных ипотечных ценных бумаг состоит в формировании УСР ИЖК через ее оператора -- АИЖК. При этом государственная поддержка предоставляется системе лишь в объемах, необходимых для становления рыночных механизмов функционирования соответствующих секторов экономики. По мере развития и совершенствования рыночной базы, роль государства должна снижаться и переориентироваться на те сегменты, где рыночные механизмы еще не сформированы.

Государственная поддержка становления и развития УСР ИЖК через АИЖК как уполномоченного Правительством РФ оператора УСР ИЖК -- необходимая мера, направленная на решение задачи обеспечения населения доступным жильем путем создания условий для максимально быстрого развития рыночных механизмов ипотечного жилищного кредитования.

При этом такая государственная поддержка не может и не должна конкурировать с рыночными механизмами ни в одном из секторов финансового рынка и должна быть ориентирована на те секторы, где рынок отсутствует, поэтому и требуется вмешательство государства.

Одним из существенных ограничений развития ипотечного жилищного кредитования является отсутствие у большинства региональных банков доступа к долгосрочным кредитным ресурсам. Практика показывает, что как только банки получают доступ к долгосрочным ресурсам для кредитования населения, они активно приступают к освоению этого нового для них рынка. Концепция развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов направлена на решение этой проблемы.

Таким образом, на сегодняшний день сформирована основа законодательной базы функционирования системы ипотечного кредитования. Однако необходимо осуществлять дальнейшее совершенствование правовых механизмов реализации прав по ипотеке, регулировать привлечение долгосрочных ресурсов в сферу ипотечного кредитования, создавать благоприятную налоговую среду для участников этой деятельности и обеспечивать условия для их эффективной работы.

Ипотечное кредитование носит рисковый характер, и одной из важнейших проблем стала проблема учета различных рисков.

При предоставлении долгосрочных ипотечных кредитов возникают различные риски нескольких видов. Становящийся российский жилищный рынок пытается адаптироваться к условиям высокой инфляции, к не очень благоприятной законодательной среде. Разворачивается поиск специфических путей снижения различных видов рисков долгосрочного жилищного кредитования.

Прежде всего, необходимо сказать о кредитном риске. Он выражается в том, что кредитор в случае неспособности заемщика вернуть кредит несет потери, связанные с тем, что сумма, вырученная от продажи объекта недвижимости, меньше, чем невыплаченная часть долга (включая проценты, все затраты по взысканию и реализации заложенного имущества). Кредитный риск, сопряженный с вероятностью Потерь из-за не возврата кредита, существенно увеличивается вследствие сложности процедур взыскания и реализации заложенного имущества.

Реализация заложенного имущества происходит двумя предусмотренными ст. 56--61 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее -- Федеральный закон №102-ФЗ), способами: проведение публичных торгов и аукциона, а также во внесудебном порядке, по соглашению сторон. Статьи 51, 55 Федерального закона № 102-ФЗ и ст. 349 (ч. 2 п. 1) ГК РФ предусматривают возможность реализации заложенного имущества без обращения в суд. Такая внесудебная реализация разрешается в том случае, если после наступления неисполнения обязательств должником залогодатель и залогодержатель заключили соглашение о внесудебной реализации предмета залога и это соглашение нотариально удостоверено.

Данное соглашение, заключенное до возникновения оснований или обращения взыскания на предмет залога, юридической силы не имеет и не дает права на обращение взыскания на предмет залога без обращения в суд.

Статья 349 (ч. 1 п. 1) ГК РФ и ст. 51 Федерального закона № 102 ФЗ утверждают основным способом обращения взыскания на предмет ипотеки -- по решению суда. Суд устанавливает факт неисполнения основного обязательства, дает разрешение на реализацию предмета залога и удовлетворение требований кредитора из стоимости реализованного имущества. Статья 61 Федерального закона № 102-ФЗ гласит что сумма, вырученная от реализации имущества, заложенного по договору об ипотеке, после удержания из нее сумм, необходимых для покрытия расходов в связи с обращением взыскания на это имущество и его реализацией, распределяется между заявившими свои требования. Следовательно, из суммы удерживаются сначала судебные издержки, вызванные обращением взыскания на предмет ипотеки, расходы по его реализации, государственная пошлина, арбитражные сборы и прочее, а затем уже она подлежит распределению, здесь и наступает кредитный риск, связанный с тем, что сумма взыскания окажется меньше, чем невыплаченная часть долга по кредиту [37, c. 25].

До сегодняшнего дня оставалась нерешенной проблема, связанная с выселением заемщика из квартиры при невыполнении им своих обязательств. Сейчас в Федеральном законе № 102-ФЗ появилась компромиссная ст. 78, предусматривающая, что при обращении взыскания и смене собственника квартиры (дома) проживающие в нем не могут быть выселены, если это их единственное жилье. Однако выселение возможно, если договор был заключен на условии "живу здесь, пока плачу" или если кредит был взят непосредственно на приобретение именно этого дома (квартиры). Сейчас банки активно работают с муниципалитетами, чтобы создать некий социальный жилой фонд, куда можно было бы пересели несостоятельных должников (это жилье более низкого качества). Однако остается нерешенным вопрос о финансировании создания переселенческого фонда на том основании, на котором несостоятельный заемщик будет занимать в данном фонде жилую площадь, и многое другое.

При ипотечном кредитовании возникают также проблемы психологического характера. Человеку, берущему кредит на длительный срок необходимо понять, что он не закабаляет себя, пользуясь ипотечным кредитом, а расширяет свои возможности. Здесь еще раз подчеркивается необходимость государственной поддержки.

Следующий риск, который необходимо охарактеризовать, так называемый риск процентной ставки. Он возникает тогда, когда динамика изменения процентной ставки по выданным кредитам не совпадает с динамикой их пересмотра по обязательствам. Риск резко усиливается в условиях высокой и прогрессирующей инфляции. Этот риск тем выше, чем больше разрыв между сроком ипотечных кредитов (хотя бы на один год) с фиксированной процентной ставкой в сегодняшней России - дело крайне затруднительное. Это либо слишком рискованно для банка, либо, если риск полностью учтен в процентной ставке, кредит становится практически недоступным для заемщика. В данной ситуации банки, предоставляющие жилищные кредиты, должны добиваться уменьшения рассматриваемого вида риска путем использования новых видов инструментов.

Получившая широкое распространение до сегодняшнего времени, индексация платежа по займу в зависимости от изменения курса рубля к доллару сегодня не актуальна.

В целях снижения отрицательного воздействия инфляции для России учеными Р. Страйком и М. Равиц из Института экономики города (США) был разработан механизм, так называемый инструмент с регулируемой отсрочкой платежа (ИРОП). Речь идет о применении двух различных процентных ставок. Одна призвана обеспечить прибыльность кредитных операций для банка, другая -- сделать кредит доступным для заемщика. Первая, более высокая (так называемая контрактная), процентная ставка определяет тот размер платежа, который сделал бы кредитование рентабельным для банка, эту ставку клиент должен был бы выплатить банку. Величина данной ставки рассчитывается на основе процентной ставки на межбанковском рынке кредитов (к нему приплюсовывается фиксированная банковская надбавка). В действительности регулируемые платежи по кредиту заемщик делает по другой, более низкой ставке, называемой платежной. Разница между контрактной и платёжной ставками равномерно прибавляется к сумме основного долга заемщика. Величина ежемесячного платежа Заемщика пересчитывается каждые 3 месяца (с учетом возросшей суммы задолженности) так, чтобы к концу срока клиент погасил ее полностью. В итоге платежи по полной (контрактной) процентной ставке взимаются на более позднем этапе погашения кредита с расчетом на то, что заемщику будет легче их выплачивать благодаря увеличению доходов (хотя бы и номинально, например, в результате инфляции) [34, c. 29].

Резюмируя все изложенное, можно с уверенностью утверждать, что внедрение в практику различных схем ипотечного кредитования оказывает благоприятное воздействие и на макроэкономическую ситуацию в стране.

Государственная поддержка должна быть, без нее не обойтись и в условиях рынка она должна реализовываться в предоставлении определенных льгот участникам ипотечного кредитования (рисунок 3.1).

Рисунок 3. 1 - Льготы государственной поддержки для банков

Было бы также крайне желательно предусмотреть на государственном уровне возможности предоставления ипотечным банкам целевых льготных кредитов на обеспечение финансовой базы долгосрочного льготного ипотечного кредитования при должном контроле над расходами этих средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.