бесплатно рефераты
 

Функции Центрального Банка РФ

p align="left">В целях обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы РФ, защиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ устанавливает для коммерче-ских банков нормативы деятельности.

I. Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (HI) определяется как отношение собственных средств (ка-питала) банка к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска, за вычетом суммы созданных резервов под обесценение ценных бумаг и на возможные потери по ссудам -- 2-й -- 4-й групп риска.

Минимально допустимое значение норматива HI устанавливается в зависимости от размера собственных средств (капитала) банка в следующих размерах: от 5 млн. евро и выше -- 10%; ме-е 5 млн. евро -- 11%.

2. Нормативы ликвидности банка. Под ликвидностью банка по-нимается способность банка обеспечивать своевременное выполнение своих обязательств. В целях контроля за состоянием ликвидно-сти банка устанавливается целый ряд нормативов ликвидности:

1) норматив мгновенной ликвидности (Н2) определяется как отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме обязательств банка по счетам до востребования. Минимально допустимое значение норматива Н2 -- 20%;

2) норматив текущей ликвидности банка (НЗ) определяется как отношение суммы ликвидных активов банка к сумме обяза-тельств банка по счетам до востребования и на срок до 30 дней. Минимально допустимое значение норматива НЗ -- 70%;

3) норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) опреде-ляется как отношение всей задолженности банку свыше года к собственным средствам (капиталу) банка, а также обязательст-вам банка по депозитным счетам, полученным кредитам и дру-гим долговым обязательствам сроком погашения свыше года. Минимально допустимое значение норматива Н4 -- 120%;

4) норматив общей ликвидности (Н5) определяется как про-центное соотношение ликвидных активов и суммарных активов банка. Минимально допустимое значение норматива Н5 -- 20%;

5) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) банка. Максимально допус-тимое значение норматива Н6 -- 25%;

6) максимальный размер крупных кредитных рисков (Н7) ус-танавливается как процентное соотношение совокупной вели-чины крупных кредитных рисков и собственных средств (капи-тала) банка. Крупным кредитным риском является превыше-ние величины 5% собственных средств (капитала) банка. Мак-симально допустимое значение норматива Н7 -- 800%;

7) максимальный размер риска на одного кредитора (вклад-чика) (Н8) устанавливается как процентное соотношение вели-чины вкладов, депозитов или полученных банком кредитов, ос-татков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств (капитала) банка. Макси-мально допустимое значение норматива Н8 -- 25%;

8) максимальный размер кредитного риска на одного акционера (участника) (Н9), совокупная величина крупных кредитных! рисков на акционеров (участников) банка (Н9.1);

9) максимальный размер кредитов, займов, предоставленных своим инсайдерам (НЮ), совокупная величина кредитов и зай-мов, предоставленных своим инсайдерам (Н10.1);

10) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения (НИ), максимальный размер обязательств банка перед банками-нерезидентами и финансовыми организациями-нерезидентами (Н11.1);

11) норматив использования собственных средств (капита-ла) банка для приобретения долей (акций) других юридиче-ских лиц (HI2);

12) норматив риска собственных вексельных обязательств (Н13);

13) норматив ликвидности по операциям с драгоценными металлами (HI4).

Контроль за соблюдением банками обязательных нормативов возлагается на территориальные учреждения ЦБ по месту открытия корреспондентского счета банка. Контроль осуществляется на основании ежемесячных балансов банков, к которым прилагаются справки с расчетами фактических значений обязательных нормативов и расшифровками отдельных балансовых счетов.

В целях совершенствования надзора и своевременного выяв-ления проблемных банков ЦБ определил критерии проблемности банков. Указаниями ЦБ от 31 марта 2000 г. № 766-У все кредитные организации с точки зрения финансового состояния подразделяются на две категории с выделением в рамках каждой категории двух классифицированных групп:

первая категория -- финансово-стабильные кредитные организации:

* группа 1 -- кредитные организации без недостатков в деятельности;

* группа 2 -- кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности;

вторая категория -- проблемные кредитные организации:

* группа 3 -- кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности;

* группа 4 -- кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении.

Для определения группы, к которой относится банк, используется отчетность. Критериями служат: своевременность проведения расчетов по поручению клиентов, сохранность собственного капитала банка, своевременность и полнота выполнения требований ЦБ РФ.

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования ЦБ проводит проверки кредитных ор-ганизаций и их филиалов, направляет им обязательные для ис-полнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет специальные меры воздействия.

ЦБ может применять к кредитным организациям за нарушения пруденциальных норм деятельности предупреди-тельные и принудительные меры воздействия. Под пруденциальными нормами деятельности понимаются установленные ЦБ: предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями; нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность кредитных органи-заций и покрытие возможных потерь; требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета.Выбор мер воздействия производится надзорными органами с учетом характера нарушений: причин, вызвавших нарушения; общего финансового состояния банка; положения банка на рынке банковских услуг.

1. Предупредительные меры. Применяются, когда недостатки в деятельности банка непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков, в основном на ранних стадиях воз-никновения недостатков. К предупредительным мерам относятся: доведение до органов управления банком информации о недостатках его деятельности и обеспокоенности надзорного органа; рекомендации надзорного органа; предложение представить программу мероприятии по устранению недостатков; установле-ние дополнительного контроля.

2. Принудительные меры. Основанием для их применения являются нарушения банковского законодательства, нормативных актов и предписаний ЦБ, непредставление информа-ции, предоставление неполной или недостоверной информации, а также наличие реальной угрозы интересам клиентов и кредиторов. К принудительным мерам относятся: штрафы, ограничение проведения отдельных операций на срок до шес-ти месяцев, запрет на осуществление операций, предусмот-ренных лицензией сроком до одного года, требование замены руководителя банка, введение временной администрации, от-зыв банковской лицензии.

Основанием для назначения временной администрации является наличие исключительно серьезных нарушений в деятельности банка или наличие оснований для отзыва у него лицензии.

Валютное регулирование и валютный контроль. ЦБ РФ устанавливает правила проведения валютных операций, форм отчетности, предоставляемой участниками валютных сделок, правила продажи и покупки как наличной, так и безналичной валюты, ее вывоза и ввоза.

3.Коммерческие банки и их операции.

Операции и сделки коммерческих банков. К банковским операциям относятся:

* привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

* размещение привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

* открытие и ведение банковских счетов;

* осуществление расчетов;

* инкассация денежных средств, векселей, платежных и рас-четных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц:

* купля-продажа иностранной валюты;

* привлечение во вклады и размещение драгоценных ме-таллов;

* выдача банковских гарантий.

Банки имеют также право осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполне-ния обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) операции с драгоценными металлами и камнями;

5) предоставление в аренду специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции, а также оказание консультацион-ных и информационных услуг.

Банкам запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Кредитные организации не отвечают по обязательствам госу-дарства, а государство --по обязательствам кредитных органи-зации, кроме случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства. Однако следует учитывать, что и по Закону «О банках и банковской деятельности», и по ГК РФ сохран-ность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и в банках, в уставном капитале которых государ-ству принадлежит более 50% голосующих акций (долей), гаран-тируются государством.

Виды коммерческих банков. По организационно-правовой фор-ме российская практика знает два основных вида банков: паевые и акционерные. Последний вид делится на два подвида: акционер-ные банки открытого типа и акционерные банки закрытого типа.

По степени специализации банки делятся на специализированные и универсальные. Первые выбирают определенное направле-ние деятельности. К таким банкам, в частности, относятся:

* ипотечные банки, которые занимаются выдачей кредитов под залог недвижимости;

* сберегательные банки, которые представлены Сберегатель-ным банком России;

* инвестиционные банки,

* сельскохозяйственные и др.

Универсальные банки оказывают весь комплекс банковских услуг. В российской банковской системе преобладают универ-сальные банки.

Собственный капитал коммерческого банка. В отличие от других хозяйствующих субъектов собственный капитал коммерческого банка занимает незначительный удельный вес в общем, объеме его пассивов. Однако роль собственного капитала исключительно ве-лика благодаря исполняемым им функциям.

1. Оперативная функция, которая означает, что собственный капитал позволяет банку покрывать расходы, связанные с его становлением (приобретение зданий, оборудования, покрытие убытков первых лет).

2. Защитная функция означает, что в случае потери части средств вкладчиков банк может возместить их за счет собствен-ных средств.

3. Стабилизационная функция, которая означает, что даже в случае значительного оттока клиентуры банк может продолжать работать за счет собственных средств.

Порядок подсчета собственного капитала коммерческого банка определяется методикой ЦБ РФ. Однако основой собственного капитала банка является его уставный капитал и резервные фонды.

Независимо от организационно-правовой формы банка его уставный фонд формируется полностью за счет вкладов участников: юридических и физических лиц. Он может создаваться только за счет собственных средств участников банка. Формирование уставного фонда за счет кредитов не допускается.

Величина собственного капитала, необходимая для нормаль-ной работы банка, зависит от многих факторов:

1) клиентуры банка. Размер собственных средств определяет предельный размер активных операций банка. Поэтому банки, ориентированные на определенный круг клиентов, должны иметь собственные средства в таком размере, чтобы быть в состоянии удовлетворить потребности своих постоянных клиентов в заемных средствах;

2) характера активных операций банка. Если банк ориентиру-ется на операции, связанные с большим риском, он при прочих равных условиях должен иметь более значительный собственный капитал, чем банк, ведущий менее рискованные операции;

3) состояния рынка кредитных ресурсов. Если рынок хорошо развит, то размер собственных средств может быть ниже;

4) состояния экономики. Неустойчивая экономика при про-чих равных условиях определяет необходимость более значитель-ного капитала.

Размер собственных средств банка может быть увеличен двумя путями: накоплением прибыли или дополнительным вы-пуском акций для акционерного банка, увеличением числа пайщиков или величины пая для паевого банка.

Резервный фонд создается банками для покрытия убытков и потерь, возникающих в результате их деятельности. Минималь-ный размер резервного фонда определяется уставом банка, но не может составлять менее 15% величины уставного капитала. Размер ежегодных отчислений в резервный фонд, предусматри-ваемый уставом кредитной организации, должен составлять не менее 5% от чистой прибыли до достижения им минимальной установленной уставом величины.

Направления деятельности коммерческих организаций. Спектр услуг, представляемых российскими банками своим клиентам, постоянно расширяется, хотя пока и не достиг уровня государств с развитой рыночной экономикой. Отечественные бан-ки предоставляют расчетно-кассовые услуги, аккумулируют свободные средства предприятий и населения, предоставляют кредиты, осуществляют валютные операции и являются аген-тами валютного контроля, проводят операции с драгоценными металлами и доверительные операции. Новыми для отечественных коммерческих банков являются два последних направ-ления деятельности.

Коммерческие банки РФ получили право на совершение целого ряда операций с драгоценными металлами:

* покупать и продавать как за свой счет, так и за счет кли-ентов;

* привлекать во вклады (до востребования и на определен-ный срок);

* размещать от своего имени и за свой счет на депозитные счета в других банках и предоставлять займы в драгоценных металлах;

* предоставлять и получать кредиты в рублях и валюте под залог драгоценных металлов;

* оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища.

Однако на практике развитие получили только продажа и покупка драгоценных металлов, хранение и перевозка, а так-же выдача кредитов под залог металлов. При этом если доста-точно большое количество банков свободно продает золотые слитки, то только единицы потом выкупают их у лиц, ранее приобретших.

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Переход имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. В настоящее время только кредитные организации, полу-чившие лицензию в ЦБ РФ, и профессиональные участники рынка ценных бумаг могут получать в доверительное управление денежные средства.

Договор доверительного управления может предусматривать управление имуществом без объединения имущества данного учредителя в единый имущественный комплекс с имуществом других лиц -- индивидуальный договор доверительного управле-ния или с объединением -- общий фонд банковского управления.

Общий фонд банковского управления (ОФБУ) -- это имущест-венный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления. Юридическое или физическое лицо, передавшее свои денежные средства (или ценные бумаги) в доверительное управление банку, называется учредителем управления ОФБУ, Это лицо получает сертификат долевого участия -- документ, свидетельствующий о факте передачи имущества в доверительное управление и размере доли учредителя в составе ОФБУ.

Каждому ОФБУ соответствует своя инвестиционная декларация -- документ, содержащий информацию о доле каждого вида ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.п.), входящих в портфель инвестиций ОФБУ, доле средств, размещаемых в валютные ценности, об отраслевой диверсификации вложений. Банк обязан зарегистрировать ОФБУ в территори-альном учреждении ЦБ.

В условиях значительной нестабильности отечественной банковской системы и многочисленных банкротств российских банков важным является развитие системы страхования депозитов и вкладов населения.

В настоящее время практически все развитые и многие раз-вивающиеся страны защищают вкладчиков. Существует две принципиальные модели гарантирования вкладов, (остальные являются их разновидностями); Первая, американская, предусматривает создание особого государственного (или контроли-руемого государством) органа, участие кредитных организаций, и совместное финансирование системы гарантий, как за счет взно-сов банков, так и государственных средств. Вторая модель - германская. Управление системой гарантий осуществляют сою-зы кредитных организаций. Участие в ней формально добровольное, и государственное финансирование отсутствует.

Российские и западные экономисты не однозначно относятся к системе обязательного страхования вкладов. Одни из них полагают, что подобный институт уравнивает между собой сильные и слабые банки в глазах вкладчиков и тем самым пре-пятствует действию рыночных механизмов. Другие полагают, что на стадии становления рыночной банковской системы по-добная мера необходима.

Банки в местах своей работы по приему и выдаче средств должны предоставлять для общего обзора бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, адаптированный для восприятия рядовыми клиентами банка. Должны быть доступны для ознакомления аудиторское заключение по отчету за последний год и информация о том, по какому адресу можно ознакомиться с развернутыми формами бухгалтерского баланса (по счетам 2-го порядка) и отчета о прибылях и убытках. Информация о состоянии бухгалтер-ских счетов (баланс) должна обновляться ежемесячно.

Коммерческие банки должны ежегодно по итогам года про-ходить аудиторскую проверку и публиковать в открытой печати баланс по сокращенной форме, определенной ЦБ РФ, отчет о прибылях и убытках.

Расчетное обслуживание. Расчетные услуги -- это услуги по осуществлению расчетных операций через расчетные сети, yчастником которых является коммерческий банк в соответствии с используемом технологией расчетов. Каждый коммерческий банк обязательно является участником как минимум одной расчетной сети -- сети ЦБ РФ. Проведение расчетов предполагает прием расчетных документов от плательщиков, их обработку, пересылку, доведение средств до конечного получателя, зачис-ление их на счет в банке и выдачу выписок о состоянии счета его владельцу.

Для проведения расчетов предприятия и организации открывают в банке расчетные или текущие счета. Эти счета предназначаются и используются для зачисления выручки от реализа-ции продукции (работ и услуг), учета своих доходов от внерелизационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений, осуществления расчетов с поставщиками, бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, а также для платежей по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов юри-дических лиц в бесспорном порядке.

Предприятия имеют право открывать любое количество рас-четных счетов в любых банках, которые предоставляют расчет-но-кассовые услуги. Для открытия расчетного (текущего) счета необходимо заключить с банком договор банковского счета. По договору банковского счета банк обя-зуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять рас-поряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Банк обязан заключить договор бан-ковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленным в соответствии с ним банков-скими правилами.

Банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета. Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или пере-числять со счета денежные средства клиента не позже дня, сле-дующего за днем поступления в банк соответствующего платеж-ного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета. Банк, если у него отсутствуют средства для выполнения поручения клиента, должен в течение следующего дня сообщить клиенту о помещении переданных расчетных документов в картотеку неоплаченных документов. В свою очередь клиент имеет право отозвать эти документы.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.