бесплатно рефераты
 

Финансово-организационный механизм солидарного медицинского страхования

p align="left">3. Определена финансово-организационная позиция медицинского страхования в национальной и региональной экономической системе с оценкой текущего состояния и тенденций развития с представлением результативности и характеристикой финансовых показателей страховых медицинских организаций.

В современных условиях четко определилась необходимость эффективного управления ресурсами здравоохранения, с особенной тщательностью денежными средствами. В РФ консолидированные расходы на здравоохранение составили в 2003г. 2,6% от ВВП - это около 400 млрд.руб.; в 2005г. - 656 млрд.руб.; в 2006г. - 840 млрд.руб. В 2007г. предусматривается за счет всех источников финансирования вложить в охрану здоровья граждан более 1 трлл.руб. За пятилетие расходы на здравоохранение возрастут в 2,5 раза. Перспективная задача государства, органов управления здравоохранения и системы медицинского страхования состоит в рациональном использовании все возрастающих объемов денежных средств.

Специфической чертой финансовых показателей медицинского страхования в 2006г. является существенное увеличение значимости регионального уровня. Это специфическое свойство показателей медицинского страхования выделяет его среди других видов страхования. Рынок медицинского страхования имеет четкое деление по деятельности страховых медицинских организаций.

Основной сегмент рынка ОМС, к примеру на Урале, обеспечивают региональные медицинские страховые организации. Их отличает наличие устойчивых связей с местными органами здравоохранения и медицинскими учреждениями. Региональные медицинские страховые организации выполняют конкретные задачи в регулировании финансовых потоков в системе ОМС и их движении от территориальных фондов ОМС к лечебным учреждениям.

Национальные медицинские страховые организации стремятся к расширению сети и своего присутствия в регионах страны. Лидирующие позиции занимают 12 национальных компаний, которые имеют региональные подразделения в 24 регионах Российской Федерации. В 36 регионах России сохраняется устойчивая позиция без значительных колебаний и изменений состава страховщиков. Среди них гг. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирская, Свердловская, Ростовская, Мурманская, Тюменская, Белгородская области, Краснодарский и Ставропольский край и др. Страховые медицинские организации, функционирующие в этих регионах, сохраняют свои позиции по доле рынка. Региональные страховые рынки по ОМС, в которых в 2006г. и в перспективе на 2007г. сохранится относительная стабильность, занимают 61,6% в совокупных страховых поступлениях по Российской Федерации. Это можно представить в качестве положительного фактора развития национального и региональных рынков медицинского страхования.

В настоящее время в УрФО создаются условия для осуществления комплекса мер, органично развивающих национальные приоритеты в области здравоохранения, позволяющих проводить системные преобразования, которые должны обеспечивать повышение эффективности охраны здоровья граждан, качества и доступности медицинских услуг. В рамках научно-практического исследования проведена оценка финансовых показателей функционирования страховых медицинских организаций, активно действующих в системе медицинского страхования УрФО. По результатам анализа суммы страховых взносов, получаемых региональными страховыми медицинскими компаниями, четко прослеживается ситуация с реальным доминирующим положением. Пять лидеров рынка области по ОМС аккумулируют 77% совокупной суммы поступлений по ОМС. По прогнозам автора, эта тенденция укрепится и влияние на рынок ОМС в Свердловской области ведущих компаний, занимающихся медицинским страхованием, усилится.

4. Предложены институционально-финансовые новации в здравоохранении и медицинском страховании по иерархии значимости, обеспечивающие привлечение дополнительных финансовых ресурсов и их аккумуляцию.

Кардинальное развитие здравоохранения в РФ должно быть основано на законодательном обеспечении системности преобразований и формировании комплексного финансового обеспечения. В настоящее время созданы условия для осуществления комплекса мер по совершенствованию финансового обеспечения охраны здоровья граждан.

Актуализация проблем и направлений их решения в области медицинского страхования подтверждена повышением заинтересованности граждан страны в страховании, расширением страхового рынка и медицинского страхования. Стимулом развития рынка медицинского страхования должны послужить и законодательные новации. Представим перспективность их внедрения в национальном и региональном масштабе.

В целях правового обеспечения структурно-экономических реформ в здравоохранении необходимо принятие ряда важнейших законодательных решений. К их числу относятся такие законопроекты как «Об обязательном медицинском страховании в РФ», «О добровольном медицинском страховании в РФ», «Об изменении организационно-правовых форм организаций здравоохранения», «О страховании профессиональной ответственности медицинских работников» и ряд других.

Выдвижение концептуальных задач требует одновременного совершенствования системы финансирования. Она должна обеспечивать использование финансовых ресурсов как экономический инструментарий повышения эффективности и качества медицинской помощи. Особенное значение в совокупности мероприятий по совершенствованию системы финансирования здравоохранения субъекта РФ, по мнению автора, имеет широко масштабное развитие страхового принципа охраны здоровья населения.

Широкомасштабное внедрение программы солидарного медицинского страхования требует разработки и принятия ряда законодательных новаций. Научно-практический опыт автора позволяет представить направления совершенствования законодательства, регулирующего системы ОМС и ДМС по двум основным направлениям. Первоначально следует устранить пробелы в правовом регулировании по современным проблемам финансового обеспечения здравоохранения. В частности, необходимо принятие законодательно-нормативных актов по солидарному медицинскому страхованию. Основной законодательной новацией должен быть регламент объединения финансовых потоков ОМС и ДМС в рамках солидарного медицинского страхования. Основная цель разработки и принятия данных законодательных положений - увеличение финансового потенциала здравоохранения. Как полагает автор, законодательное закрепление системы солидарного медицинского страхования необходимо проводить на уровне субъектов РФ.

Развитие солидарного медицинского страхования как современной системы финансового обеспечения охраны здоровья работающих взаимосвязано с трансформацией действующих нормативных материалов и принятием законодательных новаций, обеспечивающих внедрение и расширение этого направления.

5. Разработана и апробирована методика солидарного медицинского страхования с обоснованием медико-финансово-организационного содержания с целью более полного обеспечения прав граждан при получении медицинской помощи и рационального финансового обеспечения.

Солидарное медицинское страхование построено по иерархии организационно-финансового механизма. Он предполагает принятие организационно-финансовых решений, направленных на взаимодействие и взаимодополнение потенциала муниципальных медицинских учреждений ресурсом корпоративных учреждений здравоохранения. (Рисунок 2).

Солидарное медицинское страхование предполагает комплексное объединение ОМС и ДМС с целью более полного и рационального обеспечения прав застрахованных при получении медицинской помощи и рационального использования финансовых ресурсов, направляемых на эти цели.

В ходе осуществление данной программы медицинского страхования решаются следующие конкретные задачи:

1. Разработка и внедрение модели солидарного медицинского страхования (ОМС и ДМС) для функционирующего субъекта хозяйствования с целью обеспечения рационального расходования денежных средств предприятия, выделяемые на медицинские программы, при оптимальном сочетании возможностей муниципального и ведомственного здравоохранения.

2. Формирование алгоритма организационно-финансового решений при организации медицинской помощи работающих и членам их семей на базе экономичного использования денежных средств бюджетов всех уровней, территориального фонда ОМС, фонда социального страхования (ФСС), денежных средств предприятия и граждан.

Рисунок 2 - Медико-финансово-организационная платформа методики солидарного медицинского страхования

3. Внедрение модели персонифицированного учета и движения финансовых ресурсов за каждым застрахованным из всех источников финансирования с целью систематизации организационно-финансового механизма управления ресурсами охраны здоровья, снижением нерациональных затрат предприятия и улучшения здоровья работников.

Цель солидарного медицинского страхования - внедрение и реализация страхового продукта, в основе которого механизм рационального использования денежных средств бюджетов, ОМС, ФСС, работодателя и граждан, направленных на оказание медицинской помощи и восстановительное лечение граждан трудоспособного возраста, получивших медицинскую помощь в круглосуточном стационаре лечебных учреждений, либо предрасположенных к ряду заболеваний, выявленных в ходе профилактических осмотров.

Комплекс мероприятий по обеспечению страховой защиты работающих реализуется в Свердловской области с 2003г. В этих проектах активно участвуют предприятия, ориентирующиеся на социально ответственный бизнес: ФГУП ПО «Уралвагонзавод», «УГМК-Холдинг», ОАО «Среднеуральский медеплавильный завод», ОАО «Святогор», «СУАЛ-Холдинг», ОАО «Богословский алюминиевый завод», ОАО «Уральский алюминиевый завод», ОАО «Нижнетагильский металлургический завод», ОАО «Северский трубный завод», Трубная металлургическая компания. В настоящее время для бизнеса чрезвычайно важна демонстрация и реальное воплощение своей социальной ответственности. Этому способствует внедрение основных позиций солидарного медицинского страхования.

Проведем расчет финансового потенциала предприятий и организаций в финансировании медицинской помощи работающим. Согласно прогнозным расчетам произойдет достаточно существенное увеличение объема денежных средств, направляемых субъектами хозяйствования на поддержание здоровья трудоспособных граждан. За период с 2010-2015гг. рост расходов составит 152%, т.е. в 1,5 раза. Если будет поддержана инициатива коалиции страховых медицинских организаций и лечебно-профилактических учреждений и законодательно норматив допустимых расходов будет увеличен с 3% до 5% , то произойдет существенное увеличение абсолютных сумм, направляемых на охрану здоровья работников в 2010г. до 22,3 млрд.руб. с ростом расходов в 2015г. в 153%.

Представим прогнозный расчет финансовой емкости системы здравоохранения Свердловской области с учетом вариативности показателя расходов предприятий на оплату медицинских расходов по собственным работникам, установленным в законодательном порядке. В состав расчета финансовой емкости системы здравоохранения Свердловской области включим расходы консолидированного бюджета субъекта РФ, расходы фонда ОМС и расходы предприятий по ДМС (при полном потенциале охвата работников программами ДМС). (Таблица 1).

К 2010г., по расчетам автора, финансовая емкость системы здравоохранения Свердловской области составит 37 млрд.руб. При этом 3/4 совокупных финансовых ресурсов будет формироваться за счет ОМС и ДМС. Средства, направляемые предприятиями на покрытие расходов на медицинскую помощь работникам, при сохранении норматива в 3% от фонда заработной платы, существенно превысят бюджетные ресурсы и будут примерно сопоставимы с ресурсной базой ОМС. К 2015г. финансовая емкость системы здравоохранения Свердловской области составит 59 млрд.руб. Структурный состав источников финансового обеспечения охраны здоровья граждан рассматриваемого субъекта РФ по удельному весу сохранится.

Из них около 1/2 будет финансироваться за счет программ по ДМС при содействии социально ответственных бизнес-единиц. Именно предприятия, осуществляя путем ДМС финансирование охраны здоровья своих работников, будут создавать финансовую базу медицинской помощи Свердловской области. К 2015г. совокупная финансовая емкость здравоохранения субъекта РФ увеличится в 1,6 раза и достигнет 73 млрд.руб. При этом произойдет структурное закрепление тенденций по удельному весу основных источников: около 1/2 - средства субъектов хозяйствования по программам ДМС, 1/5 - средства бюджета, 1/3 - средства фонда ОМС. Тем самым подтверждается реальная необходимость в развитии программ солидарного медицинского страхования, активизации деятельности страховых медицинских организаций и углубления процесса социальной ответственности за охрану здоровья работающих со стороны бизнеса.

Таблица 1 Прогнозный расчет финансовой емкости системы здравоохранения Свердловской области на период до 2015г. (млрд.руб./ %)

Показатель

2010

2015

2010

2015

Сумма

Уд.вес

Сумма

Уд.вес

Сумма

Уд.вес

Сумма

Уд.вес

Расходы на здравоохранение консолидированного бюджета Свердловской области

9

24

15

25

9

20

15

20

Расходы Фонда обязательного медицинского страхования

15

41

24

41

15

32

24

33

Норматив расходов предприятий на медицинскую помощь работникам

При сохранении уровня - 3%

При увеличении уровня - до 5%

Расходы предприятий и организаций на программы ДМС

13

35

20

34

22

48

34

47

Финансовая емкость здравоохранения Свердловской области

37

100

59

100

46

100

73

100

Определим социально-финансово-экономическую результативность реализации концепции солидарного медицинского страхования. Первоначально расширяется медицинская осведомленность трудоспособного населения о состоянии собственного здоровья. Программа содействует также формированию заинтересованности в укреплении здоровья. Это начальные мероприятия, которые приводят к сокращению трудовых и денежных потерь для конкретного предприятия. При выявлении различных заболеваний на ранних стадиях развития появляется возможность благоприятного исхода для здоровья работника и уменьшения расходов на лечение. Этому способствует и активизация профилактических мер, проводимых среди работающих. Процедура мониторинга здоровья трудоспособного населения позволяет разрабатывать и рационально финансировать масштабные оздоровительные мероприятия.

Посредством солидарного медицинского страхования рационализируется организация различных этапов лечебно-диагностической и реабилитационной помощи с одновременной координацией движения финансовых ресурсов. Экономическая эффективность практического масштабного внедрения солидарного медицинского страхования представляется посредством снижения и рационализации затрат на медицинскую помощь трудоспособному населению с одновременным сокращением выплат из фонда социального страхования. Экономическая заинтересованность бизнеса проявляется путем повышения производственных и финансовых результатов деятельности при снижении реальных потерь трудового потенциала предприятия.

Механизм солидарного медицинского страхования обеспечивает привлечение в сферу охраны здоровья работающего населения дополнительных денежных средств из системы ОМС. Это позволяет осуществлять перераспределение средств ДМС в пользу финансового обеспечения современных медицинских технологий и проведения профилактических мероприятий для трудоспособных граждан. Солидарное медицинское страхование, консолидируя финансовые ресурсы территориального фонда ОМС и работодателя, позволяет повысить качество оказания медицинской помощи, снизить трудопотери предприятия от нетрудоспособности работающих.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОПУБЛИКОВАНЫ В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ

1. Климин В.Г., Князева Е.Г. Теоретические и финансово организационные основы медицинского страхования. Известия Уральского государственного экономического университета. Екатеринбург: Изд. УрГЭУ, 2006.-Вып.5(17).- 0,5/0,3 п.л.

2. Климин В.Г., Казак А.Ю. Роль медицинского страхования в развитии социально ориентированного бизнеса. Вестник Урал. мед. акад. науки. Екатеринбург.- 2006.-№4.- 0,5/0,4 п.л.

3. Климин В.Г., Шастин А.С., Мильштейн М.И.Первый опыт разработки и использования информационно-программной системы в практике работы страховой компании, функционирующей в системе обязательного медицинского страхования. Вестник Урал. гос. мед. акад. Екатеринбург: Изд. УГМА, 1995.- 0,3/0,2 п.л.

4. Климин В.Г., Шастин А.С. Новые технологии в организации финансирования медицинских учреждений в условиях обязательного медицинского страхования. Новые высокие технологии. Мат. всеросс. науч.-практ. конф. Екатеринбург: АТН РФ, 1995.-0,6/0,4 п.л.

5. Климин В.Г., Шастин А.С., Князева Е.Г. Анализ финансовой емкости лечебно-профилактических учреждений в системе ОМС. Финансы, денежное обращение и кредит. Мат науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд. УрГЭУ, 1996.- 0,5/0,3 п.л.

6. Климин В.Г., Шастин А.С., Князева Е.Г. Реформа финансового обеспечения здравоохранения. Финансы, денежное обращение и кредит: Науч.зап. Отв. ред. А.Ю.Казак. Екатеринбург: Изд. УрГЭУ, 1997.- 0,6/0,5 п.л.

7. Климин В.Г., Фрейз В.А., Бадаев Ф.И. Пакетное страхование - новый этап в развитии медицинского страхования в России. Пр. Вестник Урал. мед. акад. науки. Екатеринбург.- 2003.- 0,75/0,6 п.л.

8. Климин В.Г., Никонов Б.И., Гурвич В.Б. Развитие добровольного страхования рисков для здоровья населения в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой. Вестник Урал. мед. акад. науки. Спец.выпуск. Екатеринбург.- 2003.- 1,0/0,8 п.л.

9. Климин В.Г., Шандалов А.Г., Вяликова Н.И. Сравнительный анализ уровня оказания медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования по результатам медико-страховой экспертизы в 2001-2002гг. по территории обслуживания «Страховая компания «Мединком». Пр. Вестник Урал. мед. акад. науки. Екатеринбург.- 2003.- 1,13/1,0п.л.

10. Климин В.Г., Князева Е.Г. Адаптивность институциональных и финансовых основ медицинского страхования. Вестник Урал. мед. акад. науки. Екатеринбург.- 2005.-№3.- 0,4/0,3 п.л.

11. Климин В.Г., Фрейз В.А., Бадаев Ф.И. Пакетное медицинское страхование как возможный механизм реализации профилактического направления национального проекта «Здоровье» в РФ. Вестник Урал. мед. акад. науки. Екатеринбург.- 2005.-№3.- 0,4/0,3 п.л.

12. Климин В.Г., Кузьмин С.В., Гурвич В.Б. Проблемы и пути обеспечения страховой защиты населения, подверженного негативному воздействию факторов среды обитания, в целях управления риском для здоровья. Вестник Урал. мед. акад. науки. Екатеринбург.- 2005.-№3.- 0,7/0,6 п.л.

13. Климин В.Г., Шандалов А.Г., Устинова И.Г. Защита прав застрахованных как инструмент реализации социальной политики государства. Вестник Урал. мед. акад. науки. Екатеринбург.- 2005.-№3.- 0,63 0,5 п.л.

14. Климин В.Г. Финансовая модель медицинского страхования в агропромышленном комплексе. Прод. безопасность в системе народосбережения. Мат. межд. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Изд. УрГЭУ, 2006.- 0,2 п.л.

15. Климин В.Г. Пакетное медицинское страхование - фактор насущный. Развитие здравоохранения на региональном и муниципальном уровнях.-2006.- 0,8 п.л.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.