бесплатно рефераты
 

Деятельность страховых организаций

p align="left">Совершенствование регулирования страховой сферы. Эффективность функционирования рынка в интересах страховщиков и страхователей непосредственно связана с ясной и транспарентной системой регулирования. Присутствие на рынке иностранных страховщиков увеличивает потребность в эффективном регулировании, и способствует распространению международного опыта регулирования.

В то же время, целый ряд аспектов деятельности иностранных страховщиков и их влияния на развитие страхового рынка вызывает обоснованное беспокойство.

Доминирование иностранных страховщиков на внутреннем рынке. Иностранные компании как более крупные и мощные организации, могут препятствовать укреплению российских страховщиков или пытаться вытеснить их с рынка. В значительной степени это зависит от принятого в стране режима для иностранных страховщиков.

Возможность развития страхового сектора с помощью национальных страховщиков. Этот аргумент имел бы существенное значение в том случае, когда национальная система регулирования страхового дела гарантировала бы наиболее эффективное функционирование внутреннего рынка и обеспечивала необходимый набор страховых услуг. Такая ситуация явно не характерна для российского страхового рынка. Однако даже при этом условии запрет или серьезные ограничения на деятельность иностранных страховщиков вряд ли оправданы. Если внутренний рынок работает эффективно, конкуренция не будет служить угрозой национальным страховщикам. Если рынок не обеспечивает необходимого набора услуг, участие иностранных страховщиков может только ускорить формирование развитого страхового сектора в стране.

Важность сохранения национального контроля за страховой системой. По соображениям национальной безопасности некоторые важные объекты должны быть застрахованы только российскими страховщиками. Причина этого связана с возможной дестабилизацией рынка страхования в результате изъятия иностранного капитала в случае конфликта, или необходимостью предотвратить концентрацию страхования важных национальных объектов в руках нескольких иностранных страховых компаний. Подобные беспокойства имеют под собой реальную основу. Однако это недостаточный аргумент в пользу общего ограничения операций иностранных страховщиков. В конечном счете, правительство принимает решение о создании адекватной системы регулирования, которая воздействует на все виды страховщиков и обеспечивает соблюдение национальных приоритетов. Это возможно для некоторых видов стратегически уязвимых видов страхования, которые будут сохранены за национальными страховщиками.

Возможность оттока капитала в результате деятельности иностранных страховщиков. Процесс развития бизнеса иностранных компаний приведет к притоку капитала. Действия инвестора на рынке неизбежно будут связаны со сложной структурой платежей. В пределах внутреннего рынка будет осуществляться сбор премий, страховые выплаты, арендная плата, заработная плата и плата другим поставщикам услуг. Вне России будут осуществляться платежи западным перестраховщикам (где это разрешено), переводы прибыли и дивидендов в родительские компании. В случае ущерба, риск возникновения которого был перестрахован за границей, страховая выплата станет притоком капитала. В совокупности все эти платежи, осуществляемые в разное время, могут дать в результате чистый приток или отток капитала в течение года, но это не означает выкачивания ресурсов из национальной экономики в долгосрочном плане.

Анализ приведенных аргументов свидетельствует в пользу создания равных условий для деятельности национальных и иностранных страховщиков. В переходной экономике присутствие авторитетных иностранных фирм - важный способ повышения эффективности функционирования рынка, поскольку он обеспечивает новые процедуры и технологию, расширяет диапазон услуг и способствует снижению цен на них. Значительная часть проблем, возникающих в связи с приходом иностранных страховщиков, может быть устранена посредством соответствующих методов регулирования.

Международное право не оказало пока существенного влияния на развитие российского страхового рынка. В соответствии с Постановлением Верховного совета Российской Федерации “О введении в действие Закона Российской Федерации “О страховании” от 27 ноября 1992 г., доля иностранных инвесторов в уставном капитале российских страховщиков не может превышать 49%. Законом “О страховании” (ст. 8.4) на территории РФ запрещена посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций. Законодательство содержит также запрет на заключение договоров имущественного страхования в страховых компаниях-нерезидентах. Согласно принятому в 1997 г. закону “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “О страховании” российским страховым организациям дано право продавать на территории РФ “Зеленые карты” (полисы страхования гражданской ответственности владельцев автотранспорта) иностранных страховщиков.

Несомненно, юридическое определение условий деятельности иностранных инвесторов должно стать важной частью общей системы регулирования в такой социально значимой отрасли, как страхование. Подход к выработке соответствующих мер должен учитывать несколько основных целей - формирование развитого страхового рынка в России, создание ясного и понятного административно-правового режима, всемерное использование международного опыта в области страховых услуг. Приведенный выше анализ возможных последствий присутствия на рынке иностранных страховщиков доказывает, что в основе законодательных решений должен лежать трезвый взвешенный подход, учитывающий как внутренние потребности России в страховых услугах, так и задачи ее интеграции в мирохозяйственную систему. В этой связи обращает на себя внимание разработанный группой депутатов и принятый Госдумой в первом чтении проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об организации страхового дела в РФ”, который направлен на расширение и систематизацию законодательного регулирования участия иностранного капитала в страховой деятельности на территории РФ.

Основной смысл дополнений, предлагаемых депутатами, состоит в заметном ограничении деятельности иностранных страховщиков на российской территории. Согласно законопроекту, общий размер (квота) участия иностранного капитала в российских страховых организациях не может превышать 12%. Это общее ограничение авторы законопроекта стремятся укрепить путем внесения непосредственно в закон нормы в 49% как максимальной доли иностранцев в уставном капитале страховых компаний. Для компаний с более высокой долей иностранного участия вводится ряд дополнительных ограничений. Они не могут, в частности, осуществлять в России страхование жизни, обязательное и обязательное государственное страхование. Минимальный размер оплаченного уставного капитала страховой организации с иностранным участием должен быть не меньше 1 млн. минимальных размеров оплаты труда.

Авторы законопроекта предлагают ряд мер, упорядочивающих, по их мнению, деятельность иностранных страховщиков. Предприятия с иностранными инвестициями могут осуществлять страховую деятельность только в форме акционерных обществ и при наличии российской лицензии. Такие предприятия обязаны депонировать в Центральном Банке РФ сумму в размере 1 млн. МРОТ в качестве обеспечения выполнения обязательств по договорам страхования. Дочерние предприятия нерезидентов могут вести страховую деятельность в России, если сам нерезидент не менее 25 лет является страховой организацией в своей стране и не менее 2 лет участвует в страховых компаниях, зарегистрированных в России.

Нельзя не видеть, что за внесенным законопроектом стоит обоснованное беспокойство за дальнейшее развитие страхового рынка в России и судьбу российских страховщиков, которые не готовы пока к серьезной конкуренции с крупными иностранными компаниями. С этой точки зрения вполне можно согласиться с рядом предложений, включая запрет на участие компаний, контролируемых иностранным капиталом, в обязательных видах страхования, в первую очередь, государственного; требование длительного опыта работы в сфере страховых услуг; ограничения на участие иностранных граждан в высшем руководстве компаний.

Однако целесообразность принятия ряда других предложений вызывает серьезные сомнения. Так, ограничения на участие иностранных инвесторов в страховании жизни мотивируются необходимостью воспрепятствовать оттоку страховых резервов за рубеж с тем, чтобы направить их в качестве долгосрочных инвестиций в реальный сектор. Мировой опыт, равно как и российский, показывают, что при наличии благоприятного инвестиционного климата любой инвестор, в том числе и иностранный, будет реинвестировать средства в стране, где они получены. Если же такого климата нет, то капитал будет уходить за границу, а потенциальные страхователи откажут в доверии любым страховщикам, независимо от их национальности.

Россия явно нуждается в приходе на рынок квалифицированных страховых организаций с длительным опытом работы. Национальные интересы состоят в том, чтобы отсечь фирмы, преследующие в России конъюнктурные цели и не имеющие серьезных долгосрочных планов работы в области страхования. Но предлагаемые в законопроекте количественные ограничения оттолкнут от рынка крупные надежные компании, которые ограничат свою деятельность небольшим кругом операций. К чему это может привести - наглядно показывает опыт российской банковской системы. Отсутствие иностранной конкуренции и надежных иностранных банков серьезно затормозило развитие устойчивого банковского сектора в России. Учитывая это, приоритетной задачей должно стать развитие страхового рынка, а не защита национальных компаний любой ценой.

Вместе с тем, есть и более серьезные возражения против введения сейчас существенных ограничений на деятельность иностранных страховщиков. Эти возражения касаются долгосрочной политики страны в отношении страхового рынка и международного сотрудничества в сфере страховых услуг.

Первое возражение связано с вступлением в силу в июне 1999г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими Сообществами. Соглашение предусматривало а) отмену не позднее 24.06.1999г. для стран-участниц ЕС ограничения в 49% на участие в уставных капиталах страховых организаций в России; б) применение режима наибольшего благоприятствования при проведении операций по международному перестрахованию в режиме трансграничной торговли (не требующего учреждения дочернего общества или отделения), в) заключение договоров страхования, связанных с движением товаров, транспортных средств и граждан за границу Российской Федерации. Со своей стороны, страны ЕС предоставили национальный режим для деятельности российских страховщиков на своей территории, предусматривающий необходимость учреждения дочерних обществ в полном соответствии с законодательством стран ЕС.

Главное состоит в том, что соглашение с ЕС носит международный характер. Россия признала первенство международных договоров перед национальным законодательством, поэтому после 24.06.1999г. (даты вступления соглашения с ЕС в силу) ограничения российского закона перестали действовать для страховщиков из стран-участниц ЕС. Впоследствии аналогичные нормы могут быть распространены на компании других стран.

Второй вопрос касается возможного вступления России в ВТО. Если Россия считает необходимым продолжить переговоры о присоединении к Генеральному соглашению в сфере услуг, включая страхование, то введение серьезных законодательных ограничений для иностранных страховщиков может по существу блокировать дальнейшие переговоры. Речь идет не о том, чтобы уже сейчас полностью открыть рынок для иностранных страховщиков. Вероятно, учитывая наличие большого числа собственных страховых организаций, способных стать основой национального страхового рынка, России нецелесообразно идти по пути Венгрии, где преобладают иностранные страховщики. Необходимо, как уже отмечалось выше, выработать общий взвешенный подход к путям развития страхового сектора, включая условия участия иностранцев как в страховании в целом, так и в осуществлении отдельных видов страхования. По нашему мнению, основой такого подхода должно стать введение в России национального режима для иностранных страховщиков, который бы четко регламентировал процедуры лицензирования, учреждения организаций с иностранным капиталом, возможности участия иностранных граждан в управлении страховыми компаниями.

Финансовые основы деятельности страховых организаций

Текущая страховая деятельность

Движение денежных средств в резуль-тате текущей страховой деятельности начинается с получения дохода, посту-пающего в виде страховых премий (платежей). Данный доход является источ-ником формирования страховых резервов, покрытия расходов и формирова-ния прибыли. Движение денежных средств в результате текущей страховой деятельности может быть представлено следующим образом:

Источники денежных средств:

* чистая прибыль;

* страховая премия (платежи);

* поступления по операциям перестрахования;

* отсроченные расходы;

* бюджетные ассигнования и целевое финансирование;

* прочие источники от страховой деятельности. Использование денежных средств:

* на страховые выплаты;

* на формирование страховых резервов;

* на операции по перестрахованию;

* на финансирование предупредительных мероприятий;

* на приобретение материальных ценностей, работ и услуг;

* прочие направления использования.

Анализ текущей страховой деятельности позволяет определить адекватность притока денежных средств принимаемым на себя обязатель-ствам. Оценить темпы развития отдельных видов страхования и на этой основе разработать стратегическую программу развития страховой орга-низации.

Инвестиционная деятельность страховых организаций

Принципы организации инвестиционной деятельности.

Характерной чертой развития страхования является возрастающее накопление капи-тала страховыми обществами. Его рост превращает страховые компании в экономически развитых странах в крупные инвестиционные институ-ты, играющие важную роль на финансовом рынке. Оказывая страховую услугу, страховые организации осуществляют передвижение средств на рынке капитала. Разрозненные страховые взносы; которые они получа-ют от страхователей, превращаются в огромный, постоянно пополняю-щийся страховой фонд.

В промышленно развитых странах мира по размерам аккумулирован-ных фондов и вкладу в платежные балансы страхование успешно конку-рирует с банковским бизнесом. Так, в США сбор страховой премии в 2001 г. составил 890 млрд. долл., примерно столько же в объединенной Евро-пе. Российские страховщики за 2001 г. По данным от Всероссийского Союза Страховщиков (ВСС). 1999г. - 3,32 млрд$, 1998 - 4,43 млрд$ все вместе собрали около 8,851 млрд. долл. (уровень одной не очень крупной западной компании). Страховщики пре-вращают пассивные денежные потоки в потоки активного капитала и наряду с банками становятся крупнейшими источниками инвестиционного капитала.

Объективной основой этогоявляется инверсия страхового цикла, когда стра-ховой взнос предшествует выполнению обязательств страховщика. Этот факт способствует тому, что страховщики в определенный период времени распо-лагают значительным количеством средств, которые могут быть максимально эффективно использованы в целях получения дополнительного дохода. В со-ответствии с действующим законодательством, регулирующим российский страховой рынок, существенное влияние на инвестиционные возможности страховщиков оказывает и увеличение их/собственного капитала.

Необходимость инвестирования временно свободных средств выте-кает из природы страхования. Поскольку страховой бизнес не предпо-лагает

значительной нормы прибыли при формировании цены на стра-ховую услугу, для обеспечения достаточного уровня рентабельности страховые компании используют возможность получения дополнитель-ных средств путем инвестирования временно свободных финансовых ре-сурсов.

Инвестиции -- это вложения средств в объекты предпринимательс-кой и других видов деятельности в целях получения дохода (прибыли). Размещение активов страховой орган тации должно осуществляться на принципах ликвидности, возвратности, прибыльности и диверсификации активов. -

Под ликвидностью активов понимается возможность оперативного превращения активов страховой компании (без снижения стоимости их приобретения) в наличные и другие ликвидные платежные средства для погашения принятых обязательств.

Возвратность предполагает обязательную возможность возврата ин-вестированных средств в полном объеме. Принцип возвратности (надежнос-ти) ставит перед страховщиком задачу добиться максимально возможной в данных условиях безопасности вложений, то есть свести инвестиционный риск к минимуму.

Принцип прибыльности инвестиционных вложений страховой компа-нии предполагает обязательное получение дохода от инвестирования средств. Это дает возможность страховщику иметь убыток по страховым опе-рациям и обеспечивать свои позиции на рынке & условиях конкуренции; Од-нако возможность получения высокой прибыли означает и повышенную сте-пень риска, но не всегда высокий риск обеспечивает высокую прибыль.

Принципы возвратности, ликвидности и прибыльности как цели инвести-рования достаточно противоречивы, поскольку наиболее надежные активы, как правило, низко доходны, и наоборот. Компромисс между инвестиционны-ми целями страховой компании достигается с помощью диверсификации инвестиционного портфеля.

Диверсификация -- наличие широкого круга объектов инвестиций средств о целью уменьшения возможного инвестиционного риска. Риск в инвестиро вании означает возможность того, что фактическая прибыль окажется ниже расчетной. Инвестиционный риск включает в себя недиверсифицируемый (ры-ночный) риск и диверсифицируемый (специфический) риск. Недиверсифи-цируемым является риск, которого избежать невозможно. Он связан с факто-рами, которые влияют на все компании одновременно (инфляция, война, гло-бальные изменения налогообложения, изменения денежной политики и т.п.).

Диверсифицируемый риск -- это та часть инвестиционного риска, ко^ торого можно избежать при формировании хорошо диверсифицирован-ного портфеля. Он связан с неблагоприятными событиями в рамках од-ной фирмы, когда последствия этих событий могут компенсироваться за счет хорошей ситуации на других фирмах.

Инвестиционный портфель, который отвечает всем требованиям: га-рантии возврата средств, ликвидности и, прибыльности - является сба-лансированным. Но задача компании состоит не просто в формирова-нии сбалансированного портфеля, а сбалансированного портфеля, удов-летворяющего инвестиционным целям данной конкретной компании. В связи с этим страховые компании, имеющие различные страховые портфели, сформируют и различные инвестиционные портфели, даже используя «дашую методологию управления риском, расчета нормы прибыли и т.д. СледоватНйь^ но, инвестиционная политика страховой организации определяется особен-ностями проводимых ею страховых операций.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности.

Значи-мость деятельности страховых организаций для экономики в целом и для каждого отдельного страхователя породили потребность государствен-ного регулирования инвестиционных операций страховщиков. Объектом такого регулирования являются средства страховых резервов, созданных для покрытия обязательств страховщика перед страхователями. В отече-ственном законодательстве основным документом, регулирующим инве-стиционную деятельность страховых компаний, являются "Правила размеще-ния страховых резервов", утвержденные приказом Минфина РФ от 22.02.99 г. № 1бн. Согласно данному нормативному документу размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками на условиях диверсифика-ции, возвратности прибыльности и ликвидности. Рассмотренные принципы являются на сегодня общепризнанными и в мировой практике. Соответствие деятельности страховщика перечисленным принципам так же необходимо, как и выполнение структурных соотношений активов и обязательств, при этом общая стоимость активов должна быть не менее суммарной величины страхо-вых резервов.

Правилами размещения средств страховых резервов определен пере-чень активов, рекомендованных для инвестирования:

1) государственные ценные бумаги Российской Федерации;

2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

3) муниципальные ценные бумаги;

4) векселя байкой;

5) акции;

6) облигации, кроме относящихся к подпунктам 1---3 настоящего пункта;

7) жилищные сертификаты, кроме относящихся к подпунктам 1--3 настоя-щего пункта;

8) инвестиционные пай паевых инвестиционных фондов;

9) банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами;

10) сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления;

11) долги в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере;

12) недвижимое имущество;

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.