бесплатно рефераты
 

Деятельность коммерческих банков

p align="left">г) банк действует на основе лицензии, выдаваемой Банком России;

д) банк обладает специальной компетенцией, т.е. он извлекает прибыль только путем совершения определенных операций;

е) банк рассматривается законодателем как один из элементов банковской системы.

Следовательно, правовой статус кредитной организации, как самостоятельного юридического лица, обеспечивает ей автономность и независимость в ее оперативной финансово-хозяйственной деятельности от вышестоящих государственных и местных органов власти.

Важно помнить, что необходимость особого лицензирования банковских операций вызвана их повышенным риском и влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в экономике. Организации, совершающие банковские операции, нуждаются в строгом государственном регулировании и контроле со стороны ЦБ РФ, что обусловливает необходимость получения лицензии на совершение банковских операций и прохождения регистрации в Центральном банке. В противном случае банковские операции являются незаконными.

Следовательно, признаки, характеризующие правовое положение кредитной организации, есть факторы, обусловливающие необходимость осуществления надзора за ее деятельностью. Такими факторами являются и ряд положений, закрепленных в нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность кредитных организаций, которые направлены на установление для них правил поведения на рынке банковских услуг, обеспечивающих надежность деятельности, Рыбакова С.В. Правовые факторы, обусловливающие необходимость осуществления государственного надзора за деятельностью кредитных организаций. Актуальные проблемы финансового права. Сборник научных статей. Саратов, 2003. С. 117. как каждой конкретной организации, так и всей банковской системы.

Напомним, что основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещением денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, вкладные свидетельства, сберегательные сертификаты и др.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например, при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций.

Таким образом, современный монополистический банк представляет собой универсальный многофункциональный кредитно-финансовый комплекс с диапазоном операций и услуг более двухсот наименований. Универсальный тип банка, сочетающий депозитно-ссудные, инвестиционно-эмиссионные, расчетно-платежные, информационно-консультативные и многочисленные околобанковские операции, наиболее полно отвечает потребностям современного финансового капитала, соответствует диверсифицированной деятельности многоотраслевых концернов. Указанное обусловливает публичноправовую обязанность банка проявлять разумную заботливость и добросовестность по отношению к интересам своих клиентов. Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лекций. М., 1999. С. 43.

В то же время банк обладает и публичными правами, существование которых вызвано необходимостью обеспечить единство и сопоставимость банковской системы, ликвидность данного банка как ее элемента, интересы государства.

Следует отметить, что банки занимают важное место в бюджетной и налоговой системе. Превратившись в новых экономических условиях в основные структурные звенья финансово-промышленных групп, транснациональных корпораций, государственных и негосударственных финансово-инвестиционных консорциумов, ассоциаций экономического взаимодействия, банковских холдингов и других финансово-промышленных конгломератов, банки стали владельцами, пользователями и распорядителями крупных доходов и соответственно крупнейшими налогоплательщиками.

Кроме того, как уже отмечалось, банки проводят платежи, исполняют поручения налоговых органов о списании недоимок и пени. Необходимо также отметить роль банков как организаций, контролирующих постановку на учет в налоговых органах юридических и физических лиц. Наконец, банки представляют соответствующим налоговым органам сведения об открытии счетов, о финансово-хозяйственных операциях налогоплательщиков-клиентов, исполняют поручения налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет и во внебюджетные фонды, исполняют распоряжения налоговых органов о бесспорном списании соответствующих сумм, а также о приостановлении операций по счетам.

Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе, а также выполнять указанные выше функции Банка России в случае отсутствия его учреждений на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций. Таким образом, банки являются основными звеньями бюджетного и налогового механизма.

С участием банков в бюджетно-налоговой сфере складываются следующие правоотношения:

1) «банк -- государство» - публичные отношения (налоговые, бюджетные);

2) «налогоплательщик - государство» - налоговые правоотношения;

3) «налогоплательщик (клиент) - банк» - отношения гражданско-правового характера.

Статус банков по налоговому законодательству характерен тем, что законодатель уделил особое внимание обязанностям банков в сфере налоговых правоотношений. Особенности содержания налоговой правосубъектности банков проявляются в специфике налогообложения многих банковских операций, в дополнительных обязанностях банков по предоставлению в налоговые органы определенной информации о клиентах-налогоплательщиках и т.д. Однако банки в рамках налоговых отношений обладают и правами, такими, как право защиты своих интересов, право возмещения вреда от незаконных действий налоговых органов, и др.

Специфика содержания правосубъектности банков и некоторых иных кредитных организаций главным образом проявляется в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве на-логоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов)6.

Обязанности банков по налоговому законодательству установлены в целом ряде статей Налогового кодекса РФ (ст. 46, 60, 76, 86 и др.).

Так, например, ст. 60 НК РФ устанавливает следующие обязанности банков:

1) банк при исполнении поручения на перечисление налога (сбора) или инкассового поручения налого-вого органа на перечисление недоимок и пеней со счета организации обязан соблюдать очередность, установленную гражданским законодательством для списания денежных средств с банковского счета;

2) банк обязан исполнить поручение на перечисление налога (сбора) в течение срока, определенного в соответствии с НК РФ;

3) банк обязан исполнить инкассовое поручение налогового органа на перечисление недоимок и пеней со счета организации в течение срока, определенного в соответствии с НК РФ;

4) банк обязан не взимать плату за обслуживание по операциям, связанным с исполнением поручения на перечисление налога (сбора) и инкассового поручения налогового органа на перечисление недоимок и пеней со счета организации.

Следовательно, основной обязанностью банков по налоговому законодательству является обязанность исполнить поручение налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента на перечисление налога (сбора) в бюджет (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога (сбора) или пеней за счет денежных средств налогоплатель-щика, плательщика сбора или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

Кредитные организации - уполномоченные банки являются субъектами валютного права. В соответствии с п. 8 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 29 июня 2004 г.) уполномоченные банки -- кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Вместе с тем в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 14 января 2004 г. № 109-И Банк России выдает три вида валютных лицензий:

1. Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц).

2. Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.

3. Генеральная лицензия может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте. Банк, имеющий Генеральную лицензию, имеет право в установленном порядке создавать филиалы за границей Российской Федерации и (или) приобретать доли (акции) в уставном капитале кредитных организаций - нерезидентов

Следует отметить, что расчеты при осуществлении валютных операций, а также покупка и продажа иностранной валюты и чеков в иностранной валюте в Российской Федерации производятся только через упол-номоченные банки.

Банк России устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Порядок открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и осуществления уполномоченными банками операций с наличной иностранной валютой с участием физических лиц установлен Инструкцией ЦБ РФ от 28 апреля 2004 г. № 113-Й.

Таким образом, особый порядок образования, регистрации, формирования уставного капитала, необходимость лицензии при осуществлении специфичных операций, бюджетно-налоговая правосубъектность, место и роль в системе экономики выделяют банк как специального участника финансовой деятельности государства.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется государством и муниципальными образованиями в лице соответствую-щих органов.

Финансовую деятельность государства также осуществляют Центральный банк РФ и коммерческие банки. Центральный банк РФ участвует в собирании, распределении и использовании финансовых ресурсов государства тогда, когда выполняет свои обязанности по операциям с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 29 июля 2004 г., с изм. от 23 декабря 2004 г). Центральный банк РФ осуществляет финансовую деятельность и тогда, когда производит эмиссию денежных знаков, ибо само существование финансовой деятельности государства обусловлено и опирается на денежную систему РФ. Следовательно, финансовая де-ятельность государства составляет часть компетенции Центрального банка РФ.

Коммерческие банки, являясь негосударственными организациями, также в ряде случаев осуществляют финансовую деятельность государства. Это имеет место тогда, когда они реализуют свои властные полномочия Финансовое право / Под ред. М.В. Карасевой. М., 2002. С. 26. в сфере государственных финансов, которыми их наделяет государство.

Вместе с тем, вся финансовая система, являясь неотъемлемым признаком государства, основой его суверенитета, не может функционировать без института ответственности. Так, например, в соответствии с действующим законодательством исполнение обязанностей налогоплательщика обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности, а также финансовыми санкциями.

Выделение финансовой ответственности как самостоятельного вида ответственности обусловлено особенностью правовой природы соответствующего правонарушения, отличной от природы административного уголовного или гражданско-правового нарушения. Это означает, что финансовому правонарушению присущи признаки, которые в совокупности позволяют утверждать, что совершение такого правонарушения повлечет не административную, не уголовную и не гражданско-правовую, а именно финансовую ответственность как разновидность юридической ответственности.

Понятие финансовой ответственности - одна из основных финансово-правовых категорий, ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования финансовых отношений в системе российского права.

Современное состояние финансового права показывает определенные проблемы в исследовании ответственности за нарушения финансово-правовых норм. В настоящее время приступить к изучению отраслевой правовой ответственности с позиций науки финансового права затруднительно по той причине, что определения финансово-правовой ответственности, которое должно быть закреплено в общей части отраслевого законодательного акта, не существует в связи с отсутствием единого кодификационного акта, оформляющего основы правового регулирования отношений в сфере публичной финансовой деятельности. Финансово-правовая ответственность формируется по институциональному признаку - «снизу вверх», поскольку, например, более детальное законодательное оформление и научное осмысление получают налоговая, бюджетная и валютная ответственность. Крохина Ю.А. Финансовое право России. М., 2004 С. 166.

При этом следует отметить, что действующее законодательство предусматривает ответственность банков за нарушения норм гражданского, банковского, бюджетного, налогового, валютного, административного, таможенного законодательства и других отраслей права. Например, гражданско-правовая ответственность банков в расчетных отношениях выделяет два вида имущественной ответственности:

а) за нарушение обязательств по договору банковского счета;

б) ответственность банков при осуществлении расчетов.

Определение роли банка как специального субъекта налогового правоотношения (в отличие от небанковских кредитных организаций), а именно налоговой ответственности, исходит из того, что банковские операции, служащие своеобразным связующим звеном в отношениях по перечислению, сбору налогов в бюджет, позволяют банкам выступать налогоплательщиками, налоговыми агентами и сборщиками налогов.

Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 132-135) содержит перечень видов нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах:

1. Нарушение банком порядка открытия счетов налогоплательщиков и исполнения поручений о перечислении налогов и сборов.

2. Неисполнение банком решений налогового органа о приостановлении операций по счетам о взыскании недоимок и пени.

3. Непредставление налоговым органам сведений о финансовых операциях налогоплательщиков.

Ответственность банков за эти нарушения законодательства установлена в виде санкций, выраженных в разных формах: в твердых денежных суммах (нарушение порядка открытия счета влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб., несообщение банком налоговому органу сведений об открытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.); в начислении пеней (за нарушение сроков исполнения поручения о перечислении налогов и сборов применяется взыскание пеней в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки); в процентах от суммы, перечисленной банком с нарушением решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (20%), и др.

Применение ответственности за валютные правонарушения к уполномоченным банкам преследует основную цель - защиту экономических интересов государства, укрепление национальной валюты. На банки, осуществляющие операции с иностранной валютой, возложены специальные функции агентов валютного контроля в интересах государства. Ненадлежащее выполнение ими функций валютного контроля может привести (и фактически приводит) к ущербу для экономики страны несравнимо большему, чем при нарушении норм банковского регулирования. За нарушение порядка совершения валютных операций, т.е. за валютные правонарушения, банки должны нести ответственность по нормам, установленным Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными нормативными актами Банка Рос-сии, изданными в ее исполнение.

Таким образом, основным видом юридической ответственности в сфере публичных финансов является финансовая ответственность. При этом ее отраслевая принадлежность, которая прослеживается в самом названии, указывает на то, что она определяет качественное состояние не всякого субъекта права, а субъекта финансового права, т.е. лица, деятельность которого связана с публичными финансами, обусловливая неизбежность исполнения именно финансовых обязанностей, отличающихся имущественно-стоимостным и публичным характером. Емельянов А.С., Черногор Н.Н. Финансово-пра-вовая ответственность. М., 2004. С. 200.

Заключение

Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ (АО).

Действующее банковское законодательство предоставило всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Доходы (прибыль) банка, остающиеся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяются в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.

Функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы сегодня возложены на ЦБ РФ.

При этом со стороны ЦБ РФ используются в первую очередь экономические методы управления и только при их исчерпании (в отдельных случаях) административные. Организация взаимоотношений ЦБ РФ с коммерческими банками и методы регулирования деятельности последних предусмотрены соответствующие банковским законодательством.

Так, с учетом складывающейся ситуации в экономике ЦБ РФ регулирует деятельность коммерческих банков посредством использования такого комплекса экономических методов, как:

- изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ РФ;

- изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБ РФ коммерческим банкам, а также процентных ставок по кредитам;

- проведение операций с ценными бумагами и с иностранной валютой. ЦБ РФ, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так, например, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т. е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство. Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы.

Российские банки, несмотря на быстрый рост показателей, продолжают оставаться одним из наименее развитых сегментов экономики. По оценкам специалистов, отношение совокупных активов кредитных организаций к ВВП до сих пор в три- четыре раза ниже, чем в среднем по развивающимся странам.

Список литературы.

Нормативно-правовые акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г., №395-1-ФЗ ( с изменениями от 30.12.2004 г.).

4. Федеральный закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ ( с изменениями от 29.06.2004 г.).

5. Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 г. №86-ФЗ (с изменениями от 18.06.2005г.).

Монографии

6. Банки и банковское дело /Под ред. д.э.н., проф. И.Т. Балабанова. - М.: С-Петербург, 2000.

7. Банки и банковское дело: Уч. - 4-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Колесникова В.И. -М.: «Финансы и статистика», 1998.

8. Банковское дело: Учебник/ Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецеой. -5-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2003.

9. Банковское дело: Учебник /Под ред. д-ра экон. Наук, проф. Г.Г. Коробовой. -М.: Экономистъ, 2004.

10. Банковское дело: Учебник, под ред. Е.П. Жарковской. - М.: Омега -Л.; «Высшая школа», 2003.

11. Банковское дело: Уч. -2-е изд.; перераб. и доп./ Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2000.

12. Банковское дело: Стратегическое руководство. - М.: АО «Консаитбанкир», 1998.

13. Деньги. Кредит. Банки: Уч. для вузов под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

14. Деньги, кредит, банки: Уч./ под ред. О.И. Лаврушина.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1999.

15. Егорова Н.Е., Смулов А.М. Предприятия и банки.- М.: Дело, 2002.

16. Емельянов А.С., Черногор Н.Н. Финансово-пра-вовая ответственность. М., 2004.

17. Жарковская Е.П. Банковское дело: Курс лекций. - М.: Омега-Л, 2003.

18. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. - М., 1997.

19. Крохина Ю.А. Финансовое право России. -М.:, 2004.

20. Максютов А.Л. Основы банковского дела. - М.: Бератор - Пресс, 2003.

21. Общая теория денег и кредита: Уч. для вузов/ под ред. проф. Е.Ф.Жукова.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000.

22. Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка: Уч. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.

23. Прозоров А.Л. Финансовое право: Уч. /Под ред. О.Н. Горбуновой.-М.:, 2001.

24. Рыбакова С.В. Правовые факторы, обусловлива-ющие необходимость осуществления государственного надзора за деятельностью кредитных организаций. Ак-туальные проблемы финансового права. Сборник научных статей. Саратов, 2003.

25. Сибиряков. Коммерческий банк сегодня. -М.: Изд-во «Консалтбанкир», 2002.

26. Тавасиев А.М., Эриашвили Н.Д. Банковское дело: Уч. для средних профессиональных уч. Заведений /Под ред. проф. А.М. Тавасиева.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.

27. Финансовое право. /Под ред. М.В. Карасевой. -М.:, 2002.

Материалы периодической печати

28. Давыдова Л.В., Кулькова С.В.Теоретические аспекты проблемы финансовой стабильности коммерческих банков.// Финансы и кредит, № 2, 2005.

29. Мартиросян К.Д. Банки и экономика России. //Банковские технологии, №4, 2004.

30. Соттарова Н.А. Роль банков в интеграции регионов в мировую экономику. // Банковское дело, №10, 2005.- с.41.

31. Управление горизонтом планирования деятельности коммерческих банков. //Бизнес и банки, № 38-39 (620-621), 2002.-с.5.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.