бесплатно рефераты
 

Деятельность Центрального банка России

Деятельность Центрального банка России

55

Содержание

Введение

1. Деятельность Банка России

1.1 Нормативная база деятельности Центрального банка Российской Федерации

1.2 Структура органов управления

1.3 Функции ЦБ РФ

1.4 Инструменты денежно-кредитной политики

2. Проблемы и диспропорции Банка России

2.1 Высокий уровень инфляции

2.2 Низкая эффективность банковского надзора

2.3 Технически несовершенная система проведения платежей

2.4 Слабость национальной валюты

3. Возможные пути решения создавшихся проблем

3.1 Снижение уровня инфляции

3.2 Укрепление банковского надзора

3.3 Совершенствование платежной системы

3.4 Предложения по укреплению рубля

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Россия - богатейшая страна, располагающая огромным природно-ресурсным, интеллектуальным и научно-производственным потенциалом.

Создание в стране центрального банка обусловливается необходимостью осуществления целенаправленного воздействия и контроля отношений в сфере распоряжения частными финансовыми средствами и означает формирование двухуровневой банковской системы.

Центральный банк выступает в качестве регулятора денежных и кредитных потоков в государстве, осуществляя такое регулирование через банки. Сочетая в себе черты собственно кредитного учреждения и органа государства, центральный банк в строгом смысле не является ни тем ни другим.

В литературе по этому вопросу существует спор, суть которого сводится к двум основным точкам зрения. Согласно одной из них центральные банки (в частности, Банк России) являются органами исполнительной власти Тосунян Г.А. Банковское дело и банковское законодательство в России. М., 1995. органами государственного управления Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М., 1999. или даже органами государства специальной компетенции, которые, однако, не входят ни в одну из ветвей власти Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М., 2004; Пастушенко Е.Н. Юридическая доктрина публичности статуса Центрального банка РФ // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути их решения: Научно-практическая конференция (3 - 4 октября 2001 г.) / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 2001. С. 172.. П.Д. Баренбойм и О.Е. Кутафин определяют Банк России как "конституционный орган с государственно-властными полномочиями и особым статусом, характеризующимся взаимной неподчиненностью с другими органами государственной власти и независимым осуществлением своих функций, связанных с эмиссией денег, защитой и обеспечением устойчивости рубля" Баренбойм П.Д., Кутафин О.Е. Статус Центрального банка как основной вопрос конституционной экономики в России // Банк России в XXI веке: Сборник статей. М.: Юстицинформ, 2003..

Очевидным в данном случае является то, что центральный банк не должен быть административным органом, а должен выступать самостоятельным регулятором денежного обращения. Его правовой статус характеризуется теми специфическими задачами, которые ставит перед ним государство. С одной стороны, законодатель стремится обеспечить его независимость и возможность широкого участия в гражданском обороте, а с другой - наделить его определенными властно-распорядительными полномочиями.

Правовой статус Центрального банка в большинстве случаев закрепляется в конституции страны и раскрывается в специальном законе. В настоящий момент можно даже отметить определенную тенденцию закрепления в конституциях основ правового статуса центрального банка. При этом конституционно-правовой статус Банка России включает следующие элементы: цели создания, основные задачи и функции, порядок формирования руководящих органов центрального банка, отдельные основополагающие предметы ведения и полномочия, основы взаимоотношения центрального банка с другими органами государства Чегринец Е.А. Конституционно-правовой статус центральных банков Европейского союза (на примере европейской системы центральных банков): Автореф. дис. ...к. ю. н. М., 2001..

Для более точного понимания действий Банка России в 90-х годах ХХ века и первого десятилетия третьего тысячелетия, необходимо рассматривать принимаемые им решения в контексте конкретных событий и реалий экономической жизни. Реформы, начавшиеся в 1992 году, не опирались на какую-либо продуманную теоретическую базу. Поэтому попытки быстрого перехода к либеральной экономике без должного теоретического обоснования последовательности практических шагов, привели страну к существенным потрясениям и подорвали основы жизнедеятельности страны. Выстроенный в стране хозяйственный механизм до 2000 г. не был способен эффективно соединять имеющиеся в стране ресурсы, создавать на их основе максимум продукции и доходов.

Характер проводимой властями экономической политики оказывает существенное влияние на функционирование денежно-кредитной системы. Попытка обеспечить финансовую стабильность посредством ужесточения монетарной и фискальной политики привела к конфликту целей: некоторое улучшение ситуации в борьбе с инфляцией и стабилизация валютного курса рубля конца 90-х гг. сопровождались усилением инвестиционного кризиса, угрозой снижения эффективности экспортной деятельности, сужением внутреннего спроса при наличии значительных производственных мощностей. Количество действующих кредитных организаций сократилось почти в два раза.

В начале ХХI века Правительство и Банк России стали рассматривать банковский сектор в качестве ключевого условия реализации имеющегося потенциала экономического развития страны. В декабре 2001 г. была принята первая национальная Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации, а в апреле 2005 г. в действие вступила вторая «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г.». в первой были сформулированы основные цели развития банковского сектора страны на период 2001-2004 гг. банковский сектор страны стал развиваться темпами более быстрыми, чем экономика в целом, но не по всем важнейшим показателям.

Появление первого документа, определившего среднесрочные горизонты развития банковского сектора страны, стимулировало банковское сообщество на поиск новых мер, направленных на улучшение деятельности банков. Обсуждение проекта «Стратегия развития банковского сектора страны», активный диалог с банковским сообществом выявили ряд проблем во взаимоотношениях Банка России с коммерческими банками. В дальнейшем, в ходе реализации основных положений «Стратегии», а также при подготовке основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной год, конкретные меры по их решению включались в план мероприятий Банка России по совершенствованию банковской системы РФ, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Второй документ, определивший цели и задачи развития банковского сектора на период до 2009 г., наметил следующие параметры. Цель развития банковской системы - «повышение ее устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора». Основные задачи развития банковского сектора - усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков; повышение эффективности, осуществляемой банковской системой деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции; повышение конкурентоспособности кредитных организаций; укрепление доверия к российской банковской системе со стороны инвесторов, кредиторов, вкладчиков.

Выполнение данных задач позволит в 2009-2014 гг. Правительству и Банку России эффективно проводить политику защиты интересов российских банков на международной арене. Закиров Р.З. организация деятельности Центрального банка: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 080105 - Финансы и кредит / Р.З. Закиров, Н.Н. Медведев. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. - с. 120.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных направлений деятельности Банка России, его структуры, функций и задач, а также определить проблемы ЦБ РФ и пути выхода из них.

1. Деятельность Банка России

1.1 Нормативная база деятельности Центрального банка РФ

В Российской Федерации особенности правового статуса Банка России обусловлены, с одной стороны, рассмотренной общемировой тенденцией, то есть необходимостью обеспечить независимость Центрального банка, а с другой стороны, желанием законодателя предоставить в его распоряжение весь комплекс средств для решения поставленных перед ним задач. При этом немаловажным является обеспечение прозрачности деятельности Банка России в целях контроля его деятельности.

Совмещение статуса юридического лица и федерального органа государственной власти вызвано необходимостью постоянного участия в гражданском обороте с одновременным выполнением регулятивной функции.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ Банка России относится в федеральной экономической службе и находится в введении РФ. В части 1 ст. 75 Основного закона закрепляется, что денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ; а в части 2 этой статьи определяется основная функция Банка России - защита и обеспечение устойчивости рубля. Эту функцию он осуществляет независимо от других органов исполнительной власти. Более детально данный вопрос освещается в Федеральном законе от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", утвержденным Государственной Думой 27.07.2002 г., который устанавливает, что Банк России является юридическим лицом, чей уставный капитал и иное имущество являются государственной собственностью. При этом законодатель установил иммунитет в отношении имущества Центрального банка, определив, что его изъятие и обременение обязательствами без согласия Банка России не допускается.

Вопросы правового регулирования деятельности Банка России затрагиваются в ряде других федеральных законов. В частности, взаимоотношения Банка России и кредитных организаций регламентируется Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Принципы организации наличного денежного обращения в РФ закреплены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и конкретизированы в нормативных документах банка России:

- принцип номинала;

- принцип необязательности обеспечения;

- принцип монополии;

- принцип уникальности;

- принцип безусловной обязательности;

- принцип неограниченной обмениваемости;

- принцип разграничения компетенции. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Введение. Текст. Комментарии // Под общ. ред. К.Д. Лубенченко. - М.: Издательский дом "Банковское дело", 2000. С. 57.

1.2 Структура органов управления

Высшим органов банка России является Совет директоров, который определяет основные направления его деятельности и осуществляет руководство и управление Банком России. В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов, которые работают на постоянной основе. Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов. Кандидатура на должность Председателя ЦБ РФ представляется для рассмотрения и утверждения в Государственную Думу Президентом Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает вопрос и об освобождении Председателя Банка России. В случае отклонения предложенной кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вносит на рассмотрение в Думу новую кандидатуру. Занимать должность Председателя Банка России одному и тому же лицу разрешается не более трех сроков подряд. Члены совета директоров назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Заседания Совета директоров проходят не реже одного раза в месяц.

Сам Банк России образует централизованную систему с вертикальной системой управления. В эту систему входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия и организации, необходимые для осуществления деятельности Банка России. Территориальными учреждениями Банка России являются и национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации.

В организационном плане структуру аппарата Банка России представляют 25 департаментов и два управления, которые в совокупности осуществляют реализацию возложенных на Банк России функций. Рассмотрим специфику работы этих подразделений на примере департаментов, осуществляющих надзорную функции. Так, департамент лицензирования кредитных организаций и аудиторских фирм является структурным звеном Банка России, которое обеспечивает выполнение возложенных на Банк России функций государственной регистрации кредитных организаций, выдачи лицензий кредитным организациям, занимающихся их аудитов. Основной задачей департамента является осуществление надзора за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России кредитными организациями на стадии регистрации и лицензирования.

Задачей департамента пруденциального банковского надзора является методическое и организационное обеспечение функций Банка России в сфере пруденциального надзора за деятельностью кредитных организаций. Департамент инспектирования занимается организацией инспекционной деятельности территориальных учреждений Банка России, координацией их работы при подготовке и проведении инспекционных проверок. Кроме того, в задачи этого департамента входит нормативное, методическое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности подразделений инспектирования кредитных организаций и территориальных учреждений Банка России.

Главной задачей департамента по организации банковского санирования является организация работы по подготовке и осуществлению мер по восстановлению деятельности коммерческих банков, испытывающих финансовые трудности.

Департамент исследований и информации занимает одно из ведущих мест в структуре Банка России, так как результаты его работы являются основой для формирования банковской политики и выработки перспектив его развития. В его функции входит, во-первых, анализ текущих тенденций, причем не только в банковской сфере, но и в экономике в целом, поскольку одна из задач любого центрального банка - стимулирование экономического роста на стабильной основе; во-вторых, прогнозирование хозяйственной конъюнктуры в денежно-кредитной системе и на основе этого составление программ действий, с тем чтобы руководство Центрального банка РФ было осведомлено о проблемах, с которыми придется столкнуться в перспективе, и могло выработать методы их преодоления; в-третьих, создание информационной базы для проведения макроэкономических исследований.

В процессе своей деятельности департаменты центрального аппарата Банка России тесно взаимодействуют между собой. Так, департамент пруденциального надзора является заказчиком ряда инспекционных проверок. Он же является и потребителем «продукции», которую производят работники департамента инспектирования. В свою очередь, на основании актов проведенных инспекционных проверок задача департамента пруденциального надзора заключается в том, чтобы сделать выводы о качестве представляемой коммерческими банками отчетности. Департамент лицензирования кредитных организаций и аудиторских фирм совместно с подразделениями безопасности, эмиссинно-кассовой работы проводит набор наиболее достойных претендентов на занятие высоких должностей в коммерческих банках. Сводно-экономический департамент и департамент пруденциального надзора взаимодействует с департаментами инспектирования, департаментом валютного регулирования и департаментом валютного контроля при планировании мероприятий по предотвращению сбоев в деятельности коммерческих банков. Департамент пот организации банковского санирования совместно с департаментом инспектирования осуществляет мероприятия по выводу коммерческого банка из состояния «старения». Банковское дело: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. Г.Г. Коробовой. - М.: экономистъ, 2004. - с. 33-52.

1.3 Функции ЦБ РФ

Роль центрального банка Российской Федерации как особого органа государственного управления, взаимосвязь с другими элементами экономического управления проявляется через выполняемые им функции. Познание и использование функций Центрального банка позволяют четко определить направления его деятельности в экономике страны. Деньги, кредит, банки / под ред. Г.Н. Белоглазовой: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - с. 361-370.

Функция происходит от латинского слова «functio» - исполнение, деятельность, поэтому в самом широком смысле оно означает обязанность, круг деятельности, назначение. Любые обязанности, любая деятельность логично вытекают из целевого назначения соответствующей структуры и задач, стоящих перед ней. В связи с этим целесообразно сначала четко сформулировать цель функционирования Центрального банка, выявить основные задачи, решаемые им, затем перейти к вопросу о его функциях. Деятельность ЦБ РФ подчинена следующим основным целям: обеспечение стабильности покупательской способности и валютного курса национальной валюты, ликвидности банковской системы, созданию эффективного и бесперебойного ведения расчетов, включая расчеты наличными деньгами.

Отсюда логично вытекают основные направления деятельности и задачи, которые решает ЦБ РФ для достижения стоящих перед ним целей. Во-первых, центральный банк выступает эмиссионным центром страны, решая при этом задачи организации выпуска и обращения наличных банкнот. Во-вторых, он совершает свои операции преимущественно с банками России, а не с торгово-промышленной клиентурой. Центральный банк хранит кассовые резервы коммерческих банков, предоставляет им кредиты, осуществляет надзор за банками и финансовыми рынками, выступает посредником между другими банками страны при безналичных расчетах. Выполнение этих задач делает Центральный банк «банком банков» и главным расчетным центром страны.

В-третьих, ЦБ РФ поддерживает государственные экономические программы, размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты, выполняет расчетные операции для правительства, хранит официальные золотовалютные резервы. Все это позволяет называть его банкиром правительства. В-четвертых, в условиях рыночной экономики перед Центральным банком России стоит задача осуществления денежно-кредитного регулирования экономики, значение которого по мере либерализации экономической политики и сокращения прямого государственного вмешательства в работу рынков возрастает.

Для решения перечисленных задач Центральный Банк Российской Федерации выполняет ряд функций.

Эмиссионная функция. Старейшая функция ЦБ - функция монопольной эмиссии банкнот. Центральный банк, будучи представителем государства, выполняет законодательно закрепленную за ним эмиссионную монополию в отношении банкнот, т.е. осуществляет эмиссию общенациональных кредитных денег. Под эмиссией ЦБ РФ понимается выпуск в обращение денег исключительно в наличной форме. Хотя банкноты составляют незначительную часть денежной массы, они необходимы для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности банковской системы. Для выполнения эмиссионной функции в ЦБ есть специализированные подразделения, осуществляющие эмиссионно-кассовую работу. В их ведении находится типография, печатающая банкноты. Также изъятие наличных денег из оборота осуществляется Толька Банком России.

Законодательно эмиссионная монополия закрепляется за ЦБ как представителем государства только в отношении банкнот и в некоторых случаях монет. О монополии за безналичную эмиссию речь не идет. Однако когда говорят об эмиссии, имеют в виду пополнение денежного оборота всеми видами денежных средств для увеличения совокупного денежного оборота. Обладая исключительным правом на выпуск в обращение наличных денег, Центральный банк лишь отчасти участвует в депозитно-ссудной эмиссии.

Эмиссия банкнот осуществляется банком России тремя путями: предоставлением кредитов кредитным учреждениям в форме переучета коммерческих векселей; кредитованием казны под обеспечение государственных ценных бумаг; выпуском банкнот путем их обмена на иностранную валюту.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуется в средствах массовой информации.

Банкноты ЦБ являются неограниченно законным расчетным средством, и нет других структур, которые бы заменили его в этом качестве и выпускали банкноты как безусловное средство платежа и погашения любых долговых обязательств внутри страны. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - с. 43-48.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.