бесплатно рефераты
 

Денежно-кредитная политика Центрального Банка России

акже центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

2. Основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ РФ

2.1 Текущее состояние денежно-кредитного регулирования в Российской Федерации

Основными инструментами и методами денежно - кредитной политики Банка России в соответствие с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.04.06 N 65-ФЗ) являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование банков;

5) валютное регулирование;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) выпуск от своего имени облигаций. (п.8 введен Федеральным законом от 08.07.1999 N 139-ФЗ)

Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно - кредитной политики. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются (часть пятая введена Федеральным законом от 31.07.1998 N 151-ФЗ).

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций средства обязательных резервов, депонированные кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. (в ред. Федерального закона от 31.07.1998 N 151-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции).

При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается нормативными актами Банка России (часть седьмая введена Федеральным законом от 31.07.1998 N 151-ФЗ).

Под операциями на открытом рынке понимаются купля - продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров.

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России. Под валютными интервенциями Банка России понимается купля - продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в ред. Федеральных законов от 26.04.2005 N 65-ФЗ..

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно - кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики. Банк России в целях реализации денежно - кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об очередном выпуске облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя статья 43.1 введена Федеральным законом от 08.07.1999 N 139-ФЗ)

Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря - основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год (в ред. Федерального закона от 20.06.2005 N 80-ФЗ).

Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно - кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:

анализ состояния и прогноз развития экономики Российской Федерации;

основные ориентиры, параметры и инструменты единой государственной денежно - кредитной политики.

Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на предстоящий год и принимает решение.

2.2 Регулирование обязательных резервов

Норма обязательных резервов широко используется государством для увеличения или уменьшения свободной денежной массы. Естественно, увеличение нормы обязательного резервирования влечет за собой уменьшение свободной денежной массы Денежно-кредитная политика - 2006// Деньги и кредит. №12, 2005 г.-12с..

Для регулирования ликвидности банковской системы Банк России в числе других мер активно использовал такой инструмент денежно-кредитной политики, как обязательные резервы. В результате проведенных Банком России мероприятий, а также в связи с ростом привлеченных средств (обязательств) кредитных организаций, учитываемых при расчете размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России (которые с января по сентябрь 2005 года увеличились на 45,0%, в том числе в валюте Российской Федерации на 64,6% и в иностранной валюте на 23,0%), сумма обязательных резервов увеличилась по сравнению с началом года в 2,7 раза, в том числе по привлеченным средствам в валюте Российской Федерации в 2,5 раза, по привлеченным средствам в иностранной валюте в 2,9 раза.

При этом по состоянию на 1 октября 2005 года из общей суммы обязательных резервов 35,0% за депонировано Сбербанком России 65,0% другими кредитными организациями. По результатам регулирования на 1 октября 2005 года недовзнос средств в обязательные резервы по действующим кредитным организациям составил 6,6%к сумме, подлежащей депонированию, против 14,9% по результатам регулирования на 1 января 2005 года.

С кредитных организаций, нарушающих установленный порядок формирования обязательных резервов, в том числе допускающих недовзнос в обязательные резервы, взыскиваются штрафы, а также к ним применяются другие меры воздействия, предусмотренные статьями 74 и 75 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) ", вплоть до отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Этот мотив использования минимальных резервов существует и сегодня. Поддерживая ликвидность банков, центральный банк выполняет свою задачу "кредитора последней инстанции". В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком.

Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Однако в применении конкретных форм данного инструмента в разных странах наблюдаются существенные различия в зависимости от национальных особенностей развития финансового рынка. Центральными банками используются различные структуры минимальных резервов, амплитуда и частота колебаний их величины, специфика начисления процентов, условия, предоставляемые кредитным институтам при их рефинансировании.

Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками. Рост резервной нормы увеличивает количество обязательных резервов, которые должны держать банки. Тут либо банки потеряют избыточные резервы, понизив свою способность создавать деньги путем кредитования, либо они сочтут свои резервы недостаточными, и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета и тем самым денежное предложение. Сильное повышение резервной нормы может свести на нет способность банковской системы к созданию кредитов.

Уменьшение резервной нормы действует на денежное предложение обратным образом. Оно переводит часть обязательных резервов в избыточные и, тем самым, увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования.

В механизме расчета ставок, а также в критериях, по которым они дифференцируются, в разных странах наблюдаются существенные различия.

Резервные обязательства ориентируются, как правило, по состоянию или росту определенной части обязательств кредитных институтов. Резервы, учитываемые на активной стороне банковского баланса, величина которых должна согласовываться с величиной выданных кредитов (при соблюдении коэффициента ликвидности), составляют исключение. Основной статьей при расчете минимальных резервов служит величина вкладов небанковских учреждений по пассивной стороне баланса. В некоторых случаях учету при определении величины минимальных резервов подлежат и межбанковские обязательства.

Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, центральный банк уменьшает возможность обхода своих требований со стороны кредитных институтов. Например, в обязательства, облагаемые минимальными резервами в Германии, включаются вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады сроком до четырех лет, а также привлеченные средства на межбанковском денежном рынке и долговые обязательства - именные и на предъявителя - сроком до двух лет.

Размеры ставок по минимальным резервам существенно колеблются по странам. Наивысшие ставки установлены в Италии и Испании. На противоположном полюсе находится Япония, где ставка по минимальным резервам обычно не превышает 2,5%. Банк Англии, который практически не использует минимальные резервы как инструмент денежной политики, требует от кредитных институтов лишь 0,45% обязательств, подлежащих учету в минимальных резервах. Такую существенную разницу между ставками по минимальным резервам можно объяснить тем, что в странах, где установлена высокая резервная ставка, обязательства по минимальным резервам обычно не являются беспроцентными.

Во многих странах минимальные резервы практически уже не используются как инструмент "жесткого" регулирования, так как центральные банки предпочитают им более гибкую политику открытого рынка. В большинстве развитых стран в последние годы активность использования политики минимальных резервов в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности и для контроля рентабельности банковских операций снизилась. В США ФРС уже давно отказалась от механизма изменения ставок минимальных резервов.

Несколько слов об операциях на открытом рынке. В 2006 году Банк России продолжал рассматривать операции на открытом рынке в качестве важного инструмента денежно кредитной политики. Учитывая накопленный в предкризисный период положительный опыт применения данного инструмента, предполагалось использовать для таких операций как правительственные ценные бумаги, так и облигации Банка России. Полномасштабному использованию операций с ценными бумагами в 2005 году препятствовали следующие факторы.

Во-первых, была продлена до II квартала 2005 года процедура новации по государственным ценным бумагам, что создавало неопределенность у участников рынка.

Во-вторых, сложившийся уровень доходности после новации не соответствовал в полной мере ожиданиям участников рынка, в результате чего объемы операций сохранялись на невысоком уровне.

В 2005 году Банк России активно проводил операции по покупке и продаже иностранной валюты на открытом рынке для предотвращения резких колебаний курса национальной валюты, противодействия спекулятивным настроениям участников рынка. Поскольку, как уже было отмечено, валютный курс является основным инфляционнообразующим фактором, поддержка стабильности на валютном рынке оказывает положительное влияние на достижение целей по инфляции.

2.3 Рефинансирование банков

Ставка рефинансирования - очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования.

Колебания учетной ставки (ставки рефинансирования) на графике отражают нестабильность российской экономики.

Как известно, повышение учетной ставки влечет за собой "удорожание" кредитов и, следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной политики не всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другими составляющими государственной политики.

В настоящее время рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов "овернайт" и ломбардных кредитов.

Одним из инструментов предоставления дополнительной ликвидности банковской системе является рефинансирование Банком России банков, осуществляемое на рыночных условиях. Рефинансирование Банком России банков в настоящее время осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов “овернайт ”, а также ломбардных кредитов в соответствии с положениями Банка России от 13.03.05 №36 “О порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам ” (с учетом изменений и дополнений) и от 6.03.05 №19 П “О порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг ” (с учетом изменений и дополнений).

В целях совершенствования действующего порядка предоставления Банком России обеспеченных кредитов банкам в первом полугодии 2006 года в ломбардный список Банка России были включены государственные ценные бумаги, полученные в ходе новации, а также были установлены новые поправочные коэффициенты по государственным ценным бумагам, входящим в Ломбардный список Банка России. За январь сентябрь 2005 года внутридневные кредиты были предоставлены 24 банкам на сумму 21,7 млрд. рублей, кредиты “овернайт ” 25 банкам на сумму 1,5 млрд. рублей. Все выданные кредиты погашены.

В целях недопущения задержек в расчетах 20 банков постоянно держат в залоге у Центрального банка Российской Федерации ценные бумаги на сумму около 4 млрд. рублей.

Процентная политика по операциям Банка России Важным инструментом денежно кредитной политики являются процентные ставки по операциям Банка России. В 2005 году действовали установленные в 2005 году ставки рефинансирования 60% годовых и по кредитам “овернайт ” 55%. В июне 2005 года по решению Совета директоров Банка России ставка рефинансирования была снижена на 5 процентных пунктов (с 60 до 55%). В это же время Комитет Банка России по денежно кредитной политике принял решение о снижении ставки по кредитам “овернайт ” с 55 до 50%. Депозиты привлекались по ставкам в размерах, устанавливаемых Банком России Френкель А. А. Прогноз социально-экономического развития России на 2006 год// Банковское дело. №3, 2006 г.-4с..

Уровень процентных ставок в январе сентябре 2005 года колебался от 0,6 до 28% годовых в зависимости от состояния межбанковского рынка и виде депозитных операций. Средневзвешенная процентная ставка по депозитам Банка России, привлеченным с 1 января 2005 года по 30 сентября 2005 года, составила 18,02% годовых. Минимальная сумма привлекаемого депозита составляла 20 млн. рублей.

2.4 Валютные интервенции

В результате анализа, о котором говорилось ранее, были получены следующие данные (Таблица 1).

По результатам анализа можно сделать несколько выводов. До валютного кризиса августа 1998 года Центральный банк РФ был наиболее успешен в сглаживании колебаний валютного курса (в 78% случаев) и менее успешен в поддержании тенденций на рынке (47% случаев).

После кризиса и введения плавающего курса общая эффективность валютных интервенций Банка России снизилась. По значениям третьего критерия можно сделать вывод, что в России не могут "перебороть" рынок и осуществить разворот тренда. С такой низкой эффективностью в периоды финансовых потрясений ЦБР не сможет исключительно силами одних интервенций противостоять валютному кризису.

Таблица 1.

Валютные интервенции за период с 1997г. по март 2006г.

Критерий успеха

Направление

Сглаживание

Разворот

Период до валютного кризиса, январь 1997г. - август 1998г.

Успешные интервенции

9

14

0

Провальные интервенции

10

4

18

Всего

19

18

18

Доля успешных интервенций

47,40%

77,80%

0,00%

Период после валютного кризиса, сентябрь 1998г. - март 2006г.

Успешные интервенции

9

15

1

Провальные интервенции

14

8

22

Всего

23

23

23

Доля успешных интервенций

39,10%

65, 20%

4,30%

Весь период

Успешные интервенции

17

28

1

Провальные интервенции

25

13

40

Всего

42

41

41

Доля успешных интервенций

40,50%

68,30%

2,40%

Но эти выводы отнюдь не свидетельствуют о низком профессионализме Центрального банка. Международные исследования обнаружили, что эффективностью обладают лишь интервенции центральных банков США, Японии и Германии. Большинство же центральных банков в этом преуспело мало.

Например, слабое влияние валютных интервенций на курс национальной денежной единицы отмечено в таких развитых странах, как Швеция и Канада.

Также проиллюстрировать результаты анализа можно, рассмотрев динамику курса доллара США к российскому рублю, которая подтверждает успешные действия ЦБР по сглаживанию колебаний курса и слабое влияние валютных интервенций на замедление или прекращение падения курса рубля.

3. Перспективы развития денежно-кредитной политики в России

3.1 Кредитно-денежная политика на 2006 г.

Банк России представлял три варианта денежно-кредитной политики на 2006 год. Как сообщали "Ведомости", об этом говорилось в основных направлениях денежно-кредитной политики на 2006 год, представленных Центробанком в Правительство РФ.

В соответствии с первым сценарием, предполагается уменьшение доходов экспортеров. Темпы прироста инвестиций в основной капитал будут ниже, чем в 2005 году, и составят 5,7%. Реально располагаемые денежные доходы населения могут возрасти на 7,3%. В условиях менее благоприятной, чем годом ранее, внешней экономической конъюнктуры темпы экономического роста замедлятся до 4%.

В рамках второго варианта активное сальдо баланса торговли товарами и услугами снизится относительно 2005 года меньше, чем в первом варианте. Положительное сальдо счета текущих операций снизится более чем на четверть. Чистый отток капитала из частного сектора может сохраниться на уровне предыдущего года. Реально располагаемые денежные доходы населения возрастут на 8,9%. Темпы прироста инвестиций в основной капитал могут составить 11,1%, а увеличение ВВП - 5,8%.

Согласно третьему сценарию, объем инвестиций в основной капитал может возрасти на 11,5%, реально располагаемые доходы населения - на 9,1%. В этом случае темпы прироста ВВП могут составить 6,2%.

Первый и второй варианты рассчитаны, исходя из цены на российскую нефть в $28 и $40 за баррель, третий - $50 за баррель нефти.

В целом, Центробанк прогнозирует инфляцию по итогам 2005 года на уровне 10-11% при ориентире 7,5-8,5%. Как отмечается в материалах, сложившийся уровень базовой инфляции за прошедший период 2005 года позволяет предположить, что ее значение за год будет выше ожидавшегося ранее уровня в 7-8%. В июне 2005 года по сравнению с декабрем 2004 года базовая инфляция составила 4,4% против 4,3% за соответствующий период 2004 года.

Негативное влияние на базовую инфляцию в текущем году оказывает ускорение по сравнению с 2004 годом роста цен на продовольственные товары без плодоовощной продукции. Темп прироста цен на эту группу товаров в июне 2005 года по сравнению с декабрем составил 5,5% против 5,2% за аналогичный период 2004 года. Позитивный вклад в динамику базовой инфляции внесло замедление темпов роста цен на непродовольственные товары. За первые 6 месяцев 2005 года они возросли на 2,4% против 3,3% в соответствующий период 2004 года.

Как отмечается в материалах Банка России, в текущем году динамика инфляции на потребительском рынке складывается во многом под влиянием факторов, не связанных в краткосрочном аспекте с денежно-кредитной политикой. К ним относится высокий рост цен на платные услуги населению, а также дальнейшее повышение мировых цен на энергоносители Рушайло П. Плати туда, не знают куда// Коммерсант. Деньги. №46 (299) от 22 ноября 2004 г.-14с..

В июне 2005 года по сравнению с декабрем 2004 года цены и тарифы на платные услуги населению возросли на 15,4% (в июне 2004 года - на 11%), в том числе тарифы, регулируемые на федеральном и региональном уровнях, за первые 6 месяцев 2005 года возросли, по оценке, на 19,2% по сравнению с 13,3% за январь-июнь 2004 года. Вклад прироста регулируемых цен в инфляцию составил 2,9-процентного пункта против 1,9-процентного пункта за аналогичный период 2004 года.

Вместе с тем, как говорится в материалах, "ожидаемое по итогам 2005 года превышение целевого ориентира по инфляции обусловлено в основном краткосрочными и локальными факторами, что не является препятствием для последующего замедления темпов роста потребительских цен в соответствии с ориентирами среднесрочной программы социально-экономического развития".

3.2 Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Российской Федерации

В 2006 году усилия Банка России будут направлены на формирование более гибкой системы используемых инструментов денежно кредитной политики, адекватной изменениям макроэкономической среды, структуры финансового рынка, банковской, платежной и расчетной систем. При этом получат дальнейшее развитие как постоянно действующие инструменты денежно кредитного регулирования, так и инструменты, базирующиеся на проведении рыночных операций.

Вместе с тем Банк России намерен совместно с Правительством Российской Федерации активно воздействовать на улучшение экономических условий, в которых осуществляется денежно кредитная политика. В первую очередь это касается создания благоприятных предпосылок для активного функционирования рынка межбанковских кредитов, восстановления доверия к государственным ценным бумагам со стороны российских, иностранных инвесторов и укрепления на этой основе такого важного сегмента финансового рынка, как рынок государственных долговых обязательств Тенденции экономического развития России в первом полугодии 2006 года//Деньги и кредит. №7, 2006 г.-3с..

Обязательные резервы Банк России в 2006 году продолжит работу по совершенствованию действующего механизма обязательного резервирования и его нормативной базы. В настоящее время проведена работа по подготовке новой редакции положений Банка России “Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации ” “Об обязательных резервах Сберегательного банка Российской Федерации, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации ”, куда, в частности, внесены следующие изменения.

Для всех кредитных организаций унифицированы сроки представления расчета регулирования обязательных резервов и сроки проведения перерасчетов по обязательным резервам; уточнен порядок проведения регулирования размера обязательных резервов по тем кредитным организациям, которым подлежат возврату излишне перечисленные в обязательные резервы средства.

В будущем году Банк России предполагает расширить спектр применяемых операций на открытом рынке и увеличить их объем. Этому должно способствовать как восстановление объема операций на всех секторах финансового рынка, так и появление на рынке новых ликвидных инструментов, в том числе ценных бумаг Банка России и долговых обязательств Министерства финансов Российской Федерации.

В настоящее время проведена работа по подготовке новой редакции положений Банка России “Об обязательных резервах". В отношении купли продажи иностранной валюты на открытом рынке Банк России будет впредь проводить взвешенную политику, направленную на предотвращение резких колебаний курса национальной валюты, наращивание золото валютных резервов, предотвращение чрезмерного и необоснованного увеличения денежной массы, формирование рациональных ожиданий.

Рефинансирование банков Банком России будет осуществляться работа по совершенствованию механизмов и нормативной базы рефинансирования банков, а также по распространению процедуры предоставления обеспеченных кредитов Банка России (внутридневных кредитов и кредитов “овернайт ”) на банки иных регионов (кроме Московского региона г. Санкт Петербурга) по мере технической готовности соответствующих региональных подразделений Банка России.

По мере развития единой телекоммуникационной системы и системы расчетов Банка России планируется совершенствование процедуры предоставления банкам кредитов путем постепенной автоматизации этого процесса через создание программных комплексов по кредитным операциям перехода на электронный документооборот между всеми участниками процесса кредитования. Это позволит банкам повысить оперативность и эффективность управления своей ликвидностью, снизить системные и внесистемные риски, а для банковской системы будет способствовать обеспечению бесперебойного функционирования системы безналичных расчетов и в значительной степени решению проблемы неплатежей Пономарев Ю.В. Российские банки в международном сообществе// Деньги и кредит. №8, 2005г.-21с..

Банк России предполагает расширить перечень активов, принимаемых в залог при предоставлении кредитов Банка России, за счет включения в него векселей финансово устойчивых платежеспособных предприятий, закладных, прав требований по кредитным договорам, а также разработать новые схемы рефинансирования банков. Банк России примет участие в разработке программы ипотечного кредитования совместно с органами исполнительной власти и банками, активно работающими с населением. Осуществление Банком России рефинансирования банков под залог векселей, прав требований по кредитным договорам закладных будет способствовать привлекательности кредитования банками реального сектора экономики.

Процентная политика. При осуществлении процентной политики Банк России будет исходить из того, что он может оказывать только опосредованное влияние на процентные ставки, формируемые во взаимоотношениях российских банков со своими клиентами, с помощью регулирования процентных ставок по своим операциям динамики денежного предложения. Банк России, воздействуя на уровень процентных ставок денежного рынка через свои операции, будет стремиться к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне, стимулирующем спрос на заемные средства со стороны реального сектора и соответственно экономический рост. Банк России считает, что в связи с важностью активизации потребительского спроса большое внимание в 2007 году должно быть уделено развитию потребительского и ипотечного кредитования.

Однако развитие этих видов кредитов в настоящее время затруднено ввиду связанных с ними высоких процентных рисков. Как уже отмечалось, решение этой проблемы возможно путем внедрения индексируемых инструментов. В условиях незавершенности процесса восстановления финансовых рынков ориентир по уровню реальной процентной ставки может быть задан Банком России на основе введения индексируемых инструментов в практику среднесрочного рефинансирования банков. В этом случае реальная процентная ставка по такому виду инструмента может выступать в качестве базовой для расчета ставок по потребительским ипотечным кредитам.

3.3 Предварительные итоги и прогноз на будущее

Конечной целью денежно кредитной политики в 2006 году является снижение инфляции при сохранении и возможном ускорении темпов роста ВВП. При этом создаются условия для снижения безработицы и роста реальных доходов населения. Количественные параметры экономического роста и снижения темпов прироста потребительских цен зависят от характера проводимой макроэкономической политики.

Предусмотренная на 2006 год бюджетная политика формирует в целом благоприятные условия для проведения денежно кредитной политики. Доходы федерального бюджета будут превышать расходы (без учета расходов по обслуживанию государственного долга), и первичный профицит составит 3,18% ВВП. С учетом расходов на обслуживание государственного долга планируется, что общий объем дефицита федерального бюджета будет минимальным с начала периода проведения экономических реформ составит 1,08%ВВП, или 57,8 млрд. рублей.

Это означает существенное сокращение спроса государственного сектора на заемные ресурсы и расширение возможностей кредитования частного сектора экономики. При проведении денежно кредитной политики в 2000 году в условиях плавающего валютного курса рубля контроль за денежным предложением остается важнейшим механизмом обеспечения внесвое значение с точки зрения процесса постановки целей денежно кредитной политики. По оценкам Банка России, в 2006 году продолжится развитие некоторых тенденций изменения структуры денежной массы, сформировавшихся в течение 2005 года.

Так, несмотря на планируемую индексацию заработной платы и пенсий, предполагается дальнейшее среднесрочное сокращение удельного веса наличных денег в структуре денежной массы. Более широкое внедрение зарплатных пластиковых карт с принятием закона о гарантировании вкладов частных лиц в коммерческих банках также будет способствовать сокращению удельного веса наличных денег.

Однако возможно развитие и новых тенденций, связанных с изменениями в структуре ресурсов коммерческих банков. Если в 2005 году прирост ресурсов коммерческих банков происходил в основном за счет увеличения средств на счетах предприятий, то в 2006 году можно ожидать некоторого уменьшения влияния этого фактора в процессе формирования спроса на деньги, что связано с возможным замедлением прироста цен на нефть.

В 2006 году процентные ставки сохранят свою роль индикатора денежно кредитной политики. По мере завершения процесса восстановления финансовых рынков роль этого индикатора будет возрастать. Снижение реальных процентных ставок является адекватным процессу стабилизации национальной валюты.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что перед Центральным банком России стоит грандиозная задача восстановления и оптимизации банковской системы, проведение денежно-кредитной политики, исключительная важность которой в настоящее время обусловлена инфляционными проблемами.

Но не стоит забывать, что денежно-кредитная политика эффективна лишь в сочетании с другими составляющими единой финансовой политики государства и не способна обеспечить долгосрочный эффект экономического роста.

Долгосрочного эффекта можно достичь лишь с помощью эффективной инвестиционной политики, для которой требуется создание комплекса благоприятных условий в краткосрочный период. Это и должны обеспечить денежно-кредитная и фискальная политика государства.

В данной курсовой работе проведена попытка последовательного анализа деятельности ЦБ России в направлении осуществления денежно-кредитного регулирования начиная. Не претендуя на полноту (учитывая обширность вопроса), приведенного анализа по традиционным методам осуществления денежно-кредитного регулировании, и как следствие - изменений в экономике страны в общем, вышеизложенный материал позволяет выделить основные, характерные моменты текущего периода в рамках рассматриваемого вопроса:

высокая степень взаимосвязи динамики по механизмам осуществления денежно-кредитного регулирования и динамики процессов в экономике РФ позволяет говорить об увеличивающейся действенностью мер принимаемых ЦБ в данной области;

следует отметить более решительный переход в политике Банка России от административно-командных к рыночным методам регулирования;

сочетание мер принимаемые ЦБ в области валютной политики и в области дисконтной политики по национальной валюте позволили добиться определенных успехов в процессе обеспечения устойчивости рубля, повышения размеров золотовалютных резервов;

сложившаяся динамика макроэкономических показателей свидетельствует об адекватности денежно-кредитной политики, способствующей достижению запланированного уровня инфляции при наиболее полной реализации потенциала экономического роста.

Однако, следует отметить, что на фоне неопределенности ситуации на внешнем рынке с ценами на нефть и с реструктуризацией внешнего долга России дальнейшая динамика событий в этих областях, судя по всему, будет в будущем, определять действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования, и накладывать определенные ограничения в выборе им тех или иных механизмов действия.

В рамках поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. рассмотрены общие концепции денежно-кредитной политики в России, в частности основная роль Центрального Банка Российской Федерации;

2. проанализировано текущее состояние денежно-кредитного регулирования в России;

3. изучены перспективы развития денежно-кредитной политики в России.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (с изменениями от 03.06.2006г)

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства РФ с изменениями от 26.10.2005г)

3. Федеральный закон "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в ред. Федеральных законов от 26.04.2005 N 65-ФЗ,.

4. Денежно-кредитная политика - 2006 // Деньги и кредит. №12, 2005 г.

5. Банковское дело. Под ред.В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. М., "Финансы и статистика", 2005 г. - 265с.

6. Большой экономический словарь / под ред. Азрилияна А.Н. - 3-е изд. Стереотип. - М.: Институт новой экономики, 2001-864с.

7. Бочаров В.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2002. - 240с.

8. Долан Э. Дж., Д.Е. Линдсей. Макроэкономика. С-Пб, "Литера плюс", 2006г. - 457с.

9. Ковалева А.М. Финансы и кредит: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 512с.

10. Материалы X съезда АРБ // Деньги и кредит. №6, 2004 г.

11. Моисеев С.Р. Анализ эффективности валютных интервенций Банка России // Банковское дело. №11, 2005 г.

12. Пономарев Ю.В. Российские банки в международном сообществе // Деньги и кредит. №8, 2005г.

13. Рушайло П. Плати туда, не знают куда // Коммерсант +деньги. №46 (299) от 22 ноября 2004 г.

14. Саркисянц А.Г. О состоянии банковской системы и возможных направлениях ее реформирования // Банковское дело. №9, 2005 г.

15. Тенденции экономического развития России в первом полугодии 2006 года // Деньги и кредит. №7, 2006 г.

16. Турбанов А.В. Реструктуризация банковской системы: цели, инструменты, результаты // Банковское дело. №8, 2004 г.

17. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. Дробозиной. М., "Финансы", издательское объединение "Юнити", 2003 г. - 452с.

18. Френкель А.А. Прогноз социально-экономического развития России на 2006 год // Банковское дело. №3, 2006 г.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.