Денежно-кредитная политика Центрального Банка Российской Федерации
анк России независим
в пределах выполнения своих пол
номочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права
вмешиваться в его деятель
ность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.Банк России несет ответс
твенность в порядке, установлен
ном федеральными законами.Он имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых
актов федеральных органов госу
дарственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Ба
нка России, которые получают со
ответствующую доверенность в установленном порядке.Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кр
едитной системой, а с другой -
юридическим лицом и может совершать гражданско-прав
овые сделки с российскими и ино
странными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.Таким образом, в рамках своей правоспособност
и ЦБ РФ наделен правом осуществ
лять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредит
ными организациями, Правительст
вом РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органам
и местного самоуправления, госу
дарственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими. Банк России не вправе осуществлять бан-ковские операции с юрид
ическими лицами, не имеющими ли
цензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе.Банк России имеет право представлять кредиты на срок не более одного года, обеспечением для которых могут выступать:
- золото и другие драгоценные металлы в различной форме;
- иностранная валюта;
- векселя в российской и иностранной валюте со сроком погашения до шести месяцев;
- государственные ценные бумаги. Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов ЦБ РФ, определяются Советом директоров Банка России. Обеспечением кредитов ЦБ РФ могут выступать и другие ценности, а также гарантии и поручительства, устанавливаемые Советом директоров. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России обслуживает банковские счета для учета бюджетных средств и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (ст. 155, п. 2.3).Целями деятельности Банка России как органа управлений кредитно-денежной системы являются: * защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способн
ости и курса по отношению к ино
странным валютам; * развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; * обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.В соответствии с целями, поставленными перед Центральным банком РФ, можно выделить и его основные задачи, хотя в Законе РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) они не указаны. К основным задачам ЦБ РФ можно отнести следующие;* активное участие в ра
зработке денежно-кредитной и фи
нансово-бюджетной политики Правительства РФ; * всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране;* сокращение бюджетного дефицита;* поддержание стабильного денежного обращения;* обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты; * обеспечение государственного фонда валютных резервов;* расширение кредитования коммерческих банков, в основ-ном за счет ресурсов эмиссионного фонда;* расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей;* максимальное испол
ьзование методов денежно-кредит
ного управления банковской системой.Исходя из поставленных целей, Банк России выполня
ет сле
дующие функции:* во взаимодейст
вии с Правительством РФ разраба
тывает и проводит единую государстве
нную кредитную политику, направ
ленную на защиту и обеспече-ние устойчивости рубля;
* монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;* является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;* устанавливает правила
осуществления расчетов в Россий
ской Федерации;* устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;* осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзыв
ает лицензии кредитных организа
ций и организаций, занимающихся их аудитом;* осуществляет надзор за деятельностью кредитных орг
ани
заций;* регистрирует эмиссию
ценных бумаг кредитными органи
зациями в соответствии с федеральными законами;* осуществляет самост
оятельно или по поручению Прави
тельства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;* осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;* определяет порядок ра
счетов с иностранными государст
вами;
* организует и осуществляет валютный контроль как непо
средственно, так и через уполномоченные банки;* участвует в разработке прогноза платежного баланса Рос-сийской Федерации и орган
изует составление платежного ба
ланса России, и т.д.Для реализации своих функ
ций Банк России участвует в раз
работке экономической политики Правительства РФ. Председа-тель Банка России или по его
поручению один из его заместите
лей участвует в заседаниях
Правительства РФ. Министр финан
сов РФ и министр экономики Российской Федерации или по их поручению по одному из их за
местителей участвуют в заседани
ях Совета директоров с правом совещательного голоса.Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях,
имеющих общегосударственное зна
чение, координируют свою по
литику, проводят регулярные кон
сультации.Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. В целях совершенствования денежно-кредитной системы Российской Федерации при Банке России создается Национальный банковский совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов.Председателем Национального банковского совета является Председатель Банка России. В состав Национального банковского совета входят по два представителя от палат Федерального Собрания РФ, по одному представителю от Президента РФ и Правительства РФ, а также министр финансов и министр экономики Российской Федерации. Остальные члены Национального банковского совета назначаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. Численность Национального банковского совета не должна превышать 15 человек. Заседания Национального банковского совета не реже чем один раз в три месяца. Национальный банковский совет выполняет следующие функции:
- рассматривает концепцию совершенствования банковской системы Российской Федерации;
- рассматривает проекты основных направлений единой государственной денежно-кре
дитной политики, политики валют
ного
регулирования и
валютн
ого контроля, дает по ним заклю
чения и анализирует итоги их выполнения;
- осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела;
- рассматривает наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций;
- участвует в разработке основных принципов организации системы расчетов в Российской Федерации.Банк России выполняет функцию «банка банков» и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными о
рганизациями банковского законо
дательства и установленных им нормативных актов.Главная цель банковского
регулирования и надзора заключа
ется в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кре
диторов. Банк России не вмешива
ется в оперативную деятельнос
ть кредитных организаций, за ис
ключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. Регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними ЦБР осуществляет по следующим направлениям:* регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций;
определение лимитов открытой ва
лютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;* открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резе
рвов кредитных организаций, при
нятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;* кредитование кредитных организаций;* управление ликвидностью банковской системы путем по-купки и продажи банкам государственных ценных бумаг; в 1996 г. ЦБ РФ ввел новый инструмент регулиров
ания банковской
ликвидности
операции типа репо.В целях воздействия на ликвидность банковской системы ЦБ РФ рефинансирует банки пу
тем представления им краткосроч
ных
кредитов и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов:
* регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организа
ций;* установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерско
го учета, составления бухгалтер
ской и статистической отчетности кредитных организаций;* регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций (осуществляет к
онтроль за законностью и целесо
образностью создания банко
в и небанковских кредитных орга
низаций, подобный контроль осуществляется в пр
оцессе рас
смотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право совершения банковских операций в рублях и в иностранной валюте);* надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, проверка деятельности кредитных организаций.Таким образом, для креди
тных организаций Банк России ус
танавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставлени
я бухгалтер
ской и статистической отчетн
ости. В целях обеспечения устой
чивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.В этих полномочиях Банк
а России проявляются его коорди
нирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные территориальные управления Банка России, я
вляющие
ся его филиалами.Банк России в соответствии с законодательством является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого фу
нкционирования кредитных органи
заций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов
и предписаний Банка России, не
предоставления информации или предоставления неполной или недостоверной информации
Банк России имеет право потребо
вать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию. Взаимодействуя с креди
тными организациями, их ассоциа
циями и союзами, Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативног
о характера. Кроме того, он рас
сматривает предложения п
о вопросам регулирования банков
ской деятельности.Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представитель
ных и исполнительных органов го
сударственной власти, органов
местного самоуправления, их уч
реждений и организаций, г
осударственных внебюджетных фон
дов, воинских частей, вое
ннослужащих, служащих Банка Рос
сии, а также иных лиц в сл
учаях, предусмотренных федераль
ными законами.Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являю-щихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.Банк России не имеет права:* осуществлять банковские операции с юридическими ли-цами, не имеющими лицензии на проведение банковских опе-раций, и физическими лицами, за исключением случаев, преду-смотренных в ст. 47 Федерального закона «О Центральном бан-ке Российской Федерации (Банке России)»;* приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7 и 8 указанного Федерального закона;* осуществлять операции с недвижимостью, за исключени-ем случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка Рос-сии, его предприятий, учреждений и организаций;* заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным зако-ном «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке Рос
сии)»;* пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению Совета директоров.Банк России не вправе предоставлять креди
ты Правительст
ву РФ для финансирования б
юджетного дефицита, покупать го
сударственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, к
огда это предусматривается феде
ральным законом о федеральном бюджете.Банк России не вправе пред
оставлять кредиты на финанси
рование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации,местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов
.Банк России несет ответственность в порядке, установлен
ном федеральными законами.Средства федерального б
юджета и государственных внебюд
жетных фондов хранятся в
Банке России, если иное не уста
новлено федеральными законами.Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции с ф
едеральным бюджетом и государст
венными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Российской Федерации и ме
стными бюджетами, а также опера
ции по обслуживанию государ
ственного долга и операции с зо
лотовалютными резервами Российской Федерации.Полномочия Банка Росс
ии по обслуживанию государствен
ного долга определяются федеральными законами.Банк России и Министерство финансов РФ в необходимых случаях заключают соглашен
ия о проведении указанных опера
ций по поручению Правительства РФ.Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего ф
едерального закона. Закон о лик
видации Банка России определяет и порядок использования его имущества.
3.2 Состояние и перспективы развития денежно-кредитной системы в России.
Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. №86-Ф3:- официальной денежной единицей в нашей стране является рубль;- соотношение между рублем и золотом Законом не установлено, а курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ;- исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России, он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране;- видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлическая монета, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагам, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах ЦБ РФ;- образцы банкнот и монет утверждаются Банком России;- на территории России функционируют наличные деньги и безналичные деньги.В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязательства:- прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;- установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;- установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;- определение порядка ведения кассовых операций.С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 25 марта 1997 г.Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов: изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке.Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций и предприятий в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.Резервные фонды денежных билетов и монет
-
это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка. Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено, т.к. у них имеются операционные кассы. С июня 1997 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц, а также со счетов по вкладам граждан.Центробанк РФ «пересчитал» рублевые банкноты, находившиеся в обращении на 1 июля 2006 г. При этом доля 1000-рублевых купюр равна 22%, 500-рублевых - 54%, достоинством 100 рублей - 18,5%, 50 рублей - 4,5%, 5 и 10 рублей -1% .ЦБ РФ проинформировал об увеличении на 9,3% денежной массы в России за первые шесть месяцев текущего года до 1,75 трлн. руб. При этом прирост безналичных средств составил 8,5% (до 1,11 трлн. руб.), наличных 10,5% (до 0,64 трлн. руб.).В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".
В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005-
2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования. Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную пе
рспективу (2005-
2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимущ
еств. На следующем этапе (2009-
2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках. На рубеже XXI века Россия как суверенное и независимое государство соз-дало основные институты рыночной экономики, в том числе центральный банк как субъект денежно-кредитного регулирования. С помощью активной, подчас жесткой
денежно-кредитной политики цент
рального банка государству в начальные годы XXI века удалось сформировать определенные тенденции денежно-кредитного регулирования.Тенденция повышения привлекательности национальной валюты явилась следствием того, что под влиянием глубокой трансформации в российской экономике задачи денежного оборота значительно изменились и требовалось их кардинальное решение.Обеспечение свободного перелива капитала и введение новых денег для удовлетворения необходимых потребносте
й экономики (обслуживаемых преи
мущественно рыночными отношениями), функционирование денежного оборота в рамках прогнозного планирования и в условиях существования различных форм собственности начало осуществляться при высокой степени децентрализации и тесной связи безналичного и наличного денежного оборота.Укрепление номинального курса национальной денежной единицы в 2006 г. стало важным сигналом участникам денежного рын
ка для пересмотра своих инвести
ционных портфелей, а
участникам денежного оборота - для применения мер опти
мизации инвестиционных портфелей.В условиях увеличения денежного предложения ужесточаются меры по регулированию денежного оборота в завис
имости от состояния платеж
ного баланса и государственного бюджета страны. Существенное значение имеет рост удельного веса «длинных» денег в структуре денежной массы, что оказывает понижательное воздейст
вие на динамику скорости обраще
ния. Постепенное усиление монетизации экономики выступает как фактор, способствующий снижению скорости обращения денег. Формирование способности адекватной
реакции субъектов производствен
ного сектора экономики во многом зависит от поведения центрального банка и его кредитной политики. Повышение меры ответственности центрального банка за конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, т.е. выяснение положе-ния дел в реальном секторе экономики и защита национального производителя, способствует закреплению данной тенденции.
Страницы: 1, 2, 3, 4