бесплатно рефераты
 

Банковский вклад. Система страхования физических лиц

ведение принципа ограничительного характера выплат возмещения по вкладам позволяет отнести отечественную систему страхования вкладов к системам с ограниченной компенсацией. Отличия между системами с полной и частичной компенсацией заключаются в том, что в первом случае гарантируется весь вклад независимо от его суммы, а во втором - лишь его часть в пределах определенной максимальной суммы.

Наконец, наличие принципа максимальной скорости выплаты страхового возмещения обусловлено тем, что способность системы страхования вкладов предотвращать массовое изъятие средств из банков в значительной мере зависит от сроков, в течение которых владельцы депозитов получают возможность воспользоваться своими средствами. В международной практике оптимальным сроком являются 30 дней с момента наступления страхового случая. Считается, что при более длительных сроках выплат может произойти подрыв доверия к системе страхования и возникнуть паника среди населения.

Участниками системы страхования вкладов являются: вкладчики, признаваемые выгодоприобретателями; банки, внесенные в реестр банков, признаваемые страхователями; Агентство по страхованию вкладов, признаваемое страховщиком; Банк России.

Таким образом, банк-страхователь, являющийся участником системы страхования вкладов, фактически вступает в правоотношения по обязательному страхованию с агентством-страховщиком в пользу своих вкладчиков-выгодоприобретателей. Важно также подчеркнуть, что вкладчик является не только выгодоприобретателем, но и одновременно застрахованным лицом (т.е. лицом, чьи интересы страхуются). Интерес вкладчика состоит в сохранности денежных средств, размещенных во вклад, и получении дохода в виде процентов. Защита указанных интересов сводится к обеспечению выплаты вкладчику возмещения по вкладу (страхового возмещения) при наступлении указанного Законом о страховании вкладов страхового случая в пределах определенных сумм.

В соответствии со ст.5 Закона о страховании вкладов страхованию подлежат все вклады физических лиц, внесенные в банки РФ, за исключением следующих групп денежных средств:

размещенные на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;

размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатами (или) сберегательной книжкой на предъявителя;

переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;

размещенные во вклады в находящихся за пределами территории РФ филиалах банков РФ.

Страхование вкладов осуществляется в силу Закона о страховании вкладов и не требует заключения договора страхования.

4. Организационные и финансовые основы страхования вкладов

В рамках организационных основ системы страхования вкладов действующее законодательство устанавливает порядок взаимодействия Агентства по страхованию вкладов (АСВ), органов государственной власти, Банка России и кредитных организаций.

Взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и Банка России по отношению к АСВ строится на основе принципа невмешательства, в соответствии с которым вышеуказанные органы не имеют права вмешиваться в деятельность Агентства по реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий.

Отношения Банка России и Агентства основаны в первую очередь на взаимном информировании друг друга по вопросам осуществления мероприятий по страхованию вкладов.

С указанной целью Банк России направляет в Агентство отчетность банков и иную необходимую информацию, в частности:

о выдаче банку разрешения (лицензии) Банка России;

о принятии решения о проведении проверки банка по предложению Агентства;

о применении Банком России к банку мер ответственности в виде

наложения запрета (ограничений) на привлечение вкладов граждан, назначении временной администрации по управлению кредитной организацией, об отзыве (аннулировании), а также о замене лицензии Банка России;

о реорганизации банка;

о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов.

В свою очередь Агентство:

информирует Банк России о внесении банка в реестр банков и об исключении банка из указанного реестра; об изменении ставки страховых взносов;

обращается в Банк России с предложениями о проведении проверки банка Банком России; о применении Банком России к банку мер ответственности, предусмотренных федеральными законами, с приложением документов, обосновывающих необходимость применения указанных мер.

Взаимоотношения Агентства и банков осуществляются по следующим направлениям.

Агентство ставит банк на учет в системе страхования вкладов путем внесения его в реестр банков на основании уведомления Банка России о выдаче банку разрешения Банка России. Порядок ведения реестра банков установлен решением правления АСВ от 19 февраля 2004 г.

В соответствии с указанным Порядком под реестром понимается перечень банков, состоящих на учете в системе обязательного страхования вкладов.

Банк вносится в реестр на основании уведомления Банка России о выдаче банку лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц. Внесение банка в реестр осуществляется в день получения Указанного уведомления Банка России. Если банк уже имеет лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие и ведение банковских счетов физических лиц на день вступления в силу Закона о страховании вкладов, он вносится в реестр на основании уведомления Банка России о вынесении им положительного заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов. Внесение данного банка в реестр осуществляется не позднее следующего рабочего дня со дня получения сказанного уведомления Банка России.

Банк исключается из реестра в случаях:

отзыва (аннулирования) лицензии Банка России и завершения Агентством процедуры выплаты возмещения по вкладам, установленной федеральным законом;

прекращения права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц в связи с заменой лицензии Банка России и исполнения банком своих обязательств перед вкладчиками;

прекращения деятельности банка в связи с его реорганизацией.

Решение о включении банка в реестр и об исключении банка из реестра принимается правлением АСВ.

Действующим законодательством предусмотрено введение Банком России запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц в случае выявления по данным отчетности и (или) результатам проверки Банка России несоответствия банка, состоящего на учете в системе страхования вкладов, хотя бы одному из предъявляемых требований в течение трех месяцев подряд; а также признания банка отказавшимся от участия в системе страхования вкладов и при иных обстоятельствах. Запрет вводится предписанием Банка России и направляется банку заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Отказ банка от участия в системе страхования вкладов или его несоответствие требованиям к участию в данной системе влечет признание утратившей силу имеющейся у банка лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте или генеральной лицензии.

Банки на основании мотивированного запроса Агентства должны представлять последнему разъяснения, касающиеся информации об уплате банками страховых взносов, о ведении учета и формировании реестра обязательств банка перед вкладчиками, об обязательствах вкладчика перед банком, исполнении банком иных обязанностей.

Банк, в отношении которого наступил страховой случай также должен предоставлять Агентству информацию, составляющую служебную, коммерческую и банковскую тайну банка.

Агентство осуществляет комплекс действий, направленных на возмещение сумм вкладов при наступлении в банке страхового случая, принимает участие в проверках банков по вопросам, касающимся объема и структуры обязательств банков перед вкладчиками, уплаты страховых взносов, а также исполнения банками иных обязанностей по страхованию вкладов.

Финансовую основу системы страхования вкладов составляет Фонд обязательного страхования вкладов (фонд), принадлежащий Агентству на праве собственности и предназначенный для финансирования выплаты возмещения по вкладам.

Фонд представляет собой совокупность денежных средств и иного имущества, которые формируются и используются в целях страхования вкладов. К числу характерных особенностей относятся следующие:

фонд обособляется от иного имущества Агентства; соответственно, по фонду ведется обособленный учет;

денежные средства фонда учитываются на специально открываемом счете Агентства в Банке России;

на фонд не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, банков, иных третьих лиц, а также Агентства, за исключением случаев, когда обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам.

Фонд обязательного страхования вкладов формируется за счет:

страховых взносов, являющихся едиными для всех банков и подлежащих уплате ими со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков;

пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов;

денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

средств федерального бюджета;

доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда;

первоначального имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства;

других доходов, не запрещенных законодательством.

Временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов могут быть размещены и (или) инвестированы на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых Агентством финансовых инструментов:

в государственные ценные бумаги РФ и субъектов Федерации;

в облигации российских эмитентов;

в акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих денежные средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

в ипотечные ценные бумаги;

в ценные бумаги государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития;

в депозиты и ценные бумаги Банка России.

Размещение временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов в ценные бумаги разрешается, если

они обращаются на рынке ценных бумаг или специально выпущены Правительством РФ для размещения денежных средств институциональных инвесторов - для государственных ценных бумаг РФ;

они обращаются на организованном рынке ценных бумаг и отвечают критериям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам, - для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, облигаций российских эмитентов; акций российских эмитентов, созданных в форме акционерных обществ; ипотечных ценных бумаг.

Финансовые инструменты, приобретаемые за счет денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, являются его неотъемлемой частью и отражаются на балансе, на котором учитывается этот фонд.

Финансовая устойчивость системы страхования вкладов обеспечивается также имуществом Агентства и средствами федерального бюджета. В этих целях федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливаются право Правительства РФ выдавать беспроцентные бюджетные ссуды и осуществлять заимствования, предельный объем указанных заимствований, а также предельный объем соответствующих расходов федерального бюджета.

В целях восстановления фонда обязательного страхования вкладов совет директоров Агентства вправе также устанавливать повышенную ставку страховых взносов.

5. Порядок и условия выплаты возмещения по вкладам

В соответствии со статьей 7 Закона о страховании вкладов вкладчики обладают комплексом прав на получение выплат по вкладам, в частности:

получать возмещение по вкладам;

сообщать в Агентство о фактах задержки банком исполнения обязательств по вкладам;

получать от банка, в котором они размещают вклад, и от Агентства информацию об участии банка в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам.

Право требования вкладчика на возмещение по вкладам возникает со дня наступления страхового случая. К числу предусмотренных законом о страховании вкладов страховых случаев относится наступление следующих событий:

отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций;

введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Соответственно страховой случай считается наступившим со дня вступления в силу акта Банка России об отмене (аннулировании) у банка лицензии Банка России либо акта Банка России о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Со дня наступления страхового случая до дня завершения конкурсного производства либо до дня окончания действия моратория вкладчик либо его представитель вправе обратиться в Агентство по страхованию вкладов с требованием о выплате возмещения по вкладам.

Пропущенный вкладчиком срок для обращения с требованием о возмещении по вкладам может быть восстановлен решением правления Агентства при наличии одного из следующих обстоятельств:

если обращению вкладчика с требованием о выплате возмещения по вкладам препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство, т.е. при возникновении обстоятельств, за которые вкладчик не отвечает (например, стихийные бедствия);

если вкладчик проходил (проходит) военную службу по призыву или находился (находится) в составе Вооруженных Сил РФ (других войск, воинских формирований, органов), переведенных на военное положение, - на период такой службы (военного положения);

если причина пропуска указанного срока тесно связана непосредственно с личностью вкладчика (в том числе с его тяжелой болезнью, беспомощным состоянием).

Решение правления Агентства об отказе в восстановлении пропущенного срока для обращения с требованием о выплате возмещения по вкладам может быть обжаловано вкладчиком в суд.

При обращении в Агентство с требованием о выплате возмещения по вкладам вкладчик представляет:

заявление по форме, определенной Агентством;

документ, удостоверяющий его личность.

Если с требованием о выплате возмещения по вкладам в Агентство обращается не сам вкладчик, а его представитель, то помимо вышеуказанных документов он обязан представить нотариально заверенную доверенность от вкладчика, подтверждающую его право действовать в интересах и от имени доверителя (вкладчика).

В течение 7 дней со дня получения из банка, в отношении которого наступил страховой случай, реестра обязательств банка перед вкладчиками Агентство направляет в этот банк, а также для опубликования в "Вестник Банка России" и печатный орган по месту расположения этого банка сообщение о месте, времени, форме и порядке приема заявлений вкладчиков о выплате возмещения по вкладам. В течение месяца со дня получения из банка реестра обязательств банка перед вкладчиками Агентство направляет также соответствующее сообщение вкладчикам банка, в отношении которого. наступил страховой случай.

Возмещение по вкладам выплачивается Агентством в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками, формируемым банком, в отношении которого наступил страховой случай, в течение трех дней со дня представления вкладчиком в Агентство вышеуказанных документов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая.

В соответствии со ст.11 Закона о страховании вкладов возмещение выплачивается вкладчику в размере 100% суммы вкладов в банке на конец дня наступления страхового случая, но не более 700 тыс. руб. (часть вторая в ред. Федерального закона от 13.10.2008 N 174-ФЗ)

Если вкладчик имеет несколько вкладов в одном банке, суммарный размер обязательств банка по которым превышает 700 тыс. руб., возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам; если страховой случай наступил в отношении нескольких банков, в которых вкладчик имеет вклады, размер страхового возмещения исчисляется в отношении каждого банка отдельно.

При несогласии вкладчика с размером возмещения Агентство предлагает вкладчику представить дополнительные документы, подтверждающие обоснованность его требований, и направляет их в банк для рассмотрения. Подтверждающими документами могут быть копия договора банковского вклада, сберегательная книжка либо другой документ, подтверждающий заключение договора вклада и сумму вклада. Документами, подтверждающими зачисление средств на счет вкладчика по вкладу и, соответственно, списание таких средств могут являться корешки от расчетных документов с отметками банка о выплатах. Банк рассматривает представленные документы в течение 10 дней. По итогам рассмотрения банк, обязан направить в Агентство сообщение о результатах рассмотрения и в случае справедливости заявленных вкладчиком претензий внести изменения в реестр обязательств банка перед вкладчиками. После согласования с Агентством указанная сумма выплачивается вкладчику. Если же требования вкладчика не были удовлетворены банком и, соответственно, Агентством, вкладчик имеет право обратиться в суд с иском об установлении состава и размера соответствующих требований, а также подлежащего выплате возмещения по вкладам.

При выплате возмещения по вкладам Агентство представляет вкладчику справку о выплаченных суммах и вкладах, по которым осуществлялось возмещение, и направляет ее копию в банк.

Выплата возмещения по вкладам может осуществляться по заявлению вкладчика как наличными денежными средствами, так и путем перечисления денежных средств на счет в банке, указанный вкладчиком.

Выплата возмещения по вкладам производится в валюте Российской Федерации.

После выплаты возмещения к Агентству переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое вкладчик имел к банку (суброгация - ст.965 ГК), которое удовлетворяется уже в ходе конкурсного производства в первой очереди кредиторов.

Таким образом, после выплаты Агентством возмещения по вкладам уполномоченный орган принимает меры по взысканию с банка сумм задолженности перед Агентством, на которые оно получило право. Сумма взысканной задолженности подлежит зачислению в фонд обязательного страхования вкладов.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, представляющим в делах о банкротстве банков права требования к банку, перешедшие к АСВ в результате выплаты страхового возмещения по вкладам, является Федеральная налоговая служба.

6. Выплаты Банка России при банкротстве банков, не участвующих в системе страхования вкладов

Ситуация, сложившаяся в отечественном банковском секторе в начале лета 2004 г., связанная с отзывом лицензий у ряда банков, спровоцировала волну изъятий вкладов вкладчиками других банков, потребовала решительных мер для стабилизации обстановки. Одна из них - разработка и принятие Федерального закона от 29 июля 2004г. "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (Закон о выплатах Банка России).

Суть Закона сводится к введению института выплат Банка России по вкладам в части сумм, не погашенных в ходе осуществляемых в соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций предварительных выплат кредиторам первой очереди, т.е. выплаты Банка России носят дополнительный характер. Согласно ст.5 Закона о выплатах Банка России для принятия Банком России решения об осуществлении выплат необходимо одновременное наличие двух условий:

вынесение арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом;

истечение установленного Законом о банкротстве кредитных организаций срока для предварительных выплат кредиторам первой очереди.

Приведенный юридический состав значительно отличается от состава страхового случая, закрепленного в ст.8 Закона о страховании вкладов, с наступлением которого у вкладчика банка, участвующего в системе страхования вкладов, возникает право на возмещение по вкладам по следующим параметрам:

состав страхового случая сформулирован как альтернативный, т.е. для признания его наступившим достаточно наличия только одного элемента из двух, что более приемлемо для вкладчиков банков, застраховавших вклады физических лиц;

в отличие от Закона о выплатах Банка России, Закон о страховании вкладов предусматривает право на получение страхового возмещения на более ранних стадиях - до признания кредитной организации банкротом;

по Закону о страховании вкладов вкладчик имеет право обратиться с требованием о выплате возмещения уже со дня наступления страхового случая, в то время как Законом о выплатах Банка России указанный срок для обращения вкладчиков минимально определен в 40 дней после наступления обстоятельств, указанных в ст.5 этого Закона (10 дней - для направления конкурсным управляющим в Банк России реестра требований кредиторов первой очереди для целей предварительных выплат; 30 дней - для публикации Банком России объявления о дате начала и окончания выплат и иных сведений, предусмотренных ч.1 ст.7 Закона о выплатах Банка России).

В соответствии с требованиями Закона о выплатах Банка России выплаты Банка России осуществляются по вкладу (вкладам), в размере, порядке и при наличии условий, установленных данным Законом, за исключением следующих денежных средств:

размещенных на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;

размещенных физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;

переданных физическими лицами в доверительное управление;

размещенных во вклады в находящихся за пределами территории РФ филиалах банков РФ.

Таким образом, данным Законом и Законом о страховании абсолютно идентично определяются размер производимых Банком России выплат (максимальная сумма - 700 тыс. руб. по каждому банку с учетом осуществленных предварительных выплат кредиторам первой очереди (ч.1-2 ст.6).

Прием от вкладчиков заявлений о выплатах и иных необходимых документов, а также получение выплат производятся не в Банке России непосредственно или его территориальных учреждениях, а в банках-агентах, которые действуют от имени Банка России и за его счет. Это обусловлено тем, что по общему правилу, закрепленному в п.1 ст.49 Закона о Банке России, ЦБ РФ не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на банковские операции, и физическими лицами. Исключения указаны в ст.48 Закона о Банке России, в соответствии с которой Банк России вправе осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Выплаты Банком России не осуществляются в следующих случаях:

непредставление вкладчиком документов заявления об осуществлении выплаты Банка России; документов, удостоверяющих личность либо нотариально заверенной доверенности в случае обращения с заявлением на выплаты представителя вкладчика;

отсутствие в представленных конкурсным управляющим документах и сведениях информации о вкладчике. Необходимая информация о вкладчике предоставляется конкурсным управляющим в Банк России в составе отчета о предварительных выплатах кредиторам первой очереди, в реестре требований кредиторов первой очереди для целей предварительных выплат и иных документах.

Об отказе в выплате банк-агент обязан в течение 5 дней со дня принятия решения направить уведомление заявителю, которое может быть обжаловано в суд общей юрисдикции в течение 30 дней со дня его направления.

После осуществления банком-агентом выплат по вкладам к Банку России переходят права требования вкладчиков к признанному банкротом банку в пределах средств, фактически выплаченных банком-агентом. В ходе конкурсного производства требования, перешедшие к Банку России в результате выплат, учитываются и удовлетворяются в первой очереди кредиторов (аналогичная процедура предусмотрена для АСВ Законом о страховании вкладов). Неудовлетворенные требования относятся на счет убытков Банка России.

Следовательно, с вступлением Закона о выплатах Банка России в силу на вкладчиков банков, не прошедших процедуру включения в систему страхования вкладов, распространяются гарантии возмещения по вкладам, в значительной степени аналогичные предусмотренным Законом о страховании вкладов.

Заключение

Необходимость страхования вкладов обусловлена факторами, связанными с поддержанием стабильности кредитной системы, доверия к ней со стороны вкладчиков, снижением социальной напряженности в обществе. Только эффективная, организационно структурированная система страхования вкладов может обеспечить регулирование потоков денежных средств населения в виде вкладов в банках и в виде выплат при наступлении страхового случая из фонда страхования вкладов, что делает ее действенным инструментом государственной экономической политики.

В целях эффективной защиты интересов вкладчиков, укрепления доверия к кредитной системе страны в целом, снижения морального риска была разработана законодательная основа механизма страхования вкладов, предусмотренная Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Особенности современного периода экономического развития России были приняты во внимание отечественными экономистами при разработке основных принципов системы страхования вкладов. Так, важнейшими Из них являются: обязательное участие в ней банков, осуществляющих свою деятельность на территории страны и привлекающих во вклады средства физических лиц; снижение рисков наступления неблагоприятных для вкладчиков последствий в случае неисполнения банками своих обязательств в результате банкротств; прозрачность деятельности системы страхования вкладов; накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов.

Важным моментом при построении системы страхования вкладов является управление рисками, наиболее распространенным среди которых является моральный риск, а также совершенствование надзора за деятельностью банков со стороны как государства, так и самих банков.

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс

2. Федеральный закон РФ от 2 декабря 1990г. №395-1 "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 28.02.2009 N 28-ФЗ)

3. Федеральный закон от 23 декабря 2003г. №177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

4. Федеральный закон от 29 июля 2004г. №96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"

5. Алексеева Д.Г. Банковское право: учебник / Д.Г. Алексеева, С.В. Пыхтин, Е.Г. Хоменко. - М.: Юрист, 2005. - 525с.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.