бесплатно рефераты
 

Банковская система России в современных условиях

p align="left">Управление по правовым вопросам обеспечивает использование правовых средств для укрепления финансового положения коммерческого банка, осуществляет защиту прав и интересов банка во взаимоотношениях с органами государственной власти и управления, клиентами, другими юридическими и физическими лицами, оказывает правовую помощь совету и правлению банка.

Управление кредитования обеспечивает всю кредитную деятельность коммерческого банка. Оно органически связано с другими подразделениями - управлением по правовым вопросам, управлением бухгалтерского учета и др.

Фондовый центр обеспечивает получение прибыли от операций с ценными бумагами, недвижимостью, драгоценными металлами, камнями. Также он реализует интересы банка на рынке ценных бумаг и валютном рынке.

Бухгалтерия осуществляет бухгалтерский учет, в котором непрерывно отражаются все операции коммерческого банка в денежной форме. При этом используются бухгалтерский баланс, документация, счета. По результатам бухгалтерского учета бухгалтерия составляет финансовую отчетность, характеризующую состояние средств и финансовой деятельности банка за определенный период, включающую баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.

Помимо этого организационно-функциональная структура коммерческого банка обычно включает в себя одно или несколько операционных управлений, включая отдел расчетных операций, подразделения по обслуживанию населения, операционную кассу, группу инкассо, управление корреспондентских отношений и валютных операций, расчетный центр, управление пластиковых карт, управление денежного обращения, депозитарий, службу безопасности, хозяйственное управление по работе с недвижимостью, филиалы, отделения банка, дополнительные офисы. Каждое управление возглавляет начальник управления, находящийся в подчинении вице-президента банка.

Тенденции развития банковской системы в России ведут к тому, что кредитные организации становятся со временем сложными структурами. Растет перечень предлагаемых услуг, появляются новые схемы кредитования. В практику развития банковского бизнеса ежедневно внедряются все новые и новые схемы расчетов векселями и схемы вексельного кредитования, появляются новые структурные подразделения.

§ 3. Операции коммерческих банков

Классическими операциями для банка являются: осуществление денежных расчетов, пассивные и активные операции. Денежные расчеты в рамках национальной экономики могут иметь наличную и безналичную форму. При безналичной форме расчетов проводятся записи по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Естественно, что широкому распространению такой формы денежных расчетов может способствовать только разветвленная сеть банков. Государство заинтересовано в организации и развитии безналичной формы расчетов, поскольку последняя приводит к существенной экономии издержек обращения и облегчает изучение и регулирование макроэкономических процессов. Безналичные расчеты осуществляются по банковским счетам, которые открываются клиентами для хранения и перевода средств после предоставления соответствующих документов. Банковские счета могут быть расчетные, текущие, депозитные и валютные.

Традиционно банк рассматривается как учреждение, которое принимает вклады и выдает ссуды. Эти операции относятся либо к пассивным (по мобилизации средств), либо к активным (по размещению средств). Результатом проведения пассивных операций банка является формирование банковских ресурсов, которые отражаются в пассиве баланса банка. Источниками банковских ресурсов могут быть собственные, заемные и привлеченные средства. Основным источником формирования банковских ресурсов являются вклады клиентов, которые могут быть до востребования, срочные, условные. К пассивным операциям коммерческого банка относятся кредиты, полученные от других банков, за счет которых образуются заемные кредитные ресурсы коммерческого банка. Источником кредитных ресурсов могут быть и кредиты Центрального банка России как кредитора «в последней инстанции».

Активные операции коммерческого банка - это операции, связанные с размещением привлеченного капитала. К ним относятся кредитные, факторинговые, лизинговые и другие операции. Кредитование предприятий и населения относится к традиционным видам банковских услуг. Не случайно банк называют «кредитным предприятием». Классификация банковских кредитов осуществляется по нескольким критериям: в зависимости от получателя, целей, сроков, обеспеченности и т.д. Ссудные операции являются наиболее доходной статьей банковского бизнеса, но в каждой кредитной сделке для кредитора присутствует элемент риска: возможность невозврата ссуды, неуплаты процентов, нарушение сроков возврата кредита. Наличие такого риска, его зависимость от различных факторов, связанных с деятельностью заемщика, предполагает осуществление банком обоснованной оценки кредитоспособности заемщика.

Традиционное представление о банке сводится к тому, что банк рассматривается как кредитный и расчетно-кассовый институт. Выполняя эти традиционные функции, банковская система опосредует процесс создания денег, эмитируя в процессе своей деятельности платежные средства.

Однако, данное представление является сегодня крайне односторонним и не соответствует современным реалиям. Значительная доля современных операций банка относится к комиссионно-посредническим операциям, по которым банки получают доход не в виде процентов, а в виде комиссионных платежей. Необходимо отметить, что в деятельности многих банков доля кредитных операций невысока. Это объясняется высокими рисками, сопровождающими кредитную операцию в ее классическом виде. Поэтому многие банки стремятся получать доходы от посреднических операций, а не рисковать капиталом банка.

Сегодня подавляющая доля предпринимателей хочет видеть банк не столько кредитным учреждением, сколько информационно-консультативным центром, ориентирующим клиентуру в тенденциях рыночной конъюнктуры и научно-технического прогресса, что привело к развитию довольно большого числа банковских операций, непосредственно не связанных с традиционными активными и пассивными операциями.

Особую группу операций составляют финансовые и биржевые услуги. Это управление пакетами акций, консультации, бюджетное и налоговое планирование, помощь в слиянии и т.п. Преобладающими являются так называемые «трастовые операции» - операции по доверительному управлению имуществом и фондовыми ценностями. Эти операции зачастую совмещаются с рядом обязательств в пользу клиента, которые берет на себя банк.

Все банковские операции подвержены риску. Риск - это стоимостное выражение вероятного события, которое может привести к убыткам. Он выражается вероятностью возникновения убытков и сокращения ресурсной базы вследствие погашения кредита. Однако чем ниже уровень риска, тем ниже вероятность получить прибыль. Банковский менеджер стремится свести к минимуму степень риска, рассматривая несколько альтернативных вариантов по размещению активов. В практической деятельности следует выбирать оптимальное соотношение между степенью риска и уровнем доходности.

В переходный период в России риски в банковском бизнесе усиливаются под воздействием кризисного состояния экономики в переходный период, незавершенности формирования банковской системы, несовершенства правовой базы выполняемых операций, инфляции, политической нестабильности.

Действия Центрального банка в части совершенствования банковского регулирования и надзора направлены на развитие содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора, то есть на определение его режима и применение при необходимости мер надзорного реагирования исходя, прежде всего из характера рисков, принятых кредитной организацией, и качества управления рисками.

Глава 5. Денежно-кредитная политика государства

§ 1. Задачи денежно-кредитной политики

На деятельности банков основана денежно-кредитная политика государства, которая является инструментом косвенного воздействия на экономику. Кредитная система тесно связана с производством, торговлей, потреблением, в том числе и с личным потреблением. Через нее идет распределение и перераспределение денежных ресурсов. Поэтому кредитная система становится фактором экономического роста.

Денежно-кредитная политика - важная форма участия государства в регулировании рыночного процесса. Роль государства в регулировании денежного рынка довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращение. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Главной задачей денежно-кредитной политики является достижение поставленных экономической политикой государства макроэкономических целей: обеспечение устойчивого роста объема производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения. Эти цели достигаются в тесном единстве средств денежно-кредитной политики со средствами, формирующими необходимые пропорции созданного ВНП, соответствующий государственный бюджет, уровень занятости и оплаты труда, внешнеэкономические приоритеты.

Мероприятия, с помощью которых достигаются эти цели, осуществляются довольно медленно, они рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. В связи с этим, денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, изменения ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п. Основным проводником денежно-кредитной политики и органом, осуществляющим денежно-кредитное регулирование, является Центральный банк.

Любое правительство обязано проводить политику, направленную на улучшение экономической ситуации в обществе. Без этого оно просто не получит поддержки в различных общественных слоях. Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования - совокупность конкретных мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынков ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Часть проблем экономики контролируется государством посредством проведения структурной, налогово-бюджетной, денежно-кредитной, внешнеэкономической политики. Остальные решаются путем рыночного саморегулирования.

Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть денежно-кредитной политики - отвечает за ее проведение. Однако она будет эффективной только в том случае, если согласованно будут работать остальные блоки. Центральный банк вынужден изменять, корректировать денежно-кредитную политику, чтоб сгладить неблагоприятное воздействие других блоков экономической политики.

§ 2. Инструменты денежно-кредитной политики

Проведение единой государственной денежно-кредитной политики - одна из важнейших функций Центрального банка России. Главной ее задачей в условиях перехода к рынку является сокращение уровня инфляции, стабилизация покупательной силы рубля и ликвидация цепочки неплатежей. Центральный банк проводит денежно-кредитную политику с помощью набора специальных инструментов, которые закреплены за ним в законодательном порядке. Основными инструментами являются: процентные ставки по операциям Банка России, нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, операции на открытом рынке, валютное регулирование, установление ориентиров роста денежной массы, прямые количественные ограничения, рефинансирование коммерческих банков.

Денежно-кредитная политика Центрального банка России направлена на обеспечение стабильности банковской системы. В ее основу положен механизм рефинансирования коммерческих банков. Первоначально политика рефинансирования коммерческих банков использовалась исключительно для воздействия на состояние денежно-кредитного обращения. В дальнейшем рефинансирование стало использоваться как инструмент оказания финансовой помощи коммерческим банкам. В частности, после 1998г. в ходе реструктуризации банковской системы Российской Федерации коммерческим банкам предоставлялись кредиты на поддержание ликвидности, повышение финансовой устойчивости, а также стабилизационные кредиты на срок до одного года. По мере нормализации ситуации в банковском секторе предоставление указанных кредитов прекратилось.

Механизм рефинансирования коммерческих банков включает, во-первых, предоставление коммерческим банкам централизованных кредитов в форме покупки у них векселей (переучетный кредит) по устанавливаемой самим Центральным банком учетной ставке. Во-вторых, предоставление коммерческим банкам централизованных кредитов в форме ссуды под ценные бумаги (ломбардный кредит). По ним устанавливается ломбардная ставка.

Установление ставки учетного процента и ломбардной ставки представляет основу процентной политики государственного банка. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке» Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Кроме того, он использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.

Центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на общий объем ресурсов коммерческих банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита населению или предприятиям. Центральный банк регулирует уровень процентных ставок с помощью фиксации ставок по предоставлению коммерческим банкам кредитов, которые служат определенным ориентиром для рыночных ставок, и контроля над ставками кредитных учреждений.

Для регулирования краткосрочных процентных ставок применяются операции Центрального банка с векселями и краткосрочными государственными облигации. Их продажа ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если Центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.

Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции Центрального банка с государственными долгосрочными облигациями. Если Центральный банк их покупает, то происходит повышение их рыночного курса в результате расширения спроса на них. При этом снижается их доходность, и снижаются долгосрочные процентные ставки на рынке. Продажа государственных долгосрочных облигаций Центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности, а значит и долгосрочных процентных ставок.

Процентная политика Центрального банка в последнее время заключается в таком регулировании процентных ставок по всем операциям на денежном рынке, которое обеспечивало бы их снижение в реальном выражении с одновременным поддержанием необходимого уровня ликвидности банковской системы. Для Центрального банка при этом важно поддерживать такие соотношения между процентными ставками по своим кредитам и депозитным операциям коммерческих банков, чтобы избежать арбитражной игры коммерческих банков на операциях с Центральным банком.

Политика процентных ставок предусматривает главным образом три цели: благоприятствовать росту экономики путем умеренно низких процентов процентных ставок на кредиты, сдерживать инфляцию и обеспечивать стабильность национальной валюты на валютных рынках путем умеренно повышенных процентных ставок. Уровень и динамика процентных ставок отражают степень деловой активности в стране, темпы инфляции.

Изменение ставок на денежном рынке полностью зависит от денежно-кредитной политики правительства. Центральный банк выступает на этом рынке в качестве заемщика кредитных ресурсов в объеме, необходимом для того, чтобы оказать давление на соотношение спроса и предложения и повлиять, таким образом, на уровень процентных ставок рынка.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Ставка рефинансирования - очень мощный инструмент воздействия на нижний уровень банковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ее изменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы в целом. Государство не должно допускать резких изменений ставки рефинансирования. Колебания учетной ставки отражают нестабильность российской экономики.

Обязательные резервы - еще один инструмент денежно-кредитной политики. Они представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы. Размер обязательных резервов к обязательствам банка, а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливается советом директоров. Законом также установлено, что нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств банка и могут быть разными для различных кредитных организаций. Но они не могут быть изменены единовременно более чем на 5%.

В настоящее время обязательные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные организации. Согласно сложившимся в мире правилам, обязательные резервы хранятся в Центральном банке в форме бессрочных вкладов. Данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении Центрального банка должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода. Обязательность выполнения резервных требований возникает у коммерческого банка с момента получения лицензии Центрального банка России на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Коммерческий банк несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов. В случае невыполнения требований с коммерческих банков взыскивается сумма недовзноса в обязательные резервы, а также штрафы за нарушение порядка резервирования в установленном размере.

Центральный банк образует из обязательных резервов резервный фонд кредитной системы Российской Федерации, средства которого формируются путем резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних организаций. Размер резервов во многом определяет кредитные возможности коммерческих банков. Они могут выдавать ссуды и расширять тем самым денежное предложение только в том случае, если имеет свободные резервы, превышающие установленную законом норму. Увеличивая или уменьшая официальные резервные требования, Центральный банк регулирует кредитную активность коммерческих банков, тем самым контролирует предложение денег.

Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческому банку своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных средств, так как часть этих средств депонируется и не используется коммерческим банком в качестве кредитных ресурсов.

Политика резервирования является довольно грубым методом и, если при этом не используются другие инструменты, создается определенная жесткость в экономическом регулировании.

Политикой открытого рынка называют куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг с целью оказать влияние на денежный рынок. Основная задача политики открытого рынка состоит в том, чтобы, регулируя спрос и предложение на ценные бумаги, вызвать соответствующую реакцию у коммерческих банков. Центральный банк, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляет давление платежных средств на рынок и повышает курс рубля.

Операции на открытом рынке - наиболее важное средство контроля денежного обращения. Этот механизм денежно-кредитного регулирования обладает преимуществом гибкости - государственные ценные бумаги можно продавать или покупать в больших или меньших количествах, и его воздействие на резервы банка осуществляется достаточно быстро. Кроме того, по сравнению с изменением резервных требований операции на открытом рынке воздействуют более тонко и опосредованно.

Политика открытого рынка представляет собой ориентированный на гибкое регулирование процентных ставок рыночный метод. Эта политика может гармонично сочетаться с набором «реальной» процентной ставки в качестве индикатора денежно-кредитной политики и успешно включаться в традиционные методы интервенции на денежном рынке со стороны Центрального банка, который всегда выбирает для себя в качестве мишени интервенции процентную ставку.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.