бесплатно рефераты
 

Банковская система России в современных условиях

p align="left">§ 3. Кредитные организации небанковского типа

Кредитные организации небанковского типа составляют важную часть денежно-кредитной инфраструктуры. Это кредитные организации, имеющие право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимое сочетание банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливается Банком России. Кредитные организации имеют собственные цели и задачи функционирования. Они, наряду с банками, призваны способствовать перетеканию финансовых средств из сбережений граждан и юридических лиц в инвестиции. Можно выделить три формы небанковских кредитных организаций.

Первая - это банковские союзы, консорциумы, кредитные союзы, общества взаимного кредита. Задачами этих организаций являются концентрация денежных ресурсов на какие-либо определенные цели, размещение полученных ресурсов среди конкретного круга пайщиков, участников. Если банки кредитуют любого платежеспособного клиента, то небанковские организации кредитуют только участников данного союза. В этом состоит основное различие их деятельности по сравнению с деятельностью банка.

Вторую форму составляют инвестиционные и пенсионные фонды и кредитно-потребительские кооперативы. Эти организации призваны аккумулировать свободные денежные средства граждан и инвестировать их в развитие экономики. К сожалению, опыт России в части создания инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных, в основном, негативный. Однако это не значит, что эти учреждения неэффективны. Опыт развитых стран показывает сколь эффективно и надежно могут функционировать инвестиционные и пенсионные фонды. А в США именно эти организации являются основными аккумуляторами денежных ресурсов, предназначенных на цели инвестирования.

К третьей форме небанковских организаций относятся расчетно-клиринговые центры, трастовые компании, лизинговые фирмы и другие. Речь здесь идет об узко профессиональной специализации в осуществлении одной-двух операций. Их определенность в полной мере отвечает задачам деятельности определенных элементов денежно-кредитной инфраструктуры.

Глава 3. Центральный банк России

§1. Экономические принципы деятельности Банка России

Ключевым элементом банковской системы государства является Центральный банк. В условиях двухуровневой банковской системы он является ее высшим звеном и призван осуществлять регулирование и надзор за всеми участниками национальной банковской системы. Эти функции выполняются им от имени государства, но сам Центральный банк является независимым учреждением от деятельности государственных органов власти. Законодательство Российской Федерации гарантирует независимость Банка России. Интерес к проблеме независимости Центрального банка России объясняется необходимостью найти для него такое место в структуре государственной власти и предоставить ему такие полномочия, которые позволили бы ему наиболее эффективно выполнять свои функции. Существуют критерии, определяющие независимость Центрального банка. Это участие государства в капитале Центрального банка и распределение прибыли, процедура назначения руководства банка, пребывание в должности руководства, степень отражения в законодательстве целей и задач Центрального банка, право государства на вмешательство в деятельность Центрального банка по реализации его функций и т.п.

Ключевым элементом правового статуса ЦБ РФ является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Центральный банк выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, так как их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Еще один экономический принцип деятельности ЦБ РФ - это четкое разграничение государственных финансов и банковской системы, то есть ограничение возможностей правительства пользоваться средствами Центрального банка. Во многих странах прямое кредитование правительства практически отсутствует или законодательно ограничено. В России Центральный банк не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, если это не предусмотрено законом. Также в деятельности Центрального банка действует принцип самоокупаемости - свои расходы он осуществляет за счет собственных доходов.

Принцип самостоятельности Центрального банка как хозяйствующего субъекта выражается в его праве распределять по собственному усмотрению прибыль (на 01.01.2005 - 80% прибыли подлежит передаче в федеральный бюджет, 20% прибыли остается в распоряжении), назначать заработную плату сотрудникам, распоряжаться своим имуществом. Центральный банк свободен в выборе форм и методов денежно-кредитного регулирования. Для реализации целей своей деятельности и соответствующих задач Центральный банк имеет право издавать нормативные акты по вопросам, связанным с проведением банковских операций и не урегулированным непосредственно в Федеральном Законе, участвовать в разработке экономической политики Правительства РФ.

Принцип ответственности за результаты деятельности означает, что Центральный банк несет всю полноту ответственности по своим обязательствам, а также за состояние денежно-кредитной сферы, уровень инфляции, валютный курс рубля.

Как всякое юридическое лицо, Центральный банк составляет свой баланс, отчет о финансовых результатах, получает прибыль. Его прибыль определяется как разность между суммой от предусмотренных Федеральным законом банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах коммерческих организаций и расходами, связанными с осуществлением Центральным банком своих функций, установленных Федеральным законом.

§ 2. Органы управления и организационная структура Центрального банка

Высшим органом управления Банком России является Совет директоров. Закон определяет состав, полномочия и порядок назначения, основные функции и вопросы организации работы высшего управляющего органа Банка России. Совет директоров - это коллегиальный орган. Он определяет основные направления деятельности Центрального банка и осуществляет руководство и управление им. В состав Совета директоров входят Председатель Центробанка и еще 12 членов, которые назначаются на должность сроком на четыре года Государственной Думой по представлению Председателя ЦБ. Список членов согласовывается с Президентом Российской Федерации. Освобождаться от должности до истечения четырехлетнего срока они могут также Государственной Думой.

Члены Совета директоров не могут быть депутатами законодательных и членами представительных органов власти, а также членами Правительства Российской Федерации, не могут состоять в политических партиях, занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях. Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме семь человек и обязательном присутствии Председателя Банка России, который обладает правом решающего голоса.

Функции Совета директоров определены Законом «О Центральном банке России». Он во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направление единой государственной денежно-кредитной политики, утверждает годовой отчет Банка России, рассматривает и утверждает смету расходов Центробанка, устанавливает формы и размеры оплаты труда служащих Банка России, принимает решения о создании и ликвидации учреждений и организаций Центрального банка, об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций, о величине резервных требований, об изменении процентных ставок и т.д.

В целях совершенствования денежно-кредитной системы государства при Банке России создается Национальный банковский совет. В отличие от Совета директоров этот орган является консультативным. Национальный банковский совет состоит из представителей Президента Российской Федерации, Правительства, палат Федерального собрания, Банка России, кредитных организаций, а также экспертов. Министр финансов и Министр экономики Российской Федерации входят в Национальный банковский совет по должности. Члены совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Председателем Национального банковского совета является Председатель Центробанка. Национальный банковский совет занимается рассмотрением концепции совершенствования банковской системы Российской Федерации и утверждением проектов основных направлений денежно-кредитной политики, валютного регулирования, валютного контроля.

Организационная структура Центрального банка - его иерархия. Он образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Центрального банка входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, полевые учреждения, и другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности Центрального банка. Функциональная структура Банка России предполагает существование обособленных подразделений, реализующих конкретные функции банка: департаменты и главные управления.

Административный департамент анализирует происходящие изменения в направлениях использования денежных доходов населения, в источниках их формирования, причины этих изменений и их влияние на состояние наличного денежного оборота, производит расчеты объема наличной денежной массы в обороте. Департамент эмиссионно-кассовых операций готовит руководству Центрального банка предложения о создании в учреждениях банка резервных фондов банкнот и монеты, осуществляет учет эмиссионных операций, анализирует купюрное строение денег, находящихся в обращении и резервных фондах. Он обеспечивает потребности наличного денежного оборота банкнотами и монетой необходимых достоинств, организует изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных знаков, составляет перспективные, годовые и квартальные планы изготовления банкнот и монеты и организует изготовление банкнот и монеты. Главной задачей Департамента по организации банковского санирования является организация работы по подготовке и осуществлению мер по восстановлению деятельности кредитных организаций, испытывающих финансовые трудности. Также в функциональную структуру Центрального банка входят Департамент регулирования денежного обращения, который изучает и анализирует состояние наличного денежного оборота, проходящего через кассы банков, и изменения его структуры, департамент иностранных операций (управление и проведение операций с золотовалютными резервами в целях регулирования курса рубля, внутреннего валютного рынка и рынка драгоценных металлов), Департамент валютного регулирования и валютного контроля, Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности, Департамент инспектирования кредитных организаций.

Работа этих подразделений позволяет Центральному банку получить и перепроверить информацию о соблюдении законодательства и финансовых нормативов, о финансовом положении кредитных организаций, что очень важно для предотвращения кризисов в банковской системе. Кроме того, в центральном аппарате Банка России функционирует ряд других подразделений.

§ 3. Функции Центрального банка

Центральный банк России - главный координирующий и регулирующий орган кредитной системы. Он обладает исключительным монопольным правом выпуска денег в обращение. Выпуск денег в обращение состоит из нескольких этапов. Сначала составляется прогноз потребности в наличной денежной массе для бесперебойного проведения расчетов. Прогноз выпуска денег в обращение осуществляется Департаментом регулирования денежного обращения Банка России. При этом учитываются такие показатели, как: прогнозируемый рост ВНП в реальном выражении, расчетная скорость обращения денег в плановом периоде, максимально допустимый уровень роста цен в прогнозируемом периоде. Составленный прогноз оформляется как заказ и передается на предприятия Гознака для изготовления денежных знаков и их защиты от фальсификации. Центральный банк организует резервные фонды - запас денежных билетов и монет для последующего их выпуска в обращение по мере необходимости через оборотные кассы. Денежные знаки резервных фондов не считаются деньгами, которые находятся в обращении, поскольку они не совершают движения. На следующем этапе осуществляется транспортировка денежной наличности в регионы Российской Федерации Доставка наличных денег осуществляется тремя способами: через филиалы Центрального хранилища Центробанка; через региональные резервные фонды, находящиеся в ведении Банка России; непосредственно с предприятий Гознака в учреждения Банка России (для центральных областей России). На заключительном этапе происходит собственно выпуск денег в обращение. Выпуск наличных денег в обращение происходит ежедневно в пределах сумм изымаемых из обращения. Эмиссия наличных денег осуществляется сверх сумм, изъятых из обращения, и является фактором денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка. Эмиссионное регулирование означает определение эмиссионного результата как по отдельным регионам, так и в целом по стране, и правильное документальное оформление всех эмиссионных операций. Монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация их обращения - одна из старейших функций Центрального банка.

Следующая функция Центрального банка России - организация системы рефинансирования коммерческих банков. Он является для кредитных организаций кредитором последней инстанции. Коммерческие банки могут получить в Банке России внутридневные и однодневные кредиты для погашения дебетового остатка по корреспондентскому счету, а также ломбардные кредиты.

Центральный банк определяет правила организации безналичных расчетов, но не выступает в качестве арбитра между коммерческими банками и клиентами при возникновении споров по платежам.

В функцию банковского регулирования и контроля входит: лицензирование и регистрация кредитных организаций, установление пруденциальных норм деятельности и контроль за их соблюдением, инспекции и ревизии финансового состояния кредитных организаций.

Банк России выполняет функции валютного регулирования и валютного контроля, означающие регулирование и контроль за проведением операций с валютными ценностями. В соответствии с законодательством Центральный банк является основным органом валютного регулирования и контроля в Российской Федерации.

Функция макроэкономического анализа и прогнозирования означает составление и анализ платежного баланса России, исследование и прогнозирование важнейших тенденций в реальном и других секторах экономики на базе общеэкономических показателей, анализ и прогнозирование развития банковской системы, анализ в региональном разрезе, в том числе и мониторинг важнейших предприятий. Значение этой функции будет возрастать по мере нормализации экономической и политической обстановки в стране.

Итак, Центральный банк Российской Федерации является банковским учреждением, наделенным специальной компетенцией, поскольку осуществляемое им управление кредитно-банковской системой представляет собой форму выражения самоуправления, саморегуляции этой системы. Таким образом, в кредитно-банковской системе Центральный банк есть тот элемент, который контролирует и регулирует деятельность остальных элементов, а регулирование посредством контроля и надзора есть одна из форм и методов управления.

Глава 5. Коммерческие банки

§ 1. Коммерческие банки

Коммерческие банки и кредитные учреждения формируют низший уровень банковской системы, являясь сердцевиной самой системы. В зависимости от организационно-правовой формы деятельности коммерческие банки бывают акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, коммандитными обществами, обществами со смешанным (иностранным) капиталом. Банки различаются по территории деятельности, по степени независимости (самостоятельные, дочерние, банки-консорциумы и т.д.), по наличию филиалов, по степени диверсификации капитала, по видам осуществляемых операций (депозитные, ипотечные, инвестиционные, сберегательные и т.д.). Для российской банковской системы характерна в большей степени универсальность банков с точки зрения выполнения операций. Пока с большим трудом намечается линия на функциональную специализацию, но формирование отдельных специализированных сегментов нашей банковской системы еще впереди.

Банк, действующий в условиях рынка, по внутренней логике той экономической системы, в которой он функционирует, является по сути своей коммерческим предприятием. Свою работу он строит на основе рентабельности, извлечения дохода от каждой операции с учетом действия факторов риска. Банк можно рассматривать как коммерческое предприятие, занимающееся куплей-продажей денег и расчетно-платежными операциями. Если это коммерческое предприятие, то главное в его деятельности - получение прибыли, реализация экономического интереса.

Необходимо перечислить некоторые важные принципы деятельности коммерческих банков, которые определяют их специфику. Принцип самоокупаемости и прибыльности, как уже было отмечено, определяет существо деятельности банка как агента рыночных отношений. Это понятно: банк как коммерческое предприятие должен быть самоокупаем и приносить некоторый доход. Принцип партнерства и забота о клиенте характеризует банк несколько иначе, уже не как коммерческое предприятие. Банк сотрудничает с себе подобными. Он должен уважать своих партнеров, те правила, которые действуют в банковской системе. Для каждого банка успех его работы обеспечивает взаимодействие с клиентами. Поэтому так важна забота о клиенте, уважительное к нему отношение, ибо клиент для банка - это капитальная база деятельности. Принцип взаимного сотрудничества и уважения общих правил очень важен в том смысле, что банки обеспечивают свой коммерческий успех только при соблюдении общих правил, действующих в банковской системе. Ведь, если один банк будет «расталкивать локтями» другие банки, то такое поведение приведет к краху как данный банк, так и всю банковскую систему.

Банк следует рассматривать с точки зрения микроэкономики как рыночного агента, действующего, прежде всего, с точки зрения своих интересов. С макроэкономической точки зрения банк - это частица общественного механизма распределения денежных средств, которая должна действовать в четком взаимодействии с другими банками, подчиняясь единым правилам и требованиям. Поэтому достижение необходимого уровня рентабельности должно сочетаться с требованиями поддержания ликвидности и платежеспособности.

§ 2. Структура управления коммерческого банка

Коммерческий банк, как и любое предприятие, учреждение, имеет определенную структуру управления. Он, являясь юридическим лицом, самостоятельно определяет свою организационную структуру в рамках, предусмотренных законодательством. Вместе с тем существует нормативно определенный перечень подразделений коммерческого банка.

Главным органом управления является собрание акционеров или собрание участников, которое собирается один раз в год и рассматривает вопросы в пределах своей компетенции. Наиболее оперативный орган управления - Совет директоров банка, который избирается на собрании акционеров (участников) банка. Совет банка осуществляет общее руководство деятельностью банка в период между собраниями учредителей. От компетентности членов совета банка зависит эффективность развития данной кредитной организации. Деятельность совета банка рассматривается в направлениях определения политики развития банка как кредитной организации, определения перспектив развития кредитной и инвестиционной политики банка, рассмотрения промежуточных итогов деятельности банка, определения размера дивиденда, выплачиваемого по итогам работы за год, утверждения Правления банка, контроль за деятельностью правления банка.

Непосредственным исполнительным органом коммерческого банка является правление банка, возглавляемое председателем правления. В состав правления входят руководители основных его структурных подразделений.

Коммерческие банки выполняют различные операции, связанные с привлечением капитала и его размещением, а также выступают в качестве посредников в осуществлении платежей, брокеров, покупающих и продающих ценные бумаги, оказывают различные услуги своим клиентам. Внутренняя структура банка должна быть такова, чтоб она с максимальной эффективностью помогала выполнять стоящие перед банком задачи. Ее определяет прежде всего объем выполняемых операций. Организационная структура мелких и средних банков такова, что руководители высшего, среднего уровней и рядовые сотрудники банка имеют тесные контакты. Поэтому отсутствует проблема взаимозаменяемости кадров. Крупные банки имеют ряд преимуществ по сравнению с мелкими и средними банками. Их деятельность диверсифицирована, что снижает уровень риска. Поэтому организационная схема крупного банка гораздо сложнее, она строится по типу управлений.

Управление делами коммерческого банка - «штаб», регулирующий и контролирующий прохождение всех документов и их исполнение. Оно организует непосредственное исполнение решений руководящих органов банка, подготовку, доведение и контроль исполненных приказов и распоряжений. Иногда в состав управления делами включают секретариат, канцелярию, отдел кадров и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.