бесплатно рефераты
 

Банковская система России: пути развития

p align="left">Такой подход позволяет более полно учитывать интересы всех участников переговоров. При этом принимаемые согласованные решения характеризуются в целом большими масштабами и по конечному результату более эффективны, что в итоге оказывает глобальное воздействие на развитие мировой торговли. Начиная с 1947 г. под эгидой ГАТТ прошло восемь раундов МТП, последний из которых - Уругвайский (1986-1994 гг.), завершился принятием Заключительного акта и созданием ВТО.

С конца 40-х годов главными целями деятельности ГАТТ/ВТО являются либерализация мировой торговли путем перехода к ее регулированию преимущественно тарифными методами при последовательном снижении уровня импортных пошлин, а также устранение нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном товарообмене. [27]

Значимость и степень воздействия норм и правил ВТО на развитие международной торговли определяются практически универсальным характером деятельности этой влиятельной организации, так как ее членами и наблюдателями в настоящее время являются почти 4/5 всех независимых государств мира, а их удельный вес в международном товарообмене чрезвычайно высок.

В 1999 году, по данным Секретариата ВТО, на долю стран-членов организации приходилось около 92% мирового товарооборота и 95% торговли коммерческими услугами. Ведущую роль здесь играют страны так называемой группы "квадро" - США, Евросоюз, Япония и Канада, удельный вес которых в международной торговле составляет почти 2/3 (63,1% - в сфере торговли товарами и 67,5% - в области поставок коммерческих услуг). [17]

С возникновением ВТО и подписанием пакета документов Уругвайского раунда была преодолена двойственность функций ГАТТ. Последний представлял собой многостороннее соглашение в области регулирования международной торговли и в то же время - исполнительную организацию, действующую на временной основе, по претворению в жизнь и контролю за выполнением данного соглашения, что на практике было не всегда эффективно.

ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере мировой торговли на базе пакета соглашений Уругвайского раунда и служит организационно-правовой основой современной системы международной торговли. Документы ВТО определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства стран-членов организации при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере международной торговли. [2]

ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом характеризуется существенными отличиями:

- является постоянно действующей организацией;

- осуществляет мониторинг за более широким спектром торговых соглашений, в том числе в принципиально новых сферах (торговля услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности и т.д.);

- обладает гораздо большими полномочиями в связи с совершенствованием процедур принятия решений (прежде всего в рамках процедур по разрешению споров);

- эффективно контролирует выполнение соглашений ВТО, так как они содержат более жесткие и детальные нормы и правила, включая обязательность выполнения всего пакета многосторонних соглашений, ратифицированных странами-членами организации.

Важнейшими функциями ВТО являются:

- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;

- проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами;

- разрешение торговых споров. (Исходным моментом этой процедуры является жалоба страны-члена ВТО на то, что акция другой страны-члена (или группы стран-членов) противоречит принятым в рамках ВТО обязательствам и наносит ущерб внешней торговле истца. Процедура разрешения споров гарантирует каждой стране-истцу право быть выслушанным на заседании комиссии из независимых квалифицированных специалистов и рассчитывать на выполнение ответчиком решений Совета ВТО, а для каждой страны-ответчицы соответственно обеспечивает неотвратимость наказания за нарушение правил и право на апелляцию как последний шанс для защиты. Главное, что никто не может заблокировать эту процедуру);

- мониторинг национальной торговой политики стран-членов;

- техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;

- сотрудничество с другими международными экономическими учреждениями (правительственными и неправительственными), участвуя, таким образом, в формировании глобальной экономической политики. (Об этом свидетельствует серия заключенных ВТО соглашений о сотрудничестве с ведущими международными организациями в смежных областях, в частности с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития. Эти соглашения предусматривают обмен информацией и деловые контакты секретариатов, согласованность действий и устранение дублирования в работе).

К основополагающим принципам и правилам ВТО относятся:

- предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле на безусловной основе. (В соответствии со статьей I ГАТТ-94 ("Общий режим наиболее благоприятствуемой нации") страны-члены обязаны предоставлять товарам других участников ВТО режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам из какой-либо "третьей" страны. Таким образом, ни одна страна-член ВТО не должна устанавливать никаких особых торговых преимуществ или дискриминационных ограничений для других стран-членов);

- взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения. (Статья III ГАТТ-94 ("Национальный режим в отношении внутреннего налогообложения и регулирования") подразумевает, что после прохождения импортными товарами таможенной границы к ним на национальном рынке должен применяться режим, не менее благоприятный, чем тот, который действует в отношении товаров местного производства, особенно в сфере налогообложения);

- регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

- отказ от использования количественных ограничений и других нетарифных мер;

- транспарентность (прозрачность) торговой политики;

- разрешение торговых споров путем консультаций. [2]

Основными целями многосторонней торговой системы является создание хозяйственной среды, способствующей развитию торговли, увеличению инвестиций и экономическому росту в целом, а также становлению открытой и справедливой конкуренции. Подобная среда должна быть стабильной и предсказуемой, что в рамках ВТО достигается прежде всего применением "связанных" импортных тарифов (уровни таких пошлин согласованы и не подлежат превышению), а также перечней обязательств стран-членов ВТО по формату доступа на их национальные рынки иностранных поставщиков услуг.

Многие из соглашений ВТО содержат положения о транспарентности, то есть предусматривают "прозрачность" и доступность национальной законодательной и нормативной базы, включая обязательность представления соответствующей экономической информации путем ее нотификации (уведомления) ВТО, Регулярное рассмотрение этих уведомлений, а также использование механизма обзора торговой политики всех стран-членов - ВТО формируют транспарентную среду как на национальном, так и международном уровнях.

В итоге общие преимущества от использования прав, предусмотренных членством в ВТО, для любой страны (не исключая и Россию) можно суммировать следующим образом:

- создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

- доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами;

- использование ВТО в качестве средства реализации своих торгово-экономических интересов путем эффективного участия в многосторонних торговых переговорах. [9]

1.5 Процедура присоединения

Особенности институциональной и договорно-правовой базы ВТО в отличие от других международных организаций определяют специфику процесса присоединения новых стран. Процедура получения полноправного членства в ВТО, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт стран-соискателей, этот процесс занимает несколько лет. Все указанные ниже процедуры и правила полностью распространяются и на Россию, которая начала процесс присоединения в 1995 году. В настоящее время российская делегация, завершив в целом "информационный" этап, приступила к полномасштабным двусторонним переговорам по доступу на рынки товаров и услуг, в ходе которых будет определена существенная часть условий нашего членства во Всемирной торговой организации. [28]

ВТО построена на принципах взаимности, в соответствии с которыми страна-соискатель идет на определенные уступки, то есть платит "вступительный взнос" за присоединение, получая, в свою очередь, возможность полноправного доступа к системе международной торговли, регулируемой нормами и правилами ВТО, включая все льготы и преимущества. Под этим подразумевается распространение на присоединяющуюся страну выгод от взаимных уступок, сделанных другими членами ВТО в ходе предыдущих раундов МТП, в том числе получение статуса РНБ, если соискатель его ранее не имел.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп на многостороннем уровне осуществляется детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на основе официально представленных ею документов. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации. Они проводятся преимущественно на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами ВТО, то есть страна-соискатель согласовывает с ними свои будущие обязательства в ВТО. Такие двусторонние переговоры касаются прежде всего "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по формату и срокам принятия на себя обязательств по соглашениям, вытекающих из членства в ВТО. Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают другие члены, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации любая страна может обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.

В соответствии с установленной процедурой результаты двусторонних переговоров о взаимной либерализации доступа на рынки и условия присоединения должны быть оформлены следующими официальными документами:

- докладом Рабочей группы, где изложен весь пакет обязательств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам переговоров;

- Протоколом о присоединении, юридически оформляющим достигнутые договоренности на двух и многостороннем уровнях;

- списком обязательств по тарифным уступкам в области торговли товарами и сельскому хозяйству (меры внутренней поддержки и экспортные субсидии);

- перечнем специфических обязательств по доступу на рынок услуг, а также списком изъятий из РНБ.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета Соглашений Уругвайского раунда. После завершения стадии переговоров Генеральный совет утверждает итоговый доклад Рабочей группы и Протокол о присоединении. Последним этапом является ратификация законодательным органом страны-соискателя указанных документов. [12]

В итоге, после достижения консенсуса по спорным вопросам и оформления необходимых документов, страна может считать себя полноправным членом организации.

1.6 О выгодах и потерях России в результате присоединения

Присоединение к ВТО - объективный процесс, обусловленный высокой динамикой интеграции страны в систему мирохозяйственных связей, необходимостью "открытия" западных рынков для отечественной продукции и повышения конкурентоспособности нашей индустрии. Именно потенциал этого повышения в контексте безальтернативности задачи реализации сравнительных преимуществ российской экономики, возможность развития конкурентоспособных производств национальной специализации - вот главная выгода, которую РФ получит от вступления в ВТО.

Этот шаг, конечно, окажет большое влияние на экономику России, на методы управления внешнеэкономическими связями и характер взаимодействия с мировым сообществом. Однако влияние вероятнее всего будет неоднозначным. Существует закономерность для всех вступивших в ВТО стран - рост экспорта в тех отраслях, где эффективность производства выше, чем у зарубежных конкурентов, и рост импорта в тех, где эффективность национальной экономики ниже. [11]

Либерализация внешнеторговой деятельности, правовое оформление и внедрение рыночных методов ее регулирования обеспечили создание базовых условий цивилизованного включения российской экономики в систему мирохозяйственных связей. Дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество ради максимального использования потенциала внешнеэкономических связей для развертывания радикальной и прогрессивной структурной народнохозяйственной перестройки становится стратегическим императивом торгово-промышленной политики.

Однако на этом пути существует ряд серьезнейших препятствий. Во-первых, российская экономика критически зависима от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топлива и сырья, мировая конъюнктура рынков которых подвержена резким колебаниям. Сильна наша зависимость и от импорта, особенно потребительских товаров (в частности, продовольствия) и технологического оборудования.

Во-вторых, в современной системе мирохозяйственных связей Россия пока представлена главным образом в качестве субъекта торговли товарами, будучи слабо вовлеченной в международную кооперацию производства, в торговлю услугами и объектами интеллектуальной собственности, в миграцию капитала (в форме прямых инвестиций), в межстрановой научно-технический и информационный обмен. Степень открытости отечественной экономики и структура внешнеэкономических связей РФ явно не соответствуют внутренним потребностям страны, масштабу и глубине стоящих перед ней проблем. При этом никоим образом не решена задача обеспечения равноправного и недискриминационного доступа российских товаров и услуг на рынки зарубежных стран.

Хуже того, новейший этап интеграции российской экономики в систему мирохозяйственных связей характеризуется постоянным усложнением условий этого доступа. Так, Россия занимает одно из ведущих мест по числу введенных против ее экспорта ограничительных, включая откровенно дискриминационные, мер: в 1992-2001 гг. их перечень вырос с 13 до 123, а количество стран, применяющих такие меры, достигло 26. Причем, если против традиционных сырьевых продуктов российского экспорта (речь идет о нефти, природном газе, древесине и цветных металлах) зарубежные партнеры не применяют практически никаких ограничений даже с учетом того, что Россия не является членом ВТО (логично прогнозировать их отсутствие и в дальнейшем), то против отечественной продукции, имеющей значительную долю добавленной стоимости (такой, скажем, как прокат черных металлов, газетная бумага, минеральные удобрения и текстиль), задействованы или готовятся к принятию более сотни лимитирующих мер. По оценкам Минэкономразвития России, в результате уже применяемых подобного рода ограничений страна ежегодно теряет до 3,5 млрд. долл., и есть основания сомневаться в том, что наше присоединение к ВТО приведет к ликвидации этого прессинга.

Машино-техническая и наукоемкая продукция гражданского назначения составляет лишь незначительную часть российского экспорта. Однако коль скоро она (оборудование для тепловых, атомных и гидроэлектростанций, для металлургии, и др.) оказывается конкурентоспособной на внешних рынках, ее производители сталкиваются с жестким, зачастую недобросовестным, противодействием иностранных конкурентов. Вступление же России в ВТО опять же вряд ли изменит данную ситуацию.

В-третьих, Россия ныне не располагает действенной государственной системой поддержки отечественных производителей товаров и услуг и стимулирования промышленного экспорта, что подрывает конкурентоспособность продукции нашей индустрии, как на внешних, так и на внутреннем рынках.

В данном контексте предельно ясно: присоединение к ВТО окажет большое влияние, как на внешнюю торговлю, так и на внутриэкономическое положение нашей страны. Несомненно, и то, что партнеры по этой организации менее всего будут озабочены развитием экономики России и повышением ее конкурентоспособности на мировом рынке; их "сверхзадача"- получение доступа к дешевым сырьевым ресурсам и продвижение своих товаров и услуг на потенциально емкий российский рынок.

Вот почему правильной представляется та позиция, что членство в ВТО не должно выступать для Российской Федерации самоцелью, реализация которой диктуется какими-либо календарными сроками. Это членство будет иметь позитивный смысл только в том случае, если в результате переговоров итоговый баланс выгод и потерь окажется для России положительным хотя бы в долгосрочной перспективе. Адекватная постановка главной задачи - не жалея времени и сил добиваться таких условий членства в ВТО, которые исключали бы ущемление прав России в сфере международной торговли и обеспечивали реальный доступ отечественных товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите рынка внутреннего. Иначе говоря, предстоит увязать вытекающую из требований ВТО уступку части нашего экономического суверенитета с коренными национальными интересами, найти и реализовать соответствующий оптимум. Уступка, о которой идет речь, должна быть осмыслена и выверена, ибо после присоединения к этой организации у России уже не будет возможности в одностороннем порядке принимать протекционистские внешнеторговые меры или выдвигать к партнерам по ВТО требования относительно либерализации их рынка на важных направлениях отечественного экспорта.

Сторонники варианта форсированного, в ближайшее время, присоединения России к ВТО выдвигают следующие аргументы: Во-первых, страна станет полноправным участником нового раунда переговоров и сможет либо самостоятельно, либо в коалиции с другими государствами отстаивать приемлемые для себя позиции. В противном случае (учитывая, что обсуждение и принятие новых соглашений в ВТО проходит постоянно) мы будем вынуждены непрерывно вести переговоры относительно приведения своего законодательства в соответствие с нормами этой организации, причем не имея возможности влиять на принимаемые решения.

Во-вторых, присоединение к ВТО станет мощным фактором стабилизации российского внешнеторгового и общеэкономического законодательства, превращения "правил игры" в постоянные и предсказуемые, что будет способствовать развитию внешней торговли и конкурентной среды. Кроме того, будет радикально решена задача приведения законодательств субъектов Федерации в соответствие с федеральным законодательством.

В-третьих, в качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм разрешения торговых споров.

В-четвертых, российским экспортерам и импортерам придется быстро освоить общепринятые правила рыночного поведения, что будет способствовать развитию цивилизованных форм участия во внешнеэкономической деятельности и, в конечном счете, уменьшит утечку капитала, а также позволит государственным органам лучше реагировать на запросы отечественных производителей и потребителей.

В-пятых, жесткое временное ограничение переходного периода заставит отрасли промышленности и отдельные предприятия активнее заниматься развитием производства и повышением конкурентоспособности.

Между тем напрашиваются и доводы против форсирования процесса вступления России в ВТО. Во-первых, в этом случае неизбежен пересмотр правил и порядка поддержки отечественных товаропроизводителей в направлении одномоментного радикального сокращения их прямого и косвенного субсидирования из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Федерации.

Во-вторых, действующий в ВТО квазисудебный механизм вовсе не ограждает от принятия в отношении России вышеупомянутых ограничительных, в том числе антидемпинговых, процедур. Можно ожидать сохранения большей части ограничений на российский экспорт продукции с высокой степенью переработки, способствующих консервации сырьевой структуры экспорта.

В-третьих, в связи со снижением ввозного таможенного тарифа и расширением возможностей выхода на российский рынок иностранной готовой продукции легко прогнозируется ослабление стимулов для увеличения притока иностранных инвестиций.

В-четвертых, под воздействием комплекса факторов, связанных с быстрым присоединением к ВТО, вероятнее всего произойдет падение конкурентоспособности российских предприятий на внутреннем рынке, а значит, грядут спад промышленного производства и еще большее усиление сырьевой специализации отечественной индустрии.

В-пятых, минимизация масштабов прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители (и транспортных тарифов), сближение таковых с мировыми ценами явно повлечет за собой рост затрат в производстве, особенно в энергоемких отраслях, следствием чего станет снижение ценовой конкурентоспособности отечественной промышленной продукции.

В-шестых, крутое изменение всей системы взаимных преференций стран СНГ чревато серьезнейшими "запирающими эффектами" в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве, в том числе сопряженных с функционированием Таможенного союза. [11, 1]

Отсюда следует, что само по себе присоединение к ВТО, мягко говоря, не гарантирует наш прорыв на мировые рынки и улучшение позиций страны в системе мирохозяйственных связей. Если положительные эффекты от того присоединения имеют главным образом абстрактно-общий характер и могут проявиться лишь в долговременной перспективе, то отрицательные (тем более в случае их недооценки и соответствующих чрезмерных уступок в ходе переговоров) - предельно конкретны и непосредственно угрожают ряду отраслей российской промышленности.

Не боясь повториться, отметим, что присоединение Российской Федерации к ВТО потребует пересмотра (дополнения) либо создания десятков новых законов, правительственных или ведомственных нормативных актов, а также подписания сотен двусторонних и многосторонних межправительственных договоров и соглашений с иностранными государствами. Часть изменений и дополнений должна быть принята вне зависимости от содержания переговоров по присоединению (это касается таких безусловных обязательств любой присоединяющейся страны, как предоставление национального режима при импорте товаров, обеспечение единообразных условий принятия защитных мер или применения ограничений доступа на российский рынок услуг и др.). Другая часть правовых новаций может быть принята исключительно по результатам переговоров о конкретных условиях присоединения России и принятия ею соответствующих обязательств.

Очевидно, что эти сопряженные с грядущим присоединением к ВТО правовые сдвиги не могут самым серьезным образом не повлиять на общие условия хозяйствования в России, что в свою очередь обязательно приведет к изменению форм и механизмов государственного регулирования экономики, прежде всего - господдержки промышленных предприятий. Последствия, связанные с этим влиянием и этими изменениями, могут быть с известной долей условности названы системными.

Что касается последствий вступления России в ВТО для конкретных отраслей отечественной промышленности, то они несомненно будут разноплановыми: одни из отраслей получат преимущества, другие сильно пострадают. В этом контексте представляется ошибочной довольно распространенная версия, согласно которой для конкретных отраслей (подотраслей) или производств, экспортирующих незначительную долю своей продукции, минимально зависящих от импорта средств производства, а также не ведущих острую конкурентную борьбу на внутреннем рынке, вступление России в ВТО не будет сопровождаться сколько-нибудь ощутимыми сбытовыми проблемами. Дело в том, что нормы этой организации, регламентируя внешнеторговые отношения, непосредственно сказываются также на всех внутренних параметрах хозяйствования в каждой стране-участнице. "Усредненное" промышленное предприятие: 1) использует для производства продукции сырье, материалы, комплектующие и оборудование, условия получения которых, прежде всего цены внутреннего рынка, не могут не измениться в результате присоединения России к ВТО; 2) пользуется услугами естественных монополий (потребляет электроэнергию и газ, перевозит грузы железнодорожным транспортом), тарифы на которые тоже не останутся неизменными (это касается также финансово-страховых и прочих услуг); 3) руководствуется различного рода стандартами, техническими нормами, сертификатами и т.п., модификация которых также неизбежна; 4) задействует объекты интеллектуальной собственности, правила коммерческого использования которых - один из объектов регулирования ВТО; 5) получает весьма заботящие эту организацию госсубсидии в многообразных формах (по линии федеральных целевых программ; посредством налоговых освобождений федерального и местного уровней; связанные с использованием результатов НИОКР и основных фондов, созданных ранее за счет средств федерального бюджета; и т.д.); 6) является поставщиком продукции и услуг для других отраслей отечественной, промышленности и секторов экономики, качественно-количественные параметры спроса на которые в результате присоединения России к ВТО, конечно, станут иными; 7) выступает субъектом поставок продукции и услуг для государственных нужд, система организации коих (поставок) наверно будет существенно реорганизована. Таким образом, нет ни одной отрасли промышленности, ни одного конкретного производства, на хозяйственной деятельности которых в той или иной мере, прямо или косвенно, не скажется присоединение России к ВТО. [28]

В связи с вышеизложенным приходится с сожалением констатировать: хотя переговоры об этом присоединении ведутся вот уже восьмой год (и не раз объявлялось о вступлении нашей страны в ВТО "в самом ближайшем будущем"), должные системность и планомерность в работе по формированию согласованной и сбалансированной позиции российской стороны на соответствующих переговорах до сих пор отсутствуют. Правительственная комиссия по присоединению собирается нерегулярно и воздерживается от обсуждения многих важнейших вопросов. Нет ни программы поддержки отечественных экспортеров, ни концептуального и методического обоснования промышленной политики на период, непосредственно предшествующий присоединению. В соответствующую подготовительную работу явно недостаточно вовлечены депутаты Государственной Думы (их участие ограничивается проведением парламентских слушаний, рекомендации коих фактически игнорируются), а также представители деловых кругов. Проведенные Российским союзом товаропроизводителей опросы свидетельствуют о том, что отечественные предприниматели в своем большинстве плохо осведомлены о порядке вступления в ВТО и о его последствиях, причем как связанных с изменением общих условий хозяйствования и механизмов государственной поддержки промышленности, так и конкретно - отраслевых. Впрочем, это большинство критически относится к варианту быстрого присоединения, высказывается в пользу необходимости длительного периода укрепления экономики страны и ее отраслей (хотя эта позиция скорее интуитивная, основанная не на знаниях, а на конкретных опасениях).

Необходимо отметить, что выгоды от присоединения России к ВТО уступают негативным последствиям. Правительству и переговорной группе необходимо более серьезно подходить к решению данного вопроса. Решения нужно принимать не простым решением сверху, в состав переговорной группы необходимо включать представителей основных отраслей.

2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ И РЕГИОНА: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

2.1 История развития банковской системы России

Преобразования в банковской систе-ме начались в 1987 г. После июньского Пленума ЦК КПСС и одобрения Вер-ховным Советом СССР Закона о госу-дарственном предприятии было при-нято в числе прочих постановление ЦК и правительства о реформировании банковской сферы. Как и все начина-ния того времени, это была очень при-близительная попытка начать форми-рование двухуровневой банковской системы, исходя из простого сообра-жения: должны быть самостоятельные коммерческие банки, образующие ниж-ний уровень, и на верхнем уровне - Центральный банк, осуществляющий контроль за денежным обращением, эмиссией и за работой банков нижнего уровня.

В 1987 г. были созданы пять государ-ственных специализированных банков: Промстройбанк (на базе Стройбанка), Внешторгбанк, Сбербанк (на базе гострудсберкасс), Агропромбанк и Жилсоцбанк. Сферы их специализации опреде-лены в названиях.

В 1988 г. был зарегистрирован пер-вый коммерческий банк. А в 1990 г. в основном на базе коммерциализации территориальных подразделений спец-банков прошла первая волна банковс-кого бума, учредительства банков, ко-торых к концу 1990 г. было уже около 800. Вторая волна пришлась уже на 1992 - 1993 гг. К началу 1995 г. был достигнут пик числа банков - около 2,5 тыс., пос-ле чего началось их сокращение.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.