бесплатно рефераты
 

Банковская система Российской Федерации

Банковская система Российской Федерации

2

Содержание

  • Введение 2
  • Глава 1. История банковской системы России 4
  • Глава 2. Современная банковская система РФ 10
    • 2.1. Правовое положение Центрального банка РФ 10
    • 2.2. Расчетно-кассовый центр Банка России 22
  • Заключение 36
  • Список литературы 38
Введение

Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку. В связи с этим большой интерес вызывают различные аспекты деятельности центральных банков, являющихся основными проводниками официальной денежно-кредитной политики.

Организация и деятельность банков регулируются при по-мощи совокупности юридических норм, которые и составляют банковское право. К организации и деятельности кредитных ор-ганизаций имеют применение нормы, регулирующие имущест-венный оборот вообще (в частности, нормы Гражданского ко-декса) и нормы, непосредственной целью которых является урегулирование тех или иных правовых отношений в процессе банковской деятельности. Правовое регулирование банковской деятельностью осуществляется Конституцией РФ федеральными законами «О банках и банковской деятельности», «О Централь-ном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России.

Таким образом, право понимается как совокупность норм права, содержащих предписания, относящиеся к банковской деятельности, т.е. устанавливающих правовое положение самих банков и иных кредитных организаций, регулирующих публич-ные отношения банков, а также их частноправовые отношения с клиентами. Другими словами, банковское право включает нор-мы, в той или иной степени соотносимые с банковской дея-тельностью.

Отношения коммерческих банков с Центральным банком РФ строятся, как правило, по принципу власти-подчинения (на основе властных предписаний Центрального банка), а отноше-ния банков друг с другом и со своей клиентурой -- на юридиче-ском равенстве сторон. При этом действует гражданско-правовой метод.

Глава 1. История банковской системы России

Термин «банк» происходит от слова «banka» (итал. -- скамья менялы, денежный стол), что означает место, где средневековые менялы-итальянцы раскладывали свои монеты для обмена.

Первые банки («деловые дома») появились в глубокой древ-ности на Ближнем Востоке. Конечно же, это не были банки в том виде, в каком они существуют сейчас. Однако уже во вре-мена Нововавилонского царства (VII--VI вв. до н.э.) «деловые дома» выполняли многие банковские операции: осуществляли прием и выдачу вкладов, учет векселей, оплату чеков, безналич-ный расчет между вкладчиками, а также некоторые виды кретдитных операций.

Банковское дело современного типа получило свое развитие в Средние века в Италии, поскольку именно через нее проходило большинство торговых путей, связывавших Европу со стра-нами Востока. В начале XV в. возникли первые банки совре-менного типа: Банк св. Георгия в Генуе, а затем банки в Вене-ции и во Франции (1587 г.). К середине XVII в. банки становят-ся неотъемлемой частью экономики наиболее развитых госу-дарств и сосредоточивают в своих руках практически весь их денежный оборот.

В России история становления банковской системы началась с указа императрицы Анны Иоанновны «О правилах займа денег из Монетной конторы», подписанного ею 8 января 1733 г. Мо-нетная контора оперировала крайне ограниченными суммами, которые выдавались под залог золота и серебра из расчета 8% годовых сроком на год с правом отсрочки. Возможность пользо-ваться кредитом Монетной конторы имели только придворные. Так, в 1734г. было выдано всего 400 ссуд, в 1735 г. -- 5000, в 1743 г. - 150, в 1746 г. - 2000, в 1750 г. - 2870, в 1752 г. - ; 6452 ссуды. Первые банковские учреждения появились в середине XVIII в., причем они были не частными, как в странах Европы, а крупными государственными -- Дворянский и Купеческий банки (1754 г.).

История создания этих двух банков тоже весьма своеобразна. 13 мая 1754 г. указом Елизаветы Петровны был учрежден госу-дарственный Заемный банк, положивший начало государствен-ному ипотечному кредиту для дворянства и товарному кредиту для купечества. В результате Заемный банк в соответствии с указом императрицы оказался как бы состоящим из двух само-стоятельных банков. Первый -- Банк для дворянства с контора-ми в Санкт-Петербурге и Москве и второй -- Банк для поправ-ления при Санкт-Петербургском порте коммерции. Эти банки и стали вскоре называться один -- Дворянским, другой соответст-венно -- Коммерческим или Купеческим.

До середины XIX в. в Российской империи, как и в других европейских странах, в качестве наиболее надежного обеспече-ния кредита рассматривалось недвижимое имущество. Казна-чейство предоставляло средства для выдачи ссуд ипотечным банкам под 6-8% годовых, при частном кредите до 20% и выше.

Ипотечные банки выдавали ссуды своим клиентам на основе примерной оценки доходов землевладельца как душевладельца, т.е. капитал клиента устанавливался в соответствии с количест-вом принадлежавших ему ревизских душ. Обеспечением ссуды была земля с прикрепленными к ней крестьянами.

Указом от 21 июля 1758 г. в Санкт-Петербурге и Москве был учрежден Медный банк, или «Банковые конторы вексельного производства для обращения медных денег», задачей которых было привлечение в казну серебряной монеты и содействие об-ращению медных денег в империи. Ссуды Медный банк, полу-чивший из казны для своих операций 2 млн руб. медью, выдавал помещикам и владельцам заводов и фабрик под переводные векселя медной монетой из 6% годовых. Причем ссуда должна была вернуться в банк также медной монетой на 75%. Медный банк, помимо этих операций, выполнял также функции ипотечного банка, т.е. выдавал ссуды под залог душ. Ликвидирован этот банк был в 1763 г., поскольку не смог вернуть около 3 млн руб., которые раздал в ссуды.

К сожалению, Медный банк был не единственным банком России, который не смог вернуть розданные ссуды. Это стало своего рода тенденцией, причиной же послужило обеспечение ссуд землей с прикрепленными к ней крестьянами. Даже при очень небольшой процентной ставке на уплату процентов требо-валась сумма, превышающая доходы, которые клиенты банков получали от своих поместий. Землевладельцы в результате не погашали кредит и не платили по нему проценты, конфискация же имений почти не практиковалась.

С 1770 г. в Российской империи начался прием вкладов с выплатой по ним процентов. Оплата вкладов в государственных кредитных учреждениях производилась из расчета 5% годовых.

Во второй половине XVIII в. Дворянский банк был преобра-зован в Государственный заемный банк при одновременном уч-реждении Ассигнационного банка с предоставлением ему права выпуска ассигнаций без увеличения металлического покрытия. Это в определенной степени позволило на время решить про-блему постоянных бюджетных дефицитов. Государственный за-емный банк открыл свои операции 11 января 1787 г. и начал выдавать ссуды дворянству под залог населенных имений по 40 руб. за ревизскую душу из расчета 5% годовых и 3% в погаше-ние долга сроком на двадцать лет. В городах банк выдавал ссуды под залог домов и заводов из расчета 4% годовых и 3% в пога-шение кредита сроком на 22 года. Депозитные операции банк совершал с выплатой 4,5% годовых. 31 мая 1860 г. Государст-венный заемный банк был ликвидирован а его дела переданы Санкт-Петербургской сохранной казне.

Правление императора Александра характеризовалось тем, что власти страны встали на путь политических и экономиче-ских реформ. Составной частью этих реформ и реорганизации всей банковской системы стало создание Государственного бан-ка, который начал свою деятельность 2 июня 1860 г. В уставе банка было отмечено, что он учрежден «для оживления торго-вых оборотов и для упрочения кредитной системы». Казенные банки, ресурсы которых в значительных объемах использовались

в виде долгосрочных ссуд Государственному казначейству, ока-зались неплатежеспособными. Не спасло казенную банковскую систему ни расширение эмиссии кредитных билетов, ни выдача вкладов долговыми срочными процентными банковскими обяза-тельствами (непрерывно-доходными банковскими билетами), ни внешние займы. Государственная банковская система практиче-ски рухнула, что и вынудило правительство вступить на путь реформ. Было принято решение о ликвидации казенных кре-дитных учреждений и передаче их средств и обязательств создаваемому Государственному банку.

Первым Управляющим Государст-венного банка России был назначен барон А.Л. Штиглиц. В соответствии с Уставом банк являлся коммерческим банком краткосрочного кредита. Основной капитал банка -- 15 млн руб., резервный -- 3 млн руб. Государственный банк был подведомственен Министерству финансов и находился под наблюдением Совета государственных кредитных установлений. Характерной особенностью банка было то, что на протяжении 60--80-х гг., ему пришлось заниматься несвойственной банкам деятельностью -- ликвидацией доре-форменных банков и выкупной операцией, вызванной освобож-дением крестьян 1861 г.

На ликвидацию дореформенных государственных банков Госбанк с 1861 г. по 1886 г. затратил более 2,5 млн руб. При этом большую часть своих средств Государственный банк вкладывал в государственные и гарантированные ценные бумаги. Кроме того, он выдавал Государственному казначейству кратко и долгосрочные ссуды «на текущие нужды», т.е. авансы железным дорогам, расходы по иностранным вексельным операциям, выдача землевладельцам по выкупной операции наличных денег вместо 5%-ных билетов, огромные средства на русско-турецкую войну и т.д.

В течении этих 20 лет Государственный банк привлек вклады на сумму свыше 2 млрд руб. Коммерческая же деятельность банка до середины 90-х гг. в основном сводилась к развитию

торгового кредита, что выражалось почти исключительно в форме учета торговых векселей.

В 80--90-е гг. основным направлением работы Государствен-ного банка было подготовлено и проведение денежной рефор-мы. Задачей Госбанка в это время было накопление золотого запаса и борьба с колебаниями валютного курса с помощью де-визной политики.

В начале 1900-х гг. Государственный банк России считался одним из самых крупных и влиятельных европейских кредитных учреждений. Госбанк постоянно поддерживал коэффициент зо-лотого запаса на очень высоком по международным масштабам уровне. И для западных инвесторов это было гарантом сохран-ности их капиталов в России.

Новый этап в деятельности Госбанка начался после револю-ции 1917 г., в результате чего изменились не только направле-ния его деятельности, но и сама сущность Государственного банка.

Крупнейшим капиталистическим банком дореволюционной России был Русско-Азиатский банк, имевший 85 отделений в различных регионах страны и 17 зарубежных филиалов. К 1872 г. банковская система России состояла из государственного банка, общественных городских и земельных банков и частных банков долгосрочного и краткосрочного кредитования. Широкое развитие банковской системы было прервано Первой мировой войной и все же к 1914 г. в России насчитывалось 600 кредит-ных учреждений и 1800 отделений банков, делившихся на госу-дарственные, общественные и частные. После Октябрьской ре-волюции 1917 г. банковская сис-тема России в результате нацио-нализации банков была фактиче-ски ликвидирована.

В Декрете ЦИК от 14 декабря 1917 г. о национализации банков было указано, что он издается «в интересах правильной организа-ции народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковской спекуляции и все-мирного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковским капиталом и в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов единого Народного банка Российской республики" Декрет объявил банковское дело монополией государства и объединил все существовавшие в данный период времени частные акционерные банки и банкирские конторы с Государственным банком, которому были переданы их пассивы и активы. В тече-ние 1918--1919 гг. были ликвидированы все виды дореволюционных кредитных учреждений (земельные и городские банки, общества взаимного кредита). Банковскую деятельность моно-польно осуществлял Государственный банк, переименованный в Народный банк РСФСР. Однако и он декретом СНК от 19 января 1920 г. был упразднен, а его активы и пассивы переданы Бюджетно-расчетному управлению Наркомфина.

Переход к НЭПу несколько оживил банковскую деятельность. Декрет СНК от 30 июня 1921 г. отменил всякие ограни-чения денежных сумм, которые могли находиться в руках част-ных лиц, а также установил впервые в советском законодатель-стве начало неприкосновенности вкладов и банковской тайны. Но после НЭПа было запрещено вексельное обращение, закры-ты товарные и фондовые биржи. Это надолго прервало естест-венный процесс исторического развития кредитной системы России Теоретическая экономика. Политэкономия: Учебник /Под. ред. Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мильчаковой. -- М.: ЮНИТИ, Банки и биржи, 1997. -- С.355--357..

Глубокий экономический, социальный и финансовый кри-зис, охвативший все стороны жизни нашего общества, не мог не отразиться на становлении банковской системы России. Четко организованная банковская система является одним из важней-ших атрибутов рыночной экономики, ее центральным звеном. Расчетные и кредитные правоотношения составляют значитель-ный объем всех хозяйственных отношений между предпринима-телями -- физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы. Они являются неотъемле-мым элементом рыночной системы экономики, которая строит-ся на партнерских отношениях, предполагающих взаимный ин-терес и соответственно возмездный характер этих отношений. Расчетные и кредитные отношения осуществляются с участием кредитных организаций (банков).

Банки в условиях рыночной экономики являются главными звеньями кредитной системы. Банковским законодательством СССР и России 1988--1991 гг. одноуровневая структура банковской системы была преобразована в двухуровневую, включаю-щую Центральный банк Российской Федерации, а также филиа-лы и представительства иностранных банков. Первый уровень -- Центральный банк Российской Федерации, второй -- коммерче-ские банки.

В соответствии с законодательством создана сеть коммерче-ских банков: универсальных и специализированных, региональ-ных и отраслевых. Но как и во всех странах с рыночной эконо-микой, Центральный банк РФ является основным звеном бан-ковской системы. В течение 1988--1989 гг. в Российской Феде-рации было создано более 150 коммерческих и кооперативных банков в основном на базе денежных накоплений отдельных отраслей промышленности. По состоянию на 1 июля 1996 г. число коммерческих банков в России составило 2150.

Но с 1996 г. началось их сокращение. Причем не только за счет снижения темпов роста банков, а в связи с их банкротства-ми, ухудшением финансового положения. При этом особенно резко стало уменьшаться количество паевых, мелких банков и банков с иностранным участием. На 1 октября 1997 г. количест-во коммерческих банков сократилось до 1764.

В настоящее время в Российской Федерации преобладают мелкие и средние банки. По состоянию на 1 июля 2001 г. в Рос-сии действуют 1261 банк и 1322 кредитные организации. По форме собственности банки делятся на государственные, част-ные, смешанные, в соответствии с организационно-правовой формой -- на акционерные (открытого или закрытого типа), паевые, и с дополнительной ответственностью (в Российской Федерации таких банков нет). Основная часть банков сосредото-чена в Центральном районе, причем наибольшее количество -- в Москве. В основном преобладают универсальные банки, и прак-тически не развита сеть специализированных банков, в частно-сти ипотечных.

И все же банковская система Российской Федерации посте-пенно совершенствуется. При этом политика Центрального бан-ка РФ направлена на повышение устойчивости и надежности банковской системы.

Глава 2. Современная банковская система РФ

2.1. Правовое положение Центрального банка РФ

Центральный банк -- это банк, возглавляющий банковскую систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в инт
ересах национальной экономики.

Банковская система РФ является двухуровневой и включает Центральный банк РФ (Банк России) и кредитные организации.

При этом кредитная организация -- это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей дея-тельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кре-дитная организация образуется на основе любой собственности как хозяйственное общество.

Кредитные организации подразделяются на банки, осущест-вляющие весь спектр банковских операций, и небанковские кредитные организации, имеющие право на проведение отдель-ных банковских операций.

Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименова-нием.

Деятельность Центрального банка РФ определяется Консти-туцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, ЦБ РФ наделен широкими властными полно-мочиями по управлению денежно-кредитной системой Россий-ской Федерации, а с другой -- он является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.

Банк России осуществляет надзор за деятельностью кре-дитных организаций, прини-мает необходимые меры по защите интересов вкладчиков.

Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции:

1) программируют банков-скую деятельность, распро-страняя на нее правовой ре-жим предпринимательства и устанавливая свободу пере-движения капитала и финан-совых услуг;

2) устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами;

3) создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и дет нежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федера-ции.

Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того, Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета ди-ректоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское за-ключение. Помимо этого Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслуши-вает доклады его Председателя.

Банк России независим в пределах выполнения своих пол-номочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятель-ность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.

Банк России несет ответственность в порядке, установлен-ном федеральными законами.

Он имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов госу-дарственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают со-ответствующую доверенность в установленном порядке.

Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой -- юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и ино-странными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.

Таким образом, в рамках своей правоспособности ЦБ РФ наделен правом осуществ-лять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительст-вом РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, госу-дарственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими. Банк России не вправе осуществлять бан-ковские операции с юридическими лицами, не имеющими ли-цензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе.

Банк России имеет право представлять кредиты на срок не более одного годы, обеспечением для которых могут выступать:

-- золото и другие драгоценные металлы в различной форме;

-- иностранная валюта;

-- векселя в российской и иностранной валюте со сроком погашения до шести месяцев;

-- государственные ценные бумаги.

Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов ЦБ РФ, определяются Советом директоров Банка России.

Обеспечением кредитов ЦБ РФ могут выступать и другие ценности, а также гарантии и поручительства, устанавливаемые Советом директоров.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.