бесплатно рефераты
 

Банковская система Республики Беларусь (правовой аспект)

p align="left">- налагать штраф в размере от 50 до 200 минимальных заработных плат (с 2002 г. - базовых величин) на должностных лиц банка, виновных в досрочной выплате процентов по депозитам (вкладам) юридических и физических лиц, а также в начислении и (или) выплате повышенных процентов работникам банка;

- налагать на должностных лиц банка, уполномоченных принимать решения о выдаче кредитов, штраф в размере от 150 до 500 базовых величин за выдачу кредита заемщику, имеющему просроченную задолженность по ранее выданным ему кредитам.

15 июня 1998 г. Национальным банком было принято Положение о порядке создания, лицензирования и прекращения деятельности банков на территории Республики Беларусь [10, с.71].

Новый этап развития современной банковской системы был положен принятием Банковского кодекса Республики Беларусь. С его вступлением в силу перестали действовать Закон Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» и Закон Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. «О Национальном банке Республики Беларусь».

13 июня 2001 г. Указом Президента Республики Беларусь № 320 был утвержден Устав Национального банка Республики Беларусь, закрепивший основные положения деятельности центрального банка страны (Приложение № 1). 28 июня 2001 г. Национальным банком утверждены Инструкция о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций и Правила создания и регулирования деятельности банков на территории свободных экономических зон Республики Беларусь. 28 мая 2002 г. принят Указ № 274 «Об одобрении Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы». Было признано, что, несмотря на некоторое улучшение структуры активов и пассивов банков, привлечение и размещение банками ресурсов характеризуется:

- недостаточной диверсификацией источников формирования ресурсов банков и, в частности, низким удельным весом средств населения, ценных бумаг, эмитируемых банками;

- несоответствием пассивов и активов по срокам;

- низким удельным весом в пассивах банков привлеченных средств с длинными сроками, что сдерживает возможность их использования для инвестирования;

- недостаточно рациональным распределением банковских услуг по территориальному принципу (если на 1 февраля 2002 г. в Беларуси насчитывалось 511 филиалов, то сейчас функционируют только 458);

- низкой корпоративной и государственной гарантией сохранности средств, размещаемых в банках.

Кроме того, в Концепции отмечено, что банковский сектор слабо защищен от многочисленных рисков, в том числе системных; конкуренция в банковском деле невысока; нормативные правовые акты, регулирующие банковскую деятельность, нуждаются в совершенствовании; в платежной системе имеются неиспользованные возможности в повышении эффективности функционирования расчетно-платежного механизма, увеличения доли безналичных расчетов в системе розничных платежей, совершенствовании мониторинга и управления платежами, правил и процедур управления ликвидностью и рисками.

Стратегическими целями развития банковской системы Республики Беларусь были провозглашены:

- укрепление устойчивости банковской системы, обеспечивающее приближение ее параметров к европейскому уровню, интеграцию банковского сектора Беларуси в региональные и мировую банковскую и финансовые системы и исключающее возможность системных кризисов;

- проведение эффективной единой государственной денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

- повышение доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, населения республики.

В Концепции также выделены основные направления совершенствования государственной политики в отношении банков и небанковских кредитно-финансовых организаций:

- интегрирование денежной системы и банковского сектора экономики Республики Беларусь с Российской Федерацией, расширение и углубление взаимодействия с другими странами, международными финансовыми организациями;

- проведение денежно-кредитной политики, отвечающей динамичному социально-экономическому развитию страны;

- уменьшение участия государства в фондах банков;

- совершенствование налогообложения банков;

- усиление надзора и контроля за деятельностью банков;

- формирование нормативно-правовой базы, соответствующей новым условиям функционирования банков.

Современный этап развития и становления банковской системы начался с принятия Президентом Республики Беларусь Указа №27 от 15 января 2007 г. «Об утверждении Программы развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы», в котором определены приоритеты и параметры макроэкономического развития страны, для реализации которых необходимо повысить функциональную значимость и роль банковского сектора в экономике, эффективность проводимой денежно-кредитной политики.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие банковской системы прошло долгий путь становления и совершенствования, который подразделяется на определенные этапы, характеризующиеся своими особенностями. Каждый этап становления банковской системы сопровождался принятием сопутствующих нормативно-правовых актов, отвечающих потребностям текущих экономических и политических отношений в государстве.

2.2 Банковская система Республики Беларусь на современном этапе

Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального Банка Республики Беларусь и иных банков, в том числе банков с участием иностранного капитала и дочерних банков иностранных банков, зарегистрированных в установленном порядке на территории Республики Беларусь.

Первый уровень белорусской банковской системы Республики Беларусь представлен Национальным банком. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Банковского кодекса Национальный банк -- центральный банк Республики Беларусь, государственный орган Республики Беларусь, действующий исключительно в интересах. Республики Беларусь. Конституция выделяет его как главный банк государства.

Несмотря на достаточно длительное существование Национального банка, его правовой статус до сих пор является дискуссионным. Основная причина этого заключается в двойственности правового положения главного банка.

С одной стороны, для достижения целей, поставленных перед Национальным банком (ст. 25 БК), он наделен властными полномочиями. Эти полномочия позволяют говорить о Национальном банке как об органе государственной власти. В старой редакции БК не содержалось нормы о том, что Национальный банк относится к государственным органам. В настоящее время ч. 1 ст. 24 БК прямо указывает на то, что Национальный банк является государственным органом Республики Беларусь [10, с.74].

С другой стороны, центральный банк, бесспорно, является субъектом хозяйствования, несмотря на то, что его предпринимательская деятельность и ограничена рядом условий.

Две данные сферы функционирования Национального банка порождают двойственность его правового статуса, выражающуюся в переплетении публично-правового и частноправового аспектов. Эти аспекты не осуществляются независимо друг от друга. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В то нее время нельзя забывать, что, по сути, ориентационная устремленность Национального банка выражается двумя противоположно направленными векторами.

Сочетать два разнонаправленных компонента в одном образовании достаточно сложно. Можно констатировать, что в современном белорусском праве нет института, который смог бы отразить специфику правового положения Национального банка.

В большинстве зарубежных государств существует деление юридических лиц на лиц частного и публичного права. В связи с этим центральные банки в ряде стран имеют статус публичных корпораций (public corporations) - юридических лиц публичного права. Например, согласно ст. 2 Закона о Немецком Федеральном Банке последний является независимым федеральным институтом и юридическим лицом публичного права. Эта же конструкция применима и к Банку Италии. В соответствии со ст. 3 Закона о Банке Италия акции данного банка могут принадлежать только юридическим лицам публичного права -- сберегательным банкам, другим банкам, созданным в национальных интересах, организациям социального страхования [10, с.75].

Однако в белорусском законодательстве категория юридического лица публичного права отсутствует и, следовательно. Национальный банк она характеризовать не может. Предложения использовать ее без соответствующей правовой базы, выдвинутые относительно Банка России, но применимые и к Национальному банку Республики Беларусь, представляются необоснованными. Мнение, что, будучи наделенным властными полномочиями административно-правового характера, центральный банк выступает как «специальное юридическое лицо», не является аргументированным по той же причине.

Нельзя согласиться и с тем, что правовой статус Национальный банка сводится исключительно к его положению как органа государственной власти. Так, в России, где существует схожая проблема, центральный банк - это, прежде всего, структура административной власти и никакие «так называемые демократические формы... здесь немыслимы». Такой подход представляется однобоким.

В силу изложенных выше причин полагаем наиболее аргументированным и обоснованным мнение белорусских и зарубежных авторов, считающих, что правовой статус центрального банка имеет сложный, двойственный характер [17, с.123]. Для более, подробного его анализа необходимо обратиться к вопросам о месте Национального банка в системе государственных органов, его целях, функциях, компетенции и организационной структуре.

Важный аспект правового положения Национального банка сформулирован в ч. 2, 3 ст. 24 БК, где закреплено, что главный банк Республики Беларусь независим в своей деятельности и подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Содержание категории «независимость» в Банковском кодексе не раскрыто. В литературе также нет общепризнанного определения данного термина. Вместе с тем сама идея независимости центральных банков как гарантии противодействия инфляционным механизмам пополнения бюджета стала общепризнанной еще во второй половине XX в. [10, с.77].

Ее суть проста. Денежная власть - основа любой власти. Банки и другие кредитно-финансовые учреждения оказывают регулирующее воздействие на денежные потоки. Центральный банк представляет банковскую систему на уровне государственной власти. Закон не должен допускать, чтобы денежная власть концентрировалась в одних руках или превращалась в другую власть (например, исполнительную).

Чаще всего независимость центрального банка оценивается по таким критериям, как:

- финансовая независимость;

- осуществление банковского надзора;

- наличие законодательных гарантий независимости;

- стабильность правового регулирования статуса центрального банка в совокупности с усложненным порядком изменения основных актов в данной сфере;

- способность центрального банка самостоятельно устанавливать ориентиры для достижения законодательно определенных целей монетарной политики;

- процедура назначения, увольнения руководителей центрального банка и сроки их пребывания в должности;

- отсутствие представителей государственных органов в органах управления центрального банка;

- жесткие ограничения по кредитованию правительства и государственного сектора;

- неприкосновенность резервов центрального банка.

Характеристики этих параметров применительно к Национальному банку Республики Беларусь изучались различными авторами. Общий вывод по проведенным исследованиям заключается в наличии относительно низкой степени независимости Национального банка Республики Беларусь, что, в общем, характерно для постсоветских государств. Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы предусматривает уточнение статуса Национального банка Республики Беларусь, которое будет происходить в направлении повышения его самостоятельности, независимости и ответственности в выработке и проведении единой государственной денежно-кредитной политики, в осуществлении функций и решении задач центрального банка страны [10, с.78].

Что касается подотчетности Национального банка Президенту Республики Беларусь, то она означает:

- утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;

- назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь;

- определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка;

- утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка (2, ч. 4 ст. 24).

В соответствии с Законом «О Национальном банке Республики Беларусь» последний был подотчетен Верховному Совету, т.е. законодательной власти. Этот подход применен и в Российской Федерации, где Центральный банк является подотчетным по отношению к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (ч.1 ст. 4 Закона «О Центральном банке Российской Федерации»). Существуют и смешанные модели. Например, в США Федеральная резервная система несет ответственность за свою политику перед Конгрессом. Однако назначения в совет управляющих ФРС, включая назначение председателя и вице-председателя, осуществляются президентом с согласия Сената.

Современная белорусская модель сильного централизованного государства подразумевает взаимодействие Национального банка не с какой-то отдельной ветвью государственной властью, а с Президентом как Главой государства [10, с.80].

Такой подход порождает вопрос о месте Национального банка в системе органов государственной власти.

Очевидно, что по своей компетенции центральный банк Беларуси ближе всего к исполнительной ветви. В соответствии с ч. 6 ст. 37 БК Председатель Правления Национального банка является членом Правительства Республики Беларусь. Согласно п. 1.9 Указа Президента от 5 мая 2006 г. № 289, с изм. и доп. «О структуре Правительства Республики Беларусь» Председатель Правления Национального банка входит в Президиум Совета Министров. Однако это не значит, что Национальный банк относится к органам, подчиненным Правительству. Указом № 289 утвержден закрытый перечень республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и Национальный банк в него не включен.

Часть 1 ст. 37 БК закрепляет в качестве основы взаимоотношений Национального банка и Совета Министров их взаимодействие в проведении единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь. Национальный банк ежеквартально информирует Президента и Правительство Республики Беларусь о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь и об объеме эмиссии денег. Кроме того, Национальный банк обязан предварительно поставить в известность Правительство Республики Беларусь о выпуске в обращение новых банкнот и монет, за исключением памятных банкнот и монет.

Национальный банк и Правительство Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации. Правительство Республики Беларусь (а также Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь) и Национальный банк представляют друг другу в порядке и объеме, согласованных ими, на безвозмездной основе статистическую, аналитическую и полученную при осуществлении контрольных и надзорных функций информацию, необходимую для надлежащего выполнения их функций. Кроме того, Национальный банк консультирует Министерство финансов Республики Беларусь по вопросам выпуска (эмиссии) государственных ценных бумаг и погашения государственного долга Республики Беларусь с учетом их воздействия на состояние банковской системы Республики Беларусь и приоритетов денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Национальный банк организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь. Он также оказывает посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь на рынке государственных ценных бумаг, участвует в их обращении. Кроме того, Национальный банк выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам, выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь.

Национальный банк вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления.

Важно подчеркнуть, что Национальный банк и Совет Министров не отвечают по обязательствам друг друга. Однако в законодательных актах могут быть предусмотрены случаи ответственности Правительства по обязательствам центрального банка (2, ч. 5 ст. 37). Национальный банк не вправе предоставлять кредиты Правительству Республики Беларусь для финансирования дефицита республиканского бюджета и приобретать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением случаев, предусмотренных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и Президентом Республики Беларусь.

По данному вопросу следует заметить, что в подавляющем большинстве развитых стран законодательно установлены жесткие ограничения на предоставление центральными банками прямых кредитов казначейству. В Канаде, США, Японии такие кредиты либо вообще не предоставляются, либо выделяются в исключительных случаях. В странах - членах Европейского сообщества с 1994 г. действует общий запрет на предоставление центральными банками кредитов государственному сектору экономики. Подобная практика представляется положительным явлением.

В целом же считается, что белорусская модель независимости главного банка и положения его в системе органов государственной власти близка к британской и японской [17, с.32].

В соответствии со ст. 25 БК основными целями деятельности Национального банка являются:

1) защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

2) развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

3) обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

В ч. 1 ст. 4 БК уточняется, что денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Аналогичные нормы содержатся я в законодательстве других государств. Например, Закон об автономии Банка Испании 1994 г. сформулировал главной задачей Банка осуществление денежной политики, которая должна поддерживать общую экономическую политику правительства.

На подчиненность собственных целей центральных банков экономическим целям государства указывают и некоторые ученые. Кроме того, ряд авторов исходит из того, что поскольку денежно-кредитная политика находится в рамках общих целей экономической политики государства, то и цели экономической политики государства становятся долгосрочными целями денежно-кредитной политики. Соответственно эффективность денежно-кредитной политики усиливается при ее адекватности и взаимосвязи с общей социально-экономической политикой государства [10, с.83].

Вместе с тем, если исходить из концепции независимости центральных банков, становится очевидным, что самостоятельность целевых ориентиров главного банка является важнейшим фактором его собственной самостоятельности. Учитывая возрастающую популярность принципа независимости, конкретная цель поддержания стабильности цен с помощью специальных инструментов денежно-кредитной политики закреплена законодательно в ряде государств.

Важно подчеркнуть, что согласно ч. 2 ст. 25 БК извлечение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка. Это положение важно для разрешения вопроса об отнесении Национального банка к коммерческим или некоммерческим организациям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.