бесплатно рефераты
 

Банковская система Республики Беларусь (правовой аспект)

Банковская система Республики Беларусь (правовой аспект)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.А. КУЛЕШОВА»

Факультет экономики и права

Кафедра правоведения

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Банковская система Республики Беларусь

(правовой аспект)

Выполнила студентка 5 курса

дневного отделения

группы П-021

Научный руководитель

ст. преподаватель

Решение кафедры о допуске дипломной работы к защите в ГЭК

(протокол № от 2007 г.)

Могилев 2007

Содержание

Перечень используемых сокращений

Введение

1. Концептуальные основы банковской системы

1.1 Сущность и понятие банковской системы. Виды банковских систем

1.2 Главные составляющие банковской системы

2. Характеристика банковской системы Республики Беларусь

2.1 История развития банковской системы Республики Беларусь

2.2 Банковская система Республики Беларусь на современном этапе

2.3 Основные направления совершенствования банковской системы

Заключение

Список использованных источников

Перечень используемых сокращений

БК - Банковский кодекс Республики Беларусь

ГК - Гражданский кодекс Республики Беларусь

ЕЭП - Единое экономическое пространство

ЕврАзЭС

СНГ

МВФ

ЕБРР

АО

ОАО

ЕС

Введение

Банковская система - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков.

В совокупности все банки образуют систему. Банковская система - это внутренне организованная, взаимосвязанная общими целями и задачами совокупность банков конкретного государства. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального Банка Республики Беларусь и иных банков, в том числе банков с участием иностранного капитала и дочерних банков иностранных банков, зарегистрированных в установленном порядке на территории Республики Беларусь.

Тема данной дипломной работы актуальна и интересна, поскольку банковская система и банки в частности занимают одно из ведущих мест в проведении денежно-кредитной политики в нашем государстве, а стабильное функционирование банковской системы призвано обеспечить как стратегические цели (повышение устойчивости элементов системы: выполнение в полном объеме своих функций; укрепление доверия со стороны кредиторов и вкладчиков), так и выполнение целей денежно-кредитной политики. Банковскую систему можно определить как специфическую экономическую систему, сложность организации которой обусловлена иерархичностью строения, то есть наличием входящих в нее систем более низкого уровня и упорядоченностью взаимодействия между уровнями, а совокупность ее свойств не тождественна совокупности свойств, входящих в нее элементов. При этом свойства элементов зависят от свойств системы, а свойства системы -- от свойств ее частей.

Цель работы - на основе исследования действующего законодательства и научных публикаций проанализировать состояние банковской системы Республики Беларусь и определить возможные перспективы её развития.

Задачи данной работы: раскрыть содержание понятия и сущности банковской системы, проанализировать процессы зарождения и становления банковской системы Республики Беларусь, охарактеризовать и исследовать взаимоотношения между Национальным банком и банками второго уровня, выявить проблемы и определить перспективы развития банковской системы нашей республики.

Выполнение данных задач позволит более полно рассмотреть выбранную тему, что поможет не только овладеть теоретическим материалом, но и использовать приобретенные знания на практике.

Объектом исследования является банковская система Республики Беларусь (в правовом аспекте).

Предметом исследования являются общие закономерности возникновения, функционирования и развития банковской системы нашего государства, её сущность, структура, основные элементы и принципы.

Исследовав труды ученых на эту тему, законы, иные нормативно-правовые акты, материалы конференций, статьи журналов и газет можно прийти к выводу: многие ученые интересуются проблемой банковской системы, предлагают свои пути по ее совершенствованию, используя факты многолетних исследований и опираясь на статистические данные.

Цели и задачи исследования обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ, изучение, дедукция, оценка, синтез и так далее.

Автором настоящей дипломной работы исследованы и проанализированы нормативные правовые акты по состоянию на 01.04.2007 года, а также различные литературные источники.

1. Концептуальные основы банковской системы

1.1 Сущность и понятие банковской системы. Виды банковских систем

Банковская система является ключевым звеном кредитной системы, концентрирующим основную массу кредитных и финансовых операций. Банки являются одной из старейших и наиболее распространенных групп кредитных учреждений, выполняющих в настоящее время большинство кредитно-финансовых услуг и по существу являющихся институтами универсального (за исключением их небольшого числа) профиля.

Что касается определения банковской системы, то это совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, существующая в той или иной стране в определенный исторический период; составная часть кредитной системы.

Структура кредитной системы любого государства исторически развивается и совершенствуется, и на это влияют две группы факторов: экономические и юридические.

Каждое государство имеет свою структуру кредитной и банковской системы, свою организацию кредитного дела, банковской деятельности. Основой любой кредитной системы являются банки, но степень развития специализированных кредитно-финансовых организаций в государствах различна. Несмотря на особенности классификации банков, отличия в процедуре осуществления операций, правилах регулирования банков, организации работы и статусе органов банковского надзора, во всех странах учитываются международный опыт ведения банковского дела, рекомендации, стандарты международных финансово-кредитных организаций.

Все больше внимания уделяется вопросам обеспечения надежного функционирования банковских систем - как международных, так и национальных, что возможно, если исходить из основных принципов:

поддержки действительно надежных банков;

повышения открытости в деятельности банков;

контроля риска посредством пруденциального регулирования и надзора.

В истории развития банковских систем различных стран известно несколько их видов:

- двухуровневая банковская система (Центральный банк и система коммерческих банков);

- централизованная монобанковская система;

- уникальная децентрализованная банковская система (Федеральная резервная система США).

В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы.

Первый уровень банковской системы образует Центральный банк страны. Он выполняет следующие функции:

-осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует их обращения и изъятия из обращения, определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;

-проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнение финансового законодательства;

-предоставление кредитов коммерческим банкам;

выпускает и проводит погашение государственных ценных бумаг;

управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные финансовые операции;

- осуществляет регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных для центрального банка методов воздействия на коммерческие банки: проведение политики учетной ставки, операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами и регулирование норматива обязательных резервов коммерческих банков.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки подразделяются на:

-государственные, капитал которых принадлежит государству (например, центральные банки в Великобритании, ФРГ, Франции. Канаде, Беларуси);

-акционерные (например, в США);

-смешанные акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству (в Японии, Бельгии).

Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России), другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции) Но независимо от того, принадлежит или нет капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, особенно усилившиеся на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении экономической политики правительства.

Однако тесные связи с государством не означают, что оно может безгранично влиять на политику центрального банка независимо от принадлежности капитала центральный банк является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной парламентом. Управляющий банка, которого могут назначать парламент, президент, правительство, монарх, обычно не входит в состав правительства. Существенная степень независимости центрального банка является необходимым условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, например, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита.

В то же время независимость центрального банка от правительства носит относительный характер в том смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого согласования и тесной увязки ее основных элементов денежно-кредитной и финансовой политики. В долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты банка и государственного органа.

В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системой функции центральных банков в основном совпадают, но есть, естественно, и отличия. Так, например, во главе банковской системы Франции, которая характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем, а также преобладанием государственных кредитных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Центральный банк Франции Банк Франции наряду с двумя другими институтами (Национальный кредитный Совет и Комиссия по банковскому контролю), которые осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков, находится под руководством Министерства финансов. Банк Франции обладает монополией на эмиссию банкнот, но его задачи как банка государства ограничены, так как многие банковские операции выполняет само Казначейство Франции.

Истории известен и такой тип банковской системы, как централизованная монобанковская. По этому типу была построена банковская система СССР и многих других социалистических стран. Банковская система СССР складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы сберегательных касс. Госбанк СССР, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, выполнял функции кредитования различных отраслей народного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и долгосрочных сельскому хозяйству). Стройбанк осуществлял долгосрочное кредитование и финансирование капитальных вложений в различные отрасли народного хозяйства (кроме сельского хозяйства). Внешторгбанк проводил кредитование внешней торговли, занимался международными расчетами, операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами. Сберегательные же кассы привлекали денежные вклады населения, осуществляли оплату коммунальных других услуг. Монополия трех государственных банков приводила к тому, что кредиты зачастую выполняли роль второго бюджета. В этих условиях не использовался эффективный потенциал кредитного механизма, не было возможности проводить активную денежно-кредитную политику теми инструментами, которые известны в странах с рыночной экономикой.

Помимо двухуровневой структуры банковской системы, существует децентрализованная Федеральная Резервная Система (ФРС) США. Ее возглавляют 12 федеральных резервных банков в различных регионах страны, задачей которых является контроль за деятельностью банков членов ФРС и определение кардинальных направлений монетарной политики США. Членами ФРС являются 40% всех коммерческих банков. Остальные коммерческие банки работают «на свой страх и риск».

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Банковская система - это внутренне организованная, взаимосвязанная общими целями и задачами совокупность банков конкретного государства.

2. Существуют различные подходы к классификации банковских систем различных государств.

3. Особенности функционирования различных банковских систем зависят от экономических и юридических факторов.

1.2 Главные составляющие банковской системы

Система в целом представляет собой совокупность структурных элементов в их взаимосвязи. Поэтому определение банковской системы необходимо предварить выявлением ее структуры.

В ст. 136 Конституции Республики Беларусь сказано, что банковская система нашего государства состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков, Статья 5 Банковского кодекса добавляет, что эта система Республики Беларусь является двухуровневой.

Такая структура принята в подавляющем большинстве стран. Одноуровневая банковская система возможна, как правило, в двух случаях. Прежде всего, она функционирует на ранних этапах развития банковского права, когда в государстве еще нет центрального банка. Соответственно банки могут осуществлять любые принятые операции вплоть до эмиссии собственных денег [10, с.55].

Особое ответвление в эволюции центральных банков возникло в связи с функционированием данных институтов в странах с жестко централизованной нерыночной экономикой и, прежде всего, в СССР. В Советском Союзе центральный банк, по сути, представлял собой всю банковскую систему государства. Эта одноуровневая система прекратила свое существование в связи с распадом СССР, когда на базе республиканских контор Госбанка было создано 15 центральных банков независимых республик. Впоследствии новые государства отказались от одноуровневой банковской системы. Например, Банковская система Российской Федерации в настоящее время включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков (ч. 1 ст. 2 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности»).

В Беларуси законодатель более узко подошел к определению второго звена. Согласно ст. 5 БК к нему относятся лишь банки. В настоящее время у нас функционирует 27 банков (Приложение № 2).

На то, что в Беларуси существует именно банковская система, а не совокупность банков, указывают:

1) характер отношений между двумя уровнями системы. Национальный банк осуществляет банковское регулирование, направленное на поддержание банковской системы в оптимальном состоянии [10, с.59].

По общему правилу, закрепленному в ст. 49 БК, Национальный банк и иные банки не отвечают по обязательствам друг друга. Исключение составляют, во-первых, случаи, когда они сами принимают на себя такие обязательства. Во-вторых, исключения из общего правила могут быть предусмотрены в актах большей силы, нежели БК. Так, согласно ил. 1.1 и 1.2 Декрета Президента Республики Беларусь от 20 апреля 1998 г. № 4 «О гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах) в банках Республики Беларусь» государство гарантирует полную сохранность средств физических лиц в иностранной валюте, размещенных на счетах и во вкладах (депозитах) в банках, уполномоченных обслуживать государственные программы (Сберегательный банк «Беларусбанк», Белагроггромбанк, Белпромстройбанк, Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвест-банк», Белвнешэкономбанк, Приорбанк), и возврат этих средств с учетом начисленных по ним процентов в валюте счета или вклада (депозита) по первому требованию вкладчиков. Безусловное выполнение обязательств по возврату обеспечивает Национальный банк;

2) характер отношений между банками второго уровня (банки равноправны);

3) тесная взаимосвязь элементов банковской системы между собой. Одним из проявлений этого является знаменитый «эффект домино». Так, начало первого международного банковского кризиса было положено закрытием германского банка Bankhaus Herschtatt (1974), второго -прекращением итальянского Banco Ambrisiano (1982), третий (1991) и четвертый (1995) кризисы были связаны с закрытием английских The Bank of Credit and Commerce International (Банк международного кредита и торговли) и Barings Bank соответственно;

4) наличие у каждого элемента банковской системы определенной независимости от принуждения извне [10, с.60].

Существует мнение, что в банковскую систему кроме банков входят также небанковские кредитно-финансовые организации [17, с.35]. Эта точка зрения обоснована, если учесть, общность деятельности и значительную схожесть правового статуса банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Выше уже отмечалось, что Российская Федерация восприняла данный подход. Согласно ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в банковскую систему входят не только банки, но и небанковские кредитно-финансовые организации. Очевидно, что в данном случае речь идет не о банковской системе, а о системе кредитных организаций. Однако российский законодатель считает данные понятия синонимами.

Кроме того, в банковскую систему иногда включают -- создаваемые при высших органах государственной власти комитеты, советы, комиссии, создаваемые центральным банком советы, группы экспертов [15, с.29].

В соответствии с п. 24 Устава Национального банка в целях совершенствования денежно-кредитной политики и банковской системы Республики Беларусь при Национальном банке создан Консультативный совет. В его функции входит оказание Национальному банку экспертных, информационных и консультативных услуг. Председателем Консультативного совета является Председатель Правления Национального банка. Совет состоит из представителей: Президента Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка, банков и экспертов. Консультативный совет действует в соответствии с Положением.

Следует назвать и такие производные банковские образования, как союзы и ассоциации, (ст. 21 БК). Чаще, всего их относят к структурам, близким к банковской системе. В Беларуси функционирует Ассоциация белорусских банков, созданная в 1990 г. В настоящее время она объединяет 18 республиканских банков, 1 представительство иностранного банка и несколько организаций, деятельность которых связана с функционированием банковской системы. Основными целями Ассоциации в соответствии с ее Уставом являются:

- представление и защити прав и законных интересов своих членов;

- координация деятельности банков и повышение эффективности их работы;

- содействие выработке и осуществлению денежно-кредитной политики и развитию банковского дела в республике.

Кроме того, банки могут создавать на договорной основе определенные объединения (временные или постоянные) для участия в кредитовании крупных проектов. Вопрос об отнесении: таких образований к банковской системе является спорным. Также невыясненной остается проблема положения финансово-промышленных и иных хозяйственных групп с участием банков и небанковских кредитно-финансовых организаций групп [10, с.62].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.