бесплатно рефераты
 

Банковская система

Банковская система

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

(ФГОУВПО «РГУТиС»)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА «ФИНАНСЫ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы и кредит»

на тему: «Банковская система»

Выполнила студентка группы ММ-61

очной формы обучения

Лучинина Е.О.

№ зачетной книжки 26/06

Руководитель:

доц., к.э.н. Штопорова Л.П.

Дата сдачи: «___» __________ 20__ г.

Дата защиты: «___» __________20__ г.

Оценка:________________

_________________(Штопорова Л.П.)

2009

Содержание

Введение

1. Общая характеристика банковской системы

2. Центральный банк Российской Федерации (Банк России)

2.1 Инструменты денежно-кредитной политики Банка России

2.2 Операции Банка России

3. Коммерческие банки

Заключение

Список литературы

Введение

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

В настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Банки прочно вошли в нашу жизнь. Они обеспечивают жизнедеятельность экономики, оставаясь при этом не на виду у широких масс. Но это не повод забывать об их проблемах и потребностях, которые нужно решать и обеспечивать. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших и чрезвычайно сложных задач, стоящих перед современной Россией. Только таким путем можно создать благоприятные условия для развития и деятельности банковской системы - необходимого компонента для эффективной деятельности рыночных механизмов. Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты методы обслуживания клиентуры.

В данной курсовой работе анализируется устройство и функции банковской системы, её структура в условиях России, оценивается влияние банков на экономическое развитие государства, а также рассматриваются основные виды операций, проводимые в настоящее время кредитными учреждениями.

1. Общая характеристика банковской системы

В административно-командной экономике финансово-кредитная система являлась в основном проводником принятых решений. В настоящее время формируется финансовый рынок как сфера обращения (купли-продажи) денежных ресурсов, ценных бумаг, иностранных валют. Он предоставляет Субъектам предпринимательства многовариантную возможность получения источников финансирования или выгодного вложения временно свободных средств.

Банки и другие финансово-кредитные учреждения, а также эмитенты оказывают финансовые услуги, привлекают и предоставляют на коммерческой основе средства. Предприятия имеют возможность делать вклады в банк на рублевые или валютные счета, на депозиты, приобретать или продавать ценные бумаги и т.д. Каждое предприятие на основе глубокого изучения конъюнктуры финансового рынка с учетом действующего законодательства по его регулированию формирует оптимальный портфель финансовых вложений и заимствований.

Современные банковские системы имеют сложную структуру. В основе классификации системы лежит характер услуг, которые учреждения финансового сектора предоставляют своим клиентам. Можно выделить три важнейших элемента финансово-кредитной системы:

центральный (эмиссионный банк);

коммерческие банки;

3) специализированные финансовые учреждения (ломбарды, страховые, сберегательные и т.д.).

В зависимости от взаимосвязей банков и характера выполняемых ими функций различают два типа построения банковской системы: одноуровневую (распределительную, централизованную) и двухуровневую.

Для стран с административно-командным режимом управления характерна одноуровневая банковская система. Ее особенность заключается в том, что все банки, в том числе центральный, выполняют аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию хозяйства. Хотя в системе формально имеется несколько банков, на практике центральный банк берет на себя функции коммерческих банков, выступая единым кредитно-расчетным и валютным центром. Все остальные банки осуществляют свои операции в соответствии с директивами центрального банка. Такая система функционировала в рамках Советского Союза. Функции центрального банка и финансирование текущих расходов предприятий всех отраслей народного хозяйства в СССР выполнял Госбанк СССР, а Промстройбанк СССР осуществлял финансирование капитального строительства.

В странах с развитой рыночной экономикой и в России действует двухуровневая банковская система, для которой характерно строгое разделение функций центрального и коммерческих банков.

Двухуровневая система состоит из трех элементов:

центрального банка страны (главный банк банковской системы);

коммерческих банков (основа банковской системы);

учреждений банковской инфраструктуры, создающей информационное, методическое, научное и кадровое обеспечение банковской деятельности. К этим учреждениям относятся службы: по обработке, передаче и хранению информации, международных систем межбанковской коммуникации; страховые структуры; расчетные палаты; аудиторские службы; центры торговли валютой, межбанковскими кредитами; системы подготовки кадров для банков.

На процесс развития банковской системы и таким образом на ее роль в социально-экономическом развитии страны влияет совокупность факторов, как внешних по отношению к банковской системе, так и внутренних.

К внешним факторам относятся экономические, политические, правовые, социально-психологические и форс-мажорные.

В число экономических факторов входят принципы исполнения федерального бюджета, характер реализуемой денежно-кредитной политики, сложившаяся система налогообложения, результаты проведения экономических реформ, формирующие общие условия функционирования банковской системы. Так, при экономическом росте, как правило, увеличивается число субъектов хозяйствования, растут экономические связи, что влечет за собой соответствующий рост спроса на банковские услуги со стороны как предприятий и организаций, так и населения.

В случае кризисного развития наблюдаются противоположные процессы, угнетающие банковскую систему в целом, усложняющие деятельность отдельных банков, снижающие их надежность и ликвидность. Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов, как чрезмерный налоговый пресс на прибыль банков, отсутствие достаточных ресурсов для осуществления банковских операций, убыточность значительного числа крупных и средних предприятий, общее снижение уровня доходов населения.

Совокупность экономических факторов отражает состояние экономики, выраженное в интенсивности и способах установления экономических отношений с участием банков.

К политическим факторам относятся те решения органов государственной власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях, которые влияют на характер решений, принимаемых субъектами банковской системы. К основным решениям, принимаемым Банком России и субъектами банковской системы, относятся:

разработка денежно-кредитной политики;

участие в формировании государственного бюджета и его пропорций;

участие в разработке основных направлений совершенствования налогообложения;

участие в развитии национального хозяйства, его отдельных отраслей и предпринимательства путем их кредитования;

разделение ответственности государства и бизнеса перед обществом.

Правовые факторы оказывают существенное воздействие на функционирование банковской системы. Принятое законодательство оказывает влияние на развитие банковской системы путем регулирования тех или иных банковских операций или сделок, разрешая или запрещая их.

Экономические, правовые и политические факторы во многом определяют комплекс социально-психологических факторов.

К социально-психологическим факторам относится уверенность большинства населения в правильности проводимых экономических преобразований, в стабильности налогового, таможенного, валютного законодательства, хороших перспективах для экономики в целом и ее отдельных частей. Все перечисленное в совокупности формирует уровень доверия к банковской системе, готовность осуществлять банковские операции и пользоваться банковскими услугами. В этом случае доверие к банковской системе определяет и более эффективное выполнение ею функций обеспечения финансирования потребностей экономического развития за счет привлечения финансовых ресурсов населения и иностранных инвесторов.

Форс-мажорные обстоятельства являются следствием стихийных бедствий и непредсказуемых событий, которые приводят к сбоям в платежных системах. Они могут быть разделены па следующие виды:

природные (наводнения, землетрясения, ураганы), которые технически затрудняют функционирование банковской системы;

политические (закрытие границ, введение международных запретов на экономические отношения с другими государствами, военные конфликты), которые приводят к необходимости существенного пересмотра условий взаимодействия банков и их клиентов;

экономические (отказ государства от выполнения своих финансовых обязательств, изменения правил расчетов, системы налогообложения, введение ограничений на экспортно-импортную деятельность, кризисы на финансовых рынках), которые приводят к затруднениям банков и клиентов, вызванным общей неопределенностью хозяйственной деятельности. При этом как бы долго ни готовились реформы (налоговая, расчетов и т.п.), форс-мажорный характер их влияния на банковскую систему не меняется, поскольку предугадать или зарегламентировать все нюансы экономических отношений не представляется возможным.

Под внутренними факторами, влияющими на результаты функционирования банковской системы как единого целого, следует понимать совокупность факторов, которые формируются субъектами банковской системы и определяются следующими основными моментами:

ролью и авторитетом Банка России в банковской системе;

компетенцией руководителей банков и квалификацией банковских работников;

уровнем межбанковской конкуренции и ее характером;

степенью осознания банковским сообществом своей роли в экономике и целей развития банковской системы;

сложившимися банковскими правилами и обычаями.

В России, как и в большинстве стран, банковская система является двухуровневой.

В Законе о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) отмечается, что банковская система включает в себя Банк России, кредитные организации и их ассоциации.

Банковская система Российской Федерации представлена как Универсальными банками, так и специализированными.

Перечисленные компоненты образуют систему, объединенную общими функциями (банковская деятельность -- осуществление, обеспечение, регулирование) и целями (обслуживание денежно-кредитного обращения).

В банковской системе Российской Федерации существуют связи двух типов: между однопорядковыми элементами банковской системы и Банком России с остальными ее элементами. Связи первого типа обеспечивают отношения координации между указанными элементами системы, в то время как связи второго типа перерастают в отношения субординации, которые главным образом обеспечивают целостность системы и слаженность ее функционирования. Структура банковской системы государства приведена на рис. 1.

Рис. 1. Банковская система Российской Федерации

2. Центральный банк Российской Федерации (Банк России)

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. Он выступает посредником между государством и экономикой. Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия -- 50%, Япония -- 55%), центральный банк, осуществляя свою деятельность на макроуровне, отражает общенациональные интересы, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной отрасли национального хозяйства, а в интересах государства в целом.

Центральный банк в России был создан на базе Госбанка СССР первоначально в виде Госбанка РСФСР, который в декабре 1990 г. был переименован в Центральный банк РСФСР (Банк России), а затем в апреле 1995 г. -- в Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Центральный банк Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банка.

Национальные банки республик, входящих в состав Российской Федерации, являются территориальными учреждениями Банка России. Они не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров Банка России.

Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением об этих учреждениях, утверждаемым Советом директоров.

Органами управления Банка России являются:

Председатель Банка России;

Совет директоров Банка России;

Национальный банковский совет.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России независим в своей деятельности от Правительства РФ. Банк России -- юридическое лицо, он не регистрируется в налоговых органах, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банка. Нормативные акты, издаваемые Банком России, обязательны для органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Проекты федеральных законов, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Банка России, должны направляться на его заключение.

Банк России подотчетен лишь Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума по представлению Президента Российской Федерации выполняет следующие функции:

назначает сроком на четыре года председателя и членов высшего органа Банка России -- совета директоров;

рассматривает годовой отчет Банка России и аудиторское заключение;

определяет аудиторскую фирму для аудиторской проверки банка;

заслушивает доклады председателя о деятельности Банка России дважды в год (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

В то же время Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель Банка или один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ. Министр Финансов и министр экономики или их заместители принимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. Банк России и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. В частности, Банк России консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия па состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

При Банке России создан Национальный банковский совет, в который входят представители палат Федерального Собрания, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, а также министр финансов и министр экономики, представители кредитных организаций и эксперты. Национальный банковский совет регулярно рассматривает концепцию совершенствования банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования, наиболее важные вопросы регулирования деятельности кредитных организаций, осуществляет экспертизу проектов законодательных и иных нормативных актов в области банковского дела.

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, РКЦ, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления деятельности. Национальные банки республик являются территориальными учреждениями Банка России, не имеют статуса юридического лица и права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения совета директоров.

Руководство и управление Банком России осуществляет его высший орган -- совет директоров. В этот коллегиальный орган входят председатель Банка России и 12 членов, работающих в банке на постоянной основе. Совет директоров совместно с Правительством РФ разрабатывает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики. Он устанавливает экономические нормативы и нормы обязательных резервов для кредитных организаций, принимает решения об изменении процентных ставок Банка России, определяет лимиты операций на открытом рынке, условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России, объемы выпуска и изъятия наличных денег из обращения.

Основные цели, функции и операции Банка России определены Законом о Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (ст. 3) с внесенными впоследствии дополнениями. В их число входят:

защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Достижение этих целей осуществляется путем выполнения Банком России своих функций, сформулированных в ст. 4 указанного Закона, а именно, Банк России:

во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную и денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

определяет правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимые для выполнения основных задач Банка России;

осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.