бесплатно рефераты
 

Банковская система

p align="left">С целью обеспечения финансовой устойчивости банков, стабильности денежно-кредитной системы, защиты интересов вкладчиков национальным банком установлены экономические нормативы, обязательные для выполнения банками.

В число пруденциальных нормативов, устанавливаемых национальным банком для их обязательного соблюдения, входят:

Минимальный размер уставного фонда банка.

Коэффициент достаточности собственных средств.

Максимальный размер риска на одного заемщика.

Коэффициент ликвидности.

Лимиты открытой валютной позиции.

Уставный фонд банка служит обеспечением его обязательств, является основным источником проведений банковских операций и формируется за счет продажи акций либо взносов учредителей. Увеличение уставного фонда банка может быть образована за счет выпуска дополнительных акций, в том числе за счет капитализации прибыли банка и обмена облигаций банка на его акции за счет увеличения номинальной стоимости акций. По способу формирования уставного фонда банки второго уровня Казахстана подразделяются на: акционерные, частные, коммерческие, совместные, дочерние, государственные, и межгосударственные. Наибольшая доля приходится на акционерные банки (60%) из общего числа.

Коэффициент достаточности капитала определяется отношением собственного капитала банка и рисковых активов, где минимальный коэффициент достаточности капитала определен на уровне 8%.

Максимальный размер риска на одного заемщика рассчитывается как отношение размера риска (совокупная задолженность по ссудам одного заемщика плюс сумма забалансовых обязательств выданных в отношении этого заемщика) к собственному капиталу банка.

Норма коэффициента ликвидности, определяющаяся отношением ликвидных активов и обязательств, должна быть не менее 0,3.

Несоблюдение экономических нормативов характерно для мелких банков. Крупными же банками необходимые нормативы соблюдаются, что дает положительный эффект на развитие банковской структуры и повышения доверия к ней.

Кредитный портфель.

Состояние кредитного портфеля банка - определенного рода индикатор финансового положения банка, и его качества зависят от политики банка в части размещения своих активов, но являясь основным источником доходов банка, кредитный портфель - главный источник риска для размещения своих средств. В соответствии с нормативными актами НБ, установлен единый порядок классификации ссудного портфеля и формирование резервов для покрытия убытков от кредитной деятельности. В целях обеспечения надлежащего уровня контроля и надежности своей деятельности в соответствии с характером и масштабом проводимых операций банки обязаны осуществлять классификацию выданных кредитов и других активов, выделяя сомнительные и безнадежные долги и создавая против них провизии в порядке и на условиях, устанавливаемых НБ в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Ссуды, предоставляемые банками, подразделяются по качествам на следующие группы:

Стандартный кредит - это кредит, срок возврата которого не наступил и качество которого не вызывает сомнения, т.е. заемщик является финансово-устойчивым хозяйствующим субъектом, имеющим высокий уровень обеспеченности собственным капиталом, высокую норму рентабельности. У банка имеется на него кредитное досье. При оценке репутации существенную роль играет отношение заемщика к своим обязательствам в прошлой деятельности.

Нестандартный кредит - это кредит несущий незначительный риск, который связан с задержкой возврата кредита до 30 дней и пролонгированный не более одного раза. Т.е. это кредиты выданные клиентом, финансовое положение которых стабильное, но имеются определенные неудовлетворительные показатели.

Неудовлетворительный кредит-это кредит длительность просрочки которого составляет от 30 до 60 дней со дня вынесения задолженности на счет просроченных ссуд и пролонгированный более одного раза. Кредиты, выданные клиентам, не имеющим кредитного досье с момента выдачи, относится к данной группе кредиторов независимо от соблюдения срока платежей.

Сомнительный кредит-это кредит длительность просрочки которого составляет от 60 до 90 дней со дня вынесения задолженности на счет просроченных ссуд.

Убыточный кредит-это кредит срок просрочки по которому превышает 90 дней со дня вынесения задолженности на счет просроченных ссуд.

Специализированные кредитно-финансовые организации

Специализированные кредитно-финансовые организации возникли в 19 веке. Длительное время они играли в денежно-кредитной сфере подчиненную роль уступая коммерческим банкам однако их роль резко возросла в странах с рыночной экономикой после второй мировой войны. Это произошло, с одной стороны, из-за усиления значения операций, на которых специализировались эти организации, а с другой - из-за проникновения этих финансово-усилившихся специализированных институтов в сферу действия коммерческих банков. Примером могут быть пенсионные фонды, капиталы которых сильно возросли в последние десятилетия и которые являются на западе одними из крупнейших покупателей ценных бумаг.

Инвестиционные банки занимаются эммисионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Они не имеют право принимать депозиты и привлекают капиталы, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. В Казахстане они не многочисленны.

Важное место в кредитной системе занимает обширная группа сберегательных учреждений. Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки, доверительно-сберегательные банки, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные кооперативы.

Для страховых компаний характерна специфическая форма привлечения средств - продажа страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги. Они также предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству. В будущем ожидается их рост в 3,5 раза.

Пенсионный фоны различаются по организации и управлению, по структуре активов. Так имеются застрахованные фонды (управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности - банками), фундированные (их средства инвестированы в ценные бумаги) и нефундированы (пенсии выплачиваются из текущих поступлений и доходов) и т.д..

Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для покупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства инвестиционных компаний, т.к. благодаря значительной диверсификации (вложение средств в различные предприятия) достигается известное рассредоточение активов, снижается опасность потери сбережений из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен капитал. Инвестиционные чековые фонды в Казахстане являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями.

Участие в кредитной системе различных кредитно-финансовых институтов и ост заинтересованности в ее обслуживании расширили и финансовые возможности индивидуальных возможностей и фирм. Владелец даже мелкой фирмы получает большой выбор источников кредитования.

Иностранные банки

Достаточно заметное место в экономике Казахстана играют иностранные банки. На сегодняшний день иностранные банки составляют одно из крупных банковских подразделений в республике. Это связано с зарубежной экспансией компаний являющихся основными клиентами банков, с развернувшимися процессами дерегулирования и либерализации. Рост числа иностранных банков, а из на сегодняшний день 6, зависит от многих факторов таких как: режим допуска иностранных банков и регулирование их операций; Роль внешней торговли и прямых иностранных инвестиций в экономике страны; наличие в стране международных финансовых центров, в частности центров операций с евровалютой, определяющих возможности международной экспансии: уровень развития национального рынка, в том числе кредитно-финансового и перспективы расширения местных операций; уровень налогообложения качество и эффективность технологической инфраструктуры. Согласно Закону «о банках и банковской деятельности» открытие дочерних банков банками - нерезидентами РК может быть разрешено только тем банкам, которые имеют определенный рейтинг одно из основных рейтинговых агентств. Основными иностранными учредителями банков нерезидентов являются США, Саудовская Аравия, Турция, Китай, Нидерланды, Лихтенштейн, Королевство Люксембург, Голландия, Россия, Узбекистан, Кыргызстан.

Так как Казахстан оценивается как высоко привлекательная для внешнего инвестирования страна, то в республике продолжается процесс привлечения иностранного капитала в виде банковского. Деятельность существующих иностранных банков характеризуется стабильностью и уравновешенностью. С момента образования иностранными банками не допускалось резкое невыполнение экономических нормативов Нацбанка, что является результатом обретения определенной доли финансового рынка республики. На внутреннем рынке банки с иностранным участием предпочитают работать осторожно, так как Казахстанский финансовый рынок нельзя назвать устойчивым.

Одной из положительных тенденций, которые наблюдаются на сегодняшний день в банковской системе Казахстана является позитивность процентных ставок по депозитам. Банки добились позитивности процентных ставок по депозитам, сумев тем самым привлечь к себе новых клиентов. Потенциальные вкладчики также ощутили «весомость» предлагаемых банковских процентных ставок, а это вкупе с достаточной надежностью вложения средств в банковскую систему способствовало очевидному увеличения притока средств в виде депозита.

Тем не менее не секрет, что банковская сфера республики переживает не лучшее время на фоне общеэкономического кризиса. Отсутствие до недавних пор четкой законодательной основы, необеспеченность банков соответствующий методической базы неразберихи, связанные с установлением размеров уставных фондов малых и больших банков, с механизмами санации, банкротство... Все это порождало немало проблем и препятствовало нормальному функционированию банковского сектора.

Так, на сегодняшний день главным узким местом денежно-кредитной политики Национального банка РК является подавляющее преобладание высокомонополизированной государственной собственности, которая в свою очередь искажает роль кредита в экономике и делает нереальным достижение конечных целей денежно кредитной политики - сдерживание инфляции и укрепление тенге, не говоря о предотвращении падения производства и инвестиций.

Проблематикой сегодняшнего дня, на мой взгляд, является также то обстоятельство, что коммерческие банки не стремятся использовать свои возможности для предоставления кредитов производству. Значительная доля активов хранится ими в виде средств на корреспондентских счетах в Нацбанке. Возможно, это объясняется рыночным характером их деятельности, направленной на получение прибыли. Однако особенности современного переходного периода, в частности, нестабильность макроэкономических показателей, делают кредитование посреднической деятельности наиболее выгодной в краткосрочном периоде.

Что же касается вопросов финансирования, то предприятия не стремятся получать кредиты в банках из-за высоких процентных ставок. Казахстанские банки оказались более заинтересованными в максимальном увеличении собственных быстрых прибылей, чем в обеспечении долгосрочных преобразований в стране. В условиях нехватки денежных средств и высокого уровня инфляции в ранний период в ранний период преобразований банки старались сохранить более высокую ликвидность маневра и потому стремятся инвестировать только краткосрочные программы. Они предпочитают финансировать, например, коммерческие проекты с кратким периодом возврата денег и исходно с высокими ставками оборота, чем производителями с их большими долгами, высокими затратами на реконструкцию и неопределенными перспективами.

Одной из острейших проблем, которая на сегодняшний день тревожит банки Казахстана является проблема долгов и неплатежей. Только за первое полугодие 1996 года кредиторская задолженность составляла 390 млрд. тенге: просроченная задолженность выросла более чем в три раза, а дебиторская почти в три раза и поднялась до 290 млрд. тенге, т.е. общая сумма долго достигла почти 11 млрд. долларов США. В течение последующего квартала темпы роста долгов не уменьшились, а его масштабы стали угрожающими. Решение этой проблемы становиться сверх актуальными требует мобилизации всех сил.

Важно учитывать и сопутствующую переходному периоду общую дестабилизацию экономических условий, провоцирующую спекулятивные устремления, использование недобросовестных способов «обернуть капитал». Когда систематические сбои в расчетах перерастают в платежный кризис идет разрушение всей кредитной системы. Так, в одних случаях «средства в расчетах «замораживаются» по чисто техническим причинам, увеличивая нагрузку на резервы банковской системы и требуя дополнительной кредитной эмиссии; в других случаях сознательно задерживается перевод платежей адресатам, а «временно экспроприированные» ресурсы пускаются в оборот и приносят прибыль. Когда не обеспечивается жесткая финансовая платежная дисциплина, исчезают стимулы к реорганизации неэффективного производства у предприятий и угроза их банкротств, то по сути, консервируется ресурсорасточительность всей хозяйственной системы. Еще более опасное последствие платежного кризиса - раскручивание инфляции (избежать дополнительной кредитной эмиссии, как правило, не удается), либо возврат к прямым товарообменным бартерным) операциям.

Какие же задач стоят пред банковской системы?

В своем реформированном виде банковский сектор должен в максимальной степени отвечать задачам построения основ рыночной экономики. Иными словами, интересы банков должны способствовать и, во всяком случае не препятствовать решению общенациональной задачи реструктуризации экономики и движения к рынку.

Банковская система призвана обеспечивать экономически оправданное (в кратко - и долгосрочном плане) распределение финансовых ресурсов, стимулировать, а не подавлять конкурентные отношения, приватизацию, перестройку ценообразование и ценовых пропорций.

Банковский сектор должен удерживать в достаточно стабильном состоянии денежно-кредитную систему, в частности, препятствие бесконтрольному наращиванию дефицита госбюджета и раскручиванию гиперинфляционных процессов. Одно из необходимых условий для этого - независимость Нацбанка во взаимоотношениях с правительством.

Банки должны создавать условия для «открытия» экономики, обеспечивая обслуживание международного движения товаров, прямых и портфельных инвестиций, рабочей силы, содействуя переходу к конвертируемости национальной валюты.

Банкирство, по определении, должно не только обеспечивать финансовую дисциплину, но и заставлять клиентуру учится считать деньги, а в конечном счете - развивать экономическое мышление, предприимчивость участников хозяйственной жизни.

На сколько отвечает этим требованиям современный банковский сектор в Казахстане?

Двух уровневая структура банковского сектора казахстанской экономики фактически отражает попытку построит ее по аналогии с банковской структуры развитых стран с развитыми рыночными отношениями. Таким образом, она сформирована для условий когда основной категорией выступает капитал. Обеспечивая формальное сходство с банковскими структурами развитых стран и ориентируя деятельность коммерческих банков исключительно на прибыль, архитекторы двухуровневой банковской системы по существу блокировали или, во всяком случае значительно ограничили участие кредитных ресурсов в реальном инвестиционном процессе, поскольку последний сопряжен со значительным снижением оборачиваемости средств и дополнительными кредитными рисками.

Однако в результате предпринятых преобразований была сформирована функционирующая сегодня банковская система РК. И, как уже отмечалось ранее данная система не совсем соответствует требованиям эффективной рыночной экономики. Перед казахстанскими банками стоит ряд важных проблем, которые требуют немедленного решения.

Очевидно, более динамичный и управляемый ход реформ в банковском секторе позволили бы всей экономике менее болезненно преодолевать переходный период. Инфляционные последствия дефицита госбюджета, иждивенческое отношение государственных предприятий к кредитным ресурсам могли бы быть менее драматичными, если бы до либеризации цен состоялся переход взаимоотношений между Нацбанком и правительством на качественно новую основу (оформление кредитов правительству ценными бумагами, проведение четкой грани между структурной и денежной политикой).

На ряду с этим, как показала практика истекших лет, в течении которых, по существу был построен каркас новой банковской системы Казахстана, были отмечены прежде всего динамичным ростом ее «нижнего» этажа. Мелкие банки при нормальной организации своей деятельности могли бы эффективно обслуживать нарождающийся мелкий бизнес, локально работать с узким кругом клиентуры. Проблема в другом: большинство мелких и даже средних казахстанских банковских учреждений пока не в состоянии полноценно выполнять функции коммерческого банка.

Выше изложенные рассуждения позволяют сделать вывод, что политика Нацбанка направленная на деррективное увеличение уставных фондов коммерческих банков имеет свои положительные результаты. В связи с вышеперечисленными видится, что стратегический курс развития банковской системы в Казахстане - это образование крупных универсальных коммерческих банков, отличающихся глубокой диверсификацией деятельности. В определенной мере этому будет способствовать проводимая в республике приватизация банков второго уровня.

Несмотря на то, что формирование рынка в нашей стране в значительной степени связана с развитием мелкого бизнеса и средних предприятий, все-таки структуру современного рынка определяют и будут определять дальше крупные объединения - концерны и корпорации. Только они в состоянии поддерживать устойчивость и пропорциональность развития народного хозяйства, преобразовать экономику страны и обеспечить ее равноправие в международном разделении труда. Гарантировать бесперебойность финансового обеспечения деятельности крупных предприятий, концернов, фирм могут только крупные коммерческие банки.

Более того, кредитная система и в частности коммерческие банки в период перехода к рынку своей деятельностью могут реально содействовать превращению крупных производственных структур, сложившихся еще в период господства тоталитарной экономики, в полноценных субъектах рынка. Уже сейчас коммерческие банки становятся основой формирования в крупных производственно-технологических комплексах финансовых структур, обеспечивающих их органичное включение в рыночные отношения в качестве полноценных субъектов. Коммерческие банки сами стали выступать в качестве финансовых центров крупных промышленных комплексов, или финансово-промышленных групп.

Применительно к нашей экономической действительности возникает вопрос: в состоянии ли казахстанские банки до сих пор явно предпочитавшие кредитовать торговлю и посреднические операции, переключится на долгосрочные инвестиции в промышленность? Определенные сдвиги в этом направлении, думается, намечаются, во всяком случае применительно к части крупных коммерческих банков. Обостряющаяся конкуренция, сужение возможности для чистой спекуляции, снижение процентных ставок на кредитном рынке и его неустойчивость - все это вынуждает наиболее дальновидных банкиров думать о надежных инвестициях, о переориентации своих капиталов на промышленность. Как бы в преддверии этого ряд банкиров новой волны в последнее время обзаводится солидными информационно-аналитическими подразделениями, управлениями стратегического планирования и т.п.

Вместе с тем, важную роль в совершенствовании деятельности банков играет налаживание их аналитический работы. В развитых странах практикуется регулярная публикация обширных материалов и балансовых отчетов деятельности банков. Это дает возможность каждому банку лучше анализировать собственную деятельность и сопоставлять ее итоги с результатами работ других кредитных учреждений. К сожалению данная практика пока еще не получила широкого распространения в Казахстане. На сегодняшний день только некоторые крупные банки выпускают информационные выпуски о результатах своей деятельности, но и те недоступны для широкого круга читателей. Также на мой взгляд, представляется важным публикация данных или своеобразного справочника который бы давал полную характеристику рейтинга банков Республики.

Роль банковской системы в стабилизации экономики Казахстана.

В объективно-трудных условиях на пути стабилизации экономики для республики, обладающей огромным внутренним потенциалом, для роста экономики важно и необходимо проведение комплексных экономических мероприятий по эффективному использованию прежде всего, внутренних резервов республики и по созданию благоприятного инвестиционного климата. Немаловажно стабилизация финансовой системы республик и в развития множества новых финансовых инструментов оздоровления банковской системы. Она должна стать более мобильной и призвана выполнять роль индикатора. Дальнейшая концентрация усилий Правительства, Нацбанка республики как органом, определяющего и осуществляющего денежно-кредитную политику республики, по средствам разумного регулирования банковской системы, так и усиление самими банками работы по укреплению внутреннего менеджмента, способствующего к закреплению позитивных тенденций в экономике, развитию экспортноориентированных отраслей и становления импортозамещающих производств. Основными функциями бедственного положения банковской системы республики стали невыявленные своевременно низкое качество ссудного портфеля, неопытность высшего управленческого звена банков и отсутствие знаний в вопросах управления активами и пассивами.

Изучение и обобщение мирового опыта в банкоыском управлении изучение классических инструментов и выработка инструментов банковского управления, приемлемых в республике, сегодня актуальны бесспорно, растет профессиональный уровень банкиров в республике, все больше специалистов овладевают новыми инструментами финансового рынка, менеджеры банков все активнее изучают способы перехода от традиционных к системным подходам управления деятельностью банка, внедряются новые системы показателей для мониторинга финансового состояния банка, осваиваются классические инструменты управления активами и пассивами, изучается опыт установления лимитов для банков - партнеров с применением различных ограничений. Внедряются способы реальной оценки доходности способы имитирования расходных статей и общие пути рационализации доходов и расходов.

Банковский менеджмент охватывает широкий спектр важных вопросов и проблем. Рассмотрение их в комплексе и позволяет принять наиболее приемлемое решение при управлении банком в создавшихся экономических условиях. Взаимоувязка всех факторов это сложный вопрос, требующий глубокого изучения и развития.

Внедрение трендового анализа и прогнозирования портфеля банка применение результатов для эффективного управления банком, а также внедрение методов управления активами и пассивами реально, когда в некоторой степени возможно оценить текущее состояние рынка и ожидаемое его развитие. В банках республики опробуются отдельные способы управления активами: внедрение графиков текущих поступлений и платежей, составление планового баланса и бюджетное планирование. Однако остается ряд вопросов, требующий глубоких исследований, практическое внедрение результатов которых лишь в сочетании высокого профессионализма и целенаправленной работоспособности и требует не только временных, но и интеллектуальных затрат. Банковские руководители ориентированы на результаты сегодняшнего дня, повышение текущей доходности активов, текущая ликвидность, развитие банковских технологий и т.д.. Вопросы институционального развития могут заинтересовать только прогресивно мыслящих руководителей, способных понять, какие плоды в дальнейшем могут принести вложения в «мозги банка» для повышения конкурентоспособности банка в условиях развивающегося финансового рынка.

Укрепление банковского менеджмента на основе повышения кадрового потенциала открывают широкие перспективы. Это прежде всего развитие новых видов операций и перспективных способов регулирования по различным направлениям:

внедрение оптимизационных моделей позволяющих совершенствовать операционную стратегию банка;

рационализация доходов и расходов «direct-costing» с выработкой ограничений по статьям расхода;

сегментация рынка путем проведения маркетинговых исследований и ищзучение способов оценки влияния факторов внешней среды на политику банка;

мониторинг финансового состояния клиентов банка на основе создания, поддержания и постоянного изучения досье клиентов; управление банковскими рисками и развития способов хеджирования;

развитие прогрессивных финансовых инструментов: сделок СВОП и операций по купле-продаже фьючерсов и опционов.

Расширение спектра банковских услуг, внедрение новых банковских продуктов невозможно без развитий современных технологий. Всесторонне развитие банковских технологий, расширение сети банковских карточек и расширение современных систем их обслуживания не только в торговой сети, но и с автомобиля путем установления оборудования СТО, обслуживание по банковским карточкам в паспортных столах при обмене паспортов, в отделениях налоговой инспекции - при оплате налогов и тому подобное, повышает культуру и скорость обслуживания клиентов. Развитие систем «Банк-Клиент», систем обслуживания в режиме «on-line» явится следующим этапом в совершенствовании технологий и качества обслуживания клиентов. Создание условий для внедрения высоких технологий требует определенных затрат, но таковые издержки даже невозможно сравить с эффективностью которую они обеспечивают.

В современных условиях при усилении конкуренции затрудняется деятельность банков второго уровня в тоже время правильная экономическая политика органов, контролирующих и регулирующих деятельность финансово-кредитных учреждений республики, прежде всего со стороны Нацбанка способствует оздоровлению финансово-кредитной системы в целом.

Цель денежно-кредитной политики сегодня - создание условий для выхода республики из кризисной ситуации, поиск способов решения узловых проблем экономики, в том числе и укрепление стабильности банковской системы. В условиях становления экономики и неустойчивости кредитно-финансовой системы несомненно важное значение имеет продуманная гибкая политика урегулирования банковской деятельности проводимая в сочетании с умеренной интеграции банковской системы, в размерах, сопоставимых с уровнем развития казахстанского рынка. Здесь подразумевается создание крупных капитализированных банков, способных самостоятельно инвестировать крупные проекты или инвестировать экономику республики совместно с другими банками.

Укрепление банковской системы всегда оставалось важным аспектом в реформировании экономики республики. Безусловно, банкротство банков ведет к потере общественного доверия к банковской системе в целом поэтому важны своевременность и соразмерность реабилитационных мер. В соответствие с высокой мерой ответственности за стабильность банковской системы и всей финансовой системой республики Правительство, органы контроля и регулирования призваны комплексно проводить адекватную денежно-кредитную и инвестиционную политику, а также создавать необходимые условия для развития здорового финансового рынка, его многообразных форм и инструментом в республике. Важно выработать систему стимулирования сосредоточенного и долгосрочного кредитования.

Основную долю действующих активов банков республики составляют краткосрочные вложения, так как банки ведут пассивную инвестиционную политику. Более 50 процентов инвестиционного портфеля отдельных банков составляют краткосрочные государственные ценные бумаги.

Обусловлено это хронической невозвратностью кредитов в последние годы, а также практической нелеквидностью корпоративных ценных бумаг и говорит о слабой развитости финансовых инструментов в республике, что оказывает значительное негативное влияние на стабилизацию экономики и поддержку отечественных производителей. Очивидно необходимость стимулирования долгосрочных вложений путем укрепления нормативно-законодательной базы и развитие инфраструктуры рынка финансовых инструментов в республике

Таким образом, в интересах стабилизации банковской системы в увязке со всей экономикой республики и в целях обеспечения ее стабильности, динамичности и гибкости, а также в целях стимулирования инвестиционных вливаний в программу реабилитации экономики и мобилизации средств внутри республики через банки сегодня необходимо выработать гибкую стратегию денежно-кредитной политики республики и развития финансового рынка.

В сочетании с вышеперечисленным в сочетании с вышеперечисленным повышением уровня банковского менеджмента с применением классических подходов и выработкой специфичных для республики методов и моделей будет способствовать стабилизации банковской системы и в следствие обратной взаимозависимости способствовать естественному восстановлению доверия к банкам и преодолению дисбаланса в структуре денежного агрегата за счет увеличения доли долгосрочных инструментов, срочных депозитов и вкладов населения.

В таких условиях возрастает внутренний инвестиционный потенциал банковской системы республики, что немаловажно для преодоления чрезмерной зависимости от иностранного капитала.

В рамках основных направлений экономической и финансовой политики, определенных Правительством и Национальным банком республики, видится целесообразным обеспечение гибкости отдельных инструментов нормативного регулирования деятельности банков второго уровня. В существующих условиях банки отдают предпочтение краткосрочным вложениям. В настоящее время возникает несколько противоречивая ситуация. При общем дефиците инвестиций в крупные проекты в банковской системе нарастает избыток ресурсов и одновременно обостряется проблема эффективного их размещения. Одним из путей ее разрешения может быть стимулирование долгосрочных инвестиций. Это, к примеру, гибкое ограничение размера максимального риска на одного заемщика банкам второго уровня в части долгосрочных вложений в приоритетные проекты. Учитывая, что долгосрочные вложения в большей степени подвержены риску потери сиюминутной прибыли в условиях всеобщей нестабильности, долгосрочные вложения в стратегически важные приоритетные проекты должны быть гарантированы Правительством по средством выпуска гарантий выпуска гарантий или государственных ценных бумаг и, таким образом, долгосрочные инвестиции могут быть учтены с нулевым риском в нормативе достаточности капитала для банков второго уровня.

В целях стимулирования развития рынка корпоративных ценных бумаг они должны быть признаны в качестве ликвидных путем утверждения списка корпоративных эмитентов, обращаемые ценные бумаги которых могли бы использоваться в качестве ликвидных залогов и взносов в Уставные фонды акционерных обществ при условии внесения изменений в соответствующие законодательные акты республики.

Законодательное и нормативное стимулирование выпуска и обращения депозитных сертификатов способствует привлечению свободных денежных средств населения. С этой целью депозитные сертификаты должны быть приняты в регулирующих документах Нацбанка в качестве ликвидного залога с нулевым риском.

Проведение такого рода мероприятий в сочетании с адекватной денежно-кредитной, инвестиционной и антидемпинговой политикой при дальнейшем укреплении нормативно-правовой базы республики будут способствовать стабилизации и росту экономики республики.

Как мне представляется, необходим новый взгляд на коммерческие банки. В качестве феномена эпохи перехода от государственно-административной экономики к рыночным отношениям они должны получить трезвую оценку как изнутри, так и извне. Коммерческий банк как живой организм со своими закономерностями и особенностями должен соответствовать пониманию его предназначенности, его существа и социально-экономических функций.

Выработка механизма саморегулирования как основного элемента управления коммерческим банком должна основываться на стратегии и тактике, на выборных приоритетах и ориентирах дальнейшего развития деятельности. Важны внешние регуляторы - рыночные и государственные. Поскольку рынок в стране только формируется, влияние связанных с ним регуляторов пока незначительно. Оно больше ориентировано на будущее. В таких условиях несоизмеримо значение государственных регуляторов. Однако пока что они позволяют коммерческим банкам заниматься проблемами макроэкономики, не расширяя области своих обязательств перед акционерами и вкладчиками, а также перед обществом. Тем самым комплекс мер косвенного государственного регулирования, по своей идее повторяющий проверенный и эффективно работающий механизм влияния на систему коммерческих банков в странах с развитой рыночной экономикой, практически не сказывается на деятельности казахстанских коммерческих банков может быть реально ощутимым только в случае применения оптимального набора экономических нормативов для коммерческих банков в сочетании с другими регуляторами экономического развития, и, прежде всего, с разумной и взвешенной налоговой и ценовой политикой. К тому же государственное регулирование деятельности коммерческих банков требует серьезного организационного подкрепления в виде адекватной изменившимися задачам системы органов государственного и банковского надзора.

По-моему мнению, на основе правильного восприятия роли коммерческих банков в рыночной экономике каждый из них должен найти свое оптимальное место в ней, в противоречивых процессах взаимодействия при решении целевых задач накопления, производства, обращения и потребления, используя для повышения их коммерческого и социального эффекта все имеющиеся средства.

Для большинства коммерческих банков в настоящее время характерна явная тенденция к универсализации, к превращению в «финансовый супермаркет», где клиенты банка могут воспользоваться практически любой денежно-финансовой услугой. В нашей конкретно-исторической обстановке первых этапов становления рыночных структур универсализации деятельности коммерческих банков представляется главной, если не единственной возможностью выживания, развития и дальнейших перспектив существования. Вместе с тем, по мере развития и укрепления рыночных отношений, углубления процессов приватизации, формирования реальных механизмов разделения властей и полномочий для каждого банка на повестку дня встанет вопрос поиска своей специализированной ниши или оптимального региона деятельности. Желательно уже сейчас прогнозировать вероятность появления таких рыночных и законодательных предпосылок, которые окажут самое существенное влияние на возможные перемены в направленности их развития.

Коммерческие банки это неотъемлемая составная часть всей банковской системы, призвана на макроуровне решать макроэкономические задачи кредитно-денежного обращения, обеспечение движения полноценных денег специфическими банковскими методами содействовать развитию всего народно-хозяйственного комплекса. Обладая значительным по размеру капиталом, в потенциале могут превратиться в крупных инвесторов, т.е. самым непосредственным образом влиять на развитие народного хозяйства в целом, вмешиваться в структурные перестройки и даже определять перспективу многих секторов экономики. Приобретая в довольно больших масштабах статус акционерно-правовой формы правления собственностью и формирования капитала, коммерческие банки могут превратиться в мощных финансистов и в значительной степени диверсифицировать свою деятельность на основе создания многочисленных холдингов, дочерних фирм и предприятий, а также развитие различных форм участия.

На данный момент, банковская система является важным звеном отечественной экономики. Именно вследствие значительной аккумуляции денежных средств, банки могут оказывать значительное влияние на курс национальной валюты, и на приток денег в казну, путем операций с государственными ценными бумагами. В условиях непрекращающегося кризиса неплатежей банковская система призвана удерживать объем денежной массы в рамках, обеспечивающих функционирование экономики.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.