бесплатно рефераты
 

Анализ рынка ипотечного кредитования в условиях финансового кризиса

p align="left">Существует ряд причин завышения цен на рынке. Первая - это кризис 2003 года, когда Служба финансового мониторинга стала в массовом порядке отзывать лицензии у банков. Их клиенты стали вкладывать деньги в жилье. Вторая причина, это, как ни странно, все та же ипотека. Ее развитие тоже влияет на рост цен. Заемщик может взять кредит под 12% годовых. При этом цена на недвижимость сейчас за год может вырасти до 50%. Ему остается только продать квартиру и заработать на этом деньги. Сегодня уже появились так называемые «дельцы», которые занимаются подобной спекуляцией.

Развитие рынка ипотечного кредитования не может влиять на рост цен на жилье просто потому, что доля квартир, приобретаемых на рынке с помощью ипотеки, сегодня незначительна. Причем не только из-за конкретных условий кредитования, но и из-за элементарного незнания того, что такая возможность вообще имеется и как ею воспользоваться. О преимуществах ипотечного кредитования не знают не только сами клиенты, но руководители компаний. В частности не знают о том, как высвободить собственные средства предприятия, отвлекаемые на приобретение жилья сотрудникам, о возможности закрепления кадров на предприятии и их материального стимулирования за счет процедур субсидирования. «В мире многие страны уже прошли этап становления института ипотеки, он стабилен и надежен. Когда-нибудь произойдет это и в России». По ее мнению, уже через 5 - 7 лет в стране начнется строительный бум. Правительство уже разработало ряд шагов, которые активизируют рынок жилья и ипотеки. Речь идет об ограничении вывоза сырья, используемого для производства стройматериалов (в частности леса), за границу. На рассмотрение в Госдуму уже внесены поправки в Градостроительный кодекс и закон о земельных отношениях, цель которых снять административные барьеры при выделении площадок для строительства. В сумме эти меры должны спровоцировать массовое строительство жилья и снизить его стоимость.[30]

Разработка и реализация методов и механизмов повышения доступности жилья для различных категорий населения - главная цель приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Ее достижение требует как создания условий для увеличения платежеспособного спроса населения на жилье через развитие долгосрочного ипотечного жилищного кредитования и других форм жилищного финансирования, так и предложения жилья через развитие жилищного строительства.[31]

В конце 2004 года в России была сформирована законодательная база, которая обеспечила основные правовые условия:

1) развития института долгосрочного жилищного кредитования граждан (ипотечного кредитования на цели приобретения жилья, кредитования индивидуального жилищного строительства, других форм жилищного кредитования);

2) увеличения объемов жилищного строительства через внедрение открытых конкурентных процедур предоставления застройщикам прав на сформированные земельные участки, упрощение процедур согласования и государственной экспертизы проектной документации, развитие системы кредитования застройщиков на цели жилищного строительства, а также установление прозрачных и эффективных процедур финансирования развития коммунальной инфраструктуры для объектов нового жилищного строительства;

3) повышения эффективности функционирования рынка жилья за счет снижения транзакционных издержек на рынке, защиты прав граждан - добросовестных приобретателей жилья, оптимизации системы налогообложения участников жилищного рынка с целью повышения его прозрачности и стимулирования развития эффективных институциональных форм организации.

Подводя итог всего выше изложенного можно сказать решение задач приоритетного национального проекта - федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы и входящие в ее состав подпрограммы. Достижение намеченных программой целей требует постоянного мониторинга ранка жилья с целью количественного и качественного обоснования принимаемых решений. Программой предусмотрены целевые индикаторы ее реализации (рис. 2). Ключевыми при мониторинге рынка жилья должны стать индикаторы, отражающие изменение доступности жилья для населения, то есть возможностей улучшать жилищные условия.[32]

Рисунок 2. Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»: индикаторы решения основных задач

Национальный проект привлек внимание не только к самому термину «Доступное жилье», но и к поиску более адекватных методов оценки доступности жилья для населения. Среди целевых индикаторов реализации ФЦП «Жилище» предложено два показателя, отражающие повышение доступности жилья для населения:

(а) коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из трех человек);

(б) доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств.

Планируется, что к 2010 году первый коэффициент будет иметь значение (то есть стоимость стандартной квартиры будет равна среднему годовому денежному доходу семьи за три года), а второй - 30% (то есть для 30% семей будет доступно приобретение стандартного жилья с помощью собственных и заемных средств).[32]

Рисунок 3. Жилищные потребности населения в 2004 году (% от всех домохозяйств)

В настоящее время 77% жилищного фонда в стране находится в частной собственности, и преобладающая доля населения ориентируется на приобретение жилья в собственность (49,3% домохозяйств хотели бы улучшить жилищные условия путем приобретения (строительства) жилья на рынке, в том числе с частичной государственной поддержкой - см. рис. 3). Поэтому мы делаем акцент на рассмотрении показателей доступности приобретения жилья в собственность.[33]

2.3.2 Ипотечный кредит и материнский капитал

Использование материнского капитала на погашение жилищного кредита, в том числе ипотеки, сегодня становится жизненно важным для многих семей. В стране «спад экономики», и доходы многих семей значительно сокращаются, а многие люди и вовсе теряют работу. Для поддержки семей, которые имеют материнский капитал и оформленную ипотеку, с 1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 25 декабря 2008 г. N 288-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"». Он предусматривает возможность использования материнского капитала на погашение ипотечного кредита полученного заемщиком на приобретение (строительство) жилого помещения, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего или последующих детей.

С 15-го января 2009 года были приняты изменения в правила направления средств материнского капитала на улучшение жилищных условий, теперь средства материнского капитала можно направить на погашение кредита даже в случае если заемщиком по кредиту является не сама женщина, получившая сертификат, а ее супруг.

Закон требует, чтобы жилье, которое приобретается с использованием материнского капитала, было оформлено в совместную собственность, причем ребенку тоже должна быть выделена доля. Этот пункт закона входит в прямое противоречие с большинством ипотечных программ, поэтому чтобы разрешить возникшее противоречие, теперь достаточно предоставить письменное обязательство в дальнейшем оформить это жилье в собственность родителей, детей и иных членов семьи. Оформление же нужно провести в течение 6-ти месяцев после перечисления средств материнского капитала Пенсионным фондом, в случае же приобретения жилья с использованием ипотечного кредита, в совместную собственность жилье нужно будет оформлять после погашения кредита и снятия обременения.

Для получения средств материнского капитала на погашение ипотечного кредита нужно предъявить следующие документы:

1. Паспорт.

2. Сертификат на материнский капитал.

3. Кредитный договор.

4. Справка из банка об остатке задолженности.

5. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием ипотечного кредита.

6. Нотариально заверенное обязательство лица, в чью собственность оформлено жилое помещение, оформить это жилье в общую совместную собственность родителей и детей.

7. Если одним из созаемщиков по ипотечному кредиту является супруг, то необходимо предоставить копию паспорта супруга.

8. Копию свидетельства о браке.

Если остаток задолженности по кредиту меньше чем материнский капитал, то перечислены в банк будут ровно те деньги, которые нужны для полного погашения кредита. Разницу на руки никто не даст. Деньги Пенсионный Фонд будет перечислять в течение 2-х месяцев. ПФРФ принимает заявления на погашение ипотечных кредитов средствами материнского капитала

Территориальные органы Пенсионного фонда РФ по всей стране принимают заявления о распоряжении средствами материнского /семейного/ капитала в случае направления их на погашение кредитов на приобретение или строительство жилья, включая ипотечные кредиты. Об этом сообщается в пресс-релизе ПФРФ.

Эта работа осуществляется в соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 г N288-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2009 г и предусматривает возможность распоряжения материнским /семейным/ капиталом на погашение кредита и займа, в том числе ипотечного, независимо от срока, истекшего со дня рождения /усыновления/ второго, третьего ребенка или последующих детей.

Один месяц дается Пенсионному фонду на принятие решения об удовлетворении заявления владельца сертификата на материнский /семейный/ капитал. При этом будут минимизированы сроки перевода средств материнского капитала на погашение кредитов: до двух месяцев с даты вынесения решения территориальным органом ПФР по заявлению о распоряжении.

Средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки (до рождения второго ребенка, либо третьего ребенка или последующих детей).

Сейчас при приеме и рассмотрении заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала ПФРФ и его территориальные органы руководствуются действующими в настоящее время нормативными правовыми актами. В частности, жилье, приобретаемое с использованием средств материнского капитала, должно быть оформлено в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего и последующих детей) и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению. Кроме того, правилами определено, что стороной договора об ипотечном кредитовании должно выступать лицо, получившее сертификат на материнский /семейный/ капитал - как правило, это мать.

Вместе с тем, как было ранее объявлено, реализация нововведений требует внесения некоторых изменений и уточнений в ранее принятые нормативные акты, касающихся распоряжения средствами материнского (семейного) капитала. В случае если готовящиеся уточнения в правила направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий определят дополнительный перечень документов, Пенсионный фонд дополнительно проинформирует население о порядке подаче заявлений.

В настоящее время при подаче в ПФРФ заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (бланк выдается в ПФРФ), необходимо предъявить документы, удостоверяющие личность, место жительства, гражданство лица, получившего сертификат на материнский (семейного) капитал, т.е. паспорт или заменяющий его документ; собственно сертификат на материнский (семейный) капитал, кредитный договор и справку из кредитного учреждения, в которой указана сумма остатка долга по кредиту, а также свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием кредитных /заемных/ средств.

Право на получение материнского (семейного) капитала имеют семьи, в которых с 1 января 2007 г появился второй ребенок либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребёнка право на получение этих средств не оформлялось.

Изменения, внесенные этими поправками в основной закон, позволяют расширить возможности семьи по использованию средств материнского (семейного) капитала в части погашения кредитов и процентов по кредитам, взятым на приобретения жилья, в том числе и на ипотеку. Федеральным законом РФ от 25 декабря 2008 г. N 288-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в основной закон внесены следующие поправки: в статью 7 ФЗ РФ от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ включена часть 6.1 - «Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, по 31 декабря 2010 года включительно. При этом Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет перевод средств (части средств) материнского (семейного) капитала не позднее чем через два месяца, с даты вынесения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации решения об удовлетворении заявления о распоряжении».

В статью 10 ФЗ РФ от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ добавлена часть 6 - «Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, по 31 декабря 2010 года включительно, независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей».

Размер материнского (семейного) капитала по закону составляет 250 000 рублей и ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и закрепляется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Так, с 1 января 2009 года размер материнского капитала установлен 299 731,25 руб. В 2009 году размер материнского капитала достиг 313 тысяч рублей. С января 2010 года размер материнского капитала для тех, кто им еще не воспользовался, составит 343 тысячи 378 рублей 80 копеек.

Размер материнского капитала не очень и большой, но для тех, у кого возникли проблемы по ипотеке, его может хватить на погашение ежемесячных платежей по кредиту и процентам. При рациональном подходе к использованию выделенной государством субсидии, материнского капитала должно было бы хватить от нескольких месяцев до нескольких лет.

Рассмотрим примеры расчетов ипотечных платежей в зависимости от количества членов семьи и сумы кредита.

Таблица 3 - Примеры расчетов ипотечных платежей при использовании материнского капитала[34]

№ п/п

Количество членов семьи, в том числе несовершеннолетние

Сумма кредита, руб.

Срок кредита, лет

Ежемесячный платеж до поступления суммы средств материнского капитала, руб.

Полученная из ПФ РФ сумма средств материнского капитала, руб.

Ежемесячный платеж после зачисления суммы средств материнского капитала, руб.

1

4, в том числе дети 4 и 9 лет

874 273

10

11 853,23

299 731,25

6 923,76

2

4, в том числе дети 4 и 2 года

400 365

30

3 663,75

299 731,25

903,33

3

4, в том числе дети 10 и 2 года

991 809

20

9 914,25

299 731,25

6 781,52

4

5, в том числе дети 16, 8 и 3 года

770 600

18

7 966,87

299 731,25

4 779,27

5

4, в том числе дети 1 и 4 года

2 000 000

10

23 094,11

299 731,25

21 615,22

Почти 10% от общего количества россиян, получивших сертификат на материнский капитал (912 185 человек) проявили интерес к возможности улучшения жилищных условий за счет средств материнского капитала. За период с начала приема заявлений и по 01.04.2009 Пенсионный фонд России принял 32 450 заявлений на направление средств материнского капитала в счет погашения ипотечных кредитов. По 20 391 из них уже приняты положительные решения.

В получении материнского капитала сегодня должны быть очень заинтересованы банки. И они конечно заинтересованы. Так, например, Северный банк Сбербанка России и Управление Пенсионного фонда по Ярославской области приняли даже участие в торжественном мероприятии, посвященном вручению уведомлений о положительном рассмотрении заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

Теперь допустим, что семья воспользовалась законом и решила потратить материнский капитал на погашение части ипотеки и процентов. Как государство защищает интересы семьи и права ребенка в данном случае? Оказывается, что в Законе заложена только одна норма на этот счет.

И о чем же эта норма. Статья 10 п.4 ФЗ РФ от 25 декабря 2008 г. N 288-ФЗ гласит, что: «Жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению». Это хорошая защита прав ребенка, но она касается только оформления жилой площади в его собственность.

А что станет с материнским капиталом и заботой о ребенке, если:

семья не сможет договориться с банком о порядке погашения кредита и процентов средствами материнского капитала на своих условиях и как следствие не сможет справиться с финансовыми трудностями при погашении кредита;

по каким-либо другим причинам семья не сможет погашать кредит, и банк изымет заложенное жилье для реализации, с целью погашения долгов по кредиту?

И как показывает практика, одной, прописанной в законе нормы действительно недостаточно. Так, Пенсионный фонд России, принимая заявление на направление средств материнского капитала в счет погашения ипотечных кредитов, отвечает только за рассмотрение заявления, принятие положительного решения и перечисление средства на специальный целевой счет в банк, а вот что будет дальше с субсидией государства его, мягко говоря, не интересует. Для Пенсионного фонда такая ответственность в законе не прописана. Вместе с тем, если уж выделяются государством субсидии на детей, то Пенсионный фонд и Центральный Банк России должны прописывать (определять) порядок расходования этих средств банками, с учетом потребностей конкретной семьи по погашению кредита и процентов. Кто же, как не соответствующие органы власти должны защищать интересы детей и семьи в периоды финансовых трудностей. Одной семье такая задача не под силу. А пока этого нет, то с молчаливого согласия законодательной и исполнительной власти, порядок использования выделенного государством материнского капитала на погашение ссуд (ипотеки) и процентов в основном, как и всегда, диктуют только коммерческие банки. Ну а банки, хоть и заинтересованы в материнском капитале, но заинтересованы в большинстве случаев только на своих условиях.

Всегда проще прикрыться рекомендацией ЦБРФ по порядку погашения кредита, нежели пересмотреть свой подход к кредитованию семей, имеющих материнский капитал. Пересмотреть подход, это значит поменять порядок начисления процентов, да еще согласиться с уменьшением доходности. Ведь основной метод расчета процентов по ипотечным кредитам у большинства банков, это аннуитетные, а не дифференцированные платежи.

А раз так, то далеко не всем семьям удастся эффективно и с пользой для семьи использовать материнский капитал, направляемый на погашение ссуд и процентов по ипотеке. Что начинает подтверждаться и материалами в печати, где все чаще и чаще приводятся примеры того, какие предлагаются банками решения по погашению ипотеки за счет материнского капитала. И решения отдельных банков, надо прямо говорить, далеки от реальной помощи семье, которая стремится продержаться на плаву в сложный финансовый период.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.