бесплатно рефераты
 

Актуальные проблемы развития фондового рынка Украины

p align="left">В нашей стране существует несколько видов облигаций. Ведущее место занимают облигации внутреннего государственного займа [7, с. 86]. Обязательства, удостоверенные ими, исполняются государством. Плюс к этому они являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования долга страны, могут использоваться в качестве залога при получении кредита, доход по ним не облагается налогом. Они размещаются на внутренних рынках под фиксированный процент.

Местные облигации выпускаются местными органами власти для финансирования конкретного общественного проекта [16, с. 60]. Погашение долга осуществляется доходами от их реализации, а оплата процентов - налоговыми поступлениями данного конкретного местного органа.

По закону облигации предприятий должны выпускаться предприятиями всех форм собственности, объединениями, хозяйственными обществами для привлечения дополнительных средств[3, ст. 249; 7, ст. 683; 8, ст. 508]. Но на сегодня их выпуск практически не развит (из-за экономической нестабильности, пробелов в законодательном регулировании, недостаточного развития финансового рынка, высоких процентных ставок по государственным ценным бумагам и т.д.) [15, с. 47].

Облигации бывают именными и предъявительскими. Смысл подобной классификации аналогичен разделению акций на соответствующие виды. Следует только отметить, что облигации государственных и местных займов выпускаются обычно на предъявителя.

Облигация выступает важным объектом торговли на фондовом рынке. Ее свободное обращение по сравнению с другими формами кредитования делает ее привлекательным инструментом для инвесторов. Поэтому она является одним из важных инструментов финансирования капитала, а также государственного и местного бюджетного дефицита [15, с. 46].

3. Вексель - долговая ценная бумага, свидетельствующая о безусловном денежном обязательстве векселедателя уплатить определенную сумму денег ее владельцу после наступления установленного срока [4, ст. 508; 29, с. 166].

Вексель происходит от долговой расписки и своим возникновением обязан развитию товарных рынков и международной торговли, которые потребовали юридического оформления отношений заимствования [12, с. 46].

Различают векселя именные и предъявительские, простые и переводные.

Простой вексель является обязательством векселедателя уплатить определенную сумму денег его держателю при наступлении срока [7, с. 91; 41, с. 49]. Вместе с тем, это обязательство, предоставляющее безусловное право его держателю (владельцу или предъявителю) требовать с выдавшего его лица уплаты оговоренной в нем денежной суммы.

Переводной вексель (тратта) адресуется плательщику (трассату) и содержит письменный приказ векселедержателя (трассанта) об уплате указанной суммы третьему лицу (ремитенту или предъявителю) - первому держателю векселя [15, с. 46].

При передаче векселя от одного владельца другому на обратной стороне делается передаточная надпись (индоссамент). С ней он может обращаться среди неограниченного круга лиц, выполняя функции наличных денег.

Вексель, на котором имеется акцепт (согласие плательщика на его оплату) считается акцептованным [16, с. 49]. Помимо акцепта используется аваль - поручительство по векселю, когда лицо, совершившее аваль (авалист или гарант), принимает на себя ответственность за выполнение вексельных обязательств акцептантом, векселедателем или индоссантом.

Вексель обладает рядом достоинств, что способствует его широкому распространению: он упорядочивает деловые отношения между контрагентами, снижает риски коммерческого кредитования, уменьшает потребность в денежных средствах, является универсальным расчетным средством, ускоряет проведение сделок, обеспечивает получение кредита, отсрочку платежа, его можно заложить, использовать по нескольким сделкам и т.д. [8, с. 256].

Поскольку вексель - разновидность кредитных денег, то он является удобным средством платежа и кредитования.

5. Сберегательный сертификат - это письменное свидетельство, которое удостоверяет право владельца на получение депозита и процентов по нему после окончания установленного срока [4, ст. 508; 29, с. 165].

Данные ценные бумаги предназначены для физических и для юридических лиц. Они выдаются банком под определенный договором процент на какой-либо период или до востребования. Их преимущество перед обычным срочным депозитом состоит в возможности его перепродажи третьему лицу, либо досрочной продажи банку-эмитенту. Следовательно, сберегательный сертификат по своему содержанию мало чем отличается от облигаций [15, с. 47].

Различают именные и предъявительские сберегательные сертификаты, а также срочные и до востребования [9, с. 78].

Срочные сертификаты выдаются на заранее установленный срок, под определенный договорной процент. Сертификаты до востребования дают право на изъятие определенных сумм по их предъявлению [16, с. 45].

Доход по сертификатам выплачивается при предъявлении их в банке-эмитенте. Если держатель потребует возврата вложенных средств досрочно, ему выплачивается пониженный процент, уровень которого определяется на договорной основе при взносе денег на хранение [8, с. 79].

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что акция является инвестицией в уставный капитал фирмы, облигация и вексель являются долговыми ценными бумагами, сберегательный сертификат свидетельствует о депонировании банком денежных средств.

1.3 Профессиональная деятельность на украинском фондовом рынке

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг Украины - это предпринимательская деятельность по перераспределению финансовых ресурсов при помощи ценных бумаг, а также по организационному, информационному, техническому, консультационному и другому обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг.

Как правило, это исключительный или преобладающий вид деятельности [12, с. 65]. Она осуществляется юридическими и физическими лицами на основании специальных разрешений (лицензий), которые выдаются в порядке, установленном законодательством [1, ст. 292].

К видам профессиональной деятельности относят [12, с. 65]:

o депозитарную и расчетно-клиринговую деятельность;

o ведение реестра владельцев именных ценных бумаг;

o управление ценными бумагами;

o организацию торговли ценными бумагами.

1. Депозитарная деятельность - это деятельность по хранению ценных бумаг и (или) учету прав собственности на них, а также обслуживание сделок с ними [13, с. 49]. Депозитарием может быть только коммерческий банк, который получил лицензию на депозитарное обслуживание [8, с. 198].

Национальная депозитарная система обеспечивает надежную и эффективную регистрацию и перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги. Центральным депозитарием Украины, созданным при УФБ, является ОАО «Межрегиональный фондовый союз», распорядителем которого является НБУ. Он осуществляет хранение, учет и передвижение ценных бумаг, что способствует ведению единого учета, унификации правил проведения операций с ценными бумагами и их доставке [18, с. 22; 32, с. 12].

2. Расчетно-клиринговая деятельность - это определение и зачет взаимных обязательств инвесторов по поставкам и расчетам за ценные бумаги. Здесь осуществляется сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и готовятся бухгалтерские документы по ним.

Клиринговая организация специализируется на расчетах по операциям с ценными бумагами. Она обязана формировать специальные фонды для снижения риска неисполнения сделок [7, с. 27]. В Украине инициаторами их создания выступили коммерческие банки и фондовые биржи [20, с. 77].

3. Ведение реестра собственников именных ценных бумаг - это сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных относительно ценных бумаг, их эмитентов и владельцев [12, с. 67].

В Украине регистраторская деятельность оценивается как позитивная тенденция гарантирования прав собственности. Ее могут осуществлять только юридические лица, которые не имеют права совмещать ее с другими видами профессиональной деятельности и имеют лицензию Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку [20, с. 77].

Регистратор ведет реестр владельцев именных ценных бумаг на условиях договора с эмитентом. Необходимо отметить, что при некоторых, определенных законодательством условиях, ведение реестра может осуществляться самим эмитентом [11, с. 9].

4. Управление ценными бумагами - это деятельность по доверительному управлению переданными во владение ценными бумагами, которые принадлежат на правах собственности другому лицу (в его интересах или определенных им третьих лиц). Она осуществляется от своего имени за вознаграждение на основании заключенного договора [12, с. 50]. Управляющим могут передаваться и денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги [20, с. 77].

Таким образом, подобный вид деятельности имеет важное значение для собственников ценных бумаг, поскольку он помогает им выполнять функции по эффективному управлению своими ценными бумагами.

5. Организация торговли ценными бумагами - это предоставление услуг, непосредственно содействующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами на вторичном рынке [13, с. 68]. Данный вид деятельности важен для инвесторов, поскольку через нее можно реализовать спекулятивную стратегию [11, с. 10]. Следовательно, организация торговли ценными бумагами должна способствовать открытости фондового рынка Украины.

А. Комиссионная (брокерская) деятельность осуществляется брокером от своего имени, по поручению и за счет другого лица [13, с. 49]. В Украине брокеры представлены специализированными фирмами (как правило, это общества с ограниченной ответственностью). В сферу их деятельности входит консалтинг, размещение ценных бумаг на первичном и вторичном рынках, создание и управление инвестиционными фондами и т.п. [12, с. 12]. Плюс к этому они способствуют переводу предприятий на акционерную форму собственности, оказывают содействие предприятиям и местным органам власти в выпуске облигаций и т.д.

Б. Коммерческая (дилерская) деятельность - это купля-продажа ценных бумаг, осуществляемая дилером от своего имени и за свой счет [13, с. 50]. Дилерские фирмы на украинском фондовом рынке - это общества с ограниченной ответственностью. Их действия отличаются большей масштабностью, чем действия брокеров. Они владеют значительными капиталами, которые наращиваются за счет получаемых комиссионных и прибыли на инвестируемый капитал.

Таким образом, функционирование фондового рынка невозможно без профессионалов, обслуживающих его. Именно благодаря им рынок является организованным.

Глава II. Актуальные проблемы развития фондового рынка Украины

В то же время, несмотря на значительный прогресс в развитии фондового рынка, остается целый ряд нерешенных проблем. На сегодняшний день дальнейшее развитие рынка ценых бумаг в стране сдерживается рядом объективных и субъективных факторов. Среди которых можно выделить:

§ нестабильность экономики Украины;

§ отставание законодательной базы функционирования фондового рынка от развития реальных процессов в нем;

§ отсутствие гарантий по операциям с ценными бумагами, недоверие многих членов общества рынку ценных бумаг;

§ низкий уровень корпоративной культуры, недостаточная прозрачность деятельности эмитентов и профессиональных участников фондового рынка;

§ слабое и недостаточное регулирование рынка ЦБ со стороны государства;

§ низкий технологический уровень функционирования рыночной инфраструктуры;

§ недостаточный уровень знаний большей части населения в вопросах фондового рынка;

§ отсутствие гарантий государства в отношении защиты прав акционеров и т.п.

Эти и многие другие проблемы довольно подробно рассматриваются в отечественных печатных источниках на протяжении продолжительного времени, что говорит об их «хроническом» характере и достаточно глубоких корнях. В принципе, они ни для кого не являются секретом, но, тем не менее, я хотел бы заострить внимение на проблемах, на первый взгляд, не являющихся основными. Я имею в виду низкий уровень корпоративной культуры, медленные темпы совершенствования полномочными органами законодательной базы, призванной защищать права инвесторов и акционеров, несовершенство инфраструктуры фондового рынка.

2.1 Основные недостатки в законодательстве

Развитие корпоративных отношений в Украине становится все более актуальным вопросом реформирования экономики. Это связано с тем, что большинство акционерных товариществ в Украине пока не выполняет свою главную роль привлечения как внутреннего, так и внешнего капитала для своего развития. К тому же большое число акционеров не может реализовать свои права в полном объеме, свидетельством чему -- большое количество корпоративных конфликтов в крупных украинских компаниях.

Разработанный правительством законопроект «Об акционерных обществах», который уже несколько лет обсуждается в различных деловых кругах, отложен парламентом на неопределенный срок. В феврале 2002 года премьер-министр Украины Анатолий Кинах отдал распоряжение изучить и принять во внимание просьбу руководителей 23 крупных акционерных обществ о приостановлении рассмотрения в парламенте правительственного законопроекта «Об акционерных обществах» (существует несколько альтернативных законопроектов, подготовленных народными депутатами). Законопроект должен пройти еще дополнительное обсуждение всех заинтересованных сторон. Вместе с тем сами разработчики законопроекта заявляют, что действующий Закон «О хозяйственных обществах» уже не в состоянии полностью обеспечивать регулирование акционерных отношений. Подтверждением этого является постоянный рост корпоративных конфликтов в Украине. К тому же с января следующего года вступят в силу Хозяйственный и Гражданский кодексы, в соответствии с которыми и должно разрабатываться специальное законодательство, регулирующее корпоративные отношения. По мнению большинства отечественных и зарубежных экспертов, правительственный законопроект полностью согласован с основными положениями новых кодексов.

Итак, проект закона "Об акционерных обществах", направленный в Верховную Раду около года назад, так и не принят. Такова же судьба проекта закона "Об управлении объектами государственной собственности". Президент вынужден отправить на доработку как не соответствующие в ряде моментов Конституции и противоречащие друг другу Гражданский и Хозяйственный кодексы, где заложены базовые положения корпоративных отношений.

Принятие Закона Украины "О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине" оказало положительное воздействие на развитие фондового рынка, ибо заполнило многие бреши в законодательстве, способствуя тем самым формированию современных цивилизованных механизмов его развития и регулирования.

Вместе с тем, как мне представляется, пути решения многих насущных проблем украинского рынка ценных бумаг, с принятием этого Закона не только не прояснились, но, скорее, стали еще более туманными. Так произошло потому, что, несмотря на то, что модель развития украинского фондового рынка определена в соответствующих нормативных актах, реалистичность этой модели вызывает ряд сомнений, которыми хотелось бы поделиться.

Прежде всего, следует отметить общий недостаток всех официальных документов - Законов, нормативных актов ГКЦБФР и т.п., состоящий в том, что они не в полной мере учитывают переходный характер украинской экономики. А переходность социально-экономических процессов - вещь весьма коварная. Коварство ее состоит в том, что в переходных экономических системах действуют совсем иные механизмы упорядочения общественной жизни, чем в развитых, и поэтому механическое перенесение на неподготовленную почву схем, моделей и прочих атрибутов, хорошо "работающих" в нормальной экономике, в наших условиях совсем не обязательно приведет к аналогичным результатам. Более того, нередко результаты такого переноса "работают" с точностью до наоборот. И фондовый рынок не является исключением.

Вся проблематика корпоративного управления в Украине сегодня связана, в первую очередь, с несформированностью структуры собственности. Именно это приводит к ущемлению прав акционеров -- физических, юридических лиц и государства в роли акционера. Основной причиной активного использования в отечественной практике различных приемов, позволяющих ущемлять права тех или иных акционеров, является отставание прежде всего законодательной базы. Но законодатели так до конца и не определились, какие новые правовые нормы в данное время нужно вводить в сферу корпоративного управления, что и сдерживает ее развитие.

Наглядным отражением «совершенства» законодательства может служить ситуация, сложившаяся сегодня между государством и частными акционерами:

По Вашему мнению, как можно охарактеризовать общее положение дел в сфере взаимоотношений между государством и частными акционерами в АО?

%

Государственные и частные акционеры во всех случаях нормально сотрудничают

0

В целом ситуация стабильная, но иногда случаются конфликты

22,5

Конфликты между акционерами случаются довольно часто

47,5

Конфликты между собственниками являются обычной практикой

30

Кто, по Вашему мнению, чаще оказывается инициатором конфликта?

%

Государственные акционеры

14,5

Частные акционеры

5

В равной степени и те, и другие

72,5

Внешние силы

8,0

Источник: Бюро политического консалтинга “Пента”

Стратегические принципы обязательно должны воплощаться через конкретные мероприятия, например: принятие Комплексной программы развития фондового рынка на 2001-2005 года. Залогом успеха в этом случае стало тесное взаимодействие органов государственного управления и профессиональных участников рынка.

Так, проект нового закона "Об акционерных обществах" предоставляет большая защита прав акционеров, прежде всего, мелких. Лишь защитив мелкого акционера, сегодня можно возобновить доверие к фондовому рынку у населения, а также привлечь иностранного портфельного инвестора к инвестированию к реальному сектору.

Необходимо оказывать содействие скорейшему принятию:

§ Закона Украины «Об Акционерных обществах»;

§ новой редакции Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже»;

§ Закона Украины «О внесении изменений и дополнений к Закону Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине».

Необходимо обеспечить выполнение требований законодательства всеми участниками фондового рынка.

Инвестор и прочие участники фондового рынка должны ощущать как защищенность своих прав, так и реальность своих обязанностей. Нормы законов не должны быть мертвыми, они должны постоянно подкрепляться гарантиями их выполнения на практике.

2.2 Анализ современного положения на ФР в Украине и Крыму

Сегодня украинский фондовый рынок насчитывает более 36 тыс. АО, из них более 12,5 тыс. открытых. (Для Крыма эти данные составляют соответственно более 1150 АО, из них более 500 открытых).

Много или мало -- это можно сказать, возвратившись к идее ваучерной приватизации, проходившей через создание акционерных обществ. Сегодня, конечно, легко рассуждать, надо ли было создавать их в таком количестве; стоило ли идти по пути выпуска и регистрации всех выпусков ценных бумаг, многие из которых, как изначально было понятно, котироваться и продаваться никогда не будут. Но сегодня мы находимся в той системе координат, которая была определена экономической политикой, в том числе приватизационными отношениями. Рынок ценных бумаг в какой-то мере действительно обслуживал приватизационный процесс. То есть был инфраструктурным элементом приватизации [19, ст. 16].

Сегодня мы должны пересмотреть, сработала ли эта система отношений, реализовала ли она свою главную цель -- привлечение инвестиций, их эффективное перераспределение и направление в те или иные сферы экономики; позволяют ли институты, созданные в процессе формирования фондового рынка, реализовать эту функцию.

По состоянию на 01.01.2001 г. общий объем эмиссий ЦБ в Украине, зарегистрированных ГКЦБФР, составляет 47,29 млрд. грн (в нынешнем 2002 году эта величина превысила 62 млрд.). При этом увеличивается процент реально полученных денежных средств от общего объема выпуска акций, что означает, что инструменты ФР начали занимать соответствующее место в экономике по привлечению инвестиций. Как и в предшествующие года, одну из ведущих позиций на фондовом рынке Украины среди финансовых инструментов занимают акции.

2.3 Характеристика инвестиционного климата в Украине

Экономика Украины очень нуждается в притоке новых инвестиций. Общая потребность в инвестициях, по мнению некоторых экспертов, составляет порядка $100 млрд. В 2001 году определенные позитивные изменения здесь произошли.

Так, инвестиции в основной капитал выросли на 17% и составили около 23 млрд. гр. Однако, к сожалению, основным их источником остаются собственные средства предприятий. Их доля составляет более 66%. Еще около 11% включают средства государственного и местного бюджетов, 2,7% -- это кредиты банков. Таким образом, на прямые и портфельные внешние негосударственные инвестиции приходится всего около 20%, или около 4,5 млрд. гр. Очень немного для экономики, балансовая стоимость основных фондов которой равна более 850 млрд. гр. [21, с.13]

Особую тревогу на фоне растущей экономики вызывает ситуация с иностранными инвестициями, хотя доходность по ним в Украине одна из самых высоких в мире. Прямые иностранные инвестиции в прошлом году составили $531 млн., что на 10% меньше, чем в 2000 году.

В целом за 10 лет независимости прямые иностранные инвестиции составили менее $5 млрд., или $86 на человека.

Еще хуже с портфельными иностранными инвестициями.

Второй год подряд здесь отмечается отрицательное сальдо между их вложением в экономику Украины и извлечением. Причем это негативное сальдо растет. И это в условиях одного из самых высоких в Европе темпов роста промышленного и сельскохозяйственного производства, валового внутреннего продукта, низкой инфляции и стабильного на протяжении вот уже 2 лет курса национальной валюты.

Все это говорит о глубоких корнях проблем, формирующих инвестиционный климат в стране, проблем не только в государственной политике, но и в действиях всех субъектов инвестиционного процесса, создающих этот неблагоприятный климат.

Проблемы макроэкономического характера: стагнация экономики, высокая инфляция, периодические финансовые кризисы долгое время отвлекали основное внимание государства на решение, прежде всего, этих проблем и не давали возможности должным образом сосредоточиться на микроуровне, и в частности, на такой важной проблеме, как корпоративное управление. Платой за это стала низкая культура в корпоративных отношениях, которая негативно сказывается не только на инвестиционном климате, но и на потенциальной прочности всей экономики, являясь реальной угрозой замедления темпов ее развития.

Корни основных проблем корпоративного управления находятся, в частности, в механизмах разгосударствления собственности.

Напомню, что в середине 90-х годов для ускорения разгосударствления собственности, формирования многоукладной экономики нам пришлось пойти на беспрецедентный шаг - очень быстро преобразовать основное количество больших и средних предприятий страны, подлежащих приватизации, в акционерные общества. Сделано это было в условиях слабого правового и кадрового обеспечения. Запустив после этого сертификатную приватизацию, мы успешно преодолели сопротивление сторонников монополии государственной собственности и имеем сегодня, благодаря этому, негосударственные сектор, который в настоящее время не только дает в сумме со смешанной собственностью около 70% ВВП, но и работает более эффективно, чем государственный.

Платой же за это стала та самая низкая культура корпоративного управления, которая так пугает инвесторов.

Противоестественный способ создания почти 20 тысяч акционерных обществ, когда они пришли уже на готовый капитал действующих предприятий и не прошли тернистый путь подъема его с финансового рынка, в сочетании с другими факторами стали основой тех проблем в работе хозяйственных обществ, с которыми ми сталкиваемся.

Без труда получив в свои руки капитал, созданный трудом нескольких поколений, новые собственники и менеджмент предприятий не научились ценить доверие инвесторов и не имеют к ним того уважения, которое есть на Западе, где акционерные общества создавались инвесторами на пустом месте по крупицам. Сегодня мы это видим на практике, в том числе и в действиях руководителей акционерных обществ, созданных на базе государственных предприятий, и с нуля - частными собственниками.

В непростом положении оказались не только акционерные общества, но и сами акционеры, особенно рядовые граждане - участники этого процесса. А таких сегодня более 17 млн. человек. Большинство из них не привлекаются к управлению акционерными обществами, не получают дивиденды на свои акции и даже не могут в отсутствие вторичного рынка продать ценные бумаги.

Сейчас, когда экономика вышла на траекторию подъема, наступает время, когда эти проблемы реально перемещаются в центр внимания государства.

Об этом, в частности, свидетельствуют последние решения Президента и правительства. Жаль только, что они недостаточно активно поддерживаются нашим парламентом.

Крайне важно в дальнейшем обеспечить программный комплексный подход к формированию высокой корпоративной культуры. В его основу целесообразно было бы положить отечественную концепцию развития корпоративного управления, опирающуюся на лучший мировой опыт. Тем более что опыт такой есть. В частности, можно было бы использовать принципы корпоративного управления, разработанные и принятые Советом организаций экономического сотрудничества и развития, куда входят большинство высокоразвитых стран мира.

Еще одной проблемой, которая стоит перед отечественным фондовым рынком, является отсутствие действенной системы раскрытия информации эмитентами ценных бумаг.

Здесь задача состоит в распространении в среде эмитентов культуры открытости информации перед инвестором. Открытость и доступность информации не должны быть лишь обязательной формальностью. Эмитент должен осознать, что публикация проспекта эмиссии или предоставление регулярной отчетности имеет практическую пользу для привлечения инвестора.

Поэтому внедрение требований к информации о выпуске ценных бумаг и отчетности эмитентов, которые бы дали возможность эмитенту обратить внимание инвестора на существенные показатели своей деятельности, может оказывать содействие возникновению добрых традиций и внедрению современных стандартов добровольного и сознательного раскрытия информации.

Независимо от национальных особенностей нашей экономики в основу функционирования фондового рынка следовало бы заложить такие общепринятые в мировой практике нормы, как:

1) защита прав и законных интересов акционеров при условии равноправия акционеров и равноправного отношения к акционерам. Возможность любого акционера использовать эффективные способы защиты в случае ущемления его прав;

2) учет законных интересов заинтересованных лиц, поощрение активного сотрудничества между обществами и заинтересованными лицами в создании рабочих мест и улучшение финансового состояния предприятия;

3) раскрытие информации и прозрачность всех существенных вопросов, касающихся общества, которые включают его финансовое положение, результаты деятельности, собственников и управление обществом;

4) разграничение полномочий органов управления, функций и обязанностей между общим собранием, наблюдательным советом и исполнительным органом;

5) действенность, независимость и ответственность наблюдательного совета в обеспечении стратегического управления обществом, эффективный контроль с его стороны за деятельностью исполнительного органа, а также ответственность наблюдательного совета перед обществом и акционерами.

За каждым словом этих принципов скрывается большой смысл, осознанный и апробированный более чем двухвековым опытом развития акционерных обществ.

Исходя из обозначенных принципов, главными направлениями развития корпоративного управления в Украине видятся:

§ усовершенствование системы защиты прав и законных интересов акционеров и обеспечение равноправия акционеров;

§ усовершенствование системы раскрытия информации и обеспечение прозрачности деятельности общества;

§ разграничение полномочий между органами управления общества;

§ учет законных интересов всех заинтересованных лиц (работников предприятия, менеджмента, кредиторов и т. д.);

§ формирование и развитие передовой, доказавшей свою цивилизованность, культуры корпоративного управления.

При этом надо учесть, что государственная политика в сфере корпоративного управления имеет двойственное начало. Государство выступает в процессе ее реализации и как регулятор, и как самый крупный акционер. При этом очень важно не допустить использования регулятором своих полномочий в пользу себя как акционера.

2.4 Особенности развития инфраструктуры отечественного фондового рынка

В Крыму, как и на Украине, сохраняется стойкая тенденция по увеличению выпуска ЦБ. Выпуск ценных бумаг эмитентами АР Крым на 01.01.2001 г. составил более 1,7 млрд. гр., в том числе акции на сумму более 1,5 млрд. гр.

Основной особенностью развития фондового рынка в Украине можно считать увеличение торговли акциями, которые на сегодняшний день являются главным его инструментом. На ФР Украины зарегистрировано 2 депозитария (хотя реально работает только один из них, что говорит о недостаточном развитии национальной депозитарной системы). 84 хранителя ЦБ осуществляют свою деятельность на рынке ЦБ, в том числе 2 в Крыму. Количество торговцев ЦБ составляет 858 в Украине, из них 40 в АРК. Организованная торговля сегодня осуществляется на 7 фондовых биржах, в том числе и на Крымской фондовой бирже, и двух торгово-информационных системах. Следует обратить внимание на то, что общий объем торгов ЦБ по состоянию на 01.01.01 составил 39,223 млрд. гр., что в 2,3 раза больше, чем в 1999 году.

Еще одна особенность развития отечественного фондового рынка - уменьшение количества лиц, зарегистрированных в реестрах владельцев именных ЦБ, что является прямым следствием процессов перераспределения и концентрации собственности, которые в настоящее время происходят в отечественной экономике. При этом позитивным является стабильность структуры фондового рынка. Количество субъектов предпринимательской деятельности, которое ведут реестры именных ЦБ в Украине по состоянию на начало 2001 г. составило 357, в том числе 11 в АРК. Эти показатели практически остаются без изменения на протяжении последних лет, что свидетельствует о том, что рынок этих услуг окончательно сформирован.

Количество сертифицированных специалистов на ФР достигло 9174 человека. Хотя, для фондового рынка подобного масштаба, как в Украине, - это достаточно незначительная величина. Не говоря уже о практически абсолютном отсутствии профессионалов широкого профиля, занимающихся исключительно консультативной деятельностью.

Еще один проблемный вопрос -- взаимоотношения с рынком через передачу ряда полномочий. Профессиональные участники рынка ЦБ объединены в 10 саморегулируемых организаций, с целью создания эффективной системы регулирования и контроля над деятельностью своих членов. При этом, если проанализировать образование СРО, то можно вспомнить, как территориальные управления ГКЦБФР срочно под угрозой приостановки и последующего отзыва лицензий "наклоняли", в частности, всех регистраторов к вступлению в ПАРД или АУФРУ. При этом статус СРО к этому времени имел только ПАРД. Но все регистраторы получали заверения, что можно вступить и в АУФРУ. Решение об обязательном членстве в СРО было принято еще в 1997 году, но там было сказано об обязательном членстве в одной из саморегулируемых организаций. Между тем до мая 1999 года регистраторы не имели возможности выбора, а угроза лишения лицензии над ними висела все это время.

Идея СРО прижилась у нас не так, как на Западе. В развитых странах СРО имеют реальные полномочия по регулированию ряда вопросов, делегированных им государством, а у нас - нет. Тогда зачем они нам нужны? Получается, только затем, чтобы выколачивать из профессиональных участников фондового рынка членские взносы.

В целом украинский фондовый рынок двигается в направлении организованной торговли и эта тенденция сохраняется, что говорит об увеличении его степени прозрачности. Доля организованного рынка в общем объеме в 1999 году составляла 11,3% по сравнению с 5% в 1998 году. Сегодня концентрация на организованном рынке доходит до 12%. То есть в динамике ситуация выглядит довольно оптимистически.

Дальнейшего развития требует также принятая в Украине модель учетной системы фондового рынка, которая базируется на выпуске именных ценных бумаг в документарной и бездокументарной формах. Украина может прийти к централизованной модели национальной депозитарной системы, принятой в большинстве стран, т.е. созданию единого депозитария. Но, следует определиться, как тогда поступать с институтом регистраторсва, довольно болезненно перенесшего становление и, наконец-то, достигшего на сегодняшний день относительной стабильности.

Заключение

Важность становления и развития национального фондового рынка как составного элемента финансового рынка для ускорения и углубления экономических реформ и развития экономики Украины трудно переоценить. Рынок ценных бумаг - это зеркальное отражение тех процессов, которые происходят в политической и экономической жизни страны. В Программе развития ФР Украины на 2001-2005 гг., одобренной указом Президента Украины от 26 марта 2001г., сформулирована главная цель фондового рынка: привлечение инвестиционных ресурсов для направления их на обновление и обеспечения дальнейшего роста производства.

Исследования проблем выпуска и обращения ценных бумаг в Украине позволяет сделать следующие выводы: отечественный фондовый рынок находится в стадии становления и развития в положительном направлении к организованной торговле ценными бумагами. В 2001г. украинский фондовый рынок стал более устойчивым и стабильным. Положительным фактором на данном этапе является стабильность инфраструктуры фондового рынка. Количество независимых регистраторов и торговцев ценными бумагами в течение длительного времени не изменяется, повышается уровень квалификации специалистов, работающих на фондовом рынке, усиливается контроль со стороны территориального управления Государственной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, улучшился порядок оформления и передачи прав собственности на ценные бумаги, увеличивается приток национального капитала на предприятие, постепенно увеличивается опыт руководящего состава акционерных обществ в области корпоративного управления, формируется корпоративная культура.

Но несмотря на это существуют известные недостатки, свойственные любому явлению, проходящему этап становления и развития. Безусловно, механизмы функционирования отечественного рынка ценных бумаг требуют совершенствования, доработки и, прежде всего, адаптирования к национальным условиям.

На мой взгляд, при условиях подробного изучения и достаточного освещения проблем и недостатков современного фондового рынка Украины, а также при должном внимании к ним государства можно достигнуть относительно стабильного функционирования инструментария по привлечению инвестиций в отечественное производство. Что, по моему мнению, является одной из главных задач, стоящих перед развивающейся экономикой молодого государства, и поможет ей занять должное место в Мировом хозяйстве.

Список использованных источников

1. Закон Украины «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» // Ведомости Верховной Рады Украины. - 2006. - № 51. - ст. 292.

2. Закон Украины «О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» // Голос Украины. - 2004. - № 2. - с. 3.

3. Закон Украины «О собственности» // Ведомости Верховной Рады Украины. - 2003. - № 20. - ст. 249.

4. Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» // Ведомости Верховной Рады Украины. - 2004. - № 38. - ст. 508.

5. Барановский А. Рынок ценных бумаг в Украине: состояние, проблемы, перспективы // Банковское дело. - 2004. - № 6. - с. 14.

6. Билошапка В. Ценовая политика - определяющий фактор стратегии регистратора // Ценные бумаги Украины. - 2004. - № 30. - с. 12.

7. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов. - М.: Первая Федеративная Книготорговая Компания, 2003. - 352 с.

8. Калина А.В., Корнеев В.В., Кощеев А.А. Рынок ценных бумаг. - К.: МАУП, 2006. - 256 с.

9. Каратуев А. Г. Ценные бумаги: виды и разновидности. - М.: Русская Деловая Литература, 2006. - 256 с.

10. Кучеренко В. Национальный рынок - Terra Incognita? // Экономика. Финансы. Право. - 2005. - № 7. - с. 22.

11. Кучеренко В. Инфраструктура национального фондового рынка-99. // Экономика. Финансы. Право. - 2003. - № 11. - с. 8.

12. Лысенков Ю.М., Рымарук А.И., Музыченко О.В. Фондовый рынок. Терминологический словарь-справочник. - К.: Диалог-пресс, 2004. - 266 с.

13. Лысенков Ю.М., Рымарук А.И., Педь И.В., Поважный А С. Участники фондового рынка: функции, организация деятельности. - К.: Вестник фондового рынка, 2003. - 288 с.

14. Махмудов А.Г. Некоторые уроки развития фондового рынка Украины в конце XX века // Фондовый рынок. - 2006. - № 18. - с. 6.

15. Мертенс А.В. Инвестиции. - К.: Киевское инвестиционное агентство, 2005. - XIV, 416 с.

16. Первозванский А.А., Первозванская Т.Н. Финансовый рынок: расчет и риск. - М.: Инфра-М, 2004. - 192 с.

17. Ревтюх В. В., Шапран В. С. Фондовый рынок Украины: анализ современного состояния и перспектив развития в сравнении с мировыми тенденциями // Фондовый рынок. - 2003. - № 2. - с. 7.

18. Рынок ценных бумаг и его финансовые институты / Под ред. Торкановского В.С. - СПб.: АО «Комплект», 2004. - 421 с.

19. Сирош Н.В., Торбач Л.А. Фондовый рынок в Крыму. Организация взаимоотношений между акционерным обществом и независимым регистратором // Фондовый рынок. - 2006. - № 4. - с. 16.

20. Фондовый рынок Украины / Под ред. Оскольского В.В. - К.: УФБ «Скарбниця», 2004. - 510 с.

21. Шапран В. С. Рынок ценных бумаг в Украине: функциональные особенности развития // Фондовый рынок. - 2004. - № 11. - с. 13.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.