бесплатно рефераты
 

Акции: организационно-правовое регулирование

p align="left">Требования к руководителям и работникам хранителей и депозитариев, а также их полномочия определены нормами раздела 11 Положения о депозитарной деятельности.

ФОНДОВАЯ БИРЖА

Фондовая биржа предоставляет услуги в заключении соглашений относительно ценных бумаг и традиционно рассматривается как наивысшая форма организации фондового рынка.

В соответствии со ст. 32 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» фондовой биржей является организационно оформленный, постоянно действующий рынок, на котором осуществляется торговля ценными бумагами и их производными. Создание фондовой биржи не преследует получения прибыли от ее функционирования. Основные принципы создания, функционирования и ликвидации фондовой биржи определены главой 8 Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже».

Фондовая биржа может быть создана в форме акционерного общества не менее чем 20 учредителями - торговцами ценными бумагами, которые имеют разрешение (лицензию) на осуществление коммерческой и комиссионной деятельности с ценными бумагами при условии внесения ими в уставный фонд не менее чем 10000 ннмдг.

Часть уставного фонда, принадлежащая одному акционеру, не может превышать 5 %.

Формирование уставного фонда негосударственными ценными бумагами для фондовой биржи не допускается. В случае формирования уставного фонда долгосрочными (не меньше года) государственными ценными бумагами, их часть не должна превышать 30 %.

Права юридического лица фондовая биржа приобретает со дня ее регистрации ГКЦБФР. Плата за регистрацию фондовой биржи согласно Распоряжению КМУ № 152-р установлена в размере 100 ннмдг. Зарегистрированной фондовой бирже ГКЦБФР выдается Свидетельство о регистрации сроком на 2 года, действующее на всей территории Украины.

Условия и порядок выдачи такого Свидетельства, а также порядок подачи документов на регистрацию фондовой биржи определены Положением о регистрации фондовых бирж и торгово-информационных систем.

Юридические лица, созданные на условиях, определенных законодательством как организационно оформленные централизованные рынки и электронные торгово-информационные сети, на которых постоянно осуществляется торговля ценными бумагами или производными ценными бумагами, могут получить статус фондовой биржи, если они отвечают следующим требованиям:

а) заключение биржевых соглашений только между учредителями и членами биржи и/или электронной торгово-информационной сети;

б) наличие процедуры отбора ценных бумаг или других финансовых инструментов, которая отвечает определенным требованиям относительно условий их выпуска и обращения;

в) наличие высокого уровня концентрации спроса и предложения на ценные бумаги или производные ценные бумаги;

г) определение рыночных цен на ценные бумаги как базового показателя для индикации состояния фондового рынка и рынка производных ценных бумаг Украины;

д) предоставление других, кроме торговых, услуг клиентам только через посредничество членов биржи;

е) наличие процедуры отбора брокеров/дилеров и требований относительно их профессиональной квалификации;

ж) наличие правил (регламента) торговли и стандартных торговых процедур;

з) централизация регистрации соглашений и расчетов по ним, установление официального биржевого курса;

и) наличие систем надзора за деятельностью членов биржи и брокеров/дилеров и соблюдения ими норм профессиональной и деловой этики, а также дисциплинарных норм и санкций на уровне, не ниже установленного законодательством для сегмента рынка, организатором торговли на котором является данная биржа;

к) наличие у руководителей и ведущих специалистов фондовой биржи, непосредственно привлеченных к биржевой деятельности, квалификации специалиста соответствующего профиля согласно перечню видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, подтверждаемой квалификационными удостоверениями установленного образца. Запрещается деятельность по организации торговли фондовыми биржами или их филиалами без наличия квалификационных удостоверений, выданных ГКЦБФР;

л) обеспечение стабильного и эффективного функционирования системы информации о ценных бумагах и других финансовых инструментах, их ценах и условиях обращения на территории Украины.

Деятельность фондовой биржи по организации торговли на рынке ценных бумаг как один из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, согласно п.п. 56 ст. 9 Закона Украины «О лицензировании», подлежит лицензированию. Порядок и условия ее выдачи, а также требования к осуществлению такой деятельности определены Лицензионными условиями осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Фондовая биржа не может осуществлять операции с ценными бумагами от своего имени и по поручению клиентов, а также выполнять функции депозитария.

ТОРГОВО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Кроме фондовых бирж, услуги в заключении соглашений относительно ценных бумаг может предоставлять организация, созданная торговцами ценными бумагами. Такая организация, определенная ст. 1 Закона Украины «О национальной депозитарной системе» как организационно оформленный внебиржевой рынок, для обеспечения заключения соглашений относительно ценных бумаг использует электронную торгово-информационную сеть.

Справка. Из ст. 1 Закона Украины «О национальной депозитарной системе»:

Организационно оформленный внебиржевой рынок - организация, которая объединяет торговцев ценными бумагами для предоставления услуг в заключении соглашений относительно ценных бумаг и при этом не преследует получения прибыли.

Электронная торгово-информационная сеть - совокупность программно-технических средств, используемых фондовой биржей или организационно оформленным внебиржевым рынком для обеспечения заключения соглашений относительно ценных бумаг.

Из п. 1 Положения о регистрации фондовых бирж и торгово-информационных систем:

Электронная торгово-информационная сеть - электронная система, связывающая торговцев ценными бумагами в различных местах и предоставляющая им возможность обмениваться котировками и заключать соглашения без каких-либо задержек во времени.

Нормативными документами организационно оформленный внебиржевой рынок определен как торгово-информационная система.

Справка. Из п. 1 Положения о регистрации фондовых бирж и торгово-информационных систем:

Торгово-информационная система - юридическое лицо, которое осуществляет деятельность по организации торговли на внебиржевом рынке и владеет или управляет электронной торгово-информационной сетью или другой системой средств, предоставляющей возможность обмена предложениями покупки и продажи ценных бумаг.

Основные принципы создания, а также задачи, цели и функции торгово-информационной системы определены Положением о внебиржевых торгово-информационных системах.

Деятельность по организации торговли на внебиржевом рынке ценных бумаг могут осуществлять юридические лица, созданные как акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью не менее чем 20 торговцами ценными бумагами. Часть уставного фонда, принадлежащая одному учредителю, не может превышать 5 %.

Прибыль от деятельности торгово-информационной системы направляется только на развитие ее уставной деятельности.

Статус и возможность осуществления деятельности торгово-информационной системы юридические лица приобретают после регистрации в ГКЦБФР, плата за которую в соответствии с Распоряжением КМУ № 152-р установлена в размере 100 ннмдг. При этом торгово-информационной системе ГКЦБФР выдает Свидетельство о регистрации сроком на 2 года, которое действует на всей территории Украины. Условия и порядок выдачи такого Свидетельства, а также порядок подачи документов на регистрацию торгово-информационной системы определены Положением о регистрации фондовых бирж и торгово-информационных систем.

Оплаченная доля уставного фонда торгово-информационной системы на момент предоставления заявления на получение Свидетельства должна составлять гривневый эквивалент суммы не менее 75000 евро. При этом формирование уставного фонда торгово-информационной системы негосударственными ценными бумагами не допускается. Часть уставного фонда, принадлежащая одному участнику торгово-информационной системы, не может превышать 5 %.

Активы торгово-информационной системы на момент предоставления заявления должны составлять гривневый эквивалент суммы, не менее 75000 евро.

Участниками торгово-информационной системы являются ее учредители и торговцы ценными бумагами, получившие соответствующее разрешение (лицензию) на деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг, зарегистрированные в установленном торгово-информационной системой порядке и имеющие право на заключение соглашений с ценными бумагами в соответствии с этими правилами системы. Участники торгово-информационной системы должны соблюдать правила и требования относительно проведения операций с ценными бумагами в ее электронной сети и в других средствах, используемых для обеспечения ее уставной деятельности.

Торгово-информационная система создается с целью:

- обеспечения условий для осуществления купли-продажи ценных бумаг через электронную торгово-информационную сеть;

- информирования участников торгово-информационной системы о конъюнктуре, сложившейся на внебиржевом рынке ценных бумаг;

- обеспечения быстрого, точного, надежного и достоверного сбора, обработки, распространения и публикации информации о котировках и операциях с ценными бумагами, обеспечение достоверности такой информации;

Справка. Из п. 1 Положения о регистрации фондовых бирж и торгово-информационных систем:

Котировка - механизм определения и/или фиксации рыночной цены ценной бумаги;

Из п. 2 Положения о порядке расчета резерва на возмещение возможных убытков банков от операций с ценными бумагами:

Котировка - цена, сложившаяся на организационно оформленном рынке ценных бумаг под воздействием спроса и предложения и по которой заключаются гражданско-правовые соглашения о ценных бумагах на биржевом или организационно оформленном внебиржевом рынке ценных бумаг.

- обеспечения возможности получения заинтересованными лицами на приемлемых условиях информации о котировках и операциях с ценными бумагами;

- предотвращения использования, распространения или публикации недостоверной или мошеннической информации о котировках и операциях с ценными бумагами;

- защиты участников торгово-информационной системы от возможных злоупотреблений.

Основными задачами торгово-информационной системы являются:

- разработка и внедрение единых правил осуществления операций купли-продажи ценных бумаг, требований к участникам торгово-информационной системы и лицам, уполномоченным участниками торгово-информационной системы на заключение соглашений;

- разработка и внедрение механизма разрешения спорных вопросов между участниками и участниками и клиентами;

- разработка и осуществление мер относительно защиты клиентов и участников торгово-информационной системы от злоупотреблений и правонарушений во время осуществления соглашений с ценными бумагами;

- контроль за соблюдением участниками торгово-информационной системы требований законодательства и установленных торгово-информационной системой правил и требований.

Торгово-информационная система осуществляет:

- учет собственных участников;

- учет заключенных соглашений по купле-продаже ценных бумаг и контроль за их исполнением;

- обмен информацией с депозитарными и расчетно-клиринговыми учреждениями относительно заключенных соглашений;

- хранение информации относительно заключенных соглашений в течение пятилетнего срока;

- предоставление информационных услуг в сфере организации торговли ценными бумагами.

Следует отметить, что к учредительным документам и правилам торгово-информационной системы установлены особые требования. Так, учредительные документы, кроме положений, предусмотренных законодательством, должны содержать основные принципы создания и деятельности торгово-информационной системы и предусматривать:

- условия участия в торгово-информационной системе, выхода и исключения с нее;

- положения об органах управления торгово-информационной системой;

- права участников торгово-информационной системы и их обязанности, в том числе обязанность выполнять установленные торгово-информационной системой правила и требования, включая предостережения относительно добровольного выполнения участниками торгово-информационной системы взысканий, которые накладываются торгово-информационной системой, и возможности исключения участника из торгово-информационной системы в случае их невыполнения;

- положения о компетенции общих собраний участников торгово-информационной системы;

- положения о коллегиальных органах управления торгово-информационной системой;

- положения о руководителе торгово-информационной системы (назначение, обязанности, вознаграждение и увольнение); положения о специалистах торгово-информационной системы, которые непосредственно привлечены к организации торговли ценными бумагами, которое должно содержать требования к квалификации специалиста в соответствии с видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (подтверждаются квалификационными удостоверениями установленного образца, выдаваемые аттестационной комиссией, состав и порядок работы которой определяется Комиссией);

- порядок допуска участников рынка ценных бумаг к пользованию электронной торгово-информационной сетью;

- ответственность участников торгово-информационной системы за нарушение установленных правил и требований торгово-информационной системы.

Правила торгово-информационной системы должны предусматривать:

- процедуру допуска (листинга) и котировки ценных бумаг в торгово-информационной системе;

- требования к участникам отчитываться перед торгово-информационной системой относительно всех соглашений с допущенными к котировке в торгово-информационной системе ценными бумагами;

- предоставления статуса участников, которые осуществляют в торгово-информационной системе операции с ценными бумагами, их права и обязанности, в том числе обязанность каждого участника предоставлять перечень физических лиц, уполномоченных осуществлять операции с ценными бумагами, а также изменений в перечни в срок не позднее, чем одни сутки с момента возникновения необходимости таких изменений;

- права пользователей торгово-информационной системы;

- осуществление контроля за соответствием квалификации физических лиц, уполномоченных участниками осуществлять операции в системе;

- правила применения электронно-технических средств торговли, доступа участников к пользованию этими средствами;

- требования к заключению соглашений по купле-продаже ценных бумаг, их регистрации и выполнению;

- обязательное выполнение участниками соглашений по купле-продаже ценных бумаг в заявленном объеме, по заявленной цене и в определенное время;

- порядок оформления и учета документов, которые используются при осуществлении соглашений по купле-продаже ценных бумаг;

- требования к участникам относительно хранения документации, необходимой для подтверждения выполненных соглашений между участниками, а также между участниками и их клиентами в течение пяти лет;

- порядок предоставления информационных и других услуг участникам торгово-информационной системы;

- процедуру разрешения споров между участниками, участниками и клиентами, торгово-информационной системой и участниками;

- механизм осуществления контроля за соблюдением участниками торгово-информационной системы ее требований и правил, а также ответственность за их нарушение;

- предварительное, не менее чем за 10 рабочих дней, предупреждение участника торгово-информационной системы о намерении наложить на него взыскание относительно

обнаруженных нарушений и предоставления ему возможности дать соответствующие объяснения и привести оправдательные доказательства;

- в случае применения к участнику торгово-информационной системы взысканий отправление ему письменного сообщения с обоснованием, а ГКЦБФР копии этого сообщения;

- предостережение относительно мероприятий, которые могут применяться торгово-информационной системой в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств;

- положения о финансировании уставной деятельности торгово-информационной системы.

Торгово-информационная система имеет право:

- осуществлять контроль за деятельностью своих участников в порядке, установленном уставом, правилами и требованиями торгово-информационной системы;

- применять санкции к нарушителям правил и других требований торгово-информационной системы, в том числе выносить предупреждения, налагать штраф, если это предусмотрено договором, или временные ограничения на осуществление определенных видов операций на участников или физических лиц, уполномоченных участниками осуществлять операции в торгово-информационной системе, исключение из состава участников торгово-информационной системы;

- ставить вопрос о приостановлении действия или аннулировании разрешений (лицензий) своих участников перед ГКЦБФР;

- представлять интересы своих участников в ГКЦБФР и других государственных органах;

- разрабатывать и внедрять требования к участникам торгово-информационной системы и лицам, уполномоченным участниками осуществлять операции с ценными бумагами;

- разрабатывать и внедрять отчетность для участников торгово-информационной системы, вести учет и отчетность относительно операций с ценными бумагами.

Торгово-информационная система не имеет права:

- применять ограничение к отдельным участникам торгово-информационной системы в осуществлении ими других,

кроме торговых, видов деятельности, которые не запрещены законодательством;

- устанавливать минимальные размеры вознаграждения за услуги;

- осуществлять другие организационные и координирующие мероприятия, направленные на нарушение антимонопольного законодательства;

- устанавливать различные размеры платы за предоставление информационных услуг пользователям;

- вмешиваться в хозяйственную деятельность участников торгово-информационной системы;

- торгово-информационная система не может вести реестры владельцев именных ценных бумаг и предоставлять участникам депозитарные и расчетно-клиринговые услуги;

- осуществлять деятельность по выпуску и обращению ценных бумаг, а также деятельность, которая не связана с целью создания торгово-информационной системы.

Деятельность торгово-информационной системы по организации торговли на рынке ценных бумаг как один из видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг согласно п.п. 56 ст. 9 Закона Украины «О лицензировании» подлежит лицензированию. Порядок и условия ее выдачи, а также требования к осуществлению такой деятельности определены Лицензионными условиями осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Биржевой и организационно оформленный внебиржевое рынки не противоречат целям Национальной депозитарной системы и не дублируют ее функций. Наоборот, существование депозитарной системы позволяет участникам организованного рынка ценных бумаг в своей работе использовать общий механизм взаимодействия и гарантий, благодаря которому достигается высокая эффективность и снижаются риски. Однако для того, чтобы в полном объеме воспользоваться преимуществами организованного фондового рынка, собственникам документарных акций, необходимо соблюсти обязательное условие обездвижения принадлежащих им ценных бумаг.

УЧЕТ ЦЕННЫХ БУМАГ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕПОЗИТАРНОЙ СИСТЕМЕ

В соответствии со ст. 16 Закона Украины «О Национальной депозитарной системе» учет ценных бумаг в Национальной депозитарной системе осуществляется в соответствии с нормами и правилами учета ценных бумаг, утвержденных ГКЦБФР по согласованию с Национальным банком Украины, а для коммерческих банков - ГКЦБФР совместно с Национальным банком Украины, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины.

Справка. Из ст. 1 Закона Украины «О Национальной депозитарной системе»:

Депозитарный учет - учет ценных бумаг на счетах собственников ценных бумаг у хранителей или учет на счетах в ценных бумагах, который осуществляет депозитарий для хранителей и эмитентов.

Общие принципы депозитарного учета определены Положением о депозитарной деятельности, а также Нормами и правилами учета ценных бумаг в Национальной депозитарной системе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.